Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля : закон единства и борьбы противоположностей . Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля : переход количественных изменений в качественные . Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики : закон отрицания отрицания . Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Переход ничто в бытие называется возникновением . Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение .

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Если вы готовы к более глубокому погружению в логическую систему Гегеля, то приступайте вместе с нами к изучению главной книги Гегеля - "Науки логики" в её кратком и понятном содержании с комментариями и пояснениями.

Универсальные законы: отрицания отрицания, законы количественного перехода в качественные, закон единства и борьбы. Универсальные законы и принципы (принцип всеобщей связи, принцип системности, историзма) играют большую роль в философских знаниях т.к. помогают нам понять процессы , которые происходят в обществе, в мире, понять мир в его единстве и целостности.

4. Какое влияние оказывает философия на формирование вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

Ответ: Она даёт основу, на что опираться, чему верить.
Именно философия прародительница всех наук, даёт ответы на вопросы, даёт понять этот мир.

5.Задания студентам для самостоятельной работы.

1. ”Философия - это нечто такое, что касается каждого” М. Хайдеггер.

Ответ: Мы живём в социуме, и взаимодействуем с людьми, мы мыслим и задумываемся над какими-либо вопросами, мы изучаем разные науки. А это и есть философия.

2. В чем вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженной в формуле: ”Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика) не был так далек от философского умонастроения?

Ответ: Автор высказывания хочет сказать, что мы перестали думать, стали иррациональными, безнравственными, неэтичными, расточительными и т.д. И как лекарство от всего этого – философский разум.

3. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии: античным, средневековым и новоевропейским?

Ответ: Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.

Сходства:

-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.

-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.

-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.

4. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

Ответ: О прогрессе философии можно говорить:

-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.

-Преемственность знаний.

5. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

Ответ: Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.

Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.

6 . Контрольные вопросы, тесты, задания по теме:

1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: ”философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.

а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт)

б) Предмет философия – это логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн)

в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить. (А. Камю)

3. Как соотносится предмет и метод исследования?

Ответ: Предметом исследования философии являются:

1) Онтология

2) Гносеология

3) антропология

4) Аксиология

Предмет и метод исследования взаимодействия, например диалектический метод, который восходит с момента начала философии ближе к жизни, и обычно господствует в естественно научном познании, т.к. не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности, но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

4. В чем суть диалектического метода?

Ответ: Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.

Диалектический метод противоположен метафизическому. Диалектический метод – метод синтетический, т.к. второе значение диалектики – искусствоведения спора.

5. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

Ответ: Диалектика как метод и идеал, как цель взаимосвязаны, потому что закон отрицание отрицания всегда показывает нам, что развитие всегда идёт в сторону прогресса и стремления к идеалу. Идеал – это образец, понятие совершенства и цепь стремлений.

6. В чем специфика прагматического метода?

Ответ: Прагматизм и есть не что иное как метод. В соответствии с прагматическим методом для того что бы понять какой-либо предмет, нужно рассмотреть его значение для человека. Прагматический метод относиться к эмпирическому направлению, так как он основывается на фактах, на практике человеческой деятельности. Данный метод не останавливается на словах, он извлекает из них практический смысл, проверяемый на опыте, и ориентирует на составление программы, с помощью которой может быть изменена деятельность.

7. Как соотносится философский метод и философские принципы?

Ответ: Основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами, в какой - то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля – Абсолютная Идея, у Ницше – Воля к власти и т.д.

8. Какова структура философского знания?

Структура философского знания включает в себя:

Универсальные законы: отрицания отрицания, законы количественного перехода в качественные, закон единства и борьбы. Универсальные законы и принципы (принцип всеобщей связи, принцип системности, историзма) играют большую роль в философских знаниях т.к. помогают нам понять процессы , которые происходят в обществе, в мире, понять мир в его единстве и целостности.

4. Какое влияние оказывает философия на формирование вашего самосознания и вашей жизненной позиции?

Ответ: Она даёт основу, на что опираться, чему верить.
Именно философия прародительница всех наук, даёт ответы на вопросы, даёт понять этот мир.

5.Задания студентам для самостоятельной работы.

1. ”Философия - это нечто такое, что касается каждого” М. Хайдеггер.

Ответ: Мы живём в социуме, и взаимодействуем с людьми, мы мыслим и задумываемся над какими-либо вопросами, мы изучаем разные науки. А это и есть философия.

2. В чем вы видите трагизм философии в нынешнем мире, выраженной в формуле: ”Никогда еще не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум (обыденное сознание, политика) не был так далек от философского умонастроения?

Ответ: Автор высказывания хочет сказать, что мы перестали думать, стали иррациональными, безнравственными, неэтичными, расточительными и т.д. И как лекарство от всего этого – философский разум.

3. В чем сходства и различия между тремя кругами в философии: античным, средневековым и новоевропейским?

Ответ: Различия между тремя кругами в том, что в античном господствовал разум, в христианском – вера, в новоевропейском – наука.

Сходства:

-В пределах каждого круга уменьшалось значение этики.

-В конце круга происходило снижение творческого потанцевала.

-Завершение научного круга характеризуется пессимизмом и скептицизмом.

4. В каком смысле можно говорить о прогрессе философии?

Ответ: О прогрессе философии можно говорить:

-Потому что идёт накопление знаний как образов мира.

-Преемственность знаний.

5. Каково соотношение разума и веры в развитии философии?

Ответ: Вера – это позиция разума. Те убеждения, которые мы принимаем на веру.

Философия прошла 3 круга: 1й круг прошел от мифологической веры к разуму, 2й круг – от разума к религиозной вере. 3й – был возвращением от веры к разуму.

6 . Контрольные вопросы, тесты, задания по теме:

1. Прокомментируйте высказывание Гегеля: ”философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие современные философские направления нашли в них отражение.

а) Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О. Конт)

б) Предмет философия – это логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн)

в) Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить. (А. Камю)

3. Как соотносится предмет и метод исследования?

Ответ: Предметом исследования философии являются:

1) Онтология

2) Гносеология

3) антропология

4) Аксиология

Предмет и метод исследования взаимодействия, например диалектический метод, который восходит с момента начала философии ближе к жизни, и обычно господствует в естественно научном познании, т.к. не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности, но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

4. В чем суть диалектического метода?

Ответ: Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии.

Диалектический метод противоположен метафизическому. Диалектический метод – метод синтетический, т.к. второе значение диалектики – искусствоведения спора.

5. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

Ответ: Диалектика как метод и идеал, как цель взаимосвязаны, потому что закон отрицание отрицания всегда показывает нам, что развитие всегда идёт в сторону прогресса и стремления к идеалу. Идеал – это образец, понятие совершенства и цепь стремлений.

6. В чем специфика прагматического метода?

Ответ: Прагматизм и есть не что иное как метод. В соответствии с прагматическим методом для того что бы понять какой-либо предмет, нужно рассмотреть его значение для человека. Прагматический метод относиться к эмпирическому направлению, так как он основывается на фактах, на практике человеческой деятельности. Данный метод не останавливается на словах, он извлекает из них практический смысл, проверяемый на опыте, и ориентирует на составление программы, с помощью которой может быть изменена деятельность.

7. Как соотносится философский метод и философские принципы?

Ответ: Основные методы философствования – скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем рекомендуют применять везде. Результаты познания сами, в какой - то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля – Абсолютная Идея, у Ницше – Воля к власти и т.д.

8. Какова структура философского знания?

Структура философского знания включает в себя:


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Философия имеет специфический предмет исследования, стало быть, она должна владеть собственными методами. О соответствии в философии метода предмету впервые четко сказал Гегель, пропагандируя диалектику в противоположность метафизике. Последней со времен Аристотеля называют попытку открыть за текучей действительностью нечто устойчивое. Гегель именно действительность взял отправной точкой философствования и возвел в метод. Он был новатором использования

диалектики как метода, пригодного для всех философских исследований.

Применяемый метод связан с основной содержательной установкой. Если признавать идеи существующими автономно, к ним надо приходить с помощью диалога и созерцания (по Сократу и Платону). Если идеи пребывают в вещах, последние надо исследовать (Аристотель). Если идеи существуют в человеке — испытывать природу с их помощью (Кант). Если идеи переходят из одной формы в другую, нужен некий синтетический метод — диалектика, в который входят и диалог, и исследование, и испытание. В одном случае Дух спорит и созерцает; в другом — следует природе; в третьем — пытает ее, расчленяя; в четвертом — природа предстает как саморазвивающаяся идея.

Диалектический метод

Диалектический метод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему в естественно-научном познании. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический — к ее познанию в мысли. При диалектическом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрицании формальной логики превращается в иррациональную противоположность познанию, отрицание возможности мира и познания его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и-миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, которыми занимается, без привлечения аппарата формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Поэтому диалектический метод противостоит любой замкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отрицать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой наличествует у всех диалектиков — создателей систем.

Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалектика удаляется от реальности. С помощью системы можно пред-

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет широкие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ориентиры на будущее.

Прагматический метод

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. — М., 1995. — Т. 2, с. 4.

2 Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910, с. 33.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь огромное поле деятельности для методологов.

Метод и принцип

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления; совокупность рациональных правил — универсальный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью отношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем,

1 Соловьев B.C. Критика ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т. — СПб., 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

Во многих науках есть общая и специальные части. В философии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика — искусство жить, логика — умение мыслить, онтология — учение о бытии, гносеология — теория познания, эстетика — учение о прекрасном, теология — учение о Боге. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины — с истиной (теория познания), добром (этика), красотой (эстетика).




Древо философии

Если систематическая философия — учение об идеях как таковых, то этика — учение о нравственных идеях, эстетика — учение об идее прекрасного, гносеология — учение об идее истины. На различные разделы философии по-разному распределена нагрузка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.

В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими законами тождества (А = А), непротиворечия (А ф не-А) и исключения третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.

Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.

В более полной схеме (см. с. 159) можно выделить внутреннее ядро философии, или систематическую философию, сферу философских дисциплин и сферу человеческой деятельности и отраслей культуры.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть диалектического метода?

3. Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?

4. В чем специфика прагматического метода?

5. Как соотносятся философский метод и философские принципы?

6. Как соотносятся систематическая философия и специальные фило
софские дисциплины?

7. Какова структура философского знания?

АйерА. Философия и наука // Вопросы философии. — 1962. — № 1.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975. — Т. 1.

Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.

Кропоткин П.Л. Этика. — М., 1992.

Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. — 1992. — № 8—10.

Глава 15 ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. — Т. 20, с. 145.

2 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. — Т. 1, с. 69.

подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести разделительную линию между философией и наукой.

Ученых порой представляли в качестве так называемых стихийных материалистов в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, сами были выдающимися философами своего времени.

Современная наука

В Новое время произошел великий поворот в развитии культуры — наука поднялась на ее высшую ступень. С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX в., и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине XX в. в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII в., получившее название научно-технической революции (НТР) и знаменовавшее новый этап в развитии научного знания.

НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии (атомную энергию), принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука — продукт, созданный человеком (К. Ясперс), и наука — продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер).

ров — мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания — наука сменила мир идей Платона. Третий, научный мир стал таким же эквивалентом философскому миру идей, как град Божий Блаженного Августина в Средние века.

В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине XX в. антисциентистские высказывания обрекают науку на вечное противопоставление человеческой природе. Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем и оценивает науку как опасную силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она также увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды.

Платон и Аристотель

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

  • Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
  • Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
  • При определённых условиях количество переходит в качество;
  • Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

  • Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
  • Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
  • Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
  • Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
  • Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
  • Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
  • Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

    Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

Читайте также: