Какова роль психических процессов в деятельности человека кратко и понятно

Обновлено: 19.05.2024

Психические процессы представляют собой группу психических явлений, который объединены между собой функционально. Благодаря этим самым процессам, человек способен познавать себя, а также окружающий мир. То, как и какие процессы развиваются, зависит от многих внешних факторов, например, от смены погодных условий или времен года. Поэтому психика является своеобразным рычагом управления организма.

Психические процессы делятся на 3 вида:

  • познавательные;
  • эмоциональные;
  • волевые.

Также стоит отметить, что все процессы в области психологии и психиатрии тесно взаимосвязанные между собой. Таким образом, занимаясь развитием одного процесса, вы невольно подтянете к нему другой, который будет его дополнять.

Методы изучения психических процессов

Для максимального изучения процессов памяти, мышления и других функций в психиатрии используют определенные методы:

  • тактильная терапия, которая позволяет пациенту максимально познакомиться с фигурой;
  • зрительное восприятие изображений, которые демонстрирует терапевт;
  • изучение объектов, которые являются зрительно-пространственными;
  • ознакомление с портретами, на которых изображены известные лица;
  • работа с памятью;
  • терапия, которая направлена на работу со слухом.

Стоит отметить, что выявить особенность психических расстройств можно лишь, используя несколько методов в дуэте. Большое количество используемых методик направлены именно на изучение мышления. Ниже вы сможете ознакомиться с каждым психическим состоянием отдельно, разобравшись в его функциях.

Виды психических процессов

Понимание чего-либо подразумевает под собой познавательный процесс, который формирует образы окружающей среды. Данный процесс связан с ощущениями, при помощи которых мы собираем внешнюю информацию. К свойствам данного процесса можно смело отнести структурность, предметность, избирательность.

Память является совокупностью особенностей, которые направлены на накопление, сохранение, а также использование навыков. Главной функцией этого процесса является хранение информации, благодаря которой и существует каждая личность. Тренировать память можно и нужно. Все, что для этого нужно делать — ежедневно проходить когнитивную тренировку на Викиум.


Процесс мышления помогает смоделировать закономерности окружающего мира. Благодаря мышлению человек способен воспринимать и менять свои ощущения, воображение и прочее.

Ощущения как процесс возникают, отражая отдельные свойства и состояния внешней среды, а также субъектов. Ощущения направлены на получение информации о качестве, количестве, пространстве. Человек способен испытывать такие ощущения, как: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание.

Благодаря воображению, у человека в голове могут всплывать различные картинки, идеи и представления. Развитие воображения максимально положительно сказывается на человеке, помогая ему представить уже окончательный результат действий, направленных на что-либо. К основным свойствам воображения можно отнести следующее:

  • получение образа, желаемого будущего при условии, что человек не знает, какие действия необходимо предпринять;
  • создание для себя каких-либо ценностей;
  • соединение нескольких готовых образов для получения чего-то нового;

Процесс представления заключается в изучении образа или явления, которое на данный момент не существует в настоящем. От воображения этот процесс отличается тем, что он относится к реальности, а не к выдумке. Данная функция, безусловно, зависит и от рода деятельности человека. К свойствам представления можно отнести:

  • количество воспроизводимых деталей зависит от заинтересованности человека определенным объектом;
  • образ объекта несет конкретную информацию для личности;
  • удержание образа возможно лишь непродолжительное время.

Используя речь, люди поддерживают коммуникацию с внешним миром. Речевой процесс напрямую зависит от мышления и представления. Благодаря речи можно воспринимать и передавать важную информацию. К свойствам речи можно отнести понятность, действие и выразительность.

Внимание – один из психических процессов, работа которого тесно переплетается с волевым характером и памятью. Обладая хорошей волей, человек может изменить свое восприятие к чему-либо. Именно благодаря вниманию человек успешно существует в мире. Тренировать его, также как и память, можно и нужно. Наши когнитивные тренировки — к ваши услугам.

При помощи эмоций люди выражают оценочное отношение к окружающим объектам. Эмоции и чувства очень похожи между собой, а первый процесс полностью связан со вторым.

Стресс представляет собой реакцию организма человека на раздражающие психику, факторы внешней среды. В психологии отмечают наличие положительного и отрицательного стресса. Первый вариант действует на организм положительно и не является слишком долгим и частым. Отрицательный же стресс приносит для человека множество проблем со здоровьем.

Аффект – эмоциональное состояние человека, зависящее от его характера. Обычно его приписывают к негативным качествам.

Постановка цели напрямую зависит от воли и эмоций, ведь только волевой и эмоционально стабильный человек может прийти к своей цели. А искусству целеполагания можно научиться с помощью нашего одноименного курса.

Умение человека идти к указанной цели, направляя свои решения и действия в нужное русло, называется волей. Она тесно переплетается с процессом мышления, внимания и памятью.

Принятие решений являет собой процесс, за который отвечают сила воли, постановка цели и твердость характера.

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Познавательные процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что познавательные процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. познавательный восприятие память психический

В чем же заключается роль познавательных процессов? Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. Психические познавательные процессы - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. Иными словами познавательные процессы - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). Познавательные процессы - это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях

Таким образом, познавательные процессы позволяют воспринимать окружающую действительность и выступают регуляторами человеческой деятельности.

В чем заключаются особенности ощущений?

Ощущениеявляется самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, вкус, звук и т.д.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.)

Количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности:

Нижний порог абсолютной чувствительности - минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущений

Верхний порог абсолютной чувствительности - максимальная величина доболевой интенсивности воздействия

Разностный порог - минимальное различение в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения

- Основа более сложных познавательных процессов

- Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания

- Обеспечение чувственной основы психологической деятельности (предоставление сенсорного материала для построения психических образов) и др.

Физиологической основой ощущений является деятельность слож-ных комплексов анатомических структур – анализаторов.

- С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

- Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т.д.

- Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.

- Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

- Температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

- Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов – их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

- С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.д.

- Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, о раздражителях органов человека. Они служат своеобразным проявлением защитных функций организма.

- Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата.

- Ощущения движения – это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому их интенсивность зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.


На протяжении всей жизни человек растет, развивается, осваивает новые области знаний, приобретает необходимые умения, строит отношения с другими. Каждый из нас неповторим и уникален. Но что лежит в основе нашей индивидуальности? Из каких кирпичиков формируется наша личность?

Ответ на эти вопросы может не только удовлетворить наше любопытство, но и помочь в повседневной жизни. Мы можем воздействовать на большинство психических процессов, например, тренировать внимание и память. Но такие тренировки нелегки и требуют сознательных волевых усилий. Гораздо легче организовывать свою жизнь, опираясь на знания об устройстве наших психических процессов. Например, владея информацией о свойствах памяти можно сократить время, затрачиваемое на усвоение нового материала и повысить эффективность запоминания.

К высшим психическим процессам относят: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, эмоции и речь. Все они имеют ряд общих черт. Самой главной из которых является то, что сам психический процесс и его результат отнесены к разным предметам: первый – к органу, в котором происходит; второй – к внешним объектам, никак с этим органом не связанным.

Например, результаты восприятия какого-либо предмета можно описать только через свойства этого предмета: цвет, величину, объем, твердость и т.п.; результаты мышления – в признаках объектов, связи между которыми оно отражает; эмоции – в отношении к событиям, их вызвавших.

Другая важная особенность – мы не ощущаем физиологические компоненты психических процессов. Т.е. нам доступен только результат деятельности психики – кофта зеленая, камень тяжелый, дождь холодный, а те изменения, которые произошли в работе центральной нервной системы для обеспечения нужного результата, нами совершенно не воспринимаются. Возникает противоречие: мы ощущаем свойства вещей, находящихся вовне, а то, что происходит внутри нас, в нашем мозгу, не чувствуем.

Есть еще много подобных примеров. Отец Иоганна Себастьяна Баха не отличался от своего брата-близнеца даже в музыке – они могли сменить друг друга в антракте концерта и никто не замечал разницы.

Однояйцевые близнецы часто видят одни и те же сны, делают одинаковые грамматические ошибки, если заболевает один, то скоро заболеет и другой, даже если они живут в разной местности. Сходство между разнояйцевыми близнецами гораздо менее выражено. Так, разница в продолжительности жизни у первых около 3-х лет, а у вторых – более 12-ти.

Эти и множество других наблюдений говорят в пользу существования врожденных задатков не только физических особенностей, но и психологических свойств. Что ставит перед нами вопрос о том, развиваются ли вообще психические процессы в течение человеческой жизни или просто последовательно проявляются наследственно заданные качества? Существуют различные мнения. Представители гештальт-психологии считают, что психические процессы в течение жизни не развиваются, а последовательно проявляются. При такой точке зрения вопрос о формировании способностей у детей даже не ставится, речь идет только о выявлении того, что было унаследовано ребенком.

Учеными другого направления, основоположником которого является Жан Пиаже, было обосновано в ходе многочисленных экспериментов и наблюдений, что есть и прижизненное развитие высших психических функций, однако они ограничивают этот процесс подростковым возрастом, когда заканчивается морфологическое созревание организма.

Отечественный подход позволяет нам не опускать руки в ситуации, когда у нас нет тех способностей, которые хотелось бы приобрести, даже если самый благоприятный возраст для их формирования упущен. Но, конечно, не стоит забывать про наследуемые задатки. Также, будет уместно задуматься о том, что зачастую в нашем обществе несправедливо относятся к старости, как к возрасту, когда основной пик мыслительной активности уже позади.

Возвращаясь к высшим психическим процессам, обратимся к общим моментам в их развитии: погружению, свертыванию и произвольности.

Лучше всего развитие высших психических функций видно, если понаблюдать за ребенком. Вначале он вынужден реализовывать каждое побуждение двигательно, чтобы решить стоящую перед ним задачу. Его действия развернуты и содержат большое количество видимых компонентов. Постепенно они видоизменяются: качественно преобразуются и действий становится меньше. Этот процесс называют свертыванием. Если заглянуть в энциклопедию и прочитать статью про формирование зрения, то мы увидим, что глаз ребенка для распознавания увиденного совершает множество хаотичных микродвижений, глаз взрослого делает гораздо меньше микродвижений, ориентируя их, в основном, по контуру рассматриваемого предмета.

А.В. Запорожец и его коллеги показали, что подобный путь развития характерен и для сознательно разучиваемых движений в любом возрасте. Вначале необходима развернутая последовательность действий, контроль над каждой мышцей. В результате свертывания движения постепенно становятся плавными и экономными, а контроль остается только общий.

Итак, протекающие открыто медленные действия постепенно преобразуются в молниеносные мыслительные операции.

Произвольность – важная общая черта психических функций. Человек может управлять своим поведением благодаря умению разорвать связку стимул – реакция и вставить туда еще одно звено. Получается стимул – психологическое орудие – реакция. Применение психологических орудий позволило человеку перестраивать свою психическую деятельность так же, как применение орудий труда дало новые возможности для внешних действий. Примерами психологических орудий служат язык, счет, алгебраические символы.

Овладение знаком осуществляется в несколько этапов. Вначале он нужен для понимания других и общения с ними. Затем он становится внешним средством управления своими психическими процессами. И только потом происходит превращение внешнего знака во внутреннюю структуру мышления. Возьмем речь. Даже если не обращаться к детскому опыту, можно вспомнить, как происходит обучение иностранному языку. Вначале идет заучивание слов, потом становится возможным общение, а в какой-то момент можно поймать себя на том, что начал думать на другом языке.

Человек может использовать искусственно созданные стимулы, не имеющие прямой связи с ситуацией. Всем знакома такая простая вещь, как жребий – возможность определить свою реакцию, при помощи искусственного стимула, не имеющего отношения к ситуации. На определенном этапе развития человечества жребий стал началом активного изменения человеком ситуации. С тех же времен используется и узелковое письмо. Завязывая узелок на память, человек строит процесс запоминания, заставляя внешний предмет (узелок), напоминать себе о чем-то (например, не забыть взять ключи), как бы вынося процесс запоминания наружу, превращая его во внешнюю деятельность.

При произвольном запоминании человек между объектом и реакцией на него вводит знак (тот же узелок), позволяющий изменять направление процесса. Мышление также носит опосредованный характер (промежуточное звено между событием и действием). Именно введение еще одного звена, знака позволяет человеку управлять своим поведением.

Все высшие психические процессы развиваются из наследственных задатков и проходят стадии, начиная от развернутых внешних действий к погружению и свертыванию, помимо этого, они могут быть произвольными, в соответствии с желанием человека. Роль знака (речи) заключается не только в овладении своим поведением через произвольность, но и в приобщении к человеческой культуре. Благодаря знакам происходит качественная перестройка психических процессов, расширяя возможности человека.

Читайте также: