Какой вид спорта является обязательным в армянских школах

Обновлено: 07.07.2024

Правда, решение внести шахматы в школьную программу 2, 3 и 4 классов средней школы на самом деле имело серьезное, научно-разработанное обоснование. Однако общество на такие вещи обращает внимание в последнюю очередь. До этого есть еще целое море факторов, предопределяющих подобное отношение общества к самой умной, мудрой и популярной в мире игре.

Например, следует учитывать тот фактор, что шахматный бум, который в свое время (в 1963 году) своими блестящими победами на международной арене в стране спровоцировал армянский шахматный король Тигран Петросян, в Армении до сих пор не прошел.

А еще следует учитывать наличие нынешней когорты наших шахматистов, великолепной сборной команды, вот уже который год блистающей на мировом шахматном небосклоне. Конечно же, во главе с текущим олимпийским чемпионом Левоном Ароняном.

Следует учитывать также и то обстоятельство, что страна, задыхающаяся в блокаде, в отсутствии экономики и промышленности, находясь в тисках безработицы и под постоянной угрозой возобновления военных действий в Карабахе, нашла для себе в шахматах, если не полноценную отдушину, то, как минимум, какой-то конкретный фактор, стимул для того, чтобы с надеждой и верой смотреть в будущее, вперед. А ведь это, согласитесь, дорогого стоит.

И только после всего вышеперечисленного, видимо, следует отметить, что армяне знают, сознают и понимают, что шахматы у детей действительно развивают логическое мышление и интеллект, лидерские свойства и креатив. Не понаслышке знают, а потому, что в Матенадаране есть рукописи о шахматах, датированные XIII веком, а сама игра попала в Армению из Индии и вовсе в VIII –IX веках.

Правда, когда в 2011 году армянские общеобразовательные школы только готовились к тому, что шахматы станут обязательной дисциплиной для учащихся младших классов, в обществе хватало и скептиков. Доходило до того, что чуть ли не с Васюками сравнивали Ереван… Но такие настроения прошли очень быстро.

Тогда, когда стало понятно, что и ученики, и их родители с удовольствием восприняли нововведение. Что государство и соответствующие структуры не ради галочки, а вполне осознанно начали пропагандировать и внедрять шахматную культуру в школах.

Когда вдруг оказалось, что буквально через год – два шахматное "образование" начало давать свои плоды в виде блестящих побед школьников из Армении на международных подростковых шахматных турнирах.

Имена Айка Мартиросяна (16 лет) и Мануэля Петросяна (18 лет), ставших в прошлом году в своих возрастных категориях победивших на чемпионате мира в Ханты-Мансийске, Мамикона Гарибяна (12 лет), Рудольфа Пашиняна (возрастная группа до 8 лет) – это уже завтрашнее будущее армянских шахмат…

Более того, всего лишь через шесть лет вдруг выяснилось, что армянская молодежь имеет великолепные показатели в сфере IT-технологий. Такие, что другим, гораздо более развитым в экономическом плане государствам, и не снилось.

Уже в 2015 году, через четыре года после того, как в армянских школах начнут преподаваться в качестве обязательной дисциплины шахматы, разработанная армянскими программистами (известная студия Триада) компьютерная игра Shadowmatic возьмет призы от медиа и "за лучшую графику" на престижнейшем конкурсе, проводимом мировой конференцией DevGamm…

То есть взрослые, родители и учителя, матерые IT-шники и почетный президент Шахматной федерации, он же президент Армении Серж Саркисян (по чьей, собственно, инициативе и был введен обязательный предмет в школе), понимают и сознают важность подобного отношения общества к шахматам вообще, и к преподаванию – в частности.

Интересный показатель. Арман Акопян, один из признанных канадских и мировых специалистов в сфере компьютерной анимации, каждый год проводит краткосрочные курсы в ереванском ТУМО. В последний раз он отметил, что у учащихся (это в основном школьники из средних классов общеобразовательной школы) великолепно развито логическое мышление, и что в сфере IT это качество проявляется особенно быстро и ярко. Кто-то сомневается, что в этом "вина" и шахматной культуры, прививаемой со школьной скамьи? Как говорится, с младых ногтей….

Эффект этот сегодня уже ощущается, виден невооруженным глазом. Не зря министр образования и науки России Ольга Васильева недавно особо отметила, что хотя в 40 регионах РФ школьники и проходят культуру шахмат в качестве внеклассного дополнения к основной нагрузке, в Армении все обстоит намного серьезнее. Шахматы входят в обязательную программу школьного образования. Соответственно, и результаты впечатляют – шестое место в этом году на Всемирной математической олимпиаде, например… Ну, об успехах в области IT уже было сказано.

Ну и напоследок – цитата из шестилетней давности выступления четырехкратного чемпиона Армении по шахматам, гроссмейстер Смбата Лпутяна: "Я уверен, что введение шахмат в число школьных предметов является наилучшим способом обеспечить будущее страны". Сказал он это как раз тогда, когда шахматы как обязательная дисциплина должна была войти в школьную программу.

Шахматы, баллы и десятки. Чем армянская школа отличается от русской?

В общем-то, армянская система образования похожа на нашу российскую. Но есть и ряд стратегических отличий.

Так, с 2017 года в армянских школах лети учатся не одиннадцать, а двенадцать лет. Связано это с тем, что предметов стало больше и они перестали влезать в обычную программу на одиннадцать классов.


Оценки в армянских школах учителя детям ставят по десятибальной шкале. А еще армянский ученик может выбирать какие дисциплины ему надо изучать глубже - математику или там общественные науки.

Кстати, первую армянскую школу с армянской же письменностью открыли в V веке нашей эры просветители Месроп Мештоц и Саак Партев. Она начала работать при доныне существующем Монастыре Амарас в Арцахе (Нагорный Карабах).


В армянской школе имеются собственные предметы. И это не только армянский язык, но и такие занятные дисциплины как шахматы, по которым ребята сдают обязательный экзамен, и национальные танцы. Плюс история армянской Церкви. А еще армянские школьники отдельно учатся как вести себя в случае землетрясения.


И да. Русский язык, хотя в Армении государственным не является, все школьники его учат со второго по двенадцатый классы. Поэтому, как меня самого удивило, все, например, ереванские школьники великолепно говорят на русском языке. Иногда даже родителям своим знатную фору дают в этом деле.


Ну и такой факт. Практически каждая школа в Армении относится к инклюзивными. То есть, рядом со здоровыми ребятами тут обучаются и дети, у которых проблемы со здоровьем.

Армения, как и РФ, в прошлом относилась к странам СНГ. Поэтому образование в Армении напоминает наше по структуре. В статье детально описана эта система, а также рассказано как иностранцу обучиться в республике.

Дошкольное образование

Дошкольное образование необязательное. К нему относятся детские сады, задачи которых:

  • создание основ интеллектуального, физического и нравственного развития;
  • обучение базовым трудовым навыкам;
  • ознакомление с правилами этикета;
  • формирование патриотических чувств;
  • подготовка к школе;
  • социализация.


Дети посещают садики от 3 до 6 лет. У некоторых такой опыт начинается с года, в яслях. Родители приводят детей утром и забирают вечером. Они играют, гуляют, занимаются, кушают, спят. Распорядок примерно такой же, как и в аналогичных российских заведениях.

Государственные учреждения бесплатные, если не считать оплаты питания. Стоимость частных может сильно варьироваться, в зависимости от предоставляемых дополнительно услуг. Во многих из них преподают языки, ведь, как известно, их лучше изучать в младшем возрасте.

В негосударственных организациях также:

  • лучше интерьер, так как бюджетным садам часто не хватает средств на ремонт;
  • принимают во внимание кулинарные предпочтения воспитанников;
  • готовят из более качественных продуктов;
  • зачастую преподавательский состав лучше, чем в бюджетных;
  • создаются более безопасные условия.

Однако если в крупных городах, особенно в столице, выбор огромен, то в регионах сложнее. В большинстве сёл садиков нет вообще.

Среднее образование

Школу дети начинают посещать с 6 лет. Раньше можно было пойти в первый класс ещё в 5,5 лет, но правительство решило, что это рано. Среднее образование в Армении также как и в России разделяется на начальную (1-4 классы), среднюю ( с 5 по 9 классы) и старшую школы (с 10 по 12 классы). В итоге школьники проводят за партой 12 лет.

На заключительном цикле школьного образования осуществляется также поточное обучение по дополнительным программам. То есть каждый ученик может выбрать от одного до трёх предметов для углублённого изучения. Такая возможность появилась недавно и позволила заранее готовиться к поступлению и обучению в ВУЗе.


Сейчас в Армении идёт поэтапный процесс перехода на всеобщее инклюзивное образование, который должен завершиться к 2025 году. То есть дети с инвалидностью будут учиться в обычных школах наравне со здоровыми сверстниками. Это делается, чтобы они могли жить дома и не отрываться от нормальной жизни. Таким образом, инвалиды станут более социально адаптированы.

Система оценивания десятибалльная. Так можно справедливее оценить ученика и поставить более конкретную оценку. По сути, система похожа на пятибалльную, только на каждый балл приходится по два.

В школах, помимо стандартных для России предметов, изучают шахматы, по которым даже сдаются экзамены. Уроки по ним призваны развивать такие способности как аналитическое мышление, логика, концентрация, умение мыслить нестандартно и другие. Также в программу включёны курсы национальных танцев и истории армянской церкви.

Многие армянские школьники хорошо говорят на русском, этому способствуют школьные уроки.

К третьему циклу среднего образования относится и обучение в колледже или техникуме, в которые можно уйти после девятого класса. Студенты по окончании этих заведений получают сразу и среднее и профессиональное образование.

Экзамены сдают в 4, 9, 10, 11 и 12 классах. Выпускная аттестация напоминает ЕГЭ. Выпускники сдают обязательные предметы и на выбор. Экзамены письменные, в форме теста. Благодаря этому результаты становятся известны уже через несколько часов после окончания экзамена посредством сканирования. В качестве оценки ученики получают баллы. В дальнейшем они суммируются и позволяют участвовать в конкурсе на поступление.

Наравне со школьниками ЕГЭ сдают выпускники колледжей, желающие получить высшее образование. Каждый экзамен должен состоять из двух частей. Результаты первой используются для выставления оценок в аттестат, а их вместе для отбора поступающих. Интересно, что родители при желании могут понаблюдать за ходом экзамена через мониторы, находясь в специальных комнатах. Индивидуальные апелляции при несогласии с результатами не подаются, только общие при сбое системы.

Высшее образование

В Армении внедрена Болонская система. Её ключевыми позициями являются возможность для студентов стажироваться в ВУЗах других стран-участниц и котировка дипломов.


Бесплатное высшее образование можно получить, если пройти по баллам. За бюджетников платит государство. Остальные заключают договор и учатся на коммерческой основе. Специальные кредиты на обучение, как во многих странах, не предоставляются. Абитуриенты могут выбрать:

  • университет;
  • академию;
  • институт;
  • консерваторию.

Статус учреждения определяют организационно-правовая форма и образовательная программа. Существует несколько степеней: бакалавриат, аспирантура, магистратура, докторантура. Большинство студентов учатся 4-5 лет и становятся бакалаврами. Степень магистра можно получить при желании, отучившись дополнительные два года. Аспиранты имеют возможность пройти докторантуру за два-три года и достигнуть высшего уровня академической карьеры. Для этого также нужно защитить диссертацию.

Большинство специалистов могут искать работу и приступать к ней сразу после получения диплома. Врачи же обязаны после шестигодового обучения ещё пройти интернатуру, то есть практику. За неё платят, но меньше, чем врачам, прошедшим все этапы обучения.

Сам процесс обучения в армянских высших учебных заведениях особо не отличается от российского. Студенты посещают лекции с семинарами, сдают экзамены. Предметы связаны с будущей профессией, многие из них длятся по одному семестру. Однако физическая культура проводится независимо от направления подготовки.

Для иностранцев

Иностранцы могут обучаться в Армении на любом уровне. В школах образование предоставляется бесплатно. Ненужно бояться, что ребёнку будет трудно на чужом языке. Для желающих в стране есть школы, где уроки ведутся на русском, французском, английском и ещё некоторых языках. Обычно ими заведуют университеты, что хорошо сказывается на качестве образования.

Каждый шестой студент в Армении – иностранный гражданин. Их привлекает качество образования, Бостонская система, возможность учиться бесплатно, а также сама страна.

Иностранцы могут подать документ в профессиональные учреждения на равных правах с гражданами страны после рассмотрения и проверки на подлинность их документов Министерством образования республики. Абитуриент должен иметь документ о среднем образовании, соответствующем уровню образования Армении.

Бесплатное образование иностранный студент может получать на основании межведомственных и межправительственных договоров или же соглашений. В таком случае государство, гражданином которого является студент, оплачивает полную стоимость услуги. Представители армянской диаспоры могут учиться бесплатно без соглашения между странами. Однако в обоих случаях нужно пройти конкурс для поступления. Количество платных мест для иностранцев не ограничивается.

Независимо от языка, на котором проходит обучение, студент обязан владеть армянским. Для не владеющих им или владеющих недостаточно предусмотрены подготовительные курсы. Их можно пройти в институте, в котором планируется обучение. Курс длится 6-12 месяцев. Завершается экзаменами. После сдачи абитуриент получает шанс поступить. Выбывшие с курсов теряют шансы поступить не только в один ВУЗ, но и в другие, находящиеся в стране.

Важно! В Армении работают университеты, отучившись в которых можно получить дипломы сразу двух стран, заведующих учреждением. Например, по окончании РАУ выпускник получает документы русского и армянского образца. Аналогичная ситуация с Французским учебным заведением.


The actual issues of the dancer-wrestlers pedagogy correlated with peculiarities of dancing-wrestling activity are considered in the article. The grounding of certain pedagogical, psychological, historical aspects of the national wrestling sport for effective sporting process and competition performance has become the task of the present study. Specific nature of the wrestling sport, particularly of “Kokh” Armenian Wrestling, as an effective type of sport, is shown in the article. The results of fundamental studies of history and ethnic pedagogy of cultural-sport activity are presented.

Keywords: “Kokh”, wrestling, training, dances, culture, pedagogical, national, Armenian.

Введение. Мы считаем, что в настоящий период в условиях фактических внешних и внутренних вызовов более, чем актуальны проблемы нравственно-психологического, физического и интеллектуального воспитания населения. Все это в концентрированном виде представлено в армянской борьбе “Kох” [8].

Исходя из психологической структуры спортивной деятельности по А. В. Родионову [6], её существенными элементами являются объективные и субъективные условия. Объективные условия спортивной деятельности — это особенности тренировки, внешней среды и соревнования. К субъективным условиям относятся: особенности мотивации, особенности свойств личности и психических процессов. Рассмотрим субъективные и объективные условия культурно-спортивной деятельности.

В структуре мотивации танцоров-борцов имеют место все перечисленные виды мотивов: нравственные, достижения успеха, ответственности, престижа. Есть и специфические, эстетические самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых в танце — состязательных образов.

По мнению А. В. Родионова [6], для спортсменов характерны, кроме отдельных свойств личности, соотношения личностных свойств. Наиболее существенным из них являются:

1. Преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление возникающих препятствий и трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе;

2. Преобладание психической устойчивости самоконтроля над эмоциональной возбудимостью.

Непроизвольная регуляция предстартового состояния осуществляется путем реализации определенных программ, в процессе подготовки. Сознательная регуляция предстартового состояния основана на выработанном умении танцора-борца контролировать его проявления и причины, целенаправленно создавать образы — представления, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных психогенных факторов и раздражителей, использовать словесные формулировки и специальные приемы для воздействия на состояние мышц, вегетативные функции и эмоциональное возбуждение. Дифференцированы роли и функциональные обязанности танцоров-борцов в тренировке и соревнованиях. Чем больше интеллектуальная согласованность в спортивном коллективе, тем более он надежен.

Интерпретация фактов результаты исследования. Детальное исследование приводит к выводу, что эстетические отношения к различным моментам и сторонам физической культуры (творчества; духовный облик спортсмена; спортивная борьба; техника и тактика; общение с природой; красота телосложения; выразительность движений; здоровье и т. д.) очень специфичны [9, с.12].

Атлетические виды спорта (футбол, хоккей, бокс, борьба, штанга и т. д.) — неотъемлемая сторона физического и эстетического воспитания юношества [9, с.15].

Участие человека в спортивных состязаниях неразрывно связано с активным проявлением всех черт его характера [7, с.10].

Начиная с 2008г. по настоящее время, мы проводим разные виды исследований, в том числе в национальном архиве, в национальной библиотеке, в фундаментальной библиотеке академии наук Республики Армении, в институте Древней рукописи хранилище Армении (Матенадаран).

В 2015 году было проведено исследование в РФ в Ростовской области, в частности Мясникянском районе, где, начиная 1779 года, обосновались, и до сих пор проживает 90 % армянского населения, которые приехали из Крымского полуострова.

Мы провели социологический опрос в Джавахском регионе, где каким-то образом сохранилось выше сказанное спортивно-культурное национальное явление. Нашей главной целью до сегодняшнего дня было восстановление коллективной памяти армянского народа по теме данного исследования.

40 % — безразличие вышестоящего руководства Республики Армении;

13,7 % — отсутствие пропагандистской работы;

12,4 % — социально-экономическая ситуация;

8,3 % — затруднялись ответить на поставленный вопрос;

6,8 % — свидетельствует об отсутствии потребности национальной борьбы у армянского народа;

2,9 % — об отсутствии соответствующих специалистов.

Мы провели в 2016 году повторный опрос в Джавахетском регионе среди жителей армянской национальности и, получив результаты, пришли к следующим выводам:

Для успешных танцоров-борцов характерны мотивы эстетического самовыражения, художественного воплощения демонстрируемых стрессоустойчивость в условиях неопределенности соревновательной ситуации и недостаточной объективности судейства, социально-психологическая сплоченность.

Заключение. На протяжении своей многовековой истории, армянский народ создал самобытную национальную систему физического воспитания, элементы которой в различных стадиях своего развития продолжали сохраняться в бытие народа вплоть до наших дней [1].

Система физического воспитания армянского народа включала национальные виды спорта такие как, борьба, конный спорт, стрельба и атлетические упражнения.

В идейной основе народной системы лежит опыт, мудрость и философия армянского народа о физическом развитии и здоровом человеке общины.

Следовательно, исходя из вышесказанного, мы предлагаем следующие практические предложения:

  1. Бутаев Г. А. Физическая культура армянского народа XIX веке и в начале XX века (1827–1920). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ереван. 1963. 234с.
  2. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессам в спортивных соревнованиях. Москва. ФИС. 1981. 112с.
  3. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. Москва. ФИС. 1971. 244 с.
  4. Гогунов Е. Н. Мартьянов Борис Иванович. Психология физического воспитания и спорта. Москва. Изд.: Академия. 2000. 288 с.
  5. Лукашев М. Н. Родословная самбо. Москва. ФИС. 1986. 158 с.
  6. Родионов А. В. Практическая психология физической культуры и спорта. Махачкала. Изд.: Юпитер. 2002. 386 с.
  7. Родионов А. П. Спорт как средство эстетического воспитания. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Москва. 1965. 19 с.
  8. Туманян Г. С. Армянская спортивная борьба. Диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Ереван. 1956. 373 с.
  9. Френкин А. А. Гармоническое развитие личности и единство эстетического воспитания с физическим. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Москва. 1961. 16 с.

Основные термины (генерируются автоматически): армянская национальная борьба, армянская борьба, армянский народ, спортивная деятельность, физическая культура, национальная борьба, армянская народно-национальная борьба, высокий уровень, культурно-спортивная деятельность, физическое воспитание.

Читайте также: