Какой образ материнства воспевается в нашей культуре кратко
Обновлено: 05.07.2024
Мать , без сомнений, – важный, ключевой образ, пронзающий нашу психику, душу и, соответственно, культуру. Он служил для поклонения, почтения, обсуждения, порицания и даже отрицания. И сегодня как никогда он заслуживает вдумчивого анализа. Ведь мать – это женщина с традиционным набором характеристик: добрая, сострадающая, жертвующая . Одновременно мать – отражение семьи в общем и в частности . Стало быть, изменения, которые происходят с обществом, меняют уклад, социальные институты и будут, как в зеркале, отражаться в образе матери, который транслируется через объекты культуры.
Продемонстрировать, сколь чутко сценаристы и режиссеры отзываются голосу времени, - значит подчеркнуть важность материнства. Контекст отечественного кино уловить несравненно проще, поэтому на нем и остановимся.
Мать – инструмент революционной пропаганды
Мать – символ трагедии
Мать – стержень семьи
Мать – источник токсичности
Мать – пример для подражания
Мать – у каждого своя
С другой стороны, ситуация, при которой искусство не отвечает своему времени, игнорирует актуальные вопросы, не может радовать. Проблематика материнства поднимается все чаще в связи с демографическими проблемами, развивающейся эмансипацией, однако вдумчивым анализом, который находил бы отражение в массовом кинематографе, у нас заниматься, кажется, не спешат.
Но, как бы ни обстояли дела с кинематографом, сегодня календарь предлагает нам повод поздравить собственных матерей с их праздником, ведь какими бы их ни рисовало кино, для нас они самые близкие и дорогие люди. С праздником вас, дорогие мамы!
Виртуальное путешествие в художественный мир материнства
Материнство является одной из наиболее значимых ценностей человека. И поэтому образ материнства всегда привлекал внимание представителей многих наук, искусства и культуры. За многие тысячелетия накопились многочисленные наблюдения и исследования, связанные с архетипом материнства. Наше путешествие познакомит с такими сведениями о материнстве, как: архетип и смысл материнства, образы Богини-Матери, присущие различным культурам и цивилизациям, образ Матери в славянской мифологии. Более подробно остановимся на том, как создавался и как изменялся образ женщины Матери в искусстве разных эпох. Для этого обратимся к самому выразительному и зрелищному виду искусства: живописи. Пройдя по залам музеев мира, остановим свой взгляд на прекрасные образы Матери с ребенком, поймем и прочувствуем весь подвиг, самопожертвование и счастье материнской любви.
Глиняные женские фигурки, возраст которых насчитывает более 300 000 лет, археологи находят при раскопках памятников древнейшей эпохи палеолита.
Каждой культуре и цивилизации были присущи свои образы Богини Матери, и каждый народ давал ей свое имя. Как отмечал З.Фрейд, женщины были первыми божествами и прославлялись своими обществами.
Так, у шумеров Нинхурсаг (Ки) была богиней горных земель и пустынь, только она могла возродить жизнь в этих землях.
В Египте великой матерью была Исида.
У древних иранцев была богиня плодородия Анахита, которая олицетворяла воду и землю.
У греков было много богинь-матерей: Гея, Персефона, Деметра, Гера. Поэт Гесиод, систематизировавший греческую мифологию, поместил Гею – Мать-Землю – в самое начало генеалогии богов. Богиня Гея – космическая Мать-Земля, Мать всего и вся на Земле. Она породила титанов и циклопов, пятидесятиголовых великанов, все боги Олимпа были ее потомками.
В римской религии, как и в греческой, было много богинь плодородия: Венера, Юнона, Матер Матута, Церера. Юнона, как и Гера, была хранительницей семейного очага и родов.
Почти во всех культурах образ матери является одной из центральных тем в искусстве, мифах и драматургии. Классическая литература Европы, Африки и Азии полна примеров материнства во имя самопожертвования. Религиозные писания и мифы ставят материнство на особое место. Образ матери был воплощен в иконы.
Такой зрелищный и выразительный вид искусства как живопись сопровождает человека с древних времен. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к древним временам Египта.
Тема материнства волновала художников в разные времена и в разных странах. Картины, созданные художниками во все времена, дают представление об образе материнства не только внешнее, но и выражают сущность идеала материнства.
Если совершить небольшое путешествие в мир искусства, воспевающего женщину с ребенком, то можно обратить внимание на то, что многие художники очень часто воспевали образ Девы Марии – Богоматери. В ряду великих мастеров, которые обращались к образу Богоматери, – итальянский живописец, скульптор, архитектор и ученый Леонардо да Винчи. Мадонна – так в Италии называют Богоматерь. В Италии XV века изображения Мадонны с Младенцем были очень популярны среди правителей и зажиточных горожан, которые заказывали их для домашнего поклонения.
На изображении мы видим облик Марии: строгий и торжественный, полный любви и решимости. Ее взгляд устремлен вперед: Мария уже предвидит крестный путь Иисуса и свои страдания. Образ Марии передает материнскую нежность, любовь и тревогу за судьбу младенца. Рафаэль представил Мадонну – гордую и скорбную: она спускается навстречу людям прямо с небес, смотря зрителю в глаза.
Мадонна Рафаэля
Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ее земную красоту.
А он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед — и ясным оком
Голгофу видит пред собой.
А. К. Толстой
Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию и А.С.Пушкин .
Образ Матери соответствует каноническому изображению Мадонны периода Возрождения. Мадонны Бугро всегда с правильными чертами лица и прекрасными фигурами. Это простые женщины, крестьянки, часто написанные с натуры. Их образы всегда индивидуальны и имеют характерные особенности внешности. Женщины Бугро идеализированы – они благородны и красивы, в каждой художник словно подчеркивает божественную природу женщины Матери. Ребенок – символ возрождающейся жизни, женщина – образ той, кто эту жизнь дает миру. Все его полотна передают ощущение счастья материнства.
Образ материнства в мире культуры и искусства вечен, как же сегодня воплощают эту тему в своих картинах современные художники? Посмотрим на примере некоторых.
Кэти Берггрен – популярная канадская художница, главная тема ее работ – материнство. Художница рисует пронзительные картины, очень теплые и светлые, чем-то похожие на иконы, написанные детьми. Ощущение уюта, тепла и умиротворенности исходит от образа материнства, созданного Берггрен.
Холли Сьерра – американская художница, в картинах которой много мистического и загадочного. Тема материнства в ее творчестве отражает сильнейшую связь матери и ребенка. Сьерра живет в американском городке Вермонт. В своей жизни она много и долго путешествовала по Азии и Европе. Ее работы написаны под влиянием языческих верований тех мест, путешествия в которые она совершила. На картинах присутствуют кельтские орнаменты – это ее воспоминания о бабушке, которая была ирландкой. Холли увлекается культурой друидов, в жизни которых растения играли большую роль. В связи с этим многие изображения матери и ребенка украшены листьями и ветвями, что также говорит о неразрывной связи образа материнства с природой.
Анна Тюрина – российская художница из Благовещенска. Ее мамы напоминают сказочных принцесс. Так мастер отображает восприятие матери детьми. Ее мамы сидят на лавочке, гуляют с коляской или купают ребенка. Они делают обычные и повседневные дела. Эмоции и чувства матери на ее картинах говорят о том, что мать всецело погружена в свои обязанности и счастлива этим
Иханг Пэн (Китай) – картины пронизаны легкостью, нежностью и воздушностью, а также такими чувствами героинь, как счастье и любовь. Матери показаны в домашней обстановке, они все делают вместе с детьми. При созерцании этих картин зрителя не покидает чувство особого единения матери и ребенка.
Нерида де Йонг – австралийская художница, для которой материнство самый яркий период в жизни женщины. Художница имеет четверых детей и вместе с ними объездила половину планеты. Она предпочитает теплые страны, где существуют разнообразные культуры. В ее картинах есть испанские, африканские, восточные мотивы. Ее картины написаны сочными красками, они наполнены энергией, в них много красок, света и солнца, спелых фруктов и ягод. И такие же мамы на ее картинах: яркие, энергичные и солнечные, которые полностью отдают себя чувству материнства, испытывая чувство радости и удовольствия.
Мы совершили небольшое путешествие в мир живописи. Образ материнства выражен мастерами как духовный путь, как подвиг, но и как величайшее счастье. Материнская любовь наполняет мир светом и любовью. Мать дает жизнь своему ребенку, защищает и охраняет его, отдает ему свою бесконечную любовь и нежность. Единство ребенка и матери – это вечная непрерывная связь.
Тема материнства всегда занимала огромное место во многих мировых культурах. Образ материнства – это идеал Матери, который передается из поколения в поколение. Мать является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви.
2. Дейнека А.А. Т.89. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 47 с. – (Великие художники)
3. Петров-Водкин К.С. Т.66. – М: Директ-Медиа, 2010 – 48 с. – (Великие художники)
4. Рафаэль Санти Т. 1. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с. – (Великие художники).
Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. Ее лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц. Прикосновение рук отличает даже во сне. Пребывая в утробе, младенец чувствует мамино настроение, слышит и запоминает ее голос. Замечательный российский врач Борис Зиновьевич Драпкин даже изобрел оригинальный метод лечения детей, потому что голос матери воздействует на ребенка с такой силой, с какой не воздействует больше ни один голос в мире!
Всю жизнь проработав в детской психиатрии, Борис Зиновьевич на склоне лет пришел к выводу, что лучшего психотерапевта, чем мать, для ребенка найти нельзя. Поэтому он обучал женщин вселять в малыша спокойствие и уверенность, давать ему положительный настрой и тем самым активизировать защитные силы организма для борьбы с болезнью. Как именно? Мама должна была каждый вечер говорить засыпающему ребенку о своей любви, и постепенно у детей безо всяких лекарств проходили заикание, тики и энурез, нормализовывалось развитие речи, уменьшались возбудимость и расторможенность. Конечно, в методике имелись свои тонкости, иначе ей не нужно было бы специально обучаться. Но речь сейчас не о них, а о том, что только голос родной матери, и ничей другой, так удивительно воздействовал на ребенка. Ни отцам, ни приемным матерям (даже если ребенок был взят в грудном возрасте и не знал, что его усыновили!) такого эффекта достичь не удавалось. Некоторых положительных сдвигов Драпкин добивался, включая в работу бабушек по материнской линии – он объяснял это похожестью голосов. Однако та невидимая пуповинная связь, которая устанавливается у мамы с ребенком еще до его рождения, у бабушки с внуком отсутствовала, потому и результаты были не столь впечатляющими.
Но вернемся к раннему возрасту. Постепенно к чувствам и ощущениям, к невольным, интуитивным реакциям добавляется осознание. В какой-то момент ничего не означавшие слоги лепетной речи начинают наполняться смыслом и складываться в слова. Мало-помалу развивается и образное мышление, формируются представления об окружающей действительности. И вот тут начинают происходить интересные вещи.
Как возникает образ
А ведь впервые очутившись в доме Сошинских, Андрюша, казалось, никак не отреагировал на то, что родные привели его и ушли. Он никогда не вспоминал о родителях и не узнавал мать на фотографиях. Но оказывается – и знал, и помнил, и переживал. Образы близких людей и, в частности, матери, хранились в глубинах Андрюшиной памяти, но выразить это знание и свои переживания он не мог, поскольку болезнь блокировала его связь с внешним миром.
Пора подумать о душе
А вот говоря о душе ребенка, которой он, по учению святых отцов, обладает с момента зачатия, и помня, что, по заповедям блаженства, только чистые сердцем Бога узрят (см.: Мф. 5: 8 ), мы можем подойти к пониманию сути вопроса. Младенческая чистота приближает ребенка к духовному миру, дает возможность видеть и чувствовать то, что от взрослых уже закрыто. Отец Александр Ельчанинов сравнивает душу ребенка с той, которая была у Адама до грехопадения. (Особенно, вероятно, это высказывание справедливо по отношению к детской душе, просвещенной святым крещением.)
Образ и прообраз
Сам тон разговора о матери уже настраивал на любовь, нежность, уважение и благодарность.
Часть 2
Исключения лишь подтверждают правило
Что же касается жанра авторской детской сказки или рассказа, то есть произведений, предназначенных именно для детей (ведь и Горький, и Островский, и Фонвизин писали для взрослых, да и фольклорные сказки не относятся к специфически детским произведениям), то я подобных аномалий вообще не припомню. Злой, отрицательной бывала мачеха, а никак не родная мать. Знаки не менялись местами. Какими бы оригиналами и выдумщиками ни были детские писатели и режиссеры, такое революционное новаторство им в голову не приходило. Причем им не требовались знания возрастной психологии или диплом культуролога, все как-то без особых объяснений понимали, что отталкивающий образ матери в произведении для ребенка – это дикость, подрыв основ.
Медведица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
– Ах, какая дура я:
Сынка избаловала.
Согласитесь, неумелая воспитательница, балующая ребенка, и мать-злодейка или развратница – это принципиально разные образы.
Сбрось маму с поезда!
В конце же 1980‑х – начале 1990‑х годов что-то случилось. Процессы, о которых писал Питирим Сорокин, резко обострились. Культура на глазах становилась все более деструктивной, табу отменялись одно за другим, святого оставалось все меньше и меньше. Не пощадили и образ матери. Сейчас можно, что называется, навскидку, совершенно не напрягаясь, назвать достаточно большое количество произведений, в которых мать изображена существом, мягко говоря, малосимпатичным. В лучшем случае карикатурно-нелепым, а то и просто гадким, отталкивающим. Поскольку нынешнее молодое поколение явно предпочитает фильмы книгам, обратимся к кино- и видеопродукции. Тем более что фильмы нередко бывают экранизациями нашумевших бестселлеров.
К таким матерям и отношение соответствующее.
Мама в произведениях для детей
Да и Дол, которая еще не закончила начальную школу (стало быть, ей лет 8–9), во многих ситуациях ведет себя по отношению к матери покровительственно.
Новые эталоны
Что же творится с душой ребенка, когда так искажается святой образ матери, и чем это чревато для семьи (и не только для нее)? Ответ на этот отнюдь не риторический вопрос, пожалуй, и так очевиден.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. . Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества. Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства. Цели: Изучить материал по теме; Выявить особенности изображения женской красоты. В разных видах искусства
Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства всегда волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.
В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.
Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: большой живот, в котором зреет новая жизнь.
У Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана изображением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой.
Он хотел подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью
В живописи века мы также встречаем образ кормящей матери.
Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. “Аве Марию” написал австрийский композитор Франц Шуберт , а прозвучала она идеально в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.
И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. На ней мы видим как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери.
Заключение: Образ женщины берет свое начало еще с древних времен. Но какая именно это женщина? Мы узнали, что с женщиной изначально были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага и доказали, что с первобытных времен женщина выступает как мать. Образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества. В этом образе кроются такие понятия как верность, спокойствие, тишина, любовь, величие, мир, достоинство. Это выражается как в музыке, литературе, живописи, иконописи, так и скульптуре.
Краткое описание документа:
В презентации рассматривается образ матери в поэзии, музыке, живописи. Данная презентация будет интересна школьникам разных возрастов, можно ее использовать как на внекелассных мероприятиях, так и на уроках . Данная методическая разработка о том, что все виды искусства изображают образ матери с нежностью и любовью, но используют для этого разные средства.
Целью данного урока явлеятся содействие формированию эстетического отношения к действительности, способствие воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери.
Содержимое разработки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 9 СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РОЖКЕВИЧ ОКСАНА АЛЕКСЕЕВНА
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
содействовать формированию эстетического отношения к действительности, способствовать воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери;
формировать лучшие качества у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
развивать графические навыки и умения; способствовать закреплению знаний, полученных на уроках.
и формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение;
осуществлять межпредметную связь урока ИЗО с музыкой, литературой.
Оборудование урока:
- использование мультимедиа, презентации к уроку, иллюстративный материал, репродукции художников:
Обзор презентации и беседа по репродукциям художников.
Вопросно-ответная беседа с учащимся по изученному материалу.
Объяснение задания. Работа акварельными красками над портретом мамы.
Анализ и представление детских работ.
Литературное слово о маме.
На протяжении тысячелетий, веков воспевается народом материнство. Это отражено в творчестве поэтов и писателей, музыкантов и художников. Мы с вами рассмотрим произведения художников, и ответите на вопрос: Какими же средствами художники передают в портретах материнское тепло и любовь?
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
Воспевается материнство более 2000 лет назад с рождением Христа – это Матерь Божья с сыном на руках. Младенец протягивает к нам, людям ручонки, Мать Мария – ее образ чистый и возвышенный, в глазах застыла некая печаль, покорность и смирение. Но с какой нежностью и любовью она прижимает своего сына к себе.
Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Это та же Мария, она идет к нам по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута, ноги ее босые, но как повелительницу встречают ее, приклонив колени папа Синкст, святая Варвара и ангелы. Она идет к людям юная, величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а Великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и напастей.
Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.
Образ другой матери, но все та же любовь и ласка, а младенец, защищенный в руках матери спокойно наблюдает за миром.
Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.
показал мать, величаво восседающая на троне, окруженную ангелами.
Мы видим образ матери с тремя детьми. Выражение лица матери, ее взгляд, излучающий свет, тепло, умиротворение, спокойствие и радость за своих детей. Кудрявый ребенок указывает пальчиком в окно и вопросительно с улыбкой смотрит на мать.
Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.
Прошло очень много лет, когда мать – Мария несла своего сына, но ее образ отражается в облике современных матерей.
Анализ произведения: В позе матери – тоже величие и гордость, потому, что она мать. В ней также передана безграничная любовь и ласка, то же желание оградить своего ребенка, уберечь от бед и несчастий.
Изображение Древа жизни с портретами матерей.
- Как по - вашему, ребята, что может символизировать изображение дерева?
- Какими качествами должна обладать мама? (ответы детей).
Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием.
У каждого из нас есть долг перед матерью. Его нельзя измерить никакой меркой. Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе….Но от каждой царапины остается ранка в душе, помни об этом. Берегите своих матерей!
Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни.
Самое главное в жизни – это почитание старшего поколения – это закон нашей жизни. Уважать старших нужно потому, что они мудрее, духовно богаче нас и могут передавать свой жизненный опыт.
Украинская мудрость.
Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – гласит украинская мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от детей.
Актуализация знаний учащихся по жанру портрета и пропорциям лица человека.
- Что такое портрет?
- Где и когда зародился?
- Какие типы портретов вы знаете?
- Определите типы портретов среди представленных репродукций художников.
Пропорции лица:
- На сколько частей делится лицо человека?
- Какие это части?
- Кто изучал и разработал пропорции лица человека?
Самостоятельная работа учащихся.
Проработка деталей портрета мамы в рисунке.
Работа в цвете акварельными красками.
Подведение итогов и представление детских работ.
Вопросы учащимся.
С какими новыми произведениями вы познакомились сегодня?
Что общего объединяет все эти разные по изображению картины?
Какими выразительными средствами художники передают образы в своих произведениях?
Что для матери самое важное?
Литературное слово. Учащийся читает стихотворение о маме.
Мамочка, любимая, родная
Твоей любовью свято дорожим.
Ты нас ласкала, понимала –
За все тебе спасибо говорим.
Живи подольше, старости не зная,
Пусть будут сны спокойны и легки.
Тебя мы очень любим дорогая,
Желаем счастья, радости, любви!
-75%
Читайте также: