Какой образ материнства воспевается в нашей культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мать , без сомнений, – важный, ключевой образ, пронзающий нашу психику, душу и, соответственно, культуру. Он служил для поклонения, почтения, обсуждения, порицания и даже отрицания. И сегодня как никогда он заслуживает вдумчивого анализа. Ведь мать – это женщина с традиционным набором характеристик: добрая, сострадающая, жертвующая . Одновременно мать – отражение семьи в общем и в частности . Стало быть, изменения, которые происходят с обществом, меняют уклад, социальные институты и будут, как в зеркале, отражаться в образе матери, который транслируется через объекты культуры.

Продемонстрировать, сколь чутко сценаристы и режиссеры отзываются голосу времени, - значит подчеркнуть важность материнства. Контекст отечественного кино уловить несравненно проще, поэтому на нем и остановимся.

Мать – инструмент революционной пропаганды

Мать – символ трагедии

Мать – стержень семьи

Мать – источник токсичности

Мать – пример для подражания

Мать – у каждого своя

С другой стороны, ситуация, при которой искусство не отвечает своему времени, игнорирует актуальные вопросы, не может радовать. Проблематика материнства поднимается все чаще в связи с демографическими проблемами, развивающейся эмансипацией, однако вдумчивым анализом, который находил бы отражение в массовом кинематографе, у нас заниматься, кажется, не спешат.

Но, как бы ни обстояли дела с кинематографом, сегодня календарь предлагает нам повод поздравить собственных матерей с их праздником, ведь какими бы их ни рисовало кино, для нас они самые близкие и дорогие люди. С праздником вас, дорогие мамы!

Виртуальное путешествие в художественный мир материнства


Материнство является одной из наиболее значимых ценностей человека. И поэтому образ материнства всегда привлекал внимание представителей многих наук, искусства и культуры. За многие тысячелетия накопились многочисленные наблюдения и исследования, связанные с архетипом материнства. Наше путешествие познакомит с такими сведениями о материнстве, как: архетип и смысл материнства, образы Богини-Матери, присущие различным культурам и цивилизациям, образ Матери в славянской мифологии. Более подробно остановимся на том, как создавался и как изменялся образ женщины Матери в искусстве разных эпох. Для этого обратимся к самому выразительному и зрелищному виду искусства: живописи. Пройдя по залам музеев мира, остановим свой взгляд на прекрасные образы Матери с ребенком, поймем и прочувствуем весь подвиг, самопожертвование и счастье материнской любви.

Глиняные женские фигурки, возраст которых насчитывает более 300 000 лет, археологи находят при раскопках памятников древнейшей эпохи палеолита.



Каждой культуре и цивилизации были присущи свои образы Богини Матери, и каждый народ давал ей свое имя. Как отмечал З.Фрейд, женщины были первыми божествами и прославлялись своими обществами.

Так, у шумеров Нинхурсаг (Ки) была богиней горных земель и пустынь, только она могла возродить жизнь в этих землях.


В Египте великой матерью была Исида.


У древних иранцев была богиня плодородия Анахита, которая олицетворяла воду и землю.


У греков было много богинь-матерей: Гея, Персефона, Деметра, Гера. Поэт Гесиод, систематизировавший греческую мифологию, поместил Гею – Мать-Землю – в самое начало генеалогии богов. Богиня Гея – космическая Мать-Земля, Мать всего и вся на Земле. Она породила титанов и циклопов, пятидесятиголовых великанов, все боги Олимпа были ее потомками.


В римской религии, как и в греческой, было много богинь плодородия: Венера, Юнона, Матер Матута, Церера. Юнона, как и Гера, была хранительницей семейного очага и родов.






Почти во всех культурах образ матери является одной из центральных тем в искусстве, мифах и драматургии. Классическая литература Европы, Африки и Азии полна примеров материнства во имя самопожертвования. Религиозные писания и мифы ставят материнство на особое место. Образ матери был воплощен в иконы.

Такой зрелищный и выразительный вид искусства как живопись сопровождает человека с древних времен. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к древним временам Египта.



Тема материнства волновала художников в разные времена и в разных странах. Картины, созданные художниками во все времена, дают представление об образе материнства не только внешнее, но и выражают сущность идеала материнства.

Если совершить небольшое путешествие в мир искусства, воспевающего женщину с ребенком, то можно обратить внимание на то, что многие художники очень часто воспевали образ Девы Марии – Богоматери. В ряду великих мастеров, которые обращались к образу Богоматери, – итальянский живописец, скульптор, архитектор и ученый Леонардо да Винчи. Мадонна – так в Италии называют Богоматерь. В Италии XV века изображения Мадонны с Младенцем были очень популярны среди правителей и зажиточных горожан, которые заказывали их для домашнего поклонения.




На изображении мы видим облик Марии: строгий и торжественный, полный любви и решимости. Ее взгляд устремлен вперед: Мария уже предвидит крестный путь Иисуса и свои страдания. Образ Марии передает материнскую нежность, любовь и тревогу за судьбу младенца. Рафаэль представил Мадонну – гордую и скорбную: она спускается навстречу людям прямо с небес, смотря зрителю в глаза.

Мадонна Рафаэля

Склоняся к юному Христу,

Его Мария осенила,

Любовь небесная затмила

Ее земную красоту.

А он, в прозрении глубоком,

Уже вступая с миром в бой,

Глядит вперед — и ясным оком

Голгофу видит пред собой.

А. К. Толстой

Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию и А.С.Пушкин .



Образ Матери соответствует каноническому изображению Мадонны периода Возрождения. Мадонны Бугро всегда с правильными чертами лица и прекрасными фигурами. Это простые женщины, крестьянки, часто написанные с натуры. Их образы всегда индивидуальны и имеют характерные особенности внешности. Женщины Бугро идеализированы – они благородны и красивы, в каждой художник словно подчеркивает божественную природу женщины Матери. Ребенок – символ возрождающейся жизни, женщина – образ той, кто эту жизнь дает миру. Все его полотна передают ощущение счастья материнства.








Образ материнства в мире культуры и искусства вечен, как же сегодня воплощают эту тему в своих картинах современные художники? Посмотрим на примере некоторых.

Кэти Берггрен – популярная канадская художница, главная тема ее работ – материнство. Художница рисует пронзительные картины, очень теплые и светлые, чем-то похожие на иконы, написанные детьми. Ощущение уюта, тепла и умиротворенности исходит от образа материнства, созданного Берггрен.




Холли Сьерра – американская художница, в картинах которой много мистического и загадочного. Тема материнства в ее творчестве отражает сильнейшую связь матери и ребенка. Сьерра живет в американском городке Вермонт. В своей жизни она много и долго путешествовала по Азии и Европе. Ее работы написаны под влиянием языческих верований тех мест, путешествия в которые она совершила. На картинах присутствуют кельтские орнаменты – это ее воспоминания о бабушке, которая была ирландкой. Холли увлекается культурой друидов, в жизни которых растения играли большую роль. В связи с этим многие изображения матери и ребенка украшены листьями и ветвями, что также говорит о неразрывной связи образа материнства с природой.




Анна Тюрина – российская художница из Благовещенска. Ее мамы напоминают сказочных принцесс. Так мастер отображает восприятие матери детьми. Ее мамы сидят на лавочке, гуляют с коляской или купают ребенка. Они делают обычные и повседневные дела. Эмоции и чувства матери на ее картинах говорят о том, что мать всецело погружена в свои обязанности и счастлива этим



Иханг Пэн (Китай) – картины пронизаны легкостью, нежностью и воздушностью, а также такими чувствами героинь, как счастье и любовь. Матери показаны в домашней обстановке, они все делают вместе с детьми. При созерцании этих картин зрителя не покидает чувство особого единения матери и ребенка.



Нерида де Йонг – австралийская художница, для которой материнство самый яркий период в жизни женщины. Художница имеет четверых детей и вместе с ними объездила половину планеты. Она предпочитает теплые страны, где существуют разнообразные культуры. В ее картинах есть испанские, африканские, восточные мотивы. Ее картины написаны сочными красками, они наполнены энергией, в них много красок, света и солнца, спелых фруктов и ягод. И такие же мамы на ее картинах: яркие, энергичные и солнечные, которые полностью отдают себя чувству материнства, испытывая чувство радости и удовольствия.







Мы совершили небольшое путешествие в мир живописи. Образ материнства выражен мастерами как духовный путь, как подвиг, но и как величайшее счастье. Материнская любовь наполняет мир светом и любовью. Мать дает жизнь своему ребенку, защищает и охраняет его, отдает ему свою бесконечную любовь и нежность. Единство ребенка и матери – это вечная непрерывная связь.


Тема материнства всегда занимала огромное место во многих мировых культурах. Образ материнства – это идеал Матери, который передается из поколения в поколение. Мать является символом жизни, святости, вечности, тепла и любви.

2. Дейнека А.А. Т.89. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 47 с. – (Великие художники)

3. Петров-Водкин К.С. Т.66. – М: Директ-Медиа, 2010 – 48 с. – (Великие художники)

4. Рафаэль Санти Т. 1. – М.: Директ-Медиа, 2009. – 48 с. – (Великие художники).

Образ матери – пер­вый чело­ве­че­ский образ, воз­ни­ка­ю­щий у малень­кого ребенка. Ее лицо он начи­нает узна­вать прежде всех осталь­ных лиц. При­кос­но­ве­ние рук отли­чает даже во сне. Пре­бы­вая в утробе, мла­де­нец чув­ствует мамино настро­е­ние, слы­шит и запо­ми­нает ее голос. Заме­ча­тель­ный рос­сий­ский врач Борис Зино­вье­вич Драп­кин даже изоб­рел ори­ги­наль­ный метод лече­ния детей, потому что голос матери воз­дей­ствует на ребенка с такой силой, с какой не воз­дей­ствует больше ни один голос в мире!

Всю жизнь про­ра­бо­тав в дет­ской пси­хи­ат­рии, Борис Зино­вье­вич на склоне лет при­шел к выводу, что луч­шего пси­хо­те­ра­певта, чем мать, для ребенка найти нельзя. Поэтому он обу­чал жен­щин все­лять в малыша спо­кой­ствие и уве­рен­ность, давать ему поло­жи­тель­ный настрой и тем самым акти­ви­зи­ро­вать защит­ные силы орга­низма для борьбы с болез­нью. Как именно? Мама должна была каж­дый вечер гово­рить засы­па­ю­щему ребенку о своей любви, и посте­пенно у детей безо вся­ких лекарств про­хо­дили заи­ка­ние, тики и эну­рез, нор­ма­ли­зо­вы­ва­лось раз­ви­тие речи, умень­ша­лись воз­бу­ди­мость и рас­тор­мо­жен­ность. Конечно, в мето­дике име­лись свои тон­ко­сти, иначе ей не нужно было бы спе­ци­ально обу­чаться. Но речь сей­час не о них, а о том, что только голос род­ной матери, и ничей дру­гой, так уди­ви­тельно воз­дей­ство­вал на ребенка. Ни отцам, ни при­ем­ным мате­рям (даже если ребе­нок был взят в груд­ном воз­расте и не знал, что его усы­но­вили!) такого эффекта достичь не уда­ва­лось. Неко­то­рых поло­жи­тель­ных сдви­гов Драп­кин доби­вался, вклю­чая в работу бабу­шек по мате­рин­ской линии – он объ­яс­нял это похо­же­стью голо­сов. Однако та неви­ди­мая пупо­вин­ная связь, кото­рая уста­нав­ли­ва­ется у мамы с ребен­ком еще до его рож­де­ния, у бабушки с вну­ком отсут­ство­вала, потому и резуль­таты были не столь впечатляющими.

Но вер­немся к ран­нему воз­расту. Посте­пенно к чув­ствам и ощу­ще­ниям, к неволь­ным, инту­и­тив­ным реак­циям добав­ля­ется осо­зна­ние. В какой-то момент ничего не озна­чав­шие слоги лепет­ной речи начи­нают напол­няться смыс­лом и скла­ды­ваться в слова. Мало-помалу раз­ви­ва­ется и образ­ное мыш­ле­ние, фор­ми­ру­ются пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. И вот тут начи­нают про­ис­хо­дить инте­рес­ные вещи.

Как воз­ни­кает образ

А ведь впер­вые очу­тив­шись в доме Сошин­ских, Андрюша, каза­лось, никак не отре­а­ги­ро­вал на то, что род­ные при­вели его и ушли. Он нико­гда не вспо­ми­нал о роди­те­лях и не узна­вал мать на фото­гра­фиях. Но ока­зы­ва­ется – и знал, и пом­нил, и пере­жи­вал. Образы близ­ких людей и, в част­но­сти, матери, хра­ни­лись в глу­би­нах Андрю­ши­ной памяти, но выра­зить это зна­ние и свои пере­жи­ва­ния он не мог, поскольку болезнь бло­ки­ро­вала его связь с внеш­ним миром.

Пора поду­мать о душе

А вот говоря о душе ребенка, кото­рой он, по уче­нию свя­тых отцов, обла­дает с момента зача­тия, и помня, что, по запо­ве­дям бла­жен­ства, только чистые серд­цем Бога узрят (см.: Мф. 5: 8 ), мы можем подойти к пони­ма­нию сути вопроса. Мла­ден­че­ская чистота при­бли­жает ребенка к духов­ному миру, дает воз­мож­ность видеть и чув­ство­вать то, что от взрос­лых уже закрыто. Отец Алек­сандр Ель­ча­ни­нов срав­ни­вает душу ребенка с той, кото­рая была у Адама до гре­хо­па­де­ния. (Осо­бенно, веро­ятно, это выска­зы­ва­ние спра­вед­ливо по отно­ше­нию к дет­ской душе, про­све­щен­ной свя­тым крещением.)

Образ и прообраз

Сам тон раз­го­вора о матери уже настра­и­вал на любовь, неж­ность, ува­же­ние и благодарность.

Часть 2

Исклю­че­ния лишь под­твер­ждают правило

Что же каса­ется жанра автор­ской дет­ской сказки или рас­сказа, то есть про­из­ве­де­ний, пред­на­зна­чен­ных именно для детей (ведь и Горь­кий, и Ост­ров­ский, и Фон­ви­зин писали для взрос­лых, да и фольк­лор­ные сказки не отно­сятся к спе­ци­фи­че­ски дет­ским про­из­ве­де­ниям), то я подоб­ных ано­ма­лий вообще не при­помню. Злой, отри­ца­тель­ной бывала мачеха, а никак не род­ная мать. Знаки не меня­лись местами. Какими бы ори­ги­на­лами и выдум­щи­ками ни были дет­ские писа­тели и режис­серы, такое рево­лю­ци­он­ное нова­тор­ство им в голову не при­хо­дило. При­чем им не тре­бо­ва­лись зна­ния воз­раст­ной пси­хо­ло­гии или диплом куль­ту­ро­лога, все как-то без осо­бых объ­яс­не­ний пони­мали, что оттал­ки­ва­ю­щий образ матери в про­из­ве­де­нии для ребенка – это дикость, под­рыв основ.

Мед­ве­дица бурая
Три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:
– Ах, какая дура я:
Сынка избаловала.

Согла­си­тесь, неуме­лая вос­пи­та­тель­ница, балу­ю­щая ребенка, и мать-зло­дейка или раз­врат­ница – это прин­ци­пи­ально раз­ные образы.

Сбрось маму с поезда!

В конце же 1980‑х – начале 1990‑х годов что-то слу­чи­лось. Про­цессы, о кото­рых писал Пити­рим Соро­кин, резко обост­ри­лись. Куль­тура на гла­зах ста­но­ви­лась все более деструк­тив­ной, табу отме­ня­лись одно за дру­гим, свя­того оста­ва­лось все меньше и меньше. Не поща­дили и образ матери. Сей­час можно, что назы­ва­ется, навскидку, совер­шенно не напря­га­ясь, назвать доста­точно боль­шое коли­че­ство про­из­ве­де­ний, в кото­рых мать изоб­ра­жена суще­ством, мягко говоря, мало­сим­па­тич­ным. В луч­шем слу­чае кари­ка­турно-неле­пым, а то и про­сто гад­ким, оттал­ки­ва­ю­щим. Поскольку нынеш­нее моло­дое поко­ле­ние явно пред­по­чи­тает фильмы кни­гам, обра­тимся к кино- и видео­про­дук­ции. Тем более что фильмы нередко бывают экра­ни­за­ци­ями нашу­мев­ших бестселлеров.

К таким мате­рям и отно­ше­ние соответствующее.

Мама в про­из­ве­де­ниях для детей

Да и Дол, кото­рая еще не закон­чила началь­ную школу (стало быть, ей лет 8–9), во мно­гих ситу­а­циях ведет себя по отно­ше­нию к матери покровительственно.

Новые эта­лоны

Что же тво­рится с душой ребенка, когда так иска­жа­ется свя­той образ матери, и чем это чре­вато для семьи (и не только для нее)? Ответ на этот отнюдь не рито­ри­че­ский вопрос, пожа­луй, и так очевиден.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его с.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется музыкант, художник или писатель, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком. . Гипотеза исследования – образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества. Предмет исследования – образ женщины-матери в различных видах искусства. Цели: Изучить материал по теме; Выявить особенности изображения женской красоты. В разных видах искусства

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразите.

Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства всегда волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

 В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеа.

В первобытную эпоху женщина-мать была окружена особым ореолом надежд и идеальных помыслов. В обществе существовал культ женщины, воплощавшей в себе идею материнства и продолжения рода. С женщиной были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено более 1.

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и ста.

Таким образом, мы видим, что первые художники Земли воспевали не грацию и статность женского тела, а уделяли особое внимание изображению всего, что подчеркивает женское начало: большой живот, в котором зреет новая жизнь.

У Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана изображением такого идеа.

У Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и Тициана изображением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русско.

В начале 19 века портретист, академик живописи А. Г. Венецианов ввел в русское изобразительное искусство образ величавой славянки. Он стал писать простых русских женщин-крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой.

Он хотел подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была.

Он хотел подчеркнуть, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций крестьянской жизни, матерью

В конце 19 века французский скульптор Далу Эме Жюль создал скульптуру «Бретон.

В живописи века мы также встречаем образ кормящей матери.

В живописи века мы также встречаем образ кормящей матери.

Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живопи.

Отгремели пушки, окончилась война. На смену военной пришла мирная жизнь, счас.

О таких матерях , как Просковья Еремеевна, именно в 1974 году написал проникн.

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве М.

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. “Аве Марию” написал австрийский композитор Франц Шуберт , а прозвучала она идеально в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери –.

И в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской – небесной заступницы Москвы. На ней мы видим как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери.

Заключение: Образ женщины берет свое начало еще с древних времен. Но какая им.

Заключение: Образ женщины берет свое начало еще с древних времен. Но какая именно это женщина? Мы узнали, что с женщиной изначально были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага и доказали, что с первобытных времен женщина выступает как мать. Образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности на протяжении всего существования человечества. В этом образе кроются такие понятия как верность, спокойствие, тишина, любовь, величие, мир, достоинство. Это выражается как в музыке, литературе, живописи, иконописи, так и скульптуре.



Краткое описание документа:

В презентации рассматривается образ матери в поэзии, музыке, живописи. Данная презентация будет интересна школьникам разных возрастов, можно ее использовать как на внекелассных мероприятиях, так и на уроках . Данная методическая разработка о том, что все виды искусства изображают образ матери с нежностью и любовью, но используют для этого разные средства.


Целью данного урока явлеятся содействие формированию эстетического отношения к действительности, способствие воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери.

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 9 СТ. БАТУРИНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

РОЖКЕВИЧ ОКСАНА АЛЕКСЕЕВНА

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

содействовать формированию эстетического отношения к действительности, способствовать воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери;

формировать лучшие качества у детей (добра, отзывчивости, терпимости);

развивать графические навыки и умения; способствовать закреплению знаний, полученных на уроках.

и формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение;

осуществлять межпредметную связь урока ИЗО с музыкой, литературой.

Оборудование урока:

- использование мультимедиа, презентации к уроку, иллюстративный материал, репродукции художников:

Обзор презентации и беседа по репродукциям художников.

Вопросно-ответная беседа с учащимся по изученному материалу.

Объяснение задания. Работа акварельными красками над портретом мамы.

Анализ и представление детских работ.

Литературное слово о маме.

На протяжении тысячелетий, веков воспевается народом материнство. Это отражено в творчестве поэтов и писателей, музыкантов и художников. Мы с вами рассмотрим произведения художников, и ответите на вопрос: Какими же средствами художники передают в портретах материнское тепло и любовь?

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Воспевается материнство более 2000 лет назад с рождением Христа – это Матерь Божья с сыном на руках. Младенец протягивает к нам, людям ручонки, Мать Мария – ее образ чистый и возвышенный, в глазах застыла некая печаль, покорность и смирение. Но с какой нежностью и любовью она прижимает своего сына к себе.

Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Это та же Мария, она идет к нам по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута, ноги ее босые, но как повелительницу встречают ее, приклонив колени папа Синкст, святая Варвара и ангелы. Она идет к людям юная, величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а Великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и напастей.

Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.

Образ другой матери, но все та же любовь и ласка, а младенец, защищенный в руках матери спокойно наблюдает за миром.

Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.

показал мать, величаво восседающая на троне, окруженную ангелами.

Мы видим образ матери с тремя детьми. Выражение лица матери, ее взгляд, излучающий свет, тепло, умиротворение, спокойствие и радость за своих детей. Кудрявый ребенок указывает пальчиком в окно и вопросительно с улыбкой смотрит на мать.

Вопросно-ответная беседа с учащимися по произведению.

Прошло очень много лет, когда мать – Мария несла своего сына, но ее образ отражается в облике современных матерей.

Анализ произведения: В позе матери – тоже величие и гордость, потому, что она мать. В ней также передана безграничная любовь и ласка, то же желание оградить своего ребенка, уберечь от бед и несчастий.

Изображение Древа жизни с портретами матерей.

- Как по - вашему, ребята, что может символизировать изображение дерева?

- Какими качествами должна обладать мама? (ответы детей).

Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием.

У каждого из нас есть долг перед матерью. Его нельзя измерить никакой меркой. Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе….Но от каждой царапины остается ранка в душе, помни об этом. Берегите своих матерей!

Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни.

Самое главное в жизни – это почитание старшего поколения – это закон нашей жизни. Уважать старших нужно потому, что они мудрее, духовно богаче нас и могут передавать свой жизненный опыт.

Украинская мудрость.

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети – гласит украинская мудрость. Старость неотвратима, смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от детей.

Актуализация знаний учащихся по жанру портрета и пропорциям лица человека.

- Что такое портрет?

- Где и когда зародился?

- Какие типы портретов вы знаете?

- Определите типы портретов среди представленных репродукций художников.

Пропорции лица:

- На сколько частей делится лицо человека?

- Какие это части?

- Кто изучал и разработал пропорции лица человека?

Самостоятельная работа учащихся.

Проработка деталей портрета мамы в рисунке.

Работа в цвете акварельными красками.

Подведение итогов и представление детских работ.

Вопросы учащимся.

С какими новыми произведениями вы познакомились сегодня?

Что общего объединяет все эти разные по изображению картины?

Какими выразительными средствами художники передают образы в своих произведениях?

Что для матери самое важное?

Литературное слово. Учащийся читает стихотворение о маме.

Мамочка, любимая, родная

Твоей любовью свято дорожим.

Ты нас ласкала, понимала –

За все тебе спасибо говорим.

Живи подольше, старости не зная,

Пусть будут сны спокойны и легки.

Тебя мы очень любим дорогая,

Желаем счастья, радости, любви!


-75%

Читайте также: