Какой из школьных уставов россии был наиболее прогрессивным

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в России второй половины XIX – начала XX века.

Гимназическое образование в дореволюционной России: вторая половина XIX–начало XXвека

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления гимназического образования в России второй половины XIX–начала XXвека.Ключевые слова:гимназия, дореволюционное образование в России.

the beginning of 20thcenturies Abstract.Paper is devoted to the history of gymnasium education in prerevolutionary Russia second half 19th the beginning of 20thcenturies.Keywords:gymnasium, education in prerevolutionary Russia.

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России пришлось на вторую половину XIX в. Это была эпоха важных социальных реформ: судебной, воинской, земской, школьной. В 1861 г. манифестом Александра II (1818 – 1881) крестьяне в России освобождались от крепостной зависимости. Все слои русского общества становились гражданами, наделялись равными правами и обязанностями.

  • министерства просвещения (учитель гимназии);
  • министерства внутренних дел (исправник);
  • духовного ведомства (священник);
  • уездного земства;
  • местного самоуправления.

Устав гимназий и прогимназий 1864 г. устанавливал три типа гимназий – классическую (с преподаванием двух древних языков), классическую (с одним древним латинским языком) и реальную (без древних языков). В гимназиях устанавливался семилетний срок обучения. Учебный план реальной гимназии был более прогрессивным. Он включал изучение математики, естествознания, физики, черчения, два новых языка (французский и немецкий). Однако, согласно Уставу 1864 г. только классические гимназии открывали учащимся доступ в университет. Также учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или реального образования.

В 1860-е годы в России получает развитие женское образование. Все государственные женские учебные заведения принадлежали либо Министерству народного просвещения, либо Ведомству императрицы Марии Федоровны. Первые имели семилетний курс обучения. После его окончания девушки получали аттестат домашней учительницы. Выпускницы учебных заведений, которые подчинялись Мариинскому ведомству, имели восьмой дополнительный педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступить на платные Высшие женские курсы.

В 1863 г. был принят новый Университетский устав. В соответствии с этим документом университетам предоставлялась некоторая автономия в виде права выбора ректора советом университета, избрание по конкурсу профессоров, деканов, увеличение числа кафедр и научных лабораторий.

К важным мероприятиям в области школьных реформ 1860-х гг. следует отнести открытие частных учебных заведений. Частные школы сыграли особую роль в развитии отечественной системы образования второй половины XIX в. Они отличались большей продуманностью в организации учебно-воспитательного процесса, поиском новых приемов обучения и воспитания, гуманным отношением к детям. В силу своей малочисленности частные учебные заведения не могли составить конкуренцию государственным школам, но часто это были лучшие школы своего времени.




Частная высшая школа в России во второй половине XIX в. развивалась довольно стремительно. Она была представлена университетами, академиями, высшими курсами, училищами, народными университетами. Первые высшие женские курсы были открыты в Москве в 1869 г. в Москве и Петербурге. Эти учебные заведения готовили учителей, гувернанток, врачей, усиливая, таким образом, наиболее слабые звенья государственной школы. Наиболее широкую популярность и известность приобрели такие частные высшие учебные заведения как – Петербургские высшие женские курсы, Бестужевские курсы, Бехтеревский Психоневрологический университет, Московский народный университет им. А.Л. Шанявской. Частные учебные заведения были доступными, действовали на принципах открытого приема и нежесткого контроля. Занятия проводились, как правило, в вечернее время. Многие прогрессивные педагоги и ученые видели в частных университетах определенную свободную трибуну, где излагали свои передовые взгляды и открытия. В разное время в частных женских университетах преподавали П.П. Блонский, А. И. Зеленко, С. Т. Шацкий, И. М. Сеченов, В. И. Вернадский и мн. др.

В 1864 г. было утверждено Положение о земских учреждениях. В 34 губерниях европейской части России вводилось местное самоуправление. В ведение губернаторов попадали – здравоохранение, народное образование, продовольствие, коммунальное хозяйство, водоснабжение и т.д. Земства открывали и содержали школы, приюты, интернаты. Обеспечивали школы учебниками, оборудованием, выплачивали учителям зарплату, субсидии, оплачивали коммунальные расходы учебных заведений. Из всех типов начальных школ Российской империи второй половины XIX в. земские школы были лучшими народными школами.

Важной составной частью общественного движения второй половины XIX в. стало мощное педагогическое движение. Оно не было однородным, так как педагоги принадлежали различным общественным классам и направлениям. В 1859 г. было создано Петербургское педагогическое собрание, которое позже было переименовано в Петербургское педагогическое общество. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где обсуждались вопросы организации народных и воскресных школ.

Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX в. развивалась под влиянием различных исторических событий, общественных и философских взглядов. В этот период разворачивается мощное общественно-педагогическое движение, в котором выделялись три основных направления:

  • буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов, Н.А. Корф и др.);
  • буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский и др.);
  • революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

Сторонники реформ воспитания не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику.

Пирогов предложил прогрессивный проект новой школьной системы, который был направлен против сословной школы. Свою систему он строил по принципу единой школы, которая состояла из нескольких ступеней:

  • Элементарная (начальная) школа (2 года, арифметика, грамматика);
  • Неполная средняя школа 2-х типов (классическая прогимназия 4 года, общеобразовательный характер) и (реальная прогимназия 4 года);
  • Средняя школа 2-х типов (классическая гимназия 5 лет, общеобразовательный характер: латинский, греческий, русский языки, литература, математика, история) и (реальная гимназия 3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  • Высшая школа (университет) и (профильные вузы).

В своих работах Пирогов затронул волновавшие русское общество проблемы высшего образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Он настаивал на автономии университетов, введении публичного конкурса на занятие университетских кафедр, уменьшении платы за обучение, семестровой системе обучения. К преподаванию в вузах Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары и практические занятия, развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной научно-исследовательской работы.

Либеральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов раздражали власти. В 1861 г. он был отстранен от должности попечителя. Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 г. лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов, еще полный сил, удалился в свое небольшое имение на Украине (под Винницей), где прожил свои последние годы и скончался в 1881 г.

Таким образом, Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению плеяды блестящих отечественных педагогов и методистов. Им были разработаны общие принципы профессиональной подготовки педагога и указаны конкретные рекомендации по организации обучения народного учителя в специальных учебных заведениях – в педагогических классах женских школ, в сиротских заведениях, в учительских семинариях, в университетах. Многое из того, что было предложено великим русским педагогом в середине XIX в., успешно используется и на современном этапе профессиональной подготовки учителей.

Большую известность и общественный резонанс получила педагогическая деятельность великого русского писателя, философа и педагога Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Великий русский писатель был педагогом-гуманистом, основателем отечественной теории свободного воспитания, борцом против существовавшей в те времена системы школьного обучения, подавлявшей личность ребенка.

Яснополянская школа добилась поразительных результатов. За три месяца дети, не знавшие принуждения к учебе и страха перед учителем, овладевали грамотой, бойко читали, писали, считали. И только на последнем отрезке своей педагогической деятельности, в период серьезного личного кризиса, Толстой стал склоняться к мысли, что все же религиозное образование должно быть принудительным.

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России пришлось на вторую половину XIX в. Это была эпоха важных социальных реформ: судебной, воинской, земской, школьной. В 1861 г. манифестом Александра II (1818 – 1881) крестьяне в России освобождались от крепостной зависимости. Все слои русского общества становились гражданами, наделялись равными правами и обязанностями.

  • министерства просвещения (учитель гимназии);
  • министерства внутренних дел (исправник);
  • духовного ведомства (священник);
  • уездного земства;
  • местного самоуправления.

Устав гимназий и прогимназий 1864 г. устанавливал три типа гимназий – классическую (с преподаванием двух древних языков), классическую (с одним древним латинским языком) и реальную (без древних языков). В гимназиях устанавливался семилетний срок обучения. Учебный план реальной гимназии был более прогрессивным. Он включал изучение математики, естествознания, физики, черчения, два новых языка (французский и немецкий). Однако, согласно Уставу 1864 г. только классические гимназии открывали учащимся доступ в университет. Также учреждался новый тип неполного среднего образования – прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или реального образования.

В 1860-е годы в России получает развитие женское образование. Все государственные женские учебные заведения принадлежали либо Министерству народного просвещения, либо Ведомству императрицы Марии Федоровны. Первые имели семилетний курс обучения. После его окончания девушки получали аттестат домашней учительницы. Выпускницы учебных заведений, которые подчинялись Мариинскому ведомству, имели восьмой дополнительный педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступить на платные Высшие женские курсы.

В 1863 г. был принят новый Университетский устав. В соответствии с этим документом университетам предоставлялась некоторая автономия в виде права выбора ректора советом университета, избрание по конкурсу профессоров, деканов, увеличение числа кафедр и научных лабораторий.

К важным мероприятиям в области школьных реформ 1860-х гг. следует отнести открытие частных учебных заведений. Частные школы сыграли особую роль в развитии отечественной системы образования второй половины XIX в. Они отличались большей продуманностью в организации учебно-воспитательного процесса, поиском новых приемов обучения и воспитания, гуманным отношением к детям. В силу своей малочисленности частные учебные заведения не могли составить конкуренцию государственным школам, но часто это были лучшие школы своего времени.

Частная высшая школа в России во второй половине XIX в. развивалась довольно стремительно. Она была представлена университетами, академиями, высшими курсами, училищами, народными университетами. Первые высшие женские курсы были открыты в Москве в 1869 г. в Москве и Петербурге. Эти учебные заведения готовили учителей, гувернанток, врачей, усиливая, таким образом, наиболее слабые звенья государственной школы. Наиболее широкую популярность и известность приобрели такие частные высшие учебные заведения как – Петербургские высшие женские курсы, Бестужевские курсы, Бехтеревский Психоневрологический университет, Московский народный университет им. А.Л. Шанявской. Частные учебные заведения были доступными, действовали на принципах открытого приема и нежесткого контроля. Занятия проводились, как правило, в вечернее время. Многие прогрессивные педагоги и ученые видели в частных университетах определенную свободную трибуну, где излагали свои передовые взгляды и открытия. В разное время в частных женских университетах преподавали П.П. Блонский, А. И. Зеленко, С. Т. Шацкий, И. М. Сеченов, В. И. Вернадский и мн. др.

В 1864 г. было утверждено Положение о земских учреждениях. В 34 губерниях европейской части России вводилось местное самоуправление. В ведение губернаторов попадали – здравоохранение, народное образование, продовольствие, коммунальное хозяйство, водоснабжение и т.д. Земства открывали и содержали школы, приюты, интернаты. Обеспечивали школы учебниками, оборудованием, выплачивали учителям зарплату, субсидии, оплачивали коммунальные расходы учебных заведений. Из всех типов начальных школ Российской империи второй половины XIX в. земские школы были лучшими народными школами.

Важной составной частью общественного движения второй половины XIX в. стало мощное педагогическое движение. Оно не было однородным, так как педагоги принадлежали различным общественным классам и направлениям. В 1859 г. было создано Петербургское педагогическое собрание, которое позже было переименовано в Петербургское педагогическое общество. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где обсуждались вопросы организации народных и воскресных школ.

Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX в. развивалась под влиянием различных исторических событий, общественных и философских взглядов. В этот период разворачивается мощное общественно-педагогическое движение, в котором выделялись три основных направления:

  • буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов, Н.А. Корф и др.);
  • буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский и др.);
  • революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

Сторонники реформ воспитания не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику.

Пирогов предложил прогрессивный проект новой школьной системы, который был направлен против сословной школы. Свою систему он строил по принципу единой школы, которая состояла из нескольких ступеней:

  • Элементарная (начальная) школа (2 года, арифметика, грамматика);
  • Неполная средняя школа 2-х типов (классическая прогимназия 4 года, общеобразовательный характер) и (реальная прогимназия 4 года);
  • Средняя школа 2-х типов (классическая гимназия 5 лет, общеобразовательный характер: латинский, греческий, русский языки, литература, математика, история) и (реальная гимназия 3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  • Высшая школа (университет) и (профильные вузы).

В своих работах Пирогов затронул волновавшие русское общество проблемы высшего образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Он настаивал на автономии университетов, введении публичного конкурса на занятие университетских кафедр, уменьшении платы за обучение, семестровой системе обучения. К преподаванию в вузах Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары и практические занятия, развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной научно-исследовательской работы.

Либеральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов раздражали власти. В 1861 г. он был отстранен от должности попечителя. Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 г. лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов, еще полный сил, удалился в свое небольшое имение на Украине (под Винницей), где прожил свои последние годы и скончался в 1881 г.

Таким образом, Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению плеяды блестящих отечественных педагогов и методистов. Им были разработаны общие принципы профессиональной подготовки педагога и указаны конкретные рекомендации по организации обучения народного учителя в специальных учебных заведениях – в педагогических классах женских школ, в сиротских заведениях, в учительских семинариях, в университетах. Многое из того, что было предложено великим русским педагогом в середине XIX в., успешно используется и на современном этапе профессиональной подготовки учителей.

Большую известность и общественный резонанс получила педагогическая деятельность великого русского писателя, философа и педагога Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910). Великий русский писатель был педагогом-гуманистом, основателем отечественной теории свободного воспитания, борцом против существовавшей в те времена системы школьного обучения, подавлявшей личность ребенка.

Яснополянская школа добилась поразительных результатов. За три месяца дети, не знавшие принуждения к учебе и страха перед учителем, овладевали грамотой, бойко читали, писали, считали. И только на последнем отрезке своей педагогической деятельности, в период серьезного личного кризиса, Толстой стал склоняться к мысли, что все же религиозное образование должно быть принудительным.

Школьные реформы 60-х годов XIX века. Школа в период реакции 70-80-х годов

Устав гимназий и прогимназий 1864 года. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года.
По этому уставу устанавливалось два типа гимназий: классическая — с преподаванием древних языков — латинского и греческого и реальная — без древних языков, обе с семилетним сроком обучения.
В реальных гимназиях в большем объеме по сравнению с классическими преподавалась математика (26 уроков во всех классах в неделю, в классических 22), естествознание (23 урока и 6 уроков), физика и космография (9 и 6 уроков), черчение (в реальных) ; в реальных гимназиях преподавались два новых языка, в классических лишь один из новых языков (французский или немецкий). Остальные предметы: русский язык, литература, история, география — имели во всех гимназиях одинаковое число уроков; русский язык в реальных гимназиях — на один урок больше. Продолжительность урока устанавливалась в 1 час 15 минут.
Учебный план реальной гимназии отличался прогрессивными чертами и был более жизненным. К тому же больший объем знаний по математике, физике, естествознанию лучше соответствовал требованиям к поступающим на физико-математический и медицинский факультеты университета. Тем не менее право поступления в университеты было предоставлено лишь окончившим классические гимназии. Они могли поступать во все высшие учебные заведения, тогда как окончившим реальные гимназии был открыт доступ только в технические и сельскохозяйственные.
По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.
Каждая гимназия обязана была иметь библиотеку из книг, допущенных для ученических и учительских библиотек средних учебных заведений, набор наглядных учебных пособий по естествознанию, географии, математике, рисованию и физический кабинет.
Прогимназии были неполными средними школами, имели четыре класса, соответствующие первым четырем классам гимназий, открывались чаще в небольших городах.
Прежняя сословно-крепостническая гимназия преобразовывалась в буржуазно-классовую среднюю школу, но двойственность, половинчатость школьных реформ 60-х годов сильно сказались и на реформе гимназии. Требовалось, чтобы средняя школа давала более обширные знания по математике, физике, естествознанию, чем классическая гимназия, а также знание новых языков и современной литературы, умение чертить и разбирать чертежи. Такой именно и была реальная гимназия. Однако царское правительство предпочтение отдавало классической гимназии. Половина всех гимназий была сделана полуклассическими (с одним латинским языком), 25% гимназий были классическими (с латинским и греческим языками) и лишь 25% — реальными.
В 1866 году министром народного просвещения был назначен реакционер граф Д. А. Толстой, который относился враждебно к реальным гимназиям, поскольку они способствовали распространению среди молодежи материалистического мировоззрения. Он стал усиленно насаждать в средней школе классицизм и вскоре превратил все гимназии в классические.

Реальные училища. В 1872 году был издан устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6—7-летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этот тип школы предназначался для того, чтобы дать некоторую подготовку обслуживающему персоналу торговых и промышленных предприятий. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т. е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой (дополнительный) класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное.
В 1888 году в целях подготовки кадров для развивающейся промышленности были созданы хорошо поставленные и оборудованные средние технические училища. Тогда механико-технические и химико-технические отделения реальных училищ были ликвидированы, а реальные училища преобразованы в общеобразовательную среднюю школу.
В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных сил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, были значительно шире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, два новых иностранных языка.
Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объеме, как и в гимназиях.
Несмотря на то что курс математики и физики в реальных училищах был шире, чем в гимназиях, и имелся курс естествознания, все же окончивших реальное училище в университет не принимали. Они могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Учительские институты. Для подготовки учителей городских училищ, преобразованных в 1912 году в высшие начальные училища, были созданы учительские институты, куда принимались мужчины, окончившие учительские семинарии или городские училища и педагогические курсы при городских училищах.
Курс обучения в учительских институтах был трехгодичным и общеобразовательная подготовка, даваемая учительскими институтами, не достигала даже уровня общеобразовательной средней школы, но в них педагогическая и методическая подготовка была поставлена хорошо. Большинство видных методистов дореволюционного времени — авторов методических руководств по преподаванию русского языка, математики, естествознания и других предметов — были преподавателями учительских институтов.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

в) 1828 г. г) 1871 г.
28. Русский педагог, чья работа по вопросам воспитания активизировала общественно-педагогическое движение в середине 19 в. в России и была первой из переведенных на иностранные языки

а) В.Г. Белинский б) Н.И. Пирогов

в) К.Д. Ушинский г) Н.А. Добролюбов
29. Первоначально считал, что школа имеет право только учить, но не воспитывать

а) И. И. Бецкой б) В.Г. Белинский

«Суров ты был, ты в молодые годы

а) Л.Н. Толстой б) К.Н. Вентцель

в) С.Т. Шацкий г) Н.А. Добролюбов
31. Создателем экспериментальных учебно - воспитательных учреждений "Сетлемент" и "Бодрая жизнь" является

а) Л.Н. Толстой б) С.Т. Шацкий

в) П.Ф. Лесгафт г) П.Ф. Каптерев
32. Республика ШКИД связана с именем

а) М.М. Пистрак б) К.Н. Вентцель

в) В.Н. Сорока-Росинский г) Д.И. Менделеев
33. Укажите документ, принятый большевиками для организации народного образования:

а) Устав народных училищ

б) Устав гимназий, подведомственных университетам

в) Основные принципы Единой трудовой школы

г) Мудрая власть коллектива
34. Выберите строку, в которой названия всех произведений принадлежат В.А. Сухомлинскому

Вариант 2
1. Наставником Александра Македонского является

а) Сократ б) Платон

в) Аристотель г) Квинтилиан
2. Учитель в школе грамматиста в Афинах, который обучал детей чтению, письму и счету, назывался

а) дидаскал б) кифарист в) педотриб г) софронист

а) Аристотель б) Платон

в) Квинтилиан г) Сократ
4. Калокагатия предполагала воспитание

а) рабов в Спарте б) оратора в Риме

в) гармоничной личности в Афинах г) воинов в Спарте
5. В состав квадривиума входили

а) чтение, письмо, пение, фехтование

б) грамматика, математика, пение, скачки

в) латынь, астрономия, грамматика, риторика

г) арифметика, геометрия, астрономия, музыка
6. Ваганты – это

а) ученики гильдейских школ

б) преподаватели в университетах средневековой Европы

в) странствующие студенты

г) выпускники иезуитских школ
7.Выберите произведение, предложенное Ж.-Ж. Руссо для чтения своему герою

а) от рождения до 6 лет б) с 6 до 12 лет

в) с 12 до 18 лет г) нет правильного ответа

9. Воспитание добродетельного джентльмена, умеющего вести бизнес, было целью воспитательной системы

а) Ж.-Ж. Руссо б) И.Г. Песталоцци

в) Д. Локка г) Я.А. Коменского
10. Идеализировал природу ребенка, полагая, что от рождения у человека только положительные качества,

а) И.Г. Песталоцци б) Ж.-Ж. Руссо

в) Я.А. Коменский г) Дж. Локк
11. Считал, что суть воспитания – в возбуждении дремлющих в человеке задатков посредством включения его в разнообразные виды деятельности,

а) А. Дистервег б) И. Гербарт

в) И. Песталоцци г) Ф. Гегель
12. Руководителем сиротского приюта в Станце (Швейцария) был

а) И.Ф. Гербарт б) Ф.Фрёбель

в) Р. Оуэн г) И.Г. Песталоцци
13. Впервые с философской и психологической точек зрения обосновал педагогику как науку и искусство

а) И. Песталоцци б) Д. Беллерс

в) И. Гербарт г) И. Кант
14. Кто писал, что власть, правящие классы всегда стремятся к тому, чтобы дать образование народу в том виде и объеме, как это выгодно им?

а) И.Ф. Гербарт б) Ф. Гегель

в) И. Песталоцци г) Ф.Энгельс

а) Д. Дьюи б) Г. Кершенштейнер

в) А.В. Лай г) М. Монтессори
16. Разработка методики сенсорного воспитания детей путем развития их органов чувств и восприятия принадлежит

а) А. Дистервегу б) М. Монтессори

в) Д. Дьюи г) Э. Мейману
17. Педагогические течения конца 19-начала 20 вв. получили общее название

а) социальная педагогика б) экспериментальная педагогика

в) прагматическая педагогика г) реформаторская педагогика
18. Течение в педагогике и психологии на рубежа 19-20 вв., сущность которого состояла в комплексном изучении развития ребенка, получило название

а) андрагогика б) педология

в) педагогика личности г) педагогика действия
19. Течение трудовой школы на рубеже 19-20 вв. получило особенное распространение и поддержку

а) в Германии б) в Франции

в) в Великобритании г) в Италии
20. Ускорение коренного реформирования образовательных систем в странах зарубежной Европы, Японии и США было связано с

а) войной США во Вьетнаме

б) победой Кубинской революции

в) запуском в СССР искусственного спутника Земли

г) полетом Ю.А. Гагарина в космос
21. Основоположником книгопечатания на Руси является

а) Иван Калита б) Иван Купала

в) Иван Федоров г) Иван Грозный
22. Год открытия на Руси школ учения книжного

в) 988 г) 1016
23.Назовите образовательное учреждение, созданное при Петре I

а) Московский университет

б) Смольный институт

в) Академия наук

г) школа математических и навигационных наук
24. Кто способствовал открытию общества Благородных Девиц?

а) М.В. Ломоносов б) И.И. Бецкой

в) Н.И. Новиков г) А.Н. Радищев
25.Основоположником научной педагогики в России является

а) Н.И.Новиков б) М.В.Ломоносов

а) Н.А. Корф б) Н.И. Пирогов

в) П.Ф. Лесгафт г) В.М. Бехтерев
27. Когда в России впервые было образовано министерство просвещения?

а) 1786 г. б) 1802 г.

в) 1804 г. г) 1828 г.
28. Чьи идеи о природе ребенка и основном принципе воспитания воспринял и реализовывал в своей практике Л.Н. Толстой?

а) Аристотеля б) И.Ф. Гербарта

в) Ж.-Ж. Руссо г) Д. Локка
29. В какой строке все произведения принадлежат К.Д. Ушинскому

а) Родное слово, Детский мир, Великая дидактика, Азбука

б) Азбука, О народности в общественном воспитании, О пользе педагогической литературы

б) Родное слово, Детский мир, Исповедь, Азбука

в) О народности в общественном воспитании, Лебединая песнь, Детский мир

г) Детский мир, Родное слово, О пользе педагогической литературы

30. Отечественный публицист, литературный критик, активный противник авторитарного воспитания

а) В.И. Водовозов б) Н.А. Корф

в) Н.А. Добролюбов г) П.Ф. Лесгафт
31. Создатель первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, утверждавший связь школы с обществом и окружающей средой

а) Н.Ф. Бунаков б) П.Ф. Лесгафт

в) С.Т. Шацкий г) П.Ф. Каптерев
32. Педагог, психолог, педолог, он призывал любить не школу, а детей, приходящих в школу. Его называли советским Песталоцци.

а) П.Ф. Каптерев б) П.П. Блонский

в) К.Н. Вентцель г) А.В. Луначарский
33. Создатель школы имени Достоевского, он посвятил себя воспитанию трудных детей, был против понимания их как морально или психически дефективных.

а) В.Н. Шульгин б) К.Н. Вентцель

в) В.Н. Сорока-Росинский г) Л.С. Выготский
34. Выберите строку, в которой названия всех произведений принадлежат А.С. Макаренко

Читайте также: