Какой должна быть власть в россии кратко

Обновлено: 25.06.2024

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию , а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

  • Форма правления в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Какая форма правления в России?

Какая форма правления в Российской Федерации? Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления [2] . По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой [3] .

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:

У нас в стране не существует коалиционного правительства. У нас не парламентская республика, а президентская. У нас президентское Правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это жёсткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен её придерживаться.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации де-юре осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Основы конституционного строя

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность её субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противоречат. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.

Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

— Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова, Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года N 13-П [1]

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Глава государств

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом Президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий [5] .

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд [6] . Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики [7] . Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно [ когда? ] введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным судом РФ [8] . 6 февраля 2014 года одобренный субъектами РФ закон об объединении судов был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным [9] .

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Благородный муж заботится об общих, а не партийных интересах, а низкий, наоборот, заботится о партийных, а не общих интересах.

Изречение великого китайского мудреца Конфуция, жившего в 551-479 годах до н.э.
Благородный муж – достойный, уважаемый человек, занимающий высокое положение в обществе.

Поскольку в те времена партии не существовали, по всей вероятности, Конфуций под партиями подразумевал элиты, кланы или сословия. В России также существуют элиты, сословия и кланы, приближённые к власти на разных уровнях и территориях, которые нередко по решениям, попустительстве или бездействии власти пользуются необоснованными привилегиями.

В предыдущих главах о власти в России я указывал, что не являюсь дипломированным специалистом по государственному устройству. Однако, мне не безразлично состояние страны: застойные явления в экономике, отставание во внедрении высоких технологий в гражданских отраслях промышленности, казнокрадство и коррупция, сильное социальное расслоение – немыслимое богатство меньшинства и бедность значительной части населения богатейшего в мире по природным ресурсам государства. И основная доля ответственности ложится на органы власти. Я не вхожу ни в какую политическую партию и движение, не участвую в политических акциях, а высказываемые соображения отражают моё личное мнение.

Формы власти включают в себя форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления - это способ организации высших государственных органов власти, их структура и организация разделения функций между ветвями между ними. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Территориальное устройство определяет внутреннюю структуру страны, составляющие её части и взаимоотношения между ними и центром, и может быть построено по унитарному или федеративному типу.

Политический режим правления – это совокупность методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть: демократический, авторитарный, тоталитарный, деспотический, теократический режимы.

В настоящее время в мире насчитывается 251 страна. Подавляющему большинству из них присуща одна из перечисленных форм организации государственной власти. По всей видимости, существует некоторое количество малых государств, организация власти в которых не укладываются в перечисленные, но они не представляют для нас интереса.

Переходим к самому главному исходному моменту. Наша страна с её тысячелетней историей является самой уникальной в мире, в которой, по моему мнению, затруднительно, а может быть и невозможно использовать традиционные решения по организации власти без опасности её разрушения.

В чём же заключается уникальность России? Разумеется, в её огромных размерах и природных богатствах, сложном территориальном устройстве, многонациональном составе населения. Площадь России превышает 117 миллионов квадратных километров, в состав страны входит 85 разных субъектов: 22 национальные республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, одна автономная область и один автономный округ. В стране с численностью населения в 146,8 миллионов человек, согласно переписи 2010 года, проживают граждане 194 национальностей, в том числе русские – 115 млн чел., татары – 5,5 млн. чел., украинцы – 2,9 млн. чел., башкиры – 1,67 млн. чел., чуваши – 1, 63 млн. чел. Численность граждан каждой из остальных национальностей – от 1 чел. до 1%.

Проблема власти в нашей стране в разной степени существовала в течение многих лет. Не будем касаться дореволюционных периодов, в которых было немало драматических и трагических событий, которые влияли не только на судьбы правящих кругов, но и ставили под угрозу само существования России, как независимого государства.

После февральской революции были созданы предпосылки внедрения аналога западных демократий. Однако, разброд и междоусобная борьба среди влиятельных элит и партий, продолжение войны с Германией, тяжёлое положение в экономике страны позволили большевикам в октябре 1917 года революционным путём взять власть.
По моему мнению, самой важной проблемой во все времена в истории России была процедура законной передачи высшей власти от предшествующей к новому правящему клану. Её сбои крайне болезненно сказывались на развитии страны.
В советский период эта проблема решалась узким кругом лиц, входивших в высшие органы правящей партии, вследствие чего граждане страны были практически отстранены от участия в этом процессе. Однако в этот период руководители, входившие в правящие структуры, в процессе продвижения по карьерной лестнице приобретали серьёзный опыт руководящей государственной или партийной работы, при этом каждый партийный руководитель обычно занимался и организацией хозяйственной деятельности. Отрасли промышленности и сельского хозяйства как правило, возглавляли талантливые специалисты. Вспомним А.И.Микояна, А.Н.Косыгина, В.В.Бахирева и других. Во главе Академии наук и её институтов стояли крупные учёные с мировым именем. Не случайно в советское время страна динамично развивалась, были получены выдающиеся достижения в науке, искусстве, развитии экономики.

Вместе с тем, кулуарная система управления и передачи власти порождала застойные явления в экономике, политической жизни страны и привела к ухудшению материального положения граждан, разочарованию народных масс. Приход к власти слабого, велеречивого лидера Михаила Горбачёва, предательская политика ряда высокопоставленных руководителей из его окружения, захват центральных средств массовой информации сторонниками западной модели управления привели к сильному ослаблению власти и нестабильности в стране. В результате власть перешла к амбициозному Борису Ельцину и либеральной оппозиции, которые антиконституционным путём развалили СССР. Далее начался грабёж национального достояния внутри страны, сдача позиций на международной арене, потеря обороноспособности государства. Возникла реальная угроза распада теперь уже России. Потребовались решительные действия, чтобы остановить этот процесс, которые были осуществлены после ухода Ельцина.

В большинстве западных стран, у кого раньше, у кого позже к этому времени были созданы и апробированы конституции, в которых жёстко прописывались правила, на основании которых формировались высшие органы власти, состоящие из независимых законодательных, судебных и исполнительных органов. Важное значение имело функционирование политических партий с многолетним опытом работы. Формирование высших органов власти производилось по результатам выборов, при этом партия или блок партий, получившие большинство голосов, получали мандат на управление страной на период до следующих выборов. В большинстве случаев победа той или иной партии не вызывала потрясений в государстве. Правящая команда по результатам своей деятельности или продолжала руководить страной или передавала власть другой победившей партии. Этим достигается конкуренция властных структур, развитие и стабильность страны.

Так что же? Какая система власти нам нужна?

1. Рассмотрим сначала форму правления: монархия или республика. Монархия – устаревшая форма правления, постепенно уходящая из употребления. Даже там, где она сохранилась, суверены, например, Елизавета Вторая, практически лишены реальной власти. Исключение составляют некоторые арабские страны, например, Саудовская Аравия, Оман, в которых власть главы не ограничена. Впрочем, при некоторых режимах правления власти лидера позавидует иной король. Значит, выбираем республиканскую форму правления.

2. Территориальное устройство. Унитарное государство или федерация. Здесь выбор ещё проще. При наших размерах, многонациональном составе населения Россия может быть только федеративным государством, иначе спокойствия в стране не достигнуть.

Однако, моё мнение таково, что для России не подходит западная модель государственного устройства и демократических институтов, если мы хотим сохранить страну в существующих границах. Печальный пример развала СССР именно по причине попытки внедрить в наших условиях западные модели показали всю опасность уже для России подобных экспериментов. К настоящему моменту распались не только ранее существовавшие могущественные многонациональные империи, в том числе Британская Империя, Австро-Венгрия, но и небольшие государства, населённые даже близкими нациями: Югославия, Чехословакия и другие. Некоторые государства распались по религиозным противоречиям: Индия мирным путём была разделена англичанами на два государства, затем от мусульманского Пакистана через кровопролитную войну отделилась Бангладеш, разделился после многолетней жестокой междоусобной войны на два государства Судан. А последние потрясения, связанные с попытками отделения Шотландии от Великобритании и Каталонии от Испании ярко подтверждают опасность далеко не мирного распада России при ослаблении сильной централизованной власти.

Такая реальная опасность существовала и после февральской революции 1917 года, и только благодаря Октябрьской революции удалось сохранить почти в неизменных границах Российскую империю, за исключением Польши и Финляндии. Зато в 1945 году в состав СССР, а значит и России, вошли Калининградская область, Южный Сахалин и Курилы.

Авторитарный режим правления с жёсткой вертикалью власти создаёт больше гарантий сохранения России, как самостоятельного государства в существующих границах. В течение многих веков Россия с её необъятными просторами и природными богатствами являлась объектом алчных устремлений могущественных государств. Драматический распад СССР создал для его народов, в том числе и русских, оказавшихся за рубежом, множество трудных проблем, которые не закончились и поныне. Не допустить повторения подобных катастроф может только государство, имеющее сильную государственную власть, надёжную оборону, динамично развивающуюся экономику, в котором обеспечена социальная справедливость, благосостояние граждан.

Как вариант, может быть создание Государственного Совета в узком составе при президенте, только не под руководством таких неподходящих лиц, как например, Медведев, с широкими полномочиями, вплоть до права отмены спорных решений, или вместо президентской формы правления наделить властными функциями этот Совет во главе с председателем, где его решения принимались бы коллегиально. Необходимы также создание и отработка такой выборной конституционной системы передачи власти, которая базировалась бы на свободном волеизъявлении избирателей, а не определялась административным ресурсом. От того, удастся ли этого достичь, зависит будущее развитие России, возможность существенного повышения благосостояния народа. К сожалению, в России ощущается большой дефицит авторитетных лидеров, пользующихся доверием граждан, причём не только среди государственных деятелей, но и среди партийных вождей, что очень затрудняет возможность выбора лидера среди нескольких достойных кандидатов.

Нынешняя система власти препятствует появлению таких лидеров, а высшие лица в законодательных и судебных структурах власти, призванных по Конституции создавать баланс ветвей власти, поставили себя в подчинённое положение по отношению к исполнительной власти. Во многих случаях они автоматически одобряют любые её предложения, что создаёт опасность принятия ошибочных решений, наносящих ущерб долгосрочным интересам страны в международном и внутреннем плане, а также жизненным интересам её граждан.

Вместе с тем, нельзя допускать и ослабления системы власти, которое неминуемо приведёт к внутренним межнациональным конфликтам, чреватым большими бедами для страны и её граждан.

Надо найти правильное, взвешенное решение, оно необходимо в целях обеспечения стабильности в стране и её успешного динамичного развития.

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Политика в России

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративный режим

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок. Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа.

Законы и конституция

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

О политических режимах - в этом видео.

Организация и проведение выборов

  • Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
  • Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
  • Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
  • Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
  • Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.

Политика в РФ

Преимущества действующего политического строя

Действующий политический строй имеет много преимуществ, по сравнению с тоталитарным режимом СССР, например:

  1. Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
  2. Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
  3. В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
  4. Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.

В связи с этим многие политологи отмечают: переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал резкому рывку России вперед. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, это был период хаоса и неуверенности в будущем. Однако, с течением времени правительство вышло на правильный курс, и страна вступила в эпоху подъема. Это касается как экономической, так и социально-культурной составляющей жизни государства. Конечно, переход к демократическому режиму был довольно сложным. Тем не менее страна успешно преодолела эти сложности.

В данный момент российская демократия переживает свой расцвет. Россия вышла на один уровень с крупными европейскими государствами. Благодаря правильной политике президента и корректным действиям кабинета министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться на то, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима, а ошибки, допущенные главными руководителями в период советской власти, не будут повторяться современными государственными лидерами.

Политическая власть в современной России включает в себя классические черты. На основании этого можно утверждать, что имеет место ее воспроизводство в новых условиях. Во все времена власть носила персонифицированный характер. И, рассматривая любую временную эпоху, ее всегда связали с каким-либо носителем, в качестве которого выступал царь, император, генсек, президент. В нашей стране присутствовали и представители от народа, целью которых было укрепление власти. Этот факт позволяет говорить о том, что отечественная историческая традиция была лишена народного представительства в народном понимании.

Легитимность и делегитимация политической власти в России.

Чтобы сделать власть легитимной, можно прибегнуть к двум путям:

· Принуждение и насилие;

· Убеждение и влияние.

Если используется второй вариант, то принятые решения реализуются за счет добровольного согласия или солидарности.

Чем отличается кризис легитимности государственной власти в России, так это лишением национально-государственной идеи или же тем, что идея уже не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями. В данном случае речь идет о:

· способности оказывать социально-интегрирующее воздействие;

· способности представлять текущий политический режим и социальный порядок с лучшей стороны;

· способности определять консолидирующие цели общества.

Легитимность политической власти в современной России.

Если рассматривать кризис легитимности политической власти в нашей стране с позиции цивилизации, то основными причинами его зарождения стал кризис этатизма и патернализма, на которых строится нормативно-ценностный порядок, объединяющийся в реалиях нашей страны с государственностью. На это указывают изменившиеся субъекты политической власти и иные ее элементы.

Если оценивать кризис легитимности политической власти с социальной точки зрения, то в качестве главных факторов следует назвать скептицизм и сильное разочарование большей части населения деятельностью государственной власти, а также и политических партий, которые в своей основе являются группами по интересам. В то же время этому способствовала и слабость власти, отсутствие у нее возможностей, чтобы эффективно справляться с наиболее острыми проблемами, возникающими на современном этапе развития страны.

Обрести статус легитимной политическая власть в России способна при условии, что будет обеспечено в определенной степени соответствие разным культурным типам:

· архаическому — древнерусскому народному типу;

· традиционалистскому — православно-славянскому и общественно-социалистическому;

· современному — либерально-западному типу культуры.

Вопрос. Структура и характеристика государственной власти в России.

Структура государственной власти:

4. Средства и ресурсы, обеспечивающие власть.

Государственная власть подразделяется на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власти. Это вытекает из ее природы, из природы управления обществом, природы общественного справедливого порядка.

1. Представительная власть в современных правовых государствах проистекает непосредственно от населения и существует в форме парламентов - выборных государственных органов (Дума, Законодательное собрание, собрание представителей и т.д.). Задача парламента - принятие законов, контроль за их исполнением; нередко парламент обладает контрольными полномочиями в отношении правительства, его отдельных министров.




2. Исполнительная государственная власть призвана исполнять законы, решения парламента. Как правило, она достаточно самостоятельна в оперативном принятии решений, в рамках действующего законодательства, расходовании финансовых средств.

3. Судебная власть - самостоятельная ветвь публичной власти. Ее задача отправление правосудия по уголовным, гражданским, административным и другим делам в порядке, установленном законами государства, а также защита прав граждан, организаций, в том числе и органов власти самого государства.

Политическая власть в современной России включает в себя классические черты. На основании этого можно утверждать, что имеет место ее воспроизводство в новых условиях. Во все времена власть носила персонифицированный характер. И, рассматривая любую временную эпоху, ее всегда связали с каким-либо носителем, в качестве которого выступал царь, император, генсек, президент. В нашей стране присутствовали и представители от народа, целью которых было укрепление власти. Этот факт позволяет говорить о том, что отечественная историческая традиция была лишена народного представительства в народном понимании.

Легитимность и делегитимация политической власти в России.

Чтобы сделать власть легитимной, можно прибегнуть к двум путям:

· Принуждение и насилие;

· Убеждение и влияние.

Если используется второй вариант, то принятые решения реализуются за счет добровольного согласия или солидарности.

Чем отличается кризис легитимности государственной власти в России, так это лишением национально-государственной идеи или же тем, что идея уже не в состоянии справляться с возложенными на нее функциями. В данном случае речь идет о:

· способности оказывать социально-интегрирующее воздействие;

· способности представлять текущий политический режим и социальный порядок с лучшей стороны;

· способности определять консолидирующие цели общества.

Легитимность политической власти в современной России.

Если рассматривать кризис легитимности политической власти в нашей стране с позиции цивилизации, то основными причинами его зарождения стал кризис этатизма и патернализма, на которых строится нормативно-ценностный порядок, объединяющийся в реалиях нашей страны с государственностью. На это указывают изменившиеся субъекты политической власти и иные ее элементы.

Если оценивать кризис легитимности политической власти с социальной точки зрения, то в качестве главных факторов следует назвать скептицизм и сильное разочарование большей части населения деятельностью государственной власти, а также и политических партий, которые в своей основе являются группами по интересам. В то же время этому способствовала и слабость власти, отсутствие у нее возможностей, чтобы эффективно справляться с наиболее острыми проблемами, возникающими на современном этапе развития страны.

Обрести статус легитимной политическая власть в России способна при условии, что будет обеспечено в определенной степени соответствие разным культурным типам:

· архаическому — древнерусскому народному типу;

· традиционалистскому — православно-славянскому и общественно-социалистическому;

· современному — либерально-западному типу культуры.

Вопрос. Структура и характеристика государственной власти в России.

Структура государственной власти:

4. Средства и ресурсы, обеспечивающие власть.

Государственная власть подразделяется на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власти. Это вытекает из ее природы, из природы управления обществом, природы общественного справедливого порядка.

1. Представительная власть в современных правовых государствах проистекает непосредственно от населения и существует в форме парламентов - выборных государственных органов (Дума, Законодательное собрание, собрание представителей и т.д.). Задача парламента - принятие законов, контроль за их исполнением; нередко парламент обладает контрольными полномочиями в отношении правительства, его отдельных министров.

2. Исполнительная государственная власть призвана исполнять законы, решения парламента. Как правило, она достаточно самостоятельна в оперативном принятии решений, в рамках действующего законодательства, расходовании финансовых средств.

3. Судебная власть - самостоятельная ветвь публичной власти. Ее задача отправление правосудия по уголовным, гражданским, административным и другим делам в порядке, установленном законами государства, а также защита прав граждан, организаций, в том числе и органов власти самого государства.

По мнению Виталия Третьякова, она существует и может быть построена

Виталий Третьяков

Реальность

Политическая система, ныне существующая в России, не только не подходит ей, но и является для неё противоестественной. Причём во всех своих составляющих — от доктринальных документов (начиная с Конституции 1993 года) до институтов (например, Государственной Думы, в которой естественным для России является только её историческое название; политических партий, которые не являются в строгом смысле слова партиями ни классического, ни нового типа; практически отсутствующего местного самоуправления ). Наконец, абсолютно противоестественным для России является её подчинённость международным институтам, включая даже те, в создании которых она сама не принимала никакого участия, в силу чего они по определению не учитывают интересов России или впрямую им противоречат.

И дело не в том, что так считаю я. Дело в том, что всё это подтверждается каждодневно и на все уровнях. Прежде всего тем, что единственным эффективно действующим политическим институтом в нашей стране является институт президентской власти (власти верховного правителя), причём и его эффективность проявляется только при сильном и целеустремлённом носителе этой власти (в данном случае — Владимире Путине, ибо то же, но при Михаиле Горбачёве и Борисе Ельцине привело к печальным результатам).

Мы не может найти в России ни одного социального слоя (от олигархов до бомжей, от так называемой интеллигенции до так называемого офисного планктона, от промышленных рабочих до так называемого креативного класса, от пенсионеров до золотой молодёжи, от чиновников до богемы, от учёных до наёмных работников), который бы в массе своей был удовлетворён нынешним положением дел (от экономики до политики и культуры) в стране и своим собственным положением.

Ни в одной просвещённой аудитории мы не найдём и дюжины человек, которые искренне сказали бы, что в России есть политическая партия (думская или иная), отражающая их интересы и за сохранение власти которой они готовы в любой момент выйти не то что на баррикады, а хотя бы и на выборы, особенно если идёт дождь или нужно ехать на дачу.

Наконец, всё возрастающая ностальгия по советскому прошлому и по Советскому Союзу как государству дополняет эту картину, может быть, и эмоционально-психологической, но яркой и сочной краской.

Не буду далее — за очевидностью моих утверждений — диагностировать эту реальность.

Почему так произошло?

В силу многих причин, но для наших рассуждений главными являются три.

Во-первых, нынешняя политическая система России позаимствована на Западе, а следовательно, абсолютно не подходит для нашей страны. Как мне уже неоднократно приходилось говорить, мы приобрели стиральную машину, которую вынуждены (в реальных условиях России) использовать как холодильник. Естественно, что она работает плохо и отнюдь не по приложенной к ней инструкции (то есть Конституции 1993 года).

Во-вторых, эта западная система, в частности — многопартийность, перенесена нами с Запада в тот момент, когда она перестала эффективно работать и там, то есть устарела, обветшала, переродилась и всё чаще работает не в демократическом, а в авторитарном режиме.

Невозможно построить демократию западного типа (не путать с демократическими декорациями) в стране, не приспособленной к западной модели демократии, да к тому же по устаревшей и изжившей себя модели. А ведь на создание того, что невозможно в России создать (демократию западного типа), мы тратим гигантские силы и средства, а на обеление её (доказывание себе и другим, что это и есть желанная всеми и искомая демократия) — огромные информационные и интеллектуальные ресурсы. И всё это — бестолку. Ибо доказать недоказуемое нельзя, а политическая система в России работает по своим собственным законам, никакого отношения не имеющим к официальным документам и декларациям.

Что делать?

Во-первых, привести политическую систему современной России в соответствие с реальностями России как цивилизационно-исторического феномена — нации, страны и государства. К таковым, помимо прочего, относится наличие особой русской (российской) политической системы, сильно отличающейся от западной (европейской).

В-третьих, минимизировать (ибо полностью избавиться от этого невозможно) отчуждение населения от власти.

В-четвёртых, ликвидировать (а вот это возможно) отчуждение природных и остальных общенациональных богатств России от основной массы её населения, то есть практически ото всех, кроме нескольких тысяч семей. Кстати, именно такое отчуждение и примерно в той же пропорции наблюдалось в Российской империи начала ХХ века. Результат — свержение власти и крушение государства.

(Отмечу в скобках, что ни первое, ни второе, ни третье, ни четвёртое не отрицает демократии, частной собственности, рынка и прочих общецивилизационных институтов и ценностей.)

Конкретно об оптимальной политической системе для России (на примере парламента)

Вряд ли какой олигарх ходит голосовать на выборах, ибо у него и без того достаточно возможностей провести свой личный интерес или интерес своего политического или бизнес-клана в парламенте. И несмотря на то, что какой-нибудь рабочий со всей семьей каждый раз участвует в голосовании, шансы на учёт его интересов (кроме некоторых, в силу особых причин учитываемых правящим классом) в решениях парламента всё равно стремятся к нулю.

Когда-то считалось, что сословное представительство исключает учёт интересов основной массы населения, а партийное создает механизм реализации этих интересов хотя бы на законодательном уровне. Когда-то, видимо, так и было. Было — и сплыло.

Я думаю, что в современном парламенте России в равных пропорциях должны быть представлены, как минимум, следующие сословия:

  1. Крестьянское (сельхозпроизводители)
  2. Рабочее (наёмные работники сферы материального производства)
  3. Врачебно-медицинское
  4. Учительско-преподавательское
  5. Научное (наполовину гуманитарное, наполовину от естественных наук)
  6. Информационное (но не журналистское, у которого и так есть трибуна)
  7. Духовное (от традиционных религий)
  8. Военное
  9. Управленческое (политическое)
  10. Частнособственническое (владетельное)
  11. Женское
  12. Опекаемых и поднадзорных (дети-сироты, старики, инвалиды, бездомные, заключенные).

Нетрудно заметить, что первые десять сословий сложены фактически по профессиональному признаку, а последние два — по специфическим: гендерному и признаку повышенной социальной незащищенности.

Мало кто из нас с легкостью ответит на вопросы: за какую партию он голосовал? Какая партия лучше других отражает его интересы? Какой должна быть партия, которая эти интересы отражала бы в максимальной мере?

Но любой из нас легко отнесет себя к одному из двенадцати перечисленных сословий (термин, возможно, нужно подобрать другой). Следовательно — легко и осмысленно сделает свой выбор при голосовании.

Двенадцати сословиям должны соответствовать двенадцать парламентских курий с равным числом мест. А столь дорогие сердцу многих нынешние и идеальные прошлые и будущие партии (электоральные механизмы), от которых сразу отказываться не нужно, пусть конкурируют своими конкретными списками за места в каждой курии, а не в Думе в целом.

Тогда и кандидаты в списки для голосования будут вноситься по внятным (а иначе не проголосуют за них) мотивам и с внятными обоснованиями (профессиональная компетентность).

Все согласны с тем, что экономика, политическая система и общественные отношения России нуждаются в модернизации, но большая часть общества не верит в то, что правящая элита России и даже власть намерены справедливо распорядиться плодами этой модернизации. На многое способен, что не раз было доказано историей, русский народ, но когда он видит, что список отечественных миллиардеров растёт гораздо быстрее, чем его, народа, благосостояние, то в лучшем случае замыкается в круге собственных материальных интересов, а в худшем посылает всё, включая и модернизацию, к чёрту. И уж тем более странно ждать в наше время, когда потребительство стало национальной идеологией России, а правящий класс даже не пытается умерить или скрыть свой гедонизм, а, напротив, открыто демонстрирует презрение не только к неимущим, но и к обществу и России в целом, что кто-то принесёт в жертву национальным интересам страны свой комфорт и сиюминутное спокойствие.

Пора сделать такую попытку, ибо очевидно, что наличие колоссальных природных богатств у России, но при отсутствии единства цели и воли у общества, правящего класса и власти рано или поздно приведёт к тому, что страна будет разорвана на части. Инициатором разрыва станет, конечно, правящий класс, а общество не захочет или не сможет сопротивляться. Ну а власть будет просто куплена правящим классом. Отечественным, если его ещё можно так назвать, или правящими группировками других мировых игроков.

Итак, что же должна сделать российская власть, чтобы доказать (а не просто продекларировать) обществу искренность своих намерений устроить, в том числе и с помощью модернизации, процветание в России не только для элиты, а для всех? Ответ оригинальным быть не может, ибо он один-единственный. Это справедливость. Материально явленная справедливость. То есть соучастие каждого во владении тем, что является общим (между прочим, и по Конституции, которая в этой части полностью не соблюдается) достоянием всех граждан России — её природными богатствами.

Безусловно, коллективное управление собственностью неэффективно, да в принципе и невозможно. Но и фактическая приватизация общенациональных богатств под прикрытием якобы лишь управления ими ни к чему хорошему не ведёт. Да, прибыли максимизируются. Но только в интересах управляющих и в ущерб остальным, да и самим богатствам.

Так как же установить справедливость, которая является ценностью и сама по себе, а главное — в контексте нашей сегодняшней темы — которая подвигнет общество к искренней консолидации с властью?

Что дает такая схема, изложенная мною как принцип — без каких-либо экономических расчётов?

Во-первых, каждый гражданин России реально, а не конституционно-теоретически получает свою долю совокупных национальных природных (то есть не созданных другими людьми) богатств страны. И, оставаясь гражданином России, он имеет право этой долей свободно распоряжаться. И в этом качестве и самый бедный гражданин России, и миллиардер реально равны и равноправны на всех этапах своей жизни. А главное — равны и равноправны их дети.

Во-вторых, власть, вводящая такую систему распределения национальных природных богатств, автоматически вынуждена резервировать часть этих богатств за гражданами страны на случай предъявления ими своих прав, а потому не может отдать соответствующие природные ресурсы под полный контроль частных компаний. А частные компании вынуждены считаться с тем, что не весь объём природных ресурсов страны контролируется ими. Ибо если, например, 100 миллионов граждан России захотят в каком-то году получить причитающиеся им за этот год 100 миллионов тонн нефти, государство обязано будет им эту нефть выдать — из своих запасов или из запасов частных нефтяных компаний, неважно. Предполагаю, что одно это радикально изменит экономическую политику в стране. Ведь предъявление такого счета к государству возможно только в случае обнищания людей или даже просто постоянного получения ими за свой труд зарплаты, недостаточной для поддержания достойного уровня жизни. Подозреваю, что сам подход к определению зарплат в этом случае изменится. Он просто станет справедливым.

В-третьих, мне кажется, что после введения такого механизма вообще можно будет отказаться от нынешней неэффективной и несправедливой системы начисления пенсий по старости, ибо часть накопленного людьми ГИД будет использоваться как раз во время старости.

В-пятых, только в этом случае мы начнем, наконец, беречь свои природные богатства. Богатые не берегут их сегодня потому, что Россия им нужна только для того, чтобы получить сверхприбыль и вывезти ее на Запад. А бедные — потому, что сегодня эти богатства им не принадлежат и завтра тем более принадлежать не будут. А богатые, по их убеждению, всё равно всё разграбят.

Пора! Прежние пути исхожены

То, что я описал, не исчерпывает все составляющие оптимальной для России ХХI века политической и экономической конструкции.

Например, я не затронул проблему соотношения авторитарных (командных) и демократических (сетевых) способов управления. Хотя для меня ясно, что институт сильного президентства в России должен быть сохранён, но при гораздо более сильном и сословном парламенте.

Уникальная цивилизационная и, соответственно, политическая система России слишком сложна, чтобы её можно было проанализировать в одной статье. Но при этом она не бесконечно сложна, а потому её можно и описать в её главных составляющих, и каждую из этих составляющих довести до желаемого оптимума.

Законы власти и управления универсальны и неизменны, а механизмы управления и власти (в частности, политические режимы), как и любые другие механизмы, устаревают. И странно создавать в России ХХI века политические конструкции, уже изжившую себя к концу ХХ века.

Читайте также: