Какой была москва 100 лет назад кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1918 году Москве вернули статус столицы. Городу было непросто в новых условиях: население сильно выросло, транспортная система не справлялась, поэтому предстояло масштабное строительство. Именно с этим была связана знаменитая сталинская реконструкция 1930-х годов.

Главное, что отличало Москву 20-х годов прошлого века от нынешней, — это огромное количество гужевого транспорта. Важнейшим атрибутом городской жизни была лошадь, и такая ситуация сохранялась до середины века.

Здание Мэрии на Тверской, 13 выглядело иначе: оно было ниже, колонны и два дополнительных этажа появились только в середине 1940-х годов. А еще оно располагалось на 13 метров ближе к проезжей части (как и многие другие здания, его передвинули во время расширения улицы в 1930-е годы). Интересно, что менялись только облик и местоположение, а вот функция очень давно остается неизменной: до революции оно было резиденцией московских генерал-губернаторов, а затем — зданием Моссовета. На площади напротив до 1919 года стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву, но новая советская власть его недолюбливала, и вместо него вскоре установили монумент Свободы. А уже позже его сменил памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому.

На площади Тверская Застава, где в то время заканчивался город и соединялись между собой Бутырский и Грузинский Вал, стояла Триумфальная арка, построенная по проекту знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове. Ее установили после пожара 1812 года на пути возвращения русских войск из заграничного похода в ознаменование их действий при освобождении Европы от Наполеона. Но из-за того, что она мешала новому виду транспорта — троллейбусу, в 1930-е годы было принято решение о ее демонтаже. Точную копию Триумфальной арки построили 1966–1968 годах уже в новом месте — на Кутузовском проспекте.

Память о победах: Главархив рассказывает историю Триумфальных ворот у Тверской Заставы

Кстати, в районе, где Триумфальная арка находится сейчас, тоже все было по-другому. Не было ни проспекта Калинина, ни Кутузовского проспекта. Сразу после Дорогомиловского вала город заканчивался и начиналось пригородное кладбище, а еще здесь были пустоши, выпасные луга. Но эту идиллию уже в 1950-е годы поглотила цивилизация.

До 1934 года москвичи, гуляя по Садовому кольцу, также могли любоваться памятником гражданской архитектуры Петровской эпохи — Сухаревой башней. Она была построена в 1695 году для размещения в ней Школы математических и навигацких наук. Именно этим назначением была обусловлена высота башни — больше 60 метров. Дети занимались здесь под звездным небом, учились определять широту и долготу при помощи морских приборов. Позже, когда навигацкая школа была переведена в Санкт-Петербург, башня была преобразована под нужды мытищинского водопровода и стала Водовзводной башней: два этажа закупорили и превратили в огромный резервуар для воды. Сухареву башню разрушили в 1934 году в рамках все той же генеральной реконструкции.

Тверская улица и Красная площадь как идеологемы

100 лет назад Тверская выглядела совершенно по-другому. Это была узкая и извилистая улица, а не главная городская магистраль.

Другой идеологемой, как ни удивительно, является Красная площадь. Сегодня мы считаем ее символом Москвы, но 100 лет назад это было совсем не так.

Другой важнейшей площадью была Соборная, здесь находился Успенский собор, где венчались на царство. Эти две площади, располагающиеся на территории Московского Кремля, несли в себе все те коннотации, которые значительно позже, в большевистское время, были переданы Красной площади.

Кстати, с 1909 по 1930 год по Красной площади ходил трамвай, что сегодня нам сложно представить. Там располагалась резервная ветка, которая проходила вдоль Кремлевской стены.

Мосты и окраины города

Если мы посмотрим на старые фотографии многих московских мостов, то обнаружим, что они выглядели совершенно иначе. В том числе Крымский мост. Раньше он представлял собой своего рода кубическое сооружение, из-за этого пропускная способность была ограничена. Например, здесь невозможно было пустить троллейбус.

Стоит упомянуть не только центральную часть города, но и современные спальные районы, которые выглядели совершенно иначе. Где-то располагались дачи и деревни, где-то — пустоши, а некоторые из них были отдельными небольшими городками. Например, Люблино или Выхино. Там было развитое промышленное производство, они были своего рода городами-спутниками, живущими рядом Москвой, и развивались по своему сценарию. Но Москва быстро увеличилась и вскоре вобрала в себя близлежащие территории.

В 1918 году Москва вернула себе статус столицы. Население сильно выросло, планировались большие перемены. Рассказываем, каким был город в 20-х годах прошлого века.

Главное отличие Москвы того времени от нынешней – огромное количество гужевого транспорта. Лошадь была важным атрибутом городской жизни. В 1935 году открыли Московский метрополитен, а Леонид Утесов записал песню о том, как он запрягает кобылу и путешествует с ней по городу. Это не метафора, так было на самом деле.

Многие памятники и строения не сохранились до нашего времени. Например, 100 лет назад в центре вы могли бы полюбоваться церковью Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в районе Замоскворечье.

Здание мэрии на Тверской было ниже и располагалось на 13 метро ближе к проезжей части – в 1930-е годы его передвинули для расширения улицы. На площади напротив стоял памятник генералу Михаилу Скобелеву, но в 1919 году его убрали и установили монумент Свободы. Памятник Юрию Долгорукому появился уже позже.

Здание Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1920-е годы. Главархив Москвы

Здание Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1920-е годы. Главархив Москвы

На Пушкинской площади вы бы увидели Страстной монастырь. В 1920-е годы его преобразовали в антирелигиозный музей, а позже и вовсе уничтожили. Напротив него был памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Интересно, что в 1956 году его перенесли, и теперь он смотрит на то место, где когда-то стоял.

Известная Триумфальная арка, построенная по проекту архитектора Осипа Бове, стояла на площади Тверская Застава. Здесь в то время заканчивался город. Но арка стояла на пути троллейбусов, в 1930-е годы ее решили демонтировать. Ее точная копия на Кутузовском проспекте была возведена в 1966-1968 годах.

Триумфальная арка на площади Тверская Застава. Автор П. Павлов. Конец ХIХ — начало ХХ века. Главархив Москвы

Триумфальная арка на площади Тверская Застава. Автор П. Павлов. Конец ХIХ — начало ХХ века. Главархив Москвы

Москва в начале ХХ века представляла собой красивый уникальный город, которым восторгались приезжие. Она утопала в зелени садов и парков, по берегам реки виднелись заливные луга и незастроенные холмы, а в рабочих районах дымились немногочисленные заводы и фабрики. На площадях и улицах с жилыми деревянными одно- и двухэтажными домами слышался топот конных упряжек и крики торговцев.


Каменная архитектура современной Москвы того времени представляла собой невероятные особняки Афанасия Григорьева, Доменико Жилярди, Осипа Бове в стиле ампир, с уютными камерными белыми колоннами на фоне желтых стен города. Кремль, возвышавшийся над основной частью улиц своими башнями и колокольнями храмов, был более роскошным.


Садовое кольцо, сохранившееся до сих пор, выглядело иначе. К нему примыкали бульвары, например, Новинский, который обрамлял своими живописными садами проезжую часть. Невероятно красивые клумбы и сады украшали недавно построенные доходные дома и местные особняки в Арбатском переулке и в Замоскворечье.



После Великой Октябрьской Революции большевики в составе нового правительства бежали из Петрограда (ныне Санкт-Петербург) и остановились в Москве. Тогда она снова обрела звание столицы, после двухсотлетнего перерыва. Это событие кардинально изменило облик города.


Горожане, привыкшие к размеренной жизни в Москве, никак не хотели мириться с обилием приезжих крестьян. В городе начали строиться фабрики и заводы. А людям, работавшим там, стали отдавать квартиры зажиточных москвичей, превращая их в коммуналки. Нищета на границе с роскошью выглядела крайне негативно в свете перемены власти.


Многие храмы и церкви, стоявшие на территории Кремля, были разрушены большевиками как в период революции, так и после. Были утрачены навсегда Чудов и Вознесенский монастыри, у стен которого хоронили княгинь и цариц, церковь Св. Екатерины и древнейшая церковь Спаса на Бору.


Новое правительство считало некоторые объекты культурного наследия неуместными и ненужными. В конце 20-х годов в Москве были построены Центральный телеграф и планетарий. Проложены новые трамвайные пути и запущены троллейбусы. Многие улицы были переименованы в честь героев революции. На площадях стали появляться памятники рабочим и трудящимся. Москва стала приобретать более авангардный вид.


Новая власть, перебравшись в Москву, стала строить из нее город будущего, столицу великого коммунистического государства. Имперские строения разрушались или приспосабливались под нужды простого народа. Былой облик роскоши стал заменяться на потребительский и полезный обществу. Стала строиться современная история Москвы.


Flydubai открыла давно ожидаемую продажу билетов на второй ежедневный московский рейс. В отличие от первого, второй будет совершаться в Шереметьево.

Аэропорт Шереметьево является крупнейшим российским аэропортом. Он занимает первое в стране место как по пассажиропотоку, так и по грузопотоку. Обеспечивает прибытие и отправление авиарейсов более чем.


Red Wings в конце октября откроет рейс Москва-Новосибирск, стоимость которых удивляет. Билет в одну сторону стоит от 4490 рублей


S7 Airlines с лета следующего года начнет летать в Исландию. Авиафирма запланировала совершать еженедельные рейсы в Рейкьявик из Москвы. Для них будет использоваться Боинг 737-800


S7 Airlines откроет ежедневные рейсы между Ригой и Москвой. На маршруте будет задействован самолет Эмбаер 170. Рейсы откроют с 28 апреля 2018 г.


С 1 мая 2018 года, Alitalia планирует ввести второй рейс на маршруте Рим-Москва. Из Италии самолет будет вылетать в 10.30, приземление в Москве в 15.15. В обратном направлении полет запланирован на 16.30.

Столетие назад Москва была совсем другой. В 1868 году, еще до начала Великой Октябрьской социалистической революции в Москве проживало намного меньше людей, чем сегодня. В те времена численность населения равнялась 360 тысячам, это сопоставимо с современными городами, к примеру, такими как Астрахань или Брянск. Также меньше была и площадь города, она равнялась приблизительно 7400 гектарам.


Современные улицы Бутырский, Серпуховской и Преображенский вал в те времена очерчивали город, а все что было за чертой этих улиц, жители считали уже пригородом или областью, а тогда пригород называли уездом.


После того как было отменено крепостное право, Москва в быстрых темпах начала заселяться крестьянами. Люди пытались найти в городе любую стабильную работу или любой источник заработка.


Шло развитие производственных фабрик, заводов и вместе с тем развивался пролетариат, но по большей части в Москве была наиболее развита мануфактурная промышленность, основанная на ручном труде крестьян.

Градоначальники

После буржуазной реформы в стране была проведена и реформа самоуправления. Городом управляли люди, принадлежащие к купцам и дворянам. Именно они входили в состав Думы, которую называли Общей городской.


Пролетариат не допускался к выборам в Думу и на фоне этого между классами было продолжительное противостояние. Дума занималась делами и вопросами, связанными с благоустройством города и деятельностью мелкого хозяйства, а вот более важные вопросы решал председатель Общей городской думы. В 1863 году на эту должность был выбран князь Щербатов Александр Алексеевич.

Развитие железной дороги

Город активно развивался, развивалось производство, и Москва шла стремительно к тому, чтобы получить звание крупного промышленного центра. Вместе с этим развивалась и железная дорога. На строительство огромной сегодня железнодорожной сети 100 лет назад направлялось большое количество сил и средств.


От Москвы были дороги до Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Рязани и Серпухова. Именно железная дорога в те времена стала популярным видом транспорта для населения. Но не все было идеально, поезда частенько ходили не по расписанию и опаздывали даже порой на несколько часов. Это было связано с неким несовершенством при строительстве, возникали поломки и аварии, на устранение которых уходило значительное количество времени.

Улицы, здания

Говоря о Москве столетие назад, стоит обязательно обратить внимание на улицы и здания. Владельцы домов очень пристально следили за порядком на улице, где располагалось их владение, но больших плодов это не приносило.


Все улицы были весьма унылыми и невзрачными и иногда даже в печатных изданиях писались статьи о том, что нет ни одной мостовой в идеальном порядке. За порядком на Московских бульварах должны были следить представители городской Думы.


Часто в Москве происходили пожары, которые мешали наводить красоту и порядок на улицах города. Возгорания и пожары происходили потому, что большая часть построек была деревянными. Но жизнь не стояла на месте, и Москва быстрыми темпами развивалась и хорошела на глазах.

Читайте также: