Какое значение имеет слово воспитание в современной науке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью/

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание, эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д., которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педагогических явлений.

Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, взаимоотношений людей в процессе труда. Существует закономерная связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества.

Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.

Истории известны пять общественно-экономических формаций. На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.

Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования обще-ства.

В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы И. П. Иванова, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания :

– эстетическое и т. д.

Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обуче-ние и образование. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом воспитатель :

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.

В свою очередь воспитанник :

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.

Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче.

Основная роль современной школы Основная роль современной школы Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное.

Рабочая основная образовательная программа по математике для 5–6 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Донецкой.

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

  • Воспитание человека составляет помимо прочего предмет педагогики как науки.

Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий

Общие механизмы научения и воспитания

Воспитание в общем у животных — процесс реализации сигнальной наследственности — передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Собственно зачатки воспитания демонстрируют уже низшие хордовые (например миноги), моллюски и членистоногие. Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества.

Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

Млекопитающие



У высших животных этот процесс многократно усложняется, включая в себя помимо передачи определённых навыков адаптации в окружающей среде также и навыки коллективного поведения (в стаде или стае).

Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей. У многих хищников игры более сложные, они включают элементы тренировок с разделением ролей, необходимым для успешной совместной охоты.

Отсутствие надлежащего воспитания, невоспитанность зачастую приводит в дикой природе к негативным последствиям, вплоть до исчезновения вида.

Человек

Воспитание обычно строится "на трёх китах":

    (кнут),
  • поощрение (пряник)
  • личный пример воспитателя.

Ни одно животное не затрачивает так много времени и сил на воспитание своего детёныша, сколько на это необходимо человеку для воспитания ребёнка, как личности. Исключительное значение воспитание приобретает в человеческом обществе. С его помощью формируются:



  • вторая сигнальная система (речь)
  • поведенческая активность, направленная на изменение внешней среды
  • деятельность, опосредованная через измененные элементы внешней среды (орудия производства).

Благодаря этим модификационным возможностям, человеческая популяция создала специфические наследственные структуры негенетического характера — культуру и этническую традицию. Феномен человеческой популяции заложен в качественно новых способах, по сравнению с популяциями остальных высших животных, коллективной переработки информации и высокой скорости обработки информации индивидом, живущим в социуме. В принципе человеческий организм структурно ничем не отличается от всех остальных высших животных, однако сочетание двух вышеуказанных факторов создало значительное преимущество в выживании за счёт направленного изменения среды обитания под доступные пределы адаптации человеческого организма.

Дети джунглей



Отсутствие должного воспитания приводит к задержке умственного развития, искажению формирования социально-необходимых для жизни в человеческом обществе ролей.

Известны случаи, когда дети воспитывались животными, и даже выживали в сложных условиях дикой природы при поддержке диких зверей. Такие дети, даже будучи перенесенными в человеческое общество, практически не поддаются полноценной адаптации.

Известен также случай Каспара Хаузера, который воспитывался в тюремных условиях, был лишён полноценного воспитания и потому совершенно не понимал окружающего мира.

Определения



Виды воспитания человека





Выделяются следующие виды воспитания человека:

  • По содержанию воспитания:
    • умственное
    • трудовое
    • физическое
    • нравственное
    • эстетическое
    • правовое
    • половое и полоролевое
    • экономическое
    • экологическое (автор концепции — Е.К. Янакиева)
    • и т. д.
    • семейное
    • религиозное
    • социальное (в узком смысле)
    • дизсоциальное (асоциальное)
    • коррекционное
    • авторитарное
    • свободное
    • демократическое
    • социальное воспитание — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений [8] .

    Дефекты воспитания

    • расстройства здоровья индивида (особи)
    • особенности среды, в том числе социальной
    • наследование дефектов воспитания
    • дефицит ресурсов
    • издержки технологии и методологии воспитания

    и т. д.. Наличие дефектов воспитания может быть причиной проявления в дальнейшем у индивида различных форм девиантного поведения. Одновременно с этим механизм формирования дефектов воспитания в природе является своеобразным фильтром, действующим в рамках естественного отбора и предотвращающим устойчивое воспроизведение определённых патологий (не обязательно поведенческих) в потомстве.


    2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной и личной жизни. Хорошее воспитание.Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Пушкин, Евгений Онегин.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    С понятием воспитания тесно связана социализация ребенка, то есть усвоение детьми и подростками основ родной культуры, регламентирующей понятия добра и зла, одобряемых и неодобряемых поступков, знаний традиций и обычаев.

    При этом трудно говорить о социализации как о воспитании применительно к традиционным (первобытным) культурам.

    В современных обществах выработан набор технологий, методов, ритуалов, практических действий, призванных формировать из ребенка гражданина в соответствии с представлениями старшего поколения или государственной власти. Такие практики социализации детей носят системный характер и называются методами воспитания. Появляется профессия воспитателя или учителя, чья деятельность состоит исключительно в воспитании и обучении детей. Этим современные общества принципиально отличаются от традиционных культур, где социализация детей проводилась всеми членами племени или деревни просто как часть обычной жизни общины.

    ВОСПИТА'НИЕ, я, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. || перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком-н. отношении. В. масс. Политическое в. 2. Обладание навыками, отвечающими требованиям, предъявляемым средой. Быть коммунистом — это значит давать пример воспитания и дисциплины. Лнн. || В буржуазном обществе — светская воспитанность. Человек без воспитания.

    воспита́ние

    Делаем Карту слов лучше вместе

    Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

    Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

    Вопрос: заживо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

    Нам объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, обучают полезным навыкам, основным видам деятельности, общения и примерного поведения.

    Воспитание ребенка

    Сначала это делают родители, затем воспитателя детского сада, а после — школа и институт. В чем заключается воспитание, для чего оно нужно и каким бывает – тема сегодняшней статьи.

    Определение и суть того, что такое воспитание

    Воспитанием принято называть воздействие, направленное на индивида с целью вырастить из него достойного члена общества.

    Воздействие подразумевает под собой внедрение позитивных привычек в форме психологических новообразований.

    Воспитание – это передача имеющихся знаний от старших к младшим.

    Большая семья

    Данное понятие можно рассматривать с двух сторон: воздействие общества (что это такое?) на формирование взглядов индивидуума и целенаправленное воздействие педагогов.

    Воспитание — это бесконечный процесс социализации

    Если говорить об этом понятии в социальном аспекте, то обнаружится, что человек воспитывается кем-либо практически всю жизнь: родители воспитывают детей, начальник — подчиненного, сестра — брата, жена — мужа, друзья – друг друга и так далее.

    Иногда взрослый человек выносит для себя полезные уроки, даже глядя на маленьких детей. Все это называется социализацией, о которой мы уже подробно говорили (см. по ссылке). Мы примеряем социальные роли, получаем различные статусы и определяем для себя социально-нравственные нормы.

    Проще говоря, нас воспитывает общество, в котором мы живем.

      ;
    1. родители;
    2. другие значимые взрослые;
    3. друзья;
    4. соседи;
    5. учителя и одноклассники;
    6. художественные произведения;
    7. дополнительные развивающие учреждения.

    В результате такого воспитания происходит личностный и духовный рост индивида, формируется поведение и мировоззрение (что это такое?), моральные, культурные и нравственные ценности.

    Поэтому можно сделать вывод о том, что степень эффективности жизнедеятельности взрослого человека зависит от качества воспитания.

    Трудный, неуправляемый или забитый ребенок – это всегда результат неблагоприятного климата в семье и неправильного подхода к нему со стороны прежде всего родителей. Однако, такие проблемы поддаются психологической коррекции при условии изменения психологической среды в лучшую сторону.

    Воспитание — это еще и задача педагогики

    С точки зрения педагогики (воспитание как процесс является предметом ее изучения) воздействие на индивида осуществляется воспитательным коллективом учебного заведения с целью формирования у него специальных навыков и умений.

    Каждое образовательное учреждение ставит перед собой задачи по воспитанию в человеке тех или иных качеств (если вы учитесь на программиста, вас обучат всему, что должен знать и делать именно программист, а не слесарь, бухгалтер или психолог).

    Воспитательный процесс направлен на развитие и на него же опирается, так как зависит от его уровня. Методология (это что?) и целеполагание воздействия должны соответствовать той стадии развития, на которой находится человек в данный период времени, а также на ближайшие ступени его роста.

    Например, учить годовалого малыша чтению бессмысленно, так как в это время он только учится ходить. А вот в 5-6 лет такое мероприятие будет адекватным и полезным. Есть, конечно, уникумы, которые начинают читать в 3 года, но это исключение, а не правило.

    Виды и принципы воспитания

    Существует 6 типов воспитания, в совокупности направленные на всестороннее развитие:

      Умственным воспитанием занимаются школьные учреждения, ставящие своей целью развитие в ребенке его творческого потенциала, умственных, эмоциональных и физических возможностей, привитие морально-нравственных ценностей.

    Школа стремится передать ученику определенный объем знаний, выявить и развить его творческий потенциал, превратить природные задатки в способности, сформировать научный взгляд на мир и способствовать обретению потребности в постоянном повышении уровня знаний.

    Воспитание в детском саду

    Воспитательный процесс основывается на принципах, представляющих собой положения, выражающие требования к методам и способам организации данного процесса. Современные принципы отражают:

    1. личностный подход к индивиду; ;
    2. опора на позитивные феномены процесса;
    3. единство воспитательных мер;
    4. связь воспитания с трудовой деятельностью.

    Цели воспитания — это нужно обществу или индивиду

    Теперь мы поняли, что такое воспитание, но зачем нам воспитывать детей? Какой смысл сего мероприятия? В настоящий момент существует две концепции цели воспитания.

    Прагматическая концепция (кстати, ее придерживается США) предполагает, что целью воспитания является выживание.

    То есть общество должно воспитывать социально эффективных, наделенных ответственностью и законопослушных граждан, чтобы они успешно ладили между собой и вместе думали над тем, как жить дальше. Может поэтому американцы такие спокойные, улыбчивые и доброжелательные?

    Вундеркинд

    Некоторые ученые мужи на полном серьезе говорили о том, что само по себе воспитание в том виде, который существует на данный момент, бессмысленно и его нужно отменить, чтобы дать человеку возможность развиваться естественно, не вмешиваться в его истинную природу.

    Первая концепция ставит в приоритет интересы общества (в США — это интересы капиталистов, которые получают послушное стадо), вторая – индивида. Какая из них более эффективная и правильная, неизвестно. По крайней мере, этот вопрос в ученом пространстве до сих пор стоит ребром.

    Дефекты воспитательного процесса

    Хорошо, если такие изъяны ничем не грозят ни самому индивиду, ни обществу, в котором он живет, но бывает и наоборот. Например, если человек не усвоил коммуникативные навыки и имеет проблемы во взаимодействии со средой (социофобы, к примеру, или все те же мизантропы) – это беда, но не катастрофа.

    А вот в случае когда имеет место пробел в сфере морально-нравственных ценностей, может случиться катастрофа в виде жестокого обращения с людьми, насилия и убийств (это социопаты) .

    Дефект воспитания

    1. психические расстройства человека и, как следствие, невозможность объять весь процесс;
    2. особенности окружающей среды (семья, сад, школа);
    3. наследование дефектов от взрослых (пьющие, равнодушные родители вырастят беспризорника со всеми вытекающими);
    4. дефицит ресурсов (например, бедные люди не имеют возможности получать дополнительные знания);
    5. технологические и методологические издержки (ошибки воспитателей).

    Дефекты воспитания, в свою очередь, являются причинами девиантного (ненормального) поведения, которое осуждается обществом и представителями закона.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    Могу сказать, как это работать не будет. Ведь почему не слушается ребенок? Да потому что вы говорите ему что и как он должен делать, но своим примером показываете обратное.

    Очень часто люди, которые воспитывают детей не отдают себе отчета в том, как их действия и слова сказываются на психике малышей. В итоге, многие страдают от комплексов и других проблем, тратя нереальные суммы на психотерапевтов. Цель многих воспитателей сделать ребенка удобным, чтоб он не плакал, не возмущался, не выражал свое мнение. В итоге вырастают апатичные и безвольные взрослые, проживающие несчастливые жизни.

    Читайте также: