Какое значение для общества имел переход от присваивающего хозяйства к производящему кратко

Обновлено: 04.07.2024

Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.

2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?

По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).

3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?

Вопросы к параграфу

1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?

  1. Зарождается земледелие. Люди собирают, сажают и выращивают семена диких растений.
  2. Появляются специальные орудия для обработки земли.
  3. Приручение диких животных. Разведение животных. Зарождение скотоводства.
  4. Люди постепенно переходят от присвоения к производству необходимых для жизни продуктов.
  5. Появляются излишки продуктов.

2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.

  1. Примитивные орудия труда.
  2. Коллективный труд.
  3. Общинная собственность.
  4. Уравнительное распределение продуктов труда.
  5. Зависимость человека от природы.

3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.

  1. Из членов родовой общины выделяются те, кто управляет общинниками – старейшины и вожди. Старейшины руководят совместными работами, контролируют обмен продуктами, следят за соблюдением установившихся порядков и традиций. Вожди организуют защиту от врагов и возглавляют военные походы.
  2. Социальное неравенство. С появлением излишков и развитием обмена запасы накапливаются в руках старейшин и вождей и передаются по наследству.
  3. Появляется эксплуатация чужого труда. Пленные и рабы трудятся вместо своих владельцев, богатых людей.
  4. Формируются соседские общины, в которых на одной территории проживают несколько родов.
  5. Общины объединяются под властью верховного вождя.
  6. Начинают формироваться этносы (народности).

4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?

С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.

Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.

Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция

На большой карте показано, что:

  • люди стали расселяться на территории нашей страны более 12 тысяч лет назад (в эпоху плейстоцена — зелёные стрелочки). Они приходили с территории современной Европы, Средней Азии и Китая;
  • в IV-II тысячелетии до нашей эры существовала Майкопская археологическая культура в степях и предгорьях Северного Кавказа (фиолетовый контур);
  • также, примерно в это же время (3200-2400 гг. до нашей эры), чуть севернее Майкопской культуры находились очаги Древнеямной культуры (голубой контур), территория расположения которых охватывала степные равнины от реки Днестр до южных предгорий Уральских гор;
  • в III-II тысячелетии до нашей эры на территории Алтайского края находилась Афанасьевская археологическая культура (розовый контур);
  • и в это же время (III-II век до нашей эры) наблюдается рассвет Волосовской археологической культуры, занимавшей территорию Центральной России и Среднего Поволжья (оранжевый контур).

Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция

Глядя на малую карту мы видим, что:

  • на территории Крыма и Красноярского края развитые культуры находились уже в VI-III веке до нашей эры, то есть ещё раньше, чем в других российских регионах.

Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:

  1. Древнеримские колонии (VI век до нашей эры);
  2. Боспорское царство (VI век до нашей эры);
  3. Майкопская археологическая культура (IV век до нашей эры);
  4. Древнеямная культура (IV век до нашей эры);
  5. Афанасьевская археологическая культура (III-II век до нашей эры);
  6. Волосовская археологическая культура (III-II век до нашей эры).

Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла — на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?

С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.

Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.

2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.

2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме

Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.

Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.

Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.

Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.

Неолитическая революция – это процесс, при котором человеческие общества переходили от примитивной экономической деятельности в виде охоты и собирательства (присваивающее хозяйство) к ведению сельского хозяйства, основанного на земледелии и животноводстве (производящее хозяйство).

Присваивающее хозяйство

Присваивающее хозяйство – это принцип производства, в котором господствующей ролью обладали охота, рыболовство и собирательство.

Присваивающий тип хозяйства возник с самых истоков человеческой эволюции и в некоторых регионах Земли существует до сих пор. Подобный образ ведения хозяйственной деятельности требовал от людей постоянного перемещения за стадами крупных животных, являвшихся основным источником пищи.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему

Первобытные охотники находились в сильной зависимости от природы, они вынуждены были находиться там, где находятся животные, рыба и прочие источники питания. Скитаясь по планете, люди истребляли огромное количество животных. В конце последнего ледникового периода количество животных достигло критических отметок. Однако при этом продолжал развиваться и интеллект человека. Люди учились создавать оружие и разрабатывали различные тактики охоты.

Это послужило причиной войн внутри самого человечества. К концу ледникового периода общее число людей на планете сократилось более чем в 10 раз. Причиной многочисленных конфликтов являлось сокращение популяций животных и территорий, на которых было возможно вести охоту.

Значительная часть Земли уже была не в силах удовлетворить аппетиты общин охотников и собирателей, однако обладала возможностями прокормить земледельцев, а также скотоводов.

Все большее внимание люди начали уделять растениям, дающим большое количество плодов, среди которых были злаковые культуры (ячмень, пшеница). Однажды люди поняли, что нет необходимости постоянно блуждать по Земле в поисках зрелых растений, нужно давать им возможность дать урожай.

Готовые работы на аналогичную тему

Производящее хозяйство – это принцип производства, в котором главную роль играет выращивание человеком растений различных культур и одомашнивание, приручение и дальнейшее разведение диких животных.

Приблизительно переход к производящему хозяйству произошел в 10 тысячелетии до н. э.

Принято считать, что первые очаги зарождения земледелия располагались на территории современных Индии, Китая, Америки и Ближнего Востока. Именно здесь в дальнейшем возникли первые цивилизации и государства.

Отрасли производящего хозяйства и их развитие

Историки производящее хозяйство разделяют на две крупные отрасли: земледелие и скотоводство. На первых этапах использовалось малопродуктивное мотыжное земледелие, которое занимало большое количество сил и времени при обработке земли.

Земледелие и скотоводство дали человечеству возможности накапливать избыточный продукт, что существенно уменьшило вероятность возникновения голода. Увечилась средняя продолжительность жизни человека, начали строиться первые некрупные города.

Избыточный продукт был последним шагом в расслоении общества. Самые сильные и влиятельные люди стали получать большое количество урожая, тем самым накапливая богатство.

Плодородный Полумесяц (Ближний Восток) – это первая территория, где оказалось налажено полноценное производство зерновых культур.

Именно в районе Плодородного Полумесяца люди начали приручать большой рогатый скот. В скором времени они поняли, что его возможно использовать как тяговую силу для обработки земли. Благодаря домашнему скоту люди перешли от использования мотыжного земледелия к вспашке, то есть к пахотному земледелию.

Переход к производящему хозяйству оказался возможен только на территории Евразии. Главной причиной этого было отсутствие пригодных для приручения животных на территории других очагов зарождения цивилизаций. Например, австралийские аборигены так и остались на ступени присваивающего хозяйства, так как на континенте не было животных, которых было бы возможно использовать при вспашке как тяговую силу.

Также переход к пахотному земледелию был невозможен в Америке, где людям удалось приручить только ламу, не годившуюся для подобной роли. До самого прихода европейцев, коренное население Америки использовало мотыжное земледелие.

Кроме того, избыточный продукт является главным фактором в формировании первых государств. Излишки дали возможность содержать особые группы людей, которые не принимали участия в производстве. Эта группа людей получила возможность заниматься управлением, военным делом, примитивной торговлей. Так возникло классовое разделение, что побудило племена людей к созданию институтов частной собственности и государства.

Переход от присваивающего хозяйства к производящему произошел на протяжении длительного промежутка времени. Долгие тысячелетия люди собирали зерна злаков и продолжали кочевать в поисках новых полей, пока не поняли, что в состоянии выращивать их сами.

Этот переход стал революцией, давшей возможность перехода от варварства к цивилизации.

Теории появления земледелия

Существуют конкурирующие (но не взаимоисключающие) теории о причинах появления земледелия:

Вопрос по биологии:

Помогите, пожалуйста! Какое значение для общества имел переход от присвающего хозяйства к производящему?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 09.03.2015 15:03
  • Биология
  • remove_red_eye 13634
  • thumb_up 8
Ответы и объяснения 2

пПереход от присваивающего хозяйства к производящему привел к развитию земледельческого общества. Решающее значение для перехода к земледелию и скотоводству имело осознание и опытное подтверждение

Благодаря производящему хозяйству появилось земледелие и скотоводство.
Так как некоторые люди своим производящим трудом собирали меньше урожая чем другие, они стали зависить от тех у кого урожай был излишним,(просили помочь и тд) так появилось неравенство

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Главная сущность неолитической революции состояла в том, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек был вынужден перейти от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, в том числе к изготовлению орудий труда. Этот переход сопровождался селекционной деятельностью как в области скотоводства, так и земледелия. Постепенно человек научился изготовлять керамические предметы, а впоследствии перешел к металлообработке и металлургии.

По заключению ученых, производящая экономика уже к 4–3 тысячелетиям до н. э. стала вторым и основным способом существования и воспроизводства человека. Данный переход повлек и перестройку организации властных отношений, в том числе появление ранних государственных образований — раннеклассовых городов-государств.

Возникновение, а затем и расцвет ранних земледельческих обществ привели к появлению на их основе первых цивилизаций. Они возникли первоначально в долинах крупных рек — Нила, Евфрата, Инда, Тигра, Янцзы и др., что можно объяснить наиболее благоприятными климатическими и ландшафтными условиями этих территорий. Переход к производящей экономике обусловил и рост человечества, что необходимо для расцвета цивилизации. Производящая экономика привела к усложнению организации производства, появлению новых организационных и управленческих функций, необходимости регулировать сельскохозяйственное производство, нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общины, результаты его труда, участие в создании общественных фондов, распределять долю созданного продукта.

Производящая экономика объективно привела к разделению труда, что, в свою очередь, способствовало выделению следующих групп населения:

а) организаторов производства;

б) непосредственных работников, выполняющих трудовые функции;

в) работников информационных систем, осуществляющих учет труда и распределение его результатов;

г) работников, контролирующих соблюдение норм и правил, регламентирующих указанные выше процессы.

Производящая экономика привела к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта. Возникновение прибавочного продукта, в свою очередь, привело к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной) и как следствие — к дальнейшему расслоению общества по социальному признаку. Происходит, в частности, отделение верхушки от основной массы производителей, поскольку верхушка не участвует в материальном производстве.

Постепенно формируются классы, слои в обществе, различающиеся по своим интересам и потребностям, которые нередко перерастают в антагонистические.

Таким образом, неолитическая революция, обусловившая переход человечества к производящей экономике, объективно привела первобытное общество к его расслоению, появлению классов и затем — к возникновению государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СТАТЬЯ 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние

СТАТЬЯ 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние 1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января

СТАТЬЯ 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние

СТАТЬЯ 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние 1. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в

Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние

Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние 1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января

Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние

Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние 1. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в

СТАТЬЯ 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние

СТАТЬЯ 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние 1. Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января

СТАТЬЯ 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние

СТАТЬЯ 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние 1. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в

Переход прав на произведение

Переход прав на произведение В соответствии с российским Законом авторские права возникают у автора, однако, во-первых, из этого правила существуют исключения (см.: Авторы и иные первоначальные обладатели авторских прав), а во-вторых, в ряде предусмотренных Законом или

5. Нерегулируемый пешеходный переход

5. Нерегулируемый пешеходный переход Пешеход всегда прав. Пока жив. Согласно Правилам дорожного движения:4.5 …На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их

§ 22. Переход к формулярному процессу

§ 22. Переход к формулярному процессу В области гражданского процесса в течение всей первой половины республики продолжала действовать система legis actiones, хотя не без некоторых дополнений и изменений. В ряду этих дополнений на первом месте надо упомянуть введение пятой

Читайте также: