Какое место симфония занимает в творчестве композитора прокофьева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Линии движения творчества советского композитора, дирижера и пианиста С.С. Прокофьева: классическая, новаторская и лирическая. Стилистика музыки и характерность мелодики композитора. Седьмая симфония как самое лирическое произведение Прокофьева.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.01.2015
Размер файла 18,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

“Основное достоинство (или недостаток, как вам будет угодно) моей музыки - поиск собственного, оригинального стиля. Я не желаю имитировать чужой стиль. Я отвергаю привычные методы композиции. Новизна - это то, к чему я всегда стремился”, - говорил Прокофьев.

Сергемй Сергемевич Прокомфьев 1891-1953 русский советский композитор, дирижёр, пианист. Народный артист РСФСР Лауреат Ленинской (1957 -- посмертно) и шести Сталинских премий. Один из крупнейших и самых исполняемых композиторов XX века.

Творческие принципы

В своей “Автобиографии” композитор остановился на главных линиях, по которым двигалось его творчество. Первая линия - классическая. Прокофьев назвал ее в числе первых. Примечательно, что Прокофьев стоит у истоков неоклассицистского направления в искусстве XX века.

У Прокофьева черты неоклассицизма проявляются в прозрачности фактуры; в структурной четкости многих неоклассицистских произведений композитора часто напоминающих музыку XVII-XVIII веков. Но все это обретало новый смысл, начинало искриться истинно прокофьевскими красками.

Вторая линия - новаторская и связанная с нею токкатная или моторная. Поиски нового гармонического и мелодического языка вылились в ту накаленную эмоциональность, первозданную стихийность, повышенную экспрессию, резкость звучания и неудержимый напор ритмов, которые отличали не только ранние опусы композитора, но и более поздние.

Третья линия - лирическая. “В лирике мне в течение долгого времени отказывали вовсе и она развивалась медленно”, - писал Прокофьев в “Автобиографии”. Лирическая струя до сегодняшнего дня покоряет теплотой, одухотворенностью, искренностью. Лирические страницы музыки композитора отмечены оттенком спокойствия.

Четвертая линия - гротесковая. Однако сам композитор не склонен был видеть в своей музыке гротеск и предпочел бы заменить его термином “скерцозность”. Юмор Прокофьева по преимуществу светлый, его насмешка скорее беззлобна.

Прокофьев всегда оставался самим собой и после повышенного эмоционального тонуса и усложненности многих ранних сочинений, искал новую простоту.

Новаторство языка Прокофьева шло как бы изнутри, за счет намеренного заострения привычных выразительных средств. Среди композиторов своего времени Прокофьев выделяется замечательной и уже редкой для музыканта XX века способностью сочинять прекрасные мелодии. Мелодика Прокофьева удивительна разнообразна.

Для мелодики Прокофьева характерен необычайно широкий диапазон, острые скачки на широкие интервалы, буффонная повторность, гибкая извилистость кантилены с внутренним широчайшим регистровым диапазоном, регистровое “раскрепощение”, тяготение к сравнительно частой смене тембров, тембровое раздробление мелодии.

Характерность мелодики Прокофьева находится в неразрывном единстве с ладогармонической стороной его стиля. Прокофьев был приверженцем тональной музыки. Однако “прокофьевская тональность” - качественно новое явление. Авторская гармония композитора - “прокофьевская доминанта” с повышенными тонами квинты и септимы.

Стилистика музыки Прокофьева, помимо мелодических и гармонических средств, во многом определяется ритмом - регулярным, проявляющимся в опоре на постоянный так, с акцентированной сильной долей.

Рассмотрим симфоническое творчество С.С. Прокофьева на примере симфонии № 7.

В творчестве композитора принято выделять отдельные периоды с характерными для них стилевыми тенденциями. Особенно ярко новые тенденции сказались в великолепной Седьмой симфонии, наиболее цельном и художественно завершенном сочинении, написанном Прокофьевым после 1948 года.

Седьмая симфония -- последнее симфоническое сочинение Прокофьева. Седьмая симфония задумывалась первоначально как произведение для детей. В конце 1951 года Прокофьев сообщил в печати о том, что собирается написать несложную симфонию, рассчитанную на детскую аудиторию. Замысел постепенно приобретал реальные черты, и в начале весны уже был закончен клавир. Весна и начало лета были посвящены оркестровке, а 2 июля в одном из писем композитор сообщал, что заканчивает симфонию. В процессе работы концепция сочинения изменилась, расширилась. Вместо симфонии для детей родилась музыка, в которой лишь в какой-то мере оказался отраженным мир юности, и стала по праву одним из лучших произведений композитора.

Седьмая симфония - самая лирическая у Прокофьева. Это повлияло на ее цикл. Раскрытию различных граней лирики посвящены три первые части и кода жанрово - скерцозного финала, в котором возвращается материал 1 части. Лирический строй сочинения разнообразен. Таковы основные темы 1 части сонатного Moderato

Главная партия - одна из самых ярких лирико-эпических тем Прокофьева, приближающихся к повествовательным мелодиям в характере дум, сказаний, но с типично прокофьевской интонацией. В них можно уловить связи с русской лирической песенностью Ладовое же развитие, неожиданные тональные сдвиги отражают типичные черты стиля Прокофьева. композитор прокофьев музыка мелодика

Огромную роль в теме играет и тонкое ритмическое развитие, неожиданные и изящные повороты мелодического рисунка

Внутренне богатство при внешней простоте определяет высокую художественную ценность начальной темы симфонии. Изложение темы сменяется контрастом - вступает несколько извилистая мелодия кларета, не лишенная черт затаенной тревоги. Неустойчивый, полный скрытого напряжения характер этой музыки подчеркнут неожиданными гармоническими сдвигами, частыми сменами тональностей. Небольшое усиление напряженности музыки, лишь оттеняет утверждение света и радости, выраженных в побочной партии экспозиции.

Сравнивая обе протяженные мелодии экспозиции, ясно ощущаешь, что они как будто дополняют друг друга - между ними не возникает острого конфликта. Характер мелодии Главной партии отчетливо выявляется уже с первых тактов и не претерпевает существенных изменений на всем протяжении. Иное в музыке побочной темы - ей свойственно непрерывное “расцветание”, широта лирического высказывания. Взаимный контраст отразился и на особенностях строения обоих мелодий. Если в теме главной партии преобладало ниспадение от вершины - источника, то в побочной - происходит неуклонное и последовательное расширение диапазона, включение новых регистров. Эта особенность придает экспозиции 1 части симметричное строение, что усиливает связь обеих мелодий.В ней проявились типические черты стиля Прокофьева, свойственный ему ладовый ритм. Во втором проведении она постепенно приобретает характер светлого и восторженного гимна. На вершине развития побочной темы резким контрастом вторгается новая тема, заключительная партия.

Заключительная тема отличается от предыдущих камерностью изложения, большей изысканностью. Равномерная ритмическая пульсация и повторы в мелодической линии создают в заключительной партии ощущение особого ритмического биения, как бы передающего отсчет времени. Это единственная тема, которая подвергается в симфонии наиболее сильному видоизменению в начале разработки и перед предыктом.

В начале разработки только что прозвучавшей теме заключительной партии придается новое освещение. Прокофьев использует сближение контрастных тем, своеобразное их приведение к общему знаменателю. Этот процесс проявляется уже в самом начале разработки. На основе интонации и ритмов заключительной партии строится мелодическое восхождение, подводящее к характерному обороту опевания, в котором есть связь с интонациями из темы побочной партии. Интонация опевания становится сквозной, пронизывающей всю разработку.

Сближение контрастных тем сочетается с их обострением. Даже заключительная тема не лишена некоторой напряженности и лишь незадолго перед репризой она вновь приобретает первоначальный облик.

В репризе сохранены этапы музыкального развития экспозиции. Обычно принято говорить о сближении музыкальных тем в репризе сонатной формы, ослаблении их взаимного контраста. Здесь же взаимный контраст основных тем заостряется. Но если главная партия почти не изменилась, то побочная партия именно в репризе достигает наибольшей выразительности.

Лирика и скерцозность соединяются во II части симфонии, написанной в жанре вальса. Много контрастных музыкальных тем и тематических построений есть и в ней.

Финал Седьмой симфонии, насыщенный острыми контрастами жанрово-танцевальных образов и пронизанный энергией и динамикой стремительного движения.

Живой, остроумный, финал полон блестящей скерцозности, сверкающего остроумия. Его начало -- трель струнных и стремительный разбег -- создают напряженную атмосферу ожидания. И вот появляется основная тема -- зажигательная, огненная. Она устремляется вперед в поистине головокружительном движении. Внезапно действие переключается: вступает ритмически упругая, задорная мелодия, напоминающая пионерский марш в котором отчетливы интонации советских массовых песен. Возвращается основная тема финала. Постепенно она перерастает в уже знакомую мелодию -- побочную тему первой части. А вслед заключительная партия первой части, постепенно истаивает, оставляя ощущение еле уловимой печали присуще последнему крупному сочинению Прокофьева

Несмотря на многообразие творчества Прокофьева выделяются и общие черты, отличающие стиль Прокофьева от стиля других композиторов ХХ века. Попытаемся выявить эти особенности мышления:

1. Основу ладотональной организации составляет хроматическая тональность, представленная различными ее видами.

3. Синтаксис четкий, композитор во многом наследовал традициям классицизма.

4. В строении вертикали преобладают многотерцовые аккордовые комплексы и аккорды с диссонирующими побочными тонами.

5. Важное место в организации музыкального материала отведено ритму. Каждая пьеса или отдельный ее раздел построен на определенной ритмической формуле.

Особенно характерна для стиля Прокофьева калейдоскопичность образов, представленных в цикле. В стремительном, бурном потоке проносятся перед нами чисто прокофьевские гротескные образы. Однако сам композитор не склонен был видеть в своей музыке гротеск и предпочел бы заменить его термином “скерцозность”. Юмор Прокофьева по преимуществу светлый, его насмешка скорее беззлобна.

Музыкальный язык Прокофьева яркий образец композиторской техники ХХ века, и в частности современного гармонического стиля, широко использующего новые выразительные возможности. Прокофьев убедительно доказал, что новая гармония с большей эмоциональной силой и непосредственностью, с большей остротой и проникновенностью выражает новое содержание музыкального искусства ХХ века.

Список литературы

1. Прокофьев С.С. Автобиография. - Классика XXI, 2007

2. Прокофьев о Прокофьеве. - М., 1991

3. Сергей Прокофьев. Письма. Воспоминания. Статьи - М., 2001

4. Музыкальная академия. 2000.№2

6. Нестьев И.В. Жизнь Сергея Прокофьева. - М., 1973

7. Шорникова, М. музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4 год обучения. Р-н-Д., 2010. - С.91-119

8. Берков, В. О гармонии С.Прокофьева. // Сов. Музыка. - 1958.-№8

9. С.М. Слонимский Симфонии Прокофьева: Опыт исследования. - М. - Л.:Музыка, 1964

Подобные документы

Гармонический язык современной музыки и его воплощение в музыке известного русского композитора С.С. Прокофьева, его мировоззрение и творческие принципы. Особенности фортепианного творчества композитора, анализ музыкального языка пьесы "Сарказмы".

курсовая работа [46,0 K], добавлен 30.01.2011

Знакомство со скрипичной музыкой Прокофьева. Рассмотрение особенностей оркестровых произведений автора, Перворго и Второго концерта. Применение приема резких ударов смычка о струны. Лирическое направление как главенствующее в наследии Прокофьева.

реферат [39,8 K], добавлен 02.04.2015

Характеристика цикла "Детская музыка" - первого сочинения Прокофьева, написанного в жанре фортепианных миниатюр. Особенности музыкального стиля композитора. Исполнительский и методический разбор пьесы "Тарантелла". Анализ характера и формы произведения.

реферат [15,8 K], добавлен 09.01.2015

Биография Людвига ван Бетховена как ключевой фигуры западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом. Вклад Бетховена в мировую музыкальную культуру. Девятая симфония - вершина творчества композитора, закономерности его симфоний.

презентация [1,7 M], добавлен 17.03.2014

Изучение особенностей музыкального творчества Прокофьева, чья вдохновенная, солнечная, полная бьющей через край жизненной энергии музыка, стала достоянием истории. Ладовая многосоставность тональности, полиладовость при наличии единого тонального центра.

реферат [3,3 M], добавлен 09.07.2011

Анализ новаторских приёмов в гармоническом языке цикла миниатюр для фортепиано "Детская музыка" С.С. Прокофьева в сравнении с классической гармонией. Особенности образного содержания, специфических аккордовых красок, оборотов и тональных сопоставлений.

курсовая работа [2,0 M], добавлен 15.05.2011

Исторический очерк о дирижёрско-хоровом отделе 2-го МОМУ имени С.С. Прокофьева. Учебный процесс: содержание; профессиональные установки; изучаемые дисциплины. Творческие портреты специалистов, преподающих ныне на дирижерско-хоровом отделе училища.

Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов нашего столетия. Про него можно с уверенностью сказать, что он не написал ни одного такта, который не отражал бы его необыкновенную индивидуальность. Своей разносторонностью он напоминает композиторов-классиков. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепьяно и — возможно ли представить себе без этого настоящего русского композитора — песни для детей и для взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина.

Оглавление

Краткая биография композитора.
Классическая симфония.
Симфония № 5.
Симфония № 7.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Копия Симфонии Прокофьева.doc

Санкт-Петербургский университет культуры и искусств

Факультет социально-культурных технологий

Кафедра социально-культурной деятельности

Реферат по истории музыки на тему

студентка 2го курса

Семчук Мария (гр.30203)

Слонимская Раиса Николаевна

    1. Краткая биография композитора.
    2. Классическая симфония.
    3. Симфония № 5.
    4. Симфония № 7.
    5. Заключение.

    Кардинальным достоинством, (или, если хотите, недостатком) моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражание, я ненавижу избитые приемы.

    Краткая биография композитора.

    Сергей Сергеевич Прокофьев (11.04.1891 – 5.03.1953) – выдающийся советский композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 – Р.М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4 опер, симфонии, 2 сонат и фортепианных пьес. В 1909 окончил консерваторию по классу композиции (учился у А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 – дирижирования (у Н.Н. Черепнина) и фортепиано (у А.Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Н.Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни. 1

    Сергей Сергеевич Прокофьев — один из самых оригинальных музыкантов нашего столетия. Про него можно с уверенностью сказать, что он не написал ни одного такта, который не отражал бы его необыкновенную индивидуальность. Своей разносторонностью он напоминает композиторов-классиков. Он писал оперы, балеты, интермеццо, музыку к кинофильмам, хоры, симфонии, камерную музыку, пьесы для фортепьяно и — возможно ли представить себе без этого настоящего русского композитора — песни для детей и для взрослых, на тексты сказок и на стихи Пушкина. Словом, список произведений Прокофьева охватывает все существующие в музыке жанры.

    Первая — начавшееся еще в раннем детстве тяготение к музыке классиков. Его мать, прекрасная пианистка, возбуждала интерес ребенка к музыке сонатами Бетховена.

    Вторая — дух новаторства, проявившийся у Прокофьева уже в консерватории, что не раз приводило к резким конфликтам между профессорами и юным революционером в музыке.

    Классическая симфония, Op. 25

    Симфония начинается громким аккордом всего оркестра, после которого взбегают вверх пассажи флейт, кларнетов и струнных — как будто взвивается занавес и начинается представление, возможно — кукольное. Главная тема сонатного аллегро — легкая, подвижная, в прозрачной оркестровке. Побочная носит комический характер благодаря сочетанию широких и легких скачков мелодии скрипок (авторская ремарка — с элегантностью!), с неуклюжим аккомпанементом фаготов и внезапно врывающимися валторнами. В разработке несколько сгущается фактура, озорная побочная на миг оборачивается грозной. но это не настоящее — все проносится в неудержимом вихре, как карнавальное шествие. И два заключительных такта, почти точно повторяющих начало, опускают занавес.

    Ларгетто написано в ритме полонеза, но его характер скорее напоминает изящный старинный менуэт, которому, собственно, и место во второй части гайдновской симфонии. Мелодия украшена трелями — так и видятся кавалеры в напудренных париках, дамы в фижмах с мушками, жеманно приседающие в такт музыке. Средний раздел части более взволнован, музыкальное развитие приводит к яркой кульминации, но в репризе трехчастной формы возвращается движение чуть чопорного танца.

    Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 трубы, 2 валторны, литавры, струнные.

    Симфония № 5, си-бемоль мажор, Op. 100

    Во второй части, скерцо, совмещены черты токкатности и танцевального движения. Его музыкальные темы пластичны и вместе с тем отмечены графической остротой контуров. На фоне остро пульсирующего остинатного движения звучит лаконичная гротескная тема. Она перебрасывается от инструмента к инструменту, охватывая огромный диапазон и окрашиваясь в различные темброво-тональные цвета. К концу начального раздела скерцо она словно растворяется в ритмически по- прежнему четком, но постепенно затухающем движении струнных. Средний раздел части пронизан энергией упругого танцевального ритма. Полетное движение вальса временами переходит в веселый пляс. Заключительный раздел трехчастной формы — резкий контраст. В нем господствуют жесткие сухие аккорды, мрачный тембр медных инструментов. Темп замедлен, словно заторможен, и все это вместе создает тревожную, порою даже зловещую атмосферу. Однако постепенно эти настроения преодолеваются, основная тема становится сначала насмешливой, затем назойливой, еще через несколько тактов — лукавой и, наконец, искрометной. Заканчивается скерцо темпераментной пляской, в которой, однако, слышны отзвуки зловещей бури.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Симфоническое творчество Прокофьева: вопросы драматургии и эволюции жанра.

    С. Прокофьев – автор семи симфоний. Его симфонии в целом принадлежат к эпической ветви русского симфонизма, продолжая традицию Глинки и Бородина. Они показывают устойчивый мир в контрастах лирики, героики, жанровости. Принцип контраста - основной для эпической традиции – проявляется в симфониях Прокофьева в сопоставлении частей цикла и внутри них, в процессе развития.

    Однако сочинения Прокофьева предельно усиливают драматическую тенденцию, при которой развитие связано со значительным изменением тем. Огромная конфликтность эпических полотен отражала сложные процессы, происходящие в современном мире.

    В 1911-18 Прокофьев увлекался новейшими муз. идеями. Разочаровавшись в эстетич. ценности позднего романтизма и рус. академизма, он не стал последователем ни эстетич. символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва П. сыграли новые течения в области театра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. Дореволюц. период творчества П. отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. эволюции. Его мужественное иск-во резко противостояло произв. господствовавших в музыке многочисл. эпигонов Скрябина и Дебюсси.

    В нач. 20-х гг. П. обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. этих лет - эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. на тематизме оперы "Огненный ангел".
    В 20-е и нач. 30-х гг. П. с успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета "Блудный сын" - к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет - по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне).

    Прокофьев избирает классическое четырехчастное строение. Классичен и парный состав оркестра.

    Но классицистские черты оказываются переосмысленными, поданными сквозь призму стилистики ХХ века.

    В первой части (Allegro, ре мажор), написанной в сонатной форме, воплощается игровое движение, полное озорства и элементов скоморошества. Музыка этой части и всей симфонии в целом подобна театру контрастных персонажей - тем, то шаловливых, то активно действенных, то лирических.

    Вторая часть (Largetto, ля мажор) – область лирики. Основная тема имеет нежный, ноктюрновый характер. Своей чистотой и трепетностью она предвосхищает девичьи образы музыки Прокофьева – Джульетту, Золушку, Наташу.

    Третья часть, Гавот (Non troppo allegro, ре мажор). Главная тема – галантно – важная, несколько тяжеловесная. В середине звучит более женственная тема.

    Финал (Molto vivace, ре мажор, в форме рондо) синтезирует скерцозные образы симфонии. Главная тема написана в жанре озорного, стремительного галопа.

    Действие в целом близко веселому карнавальному празднеству, где в игре масок утверждается здоровое, радостное и молодое восприятие жизни.

    С.Прокофьев. Седьмая симфония

    Последняя симфония С.Прокофьева (1951 -1952) – это светлое, поэтичное, очень простое и очень глубокое сочинение. В нем композитор смотрит на мир с мудростью старца, задором молодости и чистой улыбкой ребенка. Музыка то эпически сдержанна, то романтически взволнованна. Образы мужественные, строгие и печальные (как главная тема первой части) соседствуют с нежными, сказочными, ярко праздничными и веселыми.

    Седьмая симфония – самая лирическая у Прокофьева. Раскрытию различных граней лирики посвящены первые три части и кода жанрово-скерцозного финала.

    Первая часть написана в сонатной форме, но не аллегро, а модерато – более спокойно и медленно. Тема главной партии, широкая, распевная, в нежном звучании скрипок производит впечатление выразительной и проникновенной элегии. Побочная партия представляет иной тип лирики – вдохновенной, романтически-приподнятой, гимнической. В ней выражаются красота и радость жизни. Характер заключительной партии - причудливо- сказочный, завораживающий.

    В музыке симфонии нет конфликтов, резких столкновений. Поэтому разработка невелика и основана не на столкновении тем, а их еще большем раскрытии, выявлении всех возможностей. Реприза возвращает прежние настроения. Небольшая кода – напоминание о пленительном грустно-задумчивом облике главной партии.

    Вторая часть написана в характере порывистого романтического вальса. В основе части две темы. Первая звучит как приглашение к танцу. Вторая – легкая, полетная – звучит как воплощение молодости, высказывающей себя в бурном движении и романтическом порыве. Завершает вальс стремительная праздничная кода.

    Третья часть – анданте – полное строгого просветленного чувства. В ее теме слышатся задумчивые повествовательные интонации.

    Финал симфонии блещет жизнерадостностью и весельем. Он написан в форме рондо-сонаты. Главная тема - рефрен полна сверкающего остроумия. В конце финала возвращается тема побочной партии первой части, которая звучит как величественный апофеоз. Вслед за ней появляется заключительная партия первой части, рассыпаясь красками арф, фортепиано, ксилофона и колокольчиков. Постепенно истаивая, она оставляет ощущение еле уловимой печали.

    Симфоническое творчество Прокофьева на примере Симфонии № 5.

    С. Прокофьев – автор семи симфоний. Его симфонии в целом принадлежат к эпической ветви русского симфонизма, продолжая традицию Глинки и Бородина. Они показывают устойчивый мир в контрастах лирики, героики, жанровости. Принцип контраста - основной для эпической традиции – проявляется в симфониях Прокофьева в сопоставлении частей цикла и внутри них, в процессе развития.

    Однако сочинения Прокофьева предельно усиливают драматическую тенденцию, при которой развитие связано со значительным изменением тем. Огромная конфликтность эпических полотен отражала сложные процессы, происходящие в современном мире.

    В 1911-18 Прокофьев увлекался новейшими муз. идеями. Разочаровавшись в эстетич. ценности позднего романтизма и рус. академизма, он не стал последователем ни эстетич. символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва П. сыграли новые течения в области театра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. Дореволюц. период творчества П. отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. эволюции. Его мужественное иск-во резко противостояло произв. господствовавших в музыке многочисл. эпигонов Скрябина и Дебюсси.

    В нач. 20-х гг. П. обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. этих лет - эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. на тематизме оперы "Огненный ангел".
    В 20-е и нач. 30-х гг. П. с успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета "Блудный сын" - к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет - по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне).

    Symphony No. 5 (B-dur), Op. 100

    Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, 3 трубы, 4 валторны, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, деревянный брусок, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, арфа, фортепиано, струнные.

    История создания

    Во второй части, скерцо, совмещены черты токкатности и танцеваль­ного движения. Его музыкальные темы пластичны и вместе с тем отме­чены графической остротой контуров. На фоне остро пульсирующего остинатного движения звучит лаконичная гротескная тема. Она пере­брасывается от инструмента к инструменту, охватывая огромный диа­пазон и окрашиваясь в различные темброво-тональные цвета. К концу начального раздела скерцо она словно растворяется в ритмически по- прежнему четком, но постепенно затухающем движении струнных. Сред­ний раздел части пронизан энергией упругого танцевального ритма. Полетное движение вальса временами переходит в веселый пляс. Зак­лючительный раздел трехчастной формы — резкий контраст. В нем гос­подствуют жесткие сухие аккорды, мрачный тембр медных инструмен­тов. Темп замедлен, словно заторможен, и все это вместе создает тревожную, порою даже зловещую атмосферу. Однако постепенно эти настроения преодолеваются, основная тема становится сначала насмеш­ливой, затем назойливой, еще через несколько тактов — лукавой и, на­конец, искрометной. Заканчивается скерцо темпераментной пляской, в которой, однако, слышны отзвуки зловещей бури.

    Третья часть — адажио — сочетает лирику, мягкую, нежную, трепет­ную, с патетикой, драматизмом, суровой сдержанностью. Манера изло­жения музыкального материала, балладно-повествовательная, объединя­ет разнородные образы, придавая им некую сюжетную направленность. Музыка полна благородства, простоты, мужественной силы. Отчетливо проступают черты сосредоточенного раздумья, углубленной созерцатель­ности.

    Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), вошедший в историю русской музыки как великий композитор, новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка и ниспровергатель старых канонов, всегда оставался истинно русским художником.
    М. Тараканов отмечает, что в этом – главное историческое значение Прокофьева, продолжившего в данном направлении дело Пушкина и Глинки; его

    В то же время, продолжая идти в некотором смысле по пути А. Бородина и М. Мусоргского, он привносит в музыку натиск, динамику, энергию, наполненные глубокими идеями и светлым оптимизмом.

    Музыкальный театр Прокофьева


    Непрерывный творческий процесс работы композитора в данном русле обусловлен развитием музыкально-сценической драматургии в связи с тремя основными линиями (выделяет Л. Данько):

    Оперы С.С.Прокофьева

    Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

    Среди завершенных опер:

    В целом для оперного творчества Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление воплотить современные идеалы и отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.

    Балеты Прокофьева

    Характерная для русского балета ХХ в. тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы практически все ранние балеты Прокофьева.

    Инструментальное творчество Прокофьева

    Симфонии

    Фортепианное творчество Прокофьева

    композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).

    Кантатно-ораториальное творчество

    Прокофьевым создано 6 кантат:

    1. эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
    2. монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов, при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда – развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.

    Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем, не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.

    Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.

    Читайте также: