Какими признаками характеризуется авария обж кратко
Обновлено: 05.07.2024
1.К каким черезвычайным ситуациям относятся аварии и катастрофы?
2.Дайте определение аварии и катастрофы,чем они отличаются?
3.Назовите типы черезвычайных ситуаций и места их возможного появления
4.как классифицируются черезвычайные ситуации в зависимости от зоны поражения
Катастрофа - это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.
Авария - это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.
Чрезвычайные аварии техногенного характера:
радиационно опасные объекты
химически опасные объекты
взрывопожароопасные объекты
газо- и нефтепроводы
транспорт
гидротехнические сооружения
объекты коммунального хозяйства
Классифицируются по маштабу их распространения и тяжести последствий.
При этом принимаются во внимание такие следующие показатели:
количество пострадавших людей
размер материального ущерба
Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.
Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.
Авария – это …
Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).
На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.
Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.
Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.
Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!
Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.
Немного терминологии:
- Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
- Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
- Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
- Аварийность – вероятность наступления аварии.
- Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
- Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.
Чем отличается от катастрофы
Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:
- авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
- авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
- авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
- при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
- авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.
Техногенные аварии
Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:
- халатность сотрудников;
- внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
- непредвиденные сбои в работе систем объекта.
К техногенным авариям относятся:
- производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
- на магистральных трубопроводах;
- на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
- гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
- транспортные (о них – далее);
- аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.
Гидродинамические аварии
Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.
К гидротехническим сооружениям относятся:
- плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
- шлюзы.
Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.
Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:
- вследствие разрушительных сил природы:
- землетрясений,
- извержения вулканов,
- ливней,
- селей, оползней, обвалов,
- заторов и зажоров (на реках);
Последствия гидродинамических аварий:
- прекращение функционирования;
- травмы и гибель людей;
- подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
- первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
- вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
- третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
- четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.
Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.
Производственные аварии
Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году
Транспортные аварии
Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.
-
ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).
ДТП бывают следующих видов:
- наезды на людей и животных,
- наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
- столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
- опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.
- сход состава в рельс,
- столкновения составов,
- столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях, и взрывы в ж/д составе.
В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:
- 1 – от 1 до 5 человек,
- 2 – от 6 до 11,
- 3 – от 12 до 30,
- 4 – от 31 до 50,
- 5 – свыше 50 человек.
В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.
Основные причины авиа-аварий:
- ошибки пилотов – до 55 %,
- отказ техники – до 30 %,
- внешнее воздействие – до 10 %,
- прочие причины – до 5 %.
А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:
Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
В частности, к авариям относятся разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.
Содержание
Условия возникновения и последствия аварий
Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.
Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.
Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.
Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.
В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.
Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.
Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный исто́чник электроэне́ргии — источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освеще́ние — освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).
Техногенные аварии и катастрофы
В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.
Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы она носит название — катастрофа.
Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.
Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.
На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Хотя причиной техногенных аварий может стать стихийными бедствиями. Дефекты допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.
Основной причиной всех техногенных катастроф является:
- Человеческий фактор.
- Обученность человека.
- Отношение человека к работе.
- Трудовая дисциплина.
Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки допущенные при проектировании взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.
Меры предотвращения
Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.
Чрезвычайная ситуация (ЧС)- это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, в результате которых возникает угроза жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Авария- это повреждение, влекущее за собой выход из строя машин и механизмов, систем обеспечения (например, энергоснабжения) зданий или коммуникаций.
На промышленных предприятиях аварии, как правило, сопровождаются пожарами, взрывами, затоплениями, обрушениями, выбросами или разливами сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ).
Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.
Различают следующие виды, катастроф (схема 2):
• Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, последствия которой приводят к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, к массовому поражению флоры и фауны, почвы и воздушной среды, природы в целом.
Схема 2. Виды катастроф
• Производственная или транспортная катастрофа — крупная авария, влекущая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.
• Техногенная катастрофа — внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.
Стихийное бедствие — это опасные геофизические, геологические, гидрологические, атмосферные и другие природные процессы таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.
Чрезвычайные ситуации классифицируются:
- по природе возникновения (природные, техногенные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные);
- масштабам распространения (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные);
- причине возникновения (преднамеренные и непреднамеренные, стихийные);
- скорости развития (взрывные, внезапные, скоротечные, плавные);
- возможности предотвращения (неизбежные, или природные, предотвращаемые, или техногенные, социальные);
ведомственной принадлежности (в промышленности, строительстве, на транспорте, в жилищно-коммунальной сфере, сельском, лесном хозяйстве и т.д.).
Чрезвычайные ситуации природного характера. К природным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с проявлением стихийных явлений природы.
На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более тридцати видов опасных природных пилений.
на геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);
-геологические опасные явления (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка, или провал, земной поверхности в результате карста, эрозии, пыльные бури);
- метеорологические и агрометеорологические опасные явления (бури (9 — 11 баллов), ураганы (12—15 баллов), смерчи, торнадо; шквалы, вертикальные вихри, крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки);
- морские гидрологические опасные явления (тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение, шторм (более 5 баллов), сильное колебание уровня моря, ранний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый или труднопроходимый лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов);
- гидрологические опасные явления (высокий уровень воды (наводнения), половодье, дождевые паводки, низкий уровень воды, заторы и зажоры [1] , ветровые нагоны, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах);
- гидрогеологические опасные явления (низкий уровень грунтовых вод, высокий уровень грунтовых вод);
природные пожары, (лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых);
на транспортные аварии или катастрофы (аварии товарных поездов; аварии пассажирских поездов; аварии поездов метрополитена; аварии речных и морских грузовых судов; аварии (катастрофы) речных и морских пассажирских судов; авиакатастрофы в аэропортах, населенных пунктах; авиакатастрофы вне аэропортов, населенных пунктов; аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные автомобильные); аварии транспорта на мостах, железнодорожных переездах, в тоннелях; аварии на магистральных трубопроводах) (рис. 5, 6); пожары, взрывы, угроза взрывов (пожары (взрывы) на коммуникациях; пожары (взрывы) технологического оборудования промышленных объектов; пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ; пожары (взрывы) в шахтах, на подземных и горных вывыработках, пожары (взрывы) на химически опасных объектах; пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах; пожары (взрывы) в метрополитене; пожары (взрывы) на транспорте; пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового, культурного назначения, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов; утрата взрывчатых веществ (боеприпасов); - аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ (аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) химически опасных
Рис. 5. Авария самолета
Рис. 6. Авария на автотранспорте
веществ; образование и распространение химически опасных веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии; аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ);
- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (аварии на атомных электростанциях, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла; аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту; аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ; аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения, эксплуатации или установки; утрата радиоактивных источников) (рис. 7);
аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ; утрата биологически опасных веществ);
внезапное обрушение зданий, сооружений (обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения) (рис. 8);
- аварии на электроэнергетических системах (аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей);
аварии на системах коммунального обеспечения (аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в холодное время года; аварии в системах
Рис. 7. Авария на Чернобыльской атомной станции
исследовательских учреждениях (лабораториях); аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ; утрата биологически опасных веществ);
внезапное обрушение зданий, сооружений (обрушение элементов транспортных коммуникаций; обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения) (рис. 8);
- аварии на электроэнергетических системах (аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей; аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей или обширных территорий; выход из строя транспортных электроконтактных сетей);
аварии на системах коммунального обеспечения (аварии в канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на тепловых сетях в холодное время года; аварии в системах снабжения населения питьевой водой; аварии на коммунальных газопроводах);
Рис. 8. Обрушение здания
- аварии на очистных сооружениях (аварии на очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с массовым выбросом загрязняющих веществ; аварии на очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ);
- гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек и других гидротехнических сооружений) (рис. 9).
Экологические чрезвычайные ситуации. Под экологическими чрезвычайными ситуациями понимают значительные нарушения природной среды (например, разрушение озонового слоя, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.), несущие угрозу жизнедеятельности человека.
Антропогенные чрезвычайные ситуации. Антропогенные чрезвычайные ситуации являются следствием ошибочных действий людей.
Рис. 9. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Социальные чрезвычайные ситуации. К социальным чрезвычайным ситуациям относят угрожающие жизни, здоровью и благополучию людей события, происходящие в обществе: войны, межнациональные конфликты, геноцид, терроризм, крупные ограбления и др.
Комбинированные чрезвычайные ситуации. Комбинированные чрезвычайные ситуации могут сочетать в себе признаки нескольких ЧС, различающихся по масштабам возникновения.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по степени распространения дается в соответствующем постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304.
Локальные чрезвычайные ситуации. Зона локальных 1 КЗ не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Число пострадавших в локальных ЧС не превышает 10 человек. Материальный ущерб при этом составляет не более 100 тысяч рублей.
Муниципальные чрезвычайные ситуации. Зона не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Число пострадавших составляет от 10 до 50 человек. Материальный ущерб составляет не более пяти миллионов рублей. Данная чрезвычайная ситуация может быть также отнесена к ЧС локального характера.
Меж муниципальные чрезвычайные ситуации. Зона межмуниципальных ЧС распространяется на территорию двух и более поселений, внутригородских районов крупных городов и на межселенную территорию. Число пострадавших и материальный ущерб оцениваются так же, как при ЧС муниципального характера.
Региональные чрезвычайные ситуации. Зона региональных чрезвычайных ситуаций охватывает территорию одного субъекта РФ. В результате региональных ЧС увечья получают свыше 50, но не более 500 человек. Материальный ущерб составляет от 5 до 500 миллионов рублей.
Межрегиональные чрезвычайные ситуации. Зона межрегиональных чрезвычайных ситуаций затрагивает территорию двух и более субъектов Федерации. Число пострадавших — от 50 до 500 человек. Материальный ущерб, как и при региональных ЧС.
Федеральные чрезвычайные ситуации. Зона федеральных ЧС может охватывать территорию всей страны. В результате федеральных ЧС непосредственно страдают свыше 500 человек. Материальный ущерб составляет свыше 500 миллионов рублей.
Существуют также трансграничные чрезвычайные ситуации. Поражающие факторы трансграничных ЧС выходят за пределы РФ, но частично затрагивают ее территорию.
Территории, в пределах которых в результате аварий, катастроф, военных действий или стихийных бедствий произошли отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью человека, состоянию экосистем, генетическому фонду растений и животных, решениями правительства объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации.
Вопросы для самоконтроля
2. Какими признаками характеризуется авария.
3. Дайте характеристику основных видов катастроф.
4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации?
5. Назовите основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера.
6. Какие чрезвычайные ситуации называются техногенными?
7. Приведите известные вам примеры техногенных чрезвычайных ситуаций с загрязнением и без загрязнения окружающей среды.
8. Какие чрезвычайные ситуации относят к числу социальных? Можно ли взятие заложников отнести к социальным ЧС?
9. Назовите основные признаки локальных, муниципальных, межмуниципальных, региональных, межрегиональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных ситуаций.
10. Какие территории могут быть объявлены зонами чрезвычайной экологической ситуации?
Читайте также: