Каким образом связаны сущность человека и культура творчество свобода любовь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. Творчество, любовь, смысл жизни рассматриваются в других главах учебника. Здесь мы рассмотрим остальные категории, не менее ярко выражающие смысл человеческого бытия.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Министерство образования РФ.docx

Свобода.

Свобода, как философская категория, характеризующая сущность человека и его существования, состоящая в вероятности личности мыслить и поступать в соответствии со собственными представлениями и желаниями, а не по причине внутреннего либо внешнего принуждения.

В истории это понятие прошло, длительную эволюцию и было, предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьёва. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом, анархией, равенством и справедливостью.

В повседневной жизни люди сталкиваются с определёнными, реально существующими условиями, социально экономическими отношениями, которые обуславливают круг их интересов. Люди не вольны в подборе объективных условий собственной деятельности, впрочем, они обладают свободой подбора методов достижения цели. Чем больше свободы, тем человек лучше осознает собственные реальные вероятности, тем больше способов, для достижения поставленных целей находится в его распоряжении.

Таким образом, свобода обнаруживается не тогда, когда человек обязан выбирать, а тогда, когда он сделал подбор.

Свобода неотрывна от творчества, например как путём неё человек может творить абсолютно свежую жизнь, свежую жизнь общества и мира. Свобода и творчество говорят о том, что человек не всего только природное существо, правда и сверх природное.

Свобода связана с моралью и правовой ответственностью индивида за собственные поступки. Свобода и ответственность - это две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность обусловлена степенью продвижения общественного сознания, степенью социальных отношений, существующими социальными поступками.

Итак, свобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Творчество.

Творчество является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных проблем человеческого бытия. Оно рассматривается как деятельность людей, направленная на создание другого, которое вмещает общественную значимость, способствует прогрессивному продвижению человечества. Творчество преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Моменты творчества содержатся в житейских и обыденных, социально значимых, исторически масштабных проявлениях. В связи с данным существуют всякие его виды: производственный, технический, изобретательский, научный, политический, философский, художественный, мифологический, религиозный, повседневно-бытовой и т.д. Понять, описать феномен творчества довольно проблематично: люди огромное число знающие о творчестве сами не творят (ищут интересные статьи и книги по проблемам

творчества, в то же время это и есть не что другое, как творчество). Те же, кто творит, создаёт абсолютно другие ценности в науке либо искусстве, чаще в целом не знает, как он это делает (затем рассказывает теоретикам творчества, что он сделал, особой ценности не представляет, ибо никаких общих рецептов и советов из его сугубо индивидуального опыта вывести запрещено). В данном и заключается феномен творчества. В случае если бы человек знал, как возможно заставить себя творить, все были бы гениями.

Само по себе воспитание, образование, культура не делают человека творцом. История знает множество примеров, когда человек обладая огромными знаниями, делал находки, двигал науку вперёд - и в то же время был ограниченным, эгоистичным, подлым либо наивным. Творческий человек всякий раз самобытен. Так чтобы творить, необходимо быть не просто способным учёным либо художником, а прежде в итоге способным к творчеству. Человек, по сути, существо творческое, хотя творит только тогда, когда он ощущает себя человеком, а не просто и не только лишь астрофизиком либо скульптором.

Он выражает в собственных действиях, чем бы он ни занимался, собственную человеческую природу, естественность, обыкновенность. Ибо творческий человек, остаётся самим собой, живущим в режиме подлинного человеческого бытия: любви, красоты, сострадания. Н.А. Бердяев утверждал, что человек призван к творчеству, творчество есть его нравственный долг, цель человека на земле, его функция и миссия.

Творчество - величайшая загадка и параллельно великое счастье для людей, которым оно доступно. Очевидно, всякий человек испытывал состояние творчества, когда останавливается время, трепещет душа, когда охватывает восторг оттого, что что-то получается и получается по-своему. Человек чувствует себя Богом, продолжающим творение мира.

Таким образом, творчество, возможно рассматривать, как духовно-практическую деятельность, итогом которой является создание оригинальных, уникальных культурных, социально значимых ценностей, установление других фактов, находка свойств и закономерностей, а тоже путей исследования и преобразования мира.

Любовь.

Любовь - важная составляющая человеческого бытия. Она стоит у самых истоков существования человека, его психической защищённости и уравновешенности, его способности и таланта.

Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования природы, по которым люди должны любить друг друга. Запрещено объяснить приход любви с помощью какой-либо причины (а именно, красота, ум, сила и т.п.), в случае если такие причины, в сущности, сыграли установленную роль, то это её имитация. Каждый раз найдутся сотни, тысячи людей более красивых, умных и более мощных и где критерий подбора будет не определён. Почему человек останавливается как раз на одном избраннике? Любят не за что-то, любят, потому что любят, и любящий верит в то, что его избранник наиболее красивый и наиболее умный.

Человеку, никогда не испытавшему чувства любви, бесполезно объяснять, что это такое. В случае если полюбит - узнает. Человеку разлюбившему, его прошлое состояние кажется непостижимым. Лишённый любви, он чувствует себя одиноким, даже в случае если окружён многочисленным семейством и друзьями. Он остро ощущает не уютность и неустроенность собственного бытия, опасную хрупкость окружающего мира.

Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, а развитостью человеческих качеств любящего. Она содержит метафизические основания. Человека любят за то, что в нем приоткрывается бездонная, неисчерпаемая глубина; видение постоянного фона открытости, невыразимой, не уловимой атмосферы, "несложного дыхания", которое только на миг удаётся выразить в словах, это все приоткрывается тому, кто его любит и в данном заключается её главная тайна. Любовь встречается слишком редко, люди боятся её, к примеру, как для любви необходима внутренняя свобода, живая душа - это жить в стабильной самоответственности, заботе и тревоге. Любовь вырывает человека из монотонной повторяемости повседневного быта. В связи с этим большая часть людей не переживает по данному поводу, а удовлетворяется лишь её имитацией и убеждает себя в данном, а на самом работе это лжелюбовь. Существует немного её форм.

Любовь тесно связана с творчеством, где и раскрывается ее тайна. Вся художественная литература построена на трагизме - от Ромео и Джульетты до наших дней.

Таким образом, любовь - это интимное и глубокое чувство, устремлённое на новую личность, закон существования человеческого мира. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее смысла собственного существования.

Смерть

Смерть - важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужие, непонятные вам время и культуру.

В каждой культуре своё специфическое отношение к смерти. В Индии, как в древности, так и в наше время, умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остаётся. А в древнеегипетской цивилизации был настоящий культ мёртвых - набальзамированные египетские императоры до сих пор лежат в европейских музеях. Европейские кладбища - это сложнейшая архитектура памятников, надгробий, склепов.

Смерть, как и рождение, формирует границы человеческой жизни. Все, что вне этих границ, для человека не существует. Смерть сопровождает человека с момента его рождения. Какое бы время его жизни мы ни взяли, человек всегда достаточно зрел для того, чтобы умереть. Смерть представляет собой как бы тень человека, самую верную и привязчивую. Человек в этом смысле - самое несчастное из животных, поскольку знает заранее о своей будущей смерти. Но в то же время это даёт огромное преимущество человеку, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование.

Смерть не конец, а венец жизни, она с самого начала присутствует в ней как упорядочивающий жизнь элемент. Но человек в обыденной жизни живёт так, как будто он бессмертен. Он старается не думать о смерти, всячески отгоняет мысли о ней или же полагает, что смерть где-то очень далеко от него. Мудрецы же с древних времён говорили: "Помни о смерти!" Для чего нужно помнить о смерти? Разумеется, не для того, чтобы отравлять себе жизнь и постоянно мучиться страхом. Помнить о смерти - значит, каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни (ведь он и в самом деле может оказаться последним). Предполагается, что хоть в последний день дурной человек постарается прожить по-человечески: не лгать, не воровать, не убивать.

Смерть - фундаментальное свидетельство нашего "не одиночества". Мы всегда находимся под её пристальным взглядом. Ощущая её присутствие, её реальность за каждым поворотом, мы не позволяем себе распускаться, поддерживая себя на уровне, превышающем тот, к которому склоняет нас наша животная природа. Разумеется, это тяжкая ноша. Осознание нашей смертности требует от нас немалого усилия.

Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека смерти означает, помимо всего прочего, устранить этот уровень ответственности. Человек, будучи конечным существом, отличается от всех животных тем, что прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен жить так, говорит философия, как если бы впереди его ожидала вечность, только не в обыденном смысле, когда человек просто не думает о смерти, а в том смысле, что он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни. В этом смысле творя, любя, делая добро, он прорывается в вечность, побеждает смерть.

Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались жить в вечности, в прямом смысле этого слова. Сократ, Эпикур, Ницше, Пушкин гораздо более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники. К любому из них можно отнести слова В. Соловьёва:

. Средь суеты случайной,

В потоке мутном жизненных тревог,

Владеешь ты всё радостною тайной:

Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.

Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает собственную смертность, Видит в смерти неизбежный финал в итоге живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Человек не может смириться с тем, что как раз ему придётся уйти из данного мира, где "кипит" жизнь. Размышляя, начинаешь понимать, что смерть - одно, перед, чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.

Религия рассматривает смерть человека как конец его земной и переход к вечной жизни. Аналогичное представление существует во всех религиях с момента появления.

Античные философы (Демокрит, Эпикур), считали, что смерть не вмещает к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти все ещё нет, а когда смерть наступает нас уже нет. Аналогичные доводы неоднократно повторялись в ходе продвижения философской мысли.

Столетиями человечество пытается доказать и воплотить в жизнь реальное бессмертие. С данной точки зрения человек обязан жить вечно, находясь в устойчивом расцвете сил. Все это связанно с уяснением факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрём и лихорадочно ищем метод к бессмертию.

Выделяют немного типов бессмертия, связанных с тем, что после человека останется его занятие, дети, внуки, продукты его деятельности, личные вещи, а вдобавок плоды духовного производства (теории, образы и т д)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура и свобода человека

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры.

Однако культура не только ограничивает свободу человека , но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как "осознанную необходимость". Между тем, достаточно одного риторического вопроса (свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения?), дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.

Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура.

Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности. Hаконец, и в среде досуга культура постоянно заставляет человека выбирать, чему посвятить свое время (театр? кино? телевизор? книга? прогулка? поход в гости?), что именно предпочесть (КВH по первой программе, интервью известного политика по второй или "ужастик" по кабельному каналу?), как реализовать сделанный выбор (смотреть КВH дома, или в гостях, или дома, но в присутствии гостей?). Любая районная библиотека способна предложить столько альтернатив для выбора, что неискушенный читатель может даже растеряться. И это не случайно. Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Hе случайно известный русский философ H.А.Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.

Свобода пробуждает необъятные силы, поднимает человека к достойной жизни, делает личность смелой, гордой и независимой. Свобода — условие истинно человеческого существования. Творчество — это деятельность, воодушевляемая большими гражданскими целями, наибольшая отдача сил, вдохновенное служение делу, необходимому и отдельному человеку и всему народу, родине. Она, эта деятельность, связывает каждого с миром всеобщего, выводит из сферы эгоистических интересов, позволяет личности духовно расти. Любовь — могучая и глубокая страсть, преображая и облагораживая человека, открывает ему пути к новой и прекрасной жизни. Она не отрывает его от действительного мира. Нужда в другом человеке помогает лучше познать себя, познать свое назначение и свою роль на земле.

    Он звал прекрасное мечтою;

В прошлом — биографический метод, в наши дни — требования расшифровки имей в любовных стихотворениях Пушкина мешают изучению его лирики, затемняют ее содержание. Не случайно любовная лирика изучается только в аспекте биографическом. Оттого оказываются возможными такие, например, суждения о пушкинском понимании любви: «Любовь как проникновение в духовный облик другого существа, полное слияние с ним и радость общего бытия в единстве внутренних переживаний- такое чувство было чуждо Пушкину.

связанные посты

Творчество, любовь, свобода, ответственность

Рассмотрим теперь вопрос об атрибутах, т. е. главнейших всеобщих свойствах человеческого бытия. К таковым относятся труд (что уже было освещено в начале данного учебного пособия), творчество, любовь, свобода, ответственность.

Сначала коснемся проблемы "свобода". Упрощенчески-материалистическое понимание свободы воли человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной, фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П. Гольбах отмечал: "Во всех своих поступках человек подчиняется необходимости. его свобода воли есть химера" [177] . По Бюхнеру, свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы в клетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей, возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места для свободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познание тоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и познавший эту необходимость, не становится от этого свободным.

В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Свобода, как видим, может и не знать грани, отделяющей ее от ошибочных, а то и явно преступных действий человека. Свобода нередко вступает в конфликт с элементарными нормами жизни. Г. Димитров в свое время заявлял: "Фашизм и правовая система - две вещи совершенно несовместимые"; "Фашизм это по существу произвол банды крупного капитала. Это режим правящей уголовщины". Свобода и произвол для правящей уголовщины - это свобода, для народа - произвол, террор.

Только что приведенная французская легенда демонстрирует элементарное явление: нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (и не только ввиду имеющихся тех или иных рамок для своего осуществления; она, как и в примере с фашизмом, имеет одну оценку в одной системе отсчета и другую оценку - в другой системе отсчета).
Представим, что индивид достиг максимальной или абсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, что его свобода обернулась беспредельным одиночеством. "Бегство от свободы" - так называется книга американского философа Э. Фромма.

Читайте также: