Каким образом было установлено что растение это единый организм кратко

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1) Сформировать представления о растительном организме как о целостной системе на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.

2) Продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

3) Развивать познавательный интерес к биологии.

4) Продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.

5) Заботиться о сохранении здоровья детей

Тип урока: урок обобщения

Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, эвристический

Оборудование:

Приветствие (Здравствуйте гости, ребята. Садитесь. Начинаем урок.)

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель: Сегодня мы поговорим о растительных организмах, которые, обладая всеми признаками живых организмов, могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они являются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое.

Сегодня на уроке мы будем работать с инструктивными индивидуальными картами.

Запишите число и свою фамилию в верхнем правом углу карты.

(Запись числа, фамилий учащихся в инструктивные индивидуальные карты урока)

2. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО. ИХ УСЛОЖНЕНИЕ В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ.

? Проблемный вопрос.

Как вы понимаете выражение биологическая система?

Биологическая система – целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих собой целостное образование, единство. ( Сл.№2)

Можно ли клетку назвать биологической системой?

-Вспомните, из каких частей состоит клетка? ( Сл. № 3)

Я покажу их на слайде, а вы правильно назовите составные части клетки.

( Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, митохондрии и т.д.)

Перед вами лежит инструктивная карта, найдите на ней задание № 1.

Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, а ответ в и. п. молча впишите в прямоугольник, соответствующий номеру вопроса.

1.Наименьшая часть любого живого организма – это . . . (клетка)

2.Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует . . . (ткань)

3.Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это . . . (орган)

4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют . . . (систему органов).

5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных

элементов и функционирующая как единое целое будет называться . (организмом) (Сл. № 4)

Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, а из тканей состоят органы. Органы образуют живой организм. ( Сл. № 5)

3. ОРГАНИЗМ – ЕДИНАЯ, ЦЕЛОСТНАЯ, ОТКРЫТАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое ( дети продолжают запись в индивидуальную карту)

А теперь перейдём к рассмотрению растений на более сложном эволюционном уровне.

* СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА:

Давайте вспомним, как устроен растительный организм? (ответы детей: растительный организм состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок, плод с семенами). (Сл. № 7)

- Я вам буду показывать составные части растительного организма на слайде, а вы будете подписывать их на рисунке задания №2 в левой части листа чётко и аккуратно.

Таким образом, растительный организм – это система взаимосвязанных органов. (Сл. №8) Закончили работу?

Тогда я открою вам один секрет.

Однажды, а это было ранним июньским утром, мне удалось услышать очень интересную историю. Сейчас я предлагаю вам её послушать.

Инсценирование

У доски органы растения: стебель, лист, корень, цветок, плод. Разыгрывается задача следующего содержания:

Словом тоже стал утверждать своё превосходство.

Большое спасибо, ребята, садитесь.

Ребята, вы очень внимательно послушали эту историю, а теперь я предлагаю вам решить задачу №3 (КАРТОЧКА №1)

* ФУНКЦИИ ОРГАНОВ РАСТЕНИЯ:

ЗАДАЧА: Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке. Соедините их линиями простым карандашом. ( Сл. № 9)

А – один из органов растения, занимающий боковое положение и выполняющий функции фотосинтеза, газообмена и испарения

Б–осевая часть побега, которая несёт на себе листья, почки и цветки

В–осевой вегетативный орган растения, выполняющий функцию почвенного питания и закрепляющий растение в почве

Г-орган размножения цветкового растения, из которого образуется плод с семенами

Д-часть организма, выполняющая определённые функции и имеющая определённое строение, форму и расположение

Проверьте правильность выполнения задания. ( Сл. № 10)

Ответы:

1-В 2-Б 3-А 4-Г 5 –Д

Вика, мне кажется, ты что-то хотела спросить у ребят.

А как вы, ребята, думаете: кто из органов для растения самый главный? Ответ свой обязательно обоснуйте. ( Итак, для растения все органы одинаково важны. Они взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как единое целое.)

Вы хорошо поработали, а теперь сделаем небольшую паузу.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

1.Ветер дует мне в лицо,

закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише;

деревцо всё ниже, ниже. (Сл. № 11)

2. Мы становимся все выше,

достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

три – четыре руки вниз. ( Сл . № 12)

Предлагаю вам РЕШЕНИЕ НОВЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:

Задача №1 ( Сл. № 13 )

И.А.Крылов написал замечательные строки:

«Чьи работают грубые руки, предоставив почтительно нам,

О каких органах растения он написал? ( Лист и корень)

У З Е Л К И Н А П А М Я Т Ь) (Сл. № 14)

*Учёными доказано, что чем больше листьев, тем продуктивнее дерево.

*Для созревания одного яблока необходимо питание от деятельности 70 листье.

-Докажите, что мы, зелёные листья, необходимы растениям для жизни (образование органических веществ, т.е. фотосинтез, в листе происходят сложные процессы - дыхание, испарение воды, видоизменённые листья, напр. Колючки у кактуса - защитную функцию, а усики гороха - опорную функцию) (Сл. № 15)

-От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями. (Испарение)

У З Е Л К И Н А П А М Я Т Ь (Сл. № 16)

А теперь задача посложнее, но я уверена, что вы с ней обязательно справитесь.

Задача №4 в инструктивной карте.

Найдите начало головоломки. Это слово где, и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое кол-во слогов, вы сможете прочитать пословицу. ОТВЕТ (Где нет листьев, там нет и фруктов) (Сл. № 17)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных в-в. А может ли растение жить без корней? (Не может. Растение крепится в почве с помощью корня. Корневая система поглощает из почвы воду и растворённые питательные вещества)

Какое значение стебель имеет для жизни всего растения?

( Стебель выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель и запасающие функции)

ИТАК, ребята, вы сами помогли мне сделать выводы

Растение- это целостный организм, а это значит: (Сл. № 18)

строение и функции листа, стебля, корня взаимосвязаны, а развитие растений шло по пути приспособления органов к выполнению определённых функций;

все органы связаны между собой. Жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от жизнедеятельности других органов, т. е. организм живёт как единое целое. Поэтому повреждение какой – либо части организма может привести растение к гибели.

А нормальное функционирование всех органов растения позволяет осуществлению обмена в-в и энергии, необходимых для процессов жизнедеятельности, способствующих нормальному росту и развитию растения

Предлагаю их прочитать ещё раз и запомнить

Молодцы, ребята, вы очень хорошо потрудились на уроке. Большое спасибо Вике, Ксюше, Саше, Вике, Лене, Толе, а также всем ребятам, которые проявили на уроке наибольшую активность. Соберите инструктивные карты. За работу в них вы все получите оценки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (Сл. № 19)

на примере любого комнатного растения докажите, что это целостный организм, единая система.

составьте экологическую сказку на тему « Растение – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных

Нормальное функционирование всех органов растения способствует его нормальному росту и развитию. Рассказ об этом приготовила Наташа.

1) Бамбук - древовидная трава. (Сл. № 20)

Прирост стебля бамбука в зависимости от вида и условий жизни может доходить до 50 – 90 см в сутки. Зато ростовой период продолжается всего около сорока дней. А затем начинается созревание стебля и его одревеснение, которое длится несколько лет.

В бамбуковых рощах в тёплое влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растёт бамбук очень быстро, и из – за возникающего трения появляются эти звуки.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Таким образом, в ходе эволюции растительных организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки – открытой, саморегулирующейся системы, до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющего с окружающей средой обмен веществ и функционирующего как единое целое.

Чтобы доказать, что растение — это целостный организм, в котором все процессы взаимосвязаны, нужно понаблюдать за растением, у которого поврежден один из органов. Например, повреждение корневой системы приводит к нарушению минерального питания. В результате все остальные органы недополучают воды, начинается иссушение растения. Кроме
того, нарушается процесс фотосинтеза, для которого вода является сырьем. А это, в свою очередь, приводит к недостатку органического питания всех органов растения.
Таким образом, мы видим, что нарушение жизнедеятельности какого-то одного органа сказывается на состоянии всего растения, т. е. все органы взаимосвязаны, растение — целостный организм.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

ГДЗ ответы по биологии учебник 5-6 класс Пасечник - ГДЗ к учебнику биологии 5-6 класс Пасечник, ответы к § 37 Рост и развитие - свойства живых организмов

§ 37. Рост и развитие - свойства живых организмов

1. Что такое рост?

Рост — это увеличение массы и размеров организма.

2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?

Увеличение размеров, массы, изменение пропорций.

Вопросы после параграфа

1. Что лежит в основе роста организмов?

В основе роста организма лежит его развитие.

2. За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?

Растение растёт как в длину, так и в толщину. Рост в длину происходит обычно в верхушках побегов и корней. Причина роста растений — деление и рост клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведёт к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов.

3. Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?

Чем более богата ресурсами и благоприятнее среда обитания, чем богаче и разнообразнее питание организма, тем активнее он будет расти и развиваться.

1. Что такое рост организма
2. Рост животных
3. Рост и развитие растений
4. Как повлиять на рост растений

2. Сравните особенности роста и развития организмов. Данные представьте в виде таблицы.

Свойство Особенности
организма свойства

Рост Увеличение массы и размеров организмов. Для растений характерен рост в течение всей жизни, для животных – неодинаковая скорость роста, его неравномерность и, как следствие, изменение пропорций тела с возрастом. Причина роста организмов – деление и рост клеток образовательной ткани.

Развитие Является качественным изменением (упрощением или усложнением) особи с момента ее зарождения и до конца жизни. Может быть индивидуальным (онтогенез) или историческим (филогенез). Индивидуальное развитие происходит за счет обмена веществ, а потому является сложным процессом количественных изменений и качественных превращений, которые происходят в живом организме. Его закономерность это: периодичность, неравномерность, ритмичность.

ПОДУМАЙТЕ! Почему рост и развитие взаимосвязаны?

Потому что рост организма меняет его свойства и вызывает качественные изменения — развитие.

Ответ: мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.

2. В отличие от одноклеточных растений, где клетка — самостоятельное существо, жизнь клетки многоклеточного организма зависит от других клеток. Подтвердите сказанное, пояснив рисунок.

Ответ: Если клетки корня не будут получать воду, то и клетки стебля и листа останутся без воды, что приведет к гибели всех частей растения.

3. Клетки образуют ткани. Ткань — это

Ответ: группа клеток сходных по строению и выполняющих одинаковые функции.

4. Каждая ткань выполняет определенные функции и отличается от других тканей строением. Подтвердите сказанное рисунками двух любых (по вашему выбору) тканей.

Каждая ткань выполняет определенные функции и отличается от других тканей строением. Подтвердите сказанное рисунками двух любых (по вашему выбору) тканей

5. Органы растения, состоящие из клеток и тканей, образуют организм. Организм — единое целое, в котором работа одних органов зависит от работы других. Рассмотрите рисунок. Поясните:

- от работы каких органов растения зависит жизнь листьев?

Ответ: от работы корня, так как корень всасывает из почвы воду и минеральные вещества, необходимые листу для синтеза органических веществ;

от работы стебля, который проводит от корня к листьям воду и минеральные вещества.

- какое значение для организма растения имеет сбрасывание листьев при листопаде?

Ответ: зимой корни растений не могут всасывать из почвы холодную воду, поэтому, чтобы не погибнуть от недостатка влаги, деревья и кустарники сбрасывают листья (листья испаряют много воды).

6. Организм — биологическая система, обладающая всеми свойствами живого. Назовите свойства живого организма, представленные на рисунке.

Читайте также: