Какие заветы князь владимир нам оставил кратко

Обновлено: 05.07.2024

Князь Владимир искал лучшую веру не только для себя. Он понимал, что и его народу нужна новая вера. После принятия Крещения, Владимир возгорелся еще с большим желанием просветить свой народ светом Христовым.

По возвращении с Корсуня, Владимир окрестил всех своих сыновей. Он истребил всех своих идолов по всей Киевской Руси.

После всех этих действий князь назначил день, когда все жители Киева должны были собраться у реки для принятия Крещения.

Киевляне спешили исполнить волю любимого князя. Они рассуждали так, если бы новая вера не была бы лучшей, разве приняли бы ее князь и бояре.

По данному знаку, все собравшиеся, и стар, и мал, вошли в реку. На берегу стояли священники и читали молитву. Они совершали над жителями Киева великое Таинство.

Как пишет летописец, в это время радовались и небо, и земля. Спасалось огромное количество людей. Радовались люди, которые принимали Крещение и радовались священники, крестившие их.

Но больше всех возсиял духовной радостью князь Владимир.

Он поднял глаза к небу и произнес слова, которые, на мой взгляд, должен знать и исполнять каждый христианин.

По сути, эта молитва - это заветы святого князя Владимира Русскому народу:

Эти заветы можно разделить на несколько частей.

Первый завет.

«Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны христианския. "

Завет быть настоящим христианином, это завет Богопознания.

Прежде всего это веровать в Бога, надеяться на Бога и любить Бога. Это глубина нашего духовного роста, нашего духа. О Боге говорит нам вся окружающая нас гармоничная природа. Но более полное познание Его - это чтение Священного Писания и Священного Предания, творений святых отцов, книг, в которых сохранена мудрость веков.

Полностью познать Бога нам невозможно. Мы можем лишь коснуться той стороны, которая нам открывается Господом, чтобы спасти свою бессмертную душу.

Второй завет.

". и утверди в них веру праву и несовратну, . "

Для русского человека должна быть чистота святой веры Православной дороже всего.

Можно сказать так, что на протяжении многих веков, после Крещения, все наши предки вели борьбу "за веру православную, за дом Пресвятой Богородицы". И русские люди готовы были отдать за нее жизнь.

Веровать и рассказывать другим о Православии, О Боге, о Богородице, о благодати, которую получаем на богослужениях - это по силам каждому православному христианину. В первую очередь, рассказывать о Боге своим детям и внукам, учить их быть православными.

Кстати, до нашего времени, на русской земле долгое время не появлялось никакой ереси и сект,никаких лжеучений, вплоть до "раскола" в XVII веке.

Раскольники ревновали о чистоте веры Православной. Этим они стремились спасти русский народ от все более вторгавшихся в его жизнь западно-европейских новшеств.

Как показала вся наша история, все новшества, которые вводил Петр были направлены на искоренение русского православного быта , великих традиций и установлений Православной Церкви.

Они подготовили почву для материалистического учения марксо-коммунизма на нашей, сбитой с прямого исторического пути русской земле.

Православие способно возродить русский народ, а через него и все человечество. Поэтому и беснуются сейчас многие западные страны, видя, как встает с колен Русская держава, как возрождается вера Православная, хоть и в муках.

Третий завет.

Это завет неустанной борьбы с врагом рода человеческого, дьяволом, ради спасения.

Очень важно здесь понять, что без помощи Божьей и без сильной веры это невозможно!

". да надеяся на Тя и на Твою державу. "

На протяжении многих веко Россия ведет борьбу за свою страну за свой народ, за право исповедовать свою веру и жить в своем доме, доме Богородицы. На протяжении всех веков Царица Небесная с воинством Небесным защищает свой дом и свой народ.

В нынешний день благовременно каждому из нас задать себе вопрос: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя?

В нынешний день благовременно каждому из нас задать себе вопрос: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя?


В нынешний высокоторжественный день всенародного праздника нашего — день памяти Просветителя Руси Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира — благовременно каждому из нас задать себе вопрос: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя?

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Сделанный добросовестно, он явится одновременно ответом и на мучащий всех нас вопрос: почему, сорок лет уже, так страждет наша несчастная Родина, обливаясь слезами и кровью, под игом лютого безбожия, и отчего до сих пор не видно еще никакого просвета, никаких признаков приближающейся свободы?

Впрочем, все ли русские люди в наше время знают эти заветы — заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим Просветителем, нашим Духовным Вождем и Отцом Святым Князем Владимиром?

А знать их надо! Они достаточно ясно выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, Летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть.

Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе всю программу истинно христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа. А так как словами ее Св. Князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть, чего именно желал Св. Равноапостольный Князь новокрещеному русскому народу, то есть, иными словами: молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.

Какие же это заветы?

Это — завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, — Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства — Богообщению, через молитву и таинства церковные.

Как обстоит у нас дело теперь?

Знаем ли мы все эти священные заветы нашего Просветителя? помним ли о них всегда? исполняем ли их?
Помним ли все мы, современные русские люди, о Боге и о Его святом законе? Веруем ли мы в Бога, надеемся ли на Бога, любим ли Бога и ближних наших во имя Божие? Любимым чтением наших благочестивых предков, пока не внедрилась к нам отрава западного вольнодумства и безбожия, были книги, дающие нам познания о Боге и о жизни в Боге: Слово Божие и, в особенности, Псалтирь и Евангелие, Жития Святых Угодников Божиих, глубоко назидательные творения Святых Отцов и великих наставников подвижнической жизни.

Что у нас читают теперь? какими книгами увлекаются?


Таково ли и теперь отношение современных русских людей к храмам и к совершаемым в них Богослужениям? Является ли и для всех нас храм Божий такой великой святыней, ради которой мы не остановимся ни перед какими жертвами? Любим ли все мы строго-уставные Богослужения, стараемся ли не пропустить никогда, без уважительной причины, ни одного из них, хотя бы в дни воскресные и великие праздники? Молимся ли мы со всем усердием каждое утро и каждый вечер перед святыми иконами дома? Боимся ли нарушать посты и прочие церковные установления?

В прежние времена даже грамоте малые дети обучались по Богослужебным книгам — Часослову и Псалтири.
Как теперь наши дети обучаются грамоте?

Знакомы ли современные русские дети с нашим священным церковнославянским языком, умеют ли вообще читать по-церковнославянски? Воспитываются ли они в духе церковности, любви к Церкви, послушании к ней и ее уставам? Не грешат ли часто современные родители чрезмерной заботой о теле своих детей, об их земном благополучии, без всякого, попечения об их душе, с ранних лет приучая их нисколько не считаться с Церковью и ее уставами? Видят ли наши дети в своих собственных родителях добрый пример религиозно-нравственной жизни?

Прекрасно усвоили себе наши благочестивые предки спасительную мысль о временности и бренности всего земного и о необходимости подготовить себя к достойной христианина смерти — к переходу в жизнь вечную и доброму ответу на Страшном Судищи Христовом.

Посмотрим, как обстоит дело с вторым заветом — о непоколебимой верности и преданности нашему Святому Православию?


Вот потому-то весьма трудно для современного русского человека исполнение и третьего завета св. кн. Владимира — о непримиримой борьбе с диавольским злом. Где уж тут бороться со злом, когда вообще не ясно, где добро, а где зло? когда поистине сам диавол, через своих служителей, сумел напустить на многих русских людей такой туман, что спутал все их понятия, и настолько затмил в их сердцах истину Св. Православия, что они нередко готовы считать равноценными с верою их предков всякую сумасбродную и изуверную секту, всякий фантастический, иногда даже недоброкачественный вымысел?

Могут ли победить большевизм те люди, которые на словах борются с большевиками, а на деле — сами настроены так же, позволяя себе легкомысленное отношение к Святой нашей Вере, глумление над Св. Церковью, Ее священными канонами и установлениями?

После стольких горьких и бесплодных опытов борьбы с большевизмом, пора бы уже осознать, что победить зло большевизма смогут лишь те люди, которые до конца изживут большевизм в своей собственной душе, и материалистической идеологии этого сатанинского учения противопоставят православно-христианскую идеологию, со всем тем, к чему это обязывает, т.е. давая всем живой пример христианского подвига в своей личной жизни.

Без этого — надо это, наконец признать! — бесцельны, бессмысленны, суетны все громкие лозунги, все политические программы и вся внешняя борьба, направленная на свержение безбожной советской власти в России.

Итак: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя, нашего Духовного Вождя и Отца Святого Равноапостольного Князя Владимира

998_09.jpg

30.04.2015

Нынешний год посвящен равноапостольному великому князю Владимиру, во всех епархиях Русской Церкви проходят празднования в честь Крестителя Руси – их летопись можно увидеть на нашем портале. Но, совершая торжества, приуроченные к 1000-летию преставления святого князя, помним ли мы его заветы нам, потомкам? Об этом размышляет клирик Тверской епархии протоиерей Димитрий Кунченко.

Преображение народа

С преображением самого князя, его личности, началось преображение самого народа Русского. Обращение от идольской лжи к истинной вере, по слову святителя Илариона, произошло не с одним человеком, ни с десятком, ни с городом, но со всей землей Русской.

Удивительна душа русского человека! Она стремится довести до совершенства все, чем живет, чем дышит. По словам нашего современника, в язычестве, царившем до Святого Крещения, народ достиг таких пределов, такой глубины падения в этот хаос, что больше не мог носить в себе эту ложь, ибо ложь всегда ограничена милостью Божией. И в муках рождения через великого князя душе русской воссияло Солнце правды — истина Христова. Только те, кто не понимают природу нашей души, говорят и будут говорить о том, что Владимир-князь насаждал веру огнем и мечом. И невдомек им, несчастным, что душа народа страдала ото лжи и, нашедши истину, восприняла ее.

Молитва о Руси

Удивителен подвиг любви к своим людям князя Владимира, удивительна его молитва о народе, разливавшаяся светом на берегах Днепра. Невольно предстает перед взором размышляющего великий муж Ветхого Завета Боговидец и пророк Моисей, который, молясь о согрешившем народе своем, просил Бога о милости до готовности самому быть вычеркнутым из Книги Жизни, но спасти несчастных. Водимый такой любовью великий князь созидал и собирал землю Русскую, ставшую государством, строил храмы и просвещал народ. Он создал основание, на котором возникла великая русская культура, давшая миру множество талантливых писателей, поэтов, архитекторов, строителей, ученых, военачальников, в конце концов, великих святых, которые в своей жизни раскрыли истину Христову, светили и светят народу нашему и нашей земле.

Три послушания

«Второй завет – это завет нерушимого хранения правой веры, выраженный в словах: ". утверди в них веру праву и несовратну. ". Но сколько ложных идей возникает ныне даже внутри нас, – восклицает далее инок Василий, – Православие часто терзается самовольными трактовками, и мы, призванные "единеми усты и единем сердцем славити Бога", вдруг становимся разделенными и обижающимися друг на друга. А часто ли каемся мы перед Богом о нехранении чистоты Православия в себе самих? Часто ли задумываемся о глубинности Таинств и священнодействий церковных? Или нам остается достаточным исполнить лишь внешнюю часть служения?

Война священная

Русский народ со времен великого князя Владимира мог ответить всегда на вопрос, какой войны надо избегать – в этом великая заслуга равноапостольного князя. Одухотворенное христианством войско русское стало охранять свои земли и свой народ и такую войну считать священной: за Веру и Отечество! В последующие века русское войско никогда не вело захватнических войн и крестовых походов. На чужие земли ступала нога Русского воина как освободителя, оставлявшего за собой свободу, просвещение, процветающие после народы.

Удивительно и то, что в нынешнем юбилейном году мы отмечаем еще одну праздничную и важную для нашего народа дату: 70-летие Великой Победы. И пока в нас, наученных князем Владимиром, живет этот русский справедливый дух христианский, никто и никогда не одолеет нас, ибо мы как один встанем за нашу Святую веру и наше любимое Отечество!

Время единения

Пришло время единения – иначе погибель. Верно говорят наши недруги, что русский народ победить невозможно, только сам он может уничтожить себя. К этому прикладываются колоссальные средства и силы. К сожалению, небезуспешно. И многие соблазняются в погоне за чечевичной похлебкой.

В основе материала – доклад
благочинного Кашинского округа протоиерея Димитрия Кунченко,
опубликованный Информационной службой Тверской митрополии


В нынешний высокоторжественный день всенародного праздника нашего - день памяти Просветителя Руси Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира - благовременно каждому из нас задать себе вопрос: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя?

Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Сделанный добросовестно он явится одновременно ответом и на мучащий всех нас вопрос: почему, сорок лет уже, так страждет наша несчастная Родина, обливаясь слезами и кровью, под игом лютого безбожия, и отчего до сих пор не видно еще никакого просвета, никаких признаков приближающейся свободы?

Впрочем, все ли русские люди в наше время знают эти заветы - заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим Просветителем, нашим Духовным Вождем и Отцом Святым Князем Владимиром.

А знать их надо! Они достаточно ясно выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, Летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть.

Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе всю программу истинно христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа.

А так как словами ее Св. Князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть, чего именно желал Св. Равноапостольный Князь новокрещеному русскому народу, то есть, иными словами: молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.

Какие же это заветы?

Это - завет Боговедения, завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку, - Бога, как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя, Искупителя, Освятителя и Мздовоздаятеля. На таком познании Бога и основывается вся истинно христианская жизнь: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к ближним, ради Бога. Такое познание Бога ведет к конечной цели христианства - Богообщению, через молитву и таинства церковные.

Как обстоит у нас дело теперь?

Помним ли все мы, современные русские люди, о Боге и о Его святом законе? Веруем ли мы в Бога, надеемся ли на Бога, любим ли Бога и ближних наших во имя Божие? Любимым чтением наших благочестивых предков, пока не внедрилась к нам отрава западного вольнодумства и безбожия, были книги, дающие нам познания о Боге и о жизни в Боге: Слово Божие и, в особенности, Псалтирь и Евангелие, Жития Святых Угодников Божиих, глубоко назидательные творения Святых Отцов и великих наставников подвижнической жизни.

Что у нас читают теперь? какими книгами увлекаются?

Таково ли и теперь отношение современных русских людей к храмам и к совершаемым в них Богослужениям? Является ли и для всех нас храм Божий такой великой святыней, ради которой мы не остановимся ни перед какими жертвами? Любим ли все мы строго-уставные Богослужения, стараемся ли не пропустить никогда, без уважительной причины, ни одного из них, хотя бы в дни воскресные и великие праздники? Молимся ли мы со всем усердием каждое утро и каждый вечер перед святыми иконами дома? Боимся ли нарушать посты и прочие церковные установления?

Как теперь наши дети обучаются грамоте?

Знакомы ли современные русские дети с нашим священным церковнославянским языком, умеют ли вообще читать по-церковнославянски? Воспитываются ли они в духе церковности, любви к Церкви, послушании к ней и ее уставам? Не грешат ли часто современные родители чрезмерной заботой о теле своих детей, об их земном благополучии, без всякого, попечения об их душе, с ранних лет приучая их нисколько не считаться с Церковью и ее уставами? Видят ли наши дети в своих собственных родителях добрый пример религиозно-нравственной жизни?

Прекрасно усвоили себе наши благочестивые предки спасительную мысль о временности и бренности всего земного и о необходимости подготовить себя к достойной христианина смерти - к переходу в жизнь вечную и доброму ответу на Страшном Судищи Христовом.

Посмотрим, как обстоит дело с вторым заветом - о непоколебимой верности и преданности нашему Святому Православию?

Именно Св. Православию обязан русский народ всем, что есть у него действительно великого, прекрасного, возвышенного и святого. Ни одна из настойчивых попыток римских пап подчинить себе русский народ не могла, поэтому увенчаться успехом. Не возникало на русской почве никаких сект до тех пор, пока не поддался русский человек тлетворным влияниям Запада. Лишь эти зловредные влияния отравили и растлили душу русского человека сначала расшатывающими идеями либерализма и рационализма, а затем убийственным ядом материализма, социализма и коммунизма.

Вот потому-то весьма трудно для современного русского человека исполнение и третьего завета св. кн. Владимира - о непримиримой борьбе с диавольским злом. Где уж тут бороться со злом, когда вообще не ясно, где добро, а где зло? когда поистине сам диавол, через своих служителей, сумел напустить на многих русских людей такой туман, что спутал все их понятия, и настолько затмил в их сердцах истину Св. Православия, что они нередко готовы считать равноценными с верою их предков всякую сумасбродную и изуверную секту, всякий фантастический, иногда даже недоброкачественный вымысел?

Могут ли победить большевизм те люди, которые на словах борются с большевиками, а на деле - сами настроены так же, позволяя себе легкомысленное отношение к Святой нашей Вере, глумление над Св. Церковью, Ее священными канонами и установлениями?

После стольких горьких и бесплодных опытов борьбы с большевизмом, пора бы уже осознать, что победить зло большевизма смогут лишь те люди, которые до конца изживут большевизм в своей собственной душе, и материалистической идеологии этого сатанинского учения противопоставят православно-христианскую идеологию, со всем тем, к чему это обязывает, т.е. давая всем живой пример христианского подвига в своей личной жизни.

Без этого - надо это, наконец признать! - бесцельны, бессмысленны, суетны все громкие лозунги, все политические программы и вся внешняя борьба, направленная на свержение безбожной советской власти в России.

Итак: храним ли мы священные заветы нашего Просветителя, нашего Духовного Вождя и Отца Святого Равноапостольного Князя Владимира

Конечно, главной темой празднования всегда должно быть воспоминание о том, как, каким образом и при каких обстоятельствах русский народ из народа языческого стал народом христианским, какие обязательства это на него наложило и как он эти обязательства на протяжении всей нашей истории выполнял. Естественно поэтому, что в этот день мысль и чувство каждого религиозно и национально мыслящего и чувствующего русского человека более, чем когда-либо в другое время, обращается в глубь веков, к далекому прошлому нашей родины, и он перебирает в своей памяти все столь дорогие его сердцу исторические события, приведшие в конечном итоге к величайшему и славнейшему событию — крещению всего русского народа.

Наш выдающийся церковный историк Е.Е. Голубинский, отличавшийся безудержным скептицизмом1, доходящим до крайнего болезненно пристрастного огульно-отрицательного отношения ко всему древнему периоду нашей отечественной истории, не только подвергает сомнению, но даже прямо и категорически отвергает достоверность этого пребывания святого апостола Андрея в пределах будущей Русской земли. При желании можно, конечно, все оспаривать, но если бы проф. Е.Е. Голубинский, попав вместе с русскими беженцами за границу, в Болгарию, после Первой мировой войны, походил по окрестностям г. Варны на берегу Черного моря, то, может быть, не решился бы так упорно и категорически отвергать достоверность этого летописного сказания. В 17 километрах от Варны, вблизи морского побережья, имеются катакомбы, сохранившиеся от первого века христианской веры, а неподалеку от них — большая пещера, в которой находится икона святого апостола Андрея Первозванного с возжженной перед ней лампадой. По преданию, свято хранящемуся у местных жителей, в этой пещере останавливался святой апостол, когда шел проповедовать в Россию.

Первые сведения о частных обращениях насельников Русской земли ко Христу являются уже в первой четверти IV века, но это были только отдельные случаи. По несомненному же голосу истории первое массовое обращение руссов ко Христу произошло в середине IX столетия (867) при киевских князьях Аскольде и Дире, о чем повествует нам и целый ряд греческих источников. Тогда впервые были заложены прочные основы для распространения христианства на Руси, причем построены были и храмы, хотя главная масса русских славян еще продолжала оставаться во тьме язычества.

Это было в 867 году. По-видимому, тогда крестились и князья. По крайней мере на могиле одного из них, Аскольда, впоследствии была воздвигнута церковь во имя святителя Николая, что дает основание предполагать, что он был крещен с именем Николая.

При князе Олеге в числе подведомых Константинопольскому патриарху епархий уже числилась особая Русская епархия.

Так исподволь, шаг за шагом, были подготовлены твердые основы для обращения ко Христу всего русского народа, что произошло наконец в 988 году при внуке святой Ольги — святом равноапостольном великом князе Владимире. Солнце, которому, по словам летописца, предтекла, как утренняя заря, Ольга, был святой равноапостольный великий князь Владимир.

Кем был для Римской империи император Константин Великий, тем суждено было стать для Руси святому князю Владимиру, ибо им было совершено великое дело обращения ко Христу всего русского народа. Необыкновенно поучительно для нас самое его житие. Оно ярко свидетельствует о том, какую необычайную возрождающую силу имеет христианское учение; как оно, принятое искренне, всем сердцем и воплощенное в жизнь, способно вполне переродить человеческую душу. Владимир до крещения и Владимир после крещения — это как бы два совершенно разных человека. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар, — он после крещения становится ласковым, приветливым, любвеобильным и милостивым князем, истинным отцом своих подданных. Владимир Красное Солнышко — таким прозвищем характеризуют его письменные памятники второго периода его жизни.

Первые годы своего правления Владимир занят был кровавыми войнами и жил, как самый нечистый язычник. Одержав победу над своими братьями, с которыми он вел борьбу за власть, он сделался единодержавным правителем Киевского княжества. Однако совесть не давала ему покоя, и он думал усыпить ее тем, что ставил на берегах Днепра и Волхова новые кумиры, украшая их золотом и серебром и закалая перед ними обильные жертвы. Дошло однажды дело и до человеческой жертвы, что, по-видимому, и явилось поворотным пунктом в настроении Владимира и заставило его помышлять о перемене веры.

Воинственный князь, хотя и решившийся уже принять христианскую веру, без особого воздействия благодати Божией, конечно, не мог еще настолько смириться в душе, чтобы обратиться к грекам со смиренной просьбой о крещении и о наставлении всего своего народа в новой вере. К тому же врожденная мудрость его и проницательный государственный ум подсказывали ему, что небезопасно просто просить об этом греков. Примеры тогдашней исторической действительности показывали, что народ, принявший от другого народа христианскую веру, весьма часто попадал не только в духовную от него зависимость, но и в политическую и даже терял совсем свою государственную самостоятельность. Этого, конечно, не хотел Владимир для своего народа. И вот, боясь вслед за духовным и политического подчинения русского народа грекам, он решил завоевать новую веру силою оружия. Этим и объясняется все то, что последовало за решением Владимира и бояр о принятии святого крещения и что, на первый взгляд, кажется многим странным и непонятным и даже противным подлинно христианскому настроению духа.

Но Владимир искал лучшей веры не для одного себя, а для всего своего народа. Испытав на самом себе в момент крещения всю силу и величие веры христианской, он несомненно с еще большей ревностью возгорелся желанием скорее просветить светом Христовой веры весь свой народ. И вот, возвратившись в Киев, он прежде всего окрестил 12 своих сыновей, а затем решительно приступил к истреблению идолов и оглашению народа христианской проповедью. Приехавшие с Владимиром священники обходили улицы Киева и наставляли народ в истинах новой веры, знакомой уже многим киевлянам.

В словах этой замечательной, весьма краткой по объему, но необычайно пространной, можно сказать, всеобъемлющей по своему внутреннему содержанию, вдохновенной молитвы излилась вся душа уже возрожденного баней пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью святого крещения всего своего народа. Молитва эта действительно замечательна, если мы дадим себе труд глубоко вдуматься в ее слова и почувствовать то, что переживал произносивший ее в тот великий момент святой равноапостольный князь. При всей своей видимой простоте и полной безыскусственности, она отличается необычайной глубиной содержащихся в ней мыслей и указывает на то, как глубоко усвоил святой князь, недавний язычник, подлинные основы христианского учения. В ней, как мы увидим сейчас, заключается полностью вся программа истинно христианской жизни. А так как словами этой молитвы святой князь молился о своем родном народе и о себе как о духовном вожде этого народа (таковым он несомненно мыслил себя, занимаясь потом всю остальную жизнь свою подлинно апостольской деятельностью), то из этой молитвы мы можем видеть, чего именно желал святой равноапостольный князь новокрещенному русскому народу, какой путь жизни по принятии святого крещения для него предначертывал, и, следовательно, молитва эта явно заключает в себе заветы святого князя Владимира русскому народу.

Богопознание, по учению слова Божия и святых отцов, есть первая и основная задача жизни истинного христианина. Чтобы быть христианином, необходимо прежде всего веровать в Бога, надеяться на Бога и любить Бога. Но нельзя веровать в того, надеяться на того и любить того, кого не знаешь. Отсюда сама собой вытекает для каждого христианина насущнейшая необходимость богопознания. Следовательно, все, что говорит нам о Боге или открывает нам Бога, должно быть для нас предметом самого тщательного и прилежного изучения. О Боге красноречиво говорит окружающая нас дивная природа всем своим гармоничным и целесообразным, премудрым устройством; о Боге выразительно свидетельствуют нам глубины нашего собственного человеческого духа, если мы добросовестно стремимся к подлинному самопознанию; но полнее всего и яснее всего, конечно, открывает нам Бога само Его Божественное слово — Священное Писание, ибо в нем от Святого Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет 1, 21), а также и Священное Предание, хранимое Церковью в постановлениях соборных, богослужебных книгах и творениях общепризнанных святых отцов и описаниях жизни прославленных Церковью святых угодников Божиих. Все это и должно быть предметом нашего самого внимательного и старательного изучения в течение всей нашей жизни.

Достойно примечания, что на Русской земле долгое время не появлялось никаких ересей и сект вплоть до второй половины XIV века, когда возникла весьма кратковременная ересь стригольников, и второй половины XV века, когда явилась уже более опасная ересь жидовствующих, занесенная к нам из-за границы евреем Схарией.

И в дальнейшем все лжеучения и так называемые секты возникали на Русской земле почти исключительно под влиянием нездоровых мистических идей западного сектантства, а некоторые и полностью транспортировались с Запада благодаря приезжавшим в Россию западным сектантским проповедникам, ревностно старавшимся о насаждении у нас сектантства.

Но необходимо отметить, что до самого последнего времени русский народ все же в значительной массе своей оставался верен святому Православию и даже при самых неблагоприятных условиях боролся за чистоту святой православной веры. Достаточно вспомнить, как была принята у нас народом так называемая живая церковь, а затем обновленчество, которые сами собой постепенно ликвидировались. А сектантство имело успех и распространение исключительно среди тех русских людей, которые в силу особых условий своей жизни не получили с детства прочных основ правильного воспитания и образования в православном духе, лиц, не знавших Православия. В частности, главным образом по этой именно причине сектантство особенно распространилось в годы большевизма.

Православие всегда было душой русского народа. Святой православной вере обязан русский народ всем, что есть у него подлинно великого, возвышенного и святого. А потому только тщательное исполнение второго завета святого князя Владимира о верности святому Православию способно возродить русский народ, а через него и все человечество. Нынешнее русское рассеяние несомненно возлагает на русских людей, находящихся за рубежом своей родины, великую миссию ознакомления с Православием всех инославных и иноверных народов. В этом оправдание и смысл нашего пребывания за границей. Но для выполнения такой важной и ответственной миссии мы сами должны стать строгими ревнителями подлинного Православия без тени какого бы то ни было еретического мудрования или модернизма. И к этому зовет нас теперь через даль веков наш великий просветитель и духовный вождь, святой равноапостольный князь Владимир.

Глубоко чужда была русскому человеку всякая идея какого бы то ни было компромисса со злом. Он всегда чувствовал душой своей ее фальшь и неправославность и горячо восставал против нее. Вспомним хотя бы, как решительно отверг наш страстотерпец святой благоверный Черниговский князь Михаил уговоры бояр исполнить требования жрецов ради сохранения своей жизни, нужной его подданным, с обещанием даже взять епитимью на себя за его грех; вспомним, как пожертвовал собой великий Московский святитель Филипп, не желавший примириться с опричниной царя Грозного; вспомним, какую подлинно самоотверженную стойкость и твердость в борьбе за веру и родину проявил священномученик Гермоген, патриарх Всероссийский, не шедший ни на какие компромиссы с поляками, уже засевшими в Кремле, хотя он и находился в их власти. А как мужественно оборонялась Троицко-Сергиевская лавра, ставшая на время из иноческой обители как бы военной крепостью!

Все это — примеры весьма поучительные для нас, для нашего шаткого времени, времени малодушия и всяческих компромиссов со злом даже лиц, прямо не угрожаемых со стороны этого зла!

Вот сколь глубока и содержательна замечательная, хотя столь краткая и несложная по внешности и форме, Самим Богом вдохновенная молитва нашего крестителя и просветителя, святого равноапостольного великого князя Владимира, которую произнес он в великий и священный момент крещения русского народа! Эту молитву надлежало бы знать наизусть каждому православному русскому человеку, а вытекающие из нее заветы глубоко запечатлеть в своем сердце и сделать их программой своей жизни, как личной, так общественной и государственной.

Великое наше несчастье в том, что русский народ не устоял в верности этим великим заветам, поддался обольщениям вражиим, свернул со своего прямого законного исторического пути, и результатом этого явились великие бедствия и потрясения, пережитые нами, а теперь даже угроза гибели всему человечеству. Поэтому для спасения как русского народа, так и всего человечества надо оставить всякую политику, в том числе и лукавую политику непротивления злу, и начертать на знамени своем единственно эти три великих лозунга, завещанных нам нашим просветителем: богопознание, верность святому Православию и непримиримая борьба с сатанинским злом при всецелом уповании лишь на помощь Божию, которая тогда не замедлит явиться.

Читайте также: