Какие вы знаете художественно творческие приемы съемки и обработки фотографии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Привет. Оператору и режиссёру каждый раз нужно задавать какое-то действие в кадре для этого используются следующие приемы: соотношение объект-фон и их различные комбинации находки, правило третей. Расфокус, чтобы скрыть ненужные элементы на экране, или выделить необходимый. Силуэт, отражение и тени, чтобы показать скрытое, либо обозначит присутствие кого либо. Четкая перспектива, ракурсная съёмка и ритм – все это постоянно используется почти неосознанно.

При съемке фильма вы хотите убедиться, что все выглядит хорошо, от фокуса кадра до освещения съемочной площадки. В то время как наш невооруженный глаз часто может сделать хорошую работу, помогая нам, инструменты экспозиции помогают нам не пропустить ни одного пятна. Встроенные в камеру инструменты, такие как зебры и гистограммы, помогают кинематографистам, но и ложные. Читать далее


Композиция в фотографии – вещь абсолютно относительная и индивидуальная. Некоторые люди ее легко чувствуют и создают шедевры, а у некоторых уходят годы на изучение и все равно не получается. Часто у таких людей опускаются руки, и они останавливаются на половине пути. Эта статья именно для тех, кто хочет обучиться правилам композиции, а потом знать, как их нарушать.

1. Правило третей

Это самый простой и понятный способ понять азы композиционной техники. Почему? Вы мысленно делите кадр на 9 равных частей (три по горизонтали и три по вертикали) и располагаете композиционно важные элементы на пересечении этих линий.

Screenshot_1

2. Центральное кадрирование

Это правило диаметрально противоположно правилу третей. Есть такие вещи, которым очень к лицу центральное кадрирование, особенно если вы хотите подчеркнуть симметрию объекта съемки.

Screenshot_2

В этом случае фотограф подчеркнул симметрию моста

Screenshot_3

А в некоторых случаях можно использовать оба этих приема: в этом случае центр кадра делится линией горизонта по середине, а дерево расположено в одной из третей.

3. Передний план и глубина снимка

Фотография сама по себе 2D объект, поэтому каждый фотограф пытается добавить что-то на передний план, чтобы получить глубину в снимке. Это могут быть как и очевидные вещи, которые уже есть в кадре, так и специально всунутая веточка или цветок перед объективом.

Screenshot_4

ъ

Камни на переднем плане подводят к объекту съемки – водопад

4. Создание рамок без рамок

Это прием больше подходит для пейзажной и городской съемки. Благодаря нахождению таких рамок вы также создаете глубину в снимке.

Screenshot_6

Screenshot_5

5. Ведущие линии

Screenshot_8

Screenshot_7

6. Динамика в кадре

Хороший снимок – тот, на котором взгляд задерживается больше 30 секунд, поэтому важно придать снимку динамику и заставить взгляд зрителя бегать из угла в угол, вертикально и горизонтально.

Screenshot_10

Screenshot_9

7. Паттерны и текстуры

На сайте уже была информация об этом приеме. Он достаточно легок и прост, и вы можете потратить пару минут на чтение этой статьи.

Screenshot_11

8. Правило нечетности

Это достаточно спорное правило, которое требует располагать нечетное количество композиционно важных элементов. Именно поэтому его не всегда удается применить.

Screenshot_12

9. Заполнить рамку кадра

Заполнить кадр полностью объектом съемки, оставляя очень мало места, либо не оставляя его вообще, может быть эффективным приемом в некоторых ситуациях. Например, это поможет вам сфокусировать зрителя на объекте и позволит рассмотреть черты лица и архитектурные элементы максимально близко.

Screenshot_13

10. Оставлять негативное пространство

Еще одно правило-антоним. Необязательно, чтобы объект занимал всю область снимка, наоборот можно оставить много негативного пространства, чтобы подчеркнуть размеры объекта.

Screenshot_14

11. Измените угол зрения

Человек привык смотреть на предметы с высоты своего роста, редко поднимает голову и опускает ее. Плюс вы всегда можете показать типичные предметы с нетипичного угла зрения!

О творчестве, маркетинге, интернете и других радостях жизни

12 композиционных приемов в фотографии (с примерами)


Я бы не все эти приемы назвала композиционными, но раз так нас учили в Академии фотографии, то пусть такими и называются. Как сказали, три-четыре композиционных приема в фотографии делают ее добротной. Шесть-семь - шедевром. :)



1. ГАРМОНИЧНОЕ СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТ-ФОН (фокус на нужном объекте, единая тональность).

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЕСПОРЯДОК в обыденной ситуации (или новый, иной взгляд на вещи, вскрытие изюминки)

3. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ (кадр делится на 9 равных частей, сюжетно важные объекты "размещаются" по пересечениям линий, обеспечивая гармоничное деление кадра)

4. РАСФОКУС (творческое использование глубины резкости - когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные размыты.)

5. ПРОВОДКА (движущийся объект остается резким, а фон несфокусирован)

6. СИЛУЭТ (четкий силуэтный рисунок основного объекта съемки, цветом или светом отделяющий от фона)

7. ОТРАЖЕНИЯ И ТЕНИ (такие же важные части сюжета и композиции, как объекты и фон)


8. ЧЕТКАЯ ПЕРСПЕКТИВА (может быть линейной и тональной)



Грозный. (c) ICRC

9. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ (пиковый момент развития ситуации - перевод статьи Картье-Брессона)


10. ФРЕЙМИНГ – работа с границами кадра:

- отрезка кадром сюжета, объекта съемки,

- вокруг сюжетного объекта создается рамка за счет других элементов кадра


- фрейминг переднего плана – использование объектов на переднем плане,
чтоб подчеркнуть план и создать глубину пространства, резка объекта по несуществующим границам

11. РАКУРСНАЯ СЪЕМКА (необычность направления взгляда при съемке)

12. РИТМ (порядок графики и порядок смысла могут гармонировать, а могут конкурировать: отдельные объекты могут выбиваться из общего ритма).



Фотоотчет Альберто Каиро: 30 лет в Афганистане.



(c) ICRC

Это продолжение статьи, первые шесть способов вы можете найти здесь. Напомним, что наш материал не претендует на звание всеобъемлющего труда по фотокомпозиции. Мы просто даём ряд практических советов, которые могут вдохновить на новые фотоэксперименты.

7. Акценты

Чтобы зритель понял суть вашего кадра, нужно правильно расставить акценты. Что поможет подчеркнуть главное? Резкость, яркость, цвет, размер, форма, размещение в кадре… Вариантов много, и их не имеет смысла запоминать — для грамотной расстановки акцентов вам потребуется лишь опыт в построении композиции. Конечно, сначала нужно определиться с сюжетом кадра, главными героями и деталями.

Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 2

Работе с акцентами стоит поучиться у Эллиотта Эрвитта, на Prophotos есть статья на эту тему.


8. Фрейминг


9. Тени и силуэты


Порой тень и силуэт предмета выглядят выразительнее его самого. Эту простую истину знают и используют не только фотографы, но и дизайнеры, художники, режиссёры. Вспомнить хотя бы театр теней. Чтобы силуэты получились выразительными, они должны быть узнаваемыми, читаемыми. Простой пример: если сфотографировать сидящего на корточках человека, его силуэт, скорее всего, будет напоминать картофелину. А вот если снимать стоящего человека, будут видны его руки и ноги — зритель сразу поймёт, что в кадре человек.

Силуэт человека плохо читается, да и фон оказался не слишком светлым для создания силуэтного кадра.

Силуэт человека плохо читается, да и фон оказался не слишком светлым для создания силуэтного кадра.

На этом фото силуэт человека узнаваем.

На этом фото силуэт человека узнаваем.

Конечно же, для создания такого снимка нужно найти слабо освещённый предмет на ярком фоне. Такое, к счастью, в природе встречается часто.



Тени тоже могут стать главными героями вашего снимка. Обратите внимание, как они ложатся на окружающие предметы, меняют свою длину и очертания в зависимости от времени суток. Пожалуй, тени — то немногое, что можно качественно снять в яркий солнечный день, когда кругом очень жёсткое освещение.

10. Ритм

Как и многие другие приёмы, ритм может выступать как объект и главная идея снимка, а может лишь подчёркивать сюжет.

Пример искусственно созданного ритма. Этот снимок — результат работы с мультиэкспозицией. Для его создания не нужны фоторедакторы, достаточно камеры, поддерживающей эту функцию. Например, Nikon D7200, Nikon D500, Nikon D750, Nikon D810. Подробнее об этом читайте в этой статье.

Пример искусственно созданного ритма. Этот снимок — результат работы с мультиэкспозицией. Для его создания не нужны фоторедакторы, достаточно камеры, поддерживающей эту функцию. Например, Nikon D7200, Nikon D500, Nikon D750, Nikon D810.

Подробнее об этом читайте в этой статье.


Кстати, фотографий с ритмом в этой статье довольно много (попробуйте отыскать все!), ведь его запросто можно использовать и в сочетании с другими художественными приёмами. О ритме интересно рассуждать, но ещё интереснее искать его в окружающем мире.

11. Динамика

Передать ощущение движения на неподвижном снимке — непростая задача, которую можно решить множеством способов. Например, нарушив равновесие в композиции.

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Передача движения на фото — тема если не целой книги, то уж точно нескольких статей. В рамках этого материала мы опишем лишь самое основное.

Стоит познакомить читателя с двумя понятиями: статичная и динамичная композиция.

Динамичная композиция неустойчива, находится в движении. Можно провести аналогию с рассыпающимися детскими кубиками.

Динамичная композиция неустойчива, находится в движении. Можно провести аналогию с рассыпающимися детскими кубиками.

Попробуйте поэкспериментировать с неустойчивыми, динамичными композициями. Порой даже изначально статичные сюжеты можно выгодно наполнить движением.

Nikon D600 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Nikon D600 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Однако иногда неустойчивая композиция вредит снимку. Важно помнить о том, что сюжеты бывают и динамичными, и статичными. Например, пасторальный пейзаж, скорее всего, будет статичным, ему больше подойдёт устойчивая, сбалансированная компоновка.

Вот несколько советов по созданию динамичных снимков:

В этой фазе движения видно, что человек бежит.

В этой фазе движения видно, что человек бежит.

А здесь это не так понятно.

А здесь это не так понятно.

Как работают с движением мастера фотографии? Прежде всего, они доверяют не правилам, а собственному композиционному опыту.

12. Глубина резкости

На десерт я оставил один из важнейших художественных инструментов фотографии, о котором часто забывают. А ведь именно работа с глубиной резкости часто определяет, будет снимок интересным или нет. Глубина резкости помогает фотографу правильно расставить акценты.

Если бы не работа с глубиной резкости, эта веточка потерялась бы на фоне. Размытый фон (боке) — это прямое следствие малой глубины резкости. Не каждый объектив может обеспечить сильно размытый фон и красивое боке. В этом чемпионами являются светосильные объективы. Например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8.

Если бы не работа с глубиной резкости, эта веточка потерялась бы на фоне. Размытый фон (боке) — это прямое следствие малой глубины резкости. Не каждый объектив может обеспечить сильно размытый фон и красивое боке. В этом чемпионами являются светосильные объективы. Например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8.

Считается, что в портрете фон надо размывать, а в пейзаже всё должно быть резким. Это очень упрощённое представление. Во многих жанрах фотографии действительно важно отделить главное от фона. Выделить можно резкостью, фон при этом размывается, но не забывайте, что он тоже является частью сюжета. Порой на нём находятся ценные детали, которые дополняют сюжет. Иногда достаточно немного зажать диафрагму, чтобы детали на фоне стали узнаваемыми.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G Старинный дом на фоне вполне читается, хоть и не совсем резок. Он отлично дополнил сюжет снимка.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G
Старинный дом на фоне вполне читается, хоть и не совсем резок. Он отлично дополнил сюжет снимка.

Вместо заключения

Помните, что фотография — это творчество, ею занимаются не теоретики, а практики! Поэтому в очередной раз призываю побольше снимать и быть главным критиком своих фотографий. Только так вы сможете расти и развиваться как фотограф.

Читайте также: