Какие утверждения об образовании 19 века верны а какие нет начальное школьное образование

Обновлено: 04.07.2024

Значительные успехи были достигнуты в области высшего образования.

В начале XIX в. было образовано 5 университетов – Дерптский ( Тартуский ), Казанский, Харьковский и др. Возросшее число школ сделало актуальной проблему подготовки учителей, которых катастрофически не хватало ( на каждое уездное училище, например, приходилось в среднем по 2 учителя, преподававших по 7-8 предметов каждый). Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ, открытое в 1782 году, было преобразованно в Педагогический институт. Педагогические институты были созданы при всех университетах.

Домашнее образование
Если определять эффективность образовательной системы количеством ярких воспитанников, то лучше всего в России себя зарекомендовала как раз система домашнего обучения и воспитания. Каждая семья создавала свою образовательную конструкцию в результате творческого общения родителей, преподавателей и ребёнка. Однако эта произвольная конструкция имела жёсткий каркас.

Гувернантка – домашний наставник – репетитор
Вот триада, составившая систему домашнего обучения и воспитания.

Гувернантку-иностранку обычно преглашали к ребёнку 5-6 (иногда 3-4) лет и поселяли рядом с детской. Дабы привить ребёнку хорошие манеры, гувернантка ела вместе с ребёнком, гуляла, играла с ним. И занималась с ним – на иностранном языке. Родному языку до поры до времени учились без программ и педагогов. К 10-12 годам ребёнок получал возможность читать на двух-трёх языках книги из домашней библиртеки.


Список вопросов теста

Вопрос 1

Как звали ученого, предложившего эволюционную теорию происхождения человека?

Вопрос 2

Как называется технология обеззараживания и длительного хранения продуктов?

Вопрос 3

Сколько раз Мария Склодовская-Кюри получала Нобелевскую премию?

Вопрос 4

Напишите фамилию ученого, первого лауреата Нобелевской премии по физике.


Вопрос 5

Какое явление открыл Майкл Фарадей?

Вопрос 6

Соотнесите ученого-микробиолога и его открытие.

Вопрос 7

Как супруги Кюри назвали открытый ими новый химический элемент?

Вопрос 8

Кто из перечисленных ученых занимался изучением электромагнитных волн?

  • Генрих Герц
  • Майкл Фарадей
  • Антуан Анри Беккерель
  • Джеймс Максвелл
  • Хендрик Лоренц
Вопрос 9

Какой университет был открыт в Нью-Йорке в 1868 году?

  • Принстонский
  • Оксфордский
  • Корнельский
  • Кембриджский
  • Гарвардский
Вопрос 10

Укажите истинность или ложность утверждений о развитии системы образования.

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской.


Мифы и факты об обязательном всеобщем начальном образовании в царской России

В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ. Но этих средств было недостаточно, чтобы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании.


"Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России . Многими авторами в качестве закона, утвердившего в Российской Империи обязательность начального образования, указывается закон от 3 мая 1908 г.


Мифы и факты об обязательном всеобщем начальном образовании в царской России

Проректор Тамбовской Духовной семинарии, иерей Виктор Лисюнин, в своей статье пишет: "Участие духовенства в системе народного образования активизировалось после выхода закона 3 мая 1908 г. о постепенном (в течение 10 лет) введении всеобщего обязательного начального образования".

В статье Голиковой Ольги Александровны "Создание сети всеобщего начального обучения на территории Томской губернии в начале XX в." находим следующее: "Правительством был издан закон 3 мая 1908 г., положивший начало введения всеобщего образования в России. Он определял ряд важных моментов:

1.все дети обоего пола по достижению школьного возраста должны получить бесплатное начальное образование,
2.срок обучения в начальной школе должен составлять 4 года,
3.на одного учителя должно было приходиться 50 детей,
4.ответственность за открытие необходимых училищ, возлагались на органы местного самоуправления, под руководством и надзором Министерства народного просвещения,
5.Министерство должно было решить вопрос о финансировании новых учебных заведений

Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений.

Мифы и факты об обязательном всеобщем начальном образовании в царской России

Действительность

Но этому проекту так и не суждено было стать законом. Законопроект был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г., и 8 января 1908 г. передан на предварительное рассмотрение в комиссию по народному образованию. Свой доклад комиссия внесла в общее собрание 10 декабря 1910 г.

Основные положения правительственного проекта сводились к следующему: 1) формирование школьной сети и плана ее создания возлагалось на учреждения местного самоуправления, которые должны были выполнить эту работу в двухгодичный со дня введения закона срок; 2) нормальным пределом, который должна обслуживать одна школа, признавалась местность с трехверстным радиусом; 3) населению обеспечивалась бесплатность обучения в училищах, входящих в школьную сеть; 4) проект школьной сети должен был утверждаться министром народного просвещения; 5) церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, получали казенное пособие на равных основаниях со школами Министерства народного просвещения; 6) отпускаемые из казны кредиты предназначались на вознаграждение учителей.

Дума внесла свои изменения: 1) установила минимум суммы (10 млн. руб.), на которую должно было ежегодно, в течение 10 лет, увеличиваться по смете Министерства народного просвещения, казенное ассигнование на нужды начальных училищ; 2) признала предельным сроком для введения всеобщего начального обучения десять лет; 3) в местностях, где не имелось губернских и уездных земских учреждений, формирование школьной сети возлагалось на местные органы Министерства народного просвещения, совместно с учреждениями, ведающими делами по земскому и городскому хозяйству; 4) к делу составления всех школьных сетей привлекался также и инспектор народных училищ и др.

Первое обсуждение законопроекта проходило 24 января, второе – 26 января, третье – 12 февраля 1911 г. Дума приняла решение об одобрении проекта 19 марта 1911 г. и передала его в Государственный совет. В ходе рассмотрения Государственный совет повысил минимальный размер кредита (до 10,5 млн. руб.), на который должны были увеличиваться в течение 10 лет ассигнования на нужды начальных училищ, исключил указание на предельный срок для введения всеобщего обучения и др.

28 января 1912 г. Государственный совет постановил образовать согласительную комиссию, которая, однако, не пришла к единому мнению. Доклад комиссии был внесен в Государственную думу 9 апреля 1911 г., обсуждение доклада состоялось 21 мая 1912 г. Однако Дума осталась по всем принципиальным вопросам при своем первоначальном решении. 6 июня 1912 г. Государственный совет отклонил законопроект!

Карикатура 1907 года "Министр просвещения М. П. Кауфман за работой":

Мифы и факты об обязательном всеобщем начальном образовании в царской России

Остаётся только добавить, что либерально настроенный П. М. фон Кауфман недолго продержался на посту министра просвещения, и был уволен 1 января 1908 г. На его место был назначен попечитель варшавского военного округа Шварц Александр Николаевич, который провел ряд реакционных мероприятий: фактическую отмену университетской автономии (установленной в августе 1905), запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев и т. п. Подобную же политику Шварц вёл в отношении средней и низшей школы. В 1910 его сменил Л. А. Кассо, еще более яркий реакционер, при котором из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор (см. Дело Кассо).

Нужно ли напоминать о том, когда всеобщее начальное ( а затем и не только начальное) образование стало действительностью, а не мифом?


Краткое содержание мифа

В царской России было введено обязательное всеобщее начальное образование. Миф используется для того, чтобы принизить заслуги Советской власти в деле ликвидации безграмотности.

Примеры использования

Первоначальное обучение было бесплатное по закону, а с 1908 г. оно сделалось обязательным. С этого года ежегодно открывалось около 10.000 школ. В 1913 г. число их превысило 130.000. Если бы не вспыхнула революция, то обязательное первоначальное обучение было бы уже давно совершившимся фактом на всей территории Царской России 1) .

Многими авторами в качестве закона, утвердившего в Российской Империи обязательность начального образования, указывается закон от 3 мая 1908 г.

Проректор Тамбовской Духовной семинарии, иерей Виктор Лисюнин, в своей статье пишет:

Участие духовенства в системе народного образования активизировалось после выхода закона 3 мая 1908 г. о постепенном (в течение 10 лет) введении всеобщего обязательного начального образования 2) .

В соответствии с законом от 3 мая 1908 г. предполагалось в течение 10 лет ввести обязательное бесплатное начальное обучение для детей от 8 до 12 лет.

Правительством был издан закон 3 мая 1908 г., положивший начало введения всеобщего образования в России. Он определял ряд важных моментов:

все дети обоего пола по достижению школьного возраста должны получить бесплатное начальное образование,

ответственность за открытие необходимых училищ, возлагались на органы местного самоуправления, под руководством и надзором Министерства народного просвещения,

Со времени издания закона от 3 мая 1908 г. в стране начинают проводиться первые мероприятия, связанные с реализацией проекта введения всеобщего образования в стране, который предполагал создание школьных сетей начальных учебных заведений 4) .

Действительность

Высочайше утвержденный, одобренный Государственным Советом и Государственною Думою закон
Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального образования.

В Царском Селе.
3 Мая 1908 года.
Скрепил: Государственный Секретарь Барон Икскуль.

Отпускать, с 1 Января 1908 года, по шести миллионов девятисот тысяч рублей в год по смете Министерства Народного Просвещения на нужды начального образования, сверх сумм, ассигнуемых на сей предмет в настоящее время, с тем, чтобы расходование этого кредита производилось Министром Народного Просвещения на указанных ниже (ст. 1-6) основаниях.

Пособия из кредита в 6.900.000 рублей в год на нужды начального образования предназначаются для местностей, где выяснится особый недостаток в училищах или в средствах на поддержание и дальнейшее расширение начального образования.

Размер пособий из означенного в статье 1 кредита в губерниях и областях, в которых не введено положение о земских учреждениях, определяется для одноклассных и двухклассных училищ примечанием к пункту 1 статьи 3424 Уставов Ученых Учреждений и Учебных Заведений ведомства Министерства Народного Просвещения (Свод. Зак., т. XI , ч. 1, по Прод. 1906 г.).

Пособия из означенного в статье 1 кредита отпускаются отдельным земским и городским органам самоуправления и сельским обществам на выдачу содержания учащим в начальных училищах, как существующих, так и вновь открываемых, в размере 390 рублей на 50 детей школьного возраста (от 8 до 11 лет), считая жалованье учителю в год не менее 360 рублей и законоучителю (на 100 детей школьного возраста) не менее 60 рублей.

Означенные в статье 3 пособия выдаются лишь тем земским и городским органам самоуправления и сельским обществам, которые обяжутся продолжать расходовать освободившиеся вследствие получения казенных пособий суммы на содержание начальных училищ, на строительные надобности, на выдачу дополнительного содержания учащим и на другие нужды начальных училищ.

Из означенного в статье 1 кредита в 1908 году обращается на выдачу пособий для единовременных расходов по постройке училищных зданий и оборудованию училищ один миллионн девятьсот тысяч рублей. На эту же надобность обращаются остатки, могущие образоваться от кредита в 5.000.000 рублей, предназначенного в 1908 году на расходы по содержанию училищ, вследствие их открытия не с начала гражданского года.

Во всех начальных училищах, получающих пособие из означенного в статье 1 кредита, обучение должно быть бесплатным.

Собрание узаконений. 1908 г. Отдел I . № 73. Ст. 447.

Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.

Забота об открытии достаточного числа училищ, соответственно числу детей школьного возраста, лежит на учреждениях местного самоуправления, при этом расчеты относительно числа необходимых школ делаются применительно к четырем возрастным группам: 8, 9, 10 и 11 лет.

Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехверстным радиусом.

На обязанность учреждений местного самоуправления возлагается в двухгодичный, со дня вступления в законную силу настоящих положений, срок составление школьной сети и плана ее осуществления для достижения всеобщности обучения в данной местности, с указанием предельного для сего срока и ожидаемых из местных источников средств для выполнения школьной сети.
Примечание: В разработке школьной сети участвуют местные органы церковно-школьного управления.

Для включения в школьную сеть училище, рассчитанное на четыре возрастные группы, должно удовлетворять следующим требованиям: иметь законоучителя и учителя, обладающего законным правом на преподавание, быть обеспеченным соответствующим школьным и гигиеническим потребностям помещением, учебными книгами и пособиями и доставлять детям бесплатное обучение.

Означенные (п. 6) школьная сеть и план ее выполнения представляются местными органами самоуправления установленным порядком в Министерство народного просвещения, которое, предварительно утверждения означенных сети и плана, сносится с Министерством внутренних дел. В случае одобрения сих планов и сетей, Министерство народного просвещения отпускает, в пределах ассигнуемых по смете сего министерства кредитов, на каждую, входящую в сеть школу, открытую или подлежащую открытию в течение ближайшего учебного года, пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста.
Примечание: Церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, как открытые, так и подлежащие открытию в течение ближайшего учебного года, получают пособие от казны на равных основаниях со школами, состоящими в ведомстве Министерства народного просвещения, из кредита, ассигнуемого по финансовой смете Святейшего Синода; школы же церковно-приходские, не вошедшие в сеть в тех местностях, для коих она утверждена, могут содержаться лишь на местные средства.

Прочие расходы, как по содержанию и устройству помещений для училищ, так и по увеличению оклада учащим, в зависимости от местных условий, устанавливаются учредителями училищ и относятся на местные источники.

Получение пособия от Министерства народного просвещения не стесняет прав учредителей училищ в деле заведования школой. Местному самоуправлению предоставляется организация и ближайшее заведование начальными школами, под руководством и надзором Министерства народного просвещения.

Сословным и иным законным организациям и частным лицам, если содержимые ими школы входят в общую школьную сеть, Министерство народного просвещения дает пособие, в случае признания в том необходимости, по вышеуказанному расчету (п. 8) на тех же основаниях, как и учреждениям общественного самоуправления.

Впредь до получения и утверждения школьных сетей и планов введения всеобщего обучения от местных самоуправлений, Министерство народного просвещения распределяет ассигнованный по его смете кредит, по соображению с местными нуждами и требованиями, применительно к изложенным положениям, имея в виду осуществление всеобщего обучения в данной местности.

Об изложенном имею честь представить на благоусмотрение Государственной Думы.

Министр народного просвещения
П. фон Кауфман
5)

Но этому проекту так и не суждено было стать законом. Законопроект был внесен в III Государственную думу 1 ноября 1907 г., и 8 января 1908 г. передан на предварительное рассмотрение в комиссию по народному образованию. Свой доклад комиссия внесла в общее собрание 10 декабря 1910 г.

Основные положения правительственного проекта сводились к следующему: 1) формирование школьной сети и плана ее создания возлагалось на учреждения местного самоуправления, которые должны были выполнить эту работу в двухгодичный со дня введения закона срок; 2) нормальным пределом, который должна обслуживать одна школа, признавалась местность с трехверстным радиусом; 3) населению обеспечивалась бесплатность обучения в училищах, входящих в школьную сеть; 4) проект школьной сети должен был утверждаться министром народного просвещения; 5) церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, получали казенное пособие на равных основаниях со школами Министерства народного просвещения; 6) отпускаемые из казны кредиты предназначались на вознаграждение учителей.

Дума внесла свои изменения: 1) установила минимум суммы (10 млн. руб.), на которую должно было ежегодно, в течение 10 лет, увеличиваться по смете Министерства народного просвещения, казенное ассигнование на нужды начальных училищ; 2) признала предельным сроком для введения всеобщего начального обучения десять лет; 3) в местностях, где не имелось губернских и уездных земских учреждений, формирование школьной сети возлагалось на местные органы Министерства народного просвещения, совместно с учреждениями, ведающими делами по земскому и городскому хозяйству; 4) к делу составления всех школьных сетей привлекался также и инспектор народных училищ и др.

Первое обсуждение законопроекта проходило 24 января, второе – 26 января, третье – 12 февраля 1911 г. Дума приняла решение об одобрении проекта 19 марта 1911 г. и передала его в Государственный совет. В ходе рассмотрения Государственный совет повысил минимальный размер кредита (до 10,5 млн. руб.), на который должны были увеличиваться в течение 10 лет ассигнования на нужды начальных училищ, исключил указание на предельный срок для введения всеобщего обучения и др.

28 января 1912 г. Государственный совет постановил образовать согласительную комиссию, которая, однако, не пришла к единому мнению. Доклад комиссии был внесен в Государственную думу 9 апреля 1911 г., обсуждение доклада состоялось 21 мая 1912 г. Однако Дума осталась по всем принципиальным вопросам при своем первоначальном решении. 6 июня 1912 г. Государственный совет отклонил законопроект.

Остаётся только добавить, что либерально настроенный П. фон Кауфман недолго продержался на посту министра просвещения, и был уволен 1 января 1908 г. На его место был назначен попечитель варшавского военного округа Шварц Александр Николаевич, который провел ряд реакционных мероприятий: фактическую отмену университетской автономии (установленной в августе 1905), запрещение приема женщин-вольнослушательниц в высшую школу, строгое применение процентной нормы для евреев и т. п.

Подобную же политику Шварц вёл в отношении средней и низшей школы. В 1910 его сменил Л. А. Кассо, еще более яркий реакционер, при котором из Московского университета ушли или были уволены более 130 сотрудников, в том числе - 21 профессор(см. Дело Кассо).


pustoi
pustoi

Тогдашней средние общеобразовательные школы в России назывались, в сельских местностях — начальными училищами, в городах — Высшими начальными училищами (обучение там было более лучшим). Большая часть из них подчинялась государству (его министерствам), меньшая часть — церкви. Государство уклонялось от финансирования школ, их финансирование шло из самых разных источников, серьёзное финансирование Государством произошло с 3 мая 1908. Количество классов в школе было чаще всего 4, но было и 6. Длительность обучения была 4 года, в городской школе больше. Возраст обучения в школах начинался с 7 лет. Обучаться могли все, не зависимо от их званий и вероисповеданий. Число учеников в классе было по 50. Изначально, основной целью обучения было религиозное просвещение. Предметами были: религия, чтение и письмо, русский язык, арифметика, геометрия, география, история России, физика, черчение, рисование, церковное пение, гимнастика.




Виды начальных школ/училищ.

Начальные училища делились на следующие типы: в основном: сельские, городские и церковно-приходские; затем на менее распространённые: министерские, фабричные, железнодорожные.

Начальные училища / земские школы / сельские школы / начальные школы — открывались земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. Земства строили специальные школьные здания, в которых имелась квартира для учителя; в двухкомплектной школе соответственно две квартиры для учителей.

Высшие начальные училища — открывались в городах. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала они назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища. Городские училища заняли важное место в системе народного просвещения и образования Российской Империи в 70—90е гг. XIX — начале XX вв. Значимость этих учебных заведений в том, они давали более углубленные теоретические знания, были менее религиозными в сравнении с церковно-приходскими и уездными училищами, и к тому же обучали практическим навыкам.

Школы были раздроблены в своём подчинении.

Начальные школы подчинялись Государству, а церковно-приходские подчинялись синоду, церкви. Кроме того, государственные школы подчинялись разным министерствам: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Министерству государственных имуществ. Были и такие школы которые подчинялись частным лицам. К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: — 80 801 ведомства МНП, — 40 530 ведомства православного исповедания — 2 414 других ведомств.

От какого социального статуса были обучающиеся

Например, Орловская губерния включала в себя 12 у.е.здов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский, Трубчевский [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 45]. До реализации образовательной реформы 1864 года в каждом уездном городе губернии было по одному уездному и приходскому училищу, за исключением Орловского, где действовало три приходских училища, и Ливенского, в котором образовательную деятельность осуществляли два приходских училища [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 47].

Количество классов

Городские училища разделялись на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. По ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц, содержащиеся на их средства городские училища могли быть учреждаемы также в составе пяти или шести классов [Высочайше., 1872, с. 729].

Продолжительность обучения (число лет)

Начальные сельские школы имели обычно 3−4-летний курс обучения (4-летний курс имели около ¼ всего числа школ) и назывались одноклассными, начальными училищами. Уездные школы, Сроки в них осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 у.е.здах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 у.е.здах (13%) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет

Со-скольки лет идут в школу

В городские училища могли поступать дети не моложе семилетнего возраста, всех званий, состояний и вероисповеданий, без всякого приемного испытания.

Обязанность религиозных знаний

Дети же старшего возраста, от 10 до 14 лет включительно, должны были знать молитву Господню, важнейшие события из священной истории Ветхого и Нового завета, уметь читать и писать по-русски и считать.

Классный руководитель

Положение 31 мая 1872 года устанавливало классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов (кроме закона Божия, пения и гимнастики).

Предметы обучения

Учебный курс городских училищ состоял из следующих предметов: 1) закон Божий; 2) чтение и письмо; 3) русский язык и церков-но-славянское чтение с переводом на русский язык; 4) арифметика, 5) практическая геометрия; 6) география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии; 7) сведения из естественной истории и физики; 8) черчение и рисование; 9) пение; 10) гимнастика [Высочайше., 1872, с. 730]. Обучение пению велось в церковном хоре. Из дополнительных предметов в городском училище преподавались бухгалтерия в объеме учебника Прокофьева, ручной труд и популярная медицина.

До 1890-х гг. объем курса, методика преподавания, расписание учебных занятий были предоставлены на личное усмотрение учителей.

Учебный год. На выбор этого влияло потребность в занятии сельским хозяйством.

В большинстве уездов Орловской губернии занятия в училищах начинались со второй половины октября. Однако встречались и отклонения на август — сентябрь в одну и ноябрь — в другую стороны. Завершались учебные занятия в первой половине мая или не позднее июня в некоторых уездах. Подвижные сроки учебного года объясняются прежде всего экономическими причинами. В силу того, что сельское хозяйство являлось основой жизни губернии, с началом полевых работ образовательный процесс прерывался.

Упорядочивание Центральной властью учебного года по всей стране.

В 1890-е гг. время начала и окончания работы училищ, примерное расписание стали определяться Министерством народного просвещения. Учебный год удлинился: занятия в училищах начинались раньше, в сентябре, а завершались так же в мае — июне. В городских начальных школах продолжительность учебных занятий была больше, чем в сельских. При этом в церковно-приходских школах сохранялся самый короткий учебный год.

Кто оплачивал занятия

Сколько и какие материальные средства вкладывали в школы

На, что шли вкладываемые деньги

Главными статьями расходов училищ являлись затраты на жалование учителям и покупка учебных принадлежностей.

Со второй половины 1890-х гг. школы — в первую очередь министерские и земские — начинают снабжаться наглядными пособиями. Стоимость минимального набора в Орловской губернии колебалась от 15 до 20 рублей [Звягинцев, 1917, с. 64]. Наглядные пособия представляли собой картины из священной истории, разрезную азбуку, картины по русской и естественной истории, зоологический атлас, глобус, географические карты, арифметические счеты, весы и пр.

Кого брали в учителя

Методы обучения в начальных школах были те же, что и сейчас: беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В некоторых школах устраивались экскурсии учащихся в интересные в историческом отношении города, в музеи ближайших городов Во многих земских, железнодорожных и фабричных училищах вводился ручной труд. Обучение грамоте велось по звуковому методу (чаще аналитико-синтетическому). Широко практиковалось рассказывание по картинкам. Большая часть времени, отведенного на русский язык, уделялась усвоению грамматики и орфографии. На выпускных экзаменах (особенно при 4-летнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать этимологический разбор простого предложения. В программы по русскому языку и словесности (литературе) были внесены существенные изменения: по прежним программам по русской литературе изучались только произведения писателей первой половины XIX века (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Крылов, Кольцов и Лермонтов), а теперь в программы были включены и писатели второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Л. Н. Толстой, Достоевский и другие).

Результаты обучения.

Программа была построена слишком формально, и перегрузка занятий по русскому языку грамматикой отрицательно сказывалась на чтении, изложении, на умении учащихся письменно излагать свои мысли. Неплохие грамматические знания и орфографические навыки оказывались, однако, непрочными. Проверка знаний у окончивших начальную школу, произведенная в некоторых уездах, обнаружила понижение их через 2−3 года (по окончании школы) почти на 50%.

Зарплата учителей.

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год. Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600−700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м — около 3000−4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15−60 копеек за килограмм, картошка 1−2 копейки за килограмм, лошадь — 70−80 рублей, корова дойная 50−60 рублей. То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.

Число учеников на одного учителя (Орловская губерния)

В докладе комиссии по народному образованию за 1910 год указывалось, что в 433 начальных училищах на одного учителя приходится свыше 50 учащихся, а в 120 из данных школ на одного преподавателя приходилось свыше 70 человек учеников.

Дополнительный заработок учителей

К дополнительным заботам учительского персонала следует отнести обязанности по заведованию ночлежными приютами и общежитиями при начальных школах, которые редко оплачивались [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 68]. Помимо этого, на- родным учителям приходилось преподавать дополнительные предметы (рукоделие, пение, гимнастику и др.) без вознаграждения. Еще чаще имела место необходимость вести занятия по Закону Божию вместо законоучителя, так как у священнослужителей просто не хватало времени заниматься преподавательской деятельностью.

Гендерный учительский процентный сдвиг

Одной из тенденций развития начального образования в Российской империи на рубеже еков была его постепенная феминизация. Это объяснялось не веяниями общественного прогресса, а сугубо прагматическими соображениями: труд женщин был дешевле. На примере начальных школ ведомства Министерства народного просвещения можно проследить, как менялось соотношение учителей и учительниц в Орловской губернии. Если в 1880 году учителя составляли 77% преподавательского состава начальных народных школ, то в 1899 — уже 50%, а в 1910 — 29,4%. В свою очередь, учительницы составляли в том же 1880 году 23%, в 1899 году — 50% и в 1910 году — 70,6% соответственно [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 70]. В целом же Орловская губерния отражала процессы, характерные для всей России.

Изменение качества преподавания

Количественный рост начальных училищ сопровождался, с одной стороны, увеличением численности преподавателей, с другой — снижением образовательного уровня народных учителей. Специалисты с высоким образовательным цензом надолго не задерживались в народной школе.

Число грамотных по стране.



Обязанность всеобщего образования в странах Европы

Развитие женского образования

Физическое здоровье учеников. Школьные парты.



В 1870 швейцарский врач-офтальмолог живший в России Фёдор Эрисман создал первую в мире школьную парту, слитную парту под наклоном с стулом. Сидя за такой партой сутулиться стало невозможным. Император Александр II уздал указ об оснащении такими партами всех школ России. Пётр Коротков усовершенствовал эту парту, сделав её двухместной.

Читайте также: