Какие устойчивые тенденции существуют в наше время в школьной и студенческой среде

Обновлено: 08.07.2024

Сейчас среди миллениалов — нынешних молодых родителей — высокий спрос на качественное образование для своих детей. Вопрос школьного образования всегда был сложным, но после 2020 года обострился еще сильнее.

Главное, что интересует родителей — как будет выглядеть школа будущего? Я как основатель компании Educate Online решил поделиться своими мыслями по поводу основных трендов в школьном образовании в 2021 году.

Самый главный вопрос, который всех волнует: будут ли дети физически находиться в школе? Сразу отвечу: я думаю, что будет совмещение онлайна и офлайна.

В условиях пандемии довольно экстремально жить полноценно офлайн — так же экстремально переходить на полноценный онлайн, потому что в этом случае мы отрываемся от реальной жизни. Так что скорей всего будет совмещение — но как оно будет выглядеть, уже решать каждой конкретной семье.

Конечно, такая система обучения будет обусловлена в том числе и экономическими вопросами. Например, в случае с дистанционным обучением ребенку нужны определенные условия: техника, отдельная комната. Не зря за пандемию рынок недвижимости стал номер 1 в мире. Конечно, после покупки квартиры или дома родители будут думать: зачем мне куда-то везти ребенка, если он может заниматься онлайн. Поэтому совмещение разных видов обучения — всего лишь дело времени.

Как только онлайн-уроки (и онлайн вообще) будет становиться интересней, его “доля” в образовании будет увеличиваться. То есть больше детей будет переходить в онлайн. Поэтому сейчас индустрия ставит себе такой вопрос: “как нам сделать онлайн еще интересней?”.

Технологии виртуальной реальности в образовании — это тренд даже не 2021 года; он с нами примерно до 2030-2035 года. К этому времени всё, возможно, придет к тому, что можно будет надеть очки — и оказаться в виртуальном классе с виртуальным учителем в любом конце Земли.

Например, недавно Microsoft представила платформу для взаимодействия людей в дополненной реальности. Платформа позволит пользователям создавать виртуальные аватары, а со временем — использовать фотореалистичные голограммы. Всем ясно, что это начало чего-то очень масштабного. Возможно, того, что однажды учитель из Англии сможет преподавать урок в режиме реального времени в африканской школе.

Уже сейчас в VR очках можно совершать путешествия по звездам на уроках астрономии, посещать зоопарки на уроках биологии — и дальше будет только больше. К тому же, Apple скоро выпустят свои очки с 15 камерами дополненной реальности — а это значит, что мы резко продвинемся направлении AR. Это классическая история: когда на рынок приходит айфон, все “нокии” умирают.

Конечно, здесь есть и "тёмная" сторона. Многие специалисты говорят о зависимости от технологий: о том, как технологии, социальные сети повышают дофамин. Есть вероятность, что в образовании будет так же — и поспособствуют этому EdTech компании.

Сейчас многие проводят эксперименты с вниманием детей (например, с помощью искусственного интеллекта смотрят, насколько был ребенок увлечен — анализируют, куда направлены его глаза во время урока и так далее). Это, с одной стороны, помогает прокачать образовательный процесс, но с другой стороны, можно сделать настолько крутой продукт, что на образование также можно будет подсесть. Так что концепция “образование + развлечение” не такая уж невинная — не стоит недооценивать этот момент.

Какие устойчивые тенденции существуют в наше время в школьной и студенческой среде?
1-Снижение психического здоровья
2-Ранние браки
3-Увеличение количества лиц с отклоняющимся поведением
4-Рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

10 трендов будущего образования

Глобализация, разработка новых технологий, тотальный переход в диджитал, пандемия COVID-19 — всё это определяет тенденции в развитии не только общества будущего, но и системы образования в 21 веке.

Какие основные тренды образования будущего уже активно внедряются в школах и университетах по всему миру? В этой статье мы собрали свой топ-10 технологий, которые пришли к нам всерьёз и надолго.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

10 трендов будущего образования

Главные тренды в будущей системе образования связывают не только с поиском новых форматов обучения, но и новых ролей для всех участников образовательного процесса. Вот какие тенденции кажутся нам наиболее важными:

  1. Непрерывное обучение, или Lifelong Learning.
  2. Тотальная цифровизация.
  3. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК).
  4. Геймификация.
  5. Технологии VR и AR.
  6. Активная проектная работа.
  7. Agile и Scrum-технологии.
  8. Адаптивное обучение.
  9. Интегральный подход.
  10. Изменение роли преподавателя и чат-боты.

Непрерывное обучение, или Lifelong Learning

Мы неспроста отвели понятию Lifelong Learning первую позицию в нашем рейтинге трендов образования будущего. Ведь это данность, без которой невозможно представить жизнь современного человека. Информация обновляется с огромной скоростью, появляются новые технологии, роботы замещают людей, растёт спрос на неизвестные ранее профессии. Печально, но часто факт: вы ещё не успели закончить университет, а знания уже устарели. Всё это вынуждает нас постоянно обучаться, чтобы просто поддерживать нужный уровень компетенции.

Если раньше выпускник университета устраивался на работу и честно трудился до пенсии, то сейчас менять рабочие места и даже сферы деятельности каждые пять лет — это нормальный путь профессионального развития.

Тотальная цифровизация

Ещё один важный тренд современного образования, который точно останется с нами надолго — цифровизация. К этому явлению относится не только переход на дистанционное обучение, но также увеличение роли мобильных технологий и создание цифровой среды для учащихся. Основная причина ухода обучения в цифровой мир — глобализация и существенный рост студентов. Университетам гораздо проще запустить курсы в интернете, чем принять на очное обучение всех желающих. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.

По последним данным статистики наблюдается стабильный рост интернет-пользователей по всему земному шару. На 2020 год в России доступ к интернету имели 118 миллионов человек, это 81% от всего числа жителей страны.


Интернет-технологии сокращают расстояния и позволяют учиться из любой точки мира

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК)

Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:

  1. Предоставить доступ к актуальному образованию как можно большему количеству человек.
  2. Сделать процесс получения знаний открытым и интерактивным.

Такие образовательные площадки, на которых доступны курсы даже самых престижных университетов мира, есть не только за границей, но и в России. Например, на единой МООК платформе можно найти современные программы обучения по анализу данных, дизайну, маркетингу, IT-разработке, английскому и менеджменту. Там даже есть бесплатные курсы и курсы для детей.

Геймификация

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Технологии VR и AR

Логично из геймификации выходит ещё один тренд — применение технологий виртуальной и дополненной реальности. Это позволяет по-новому взглянуть на процесс образования, сделать его более объёмным и увлекательным. Методы виртуальной реальности не только повышают наглядность изучаемого материала, но и расширяют границы восприятия, помогая максимально приблизить теорию и практику.

Эффективность VR и AR технологий подтверждается различными экспериментами, которые активно проводят как за границей, так и в российских институтах.

На базе Дальневосточного федерального университета преподаватели проводят экспериментальные исследования о влиянии VR-технологий на результаты школьников при подготовке к ОГЭ. Для чистоты эксперименты детей разделяют на две группы: первая обучается с помощью VR, а вторая — традиционными способами. В итоге по предварительным данным ученики из первой группы сдают ОГЭ на 13% лучше, чем ребята из второй.


Дополненная реальность делает процесс обучения максимально наглядным

Активная проектная работа

Благодаря современным технологиям мы можем получить доступ к любой информации в один клик. При этом реальная жизнь и бизнес ждут от вчерашних выпускников не теоретических знаний, а практических навыков. Эти два факта требуют существенной перестройки образовательного процесса.

Так, возрастает роль самостоятельной работы студентов. Теперь они сами могут найти нужную информацию перед занятием и изучить её. Преподаватели же всё меньше тратят времени на объяснения, а больше организовывают групповую активность и проектную работу. На первый план выходит решение кейсов, проблемных задач, разработка учебного проекта, участие в мозговых штурмах и поиск творческих решений.

Плюсы такого подхода:

  • студенты получают живой опыт;
  • учатся критически мыслить;
  • на практике отрабатывают полученные знания и навыки;
  • лучше усваивают информацию;
  • учатся коммуницировать и сотрудничать с другими;
  • поддерживают высокий уровень мотивации к учёбе.

Проектная работа — это отличная альтернатива скучным лекциям, после которой студенты покидают стены альма-матер более мотивированными и подготовленными к реальной жизни.

Agile и Scrum-технологии

Среди тенденций современного образования не только новые форматы, но и подходы к методикам организации учебного процесса. Один из них — это внедрение принципов Agile и Scrum-технологий.

Agile и Scrum в образовании позволяет разбить учебный процесс на короткие отрезки, усилить командную работу над проектами и постоянно отслеживать результат обучения. Методология Agile учит студентов давать себе постоянную обратную связь, ответственно относиться к каждому этапу и поддерживать высокую мотивацию. А если учитывать, что Agile и Scrum — это, как правило, основные методики работы в IT-компаниях, студенты получают полезные навыки, которые точно пригодятся для быстрого профессионального роста.

Адаптивное обучение

Адаптивное обучение набирает всё большую популярность в мире. О том, что образование должно подстраиваться под нужды ученика говорили ещё в древние времена. Но по-настоящему реальной эта идея стала с развитием искусственного интеллекта. Адаптивные системы позволяют создать максимально индивидуальный путь обучения, который учитывает когнитивные особенности студента, его способы восприятия информации и начальный уровень подготовки.

Пока у адаптивных программ есть свои ограничения: они не очень подходят для гуманитарных знаний и тех областей, которые подвергаются постоянным изменениям. Но это зоны для дальнейшего развития технологий.

Интегральный подход

Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения.


Четыре квадранта — один из элементов интегральной системы

Если вы хотите быть действительно востребованным специалистом, стоит подумать о развитии междисциплинарных навыков, которые позволят изучить предмет с разных сторон.

Основатель интегрального подхода — современный философ и писатель Кен Уилбер. Его называют Буддой и Эйнштейном в одном лице. Его всевключающая система AQAL подходит как для личного развития, так и для роста профессиональных компетенций.

Изменение роли преподавателя и чат-боты

Важная тенденция, которая будет только усиливаться со временем — это изменение роли преподавателя. Он перестал быть единственным источником знаний. Теперь он становится режиссёром, который создаёт и курирует образовательный процесс.

На плечи преподавателя ложатся такие задачи:

  • вовлекать студентов в обучение;
  • поддерживать мотивацию;
  • придумывать и режиссировать интерактивные проекты;
  • учить мыслить и критически воспринимать информацию.

А кто же будет заниматься проверкой знаний? Пока это тоже задача преподавателя. Но уже есть сервисы по разработке чат-ботов, которые смогут автоматизировать процесс и облегчить преподавательский труд.

Бонус: Нейротехнологии и Big Data в образовании

Мы просто не можем не рассказать о нейротехнологиях и системе больших данных. Ведь они работают не только в маркетинге и экономике, помогая продавцам создавать более привлекательные продукты, а потребителям покупать больше. Они делают современное образование лучше.

Так, нейротехнологии дают ответ на вопрос: как построить образовательный процесс, чтобы дольше удерживать внимание студентов? А Big Data обрабатывают тонны информации о поведении учеников во время изучения курсов и рассказывают, как мы лучше учимся. Всё это помогает делать адаптивное обучение и другие технологии более эффективными.

Благодаря нейротехнологиям, мы знаем, что студенты лучше справляются с теми задачами, которые подаются простым и понятным языком и не перегружаются визуальным мусором. Так что минимализм и чёткость линий — выбор не только модных дизайнеров, но и прогрессивных педагогов.

Вот наш топ-10 трендов современного образования. Конечно, это далеко не все нововведения, которые уже активно применяются в обучении. Однако какие бы технологии не приходили в нашу жизнь, контрольные, курсовые, дипломные и другие виды работ точно будут частью образовательного процесса. Так что если не справляетесь или нет времени писать их самостоятельно, обращайтесь за помощью в наш студенческий сервис.

Не исключено, что многие новые тенденции, пришедшие к нам за последний год, останутся навсегда. Сегодня мы поговорим о современных трендах в системе образования-2020.

Тренд №1. Формат обучения.

Изначально считалось, что престиж и качество образования всегда зависело от преподавателей, их квалификации, научного пути (степени, звания и пр.), опыта. Именно они делятся собственными знаниями и навыками с будущим поколением, занимаются их профессиональной подготовкой. Но сейчас время расставило новые приоритеты: в век информационных технологий студенты и преподаватели должны пользоваться соответствующими благами.

Формы обучения в ВУЗе

Современное образование

Согласно новым требованиям, каждый преподаватель должен владеть на уровне опытного пользователя современными информационными коммуникациями, компьютерами и гаджетами. Большая часть работы переведена в электронный формат: ведение документации, заполнение различных дневников, организация и проведение тестирований (том числе в форматах онлайн и оффлайн), консультации подопечных студентов и авторов научных работ и пр.

Обратите внимание, что сейчас возможно дистанционное обучение. В частности, именно этот новый формат и современные средства коммуникации позволили не прерывать образовательный процесс из-за коронавируса! Сейчас необходимо довести использование технологий и иных благ до высшего уровня, при котором бы качество образования не страдало.

Тренд №2. Акцент на практику.

Сегодня работодатели предъявляют серьезные требования к кандидатам на ту или иную должность. Среди них самым распространенным является наличие опыта работы или практических навыков по освоенной специальности.

Изначально ВУЗы занимались преимущественно теоретической подготовкой, но теперь ориентир взят на практику. В настоящее время студенты, начиная со второго курса, в обязательном порядке проходят практику независимо от ступени образования. Продолжительность этой части подготовки новых специалистов зависит от профиля и уровня подготовки. В среднем она достигает 2-4 недель.

Современный образовательный процесс

Соотношение теории и практики

Тренд №3. Сотрудничество ВУЗов, а не конкуренция.

  • ВУЗ повышает свой рейтинг и престиж;
  • Студенты получают опыт, новые связи и знакомства, совершенствуют свои знания и навыки и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Тренд №4. Возможность онлайн-обучения.

Достоинством этого варианта является: освоение образовательной программы в удобном месте и удобное время, преодоление сессий с помощью онлайн-экзаменов, тестирований и пр. Единственным и существенным недостатком этого варианта являются перебои связи.

Тренд №5. Рейтинговая система оценки знаний.

Классическая модель оценки знаний и навыков учащихся действует уже не во всех ВУЗах. Сейчас в образовательных заведениях принято разрабатывать собственный алгоритм проверки и успеваемости посредством присвоения определенного количества баллов за каждое действие: ответ на занятии или дополнение сокурсника, выполнение письменной работы, участие в жизни кафедры и ВУЗа и пр. Притом помимо поощрения данная система предполагает и штрафы: за пропуск занятий по неуважительной причине, отказ от ответа на занятии из-за слабой подготовки и пр.

Рейтинговая система оценки знаний

Рейтинговая система оценки

Тренд №6. Обучающие платформы.

Сегодня подготовиться к предстоящим контрольным или аттестационным рубежам можно, как самостоятельно, так и прибегнув к услугам квалифицированных специалистов: репетиторов, тьюторов и пр. Также можно подтянуть познания более увлекательно, подключив обучающие платформы.

Обучающие платформы

Как Вуз помогает в обучении студентам?

Некоторые эксперты не исключают, что со временем искусственный интеллект сможет заменить реальных педагогов и появятся роботы-преподаватели. За рубежом уже начали внедрять подобные технологии, притом они показывают неплохие результаты.

Тренд №7. Использование игр в процессе обучения.

Все мы в душе еще дети. Студентов легко заинтересовать даже сложной и непонятной дисциплиной, темой, если пригласить в небольшую игру. Притом все занятия можно построить по данному принципу: квест, игра, соревнование, викторина, онлайн-консилиум и пр. Все зависит от подхода педагога, его подкованности и фантазии, профессионализма и современности (владения актуальными техническими и коммуникационными средствами).

Тренд №8. Изменение правил поступления в ВУЗы и порядка обучения.

Выбор специальности по окончанию 1-2 курса

Изменения в системе образования

Тренд №9. Гибкость системы обучения.

На сегодняшний день власти не исключают, что по мере необходимости студентов СУЗов и ВУЗов, а также учащихся начального образования могут переводить на дистанционную основу из-за эпидемиологической ситуации в стране. Это значит, что в любой момент очная и заочная форма может быть заменена на дистанционную, при этом есть существенный минус – ориентир на практику теряется.

Данное решение могут принимать администрации ВУЗов самостоятельно, учитывая количество заболевших ОРВИ и коронавирусной инфекцией, эпидемиологическую ситуацию в городе или регионе. Такой формат предполагает организацию беспрерывного образовательного процесса.

Таким образом, мы видим, что доминирующая часть тенденций в системе образования-2020 основывается на современных средствах коммуникаций: внедрение и повсеместное использование компьютеров, гаджетов, планшетов, Интернет-связи. При этом никто не намерен изменять учебные планы: занятия остаются по расписанию, письменные работы и проверки уровня знаний не отменяют, сессии и защиты дипломных проектов продолжаются.

Благодаря гибкости обучения и развитию прогресса система образования занимается подготовкой квалифицированных кадров с минимальными потерями, стараясь как минимум сохранить на текущем уровне и повысить качество подготовки специалистов, расширить их возможности и навыки, организовать бесперебойное становление кадров.

Читайте также: