Какие сословия существовали в японии в 17 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Администраторы


Дизайнер

Модераторы
место вакантно

События в Игре
На дворе 1624 год. начало правления сегуната Токугава Иемицу. В славном и величественном Эдо разгорается нешуточный конфликт двух уважаемых семей дайме - Кучики и Теппей-Хисё. Яростные противники никак не могут примириться - и это может привести к поистине пугающим обстоятельствам. В то же время над городом нависает угроза со стороны двух кланов якудзы, которые успешно существуют в самых неблагоприятных районах. Как будут дальше разворачиваться события? Покажет время.
Ведется активный набор игроков - регистрируйтесь, скоро будут выложены еще две акции.
Первый квест находится в разработке. Принимаются все предложения по игре.
Дата и Погода
На дворе 14 апреля 1624 года.
Робкое весеннее солнышко греет землю, дует легкий прохладный ветерок.
Для пиарщиков
Реклама только взаимная и только под этим ником:
Реклама (пароль - 1111)

Современное общество имеет довольно поверхностное представление о классовом делении древней Японии. В основном интересуясь обширной информацией, только лишь, о сословии самураев.

Вашему вниманию, в рамках исторической рубрики, представляется краткая информация о сословном делении в Японии эпохи Токугава (XVII-XIX вв.)

Политическое объединение Японии в начале XVII в., достигнутое Токугава Иэясу, который провозгласил себя сёгуном в 1603 г., закончило дело, начатое двумя реформаторами - Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

С этого времени начинается последняя стадия развития японского феодализма.

Политическое единство оказало благоприятное воздействие на экономику и одновремен­но с этим, усилилась власть и мощь сёгуната, который являлся абсолю­тистской диктатурой, опиравшейся на военно-феодальное сословие самураев.

Токугавское правительство лишило феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё.

Сословной системе и строгому соблюдению отношений господства и подчинения в этот период уделялось особое внимание. Деление общества на сословия, введенное Хидэёси, осталось почти в неизменном виде, с той лишь разницей, что сословие горожан стало подразделяться на ремесленников и купцов.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались

крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Средневековое японское общество имело сложную структуру. Как господствующий класс самураев, так и эксплуатируемый класс состоял из различных слоев, был разделен в силу специфических средневековых особенностей - наличия кровнородственных союзов, территориальных общинных объединений на различных уровнях, наличия многочисленных сословных и внутрисословных градаций, многообразных связей подчинения низших высшим.

Социальная пирамида Японии выглядела следующим образом.

Император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно - церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать - кугэ, не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна - высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии - считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) - фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси - рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи. За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.

Сёгун - титул военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по 1867 год. Этот титул получали генералы, направляемые покорять племена на северо-востоке острова Хонсю.

Непосредственно ниже императора на социальной лестнице при сёгунате Токугава стояли кугэ - придворная киотоская (столичная) аристократия родственники императора и потомки родовой аристократии периода формирования японского государства (III-VI вв.). Этот социальный класс был тесно переплетен с центральным правительством. Кугэ принимали участие в детализированных дворцовых церемониях, занимавших все их свободное время. Кугэ не имели земель и, следовательно, не обладали экономической и политической силой. Они получали жалованье рисом от сёгуна и полностью зависела от его действий. Кугэ номинально составляли самый высокий разряд феодального дворянства (си), остальная его часть была отнесена к категории букэ (военные дома), которые и представляли господствующий в стране класс военно-феодального дворянства.




Букэ делились на владетельных князей (даймё) и рядовых дворян (буси), не имевших, как правило, земельных владений. Владетельные князья, в подавляющем большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, делились на категории согласно доходам - по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей). Самый верхний слой даймё составляли симпан, связанные с домом сёгуна родственными узами.

Остальных, в зависимости от их поддержки в войне при установлении сёгуната Токугава, делились на две категории:

Фудай - это прямые вассалы сёгуна, свыше 150 князей, связанных с Токугава еще до прихода его к власти. Из них составлялись высшие правительственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции.

Тодзама-даймё были опальной группировкой высшего дворянства. 80 феодальных князей, более богатых и сильных, чем фудай, и не уступавших по экономической силе сёгунскому дому, рассматривались Токугава как постоянные и опасные соперники. Тодзама не разрешалось занимать правительственные посты; высшие правительственные органы, правительственные посты;

Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом, выражавшимся в рисе. Общий рисовый доход Японии в начале XVII столетия определялся в 11 млн. коку (1 коку -- 180,4 литра), в том числе 4 млн. коку принадлежало дому Токугава. Остальные князья значительно уступали ему в богатстве. Только 16 феодальных князей имели доход свыше 300 тыс. коку риса каждый. Именно они (верхушка владетельных князей-дайме) представляли собой наиболее крупных удельных владетелей, обладавших большим количеством вассалов и пользовавшихся самостоятельностью в своих княжествах. Подавляющее же большинство князей (свыше 200) находилось в полной зависимости от Токугава. Дайме считались те феодалы, земли которых приносили доход более 10 тыс. коку (примерно 1500 т.) риса.

Самураи - господствующий военный класс в средневековой Японии. Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации. Второй путь - наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю. В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин), превращались в крупных феодальных собственников.Местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору.

Средневековое японское общество имело сложную структуру. Как господствующий класс самураев, так и эксплуатируемый класс состоял из различных слоев, был разделен в силу специфических средневековых особенностей - наличия кровнородственных союзов, территориальных общинных объединений на различных уровнях, наличия многочисленных сословных и внутрисословных градаций, многообразных связей подчинения низших высшим.

Социальная пирамида Японии выглядела следующим образом.

Император (тэнно), имевший формальную власть и исполнявший преимущественно религиозно - церемониальные функции.

Непосредственно за ним следовала родовая знать - кугэ, не имевшая (к XVII веку) земли, получавшая содержание от сёгуна - высшего чина самурайского сословия, военного правителя Японии, обладавшего действительной властью в Японии. Сёгун владел самым большим количеством земель в Японии - считавшихся государственными.

Следующую ступень занимали букэ (самураи) - фактически являвшимися высшим классом в феодальной Японии. Они делились в свою очередь на князей (даймё), имевших частные земельные владения, и на буси - рядовых самураев, вассалов даймё, не имевших как правило земельных владений. Хотя синтоистские священники и буддийские монахи не составляли официального сословия, социальное положение их было выше, чем у крестьян, ремесленников и торговцев.

Ниже следовали крестьяне, в большинстве своем зависимые. Крестьяне объединялись в общины, имевшие к XVII веку большую самостоятельность.

Ниже крестьян в социальной иерархии находились ремесленники, жившие к XVII в. большей частью в городах и объединявшиеся в цехи. За ремесленниками следовали торговцы (купцы), объединявшиеся в купеческие гильдии.

Сёгун - титул военных диктаторов, которые управляли Японией с 1192 по 1867 год. Этот титул получали генералы, направляемые покорять племена на северо-востоке острова Хонсю.

Непосредственно ниже императора на социальной лестнице при сёгунате Токугава стояли кугэ - придворная киотоская (столичная) аристократия родственники императора и потомки родовой аристократии периода формирования японского государства (III-VI вв.). Этот социальный класс был тесно переплетен с центральным правительством. Кугэ принимали участие в детализированных дворцовых церемониях, занимавших все их свободное время. Кугэ не имели земель и, следовательно, не обладали экономической и политической силой. Они получали жалованье рисом от сёгуна и полностью зависела от его действий. Кугэ номинально составляли самый высокий разряд феодального дворянства (си), остальная его часть была отнесена к категории букэ (военные дома), которые и представляли господствующий в стране класс военно-феодального дворянства.

Букэ делились на владетельных князей (даймё) и рядовых дворян (буси), не имевших, как правило, земельных владений. Владетельные князья, в подавляющем большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, делились на категории согласно доходам - по количеству собранного в их владениях риса (рис был основным мерилом ценностей). Самый верхний слой даймё составляли симпан, связанные с домом сёгуна родственными узами.

Остальных, в зависимости от их поддержки в войне при установлении сёгуната Токугава, делились на две категории:

Фудай - это прямые вассалы сёгуна, свыше 150 князей, связанных с Токугава еще до прихода его к власти. Из них составлялись высшие правительственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции.

Тодзама-даймё были опальной группировкой высшего дворянства. 80 феодальных князей, более богатых и сильных, чем фудай, и не уступавших по экономической силе сёгунскому дому, рассматривались Токугава как постоянные и опасные соперники. Тодзама не разрешалось занимать правительственные посты; высшие правительственные органы, правительственные посты;

Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом, выражавшимся в рисе. Общий рисовый доход Японии в начале XVII столетия определялся в 11 млн. коку (1 коку -- 180,4 литра), в том числе 4 млн. коку принадлежало дому Токугава. Остальные князья значительно уступали ему в богатстве. Только 16 феодальных князей имели доход свыше 300 тыс. коку риса каждый. Именно они (верхушка владетельных князей-дайме) представляли собой наиболее крупных удельных владетелей, обладавших большим количеством вассалов и пользовавшихся самостоятельностью в своих княжествах. Подавляющее же большинство князей (свыше 200) находилось в полной зависимости от Токугава. Дайме считались те феодалы, земли которых приносили доход более 10 тыс. коку (примерно 1500 т.) риса.

Самураи - господствующий военный класс в средневековой Японии. Существовало три источника формирования самурайского сословия. Основная масса самурайства вышла из крестьянской верхушки, зажиточного крестьянства, в результате углубления процесса социальной дифференциации. Второй путь - наделение землей домашних слуг. Принадлежа к семейной группе, но не находясь в родственных или свойственных отношениях с ее главой, они первоначально трудились за рисовую похлебку и в случае военной необходимости с оружием в руках защищали земельные владения этой семьи. Из-за отсутствия материальных стимулов ведения боевых действий их боеспособность была низкой, что особенно сказывалось на северо-востоке, где предки современных айнов совершали непрерывные набеги. Тогда главы семейных групп стали наделять слуг землей, что сразу сказалось на повышении их боеспособности, ибо теперь они сражались не за харчи, а за свою, лично им принадлежавшую землю. В-третьих, верхи самурайского сословия пополнялись за счет губернаторов, которые, обогащаясь на основе коммендируемых им сёэнов (вотчин), превращались в крупных феодальных собственников.Местные землевладельцы для гарантии безопасности своего владения (сёэна) коммендировали свои земли губернатору, оговаривая себе либо должность приказчика, либо управляющего на ранее принадлежавших им землях. Губернатор в свою очередь часто коммендировал эту землю либо представителю придворной аристократии, либо самому императору.

Читайте также: