Какие шаги создания и функционирования корпоративных классов в школе необходимы

Обновлено: 05.07.2024

Что было однажды, то может быть дважды

Неспешно и органично, вне зависимости от желания тех, кто не принимает эту реальность, общее образование перестало быть исключительно школьным. Все ускорения очередной промышленной революции дают широкий и глубокий доступ к информации, новой науке, инновационным технологиям, шедеврам мировой культуры, недоступным ранее текстам, инструментам для самообразования и самым современным представлениям о человеке и Вселенной. Существующие сегодня возможности учиться в любом месте, в собственном комфортном темпе, в любое время суток и года вынуждают школу искать новые подходы для достижения успеха.

И в то же время те же широкие возможности вынуждают вспомнить доиндустриальные способы познания, возвращают в эксклюзивные форматы до-массовой школы, в технологии, бытовавшие до гениальной и востребованной временем конструкции Яна Коменского — массовое обучение в массовой школе. Подобный возврат к прошлому в культуре человечество уже переживало. В XVI–XVIII веках в Европе внимание интеллектуалов и талантов стало обращаться к античности, к канонам многовековой давности, это происходило в стремлении найти рациональное и классическое в период первой промышленной революции.

Школа и город

Тенденция развития ярко проявляется в организации внешнего пространства города, поселения, а урбанизация — одно из самых быстрых ускорений развития цивилизации. Те из организаторов общественной среды, кто имеет четко выраженные стратегии развития своей зоны ответственности, хорошо это понимают и делают все возможное, чтобы культура школы и культура поселения были неразрывно связаны и влияли друг на друга.

Например, Москва последних лет: интеграция программ различных ведомств делает детство и школу основой социальной, экономической и информационной политики. Производство, наука, музеи, библиотеки, транспорт, экология, театры, торговля, СМИ, эстетика городской среды — пополняют содержание этой культуры в каждой отдельной школе.

Почему мы затрагиваем столь масштабную и не вполне привычную тему сейчас, в сентябре, когда управление школой традиционно пребывает в тревожном состоянии начала нового учебного года? Сейчас, когда корректируется муниципальное или государственное задание, подчищается основа справедливого бытия — тарификация, когда закрываются бреши в кадровом обеспечении, перераспределяются обязанности, реанимируется диалог с родителями, осознаются новые императивы в управлении школой? Ведь проблема корпоративной культуры — не является общепринятым и формально закрепленным индикатором успешности школы. В предыдущем номере мы писали о признаках хорошей школы, которые в совокупности дают результат консолидированных действий коллектива учеников, учителей и их семей.

По правилам корпорации

Существует ли в школах корпоративная культура и какая? Давайте оттолкнемся от самых распространенных определений этого понятия. Их великое множество, все они чем-то отличаются друг от друга и с легкостью находятся при помощи любой поисковой системы. Но всем им присущи следующие признаки организации:

  • Правила, регулирующие взаимоотношения между работниками.
  • Способы коммуникации внутри организации и с внешними субъектами.
  • Сложившиеся в коллективе традиции, обычаи.
  • Системы принятия решений на разных уровнях.
  • Принятые этические нормы: что можно, а чего делать не стоит.
  • Наличие корпоративного стиля в одежде, дизайнерских решениях, этике общения.
  • Ценности, сложившиеся за время существования организации.
  • Способы и формы поощрения, наград, наказаний.
  • Принятая степень публичности деятельности каждого из членов коллектива.
  • Понимание стратегии развития организации, ее миссии и целей, долгосрочных, тактических и оперативных задач каждым ее членом.
  • Фильтры при приеме на работу новых членов организации.

…и разные другие.

Похожие и разные

Родственным явлением культуры корпоративной считается культура организационная. Различие, пожалуй, в том, что последняя носит более узкий характер и отвечает на вопрос, как организована работа в организации. Организационная культура не регламентирует, можно ли ходить на работу в шортах, откусывать от чужого бутерброда, лежащего в общем холодильнике в учительской, категорически не соглашаться с миссией организации, не диктует презирать или принимать провозглашенные этические ценности. У нас нет задачи детально описывать особенности корпоративной культуры в ее современном контексте и тем более в ретроспективе. Советую прочитать умную и элегантную колонку учителя московской школы № 1535 Владимира Погодина об организационной (корпоративной) культуре в школе.

Свой — чужой

Способы? Диалоги с пристрастием, попытки распознать общий кругозор, наличие или отсутствие эмпатии, способность слушать и слышать. Наблюдение за реакцией детей на нового человека, его манерой говорить, отношением к книге и телевизору, запахам, манере одеваться, избыточной толщине портфолио. Внимание к тому, что претендент считает результатом своей работы, его готовность пожертвовать выходным днем, здравое отношение к зарплате и многое другое. Помню, как в начале своей директорской карьеры робко пытался убедить учительницу начальной школы, юную и большеглазую, уменьшить размер ногтей, они смотрелись как грозное оружие. Писал записки о травмоопасности, говорил о нездоровых детских ассоциациях с отрицательными персонажами русских сказок, по наивности показывал фотографии кинозвезд с короткими и безопасными ногтями. В ответ слышал одно: покажите, где это написано. Был соблазн написать и принять на каком-нибудь местном форуме. Но удалось уволить, и не по причине ногтей, а по более прозаичной и грустной — нарушение устава. Она была старательной, стремящейся к высоким результатам по технике чтения, но очень недоброй и не слышащей. Поэтому дети не могли быть успешными в своем втором классе.

Помню коллективное письмо девятиклассников, в котором выражалась честная просьба попросить молодую учительницу физики не носить предельно короткую юбку, потому что мальчики не могут сосредоточиться на подготовке к экзамену. Весь год бедолаги терпели, только за две недели до экзамена решились.

Деструктивный класс

Еще до прихода в такой класс вы уже наверняка получили о нем самые безрадостные сведения, которые могут быть сформулированы теоретическим языком всего одной фразой: все социализирующие функции он реализует негативно. Референтность (значимость) класса для ребят крайне низка, так как с ним связаны в основном отрицательные эмоции: и деловое, и неформальное общение здесь имеет преимущественно напряженный, конфликтный характер.

Часто ли возникает подобная ситуация? Опросы сельских и городских подростков по поводу их классов выявляют вроде бы успокаивающие цифры: деструктивных классов, по мнению самих ребят, не так уж и много – от 7 до 10%, но согласимся, что это и немало. Один класс из каждых десяти воспринимается как досадная помеха, отравляющая и без того непростую жизнь подростка. Чаще всего это происходит не случайно, а вследствие безграмотной педагогической деятельности, например – частой смены классных руководителей, демонстрации учителями равнодушно-попустительского стиля.

Если вам удастся в той или иной степени следовать этим советам на первом этапе взаимодействия с деструктивным классом, то наверняка через какое-то время он перейдет в иное качество – некоторые из возможных вариантов и описаны далее.

Образовательный класс

Само название говорит о том, что единственная более или менее успешно осуществляемая им функция – образовательная. Все остальные осуществляются или негативно, или нейтрально.

Образовательные негативные классы отличаются от деструктивных только тем, что ребята имеют возможность более или менее спокойно обучаться в них – класс по крайней мере не мешает им в этом. Социометрическая структура такого класса, т.е. распределение статусов ребят в системе групповых отношений, напрямую зависит от их успешности в учебе. Однако эта зависимость может выражаться по-разному: от заслуженного авторитета и референтности успевающих одноклассников до скрытой зависти к ним и болезненной конкурентности.

Если вы являетесь руководителем такого класса:

Корпоративный класс

Такие классы отличаются явным преобладанием функции автономизации – или от взрослых, или от других общностей (параллельных классов, школы в целом и т.п.).

В первом случае одноклассников объединяет противостояние учителям, что бывает вызвано их авторитарно-агрессивным стилем. Затяжной конфликт педагогов и класса приводит к неадекватным формам группового обособления от враждебного мира взрослых, особенно если эту враждебность олицетворяет сам классный руководитель. Тогда защитная функция класса реализуется в виде взаимоподдержки подростков в совместной борьбе за справедливость, в отстаивании собственного достоинства и права на самостоятельность. Приобретаемый при этом ребятами опыт обособления весьма противоречив: с одной стороны, формируется их сплоченность, независимость, умение постоять за себя, а с другой – явный нонконформизм, негативная установка на взрослых. Столь же противоречиво реализуются и другие социализирующие функции класса, подпитываемые постоянным противостоянием с учителями. Особенно при этом страдает, конечно, образовательная функция: всем нам известно, что отношение ученика к школьному предмету во многом зависит от его отношения к учителю…

Возможен и другой вид корпоративности, основанный на культивировании функции обособления класса от общества сверстников, что, в свою очередь, предполагает два возможных варианта.

Вероятно, самое главное и самое трудновыполнимое правило – это найти золотую середину между поддержкой класса в трудных ситуациях, в его стремлении быть лучше, и культивированием его исключительности:

Звездный класс

Класс-иерархия

Любой школьный класс иерархичен по своей природе: как только дети собираются в группу – пусть даже и вдвоем, втроем, так тут же и немедленно возникают ступеньки, на которых они располагаются относительно друг друга: по старшинству ли, по знанию чего-то, по какому-либо другому основанию – не важно, но не важно только для нас, взрослых, – это очередная незыблемая закономерность детства и отрочества, о которой и идет речь в данном случае.

Внешнее проявление такой иерархии наиболее заметно в школах со свободной формой одежды – вот уж воистину несчастье для одних школьников и их семей и великая радость для других, имеющих теперь богатые возможности для демонстрации своего достатка, особенно при отсутствии других достоинств! Заметим с грустью, что школа вносит свою лепту в появление и закрепление подобных иерархий и в других ситуациях, например, при сборах материальных средств с родителей на нужды школы – подчеркнем, что мы лишь констатируем факты, ни в коем случае не обвиняя школу, чаще всего вынужденную идти на такие шаги. Но конкретному подростку, живущему с бабушкой-пенсионеркой или родителями-инженерами, от этого не легче…

Что же делать классному руководителю, столкнувшемуся с такой иерархией в классе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень важным моментом организованной и целенаправленной деятельности учащихся, учителей и родителей заключается в формировании корпоративной культуры общеобразовательной организации.

Составляющие корпоративной культуры

общеобразовательной организации

Формирование корпоративной культуры общеобразовательной

организации - это процесс целенаправленной и организованной деятельности учащихся, учителей и родителей по овладению и принятию ими общих установок, системы ценностей, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов в школе, в которой вырабатывается стиль отношений и поведения.

Считается, что корпоративная культура способствует повышению качества образования в некоторых случаях эффективнее, чем современные инновационные педагогически технологии. При этом необходимо, чтобы составляющие корпоративной культуры образовательного учреждения были приняты не только родителями и педагогами, но, в первую очередь, учащимися школы, так как успешность реализации составляющих корпоративной культуры предполагает устойчивую мотивацию.

Таким образом, корпоративная культура максимально способствует созданию жизнедеятельной среды в школьном коллективе, овладению ключевыми компетенциями, включая коммуникативную, правовую, экономическую, экологическую, создавая потенциал для движения вперед.

Результатом корпоративной культуры школы является проявление гордости всеми членами образовательной организации за свою школу и повышение уровня сформированности социально-личностных компетенций ученического и педагогического сообществ, лежащих в основе корпоративной культуры.

творческий подход к подготовке и проведению уроков, внедрение тренингов и современных обучающих технологий в УВП, что приводит к улучшению качества образовательных услуг;

справедливое и доброжелательное отношение к сотрудникам, учителям, учащимся и их родителям со стороны администрации школы, учет их требований и пожеланий. Коллектив нашей школы убежден, что главный человек в школе после ученика – это учитель, а администрация создает комфортные условия для взаимодействия учащихся и учителей;

всяческое проявление заботы о членах коллектива со стороны профсоюзного комитета и администрации, начиная с поздравлений по поводу дня рождения, поздравление учителей-ветеранов с Днем учителя и приглашение их на общешкольные мероприятия, которые являются традиционными для нашей школы (Праздник Первого звонка, Последнего звонка, вечер школьных друзей, 9 Мая);

неотъемлемый элемент корпоративной культуры – это внешний вид, учащиеся и учителя нашей школы придерживаются делового стиля одежды;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, следствием чего можно судить об ответственном отношении всех участников УВП к выполняемой работе, в том числе и к учебе.

Я считаю, что значимость корпоративной культуры заключается в развитии таких ценностей, как компетентность, творческая устремленность, готовность к соревнованию, к работе в команде, коллективизм, гордость за свою школу, корпоративная культура повышает сплоченность сотрудников, согласованность их поведения, наиболее соответствующего целям организации, способствует повышению ее имиджа, приобретению хорошей репутации.

Цель проекта:разработка условий для создания и развития корпоративной культуры, способствующей успешному функционированию ОУ.
Задачи:
1) разработка и принятие миссии ОУ и целевых установок коллектива;
2) установление норм делового общения;
3) закрепление и корректировка традиций ОУ, апробация новаций;
4) разработка символики, брендовых атрибутов ОУ.

Оценить 2677 0

Большинство исследователей склонны рассматривать корпоративную культуру как некую систему общих установок, которые принимаются и распределяются всеми участниками образовательного процесса. В сложившихся условиях, когда школа обязана быть, прежде всего, конкурентоспособной, возникает необходимость расширения определения корпоративной культуры.

Корпоративная культура образовательного учреждения представляет синтез ценностей, норм, отношений, привычек, традиций, форм поведения, ритуалов, заключенных в оболочку социального окружения, внутри которой школа как образовательная корпорация получает возможность самореализовываться, вырабатывать индивидуальный стиль поведения и взаимоотношений с социумом.

Мы принимаем идеи Сергеевой Т.Б. и Горбатко О.И. о сущности корпоративной культуры образовательного учреждения, которая включает в себя следующие элементы: 1

-совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех участников образовательного процесса;

- набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий;

- явления духовной и материальной жизни коллектива, моральные нормы и ценности, кодекс поведения, укоренившееся ритуалы;

- систему взаимодействующих материальных и духовных ценностей, отражающих ее индивидуальность, помогающих членам корпорации воспринимать себя и окружающих как сложное, динамическое явление;

- свод формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, персональных и групповых интересов;

- комплекс разделяемый всеми членами организации ценностей, представлений, понятий, убеждений, а так же поведенческих норм.

В современном обществе прогрессивные руководители, в том числе и образовательных учреждений, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

Считается, что корпоративная культура способствует повышению качества образования в некоторых случаях эффективнее, чем любые современные инновационные педагогически технологии. При этом необходимо, чтобы элементы корпоративной культуры образовательного учреждения были приняты не только родителями и педагогами, но, в первую очередь, учащимися школы, так как успешность реализации элементов корпоративной культуры предполагает устойчивую мотивационную составляющую.

Таким образом, корпоративная культура максимально способствует созданию жизнедеятельной среды в школьном коллективе, овладению ключевыми компетенциями, включая коммуникативную, правовую, экономическую, экологическую, создавая потенциал для движения вперед.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:разработка условий для создания и развития корпоративной культуры, способствующей успешному функционированию ОУ.

разработка и принятие миссии ОУ и целевых установок коллектива;

установление норм делового общения;

закрепление и корректировка традиций ОУ, апробация новаций;

разработка символики, брендовых атрибутов ОУ.

Содержание проектной деятельности

Проект предполагается реализовать в период с 01.01.2014 по 01.11.2015г.

Читайте также: