Какие семейные традиции условия воспитания оказали воздействие на личность достоевского кратко

Обновлено: 07.07.2024

в процессе реализации индивидуальных к уроку учащиеся узнают об событиях, связанных с присоединением кавказа к россии; картинах, посвященных теме войны на кавказе" художника, вице-президента академии художеств, г. гагарина, вошедших в художественно-тематические альбомы "костюмы кавказа", "живописный кавказ", "альбом кавказский"; живописца и графика теодора горшельта "пленение шамиля", "штурм гуниба", "лезгины", "разорение аула", "мюрид с наибским знаменем"; ф. рубо "штурм крепости салты 14 сентября 1847 года", "штурм аула гимры", "взятие аула ахульго 22 августа 1839 года"; - источниках "кавказского пленника", в частности, о случае из жизни толстого и его друга садо, чудом избежавших чеченского плена, а также рассказах о офицерах и солдатах, захваченных горцами (повесть "кавказский пленник (быль), подписанная инициалами м. н.; "воспоминания

Тысевич О.А. Семья и семейное начало в творчестве Ф.М. Достоевского // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 199-202.

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ НАЧАЛО В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

О.А. Тысевич , студент

Научный руководитель: Е.В. Уткина, канд . филол . наук, доцент

Оренбургск ий государственн ый педагогическ ий университет

(Россия, г. Оренбург )

В отечественном литературоведении данную тему и зучали и анализировали Г.М. Фридлендер, В.П. Владимирцев, И.Л. Во л гин, Т.С. Соколова, Т. А. Касаткина, М.В. Загидуллина, М.В. Черкезова, И.Н. Арз а масцева, Н.М. Копытцева, С.В. Сергушева, Т.А. Степанова, Ю.В. Стерликова, О.Ю. Юрьева , А. В. Погорельцева и др . [ 2 ] .

1. Фридлендер Г. М. Ф.М. Достоевский и его наследие; Погорельцева А.В. Проблема де т ства в творчестве Ф.М. Достоевского; Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. До с тое в ского; Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоевского.

3. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература. – М., 1979.

6. Фридлендер Г.М. Ф.М. Достоевский и его наследие // Наука в Рос сии. – 2011. – №6. – С. 83-91.

9. Погорельцева А.В. Проблема детства в творчестве Ф. М. Достоевско го // Сов. педагог и ка. – 1991. – №12. – С. 111-115.

10. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на ёлке // Пов ести и рассказы. – М., 1984. – С. 79-82.

1 1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детс кая литература. – М., 2001. – 162 с .

1 4. Загидуллина М.В. Неточка Незванова // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник. – С Пб.: Пушкинский дом, 2008. – С. 129-132.

16 . Сергушева С. В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Лите ратура в школе. – 2003. – №5. – С. 32-35.

1 8 . Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Духовные и нра в ственные смыслы отечественного о бразования на рубеже столетий: н ауч ный сборник. – Тольятти, 2002. – С. 85-97.

FAMILY AND FAMILY ORIGINS IN THE WORKS OF F. M. DOSTOEVSKY

O.A. Tysevich , student

Supervisor : E.V. Utkina, candidate of philological sciences, associate professor

Orenburg state pedagogical university

Abstract. The human personality in the compositions of Fedor Dostoyevsky is vastly described through the system of family relations. Thus, the concept of “the true family” is the core idea of the numerous compositions of the writer because only such the family helps to create the strong nation state.

This article describes the problems of the family environment which Fedor Dostoyevsky assoc i ates with the concept of the “random”, “strange” and poor families. Such the families lead the family institution to degradation.

Keywords: Fedor Dostoyevsky, theme of the family and family education, child theme, concept of the “random” family, concept of the poor family, concept of the folk family.

Достоевский родился 30 октября 1821 года (11 ноября по новому стилю) в семействе благочестивом и консервативном. Он был вторым ребенком в семье – первенцем был горячо им любимый всю жизнь брат Михаил. Всего в семье росло семеро детей.


Михаил Андреевич Достоевский

Отец, Михаил Андреевич Достоевский — лекарь Мариинской больницы для бедных (к моменту рождения Федора исполнилось тридцать два года), был сыном священника из села Войтовцы Подольской губернии, учился в духовной семинарии, откуда, по окончании класса риторики, был направлен в московское отделение Медико-хирургической академии на казенное содержание.

Семья была дружная, детей любили и берегли. Маленьких Достоевских не отдавали в гимназию, несмотря на ограниченность средств — предпочитали частные пансионы, поскольку качество образования там было лучше и не применялись телесные наказания, обычные в то время в гимназиях.


Мария Федоровна Достоевская

Мария Федоровна была дочерью московского купца третьей гильдии, ее старшая сестра вышла замуж в богатый купеческий дом Куманиных (еще век назад – монастырских крестьян), в 1830 году получивших потомственное дворянство.


Икона Всех скорбящих Радость московского храма на Большой Ордынке


По воскресеньям и большим праздникам семья Достоевских ходит в больничную церковь к обедне, а накануне – ко всенощной. Каждый год летом Мария Федоровна с детьми едет в Троице-Сергиеву Лавру.

С отцом дети гуляли в Марьиной роще, где тропинка вела к Лазаревскому кладбищу. Один из пределов кладбищенской церкви был освящен в честь Лазаря четверодневного – первого из воскресших по слову Христову, прообраз всеобщего воскресения.

С получением в 1827 году чина коллежского асессора Михаил Андреевич Достоевский приобретает права потомственного дворянства и в 1831 году покупает село Даровое, куда Мария Федоровна выезжает на лето с детьми.

«С первого страху вообразили, что полное разорение. Бросились на колена и стали молиться, мать плакала. И вот вдруг подходит к ней наша няня, Алена Фроловна, служившая у нас по найму, вольная то есть, из московских мещанок.

Денег у Алены Фроловны не взяли — обошлись и без того, но воспоминание об этом случае Достоевский сохранил на всю жизнь, как и воспоминание о встрече с мужиком Мареем, приласкавшим и успокоившим десятилетнего Федю, которому примерещился волк.

«Припомнилась эта нежная, материнская улыбка бедного крепостного мужика, его кресты, его покачивание головой: “Ишь ведь, испужался, малец!И особенно этот толстый его, запачканный в земле палец, которым он тихо и с робкою нежностью прикоснулся к вздрагивавшим губам моим.

Конечно, всякий бы ободрил ребенка, но тут в этой уединенной встрече случилось как бы что-то совсем другое, и если б я был собственным его сыном, он не мог бы посмотреть на меня сияющим более светлою любовью взглядом, а кто его заставлял? Был он собственный крепостной наш мужик, а я все же его барчонок. Никто бы не узнал, как он ласкал меня, и не наградил за то.

*
*
*
*
*
*


К. Мацан

А. Митрофанова

- Добрый светлый вечер.

К. Мацан

Т. Касаткина

К. Мацан

Т. Касаткина

- И я тоже очень рада вас видеть и всегда с вами интересно, да.

А. Митрофанова

Т. Касаткина

А. Митрофанова

- Это же ведь та самая церковь, куда всей семьей вместе с детьми они ходили по воскресеньям на службу и где Достоевский вспоминает, как мама поднимала его к причастию и потом, как он в ее руках находясь, целовал чашу, то есть это действительно те образы, которые с ним с самых-самых ранних лет, когда он еще не мог сам дотянуться даже до чаши.

Т. Касаткина

- Да-да, в том-то и дело, около этой церкви и отец его похоронен, и там даже нашли могилу Владимир Викторо́вич и Альбина Бессонова, которые уже 18 лет Даровым занимаются, но, к сожалению, проект реставрации церкви, который был сделан, он такой, что совершенно меняет весь облик и церкви, и ее двора, потому что собираются реставрировать на конец 19-го века, потому что есть точные планы и указания о том, как она выглядела тогда. К сожалению, сейчас в связи с юбилеем и в связи с тем, что выделены на юбилей деньги, нужно освоить максимально быстро, могут произойти большие утраты в этих наших местах. Действительно, Даровое – это место силы вообще для Достоевского, этот храм, он совершенно изумительный, и вообще законсервировать можно было в принципе, с этими оставшимися двумя фресками, потому что это памятник того, что однажды было создано в таком прекрасном и действительно преобразующем человеческую душу виде, а потом было разрушено, заброшено и мне кажется, что эту разруху и заброшенность тоже нельзя совсем устранять из нашей памяти, это то, что мы обязаны помнить, потому что мы, наши предки недавние совсем, разрушали вот эти вещи, которые наши более дальние предки строили, то есть это вообще такая история нашей души и хорошо бы ее сохранить. Всегда очень точно надо понимать, в какой момент вот это все было увидено Достоевским и хорошо бы нам это тоже видеть хотя бы чуть-чуть так, как видел он.

К. Мацан

Т. Касаткина

- Есть описание этого вот флигеля, условно называемого так, на момент проживания там Достоевских, но, насколько я поняла соображения тех реставраторов, которые выиграли тендер на восстановление, основной закон требует, чтобы мы восстанавливали то, на что есть планы, а не то, что можно восстановить по воспоминаниям и описаниям, и поэтому они собираются идти по максимально простому пути: восстанавливать непонятное здание, которое уже построила сестра и делать там экспозицию, которая будет, как другие музеи Достоевского, но поплоше, потому что откуда брать экспонаты для этого, в основном, будут брать какие-то копии из вот этих вот уже существующих музеев Петербурга, Москвы, Старой Руссы и так далее. А между тем главный ценз Дарового – это его ландшафты и пейзажи.

К. Мацан

Т. Касаткина

А. Митрофанова

Т. Касаткина

К. Мацан

- А как вам кажется, что нужно, чтобы это увидеть? Ведь, вы говорите: нужно было бы показывать, приедет человек, ему экскурсовод может показать красивый пейзаж, а чтобы увидеть в нем то, о чем вы говорите, нужно какое-то, если угодно, духовное зрение, можно ли как-то человека, в хорошем смысле слова спровоцировать так посмотреть на окружающий мир, на природу?

Т. Касаткина

- Я думаю, что можно, я думаю, что это одна из целей, которую Достоевский себе в своем творчестве ставил, то есть научить видеть так, чтобы видеть не мертвые вещи вокруг себя, а видеть вот этот вот живой говорящий космос, который к каждому из нас постоянно обращается, для него ведь еще каждая вещь вокруг нас – это слово Божие буквально, то есть Господь говорит с нами вещами мира, и Достоевский это постоянно описывает. И вот эта способность увидеть все, как говорящее, как живое, она, собственно, при чтении его текстов и образовывается у человека или пробуждается, если она в нем была, и, конечно, это была бы задача, которую надо было бы перед экскурсоводами ставить, то есть постараться так подобрать, допустим, тексты Достоевского для этой вот пленэрной экскурсии, чтобы человек услышал и через слышание увидел, то, что вокруг него так, как это видел Достоевский.

К. Мацан

А. Митрофанова

Т. Касаткина

К. Мацан

Т. Касаткина

А. Митрофанова

- Татьяна Александровна, а связано ли это с тем фактом, что отец Достоевского был убит, если я правильно помню, как раз по дороге в эту деревню, и это известие настолько в свое время потрясло будущего писателя, а вернулся он туда, смог приехать, по-моему, в 77-м только году, то есть уже состоявшимся взрослым человеком, который сам уже отец, то есть какие-то моменты не пускали его туда, в те места, где его отец то ли трагически погиб, был убит, то ли апоплексический удар, так до конца и не установлено, что там произошло, но драма, связанная с отцом в жизни самого Достоевского случилась там.

Т. Касаткина

К. Мацан

А. Митрофанова

Т. Касаткина

К. Мацан

Читайте также: