Какие предметы входят в филологию в школе
Обновлено: 06.07.2024
• развитие общекультурного кругозора учащихся, формирование интереса к освоению культурного наследия.
Использование различных форм организации учебного процесса (уроки-семинары, творческие отчеты, уроки-зачеты, конференции, уроки-праздники, дидактические игры, мастерские) способствует выработки устойчивой мотивации, привитию интереса к урокам русского языка.
Литература.
Общая цель литературного образования – приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
К основным общеучебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:
• умение читать и пересказывать художественное произведение,
• умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать, • самостоятельно формулировать тему и идею произведения,
• анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности,
• работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками,
• владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров,
• уметь сопоставлять различные точки зрения на одно и то же произведения, его героев, на отношение к эпохе, обосновывать свою оценку прочитанного произведения.
Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения, в совместном творчестве учителя и ученика, их активном диалоге.
Английский язык.
К ведущим общеучебным целям программы по английскому языку относятся:
• развитие речевых умений (аудирование, чтение и письмо),
• формирование умений иноязычной коммуникации,
• гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика, расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Учитывая психологические, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, учителя школы широко используют новые формы и методы организации занятий: комплексный коммуникативный подход в обучении, проектная работа, аудиовизуальные, информационные технологии.
Содержание курса определяется:
• типовой программой Министерства образования РФ, Обеспечивается учебными комплексами под научной редакцией Виленкина Н.Я., Алимова Ш.А., Атанасяна Л.С.
Целью обучения математике является формирование:
• практических умений, связанных с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности,
• интеллектуальных умений, связанных с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира.
Реализуется через предметные курсы: История, Обществознание, География,
История.
Содержание курса определяется типовой программой для общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы Министерства образования РФ.
География.
Учебный план по географии не противоречит образовательным стандартам петербургской школы по географии.
Особое внимание при изучении курса уделяется решению следующих задач:
o привлечение учащихся к решению географических проблем на доступном им уровне,
o формирование у учащихся экологического сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии,
o экономическая и политическая подготовка,
Немало важен краеведческий аспект школьного географического образования. Изучение истории и культуры Переславля-Залесского предполагает наличие у учащихся базовых знаний о географии своего края и умение их применять.
Для решения этих задач широко используются бинарные уроки, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, конференции.
Образовательная область представлена программами по природоведению, биологии, химии , физики.
• формирование у учащихся знаний о сложнейшем явлении природы -жизни на разных уровнях ее организации,
• выработка системы знаний, необходимых для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, энергетической, экономической, образовательной и др., от решений которых зависит судьба человечества,
• обучение системному мышлению, пониманию взаимосвязи и взаимозависимости многоуровневой организации природы
Русский язык.
К ведущим общеучебным целям программы относятся:
• воспитание культуры устной и письменной речи,
• формирование коммуникативных умений:
-грамотно и каллиграфически правильно писать,
-осмысливать тему, подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли,
-составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты,
-отбирать материал из разных источников, систематизировать, излагать логически последовательно в соответствии с планом,
-правильно выражать мысли в устной и письменной форме в соответствии с литературными нормами (орфоэпическими, речевыми, грамматическими, орфографическими, пунктуационными.)
• воспитание потребности в использовании дополнительных источников информации,
• развитие общекультурного кругозора учащихся, формирование интереса к освоению культурного наследия.
Использование различных форм организации учебного процесса (уроки-семинары, творческие отчеты, уроки-зачеты, конференции, уроки-праздники, дидактические игры, мастерские) способствует выработки устойчивой мотивации, привитию интереса к урокам русского языка.
Литература.
Общая цель литературного образования – приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способности к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, формирование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистических принципах.
К основным общеучебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:
• умение читать и пересказывать художественное произведение,
• умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно отвечать по тексту, цитировать, • самостоятельно формулировать тему и идею произведения,
• анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности,
• работать с разными источниками информации, пользоваться словарями и справочниками,
• владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров,
• уметь сопоставлять различные точки зрения на одно и то же произведения, его героев, на отношение к эпохе, обосновывать свою оценку прочитанного произведения.
Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традиционных и инновационных методов обучения, в совместном творчестве учителя и ученика, их активном диалоге.
Английский язык.
К ведущим общеучебным целям программы по английскому языку относятся:
• развитие речевых умений (аудирование, чтение и письмо),
• формирование умений иноязычной коммуникации,
• гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика, расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Учитывая психологические, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, учителя школы широко используют новые формы и методы организации занятий: комплексный коммуникативный подход в обучении, проектная работа, аудиовизуальные, информационные технологии.
Содержание курса определяется:
• типовой программой Министерства образования РФ, Обеспечивается учебными комплексами под научной редакцией Виленкина Н.Я., Алимова Ш.А., Атанасяна Л.С.
Целью обучения математике является формирование:
• практических умений, связанных с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности,
• интеллектуальных умений, связанных с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира.
Реализуется через предметные курсы: История, Обществознание, География,
История.
Содержание курса определяется типовой программой для общеобразовательных учреждений. История 6-11 классы Министерства образования РФ.
География.
Учебный план по географии не противоречит образовательным стандартам петербургской школы по географии.
Особое внимание при изучении курса уделяется решению следующих задач:
o привлечение учащихся к решению географических проблем на доступном им уровне,
o формирование у учащихся экологического сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии,
o экономическая и политическая подготовка,
Немало важен краеведческий аспект школьного географического образования. Изучение истории и культуры Переславля-Залесского предполагает наличие у учащихся базовых знаний о географии своего края и умение их применять.
Для решения этих задач широко используются бинарные уроки, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, конференции.
Образовательная область представлена программами по природоведению, биологии, химии , физики.
• формирование у учащихся знаний о сложнейшем явлении природы -жизни на разных уровнях ее организации,
• выработка системы знаний, необходимых для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, энергетической, экономической, образовательной и др., от решений которых зависит судьба человечества,
• обучение системному мышлению, пониманию взаимосвязи и взаимозависимости многоуровневой организации природы
Выбирая специальность для поступления, желательно понимать не только, кем вы будете после выпуска, но и что вам придется учить несколько лет. Мы уже рассказали, какие предметы преподают будущим журналистам, юристам, философам, а сегодня поговорим о том, что изучают на филологическом факультете и какую специальность вы получите после выпуска.
Советы поступающим, а также лайфхаки по учебе и трудоустройству регулярно получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они всегда знают о выгодных акциях и предложениях.
Филологический факультет: что там изучают, а что нет
Раньше на филфаках действовало несколько отделений: русского языка и иностранных. Сегодня в большинстве университетов для изучения иностранных языков существуют отдельные факультеты, а на филологическом факультете готовят специалистов по языкам славянской группы и лингвистике.
Какие предметы изучают на филологическом факультете
На первом курсе филологического факультета предметы в основном те же, что и на других специальностях:
- русский язык;
- иностранный язык;
- история;
- культурология.
На 2-3 курсе к дисциплинам филологического факультета добавляются специальные предметы:
- Языкознание.
- Литература разных эпох.
- Теория и практика географии.
- Основы семантики.
- Теория литературы.
- Риторика.
- Анализ художественного текста.
- Основы лингвистики.
- История и теория фольклора.
Есть в расписании и общеобразовательные предметы, изучаемые на филологическом факультете:
- социология;
- логика;
- религиоведение;
- правоведение;
- философия;
- экология;
- педагогика.
На старших курсах предметы на факультете филологии зависят от профиля обучения. Это могут быть:
- Теория и практика перевода.
- Лингвистические исследования.
- Диалектология.
- Латинский и древнегреческий языки.
- Нейролингвистическое программирование.
Если на факультете все же есть кафедры иностранных языков, то к предметам добавятся дисциплины, связанные с ними:
- История языка.
- Теория и практика перевода.
- Перевод научного текста.
- Перевод художественного текста.
- Перевод технического текста.
Филологический факультет: каких предметов нет
Если вы не любите точные и естественные науки, то образование на филологическом факультете как раз для вас. Здесь вы не встретите:
- Высшей математики.
- Основы математического анализа.
- Физику.
- Органическую или неорганическую химию.
- Биологию и т. д.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
На филфаке научат работать с текстами
Практика на филфаке
После каждого учебного года учащиеся филфака проходят практику. Она может быть:
- фольклорной;
- диалектологической;
- языковой;
- педагогической.
Специальности, где могут работать филологи
После выпуска студенты филфака находят себя в социально-гуманитарной сфере. Они работают:
- учителями и преподавателями;
- журналистами и корректорами;
- переводчиками и лингвистами;
- писателями и копирайтерами;
- репетиторами и авторами студенческих работ.
Последняя профессия позволяет работать по свободному графику и контролировать свой уровень доходов. Главное — найти надежный сервис, который обеспечит конфиденциальность и гарантирует стабильные выплаты.
Изучая предметы филологического факультета, придется не только много читать, но и выполнять различные учебные работы: писать сочинения и эссе, готовить рефераты и курсовые. Получить за них отличную оценку поможет сервис помощи студентам.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Перед тем, как принять окончательное решение о поступлении на филфак, нужно подробно ознакомиться с программой направления. Мы расскажем о предметах, которые предстоит изучать будущим филологам, а также о профессиях, где выпускники смогут реализоваться как специалисты.
Что такое филология
В филологическую науку входят гуманитарные предметы, объединенные целью изучить культуры народностей посредством письменной и устной речи. После выпуска студенты устраиваются переводчиками, журналистами, публицистами, занимаются лингвистическими исследованиями.
Филологические направления
Задачей специалистов является доведение информации доступным языком до общества. Нужно определить, какие науки входят в цикл филологии, чтобы понять ее сущность и предназначение.
Классическая филология содержит комплекс направлений о греческой и римской литературе. Студентам преподают латинский язык, на лекциях и семинарах они изучают тексты античных философов и мыслителей. Если вам интересна античная наука, то данное направление для вас.
Общее языкознание. Наука занимается исследованием языковых закономерностей. Отрасль заинтересует тех, кому нравится исследовать лингвистические процессы, начиная с древности и по наши дни. После окончания вуза выпускники устраиваются педагогами, переводчиками, редакторами, учителями славянского языка.
Коммуникативистика. Предмет исследует проблемы, связанные с информационным обменом. Для тех абитуриентов, которые в будущем хотят работать в СМИ с политическим направлением и заниматься журналистикой.
Литературоведение занимается изучением художественной литературы. Направление исследует связь между произведениями разных эпох и стран. Студентов обучают находить и выделять все приемы, используемые автором. Для тех абитуриентов, кому интересна мировая литература в ее историческом развитии.
Прикладная лингвистика занимается разрешением проблем языка, связанных с машинным переводом и компьютерной текстологией. Специалисты составляют словари и тезаурусы в электронном варианте. Студентам дают знания о приложениях современной лингвистики, связанных с информационными технологиями. Сфера работы — школы, университеты, сферы лингвистических и информационных экспертиз.
Переводческая сфера. Специалисты переводят иностранную художественную литературу и адаптируют переводы для читателей. Сегодня особой востребованностью пользуются переводчики с восточных языков.
Текстология занимается изучением текстов произведений и восстановлением древних рукописей. Такие сотрудники нужны в исследовательских институтах и издательствах.
Фольклористика — наука, включающая в себя литературоведение, музыку и этнолингвистику. Студенты изучают движение художественных систем в промежутке времени в рамках национальностей и получают навык проведения анализа литературы на нескольких уровнях. По окончании факультета выпускники устраиваются в университеты, где преподают фольклор.
Последовательность изучения дисциплин на филфаке
Первокурсники филологических факультетов проходят:
- русский и иностранный языки;
- историю;
- культурологию.
На втором и третьем курсах к основным предметам программы добавляют:
- языкознание;
- теорию и практику географии;
- литературу разных лет;
- риторику;
- семантику;
- теорию литературы;
- историю и теорию фольклора;
- анализ художественного текста.
Общеобразовательные дисциплины:
- логика;
- философия;
- правоведение;
- религиоведение;
- экология.
Старшекурсникам преподают:
- переводческую теорию и практику;
- латинский и древнегреческий языки;
- диалектологии;
- лингвистику;
- нейролингвистику.
На кафедре иностранных языков добавлены профильные предметы:
- история языка;
- перевод научного, технического и художественного текста;
- теория и практика перевода.
Если у вас возникли проблемы со сроками сдачи ваших работ и вы не успеваете учить весь учебный материал, вы всегда можете обратиться к специалистам сервиса Феникс.хелп. Это сэкономит ваши нервы и время!
1. Пояснительная записка.
Используемые УМК:
5 класс: (ФГОС) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность: : в 2 ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. – 5-е изд.– М. : Просвещение, 2015
6 класс: (ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.
Тип образовательного учреждения – общеобразовательное.
Вид образовательного учреждения – школа.
II ступень общего образования.
Образовательная область – филология.
- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
I. Цели и задачи курса русского языка:
В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.
Общие цели изучения русского языка в школе:
формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста); применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 170 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Читайте также: