Какие предметы входят в филологию в школе

Обновлено: 06.07.2024

• развитие общекультурного кругозора учащихся, формирование ин­тереса к освоению культурного наследия.

Использование различных форм организации учебного процесса (уроки-семинары, творческие отчеты, уроки-зачеты, конференции, уроки-праздники, дидактические игры, мастерские) способствует выработки устойчивой мотива­ции, привитию интереса к урокам русского языка.

Литература.

Общая цель литературного образования – приобщение учащихся к богат­ствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способно­сти к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, форми­рование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистиче­ских принципах.

К основным общеучебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:

• умение читать и пересказывать художественное произведение,

• умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно от­вечать по тексту, цитировать, • самостоятельно формулировать тему и идею произведения,

• анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности,

• работать с разными источниками информации, пользоваться слова­рями и справочниками,

• владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров,

• уметь сопоставлять различные точки зрения на одно и то же произ­ведения, его героев, на отношение к эпохе, обосновывать свою оценку прочитан­ного произведения.

Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традици­онных и инновационных методов обучения, в совместном творчестве учителя и ученика, их активном диалоге.

Английский язык.

К ведущим общеучебным целям программы по английскому языку отно­сятся:

• развитие речевых умений (аудирование, чтение и письмо),

• формирование умений иноязычной коммуникации,

• гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика, рас­ширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

Учитывая психологические, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, учителя школы широко используют новые формы и методы организа­ции занятий: комплексный коммуникативный подход в обучении, проектная ра­бота, аудиовизуальные, информационные технологии.

Содержание курса определяется:

• типовой программой Министерства образования РФ, Обеспечивается учебными комплексами под научной редакцией Виленкина Н.Я., Алимова Ш.А., Атанасяна Л.С.

Целью обучения математике является формирование:

• практических умений, связанных с созданием и применением инст­рументария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности,

• интеллектуальных умений, связанных с мышлением человека, с ов­ладением определенным методом познания и преобразования мира.

Реализуется через предметные курсы: История, Обществознание, География,

История.

Содержание курса определяется типовой программой для общеобразова­тельных учреждений. История 6-11 классы Министерства образования РФ.

География.

Учебный план по географии не противоречит образовательным стандартам петербургской школы по географии.




Особое внимание при изучении курса уделяется решению следующих за­дач:

o привлечение учащихся к решению географических проблем на дос­тупном им уровне,

o формирование у учащихся экологического сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии,

o экономическая и политическая подготовка,

Немало важен краеведческий аспект школьного географического образо­вания. Изучение истории и культуры Переславля-Залесского предполагает наличие у учащихся базовых знаний о географии своего края и умение их применять.

Для решения этих задач широко используются бинарные уроки, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, конференции.

Образовательная область представлена программами по природоведению, биологии, химии , физики.

• формирование у учащихся знаний о сложнейшем явлении природы -жизни на разных уровнях ее организации,

• выработка системы знаний, необходимых для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, энергетической, экономиче­ской, образовательной и др., от решений которых зависит судьба человечества,

• обучение системному мышлению, пониманию взаимосвязи и взаимо­зависимости многоуровневой организации природы

Русский язык.

К ведущим общеучебным целям программы относятся:

• воспитание культуры устной и письменной речи,

• формирование коммуникативных умений:

-грамотно и каллиграфически правильно писать,

-осмысливать тему, подчинять свое высказывание определенной теме и ос­новной мысли,

-составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты,

-отбирать материал из разных источников, систематизировать, излагать ло­гически последовательно в соответствии с планом,

-правильно выражать мысли в устной и письменной форме в соответствии с литературными нормами (орфоэпическими, речевыми, грамматическими, ор­фографическими, пунктуационными.)

• воспитание потребности в использовании дополнительных источни­ков информации,

• развитие общекультурного кругозора учащихся, формирование ин­тереса к освоению культурного наследия.

Использование различных форм организации учебного процесса (уроки-семинары, творческие отчеты, уроки-зачеты, конференции, уроки-праздники, дидактические игры, мастерские) способствует выработки устойчивой мотива­ции, привитию интереса к урокам русского языка.

Литература.

Общая цель литературного образования – приобщение учащихся к богат­ствам отечественной и мировой художественной культуры, развитие способно­сти к эстетическому восприятию искусства, оценки явлений литературы, форми­рование гуманных потребностей. Особое значение придается урокам литературы в деле формирования у учащихся опыта общения, основанного на гуманистиче­ских принципах.

К основным общеучебным умениям и навыкам, формируемым на урокам литературы относятся:

• умение читать и пересказывать художественное произведение,

• умение формулировать проблемные вопросы, аргументированно от­вечать по тексту, цитировать, • самостоятельно формулировать тему и идею произведения,

• анализировать художественное произведение с учетом его жанра, в контексте культуры, эпохи, современности,

• работать с разными источниками информации, пользоваться слова­рями и справочниками,

• владеть грамотной письменной речью, писать сочинения разных жанров,

• уметь сопоставлять различные точки зрения на одно и то же произ­ведения, его героев, на отношение к эпохе, обосновывать свою оценку прочитан­ного произведения.

Гуманизация преподавания литературы проявляется в сочетании традици­онных и инновационных методов обучения, в совместном творчестве учителя и ученика, их активном диалоге.

Английский язык.

К ведущим общеучебным целям программы по английскому языку отно­сятся:

• развитие речевых умений (аудирование, чтение и письмо),

• формирование умений иноязычной коммуникации,

• гуманитарное и гуманистическое развитие личности ученика, рас­ширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

Учитывая психологические, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, учителя школы широко используют новые формы и методы организа­ции занятий: комплексный коммуникативный подход в обучении, проектная ра­бота, аудиовизуальные, информационные технологии.

Содержание курса определяется:

• типовой программой Министерства образования РФ, Обеспечивается учебными комплексами под научной редакцией Виленкина Н.Я., Алимова Ш.А., Атанасяна Л.С.

Целью обучения математике является формирование:

• практических умений, связанных с созданием и применением инст­рументария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности,

• интеллектуальных умений, связанных с мышлением человека, с ов­ладением определенным методом познания и преобразования мира.

Реализуется через предметные курсы: История, Обществознание, География,

История.

Содержание курса определяется типовой программой для общеобразова­тельных учреждений. История 6-11 классы Министерства образования РФ.

География.

Учебный план по географии не противоречит образовательным стандартам петербургской школы по географии.

Особое внимание при изучении курса уделяется решению следующих за­дач:

o привлечение учащихся к решению географических проблем на дос­тупном им уровне,

o формирование у учащихся экологического сознания, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру во всем его многообразии,

o экономическая и политическая подготовка,

Немало важен краеведческий аспект школьного географического образо­вания. Изучение истории и культуры Переславля-Залесского предполагает наличие у учащихся базовых знаний о географии своего края и умение их применять.

Для решения этих задач широко используются бинарные уроки, уроки-экскурсии, интегрированные уроки, конференции.

Образовательная область представлена программами по природоведению, биологии, химии , физики.

• формирование у учащихся знаний о сложнейшем явлении природы -жизни на разных уровнях ее организации,

• выработка системы знаний, необходимых для понимания сущности глобальных проблем современности: экологической, энергетической, экономиче­ской, образовательной и др., от решений которых зависит судьба человечества,

• обучение системному мышлению, пониманию взаимосвязи и взаимо­зависимости многоуровневой организации природы

Какие предметы изучают на филологическом факультете

Выбирая специальность для поступления, желательно понимать не только, кем вы будете после выпуска, но и что вам придется учить несколько лет. Мы уже рассказали, какие предметы преподают будущим журналистам, юристам, философам, а сегодня поговорим о том, что изучают на филологическом факультете и какую специальность вы получите после выпуска.

Советы поступающим, а также лайфхаки по учебе и трудоустройству регулярно получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они всегда знают о выгодных акциях и предложениях.

Филологический факультет: что там изучают, а что нет

Раньше на филфаках действовало несколько отделений: русского языка и иностранных. Сегодня в большинстве университетов для изучения иностранных языков существуют отдельные факультеты, а на филологическом факультете готовят специалистов по языкам славянской группы и лингвистике.

Какие предметы изучают на филологическом факультете

На первом курсе филологического факультета предметы в основном те же, что и на других специальностях:

  • русский язык;
  • иностранный язык;
  • история;
  • культурология.

На 2-3 курсе к дисциплинам филологического факультета добавляются специальные предметы:

  1. Языкознание.
  2. Литература разных эпох.
  3. Теория и практика географии.
  4. Основы семантики.
  5. Теория литературы.
  6. Риторика.
  7. Анализ художественного текста.
  8. Основы лингвистики.
  9. История и теория фольклора.

Есть в расписании и общеобразовательные предметы, изучаемые на филологическом факультете:

  • социология;
  • логика;
  • религиоведение;
  • правоведение;
  • философия;
  • экология;
  • педагогика.

На старших курсах предметы на факультете филологии зависят от профиля обучения. Это могут быть:

  1. Теория и практика перевода.
  2. Лингвистические исследования.
  3. Диалектология.
  4. Латинский и древнегреческий языки.
  5. Нейролингвистическое программирование.

Если на факультете все же есть кафедры иностранных языков, то к предметам добавятся дисциплины, связанные с ними:

  1. История языка.
  2. Теория и практика перевода.
  3. Перевод научного текста.
  4. Перевод художественного текста.
  5. Перевод технического текста.

Филологический факультет: каких предметов нет

Если вы не любите точные и естественные науки, то образование на филологическом факультете как раз для вас. Здесь вы не встретите:

  1. Высшей математики.
  2. Основы математического анализа.
  3. Физику.
  4. Органическую или неорганическую химию.
  5. Биологию и т. д.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


На филфаке научат работать с текстами

Практика на филфаке

После каждого учебного года учащиеся филфака проходят практику. Она может быть:

  • фольклорной;
  • диалектологической;
  • языковой;
  • педагогической.

Специальности, где могут работать филологи

После выпуска студенты филфака находят себя в социально-гуманитарной сфере. Они работают:

  • учителями и преподавателями;
  • журналистами и корректорами;
  • переводчиками и лингвистами;
  • писателями и копирайтерами;
  • репетиторами и авторами студенческих работ.

Последняя профессия позволяет работать по свободному графику и контролировать свой уровень доходов. Главное — найти надежный сервис, который обеспечит конфиденциальность и гарантирует стабильные выплаты.

Изучая предметы филологического факультета, придется не только много читать, но и выполнять различные учебные работы: писать сочинения и эссе, готовить рефераты и курсовые. Получить за них отличную оценку поможет сервис помощи студентам.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.


Перед тем, как принять окончательное решение о поступлении на филфак, нужно подробно ознакомиться с программой направления. Мы расскажем о предметах, которые предстоит изучать будущим филологам, а также о профессиях, где выпускники смогут реализоваться как специалисты.

Что такое филология

В филологическую науку входят гуманитарные предметы, объединенные целью изучить культуры народностей посредством письменной и устной речи. После выпуска студенты устраиваются переводчиками, журналистами, публицистами, занимаются лингвистическими исследованиями.

Библиотека

Филологические направления

Задачей специалистов является доведение информации доступным языком до общества. Нужно определить, какие науки входят в цикл филологии, чтобы понять ее сущность и предназначение.

Классическая филология содержит комплекс направлений о греческой и римской литературе. Студентам преподают латинский язык, на лекциях и семинарах они изучают тексты античных философов и мыслителей. Если вам интересна античная наука, то данное направление для вас.

Общее языкознание. Наука занимается исследованием языковых закономерностей. Отрасль заинтересует тех, кому нравится исследовать лингвистические процессы, начиная с древности и по наши дни. После окончания вуза выпускники устраиваются педагогами, переводчиками, редакторами, учителями славянского языка.

Коммуникативистика. Предмет исследует проблемы, связанные с информационным обменом. Для тех абитуриентов, которые в будущем хотят работать в СМИ с политическим направлением и заниматься журналистикой.

Литературоведение занимается изучением художественной литературы. Направление исследует связь между произведениями разных эпох и стран. Студентов обучают находить и выделять все приемы, используемые автором. Для тех абитуриентов, кому интересна мировая литература в ее историческом развитии.

Прикладная лингвистика занимается разрешением проблем языка, связанных с машинным переводом и компьютерной текстологией. Специалисты составляют словари и тезаурусы в электронном варианте. Студентам дают знания о приложениях современной лингвистики, связанных с информационными технологиями. Сфера работы — школы, университеты, сферы лингвистических и информационных экспертиз.

Переводческая сфера. Специалисты переводят иностранную художественную литературу и адаптируют переводы для читателей. Сегодня особой востребованностью пользуются переводчики с восточных языков.

Текстология занимается изучением текстов произведений и восстановлением древних рукописей. Такие сотрудники нужны в исследовательских институтах и издательствах.

Фольклористика — наука, включающая в себя литературоведение, музыку и этнолингвистику. Студенты изучают движение художественных систем в промежутке времени в рамках национальностей и получают навык проведения анализа литературы на нескольких уровнях. По окончании факультета выпускники устраиваются в университеты, где преподают фольклор.

Пушкин

Последовательность изучения дисциплин на филфаке

Первокурсники филологических факультетов проходят:

  • русский и иностранный языки;
  • историю;
  • культурологию.

На втором и третьем курсах к основным предметам программы добавляют:

  • языкознание;
  • теорию и практику географии;
  • литературу разных лет;
  • риторику;
  • семантику;
  • теорию литературы;
  • историю и теорию фольклора;
  • анализ художественного текста.

Общеобразовательные дисциплины:

  • логика;
  • философия;
  • правоведение;
  • религиоведение;
  • экология.

Старшекурсникам преподают:

  • переводческую теорию и практику;
  • латинский и древнегреческий языки;
  • диалектологии;
  • лингвистику;
  • нейролингвистику.

На кафедре иностранных языков добавлены профильные предметы:

  • история языка;
  • перевод научного, технического и художественного текста;
  • теория и практика перевода.

Книги

Если у вас возникли проблемы со сроками сдачи ваших работ и вы не успеваете учить весь учебный материал, вы всегда можете обратиться к специалистам сервиса Феникс.хелп. Это сэкономит ваши нервы и время!

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Пояснительная записка.

Используемые УМК:

5 класс: (ФГОС) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. 5 класс. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность: : в 2 ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. – 5-е изд.– М. : Просвещение, 2015

6 класс: (ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.

Тип образовательного учреждения – общеобразовательное.

Вид образовательного учреждения – школа.

II ступень общего образования.

Образовательная область – филология.

- получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

- формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним;

- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;

обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

I. Цели и задачи курса русского языка:

В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Общие цели изучения русского языка в школе:

формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе;

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;

овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; информационная переработка текста); применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся.

В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

II. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

В примерной программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.

В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 170 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Читайте также: