Какие попытки по выходу из начинающегося кризиса предпринимало руководство страны кратко

Обновлено: 07.07.2024

Можно выделить три пути выхода из кризиса, которые проявились в это период наиболее определенно. Первый либерально-реформистский, наиболее ярко воплотившийся в политике нового курса президента США Ф. Рузвельта. Второй социал-реформистский, характерный для Скандинавских стран и Франции. Третий тоталитарный вариант государственного регулирования, который наиболее полно и последовательно был использован в Германии.

Первый путь (американский) сводился к косвенным методам воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни страны. Государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, смягчало социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т. п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регламентированием налоговой системы. К началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса. Из кризиса вышли Великобритания и ряд других стран, применивших политику нового курса. Это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Второй путь (скандинавский) , социал-реформистский, сочетал усиление регулирующей роли государства и социализацию экономики. Под контроль государства ставилась внешняя торговля, вывоз капитала. Государство финансировало капитальное строительство, сельское хозяйство, улучшало пенсионное обеспечение, охрану материнства и детства, финансирование и развертывание жилищного строительства. Этот путь выбрали страны, где буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования, и где были сильны левые партии.

Третий путь (германский) был характерен для Италии, Испании, Японии и наиболее ярко проявился в Германии 30-х годов. Он основывался на максимальном устранении рыночных отношений и сверхцентрализации. Ставилась задача не столько выхода из кризиса, сколько вооруженного передела мира, а точнее сверхзадача передела мира определяла пути и методы выхода их кризиса. Основными чертами антикризисной политики стали - тотальная милитаризация экономики, народного хозяйства; постоянное увеличение государственного сектора в экономике; огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т. д. Проводилось принудительное картелирование, увеличивалась доля государственного заказа. Подобный путь выхода из кризиса давал скорый положительный результат. Так, в Германии уже через год исчезла безработица. Однако, после кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии продолжительной депрессии.

События истории XX в.: две кровопролитные мировые войны, унесшие 75 млн. человеческих жизней, коренные социально-политические изменения в мире в период революций и распада мировой системы империализма, последующий ди­намизм на базе НТР – все это чрезвычайно ярко высвечивало общемировую тенденцию к единству и целостности современного мира. Приходило сознание того, что это определяется не только необхо­димостью борьбы за выживание человечества в условиях накопленного военного потенциала (в том числе и ядерного), способного многократно уничтожить все живое на Земле, но и необходимостью мирного, цивилизованного преодоления существующих глобальных проблем, для разрешения кото­рых требовалось объединить усилия всего мирового общества в целом.

Огромные и все более возрастающие масштабы использования природных минеральных ресур­сов привели не только к истощению сырья в отдельных странах, но и к существенному обеднению всей сырьевой базы нашей планеты.

Экстенсивная добыча запасов полезных ископаемых ведет к серьезным изменениям в природном ландшафте Земли. Так, расширение сельскохозяйственных площадей приводит к тому, что систематически увеличи­вается площадь пустынь (с 1975 до 2000 г. она возрастала на 20%). Вызывает боль­шую тревогу и сокращение площади лесов, которое только за период с 1950 по 1990 гг. составило 10%. Все это по-новому ставит вопрос о жизненной необходимости объединения усилий в освоении природных богатств Мирового океана и космического пространства.

Одной из актуальных проблем является демографическая. Население Земли к концу XX в. превысило 6 млрд. человек. Прирост населения незначителен в развитых странах и чрезвычайно высок в развивающихся (около 90% в странах Азии, Латинской Америки и Африки).

Это находит свое отражение и в размере семьи: так, если в Бельгии, Великобритании, Швеции он составляет 2,9 человека, в США – 3,1, то в Иране – 6, Пакистане – 5,7, на Фи­липпинах – 5,8. Проблема заключалась в обеспечении такого уровня жизни, который бы позволял иметь все необходимые условия для нормального человеческого существования. Однако ситуация была сложной, т.к. экономика этих государств значительноотставала от уровня производства развитых стран. Это приводило к тому, что три четверти населения жило, не имея санитарных устройств, 1,5 млрд. человек были лишены элементарной медицинской помощи, 250 млн. человек жили в трущобах, 2 млрд. человек не имели возможности пользоваться безопасной для здоровья водой и т.д. От недоедания к концу 80-х гг. страдало свыше 500 млн. человек, от голода ежегодно умирало 30-40 млн. человек.

Также было необходимо объединить усилия всех государств для борьбы с новыми видами заболеваний, вызванными техногенным воздействием на природу, снижением уровня защитных сил организма че­ловека, резким повышением темпа жизни, многочисленными стрессовыми ситуациями.

Это такие заболевания, как сердечно-сосудистые, онкологические, новые виды аллергий, диабет, неврозы, СПИД и др. Продолжают оставаться достаточно частыми такие инфекционные заболевания, как грипп, тиф; болезни, в основе которых лежат социальные причины: туберкулез, дизентерия, гепатит и т.д. Все это отражалось на состоянии общественного здоровья, средней продолжительности жизни. Причем, если в развитых странах она составляла 72,4 года, то в развивающихся – 57,0 (в СССР в 1986 году она составляла 67,6 года).

1. Вывод о том, что ядерная война не может быть средством достижения политических, экономи­ческих, идеологических и иных целей.

2. Безопасность государств не может быть обеспечена военными средствами, она – на пути мирно­го сосуществования.

3. Равенство и одинаковая ответственность перед мировым сообществом всех государств, незави­симо от их величины и мощи – т.е. демократизация международных отношений.

4. Обеспечение права выбора исторического пути развития государств путем невмешательства во внутренние дела.

5. Деидеологизация межгосударственных отношений – т.е. различия в области государственной идеологии не должны служить препятствием для развития экономических, политических, культур­ных и др. отношений.

Однако события конца 80-х и начала 90-х гг. в странах Восточной Европы, изменившие их государственный строй и идеологию, привели к ликвидации военного и государственного союзов – Варшавского Договора и СЭВ – экономического союза бывших социалистических государств. Образовалась запутанная международная ситуация, которая в конце 1991 г. значительно осложнилась ликвидацией СССР и созданием большого числа независимых государств на базе бывших советских республик. Возникшие взаимные территориальные претензии, подогретые волной национализма, приводили да­же к вооруженным конфликтам. При всей сложности и пока непредсказуемости дальнейших между­народных отношений.




Однако все это имело непродолжительный эффект. Неподкрепленные экономической и юридической поддержкой, эти призывы разбивались о незыблемую основу административно-командной системы управления.

Политические реформы при всем многообразии за период с 1985 до начала 90-х гг. решали две главные проблемы: восстановление полновластия Советов как политической основы государства и формирование многопартийности.

Для решения первой задачи важное значение имело восстановление практики первых послерево­люционных лет созыва съездов Советов народных депутатов как высшего законодательного органа страны. Был создан постоянно действующий Верховный Совет СССР, который осуществлял законотворческую деятельность в перерыве между съездами. Аналогичные органы создавались на област­ном, районном и городском уровнях.

Исполнительно-распорядительная власть осуществлялась кабинетом министров во главе с премьер-министром, которые составляли правительство страны. С 1989 г. был введен институт президентства. Первым (и последним) Президентом СССР стал М.С. Горбачев. В дальнейшем этот пост был введен во всех союзных и автономных республиках.

Третья ветвь власти – судебная – объявлялась независимой и самостоятельной, руководствующейся только существующими законами. Для контроля за деятельностью всех ветвей власти и со­блюдения Конституции страны впервые в истории нашей государственности был создан Конституционный суд. Его решения считались окончательными.

Особенностью этого периода деятельности Советов стало избрание депутатов на альтернативной основе в ходе ожесточенной предвыборной борьбы на всех уровнях. Причем предвыборные кампа­нии велись в обстановке широкой гласности и значительной политической активности населения с использованием таких забытых форм агитационной работы, как массовые митинги, листовки и т.д.

Однако стремление союзного руководства проводить реформы в рамках единого государства сопровождались достаточно мощными дезинтеграционными процессами практически во всех республиках. Кроме того, свою негативную роль играло стремление отдельных республиканских руководителей полностью уйти от подчинения союзному центру, установить собственную неограниченную власть.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


собственности и т.д;рост политической оппозиции; вскрыть источники и носители механизма торможения, так как, понятие “механизма торможения” помогает оценить причины застойных явлений в жизни общества (“механизм торможения”- это совокупность застойных явлений во всех сферах жизни нашего общества: в политической, экономической, социальной, духовной, международной).

3. Международная военно-политическая конфронтация и ее последствия для СССР.

а) Сначала необходимо определить основные направления советской внешней политики и показать место СССР в мировом обществе.

б ) Далее необходимо раскрыть отличительные особенности взаимоотношений СССР с социалистическими странами. Показать, как события в Чехословакии в 1968 г. отразились на внешней и внутренней политике СССР. Рассказать об отношениях с Югославией, Китаем, Албанией.

в ) Особо надо осветить Программу мира: декларации и реальность.

г ) Показать последствия разрядки международной напряженности для экономики СССР.

д ) В заключении необходимо проанализировать вопрос “ Командно-административная система и внешняя политика”. Задания для самоконтроля. 1. Проблемные вопросы

В чем проявилась противоречивость общественно-политического и экономического развития советского общества в 1965-1984 гг.?В чем проявились застойные и кризисные явления в социально-экономическом развитии страны в конце 60-х – начале 80-х годов? Какие попытки по выходу из начинающегося кризиса предпринимало руководство страны?Как решалась продовольственная проблема в СССР в эти годы? Что сдерживало прогресс в сельском хозяйстве страны?Какие причины хозрасчета были заложены в реформу 1965 г.?Почему экономическая реформа не была реализована?Охарактеризуйте особенности общественно-политической жизни СССР в конце 60-х –начале 80-х годов?Что вы думаете о роли политической оппозиции в СССР в 60-е – 80-е годы? В чем состоит ее историческое значение для формирования антитоталитарного общественного сознания?Какие тенденции характеризуют период застоя?Какие причины диктовали необходимость перемен?Что собой представляла Программа мира? Как проходила ее реализация?Охарактеризуйте противоречия международной обстановки на рубеже 70-х и 80-х годов? Что свидетельствовало о ее обострении в это время? Подумайте, какие меры были необходимыми для выхода из кризиса.

2. Тесты для самоконтроля.

а) Что подразумевалось под хозрасчетом в конце 60-х начале 70-х гг.?

введение частичной экономической самостоятельности под контролем государства;переход к рыночной экономике;переход к хозяйственной самостоятельности некоторых колхозов.

б) Что было главным предметом советского экспорта в 70-е годы?

хлеб, зерно;нефть, газ;электроника, космическая техника.

в) Когда было принято решение о возврате к отраслевому принципу управления промышленностью?

в 1965 г.;в 1968 г.;в 1970 г..

г) Что было главным предметом импорта в СССР в 1970-е гг.?

зерно;нефть, газ;продукция легкой промышленности.

д) Почему экономические эксперименты 60-х годов, связанные с хозрасчетом, не оправдались?

в стране отсутствовали рыночные отношения;существовали бюрократические препятствия для


Тяжёлым испытанием для мировой экономики стал кризис на рубеже 1920–1930-х годов. Он вошёл в историю под названием Великая депрессия. Начался он в Соединённых Штатах Америки, где в 1920-е годы накопилось множество проблем: быстрый рост населения, в том числе и за счёт миграции из других стран, а также перепроизводство в ряде отраслей промышленности, разрыв между уровнем жизни в городе и деревне, проблемы в банковском секторе и на фондовом рынке.

Американский способ борьбы с кризисом

Великая депрессия

Рис. 1. Великая депрессия.

Основные мероприятия были такие:

  • Создание правительственных служб. Например, Администрации общественных работ и Гражданского корпуса охраны окружающей среды.
  • Установление минимальных цен и заработной платы с определением условий труда и продолжительности рабочей недели.
  • Отказ от золотого стандарта.
  • Регулирования финансового сектора.
  • Создание пенсионной системы и появление пособий по безработице.
  • Реализация масштабных строительных проектов.

В наиболее тяжёлый период Великой депрессии президентом США был Герберт Гувер. В 1933 году президентом стал Франклин Рузвельт. Он переизбирался президентом в 1936, 1940 и 1944 годах. Скончался в апреле 1945 года, незадолго до окончания Второй мировой войны.

Франция, Народный фронт 1933

Рис. 2. Франция, Народный фронт 1933.

Выход из кризиса в странах Европы

Во Франции в начале 1930-х безработица выросла до 10 %, а производство сократилось на 25 %. Разорились многие мелкие собственники, выросла коррупция. Следствием экономического кризиса стал политический. В 1934 году была предпринята политика фашистского мятежа, в стране происходили политические убийства. Государство во Франции пошло социально-демократическим путём. Были увеличены военные заказы, построена линия Мажино, приняты законы о социальных гарантиях и введена государственная поддержка промышленности и банков.

В Великобритании производство снизилось на 15–25 %, а безработица выросла с 10 до 25 %. В стране было создано правительство из коалиции либералов, консерваторов и лейбористов. Оно отказалось от золотого стандарта британского фунта и ввело высокие таможенные тарифы. Отчасти британский вариант выхода из кризиса оказался похожим на американский.

Альтернативные пути выхода из кризиса 1929–1933 годов можно представить в таблице:

Читайте также: