Какие политические режимы существовали в россии на протяжении прошедшего столетия кратко

Обновлено: 08.07.2024

Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов. Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.

Содержание

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА……………………….…..…. …..5

Типы политического режима в истории России ……….……7

Работа содержит 1 файл

Типы политического режима в истории России.doc

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА……………………….…..…. …..5

Типы политического режима в истории России ……….……7

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы и государства в целом, выступает политический режим.

Понятие политического режима – одно из ключевых понятий теории государства и права, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Актуальность данной темы, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы. Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Согласно наиболее распространенному толкованию, режим определяется как совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти определенных групп и классов.

Политический режим- это те средства и методы, которыми данная власть обеспечивает свое господство в стране и управление обществом.

Политический режим представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющей характер политической жизни общества.

Характер политического режима зависит от следующих моментов:

- от реального функционирования структур политической системы (государства, партий, общественных организаций);

- степени гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения;

- процедур отбора правящих групп, выдвижения и подбора руководителей;

- состояния законности и реальной силы ее в обществе, особенностей политической культуры и политических традиций.

Основные формы правления следующие:

1.Автократия - самовластии, неограниченная власть одного лица (монарха, президента)

2. Аристократия - власть знати, привилегированного большинства знатных (лучших) людей

4. Тимократия - власть привилегированной верхушки состоятельных людей

5. Теократия - власть церкви и духовенства

6. Геронтократия - власть старейшин, старшего поколения людей

7. Демократия - народовластии, власть всего народа, широких слоев общества

8. Охлократия - власть толпы, людей с площади, склонных к неблагоразумным действиям

9. Монархия - власть одного правителя-монарха (шаха, султана, короля и пр.)

10. Олигархия - власть немногих, небольшой группы людей (богачей, политиков, военных и пр.)

11. Полиархия - власть многих, власть в руках трех и более лиц: военной хунты, Политбюро ЦК КПСС и т.д.; форма демократии, при которой на действия правительства заметно влияют различные общественные организации (профсоюзы, союзы предпринимателей , фермеров и пр.)

12. Анархия - отсутствие власти, безвластие, вызывающее дезорганизованность в обществе

13. Диктатура - неограниченная власть одного лица (диктатора) , группы лиц, политической партии и т.д.

14. Бюрократия - чрезмерная власть чиновников в обществе (заботящихся главным образом о себе)

Типы политического режима в истории России

В России процесс становления политического режима происходил под влиянием двух начал: азиатского деспотизма (как преобладающего начала) и некоторых вкраплений демократического начала в виде демократических республик в Новгороде и Пскове, а также заимствованных элементов в процессе осуществления политических реформ Петра I. Борьба этих направлений и определила сущность и содержание политического режима России, где преобладало, как правило, тоталитарное начало, но в процессе политических реформ на весьма короткое время пробивало себе дорогу и демократическое направление, которое с уходом реформатора вновь поглощалось тоталитарным.

В политическом режиме тех времен сочетались два вида правления: княжеское и вечевое демократическое. Основания для занятия княжеского престола были или династическими (отчина, дедина) или морально политическими (воля народа).

В Новгороде и Пскове существовали в XI—XII веках республики. Здесь верховным органом власти становится вече, на которое собиралось не только городское, но и свободное сельское население. Народ на вече решал все вопросы (особенно это характерно для Новгорода и Пскова), относящиеся как к устройству государства, так и к главе государства, т.е. вече как бы принимало князя с дружиной для управления государственными делами. Если князь нарушал общественный договор, заключенный с вече, то народ изгонял его и приглашал нового князя. Власть вече была всеобъемлющей. Оно решало все важные вопросы внутреннего управления и внешних сношений. Вече избирало посадника и тысяцкого, возглавлявших правительство Новгорода и Пскова. Вече приглашало князя с дружиной, начальником вооруженных сил. Власть князя ограничивалась договорам, обещанием под присягой исполнить его условия, сотрудничать с посадником, без которого князь не мог решать ни одного вопроса как внутренней, так и внешней политики. Князь не имел права вести войну без согласия вече и посадника.

Монголо-татарское нашествие в 1237—1240 годах нанесло смертельный удар по вечевому строю России. Если раньше князья назначались вече и были ему подотчетны, то с приходом монголо-татар князья получили власть от Золотой Орды. Вечевая демократическая жизнь, местное самоуправление во многих русских городах замирают. На два с половиной столетия Русь утратила не только национальную независимость, но и демократические начала в общественной и политической жизни. В ней восторжествовал режим восточной деспотии.

Освобождение России от монголо-татарского ига было завершено в 1547 году, когда великий князь Владимирский и Московский был официально провозглашен царем Московским и всея Руси.

Хотя власть царя и была огромна, но все же она была ограничена боярской думой и Земским собором, который созывался в чрезвычайных ситуациях как совет всей земли.

В эпоху Ивана Грозного усилились тоталитарные тенденции в российском политическом режиме. Были ликвидированы все демократические учреждения в Новгороде и Пскове, где были распущены вече и ликвидировано местное самоуправление, а роль земских соборов была сведена к нулю.

Но безраздельное самодержавие было установлено Петром I. Он провозгласил принцип неограниченной царской власти. Укрепление тоталитарных тенденций в политическом режиме России продолжалось и в период правления Екатерины II, при которой в 1762 году произошло закрепощение крестьянства, передача его в безграничное подчинение помещикам.

Лишь после смерти Николая I в 1855 году Александр II начал готовить реальную реформу по освобождению крестьян от крепостной зависимости, которая была осуществлена в 1861 году. Александр II произвел также земскую, университетскую, школьную, судебную, военную реформы и подготовил проект конституции, по которой Россия стала бы конституционной монархией. Были учреждены органы местного самоуправления в лице земских собраний. Однако период реформ прекратился 1 марта 1881 года. Александр II был убит в тот день, когда он собирался подписать конституцию, по которой Россия объявлялась конституционной монархией. После смерти Александра II политический маятник в России вновь качнулся в сторону тоталитаризма.

И только во время революции 1905—1907 годов Николай II издает 23 апреля 1906 года Манифест, в котором Россия провозглашается конституционной монархией. Учреждаются Государственная Дума и Государственный Совет. На самом же деле в России была учреждена не конституционная монархия, а дуалистическая монархия, которая вновь медленно превращалась в абсолютизм.

Этот процесс был приостановлен 27 февраля 1917 года, когда в России была окончательно ликвидирована абсолютная монархия и установлена самая демократическая республика, самый демократический в мире режим, который просуществовал всего семь месяцев.

В 1917 году в России возникла ситуация выбора пути: демократия и тоталитаризм. Первый путь был возможен при сохранении Учредительного собрания и проведения демократических выборов, а второй — при создании Советов.

После октябрьской революции 1917 года ростки демократии в России были растоптаны: в январе 1918 года было распущено Учредительное собрание и на длительное время установлен тоталитарный режим.

Обострившийся кризис тоталитарного режима привел к необходимости его изменения после 1985 года, когда М.С. Горбачев объявил перестройку и гласность.

Под ударами гласности пошел бурный процесс перехода тоталитарного режима в охлократический, т.е. такой политический режим, при котором все основные политические решения принимаются на митингах, плебисцитах, многочисленных референдумах. Но, как показывает исторический опыт, охлократический режим недолговечен, неустойчив и долго существовать не может. Митинговая стихия захватывает общество, разрушает его нравственные и правовые устои, ведет к параличу экономической и политической жизни, к неуправляемости общества, хаосу, росту преступности.

В августе 1991 года охлократический режим изжил себя, и после событий 18—22 августа он перерос в демократически-авторитарный режим, одной из разновидностей которого является режим плебисцитарной демократии, т.е. такой режим, при котором основные политические решения принимаются не представительными учреждениями, а на референдумах — путем прямого обращения лидера через голову законодательной власти к народу. Типичным примером плебисцитарной демократии был режим Шарля де Голля во Франции во времена V Республики. Можно с уверенностью утверждать, что политический режим России после Августовского путча 1991 года тоже стал режимом плебисцитарной демократии (все основные политические решения, даже принятие конституции, осуществлялись не представительными органами, а путем проведения референдумов).

Следует также заметить, что политический режим России после 4 октября 1993 года стал, не только авторитарно-демократическим, но и в какой-то степени преторианским, т.е. таким политическим режимом, который опирается на элитарные военные силы. Преторианские политические режимы весьма характерны для России со времени Петра I, который с помощью потешных полков пришел к власти, устранив с политической арены Софью (заточив в монастырь).

Политический режим – это совокупность различных методов и средств осуществления управления государством через определенную политическую власть.

Политический режим характеризует правовые и гражданские нормы, возникающие между обществом и государственным аппаратом. Политический режим – это более широкое понятие, чем государственный политический режим, так как включает характеристику политического поведения групп населения, государственных политических партий и объединений.

Вся классификация политических режимов основана на отличительных признаках исполнительной и законодательной функциях государства. По данному признаку выделяют: абсолютную монархию (слияние властей), президентскую республику (режим разделения властей), парламентскую республику (режим сотрудничества). Однако, такое толкование исключает воздействие других политических институтов (групп давления, партийной системы). Формы правления более объективно представлять, как компонент политического режима.

В европейской политической науке общепризнанно определение политического режима М. Дюверже, дополненное и уточненное Ж.-Л. Кермонном: политический режим – это определенная совокупность разных систем политических партий, различных типов принятия решения, способа голосования, групп давления, включающая определенную партийную систему, структуру институтов, принцип легитимности, роль и форму государства.

Готовые работы на аналогичную тему

История развития политических режимов в России

На протяжении всей истории развития общества России политическая власть реализовывалась различными способами. Если кратко, то в политической истории России можно выделить три периода:

  • досоветский период;
  • советский период;
  • постсоветский период.

Для этих периодов характерны особые, специфические формы политического и государственного правления в России. Не смотря на отличительные признаки, всем периодам в большей степени свойственна автократия, чем демократия.

Со времен правления Ивана III до Октябрьской революции 1917 года для наиболее эффективного функционирования общества в России, состоящего из нескольких сословий и представляющего собой на тот момент неоднородное образование как в полиэтническом, так и в мультикультурном отношении, политический режим имел вид абсолютизма.

Как форма автократии, абсолютизм в России иногда усиливал свою жесткость (времена правления Ивана IV и Петра I), иногда перетекал в умеренную авторитарную систему, обладающую элементами парламентаризма (Государственная Дума) и многопартийности (конец правления Николая II). Вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха, опирающегося в своем царствовании как на традиции, так и на разветвленный аппарат реализации власти.

В начале XX в. в России одна форма автократии сменяется другой формой. После Октябрьской революции 1917 года в стране установился особый авторитарный политический режим – диктатура пролетариата. В. И. Ленин определял диктатуру пролетариата, как определенный класс, включающий фабрично-заводских и городских рабочих, которые могут руководить всеми трудящимися и принять самое активное участие в построении нового общественного, социалистического строя. В реальности в России был создан новый политический режим партийной номенклатуры. За весь период нахождения Советов у власти рабочих в составе правительства было крайне мало. В Коммунистической партии рабочих было меньше половины. Государство возглавили профессиональные революционеры, сосредоточившие в своих руках всю законодательную, судебную и исполнительную власть, монополизировали национальную собственность.

Политический режим в современной России

В конце XX века в России произошло падение режима партийной номенклатуры. В 1993 г. система Советов, формально выступающая основой всего механизма функционирования власти в государстве, была упразднена. Стали создаваться новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления.

В тоже время государственная власть в России по характеру и по существу осталась авторитарной. Был установлен политический режим личной власти президента Ельцина Б. Н. Авторитарные начала во власти можно встретить и сегодня. В руках Президента, главы РФ, сосредоточена значительная доля власти.

Потенциально авторитарный режим может обеспечить сосредоточение ресурсов на основных направлениях становления и развития общества; эффективно отвечать на проблемы, возникающие на внешнем или внутреннем секторе.

Авторитарный режим в России конца XX века имеет ряд своих особенностей:

  • чрезмерная концентрация власти в руках главы государства, Президента;
  • зависимость общества от субъективной воли главы государства;
  • политическая элита главным образом коррумпированная, заинтересованная в продвижении собственных эгоистических запросов;
  • недостаточная степень разделения политических функций и ролей, неразвитость всего политического механизма;
  • пирамидальная структура власти;
  • высокая степень субъективизма и инерционности.

Политический режим в России в период президентства Б.Н. Ельцина показал свою низкую социально-экономическую эффективность. Данный режим не мог гарантировать конституционные права и свободы граждан, быстро и объективно реагировать на возникающие у населения потребности.

В условиях значительной концентрации власти у президента и исполнительных органов возможности действенного и постоянного контроля за их деятельностью со стороны общества и со стороны законодательной власти фактически отсутствует, что создает благоприятные предпосылки для коррупции и бесконтрольного расходования федеральных средств. Инструментом контроля может выступать зрелая партийная система или объективные и независимые средства массовой информации. Формирование конкурентной партийной системы, которая способна выразить интересы всех социальных групп на данном этапе ее не завершено.

В.В. Путин в современной России пытается выстроить новый политический режим в виде делегативной демократии или модели управляемой демократии, когда опора делается на подавляющее большинство общества.

Поддержку общества можно получить через эффективную экономическую политику, социальную защищенность населения, рост уровня жизни. При режиме управляемой демократии значительная власть сконцентрирована в руках президента. Это позволяет легитимизировать политические решения президента в законодательных актах, получить со стороны народа поддержку политического курса. Однако при отсутствии системной оппозиции такой режим может перерасти в авторитаризм, режим личной власти.

Во время президентства Д.А. Медведева модель управляемой демократии в политическом режиме сохранилась. Отличительная черта – Медведев пытался расширить социальную базу за счет включения в нее как сторонников Путина, так и его противников. Отсутствие развитых политических институтов в России, финансовый кризис, конституционные изъяны, отсутствие собственной политической партии показали низкую эффективность режима управляемой демократии при Медведеве. Правительство выполняло в большей степени не политические функции, а технические.

Возвращение В.В. Путина на пост Президента России дает надежу на консолидацию общества на принципах минимизации неравенства, солидарности и справедливости. Достичь этого можно только при эффективной современной социально-экономической политике, демократизации политического режима и успешной борьбе с коррупцией.

актуальность Власть – это условие порядка и свободы в государстве. К аждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от государственного режима другой страны

Типы политических режимов в России 1917-середина 20-х гг. Авторитарный режим диктаторского типа В.И.Ленин Середина 20-х гг.-середина 50-х гг. Тоталитаризм И.В.Сталин Середина 50-х гг.-1991 г. Авторитаризм Маленков,Хрущёв,Брежнев,Андропов,Черненко,Горбачев Начало 90-х гг. Переход к демократии Б.Н.Ельцин Современная Россия Авторитарный режим либерального типа ( концентрации власти в руках главы государства - президента.) В.В.Путин,Д.А.Медведев , В.В.Путин

Политический режим в России

Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:

  • народовластие — народ является единственным источником власти;
  • свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
  • гарантия прав и свобод каждого человека;
  • действует принцип разделения властей;
  • децентрализованность власти;
  • выборность и сменяемость органов государственной власти.

Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.

Политика в России

Форма политического устройства РФ

Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.

Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.

Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.

Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.

Федеративный режим

Федеративное устройство

По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.

Многонациональное и светское государство

В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.

Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.

Принцип многопартийности

Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:

  • партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
  • партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
  • любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.

Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.

О формах правления вы узнаете из этого видео.

Действующая Конституция РФ

Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.

Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок. Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа.

Законы и конституция

В Конституции подробно рассматриваются:

  1. Роль государства и правительства в управлении страной.
  2. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
  3. Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
  4. Особенности многопартийной системы.
  5. Порядок защиты прав и свобод граждан.

Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.

О политических режимах - в этом видео.

Организация и проведение выборов

  • Выборы проходят на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Муниципальный уровень — это выборы в органы местного самоуправления. Региональный уровень — это выборы областных и краевых властей. Федеральный уровень — это выборы в Государственную думу. Высший уровень — это голосование за президента страны.
  • Участвовать в референдуме может любой гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет и получивший паспорт. При голосовании предъявлять паспорт обязательно.
  • Голосуют по месту постоянной регистрации. Если в день выборов человек планирует находиться в другом городе, нужно заранее оформить открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение — это документ, обладатель которого имеет право проголосовать на избирательном участке в любом населенном пункте, вне зависимости от места постоянной регистрации.
  • Голосование является тайным и проходит в закрытых кабинках. Каждый участник получает бюллетень, отмечает любым знаком фамилию кандидата или наименование партии, а затем помещает бюллетень в закрытую урну.
  • Когда избирательные участки закрываются, избирательная комиссия ведет подсчет голосов. Кандидаты или партии, получившие абсолютное большинство голосов, считаются победившими. При спорных результатах назначается второй тур выборов.

Политика в РФ

Преимущества действующего политического строя

Действующий политический строй имеет много преимуществ, по сравнению с тоталитарным режимом СССР, например:

  1. Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
  2. Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
  3. В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
  4. Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.

В связи с этим многие политологи отмечают: переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал резкому рывку России вперед. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, это был период хаоса и неуверенности в будущем. Однако, с течением времени правительство вышло на правильный курс, и страна вступила в эпоху подъема. Это касается как экономической, так и социально-культурной составляющей жизни государства. Конечно, переход к демократическому режиму был довольно сложным. Тем не менее страна успешно преодолела эти сложности.

В данный момент российская демократия переживает свой расцвет. Россия вышла на один уровень с крупными европейскими государствами. Благодаря правильной политике президента и корректным действиям кабинета министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться на то, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима, а ошибки, допущенные главными руководителями в период советской власти, не будут повторяться современными государственными лидерами.

Читайте также: