Какие подвижные игры и эстафеты применяются для совершенствования техники передвижений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Примерный комплекс подвижных игр и эстафет, используемых на тренировочном занятии.

Подвижные игры

1. "Слушай сигнал!" Занимающиеся идут в колоне по одному и в ответ на сигнал руководителя выполняют определенное .задание (изменяют направление, способ перемещения и т.п.). Ребята, неверно выполнившие ответное действие, проигрывают,

2. "Скалки". Занимающиеся перемещаются приставными шагами в низкой стойке прыжками на двух ногах в приседе, прыжками на одной ноге.

3. "День и ночь". Две команды (одна "день", другая – "ночь") становятся в две шеренги у средней линии на расстоянии 2-3 м одна от другой. Преподаватель называет одну или другую команду. Игроки названной команды ловят игроков другой команды, которые убегают за свою линию. Игра усложняется тем, что сигналы подаются зрительные, противники стоят спиной друг к другу, сидят, лежат на спине или животе и т.д. Подсчитывается количество пойманных игроков.

4. "Вызов". Занимающиеся распределяются на две команды и становятся в шеренги около противоположенных сторон площадки. Игрок одной из команды направляется к команде противника, игроки которой вытягивают вперед правые руки. Вызывающий три раза касается ладоней противника, после третьего убегает, а вызванный игрок старается догнать его. Если вызывающему удалось убежать, то вызванный игрок идет к нему в "плен", если не удалось, он сам идет в "плен". Команда продолжает вызывать противников до тех пор, пока ее игрок не попадет в "плен". Если игрок, имеющий "пленного", сам попадает в "плен", его "пленный" освобождается и принимает участие в игре. Побеждает команда, имеющая большее числю "пленных" (за определенное время) или взявшая всю команду противника в "плен".

Эстафеты

Большое значение в подготовке волейболистов имеют эстафеты с включением в них элементов акробатики, гимнастики, легкой атлетики. Эстафеты строятся по типу преодоления препятствий с выполнением отдельных заданий. Задания представляют собой перемещения различными способами, прыжки на одной и обеих ногах также в необычных положениях, повороты на 360 градусов во время движения, остановки и рывки с места и. т.п.

На своих уроках применяю активные методы обучения. На основе их разработала упражнения и эстафеты, способствующие развитию координации движений.

Подготовка. Играющие делятся на несколько команд. Каждая, в свою очередь, делится пополам. Команды выстраиваются друг против друга за линиями. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке (теннисному мячу).


Эстафета заканчивается, когда команды поменяются местами на площадке.

Выигрывают те, кто закончил перебежки раньше.

Правила игры: 1. Эстафета начинается по команде. 2. Необходимо обегать колонну справа налево и после этого передавать эстафету игроку, который вышел на полшага вправо. 3. Чтобы увеличить нагрузку, можно проводить игру с двойными перебежками: игрок, оказавшийся на противоположной стороне, после передачи ему эстафеты снова бежит туда, откуда начинал бег.

Подготовка. Все играющие делятся на три - пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым (или левым) боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч — шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).


Побеждает команда, закончившая эстафету раньше.

Правила игры: 1. Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, а тем — мешать игрокам, совершающим перебежки. 2. За нарушения правил начисляются штрафные очки.

Подготовка. Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая — пятнашками. На площадке делается разметка. В 1 м от лицевой границы площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3 м — вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед этой линией (в 10 —12 м от нее) чертят полосу шириной 1,5 — 2 м.

В итоге побеждает команда, набравшая больше победных очков.

Правила игры: 1. Пятнашке разрешается салить любого игрока или нескольких игроков. 2. Касание засчитывается только до момента отталкивания. 3. Прыгун, заступивший за пределы полосы или не перепрыгнувший ее, считается осаленным.

Подготовка. Две команды играющих выстраиваются шеренгами напротив гимнастической стенки в 7 — 8 м от нее. Перед командами на расстоянии 2 —3 м параллельно устанавливается гимнастическое бревно высотой 90—100 см. Под бревном, в месте перелезания, и у гимнастической стенки, в месте приземления, укладываются маты.

Содержание игры. По сигналу учителя первые игроки из каждой команды приближаются к бревну, перелезают через него, подбегают к гимнастической стенке, влезают на нее, касаются рукой флажка, подвешенного к стенке на высоте 2—2,3 м, спускаются вниз и, возвращаясь, снова перелезают через бревно. После этого в игру вступают новые игроки, а возвратившиеся встают последними в своей шеренге и т.д.


Выигрывает команда, раньше закончившая эстафету и допустившая меньше нарушений правил.

Правила игры: I. Игрок обязан коснуться флажка. 2. Запрещается преждевременно выбегать вперед.

Содержание игры. По сигналу головные игроки пробегают по рейке, добегают до стены и, коснувшись ее рукой, возвращаются обратно. Второй игрок выбегает вперед тогда, когда вернувшийся коснется его рукой. Выполнивший задание встает в конец колонны.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

Правила игры: 1. Бег начинается по сигналу. 2. Игроки обязаны пробегать по рейке скамейки. 3. За каждое нарушение даются штрафные очки.

Подготовка. Для эстафеты устанавливают два ряда препятствий (скамейки, барьеры, конь, козел, обозначенный окоп). Две команды становятся в колонны по одному за общей чертой.

Содержание игры. По сигналу головные игроки обеих команд выбегают вперед, преодолевают препятствия и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны. Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание, головной игрок поднимает руку вверх.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее заканчивают эстафету.

Правила игры: 1. Бег начинается по сигналу руководителя. 2. Преодоление всех препятствий обязательно. 3. За каждое нарушение насчитываются штрафные очки.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Перед стартом следует соответственно разомкнуть игроков, чтобы во время движения не было столкновений. Каждый участник должен обежать своего соперника с правой стороны.

Игру можно видоизменить, изменив исходное положение участников (из положе­ния низкого старта; сидя на полу, находясь спиной к направлению движения, находясь в положении упора лежа и т. д.), а также виды передвижения, включив допол­нительные препятствия.

Побеждает игрок, который не побывал в роли водящего, то есть все время зани­мал место первым. При встрече игроки обязательно должны выполнить условное задание (подать друг другу руки, присесть и т. д.). Этим снижается темп игры во избежание травм.

Вариант. У каждого игрока и водящего мяч. Упражнение выполняется с ведением. При встрече игроки должны поменяться мячами.




Если догоняющий поймает соперника, они меняются ролями. Если убегающий присоединится к какой-нибудь паре, стоящий сзади должен убегать от водящего. Пары не должны сходить со своих мест, могут только поворачиваться, оста­ваясь на своем месте.

Выигрывает команда, игроки которой набрали меньшее количество штрафных очков. Летящий над полом мяч, если задевает игрока, не засчитывается. Мяч, оста­новившийся на середине площадки, подбирает один из игроков за линией.

Игра продолжается, пока все номера не примут в ней участие. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды. Игра повторяется, причем игроки меня­ются ролями.

Выигрывает команда, у которой больше пленных.

Вариант. Разведчик убегает с помощью ведения мяча.

Вариант. То же, но водящий и игроки 1 и 2 выполняют ведение мяча.

утрудняющего старт для рывка (в приседе, в упоре лежа и т. п.), в быстром темпе. По следующему сигналу ученики, стоящие первыми, устремляются к проти­воположной линии, а вторые догоняют их, стараясь запятнать. Если во время бега раздается свисток, партнеры останавливаются заранее оговоренным способом (прыжком, тремя шагами и т. д.), после чего поворачиваются и бегут обрат­но, меняясь ролями. Игрок, запятнавший партнера, получает 2 очка. Игра продол­жается 3—4 мин. Победителем считается тот, кто набрал большее количество очков.

Вариант. То же, но у каждого игрока мяч. Убегающий после ведения выполняет бросок в ворота с 6-метровой линии.

Вариант. То же, но направляющий выполняет ведение мяча. Если мяч потерян, команде засчитывается штрафное очко. Побеждает команда, набравшая наимень­шее количество штрафных.

Вариант. То же, но с ведением мяча.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим или был им меньшее коли­чество раз.

Игру можно усложнить — передвигаться на одной ноге.

Игроки имеют право передвигаться любым способом (бегом, шагом), повернув­шись спиною к тем воротам, на какой половине поля они находятся. Игроку, который зашел в зону свободных бросков, пятнать запрещается. Если игрок через 10—15 с не покинет эту зону, он становится водящим.

Вариант. То же, но выходя к 9-метровой зоне, игрок ставит блок.

соперника. Игрок, коснувшийся мяча первым, приносит команде очко. Затем задание выполняют вторые номера, третьи и т. д. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Варианты: l. To же, но охотники выполняют ведение мяча.

То же, но убегающие имеют мячи и выполняют ведение.

То же, но ведение мяча выполняют все игроки.

Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и положить в обруч.

По команде руководителя названная команда убегает в свой дом, а другая ее догоняет. Затем все становятся на свои места и подсчитывается количество пой­манных. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая поймает большее количество игроков противника.

Варианты: 1. Играющие принимают различные исходные положения: стоя спи­ной друг к другу, правым или левым боком, сидя или лежа на полу и т. д.

2. Данную игру можно выполнять с ведением мяча.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Перед стартом следует соответственно разомкнуть игроков, чтобы во время движения не было столкновений. Каждый участник должен обежать своего соперника с правой стороны.

Игру можно видоизменить, изменив исходное положение участников (из положе­ния низкого старта; сидя на полу, находясь спиной к направлению движения, находясь в положении упора лежа и т. д.), а также виды передвижения, включив допол­нительные препятствия.

Побеждает игрок, который не побывал в роли водящего, то есть все время зани­мал место первым. При встрече игроки обязательно должны выполнить условное задание (подать друг другу руки, присесть и т. д.). Этим снижается темп игры во избежание травм.

Вариант. У каждого игрока и водящего мяч. Упражнение выполняется с ведением. При встрече игроки должны поменяться мячами.

Если догоняющий поймает соперника, они меняются ролями. Если убегающий присоединится к какой-нибудь паре, стоящий сзади должен убегать от водящего. Пары не должны сходить со своих мест, могут только поворачиваться, оста­ваясь на своем месте.

Выигрывает команда, игроки которой набрали меньшее количество штрафных очков. Летящий над полом мяч, если задевает игрока, не засчитывается. Мяч, оста­новившийся на середине площадки, подбирает один из игроков за линией.

Игра продолжается, пока все номера не примут в ней участие. Пленные подсчитываются и отпускаются в свои команды. Игра повторяется, причем игроки меня­ются ролями.

Выигрывает команда, у которой больше пленных.

Вариант. Разведчик убегает с помощью ведения мяча.

Вариант. То же, но водящий и игроки 1 и 2 выполняют ведение мяча.

утрудняющего старт для рывка (в приседе, в упоре лежа и т. п.), в быстром темпе. По следующему сигналу ученики, стоящие первыми, устремляются к проти­воположной линии, а вторые догоняют их, стараясь запятнать. Если во время бега раздается свисток, партнеры останавливаются заранее оговоренным способом (прыжком, тремя шагами и т. д.), после чего поворачиваются и бегут обрат­но, меняясь ролями. Игрок, запятнавший партнера, получает 2 очка. Игра продол­жается 3—4 мин. Победителем считается тот, кто набрал большее количество очков.

Вариант. То же, но у каждого игрока мяч. Убегающий после ведения выполняет бросок в ворота с 6-метровой линии.

Вариант. То же, но направляющий выполняет ведение мяча. Если мяч потерян, команде засчитывается штрафное очко. Побеждает команда, набравшая наимень­шее количество штрафных.

Вариант. То же, но с ведением мяча.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим или был им меньшее коли­чество раз.

Игру можно усложнить — передвигаться на одной ноге.

Игроки имеют право передвигаться любым способом (бегом, шагом), повернув­шись спиною к тем воротам, на какой половине поля они находятся. Игроку, который зашел в зону свободных бросков, пятнать запрещается. Если игрок через 10—15 с не покинет эту зону, он становится водящим.

Вариант. То же, но выходя к 9-метровой зоне, игрок ставит блок.

соперника. Игрок, коснувшийся мяча первым, приносит команде очко. Затем задание выполняют вторые номера, третьи и т. д. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Варианты: l. To же, но охотники выполняют ведение мяча.

То же, но убегающие имеют мячи и выполняют ведение.

То же, но ведение мяча выполняют все игроки.

Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и положить в обруч.

По команде руководителя названная команда убегает в свой дом, а другая ее догоняет. Затем все становятся на свои места и подсчитывается количество пой­манных. Игра повторяется. Выигрывает команда, которая поймает большее количество игроков противника.

Варианты: 1. Играющие принимают различные исходные положения: стоя спи­ной друг к другу, правым или левым боком, сидя или лежа на полу и т. д.

Автор: Сурков Игорь Сергеевич

Организация: ГБОУ СОШ №8 С.П. Алексеева

Населенный пункт: Самарская область, г. Отрадный

Цель: совер­шенствование техники передвижений, остановок, поворотов, техни­ки владения мячом, а также развитие физических способностей

Футбол это игра — игра быстрая и тактически очень слож­ная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать ошибки.

Футбол — это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя сказать заранее, как сложится тот или иной матч, кто выйдет победителем в тех или иных турнирах. Интерес к футболу с каждым годом растет не только среди мальчиков, но и среди девочек, поэтому, по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У футбола есть еще одно ценное качество — он универсален. Так, систематические занятия детей футболом оказывают на организм всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.

Подвижные игры с элементами футбола доступны для обучающихся различного возраста. Они развивают функциональные возможности основных систем организма, воспитывают широкий комплекс физических качеств, в том числе координацию движений.

Для успешного решения задач обучения, закрепления и совер­шенствования техники передвижений, остановок, поворотов, техни­ки владения мячом, а также развития физических способностей це­лесообразно применять на занятиях во второй половине дня и учебно-тренировочных занятиях в школьной спортивной секции но футболу различные соревновательно-игровые задания, подвижные игры и эстафеты без мяча и с мячом.

Выбор подвижных игр зависит от основных задач занятия, ма­териально-технической оснащённости учебного процесса (спортив­ный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка), наличия вспомогательного инвентаря, возраста и уровня подготовленности занимающихся.

Игры без мяча

Победитель — команда, закончившая бег первой.

Вариант 2. У первых игроков команд — мелкий раздаточный инвентарь (кубики, кегли и др.) по количеству поворотных стоек. По сигналу они бегут к поворотным стойкам и оставляют у каждой из них по одному предмету. Следующий за ними игрок подбирает пред­меты и передаёт очередному стартующему и т. д.

Игры с передачами мяча

Игры с ведением мяча

мяча в обратном направлении. Побеждает тот, кто первым пересечёт линию старта-финиша.

Методическое указание. Во второй попытке игроки меняются местами.

Методическое указание. Мяч у водящих должен отличаться от мяча игроков (например, цветом, наклейкой пластыря и т. п.).

ми (конусами, фишками) обозначают ворота шириной 1,5 м. На лицевых линиях в противоположных углах прямоугольника (ква­драта) располагаются два игрока. Один из игроков ведёт мяч к дальнему от себя углу и оттуда, не снижая скорости бега, стре­мится выполнить передачу партнёру так, чтобы мяч прошёл

Описание игры. По звуковому сигналу тренера игроки команд - соперниц меняются местами, по ходу дважды выполняя кувырки вперед (или прыжки через барьеры). Побеждает команда, который первый достигает противоположной стороны площадки и выстраивается на ней строго определенной последовательности, получая при этом очко. Чья команда из десяти попыток наберет больше очков.

Правила: 1. Нельзя сталкиваться с соперником. 2. Команде, в которой игрок не выполнил кувырка (или прыжка), засчитывается поражение.

Педагогическое назначение. Игра способствует развитию ловкости, быстроты, воспитывает коллективизм.

Правила. 1. Играющие при беге не имеют права касаться руками или другими частями тела других игроков. 2. Заднему из пары нельзя стартовать раньше, чем впереди встанет убегающий. 3. Убегающему нельзя пробегать внутри круга, в противному случае он становится догоняющим.

Вариант. Играющие в парах широко растравляют ноги. Убегающий не может просто встать перед парой, а должен проползти между расставленными ногами этой пары.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию двигательных навыков бега, быстроты реакции и скорости бега, ловкости.

Методические указания. Необходимо добиться коллективности действий играющих, используя больше передач между партнерами.

Педагогическое назначение. Игру используют для закрепления навыков ловли, передач и бросков мяча. Совершенствует быстроту ориентировки быстроту реакции, сообразительность в выборе места, ловкость, точности движений, развивает коллективность действий.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники приема (остановки) мяча, ударов по мячу, развивает маневренность, быстроту, смелость, решительность действий, тактическую смекалку.

Вариант. Игра ногами.

Педагогическое назначение. Игра содействует совершенствованию навыков метания, ловли, передачи мяча, а в случае игры ногами - остановкам, передачам, ударам внутренней стороны стопы и подъемом, воспитывает смелость, быстроту ориентировки и тактического мышления.

Описание игры. Мяч после отскока от пола ударом серединой подъема или внутренней стороны стопы посылают через скамейки на другую сторону площадки. Останавливать (не ловить) мяч можно руками или любой частью тела. Каждая команда может бить по мячу трижды, т.е. одним из трех ударов - первым, вторым или третьим - мяч должен быть послан на другую половину площадки.

Методическое указание. Ошибки: а) удар мячом о скамейку, б) удар по мячу четыре раза; в) выход мяча за пределы площадки; г) касание мячом пола между ударами больше чем один раз; д) двойные удары одного игрока (кроме первого приема).

Разрешается: 1) подача головой сразу, на сторону противника; 2) один тот же игрок может ударить по мячу первым и третьим.

Педагогическое назначение. Игра учит мягкому обращению с мячом точному расчету, игровому взаимодействию и совершенствует их.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера каждая команда начинает как можно быстрее передавать мяча по кругу: первые номера против часовой стрелки, вторые - по часовой стрелке, пытаясь обогнать другую команду. Победителем становится команда, которой удается это сделать.

Правила. 1. Мяч должен передаваться только в строгой последовательности. 2. Игрокам не разрешается ловить мяч другой команды или затруднять ей передачу мяча.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники ловли и передачи мяча, развивает ловкость, быстроту движений, воспитывает коллективные начала.

Методические указания. 1. Команды должны иметь отличные повязки или играть в футболках разного цвета. 2. В ходе игры следует чаще обращать внимание играющих на ошибки и объяснять их, т.е. делать микропаузы продолжительностью 15-20 с.

Описание игры. По звуковому сигналу тренера первые номера ударом подъема посылают мяч как можно дальше в поле и устремляются за мячом соперника. Овладев им, они бегом возвращаются обратно. Игрок, первым шивший свое место в колонне, получает 2 (4) очка, второй - 1 (3) очка. После этого по сигналу тренера удар производит второй номер, а прибежавшие уходят в конец колонны. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила. 1. После удара нельзя повторно касаться своего мяча, мешать сопернику, в противном случае команда получает ноль очков. 2. Овладевший мячом не имеет права передавать его, а должен сам вернуться на место с мячом в руках.

Варианты. Возвращение назад возможно различными способами: а) прыжками на одной, двух ногах; б) ведением мяча с остановкой подошвой за линией старта.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию навыков сильного удара, техники передвижения, развивает специальную силу, быстроту, смекалку и коллективность действий.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию навыков в беге, прыжках в длину, маневренности, развивает ориентировку, сообразительность, смелость.

Вариант. Вместо жонглирования возможно только ведение мяча с применением финтов, остаток.

Педагогическое назначение. Игра совершенствует использование элементов техники в сложной соревновательной обстановке развивает специальную ловкость, ориентировку в пространстве быстроту реакции на зрительный сигнал.

Описание игры. По сигналу тренера тройка, владеющая мячом, начинает атаку ворот А, защищаемых одной из двух команд. Если удается забить гол, (команда получает два очка) или после удара попасть в ворота (мяч поймал вратарь, команда получает одно очко), то они повторят атаку, но уже на ворота Б, защищаемые другой командой. Так продолжается до тех пор, пока одна из защищающих команд не перехватят мяч или удар пройдет мимо ворот. Тогда в атаку переходит эта команда, а нападавшая команда занимает место в обороне ворот. Выигрывает команда, сумевшая в отведенное время набрать наибольшее количество очков.

Методические указания. 1. И.п. защищающих команд — вблизи своих ворот. Как только на их ворота начинается атака, можно выходить на позиции дня отбора мяча. 2. Атакующей команде стараются играть широко, растянув оборону, передвигаясь, и искать любую возможность для удара по воротам.

Педагогическое назначение. Игру используют для закрепления ударов внутренней стороны стопы (передачи) и серединой подъема (удары по воротам), а также умения выбрать правильную позицию для приема мяча.

Педагогическое назначение. Игра способствует развитию быстроты, , ловкости, координации движений, совершенствует технику удара по мячу подъемом, ловли мяча, воспитывает коллективность действий.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию техники удара подъема и внутренней стороной стопы, развивает точность и координацию следить за действиями соперников.

Методическое указание. Тренер должен очень внимательно следить за соблюдением правил игры, и его решение считается окончательным.

Методические указания. Тренер должен быть очень внимательным и строго следить за соблюдением игроками правил игры. Решение тренера окончательное.

Педагогическое назначение. Игра способствует совершенствованию ведения и приема мяча на месте и в движении, передач мяча в сложных условиях противоборства; воспитывает точность, своевременность и целесообразность паса, развивает общую выносливость.

В занятия с учащимися также включают мини-футбол и двустороннюю игру.

Игры для воспитания скоростно-силовых качеств

Игры, способствующие развитию силы

Игры для развития скоростных качеств

Библиографический список:

Шмарин, У.Б.М. Тренировка при подготовке юных футболистов: автореф. дис. … канд. биол. наук / У.Б.М. Дардури. – М., 2007.

Читайте также: