Какие первые договоры по охране природы были заключены россией ответ кратко

Обновлено: 08.07.2024

Региональный слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут различаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;

Локальный мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

Импактный мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особоопасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определение фактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичными ингредиентами.

Физический мониторинг система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (электромагнитные излучения, радиация, акустические шумы и т.д.).

Биологический мониторинг мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т.е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде).

Экобиохимический мониторинг мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг в основном авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способный осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

В зависимости от принципа классификации имеются различные системы мониторинга

Наиболее универсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.

Комплексный экологический мониторинг окружающей среды это организация системы наблюдений за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

При проведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:

а) проводиться постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так же оценка состояния и функциональной целостности экосистем;

б) создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

Система комплексного экологического мониторинга предусматривает:

выделение объекта наблюдения;

обследование выделенного объекта наблюдения;

составление для объекта наблюдения информационной модели;

оценку состояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;

прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели комплексного экологического мониторинге состоят в том, что на основании полученной информации:

1) оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека (т.е. провести оценку соблюдения экологических нормативов);

2) выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а так же определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются (т.е. провести диагностику состояния экосистем и среды обитания);

3) создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т.е. обеспечить заблаговременное предупреждение негативных ситуаций.

Для конкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг он подразделяет на следующие блоки:

В каждый из этих блоков могут быть включены определенные виды мониторинга в зависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структура отдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем или подпрограмм из других видов мониторинга.

Один из вариантов структуры видов мониторинга окружающей среды представлен на схеме ниже. Приведенная на схеме структура не является полной классификацией всех возможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видами мониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, поскольку отдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в их структуру.

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенных изменений, так как именно техногенное или хозяйственное воздействие человека на окружающую среду приносит опасные изменения в экологические системы, ландшафты, природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененных или малоизмененных природных комплексах.

Исключительно важное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферного мониторинга, предназначенного для определения глобально-фоновых изменений в окружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.

И подобным нарушениям имеются веские аргументы, полученные при биосферном мониторинге.

Неотъемлемой частью биосферного мониторинга являются биосферные заповедники (заказники), позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия.

15.9 Какие первые договоры по охране природы были заключены Россией

Законодательная система каждого государства по своему отличается друг от друга и в этом отношении Россия не составляет исключения. Важной задачей является наиболее полное правовое обеспечение на федеральном уровне охраны дикой природы, как одной из глобальных проблем современности. Российская Федерация участница Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения СИТЕС Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES), вступившей в силу с 1 июля 1975 г., которая по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время (по состоянию на июль 2001 года) в СИТЕС участвует 154 государства, включая Россию .Россия является Стороной Конвенции с 1976г. как правопреемник СССР. В 1994 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1051, в котором подтвердило, что функции Административного органа СИТЕС в России выполняет соответствующее ведомство. Данная Конвенция устанавливает широкую систему контроля за международной торговлей редкими и исчезающими видами диких животных и растений и вытекающих из этого условий . Российская Федерация до настоящего времени не входит в число стран, подписавших Конвенцию, которые установили достаточно исчерпывающие национальные законы для ее выполнения. Тем более в РФ не существовало и не существует специального закона, соответствующего положениям СИТЕС. Подобная ситуация в природоохранном российском законодательстве всего лишь частично компенсируется некоторыми правовыми актами по определенным направлениям. Система российского природоохранного законодательства слабо приспособлена для специальных задач по выполнению Конвенции, т.к. существующие федеральные законы по охране природы ограничены в своем действии и направлены в большей или меньшей степени на защиту “местной” (российской) фауны. Россия относится к той группе стран-участниц, которые пока установили такую систему законодательств, где охвачены только часть аспектов по выполнению Конвенции. Положение в данной сфере не спасает даже тот факт, что после ратификации СИТЕС она автоматически стала частью национального законодательства РФ и ее положения становятся обязательными для выполнения всеми гражданами и организациями, т.е. “применяются правила международного договора” Статья 82 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”; Статья 60 Закона РФ от 24.02.1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”. Основные самоневыполнимые условия СИТЕС представлены в Статьях II.4 и VIII.1, согласно которым стороны должны разрешать торговлю образцами видов только в соответствии с положениями Конвенции. Следовательно, стороны обязаны принимать “. меры по запрещению торговли образцами”, перечисленными в Приложениях СИТЕС, если торговля не соответствует условиям Конвенции. Это общее правило дополняется и конкретизируется Статьей VIII.1, где сторонам предписывается принимать надлежащие меры как для проведения в жизнь положений Конвенции, так и по запрещению торговли видами, находящимися под угрозой исчезновени

Законодательная система каждого государства по своему отличается друг от друга и в этом отношении Россия не составляет исключения. Важной задачей является наиболее полное правовое обеспечение на федеральном уровне охраны дикой природы, как одной из глобальных проблем современности. Российская Федерация — участница Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения — СИТЕС — Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES), вступившей в силу с 1 июля 1975 г., которая по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время (по состоянию на июль 2001 года) в СИТЕС участвует 154 государства, включая Россию .Россия является Стороной Конвенции с 1976г. как правопреемник СССР. В 1994 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1051, в котором подтвердило, что функции Административного органа СИТЕС в России выполняет соответствующее ведомство. Данная Конвенция устанавливает широкую систему контроля за международной торговлей редкими и исчезающими видами диких животных и растений и вытекающих из этого условий . Российская Федерация до настоящего времени не входит в число стран, подписавших Конвенцию, которые установили достаточно исчерпывающие национальные законы для ее выполнения. Тем более в РФ не существовало и не существует специального закона, соответствующего положениям СИТЕС. Подобная ситуация в природоохранном российском законодательстве всего лишь частично компенсируется некоторыми правовыми актами по определенным направлениям. Система российского природоохранного законодательства слабо приспособлена для специальных задач по выполнению Конвенции, т.к. существующие федеральные законы по охране природы ограничены в своем действии и направлены в большей или меньшей степени на защиту “местной” (российской) фауны. Россия относится к той группе стран-участниц, которые пока установили такую систему законодательств, где охвачены только часть аспектов по выполнению Конвенции. Положение в данной сфере не спасает даже тот факт, что после ратификации СИТЕС она автоматически стала частью национального законодательства РФ и ее положения становятся обязательными для выполнения всеми гражданами и организациями, т.е. “применяются правила международного договора” — Статья 82 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”; Статья 60 Закона РФ от 24.02.1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”. Основные самоневыполнимые условия СИТЕС представлены в Статьях II.4 и VIII.1, согласно которым стороны должны разрешать торговлю образцами видов только в соответствии с положениями Конвенции. Следовательно, стороны обязаны принимать “. меры по запрещению торговли образцами”, перечисленными в Приложениях СИТЕС, если торговля не соответствует условиям Конвенции. Это общее правило дополняется и конкретизируется Статьей VIII.1, где сторонам предписывается принимать надлежащие меры как для проведения в жизнь положений Конвенции, так и по запрещению торговли видами, находящимися под угрозой исчезновения. Таким образом, принятие сторонами соответствующих мер по соблюдению Конвенции означает возложение обязательств по ее выполнению не только на организации, но также и на частных лиц. Статья VIII.1 имеет широкий круг вопросов, благодаря чему стороны имеют определенную свободу в выборе мер по выполнению положений Конвенции. Однако, есть две обязательные категории мер, которые должны быть приняты согласно Конвенции: первая категория — меры по наказанию за торговлю образцами или наказание за владение ими, или наказание за то и другое (Статья VIII.1(а)) , вторая категория — меры, предусматривающие конфискацию или возвращение таких образцов в ту страну, из которой они были ввезены (Статья VIII.1(б)) .

Во-первых, с помощью подобного законодательства можно выяснить какой эффект оказывает СИТЕС на другие национальные законодательные акты, относящиеся к торговле объектами дикой природы, и поможет принять меры для устранения возможных разногласий и противоречий.

Во-вторых, согласно Статье XIV.1(а) Конвенции сторонам дается право принимать “более строгие внутренние меры” по регулированию “условий торговли, добычи, владения или перевозки образцов видов”, занесенных в СИТЕС . Если подобные жесткие меры будут приняты стороной Конвенции, то для этого также необходимо их принятие и четкая формулировка в национальном законодательстве.

В-третьих, СИТЕС должен быть способен адаптироваться к различным изменениям, возникающим в зависимости от обстоятельств, о которых на начальном этапе проектирования условий Конвенции даже не могли предположить.

Тем самым национальное законодательство позволяет контролировать международную торговлю видами животных и растений в природоохранных целях. При этом отсутствует правовой акт федерального уровня, который был бы направлен на контроль и регулирование внутренней торговли, а также владение и транспортировку объектами СИТЕС. При сложившейся ситуации целесообразно для эффективного выполнения Конвенции запретить или ограничить с помощью национального законодательства внутреннюю торговлю, приобретение и владение видами, перечисленными в СИТЕС.

1.Аксенова О.В.Экология. М.:Знание,1999.-287с. 2.Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл. слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с. 3.Большаков В.Н.Экология. М.

инжиниринг, 2000.-330с. 4.ВронскийВ.А. "Экология: словарь-справочник. Изд. -Ростов н/Д.: Феникс, 2002,-573с.

2.Горелов А.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-312с.

3.Гирусов Э.В., Новоселов Н.А. Экология и экономика природопользования. М.: Единство. -2002.-419с. 7.Денисов В.В., Гутенев В.В. Экология. –М.: Вуз.кн.2002. -726с.

5.Мизгун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.

6.Мозолевская Е.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002. -249с.

7.Николайкин Н.И. Экология. -3-е изд., стер. –М. Дрофа,2004. -621с.

8.Потапов А.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526, [2[.

9.Прохоров Б.Б. Экология века.М.:Академия. 2003.-317,[2[.

10.Потасов В.В. Матвеев А.С. экология: термины, стандарты, сертификация. Нормативы и показатели. Учеб. и справ. Пособие. –М.: Финансы и статистика. 2001. -205с.

11.Харченко Н.А., Михацкий Ю.П. Экология. М.: Изд.-во Моск.гос.ун-та леса.2003. -398с.

12.Цветкова Л.И. Экология. –СПб.: Химиздат.2001.-550с.

13.Чердымова З.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.

14.Экология и власть.1917 – 1990.М.: МФД. 1999. -429с.

15.Экология американских индейцев и эскимосов. -М.: Наука.1988. -336с.19.

Законодательная система каждого государства по своему отличается друг от друга и в этом отношении Россия не составляет исключения. Важной задачей является наиболее полное правовое обеспечение на федеральном уровне охраны дикой природы, как одной из глобальных проблем современности. Российская Федерация -- участница Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения -- СИТЕС -- Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES), вступившей в силу с 1 июля 1975 г., которая по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время (по состоянию на июль 2001 года) в СИТЕС участвует 154 государства, включая Россию .Россия является Стороной Конвенции с 1976г. как правопреемник СССР. В 1994 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1051, в котором подтвердило, что функции Административного органа СИТЕС в России выполняет соответствующее ведомство. Данная Конвенция устанавливает широкую систему контроля за международной торговлей редкими и исчезающими видами диких животных и растений и вытекающих из этого условий . Российская Федерация до настоящего времени не входит в число стран, подписавших Конвенцию, которые установили достаточно исчерпывающие национальные законы для ее выполнения. Тем более в РФ не существовало и не существует специального закона, соответствующего положениям СИТЕС. Подобная ситуация в природоохранном российском законодательстве всего лишь частично компенсируется некоторыми правовыми актами по определенным направлениям. Система российского природоохранного законодательства слабо приспособлена для специальных задач по выполнению Конвенции, т.к. существующие федеральные законы по охране природы ограничены в своем действии и направлены в большей или меньшей степени на защиту “местной” (российской) фауны. Россия относится к той группе стран-участниц, которые пока установили такую систему законодательств, где охвачены только часть аспектов по выполнению Конвенции. Положение в данной сфере не спасает даже тот факт, что после ратификации СИТЕС она автоматически стала частью национального законодательства РФ и ее положения становятся обязательными для выполнения всеми гражданами и организациями, т.е. “применяются правила международного договора” -- Статья 82 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”; Статья 60 Закона РФ от 24.02.1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”. Основные самоневыполнимые условия СИТЕС представлены в Статьях II.4 и VIII.1, согласно которым стороны должны разрешать торговлю образцами видов только в соответствии с положениями Конвенции. Следовательно, стороны обязаны принимать “. меры по запрещению торговли образцами”, перечисленными в Приложениях СИТЕС, если торговля не соответствует условиям Конвенции. Это общее правило дополняется и конкретизируется Статьей VIII.1, где сторонам предписывается принимать надлежащие меры как для проведения в жизнь положений Конвенции, так и по запрещению торговли видами, находящимися под угрозой исчезновения. Таким образом, принятие сторонами соответствующих мер по соблюдению Конвенции означает возложение обязательств по ее выполнению не только на организации, но также и на частных лиц. Статья VIII.1 имеет широкий круг вопросов, благодаря чему стороны имеют определенную свободу в выборе мер по выполнению положений Конвенции. Однако, есть две обязательные категории мер, которые должны быть приняты согласно Конвенции: первая категория -- меры по наказанию за торговлю образцами или наказание за владение ими, или наказание за то и другое (Статья VIII.1(а)) , вторая категория -- меры, предусматривающие конфискацию или возвращение таких образцов в ту страну, из которой они были ввезены (Статья VIII.1(б)) .

Во-первых, с помощью подобного законодательства можно выяснить какой эффект оказывает СИТЕС на другие национальные законодательные акты, относящиеся к торговле объектами дикой природы, и поможет принять меры для устранения возможных разногласий и противоречий.

Во-вторых, согласно Статье XIV.1(а) Конвенции сторонам дается право принимать “более строгие внутренние меры” по регулированию “условий торговли, добычи, владения или перевозки образцов видов”, занесенных в СИТЕС . Если подобные жесткие меры будут приняты стороной Конвенции, то для этого также необходимо их принятие и четкая формулировка в национальном законодательстве.

В-третьих, СИТЕС должен быть способен адаптироваться к различным изменениям, возникающим в зависимости от обстоятельств, о которых на начальном этапе проектирования условий Конвенции даже не могли предположить.

Тем самым национальное законодательство позволяет контролировать международную торговлю видами животных и растений в природоохранных целях. При этом отсутствует правовой акт федерального уровня, который был бы направлен на контроль и регулирование внутренней торговли, а также владение и транспортировку объектами СИТЕС. При сложившейся ситуации целесообразно для эффективного выполнения Конвенции запретить или ограничить с помощью национального законодательства внутреннюю торговлю, приобретение и владение видами, перечисленными в СИТЕС.

Еще в 1902 году в Париже впервые был выпущен правовой акт, касающийся охраны животного мира - конвенция, в которой регулировалась охрана птиц, использующихся в сельском хозяйстве. Вопрос экологии сейчас особо остро стоит в нашей жизни. Но проблема существует уже достаточно давно. Поэтому многие нации приняли решение собираться и создавать международные соглашения по охране окружающей среды. Привести примеры некоторых из них нам предстоит в данной статье.

Рамсарская конвенция

международные соглашения по охране окружающей среды привести примеры

Целью этого соглашения является правовая охрана окружающей среды, а также сохранение на нашей планете водно-болотных ресурсов. В ее рамках в 1971 году были приняты международные соглашения по охране окружающей среды. Это произошло в иранском городе Рамсар. В конвенции описаны пункты, как каждая страна, принимающая в ней участие, и Международный Комитет могут способствовать защите обитателей водно-болотной среды:

  • Создание национальных, охраняемых болотных угодий в каждой стране.
  • Признание их традиционной и культурной значимости.
  • Поощрение регулярных мероприятий для поддержания качества воды, рыболовства, сельского хозяйства и рекреации.
  • Расширение общественного участия в охране ресурсов.
  • Укрепление знаний и совершенствование образования в сфере водно-болотных ресурсов.

Члены конвенции продолжали регулярно собираться в разных странах мира для пересмотра и расширения мер защиты ресурсов. В 1987 г. в канадском городе Реджайне (провинция Саскачеван) были внесены поправки.

Правовая регуляция видов

международные соглашения по охране окружающей среды в россии

Соглашение о поддержании биологического разнообразия было принято в Рио-де-Жанейро 5 июня 1992 г. Этот многосторонний договор несет в себе несколько основных целей, которые входят и в другие международные соглашения по охране окружающей среды. Примеры этих целей:

    ;
  • возобновимое использование его компонентов;
  • справедливое и равное распределение выгод, возникающих от использования генетических ресурсов.

Другими словами, объектом соглашения является разработка национальных стратегий сохранения и правильного использования биологического разнообразия. Эта конвенция также входит в международные соглашения по охране окружающей среды, примеры которых есть в статье. 2010 год был объявлен Международным годом биоразнообразия.

Хельсинкская конвенция

международные соглашения по охране окружающей среды это

Хельсинкская конвенция была принята для защиты морской среды на территории Балтийского моря. Первые международные соглашения по охране окружающей среды в ее рамках были подписаны в 1974 году такими странами, как Дания, Финляндия, Западная и Восточная Германия, Польша, СССР и Швеция, и вступили в действие 3 мая 1980 г. Вторая конвенция была подписана в 1992 году Чехословакией, Данией, Эстонией, Европейским Союзом, Финляндией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Швецией. Страны-участники, принявшие международные соглашения по охране окружающей среды, взяли на себя обязательства организовать все необходимые меры по предотвращению и уменьшению загрязнения с целью помочь в восстановлении экологического баланса Балтийского моря. Также был разработан ряд мер по предотвращению или сведению к минимуму ущерба, которые наносят окружающей среде аварии.

Органические загрязнители

Конвенция о них была подписана в 2001 году в Стокгольме, а вступила в силу в мае 2004. Ее целью стало устранение или сокращение производства данных загрязнителей. Ключевые позиции данного соглашения по охране окружающей среды включают в себя требования к развитым странам о предоставлении дополнительных финансовых ресурсов и мер по ликвидации производства и использования преднамеренно производимых СОЗ, также устранении непреднамеренно производимых СОЗ там, где это возможно, и грамотном уничтожении отходов.

Конвенция ООН, касающаяся изменения климата (UNFCCC)

международные соглашения по охране окружающей среды

Это соглашение, которое подписали более 180 стран, было принято на "Саммите Земли" в 1992 году в Рио-де-Жанейро и вступило в действие 21 марта 1994. Рамочная конвенция - это международный экологический договор (в настоящее время это единственный договор международной политики в области климата с широкой легитимностью), обсуждаемый на Конференции Организации Объединенный Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД). Его целью является установление стабильного уровня концентрации парниковых газов, который позволит предотвратить опасное антропогенное воздействие на климатическую систему. Сам договор не устанавливает обязательных лимитов на выброс парниковых газов для отдельных стран и не содержит никаких механизмов принуждения. В юридическом смысле конвенция не считается обязательной. Вместо этого договор представляет собой основу для создания особого документа, который содержит специфические международные соглашения по охране окружающей среды (так называемые протоколы), с помощью которых можно установить обязательные лимиты на выброс парниковых газов.

Киотский протокол в рамках UNFCCC

После подписания UNFCCC страны-участницы собирались на конференциях для обсуждения того, как достичь целей договора. Дальнейшие дискуссии привели к созданию Киотского протокола. Он также входит в международные соглашения по охране окружающей среды и устанавливает цели по сокращению выбросов для развитых стран, которые являются обязательными в соответствии с международным правом.

Конвенция по биологическому оружию (BWC)

соглашения по охране окружающей среды

Это было первое многостороннее соглашение в области разоружения о запрещении производства целой категории оружия. Конвенция стала результатом длительной работы международного сообщества по созданию нового документа, который смог бы дополнить Женевский протокол 1925 года (который, в свою очередь, запрещает лишь использование, но не владение химическим и биологическим оружием или его распространение). Проект BWC, представленный англичанами, был подписан 10 апреля 1972 года и вступил в силу 26 марта 1975 г. Он обязывает 172 государства-участника по состоянию на декабрь 2014 года запретить разработку, производство и накопление биологического и токсинного оружия. Тем не менее отсутствие какого-либо формального режима контроля ограничивает эффективность Конвенции. Вкратце о содержании данного соглашения можно сказать следующее:

  1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не приобретать или не сохранять биологическое оружие.
  2. Уничтожить или переключить на мирные цели биологическое оружие и связанные с ним ресурсы.
  3. Не передавать никому биологическое оружие, не оказывать помощь в его приобретении и сохранении.
  4. Предпринять любые национальные меры, необходимые для реализации положений BWC на внутреннем рынке.
  5. Советоваться на двусторонней и многосторонней основе по вопросам, связанным с осуществлением BWC.
  6. Создавать запросы в Совет Безопасности ООН для расследования предполагаемых нарушений конвенции и уважать его последующие решения.
  7. Оказывать помощь государствам, подвергнутым опасности в результате нарушения Конвенции по биологическому оружию.
  8. Сделать все возможное для поощрения мирного использования биологических технологий и науки.

Договор о защите мигрирующих птиц 1918 г.

международные соглашения по охране окружающей среды примеры

Этот документ также входит в международные соглашения по охране окружающей среды. Согласно уставу, объявляется незаконным преследование, охота, ловля, поимка, убийство или продажа птиц, включенных в него (перелетных птиц). Устав не оговаривает различий между живыми и мертвыми птицами, а также распространяется на перья, яйца и гнезда. В список занесено более 800 видов.

СИТЕС (SITES)

правовая охрана окружающей среды

Ситес - это конвенция, подписанная в 1973 г. в Вашингтоне и вступившая в силу 1 июля 1975 г., касающаяся торговли представителями дикой флоры и фауны, которые находятся сейчас под угрозой вымирания. Это одно из самых обширных и старейших существующих соглашений за всю историю. Эта международная конвенция регулирует и контролирует торговлю определенными видами животных и растений. Была разработана специальная система лицензирования, контролирующая весь импорт, экспорт и реэкспорт. Каждый участник Конвенции должен создать один орган (или более) управления, который отвечал бы за управление этой системой лицензирования, а также по меньшей мере один научный орган для консультации по вопросам влияния торговли на конкретные виды животного или растительного мира. Под защитой Ситес находятся примерно 5000 видов животных и 29000 видов растений. Каждый из них можно найти в Приложении к конвенции, а также степень угрозы и лимиты для торговли.

Международные соглашения по охране окружающей среды в России

В нашей стране предпринимаются необходимые меры по сохранению экологического равновесия. Россия, как и другие страны, активно поддерживает международные соглашения по охране окружающей среды. Привести примеры можно следующие: с 1979 года - конвенция о загрязнении воздуха (трансграничном), с 1992 - конвенция, защищающая от загрязнения Черное море, с 2011 - об органических загрязнителях и многие другие.

Биосфера не только сфера жизни. Это видно из состава вещества биосферы, состоящего из глубоко разнородных геологически не случайных частей:

1) вещества, образуемые процессами, в которых живое вещество не участвует, - косное вещество, твердое, жидкое и газообразное;

2) биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамические равновесные системы тех и других. Организмы в их образовании играют ведущую роль;

3) вещество, находящееся в радиоактивном распаде. Это вещество в такой форме является одной из самых мощных сил, меняющей всю энергию биосферы;

4) вещество космического происхождения, атомы.

С точки зрения иерархии уровней организации живой материи и системного подхода биосфера - совокупность всех экосистем (биогеоценозов). Все экологические ниши, пригодные для жизни, заняты биосферой, возникшей одновременно с появлением жизни на Земле (около 4 млрд лет назад) в виде примитивных протобиоценозов в первичном Мировом океане.

Структурно биосфера представляет собой совокупность функционально связанных и иерархически соподчиненных единиц - экосистем. Такой взгляд на биосферу вытекает из принципа системности - основного принципа современного научного знания. Именно потому что отдельные составляющие - экосистемы - функциональны, а не хаотично структурны, возникает системная целостность. В связи с этим одно из наиболее катастрофичных последствий деятельности человека связано с разрушением структуры экосистем и, следовательно, с разрушением структуры биосферы в целом.

Человек обитает в самом нижнем, прилегающем к Земле слое атмосферы, который называется тропосферой. В ходе эволюции (антропогенеза) организм человека адаптировался к определенному составу атмосферы, который принято называть средним или нормальным. Основной потребитель воздуха в природе — флора и фауна Земли. Подсчитано, что весь воздушный океан проходит через земные живые организмы, включая человека, примерно за десять лет. Воздух необходим всему живому на Земле. Без пищи человек может прожить всего пять недель, без воды — пять дней, без воздуха — пять минут, но нормальная жизнедеятельность людей требует не только наличия воздуха, но и определенной его чистоты, от качества воздуха зависят здоровье людей, состояние растительного и животного мира, прочность и долговечность любых конструкций, зданий, сооружений. Загрязненный воздух губителен для суши, морей, почв.

4.2 каковы источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России

В последние годы содержание в атмосферном воздухе российских городов и промышленных ненов таких вредных примесей, как взвешенные вещества, диоксид серы, существенно уменьшилось, так как со значительным спадом производства сократилось число промышленных выбросов, а концентрации оксида углерода и диоксида азота выросли в связи с ростом парка автомобилей. Источниками загрязнения воздуха различными газами являются:

— процесс выплавки чугуна и переработки его на сталь;

—выбросы мартеновских и сталеплавильных цехов;

— предприятия по выработке цветных металлов;

— химическая и нефтехимическая промышленность;

— производство цемента и других строительных материалов;

— деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В сельской местности источниками загрязнения атмосферного воздуха являются животноводческие и птицеводческие хозяйства, промышленные комплексы по производству мяса и др. Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городах всего мира связаны с загрязнением воздуха. Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксп­луатировалась человеком безумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой. Однако процесс загрязнения резко прогрессирует, и становится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно не смогут выдержать такой натиск, так как способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы. От загрязнения воздуха страдают животные и растения. Например, отходы медеплавильных заводов — хлор, мышьяк, сурьма — вызывают гибель домашних и диких животных, поедающих отравленную этими веществами пищу. Медь и цинк, попадающие с выбросами заводов на землю, могут полностью уничтожить травяной покров. Загрязнение воздуха таит в себе угрозу здоровью людей. Например, в Москве предрасположенность к бронхиальной астме, бронхиту, тонзиллиту, хроническому отиту на 40-60% выше в районах с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха (Садовое кольцо, северо-западная и северо-восточная части столицы).

Комплексная оценка состояния здоровья детей на основе углубленного медицинского осмотра школьников 7—11 лет показала, что более трети учащихся в загрязненных районах имеют функциональные отклонения, 60% страдают различными хроническими заболеваниями, у 20% детей повышено артериальное давление, у 47% - анемия. Стратосферный озоновый слой защищает людей и живую природу от жесткого ультрафиолетового и космического излучения. Запуск мощных ракет, испытания ядерного и термоядерного оружия, ежегодное уничтожение природного озонатора — миллионов гектаров леса — пожарами и хищнической рубкой, массовое применение фреонов в технике, парфюмерной и химической продукции в быту — главные факторы, разрушающие озоновый экран Земли.

Читайте также: