Какие паспорта должны быть в школе

Обновлено: 05.07.2024

Для поступления ребенка в школу от родителей часто требуют пакет определенных документов. Насколько это законно? И что лучше предоставлять: оригинал или копию? Разбираемся вместе с юристом Марией Лаптевой.

Вопрос. На каком основании у семиклассников запрашивают копии СНИЛС и паспортов родителей? На вопрос о предоставлении сведений, а не копий, поступил категоричный ответ — нет. Правомерно ли требование? И для чего школе необходимы копии документов?

Начнем с того, что школа имеет право запрашивать у учеников и их родителей определенную информацию, так как она — оператор персональных данных. Школа может запросить документы, например, для приема ребенка на обучение или документы, подтверждающие право на дополнительные гарантии и компенсации по определенным основаниям, предусмотренным законодательством (родители-инвалиды, неполная семья, ребенок-сирота, ребенок из многодетной семьи и тому подобное). Для сдачи экзаменов школе необходимы документы, чтобы внести данные ученика в государственную информационную систему.

Однако предоставлять запрашиваемые сведения или нет, решают родители и опекуны — добровольно. При этом есть обязательная информация, которую родители должны предоставлять учебному заведению.

  • ФИО ребенка;
  • ФИО родителей или законных представителей;
  • адрес проживания ребенка и его родителей/представителей;
  • контактные телефоны для связи;
  • оригинал свидетельства о рождении;
  • свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или месту пребывания.

Когда школьнику исполняется 14 лет, школа обычно просит принести копию паспорта. А при переходе в десятый класс — оригинал аттестата об основном общем образовании.

За все персональные данные, собранные с учеников и родителей, школа несет ответственность. Нарушение неприкосновенности частной жизни квалифицируется как уголовное преступление.

Перечень документов, которые составляют личное дело ученика, установлен законом, и СНИЛС в этом списке не фигурирует, а значит, предоставлять его или нет — ваше добровольное решение.

По СНИЛС родители и школьник получают доступ к электронному журналу

Если же СНИЛС у ребенка нет, его, конечно, не отчислят, ему не откажут в медосмотре, он будет допущен к итоговому сочинению и, несмотря на это, ему обязаны будут выдать аттестат. Если вы не заинтересованы в получении выплат на ребенка, то вам не обязательно предоставлять СНИЛС, вы можете отказаться без объяснения причин, потому что предоставление в общеобразовательные организации СНИЛС законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Я бы посоветовала всегда приносить в школу копии документов, которые потом подшиваются в личное дело ребенка. Сведения или нотариально не заверенная копия могут подойти, но без оригинала юридической силы не имеют. А вот нотариально заверенная копия подойдёт всегда!

Это делается в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Несмотря на то что вы можете написать заявление о прекращении обработки персональных данных, я бы все-таки не советовала этого делать, потому что из-за заявления школьник может столкнуться с некими трудностями в процессе обучения. Например, для участия и в олимпиадах, и в конкурсах, и во всевозможных массовых развлекательных мероприятиях: всюду требуется составление списков. Ещё более важно то, что школьник в таком случае не сможет пройти итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ).

Любимов А. А.

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Шобохонова

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Герасименко Наталья

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Приближается новый учебный год и наступает пора работы с личными делами школьников. Рассказываем, как проверить и подготовить личные дела своего класса, каких принципов работы придерживаться, а также какие документы запрашивать.

Формируем личное дело

На каждого ученика, который зачислен в первый класс или переведен в вашу школу, необходимо составить личное дело. В личное дело включается карточка ученика и пакет документов, предоставляемый родителями при зачислении. Если документы составлены на иностранном языке, вы обязаны потребовать предоставить их нотариально заверенный перевод.

Родителей также необходимо ознакомить с Политикой об обработке персональных данных и назвать сотрудников, которые будут иметь доступ к личным делам детей. Личные дела может вести секретарь, делопроизводитель, классный руководитель или другой уполномоченный сотрудник, согласно Положению об обработке персональных данных. Сотрудник должен быть проинформирован об ответственности за разглашение персональных данных и подписать обязательство о неразглашении. Личные дела зачисленных в 1 класс необходимо оформить до начала нового учебного года. С образцом обязательства, а также памяткой по формированию личного дела ознакомьтесь в приложении к статье.

Личное дело ученика. Памятка для классного руководителя.jpg

Оформляем правильно документы прибывающих и выбывающих

Получение личных дел из других школ оформляют по акту приема-передачи. Оригинал подписывают только если предоставлены все документы. В случае, если каких-то документов не хватает, это необходимо отметить в акте.

Если родители забирают личное дело в связи с переводом в другую школу, то требовать справку о зачислении в другую школу не нужно. Об этом нам говорит ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 о правах, обязанностях и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, где прописывается, что мамы и папы несут ответственность за получение образования ребенком. Таким образом, личное дело необходимо выдать по требованию заявителя.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Текст Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования приведён в редакции Приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644. Переработанное издание.

Ведем и храним личное дело

Личные дела учеников одного класса помещают в общую папку и размещают в алфавитном порядке. К папке также необходимо приложить список учеников с соответствующими номерами личных дел. В случае запроса личного дела, его можно выдать только под подпись. Личные дела необходимо хранить в запирающемся шкафу. Дела выбывших и выпускников передаются в архив, где хранятся три года, затем они подлежат уничтожению.

Фото: Shutterstock

В Советском Союзе гражданин был обязан прописываться в жилье — так государству было легче контролировать миграцию населения. Современная Россия так и не смогла избавиться от этой практики. Сегодня прописку называют регистрацией, и она необходима для доступа к подавляющему большинству государственных услуг.

Зачем ребенку нужна прописка

Для начала разберемся с терминами. Прописка — это советское понятие, которое сегодня официально не используется, хотя все еще широко распространено в языке. В современном законодательстве прописке соответствует регистрация по месту жительства или пребывания.

Каждый человек, который планирует находиться на территории России больше трех месяцев, обязан зарегистрироваться в жилье. Это правило касается и детей, даже новорожденных.

Фото:Shutterstock

  • Постоянную регистрацию также называют регистрацией по месту жительства. Она представляет собой штамп на пятой странице паспорта и действует бессрочно.
  • Временная регистрация (по месту пребывания) — отдельный документ, который выдается на срок от месяца до пяти лет.

Человек может иметь один вид прописки или оба одновременно. Не иметь ее вовсе — правонарушение. И постоянную, и временную регистрацию часто получают россияне, которые уезжают на заработки в другие регионы.

Подать заявление на получение регистрации человек обязан в течение семи дней после прибытия на место проживания. Отсутствие прописки считается административным правонарушением, за него можно получить штраф до 5 тыс. руб.

Только обладатель регистрации имеет доступ к полному спектру государственных услуг. Ребенку без нее не выдадут полис ОМС, паспорт и другие документы, его не получится устроить в детский сад или школу. Государство может не выделить его родителям материнский капитал.

Подробнее читайте:

Как прописать ребенка: общие правила

И для временной, и для постоянной регистрации ребенка понадобятся:

Если ребенок регистрируется у опекуна, понадобится акт органа опеки. Если его нужно прописать в жилье по соцнайму — придется предоставить договор об аренде.

После подачи заявления родителям придет приглашение в МВД, куда нужно будет отнести оригиналы документов. Там же придется и забирать справку о регистрации. Оформление длится от трех дней до недели.

Как прописать новорожденного или ребенка до 14 лет

После появления ребенка на свет родителям дается месяц на получение свидетельства о рождении, а затем еще семь дней, чтобы прописать ребенка. Если это не будет сделано, их могут оштрафовать на сумму до 5 тыс. руб.

Фото:Shutterstock

Как прописать ребенка старше 14 лет

В 14 лет человек получает паспорт и становится частично дееспособным. С этого момента:

  • ребенок может иметь прописку не у родителей;
  • может сам подать заявление на регистрацию (правда, понадобятся письменные разрешения обоих родителей);
  • может быть прописан в жилье один;
  • его мнение государственные органы и суды будут учитывать при решении споров;
  • должен получать разрешение арендодателя для получения временной или постоянной прописки в съемном жилье.

Как прописать ребенка, если родители не живут вместе

В таком случае можно прописать ребенка у любого из них. Однако место жительства должно быть выбрано по соглашению обоих родителей. При этом не имеет значения, разведены они или состоят в действующем браке, важно лишь, вписаны ли они в свидетельство о рождении.

Чтобы прописать ребенка у матери, понадобится стандартный набор документов. Для регистрации у отца — еще и письменное согласие со стороны матери, а также ее личное присутствие при подаче документов.

Если речь идет о временной регистрации, понадобятся согласия обоих родителей. Если получить их не удастся, конфликт будет решаться в судебном порядке.

Временная прописка ребенка

Как и взрослый, ребенок может получить как постоянную (бессрочную) регистрацию, так и временную. Допустим, молодая семья живет в съемной квартире в Москве. Родители имеют временную регистрацию по месту жительства, а постоянно прописаны в Анадыре. У них рождается ребенок. Нужно ли им срочно ехать на родину и регистрировать его там?

Если родители временно зарегистрировались в съемной квартире, они смогут временно прописать там и ребенка, согласие собственника на это им не потребуется. Временная регистрация никак не ограничит ребенка в правах и даст ему доступ ко всем социальным услугам. Процедура почти не отличается — нужно лишь приложить к стандартному набору документов свидетельства о временной регистрации родителей.

Но надо учитывать, что когда истечет договор аренды, а вместе с ним и период временной регистрации, такой ребенок рискует оказаться совсем без прописки.

Фото:Shutterstock

Это касается только детей до 14 лет. После получения паспорта на них начинают распространяться общие правила, по которым для любой регистрации необходимо разрешение собственника жилья.

Как прописать ребенка в съемной квартире

Как прописать ребенка у родственника, который не является родителем

Допустим, у семьи из Нефтеюганска родился мальчик. У его бабушки есть большая квартира в Москве — родители хотят прописать и поселить ребенка у нее, чтобы он получил хорошее образование. Бабушка не против.

До того как мальчику исполнится 14 лет, это получится сделать, только если бабушка оформит опекунство над ним. Если его родители и она сама на это согласны, никаких сложностей возникнуть не должно. После 14 лет прописать ребенка в бабушкиной квартире можно без оформления опекунства — понадобятся согласия мамы, папы и бабушки.

Вопросы юристу:

— Какие могут возникнуть проблемы у ребенка, который имеет только временную прописку в съемной квартире? Может ли он столкнуться с ограничением прав?

— Законом закреплено, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе несовершеннолетних. При этом законодательство не закрепляет приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания.

На практике же от факта регистрации, в частности, зависит очередность зачисления в образовательные учреждения. Кроме того, ряд социальных гарантий (пенсии, пособия, льготы), получение жилья и земельных участков отдельными категориями граждан связаны с наличием факта постоянного места жительства и при временной регистрации могут оказаться недоступны. Таким образом, спорные ситуации, связанные с ограничением прав при наличии временной прописки, в съемной квартире не исключены.

— Если родители живут раздельно и один из них хочет прописать ребенка к себе, понадобится ли разрешение второго? Есть ли здесь процедурная разница между отцом и матерью?

— Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Таким образом, действовать необходимо по согласию обоих родителей. При наличии споров подается иск с целью определения места жительства детей. Приоритетом обладает тот, кто в большей степени соответствует статусу родителя, является ли он при этом матерью или отцом, не так важно.

— Имеет ли право 14-летний ребенок жить отдельно от родителей, опекунов и других родственников?

— Если ребенок достиг 14-летия, он может жить отдельно, но по соглашению с родителями. С 16-летнего возраста законом предусмотрена эмансипация несовершеннолетнего — объявление полностью дееспособным. Эмансипация возможна, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. После указанной процедуры учитывать мнение родителей, в том числе на отдельное проживание, не требуется.

Читайте также: