Какие особенности есть у кино как особого вида искусства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не посмотрел какой-либо фильм. Этот вид художественного творчества основан на технических методах записи и воспроизведения изображения в движениях, сопровождаемых звуком. Кино как вид искусства зародилось в декабре 1895 года. С тех пор эта индустрия продолжает развиваться и совершенствоваться.

Особенности кино

Киноискусство — это творчество, в основе которого лежат литература, музыка, живопись, графика и театр. Но его главными составляющими являются фотография и движение. Если говорить кратко, то кино как вид искусства — это фиксация световых лучей и динамика визуальных образов.

Фотографический принцип позволяет связать индустрию с изобразительными традициями — графикой и живописью. Движущиеся картинки впервые стали известны во время балаганов и ярмарок, когда народ развлекался массовыми зрелищами. Литература дала очень многое современному кино:

  • сценарий;
  • принцип ракурсного видения;
  • монтажное построение.

 кино особенности

На основе литературных произведений строится сюжет фильма. Кроме того, книги подтолкнули режиссеров к ракурсному видению события или человека. Но есть между двумя видами искусства большая разница: в литературе образы умозрительные, а в кино они визуально-диалоговые.

Некоторые составляющие театра также легли в основу индустрии:

  • построение объемных декораций;
  • методика разводки актеров;
  • кастинги.

Благодаря театральному опыту сотрудники кинематографа научились создавать объемные декорации. При постановке мизансцен они умело расставляют актеров по местам, чтобы в кадре те выглядели гармонично. Методы поиска и подбора человека на роль в кино также позаимствованы у театра. Благодаря живописи появились построение кадра и организация светового решения.

Кроме этого, индустрия включает множество элементов: языковые, драматургические, живописно-пластические, музыкальные. Кинематография не заменяет другие виды искусства, она перерабатывает их для телевидения, а также расширяет творческую сферу.

Основные виды

В индустрии, которая существует уже более сотни лет, развилось много видов кино. Об этом стоит упомянуть в докладе или реферате на эту тему. У каждого типа есть свое определение и название:

  • художественный;
  • документальный;
  • короткометражный;
  • образовательный.

Художественные фильмы еще называют игровыми, они отражают события, в которых принимают участие актеры. Подобное кино бывает разных жанров:

 кино это искусство

  • трагедия;
  • комедия;
  • драма;
  • эпопея;
  • роман;
  • мелодрама;
  • вестерн;
  • детектив;
  • феерия;
  • сказка;
  • нуар;
  • триллер;
  • катастрофа;
  • боевик;
  • мюзикл;
  • хоррор;
  • фантастика;
  • фэнтези.

У каждого из них есть свои характеристики и особенности. Некоторые жанры смогли возникнуть благодаря слиянию двух и более направлений.

 киноискусство это

Документальные фильмы называются также неигровыми. В их основе лежат реальные события и лица. Реконструкции исторических явлений нельзя считать документальным кино. Первые подобные съемки проводились еще до создания самой индустрии. Сначала их использовали правоохранительные органы и ученые. Но сегодня документальный вид прочно вошел в мировое киноискусство. Основная тема для съемок — культурные явления, научные открытия, жизнь знаменитых персон, важные в истории события.

Короткометражными считаются фильмы, длительность которых не превышает 40 минут. Хотя многие считают, что отразить сюжет за короткий промежуток сложно, на самом деле и такие киноленты способны передать весь спектр переживаний и событий. Короткометражки с художественной точки зрения считаются отдельным видом искусства, которое еще называют киноминиатюрой.

Образовательные фильмы также относятся к неигровым. Они предназначены для показа в школах и университетах. Специалисты доказали, что визуальный материал человек усваивает лучше, чем пересказы преподавателей.

Практика использования образовательного кино распространена на Западе и в США, где с помощью наглядных примеров учителя передают подопечным свои знания.

Художественные приемы

С самого начала кинематографические виды искусства зависели от других. Об этом стоит рассказать в сочинении-рассуждении или эссе о фильмах.

На развитие киноэстетики влияют теоретико-художественные концепции:

 особенности кино как вида искусства

  • тотального реализма (А. Базен);
  • феноменологического реализма (З. Кракауэр);
  • визуального кинематографа (П. Гринуэй);
  • недовоплощенной общественной жизни.

Кино считается лучшим средством постижения человеческой психологии. В фильмах стирается граница между реальным и выдуманным, объективным и субъективным, ментальным и физическим. Действия легко заменить визуальными и оптическими эффектами.

Предметы могут отражать чувства и внутреннее состояние человека. Зрителям гораздо интереснее наблюдать за происходящим, чем слушать рассказы об этом. Герой фильма становится своеобразным философом, способным донести другим свои мысли, показать их наглядно. При создании кино используется множество художественных приемов:

  • наплыв;
  • ускоренная съемка;
  • крупный план;
  • звуковой контрапункт;
  • трюковые и комбинированные съемки;
  • ретроспекция.

 кино как вид искусства реферат

Наплыв — это особый прием, который позволяет постепенно сменять предыдущий монтаж следующим. Ускоренная съемка играет на эмоциональности зрителя, так как она передает напряжение или волнение героев.

При крупном плане отражаются чувства самих героев, а при звуковом контрапункте музыка идет вразрез с изображением. Комбинированные съемки позволяют показать сцены, которых в действительности не было. Но зритель даже не отличит их от тех, что были сняты в павильоне.

Ретроспекцией называют возврат в прошлое. Этот прием помогает узнать больше о жизни героя.

Известные школы

Сценаристы и режиссеры не могут работать самостоятельно, им нужна команда специалистов. Для этого приходится обучать людей. Каждая команда работает в определенном жанре, выбирает подходящие для себя художественные приемы.

Именно по этим признакам можно выделить киношколы:

  • голливудская;
  • независимая американская;
  • английская;
  • французская;
  • итальянская;
  • немецкая;
  • индийская;
  • скандинавская.

Самым популярным считается голливудский кинематограф. Он выпускает зрелищные фильмы, хотя их обвиняют в чрезмерной коммерческой направленности и примитивности. Многие виды кино этой школы отличаются яркими спецэффектами. Независимые американские фильмы производят отдельные энтузиасты. Они популярны в Канаде и США, но нередко их показывают и на других континентах.

 кино это вид искусства

Английское кино отличается эстетичными кадрами, в которых упорядоченное переплетается с хаотичным. Французы снимают утонченные ленты, сочетающие драматизм и психологию, а также художественную красоту и пикантность сцен.

В Италии кинематограф довольно самобытный — он наполнен метафорами, абстракциями, мистикой. Немцы снимают остросоциальные фильмы, которые после просмотра заставляют размышлять об увиденном. Они наполнены жизненностью и драйвом, хотя могут быть несколько небрежными.

Болливудский кинематограф незамысловатый, ведь он основан на стандартных житейский историях. Индийские ленты показывают любовь и ненависть, дружбу и месть. Все это сопровождается множеством песен и национальными танцами. Но в последнее время появились фильмы, больше напоминающие европейские и американские сюжеты.

Скандинавская кинематография носит суровый северный характер. В этом регионе снимают психологически тяжелые фильмы, отличающиеся напряженной эмоциональностью и частым накалом страстей.

Обычно эти ленты наполнены битвами, сухопутными и морскими сражениями, подвигами воинов.

Премии и фестивали

После возникновения первых фильмов появился вопрос об их качестве. Пока главным показателем успешности считаются кассовые сборы с прокатов. Но на самом деле еще требуется оценка критиков — специалистов в области кино.

Кинематограф как вид искусства

Для этого ежегодно устраиваются фестивали, на которых проходит презентация новых фильмов. Почему лента получила ту или иную оценку, объяснить невозможно, ведь зрители дают субъективные отзывы.

Для объективности было создано множество фестивалей. Они разделены по странам и жанрам. Если на одном определенный тип кино пользуется популярностью, то на другом критики его не воспримут. Наиболее известные кинофестивали:

  • Каннский;
  • Венецианский;
  • Берлинский;
  • Московский.

Киноиндустрия продолжает развиваться, вместе с этим появляется множество разных фильмов и их создателей. Возникают новые жанры и направления, достигают славы режиссеры и актеры. Кроме того, рождаются критики, которые пытаются разобраться в задумках сценаристов.

Массовость кино означает прежде всего то, что кинокартина должна быть понятна всем и, следовательно, отличаться простотой. Но это сложная простота: кинокартина масштабна по своему замыслу и воплощению, изображаемые в ней события и выражаемые авторами мысли и чувства действительно близки миллионам людей и волнуют каждого человека. А чтобы добиться этого, необходимо высокое мастерство в разработке характеров, в отделке эпизодов, всей художественной ткани произведения.




Достоверность киноизображения не естькопия действительности. Это художественнаяреальность, образособого качества.Путем сравнения попробуем раскрыть его особенности.

Средства киноизображения разнообразны. Это крупный и общий планы, сочетание которых позволяет передать как масштаб и количество происходящих на экране событий, так и внутреннее, психологическое состояние героев. Это съемка с движения, дающая возможность подчеркнуть динамичность действия и одновременно выразить чувства автора по отношению к изображаемому. Это и ракурс, или угол зрения, под которым снят тот или иной эпизод, а также свет и звук.

В хорошем фильме все средства киноизображения слиты воедино, подчиняются идейному и художественному замыслу авторов.

Авторы фильма и жанры кино

Создание кинокартины — сложный и трудоемкий производственный процесс, который сродни возведению большого архитектурного сооружения. В съемочную группу (так называют коллектив создателей фильма) входят представители многих профессий: кинодраматург, режиссер, оператор, художник, композитор, звукооператор, консультанты, гримеры, осветители, монтажеры, рабочие-декораторы и др. Кино есть коллективное творчество, где успех зависит от профессиональной культуры, слаженной работы всех участников съемочной группы.

Создание фильма начинается с замысла будущей картины, принадлежащего автору сценария и режиссеру, который будет осуществлять его в процессе съемок. Подобно тому как в театре все начинается с выбора пьесы, кино начинается со сценария — основы фильма. В сценарии выражена идея, разработаны характеры и драматургический конфликт, определены место и время действия, выписаны всевозможные детали.Существует особый вид литературы — кинодраматургия (сценарии, как и театральные пьесы, часто публикуют в журналах и сборниках).

Многих участников киносъемки мы здесь только упомянули, хотя без них фильм создать нельзя. Но есть еще один участник в игровой картине, который наравне с режиссером и сценаристом несет основную нагрузку в раскрытии идейно-художественного содержания фильма. Это — актер.

Огромные возможности кинодокументалистики в пропаганде достижений Советской власти, распространении знаний и правды о революции сразу оценил В. И. Ленин. Широко известны его слова, что именно с хроники должна начаться новая кинематография 1 . Хроникальная кинематография была школой новых режиссеров, в частности выдвинула такого страстного публициста-документалиста, как Дзига Вертов.

Важную познавательную функцию выполняет научно-популярное кино. Оно знакомит нас с опытом новаторов производства, открытиями в области науки и техники, учит понимать красоту природы и произведений искусства. Загадки метеоритов, появление новых звезд, трансплантация (пересадка) человеческих органов, памятники культуры прошлого, рождение нового метода в строительстве — все это становится предметом внимания научно-популярного кино. В системе народного образования все шире используются учебные фильмы, в том числе и по эстетическому воспитанию.

Кино учит размышлять — о себе, своей жизни, о современности. Современность живет в лицах героев экрана, в их манере разговаривать, одеваться, устраивать свой быт, в выборе развлечений. Это важные внешние приметы времени, но они мало что значат, если в фильме нет интересного человека, неповторимой индивидуальности.

Лучшие фильмы советского киноискусства — это широко раскрытое окно в новый и большой мир социалистической действительности, где торжествуют добро и красота. Приобщаясь к этому миру, мы становимся умнее и нравственно чище. Идейно-художественная сила советского кино проверена жизнью; оно помогло обществу вырастить энтузиастов первых пятилеток, героев Великой Отечественной войны, покорителей целины, подготовить подвиг космонавтов.

Определяя место и роль кино в наши дни, необходимо сделать общий вывод.

Прежде чем завершить рассказ о профессиональном искусстве и о его месте и роли в нашей жизни, надо хотя бы кратко сказать еще об одном виде искусства, которое рождается буквально на наших глазах,— о телевидении.

Телевидение

Все согласны с тем, что телевидение есть могучее средство массовой коммуникации. Оно информирует нас о событиях и фактах, пропагандирует важные общественные идеи, активно участвует в образовании масс, служит средством отдыха и развлечения. Но в каком смысле телевидение — искусство?

Выполняя самые многообразные роли, телевидение удовлетворяет социальную потребность людей — потребность в общении. Находясь перед телеэкраном, в одиночестве или в кругу близких, мы, по существу, входим в соприкосновение с миллионами других людей, объединяясь с ними в восприятии и оценке какого-то общественного события. Способность телевидения связывать и объединять людей, помогать им общатьсямежду собой независимо от расстояния является его нравственной функцией(или ролью).

Можно сказать так: телевидение вслед за кино продолжает историю изобразительного искусства. Но от этого кино не теряет своих особых свойств и признаков. Ведь рождение новых искусств не зачеркивает прежних: кино не отменило ни живопись, ни скульптуру, ни фотографию, а телевидение не отменило кино. Влияя друг на друга и изменяя друг друга, кино и телевидение придерживаются своих законов.

Что нового принес с собой кинематограф в искусство?

Чем отличается кино от других видов искусства?

Назовите десять лучших фильмов последних лет. Почему вы считаете их лучшими?

Почему тот или иной фильм воспринимается вами трудно?

Что значит научиться смотреть фильм?

Какая телевизионная программа вам больше всего нравится и почему?

Массовость кино означает прежде всего то, что кинокартина должна быть понятна всем и, следовательно, отличаться простотой. Но это сложная простота: кинокартина масштабна по своему замыслу и воплощению, изображаемые в ней события и выражаемые авторами мысли и чувства действительно близки миллионам людей и волнуют каждого человека. А чтобы добиться этого, необходимо высокое мастерство в разработке характеров, в отделке эпизодов, всей художественной ткани произведения.

Достоверность киноизображения не естькопия действительности. Это художественнаяреальность, образособого качества.Путем сравнения попробуем раскрыть его особенности.

Средства киноизображения разнообразны. Это крупный и общий планы, сочетание которых позволяет передать как масштаб и количество происходящих на экране событий, так и внутреннее, психологическое состояние героев. Это съемка с движения, дающая возможность подчеркнуть динамичность действия и одновременно выразить чувства автора по отношению к изображаемому. Это и ракурс, или угол зрения, под которым снят тот или иной эпизод, а также свет и звук.

В хорошем фильме все средства киноизображения слиты воедино, подчиняются идейному и художественному замыслу авторов.

Авторы фильма и жанры кино

Создание кинокартины — сложный и трудоемкий производственный процесс, который сродни возведению большого архитектурного сооружения. В съемочную группу (так называют коллектив создателей фильма) входят представители многих профессий: кинодраматург, режиссер, оператор, художник, композитор, звукооператор, консультанты, гримеры, осветители, монтажеры, рабочие-декораторы и др. Кино есть коллективное творчество, где успех зависит от профессиональной культуры, слаженной работы всех участников съемочной группы.

Создание фильма начинается с замысла будущей картины, принадлежащего автору сценария и режиссеру, который будет осуществлять его в процессе съемок. Подобно тому как в театре все начинается с выбора пьесы, кино начинается со сценария — основы фильма. В сценарии выражена идея, разработаны характеры и драматургический конфликт, определены место и время действия, выписаны всевозможные детали.Существует особый вид литературы — кинодраматургия (сценарии, как и театральные пьесы, часто публикуют в журналах и сборниках).

Многих участников киносъемки мы здесь только упомянули, хотя без них фильм создать нельзя. Но есть еще один участник в игровой картине, который наравне с режиссером и сценаристом несет основную нагрузку в раскрытии идейно-художественного содержания фильма. Это — актер.

Огромные возможности кинодокументалистики в пропаганде достижений Советской власти, распространении знаний и правды о революции сразу оценил В. И. Ленин. Широко известны его слова, что именно с хроники должна начаться новая кинематография 1 . Хроникальная кинематография была школой новых режиссеров, в частности выдвинула такого страстного публициста-документалиста, как Дзига Вертов.

Важную познавательную функцию выполняет научно-популярное кино. Оно знакомит нас с опытом новаторов производства, открытиями в области науки и техники, учит понимать красоту природы и произведений искусства. Загадки метеоритов, появление новых звезд, трансплантация (пересадка) человеческих органов, памятники культуры прошлого, рождение нового метода в строительстве — все это становится предметом внимания научно-популярного кино. В системе народного образования все шире используются учебные фильмы, в том числе и по эстетическому воспитанию.

Кино учит размышлять — о себе, своей жизни, о современности. Современность живет в лицах героев экрана, в их манере разговаривать, одеваться, устраивать свой быт, в выборе развлечений. Это важные внешние приметы времени, но они мало что значат, если в фильме нет интересного человека, неповторимой индивидуальности.

Лучшие фильмы советского киноискусства — это широко раскрытое окно в новый и большой мир социалистической действительности, где торжествуют добро и красота. Приобщаясь к этому миру, мы становимся умнее и нравственно чище. Идейно-художественная сила советского кино проверена жизнью; оно помогло обществу вырастить энтузиастов первых пятилеток, героев Великой Отечественной войны, покорителей целины, подготовить подвиг космонавтов.

Определяя место и роль кино в наши дни, необходимо сделать общий вывод.

Прежде чем завершить рассказ о профессиональном искусстве и о его месте и роли в нашей жизни, надо хотя бы кратко сказать еще об одном виде искусства, которое рождается буквально на наших глазах,— о телевидении.

Телевидение

Все согласны с тем, что телевидение есть могучее средство массовой коммуникации. Оно информирует нас о событиях и фактах, пропагандирует важные общественные идеи, активно участвует в образовании масс, служит средством отдыха и развлечения. Но в каком смысле телевидение — искусство?

Выполняя самые многообразные роли, телевидение удовлетворяет социальную потребность людей — потребность в общении. Находясь перед телеэкраном, в одиночестве или в кругу близких, мы, по существу, входим в соприкосновение с миллионами других людей, объединяясь с ними в восприятии и оценке какого-то общественного события. Способность телевидения связывать и объединять людей, помогать им общатьсямежду собой независимо от расстояния является его нравственной функцией(или ролью).

Можно сказать так: телевидение вслед за кино продолжает историю изобразительного искусства. Но от этого кино не теряет своих особых свойств и признаков. Ведь рождение новых искусств не зачеркивает прежних: кино не отменило ни живопись, ни скульптуру, ни фотографию, а телевидение не отменило кино. Влияя друг на друга и изменяя друг друга, кино и телевидение придерживаются своих законов.

Что нового принес с собой кинематограф в искусство?

Чем отличается кино от других видов искусства?

Назовите десять лучших фильмов последних лет. Почему вы считаете их лучшими?

Кинематограф

Сегодня невозможно представить жизнь без кино. Этот вид искусства захватил массы. Нет ни одного сословия, ни одной страны или отдельной народности, которая бы ни была вовлечена в процесс создания или просмотра кинофильмов. Поэтому значение кинематографа, без которого не было бы ни кино, ни телевидения, ни видеофильмов, измерить невозможно.

Как всё начиналось

Проектор

Кинематограф появился как следствие ряда изобретений. Это появление светочувствительной плёнки, на которую можно было сфотографировать один объект с разных точек. При прокручивании плёнки объект приходил в движение. Затем появился проектор, с помощью которого удавалось воспроизводить изображённые на плёнке предметы на экран.

Прежде чем появился кинематограф, были изобретены в 1894 году французским физиологом Ж.Демени хронофотограф. Годом ранее Т.Эдисон — изобретатель из Америки создал фонограф. Немецкий фотограф О.Аншюльц изобрёл тахископ. Ещё один американский изобретатель создал паноптикон. Это У.Латам. Был целый ряд других изобретений, благодаря которым удалось снять и показать зрителям первое кино.

Кинематограф родился во Франции. Вначале он и назывался по-французски синематографом. Система съёмки и демонстрация первых кинолент — заслуга братьев Люмьер. Им принадлежит право первенства показа фильмов. Впервые кинопоказ состоялся за три дня до нового 1896 года в столице Франции.

Широкой публике были представлены фильмы „Прибытие поезда“, „Выход рабочих с завода“, „Политый поливальщик“ и некоторые другие. Париж был в восторге от увиденных картин в движении. Прошли чуть более четырёх месяцев, и в столице России, в летнем саду „Аквариум“, впервые состоялась демонстрация кинолент.

Гениальность братьев Люмьер состоит в изобретении системы, в которой гармонично сочетались все составляющие кинематографа. Причём, система эта настолько была проста, что в течение нескольких месяцев её быстро осваивали в других странах. Ещё не наступил XX век, а в России, Франции, Германии, Англии эта система была успешно освоена, и шёл показ фильмов.

Кино развивалось быстро. Вначале оно было немое, с однообразным сюжетом. Позже появились связные кинорассказы. Во время демонстрации фильмов играла музыка. Для этого приглашали пианистов, которые должны были на протяжении всего сеанса наигрывать музыкальные произведения. Нередко в зале играл настоящий оркестр.

На новом этапе

Голливуд

Кинематограф развивался стремительно. Первая мировая война стала поворотным этапом его развития. С одной стороны, военные действия притормозили развитие нового вида искусства. С другой — именно в это время, точнее, в 20-годы прошлого столетия в США рождается Голливуд — ставший в невероятно короткие сроки ведущей киноиндустрией в мире.

В Европе законодателями моды в кино становятся Сергей Эйзенштейн, а также немецкий кинорежиссёр Фридрих Вильгельм Мурнау. Новые разработки в системе кинопроизводства позволяют сделать кино со звуковой дорожкой, впоследствии и цветным.

В середине прошлого столетия кино полностью сформировалось, как новейшая разновидность искусства. Если музыка, живопись, театр развивались на протяжении тысячелетий, история кинематографа насчитывает всего несколько десятилетий. Несмотря на это, данное искусство во всём мире считается наиболее массовым.

Главное, по словам великого режиссёра Великобритании Альфреда Хичкока, данное искусство сравнимо с выведением с полотна жизни пятен скуки. Кино может удивлять, восхищать, завораживать. В кинематографе заложена странная магия чувств. Человек верит происходящему на экране, переживает, радуется, страдает.

Проходят годы, человек вступает в пору зрелого возраста. Но по-прежнему он внимательно всматривается в происходящее на экране, смеётся как ребёнок, радуется, переживает, плачет. Возраст берёт своё, человек превращается в старика. И он также, как и в детстве полон переживаний, его обуревает сонм чувств, когда смотрит кино. Конечно, речь идёт о хороших фильмах. Хотя, одному нравятся приключенческие ленты, другому комедии, третьему мелодрамы и так далее.

Трудно представить, чтобы так переживали посетители выставок картин, театральных постановок. Да, гениальные картины и музыка способны вызвать наплыв чувств. Порой и зрители театральных постановок прикладывают платочки к глазам. Но максимальный взрыв чувств способно вызвать только гениальное кино.

С другой стороны, массовость кинематографу доставляет уверенность зрителей, что и они так могут. Могут также сыграть роль или снять фильм. Всё кажется настолько простым и жизненным, что люди не замечают, насколько трудна та или иная роль, насколько сложно выстроить сюжет. И ведь то, что происходит на экране, снято операторами, которые вложили в съёмку всю свою душу, мастерство, которое воспитывали в себе годами и десятилетиями.

Трудно представить, насколько сложный путь прошёл кинематограф за какие-то сто лет. От чёрно-белого немого до по-настоящему феерического действа, с применением компьютерной графики оно становится всё ближе к зрителю, как бы вовлекая его стать участником события. Превращаясь в экономическую отрасль, кинематограф приносит немалую прибыль государствам, развитие которых стоит на высоком уровне.

Кинематограф и телевидение

Телевидение

Очередной мощный толчок в совершенствовании кинематографа сделало телевидение. По сути, это рождение иного направления искусства кино — документалистики. Да, и ранее документальное кино существовало отдельными небольшими сюжетами. Оно выполняло роль некоего передаточного звена в системе кинематографа и как бы дополняло художественное кино. С развитием телевидения документальное кино стало отдельной отраслью.

Оно живёт по своим законам. Главный козырь документального кино — оперативная подача видеоинформации с надлежащим качеством. И опять приходится вспоминать о массовости кинематографа. В документальном кино герои в подавляющем большинстве случаев не являются профессиональными актёрами. Это ставит создателей таких кинолент в очень трудное положение. Им приходится так настроить людей, которые участвуют в создании фильма, чтобы они чувствовали себя свободными, не стеснёнными славой или обстоятельствами.

Ещё одну важную особенность даровало телевидение кинематографу — это возможность создавать многосерийные фильмы, причём, как художественные, так и документальные. Огромным событием стал выход на телеэкраны сериалов Татьяны Лиозновой „Семнадцать мгновений весны“ и Станислава Говорухина „Место встречи изменить нельзя“. На улицах падала интенсивность движения транспорта, резко снижалась преступность. Казалось, что к экранам телевизоров во время просмотра этих сериалов припадал весь Советский Союз.

На этом телевидение не ограничивает свои возможности. Прямые видеоконференции, мосты между государствами, разного рода ток-шоу, трансляции спортивных мероприятий, театральных постановок, проведение конкурсов, тематических передач и так далее. И всему этому дал толчок кинематограф.

Наступил момент, когда с развитием телевидения начали закрываться кинотеатры. Стала исчезать замечательная форма общения людей. Но, оставив за собой определённую нишу в телевидении в виде документальных лент и сериалов, кинематограф вернулся к людям. Снова зрители стали встречаться в кинотеатрах, просматривать как старые киноленты, так и недавно вышедшие на экраны, делиться впечатлениями, обсуждать достоинства, отмечать недостатки.

Сила российского кино

Фильм

Советское, впоследствии российское кино находятся в ряду самых мощных звеньев мирового кинематографа. В чём же его сила? Конечно, немалую роль в этом играет гениальность режиссёров, сценаристов, постановщиков фильмов, актёров. Тем более, если их работы признаны во всём мире.

Но есть и ещё одна составляющая, делавшая советское и продолжающая делать российское кино одним из лучших в мире — это душа человека. Российскому кино удаётся показать душу человека в её порыве совершать героические поступки, замирающей в поиске высоких нравственных начал. Зритель только тогда по-настоящему верит в то, что происходит на экране, когда чувствует состояние души героев.

Мужчины, выстоявшие во время Великой Отечественной войны, плакали над кадрами почти „гражданского“ фильма Сергея Бондарчука „Судьба человека“. Как признавались критики, фильм „Калина красная“ Василия Шукшина душу переворачивает. И вот эта русская душа пронизывает работы большинства российских режиссёров.

Среди них много молодых талантливых создателей настоящего кино. Вот только нельзя забывать, что у истоков великого советского кино стояли такие режиссёры как Сергей Эйзенштейн, Сергей Герасимов, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Яков Протазанов, Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Лев Кулешов, Борис Барнет, братья Васильевы и другие их соратники, поразившие мир своими гениальными картинами.

На счету каждого из этих режиссёров не столь много фильмов. Но киноленты этих создателей сумели отразить душу советского человека, умеющего любить без ума, сострадать, жертвовать собой ради процветания Родины, ради жизни другого человека. На фильмах этих режиссёров воспитывались люди, победившие фашизм и построившие невиданное ранее государство, которое от массовой безграмотности первым в мире шагнуло к освоению космического пространства.

Велика роль в кино Чарли Чаплина. Гротескно показав маленького человека, гениальный актёр и режиссёр оказался непревзойдённым мастером раскрытия души простого человека. Непревзойдённым на Западе, но не в России. Комедии Григория Александрова потрясли мир. На просмотре „Весёлых ребят“, „Волга-Волга“ смеются зрители нескольких поколений.

Этими кинолентами начинается галерея советских кинокомедий, в которых остроумие сочетается с фантастическими эпизодами, высмеивающими праздность, алчность, дурные привычки, словом, всё, что унижает человека, делает его посмешищем в глазах общества. Григорий Данелия, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов создали такие комедии, которые без устали можно смотреть снова и снова. Эти режиссёры сумели опровергнуть до этого считавшуюся бессмертной аксиому, что комедия — скоропортящийся продукт.

Актёр — сложная профессия

Фильм

Актёрская деятельность вряд ли является профессией. Скорее всего, это состояние души. Человек любой профессии обычно на работе трудится, затем отдыхает. Отдыхает от этой самой работы. Актёр без работы не может. В своём стремлении лицедействовать он неутомим. В каждой новой роли, какой бы трудной она ни была, настоящий актёр отдыхает. И отдыхает, прежде всего, душой. Без роли в кино он стареет, утрачивает вкус жизни.

В Советском Союзе была создана уникальная школа актёрского мастерства. Благодаря этой школе мир узнал тысячи советских, в настоящее время российских деятелей кино, прежде всего, актёров. Они разноплановые, разновозрастные, красивые не всегда лицом, но некоей внутренней красотой, свойственной целостной личности.

Только в российском кино актёр, играющий отрицательную роль, нередко вызывает уважение, поскольку сквозь маску нет-нет, да и проступит истинное лицо актёра, чистого душой, сильного своей волей, умного. Время изменило страну. Развалился Советский Союз. Утрачены прежние кумиры, пока лишь нарождаются новые. Вот только кинематограф не изменился. Он по-прежнему покоряет самые высокие вершины киноискусства.

Немного осталось от когорты первых учеников великой советской актёрской школы. Главные роли в кино играют люди, по возрасту являющиеся их внуками. Но играют также талантливо. Также в каждой роли они сжигают свои сердца и терзают души зрителей, которые им верят и вместе с актёрами проживают судьбы героев. Значит, жива старая школа, массово готовящая гениев для кинематографа.

Об этом в одном из интервью категорично высказался известный режиссёр Станислав Говорухин. Он сказал, что жива прежняя школа актёрского мастерства. Она по-прежнему готовит талантливых юношей и девушек, с успехом играющих самые сложные роли.

В процессе создания продукции кинематографа участвуют десятки, сотни тысяч людей самых разных профессий. Ведущую роль играют сценаристы, продюсеры, режиссёры, операторы, каскадёры. Многочисленная армия рабочих различных специальностей трудятся на благо кинематографа. Особое место занимают в кинематографе композиторы и исполнители песен.

Музыка в кинематографе

Пленка

Сегодня невозможно представить, что на заре своей кинематограф был беззвучен. Но даже и когда была изобретена звуковая дорожка на плёнке, музыка ещё только сопровождала мелькание кадров на экране. Со временем она всё больше и больше проникала в кинематограф, пока не заняла в нём одно из главных мест.

В Советском Союзе первым звуковым стал кинофильм „Путёвка в жизнь“. Кинолента была создана в 1932 году. Запись звука была сделана по системе, изобретённой инженером Шориным. В дальнейшем создание фильмов уже шло с непосредственным участием композиторов.

В настоящее время музыка идёт в одном ряду с изображением, органично вплетаясь в него, а не только служит оформлением, как это было раньше. Её значение настолько выросло, что сравнялось со зрительской сферой. Это удалось сделать, благодаря развитию новых технологий, созданием высокоуровневой базы. Самое главное, в кинематограф привлечены лучшие композиторы современности.

При развитии кинематографа возникло и сформировалось соединение визуального восприятия, происходящего на экране со звуковым сопровождением и музыкой. Нередко случается так, что именно музыка делает фильм заметным. С другой стороны, многим композиторам дорогу в творческую известность проложил кинематограф.

В советском кино творчество Исаака Дунаевского, Никиты Богословского, Евгения Доги, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Александра Зацепина, в американском —Томаса Ньюмана, Джона Уильямса, в немецком — Ганса Циммера , во французском — Мишеля Леграна, а также многих и многих других композиторов из разных стран стало общенародным достоянием благодаря кинематографу.

Нужно отдать должное исполнителям песен. Многие песни, написанные к фильмам, получили широкую известность ещё до выхода киноленты на экраны. Невозможно подсчитать, сколько талантливых исполнителей песен стали известными, благодаря кинематографу. Чего стоит лишь один факт. Примадонна советской и российской эстрады Алла Пугачёва начала свой взлёт с исполнения песен в фильме Эльдара Рязанова „Ирония судьбы, или С лёгким паром!“.

Стили и направления

Стили и направления в кинематографе

С развитием кинематографа, которое развивалось на основе появления новых технологий, а также совершенно иных чем раньше выразительных средств, произошло становление киноязыка. Это стало важнейшим фактором, когда фильмы, созданные в узких границах национальных школ, выходили на мировые уровни.

Это в полной мере относится к монтажному кинематографу России 20-х годов прошлого столетия, „фотогеническому“ направлению во Франции, экспрессионизму в Германии, послевоенному экспрессионизму в Италии. Уникальная школа была создана в Голливуде.

Пионером монтажа кинолент считается Д.У.Гриффит — кинорежиссёр США. Но первыми учениками, которые на его фильмах быстро освоили премудрость нового дела, стали советские мастера кинематографа. В 1923 году в России был выпущен первый полнометражный кинофильм „Приключения мистера Веста в стране большевиков“, построенный по принципу лент Гриффита. Автором этой киноленты стал режиссёр Л.Кулешов.

Опыты Кулешова в монтажном кино подхватили Пудовкин и Эйзенштейн. Они развили и успешно внедрили в практику все по тому времени возможности монтажного кинопроизводства Высокие темпы развития кинематографа в молодой советской республике теоретики объясняют развитием в это время супрематизма, конструктивизма, футуризма.

Эти, а также другие виды современного искусства не могли не отразиться на совершенствовании кинематографа. Плюс ко всему режиссёры внимательно следили за тем, как развивается кинематограф в других странах, стараясь почерпнуть для себя всё новое, передовое.

Родственные театр, кино и телевидение разделяет с иными видами искусства актёрское отображение жизни человека. Оно лежит в основе этих трёх видов. Суть каждого рода искусства представлена в аспекте функциональном, а также гносеологическом.

Второй аспект выясняет тонкости отображения действительности, вплетённой в полотно художественных образов. Функциональный аспект зиждется на воздействии искусства на сознание человека. Через сознание оно влияет на жизнедеятельность индивидуума, в целом, на развитие общества.

Это общие черты трёх родственных видов искусства. Но есть и серьёзные факторы, которые их разделяют. Например, в театре возможен спектакль с участием двух и даже одного актёра. Даже появилось определение „Театр одного актёра“. Это невозможно в кинематографе, которому как воздух необходимы групповые сцены. Иначе социальную жизнь, на что и направлен данный вид искусства, отобразить невозможно.

Что далее

Кинематограф

Кинематограф развивается. Говорят, что нет предела совершенству. А может этот предел есть? Он появится лишь в том случае, если остановится жизнь общества. Кинематограф, как никакое иное искусство держит пульс на развитии общества. Плох или хорош актёрский ансамбль, удачен ли в своём творчестве сценарист, а также режиссёр, оператор, композитор, не суть важно.

В любом случае, от этого зависит, станет ли востребованным кинофильм, пойдут ли на него зрители. Главное заключается в том, насколько правдиво отражается в киноленте фактор развития общества. И будь это лирическая комедия или фантастика, невольно она отражает реалии тех событий, которые переживает общество.

Поэтому кинематографу не грозит период застоя и смерти. Он органично связан с развитием общества и подчинён его законам. Пока развивается общество, будет жить и кинематограф.

Несмотря на многие другие развлекательные жанры в нашей современной жизни, когда практически уже нельзя ничем удивить, кино по-прежнему остаётся самым популярным и массовым видом искусства.

Его любят во всем мире, независимо от возраста, образования и культуры. Просмотр хорошего фильма скрашивает досуг, вызывает самые различные чувства: смех, радость, слезы, грусть.

загруженное

За весьма ограниченное время кино позволяет зрителю переместиться в совершенно другое время, а порой и измерение, помогает взглянуть на какое-то историческое событие и даже заглянуть в будущее.

Кино – это синтетический вид искусства. Оно объединяет в себе литературу, живопись, хореографию, музыку и фотоискусство, и именно поэтому каждый зритель не сможет остаться равнодушным, и он найдет для себя то, что непременно тронет его душу, заставит задуматься, удивиться, погрузиться в его удивительный мир.

И конечно, основой кино является его величество Театр. От игры актеров зависит наше отношение к фильму. И… если в нем заняты талантливые актеры, то фильм изначально обречен на успех, хотя бывают и редкие исключения.

Читайте также: