Какие основания определили характер и направленность суждений л фейербаха о человеке кратко

Обновлено: 07.07.2024

1) Бог и сущность — природа, в которой человек — часть.

Как видим, в методологических предпосылках Фейербах не оригинален, а человек у него — заведомо производная величина, не могущая претендовать на абсолютный статус.

2) Бог — родовая сущность всех людей в истории.

3) Бог — собственная сущность человека.

3.3) Человек как мера чувственного и разумного, их единство есть обоюдный продукт разума и чувственности.

3.4) Человек — носитель сознания.

6) Связь человека с человеком.

И, наконец, поскольку принципом познания в теизме является вера — априорная бездоказательная форма, то, несмотря на утверждение высокой заданности человеческой жизни, теория Л. Фейербаха не способна технологически помочь человечеству в разрешении кризисных проблем в его новейшей истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что тем самым хотел сказать философ?

Может быть, поэтому разговор о человеке никогда не потеряет своей актуальности.

1. Великая тайна - человек.

2. Человек - биосоциальная система.

3. Социальная сущность деятельности.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Великая тайна - человек

1 группа философов:

Так, в прошлом одно направление философов (пессимистов) обращали внимание на биологическую, животную сущность человека. Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия (Артур Шопенгауэр)

2 группа философов:

Альтернативные суждения о сущности человека – в презентации.

Измерения человека?

Сегодня мы хорошо осознаем, что сущность человека состоит в единстве природного и социального начал. А исследует сущность человека особая наука – философская антропология.

- Чем философская антропология отличается от общей, биологической антропологии?

- К каким выводам пришла сегодня философская антропология?

Отличия человека от высших млекопитающих:

1.↓Главное родовое отличие человека – орудийная деятельность;

↓2. Второе отличие - способность абстрактно мыслить;

↓3. Человек способен непрерывно осваивать культуру с каждым новым поколением, т. е. происходит социализация человека.

Время зарождения философской антропологии - XIX в.

Реакция на вопрос: что первично в деятельности человека природа или социум

Представители философской антропологии


Концепция философской антропологии: 5 основных положений философской антропологии.

• Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными.

• Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

• Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

• Их единство и образует сущность человека.

Вывод: человек как явление богаче сущности. Человек – это биопсихосоциальное существо, и поэтому его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с его существованием.

1.В чем суть философского течения Философия жизни? - человек в реальной жизни руководствуется не разумными побуждениями, а инстинктами.

2.В чем суть направления психоанализа? – роль бессознательного в жизни человека.

3.В чем суть направления экзистенциализма? – философия существования (признак человека – его свобода)

Вопросы к тексту.

Выделите основные характеристики сущности человека, предложенные Л.Фейербахом.

Какие основания определили характер и направленность суждений Л.Фейербаха о человеке?

В чем смысл существования человека по мнению Л.Фейербаха? Согласны вы с мнением философа? Свою позицию аргументируйте.

Один из возможных выводов: суждение Л.Фейербаха о сущности человека нельзя считать полным исчерпывающим для понимания…

2. Человек - биосоциальная система

- Приведите доказательства сложности, многоуровневости человека.

- Какие два начала сочетаются в человеке?

- Какие понятия нам необходимы для понимания сущности человека?

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

-особое строение организма;

-способность к трудовой деятельности;

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

-целостность психофизической организации организма;

-устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – социальная сущность человека.

Проще говоря, личность – совокупность социальных качеств человека.

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Проще говоря, индивидуальность – неповторимая совокупность свойств, отличающих одного человека от другого.

С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Субъект – активно действующий человек с его знаниями и опытом, способностью изменять окружающий мир (бытие) и самого себя.

Субъектность – связь человека с социальным бытием.

Субъективность – мир мыслей, чувств, воли человека.

Закрепление.


3. Социальная сущность деятельности

Можно ли муравьиную активность назвать деятельностью? Почему?

Если вы услышите, что муравейник есть продукт деятельности муравьев, вам не захочется согласиться с данным утверждением. И это верно, так как нельзя муравьям, как и другим представителям животного мира, приписывать то, что свойственно лишь человеку. Ибо только человеку присуща такая форма взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.

Вопросы: Что такое деятельность?

Первое: деятельность предполагает активность, которая может быть механической, физической, биологической, социальной и т. д.

Второе: деятельность - взаимодействие человека или группы людей с окружающей средой, миром.

Третье: деятельность предполагает процесс сознательного и целенаправленного изменения человеком мира и самого себя.

Схема характеристики деятельности людей.


Деятельность человека носит социальный характер.


Деятельность человека носит социальный характер. В процессе деятельности человек реализует самого себя. Нет иного способа проявить свои способности, стремления, силы, возможности, кроме деятельности. Один пишет талантливые стихи, другой ремонтирует сложные механизмы, третий выращивает овощи, четвертый стремится подняться все выше по служебной лестнице, пятый старается заработать как можно больше денег, шестой все силы и средства отдает воспитанию и образованию ребенка, седьмой добросовестно обслуживает посетителей кафе и т. д.

Поэтому, если мы хотим лучше узнать человека, мы в первую очередь должны понять, какова его деятельность, каков он в этой деятельности, т. е. что и как он делает.

Многие ученые справедливо рассматривают деятельность как основу человеческого существования. В деятельности человек не только добывает средства к жизни, но и развивается как личность, формируется как общественное существо, реализует свои способности и расширяет возможности.

Деятельность сближает людей, объединяет их. Совместная деятельность - это согласованные действия ради достижения какой-либо общей цели. Общение - это тоже деятельность. Она нередко требует больших душевных затрат. Самая распространенная разновидность деятельности - помощь другим людям, а нередко и взаимопомощь. Древняя мудрость гласит, что отдавать для нравственного человека намного приятнее, чем брать. Есть мнение, что с высочайшим наслаждением самоотдачи не может сравниться радость, которую приносят приобретение или потребление.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Задание: Нам нужно выяснить взаимосвязь мышления и деятельности и мышления и речи.

Нам необходимо проследить взаимосвязь и взаимозависимость следующих понятий:

- Проанализируем первую цепочку:

Мышление ⇔ Деятельность

Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность: это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей.

Люди по-разному обдумывают действительность - от простейших жизненных ситуаций до глобальных обобщений. Мышление пронизывает всю деятельность человека, сообщая ее волевым усилиям согласованность, упорядоченность, организованность. Чтобы лучше понять эту взаимосвязь, обратимся к примеру.

Послушайте притчу. Иди вперед!

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шел вперед, пока не дошел до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он задумался: почему добрый старец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а посоветовал обязательно идти вперед?

На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошел дальше и нашел, медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав ее на базаре, выручил еще больше денег. На следующий день он пошел еще дальше и нашел серебряные россыпи. Еще через день он нашел золото, потом - алмазы и, наконец, приобрел огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как достигнет некоторых усилий, то в конце концов найдет богатство истины.

- Как вы поняли смысл притчи?

- Какое отношение она имеет к вопросу, который мы обсуждаем?

- Теперь проанализируем вторую цепочку. Мышление ⇔ Речь

Речь - универсальное средство формирования и выражения мысли. Мышление совершается на основе языка, который активно участвует в самом процессе мышления. Таким образом, речь - это орудие мышления.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Вспомните, как и когда появились первые слова? Они выделились, дифференцировались и закрепились в процессе общественно-исторической деятельности человека по освоению им действительности. Именно потребность людей в общении, благодаря которому только и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов.

Следовательно, между мышлением и языком существует теснейшая связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Обезьяны так и не научились говорить, так как не обладают высокоорганизованным мозгом.

Итак, речь – орудие мышления. Несмотря на то, что есть разные способы передачи информации – мимика, жесты, письменность и др., речь – слово есть главный инструмент передачи информации, общения (коммуникации). Значение слова трудно переоценить.

Задание: Давайте вспомним пословицы, поговорки строки из стихотворений, цитаты о величие слова, языка…


Высказывания:

-Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..

- Словом: надо думать. ( Дмитрий Писарев)

- Сначала преврати свою жизнь в слово, а затем уже можешь делать из неё всё что угодно. ( Юрий Ханон).

- Язык - одежда мыслей. С. Джонсон.

- Давайте вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Почему так много мнений относительно сущности человека? - Потому что разнообразны проявления человеческой деятельности.

Абстрактного человека не существует. Человек должен рассматриваться в контексте своего существования.

Человеку свойственно меняться.

Именно это обстоятельство и определяет многообразие философского подхода к проблеме человека.)

- Что вы узнали о философской антропологии?

- Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

- В чем проявляется социальная деятельность человека?

- Как соотносятся между собой мышление и деятельность?

- Раскройте взаимосвязь языка и мышления.

- Выполните задания к параграфу.

\u0421\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0438\u043b\u043e\u0439 \u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0441\u0438\u043b\u043e\u0439 \u0432\u043e\u043b\u0438 \u0438 \u0441\u0438\u043b\u043e\u0439 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0421\u0438\u043b\u0430 \u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0435\u0441\u0442\u044c \u0441\u0432\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0441\u0438\u043b\u0430 \u0432\u043e\u043b\u0438 \u2014 \u044d\u043d\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0430, \u0441\u0438\u043b\u0430 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430 \u2014 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c. \u0420\u0430\u0437\u0443\u043c, \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c \u0438 \u0441\u0438\u043b\u0430 \u0432\u043e\u043b\u0438 \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0441\u043e\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0412 \u0432\u043e\u043b\u0435, \u043c\u044b\u0448\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0438 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0437\u0430\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u044b\u0441\u0448\u0430\u044f, \u0430\u0431\u0441\u043e\u043b\u044e\u0442\u043d\u0430\u044f\u00a0\u0441\u0443\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u00a0\u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043a\u0430\u043a \u0442\u0430\u043a\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0446\u0435\u043b\u044c \u0435\u0433\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f
\u0420\u0430\u0437\u0432\u0435 \u0443\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442? \u0427\u0435\u0433\u043e \u0443\u043c\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u043e\u043d\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u043e\u043c \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u043b\u0438\u0448\u043d\u0438\u0439 \u0440\u0430\u0437, \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440 \u0441\u0430\u043c \u0440\u0430\u0441\u043f\u0438\u0441\u0430\u043b \u0432\u0441\u0435. \u041d\u043e \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b\u044c\u043d\u043e
">]" data-testid="answer_box_list">

Stripes999

Наверно так
Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь. Разум, любовь и сила воли — это совершенства. В воле, мышлении и чувстве заключается высшая, абсолютная сущность человека как такового и цель его существования
Разве уже не ответ? Чего умственным онанизмом заниматься лишний раз, автор сам расписал все. Но может быть и не правильно

Новые вопросы в Обществознание

!СРОЧНО!Суд, прокуратура, органы юстиции входят в правоохранительную систему. Назовите ещё органы, которые являются частью правоохранительной системы. … Укажите компетенцию этих органов власти, напишите отдельно органы государственные и негосударственные (минимум по 2 государственных и 2 негосударственных органа).

5. Газета провела опрос читателей о том, какие положительные моменты они видят в деятельности правительства Вопрос: что в деятельности правительства н … аиболее важно для людей? Объясните, почему? ​

у каждого человека есть друг или мечта иметь друга? пжж срочно надо даю 10 баллов) не пишите блаьбла будет СПАМ!))))))

придумать конфликт и разобрать его по структуре: предмет, причина, повод, участники, способ разрешения, итог​

Как вы считаете, с чем связано отклоняющееся поведение, т.е. каковы причины того, что люди игнорируют социальные нормы?

По Фейербаху, человек – природное существо, высшее проявление ее жизненной силы. При этом человек значительно отличается от животной сущности с любой точки зрения. Благодаря тому, что человек – природное существо, человек - универсальное существо, т.к. природа сама по себе универсальна и безгранична. Человек неограничен и свободен, потому что неограниченна и свободна и природа.

Важнейшее отличие человека от любых других существ – он есть мыслящее существо. При этом человек остается существом природным, сознание - свойство как природного существа, высшая форма психического отражения. Мышление обеспечивается благодаря мозгу, который у человека имеет сложное строение по сравнению с другими, более простыми, существами. Вообще, сущность человеческого сознания – в том, что человек способен познать собственную сущность, а содержание – знание как о самом себе, так и о внешнем мире.

Духовный мир человек – результат его мышления, сознания. Сущность человека включает сущность разума и чувства, сущность воли.

Познание предметов объективного мира включает познание и самого субъекта познания. Познавая какой-либо предмет, мы познаем в нем собственную сущность. При этом процесс мышления связан с деятельностью мозга, но мыслит не мозг, а человек, т.к. свойства познания несводимы к деятельности подобной материи, которая является только субстратом мышления.

Чувство зависимости человека от стихийных сил природы, бессилие перед ней можно считать психологической причиной появления религии. Кроме того, на человека серьезное влияние страх перед смертью, и обещание возможности бессмертия - козырь в руках религии. Также пугает непонятное, бессилие познать законы природы, объяснить некоторые явления. Познание тайны бытия человека тоже играет немаловажную роль. Боязнь любой неизвестности позволяет религии толковать проблему выгодным для себя образом.

Практические причины возникновения религии существуют наравне с психологическими. Они связаны с бытием человека, с необходимостью реализации естественных потребностей. Отсюда стремление к счастью для человека вполне естественно.

Общественной причиной существования религии Фейербах считает социальную несправедливость, разделение общества по имущественному признаку.

Религия возникает благодаря тому, что человек наделен творческими возможностями к фантазии, воображению, творению виртуального мира. Действительно, Бог создается воображением человека, оно приписывает Богу человеческие качества: разум, волю, возводя их в Абсолют, придавая сверхприродный масштаб. Созданный фантазией человека Бог создан для преодоления человеческих слабостей. Бог – сила все знающая и везде присутствующая, абсолютная воля, добрая воля.

Критика религии Фейербахом связана с тем, что религиозная вера связана со слепым поклонением Богу, отсюда следует потеря религиозным человеком свободы, что активно используется церковью.

Вместо религиозной веры Фейербах предлагает естественную веру в силу природы, вместо веры в Бога – веру в человека как природное существо с его неограниченными возможностями разума и воли.

Воля – проявление сущности человека, человек является ее носителем. Кроме того, воля выражает внутренние необходимости человека в его стремлении к счастью, когда человек способен удовлетворить все свои жизненные потребности. В своей теории этики и морали добром Фейербах считает то, что соответствует стремлению к счастью, злом – то, что ему противоречит.

32Сущность и основные принципы диалектико-материалистической философии К. Маркса. Сущность диалектического метода и диалектики в марксистской философии. Основные законы динамики.

Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм – философия диалектического материализма с особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Все предшествующие марксизму философские теории рассматриваются как недостаточно научные. Тем не менее, работы Гегеля и Фейербаха послужили теоретической предпосылкой формирования теории бытия.

Задача марксизма – не только объяснение мира, но и изменение его. Марксизм рассматривается его создателями как орудие революционного изменения мира. Тем не менее, объяснение и познание мира остаются необходимыми условиями изменения. Основной вопрос философии – соотношение материи и сознания, бытия и мышления. В соответствии с общими принципами материализма, основой бытия мира является несотворимая природа, которой ничего не предшествует. В рамках диалектического материализма природа способна к саморазвитию по естественным законам. В соответствии с принципом диалектики происходит развитие объективного мира, его качественное и направленное изменение.

Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

Выделяются пять форм движения материя: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Переход между формами движения от низшей к высшей происходит скачкообразно. В процессе перехода существуют некие переходные формы движения, которые будут выявлены по мере развития науки. При этом можно считать, что объективному миру присущ принцип повышения своей организации. Такие законы развития применимы и к развитию общественных систем, что является важной частью марксистской философии.

В учении о причинно-следственных отношениях исключается наличие сверхъестественных причин развития мира, отрицается механистический детерминизм (учение о универсальной взаимосвязи явлений объективной действительности). В марксизме увеличивается значение случайности в закономерном развитии мира. Случайность – форма проявления закономерности, ее дополнение. Таким образом, несостоятельными оказываются гипотезы и о предопределенности бытия мира, и о господстве случайности. Идея Гегеля о противоречии как источнике развития развивается в марксизме.

33 Проблема материи,определение материи,пространства и времени в марксисткой философии.Принципы класификации форм двидения материи в марксисткой философии.

Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. По своей сути она является философией диалектического материализма.

Читайте также: