Какие органы государственного управления были образованы в 1802 году кратко

Обновлено: 06.07.2024

Историческое развитие и организационная структура Комитета министров

Образование Комитета министров и его деятельность в первой половине XIX в.

Значение комитета среди высших государственных учреждений начинает возрастать в 1810-е годы: Однако данное возвышение комитета носило преимущественно персонализированный характер и было связано прежде всего с личностью гр. А.А. Аракчеева, обладавшего в тот период значительной властью. Уже в 1826 г. впервые стал актуальным вопрос о ликвидации Комитета министров как органа управления. Несмотря на то, что комитет был сохранен, данный институт утратил свои лидирующие и объединяющие позиции. Во время правления Николая I Комитет министров рассматривал лишь незначительные и маловажные дела.

Состав и компетенции Комитета министров

В Комитет министров входили по должности министры и главноупраляющие отдельными частями, председатели департаментов Государственного совета. В конце XIX – начале XX вв. в состав также вошли государственный секретарь и Обер-прокурор Синода. Также в состав могли войти лица, назначавшиеся по особому усмотрению царя, но их число было невелико. Особое положение в данном органе имел наследник престола.

Комитет первоначально заседал в Зимнем дворце, однако затем в середине 1880-х гг. разместился в Мариинском дворце, как и Государственный совет.

Важное место при обсуждении дел в Комитете министров имел председатель. До 1865 г. пост председателя комитета был соединен с председательствование в Государственном совете. Чаще всего с 1865 г. пост председателя Комитета занимали бывшие министры внутренних дел (П.А. Валуев и И.Н. Дурново) и финансов (М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте).

Исходя из этого, можно выделить следующую типологию дел:

1) дела, связанные с вопросом безопасности и государственного спокойствия;

3) дела по учреждению акционерных компаний;

4) дела по охране православия;

5) назначение пенсий и пособий;

6) дела об увольнении из русского подданства;

7) дела по надзору за органами самоуправления, отклонения земских ходатайств, отмене постановлений земских собраний;

8) дела об аренде казенных земель;

9) рассмотрение ежегодных губернаторских отчетов и отчетов Государственного контроля.

Однако в то же время необходимо отметить, что характер данных дел часто рассматривался как маловажный, в связи с чем роль и авторитет Комитета министров были не очень высоки в среде чиновников. Более того, комитет обладал одним несомненным преимуществом для высших сановников – быстрота принятия решений по сравнению с другими коллегиальными правительственными учреждениями.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на колоссальную работу, осуществляемому Комитетом министров, данному органу не удалось закрепить за собой ведущую роль в системе высшего управления Российской империи, а ценность института нередко носила ситуативный, стихийный характер.

Комитет министров в системе высшего управления Российской империи

Взаимоотношения Комитета министров с высшими правительственными учреждениями Российской империи

Отсутствие четкого разграничения между законодательством и административным управлением, а также полномочий и функций высших правительственных учреждений Российской империи часто приводило к конкуренции между данными органами власти. В рамках данного подхода очень важным представляется проанализировать характер взаимоотношений между Комитетом министров, Государственным советом и Правительствующим Сенатом, что позволит раскрыть механизм принятия решений в Российской империи в конце XIX-начале XX вв.

Рассматривая историю создания и первоначального развития Комитета министров и Государственного совета важно отметить, что приоритетной в начале XIX в. рассматривалась деятельность Государственного совета. Уже в 1811 г. М.М. Сперанский предлагать ликвидировать Комитет министров, а его полномочия передать Государственному совету.

Однако уже во второй половине XIX в. Комитет министров приобрел несколько преимуществ перед Государственным советом, которыми пользовались в своих целях министры. Можно выделить следующие преимущества:

· быстрота принятия решений: за одно заседание Комитета министров можно было провести более ста дел;

· Система Комитета министров позволяла министрам уходить от личной ответственности, так как решения принимались на коллегиальной основе.

Таким образом, Комитет министров обретал реальную политическую силу. В то же время важно отметить, что отношения между двумя данными правительственными учреждениями предполагали и сотрудничество. Так, к примеру, проводились общие заседания Комитета министров и Департамента экономии Государственного совета.

В заключение важно отметить, что конкуренция между Комитетом министров и Государственным советом в сфере законодательства и административного управления завершилось 23 апреля 1906 г., когда был упразднен Комитет министров.

С критикой Комитета министров также выступал и министр внутренних П.Д. Святополк-Мирский. Он считал, что данное учреждение существовало лишь для того, чтобы избежать столкновений с Государственным советом.

В сложившейся ситуации роль Комитета министров постепенно снижалась, и 23 апреля 1906 г. был принят указ об упразднении данного правительственного учреждения.

Заключение

Задание ЕГЭ по истории
Линия заданий - 23
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =)

8434. В 1802 г. в России были созданы новые органы государственного управления - министерства. Какая система государственного управления предшествовала в России появлению министерской системы? Какие министерства были созданы в числе первых? (Укажите не менее двух министерств.) Объясните, в чём заключались преимущества министерской системы.

Могут быть приведены следующие ответы:
1) предшествующая система центрального государственного управления - коллегиальная (коллежская);
2) первые министерства - внутренних дел, иностранных дел, военное;
3) объяснение: появление центральных руководящих органов, основанных на принципе единоначалия. Губернаторы отныне подчинялись Министерству внутренних дел, прокуроры и суды подлежали ведению Министерства юстиции, Министерство финансов управляло казёнными палатами и уездными казначействами, Министерство народного просвещения - университетами и гимназиями.
Могут быть приведены другие объяснения.

Министерская реформа стала одной из наиболее известных реформ госуправления в Российском государстве, проведенных в начале XIX в. во времена правления Александра I. Реформы проводились в два этапа – в 1802-1803 гг. и в 1810-1811 гг. Итогом преобразовательных процессов стало появление министерств, которые заменили коллегии.

Подготовка к реформе

После коронации Александр I создает Непременный совет, заменивший 30.03.1801 г. Совет при Высочайшем дворе, возникший еще при Екатерине II. В последующем он был переименован в Государственный совет. Начинается процесс работы над новыми законодательными актами, а также над улучшением системы управления государством. Еще в манифесте от 12.03.1801 г. царь принял на себя обязательство управлять народом России строго по закону. Этот принцип затем нашел отражения и в ряде принятых указов. Над подготовкой преобразований стал работать и созданный тайный совещательный орган – Негласный Комитет, который созывался при императоре в 1801-1803 гг. Через 1,5 года преобразованиям подверглись петровские коллегии, а затем появился указ, касающийся прав и обязанностей Сената.

1802. Учреждение министерств вместо коллегий

Реформы Сперанского

В очередной записке на имя императора в 1803 г. Сперанский указал все преимущества конституционной монархии и пути реформирования общества. Однако, оказавшись под давлением элиты дворянского сословия, Александр I был вынужден свернуть преобразования. К реформам удалось вернуться лишь в 1807 г.

В 1809 г. Сперанский готовит очередной документ, где обосновывает роль и значимость государственного управления в развитии российской промышленности.

Завершение министерской реформы

  • подбирать на ключевые посты только сторонников реформ;
  • определить отношения между ключевыми органами в государстве в центре и на местах;
  • урегулировать связи между министерствами;
  • наделить руководителей министерств полномочиями решать вопросы по существу;
  • конкретизировать ответственность министров.

Завершение министерской реформы

М. Сперанский ведет работу над систематизированием проблем в проведении министерской реформы. В октябре 1809 г. он предлагает план проведения преобразований внутриполитического пространства в России. Автор указывает на такие ключевые проблемы:

  • слабая степень ответственности в рамках министерских должностей;
  • отсутствие разделения полномочий министерств;
  • вопросы установления четких правил не проработаны.

Не менее значимым событие для совершенствования системы госуправления России стало открытие преобразованного Государственного совета. Произошло это 01.01.1810 г.

  • штаты министерств
  • порядок назначения, увольнения, производства в чины
  • порядок производства дел
  • степень и пределы власти министров
  • их отношения с законодательной властью
  • ответственность министров и разных чинов, принадлежавших к составу министерских канцелярий и департаментов.

Александр I.

Акты, юридически оформившие эт и преобразования также вошли в настоящую книгу. Их публикации предшествует вступительная статья профессора В. А. Томсинова, посвященная основным направлениям и особенностям законодательной политики Александра I.

Первый том описывает события 1801–1825 гг.; второй том – различные документы и письма.

В предисловии автор говорит о своем стремлении беспристрастно показать Александра Павловича не только как государя, но и как человека.

…Мы даем материалы, которыми будущие русские историки могут воспользоваться. Не нам также решать вопрос, возвеличит или понизит предлагаемое исследование образ монарха.

Михаил Сперанский

… Я никогда ни с кем не бранился, даже и тогда, как меня все бранили. Бог с ними! Ни от похвал их, ни от брани мы не будем ни лучше, ни хуже. Человек есть то, что он есть пред Богом; ни более, ни менее.

Михаил Сперанский.

Удивительное зрелище представляет нам жизнь графа Сперанского, удивительно даже в русской истории, богатой примерами быстрого возвышения и падения

М. П. Погодин

Со времен Ордина–Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум: после Сперанского, не знаю, появится ли третий

В. И. Ключевский

Министры Российской империи

Д. А. Гурьев

М. Б. Барклай-де-Толли

П. В. Чичагов

Павел Васильевич Чичагов вошел в историю нашей страны как министр морских сил Российской империи при Александре I. Он командовал Дунайской армией при разгроме войск Наполеона в 1812 г.

Оценивая вклад П. В. Чичагова в развитие российского флота, правнук адмирала Леонид Михайлович Чичагов писал:

Русский флот переродился при нем; техника развилась и силы наши увеличились. Было образовано Министерство (морских сил); устроены порты, эллинги, словом, за несколько лет нельзя было узнать ни моряков, ни наших кораблей. Хищения прекратились; но, естественно, число врагов увеличилось в несколько раз.

По словам историка П. Бертенева:

Чичагов — лицо необыкновенно любопытное… В преданиях наших старых моряков имя его ценится очень высоко. Утверждают, что все лучшее заведено в нашем флоте Чичаговым

Н. П. Румянцев

Заслугам Николая Петровича Румянцева – министра иностранных дел, политика, дипломата и патриота-государственника, служившего на ключевых постах правящего кабинета Александра I, на страницах политической истории почти не оставлено места. А ведь этот богатый, блестяще образованный вельможа стремился избавить страну от кровопролития и разорения, заключая важные международные договоры. Старался побороть экономическую отсталость, развивая торговлю, прокладывая водные пути, строя города. Он прослыл выдающимся меценатом, собирателем книг и памятников славянской культуры. Его коллекции легли в основу Румянцевского и других музеев.

Министерства Российской империи

Знание путей развития министерств чрезвычайно важно для изучения отечественной истории. Они основное звено исполнительной власти, которая в России традиционно определяет курс развития страны.

Дореволюционные исследования

Советский период

До сих пор остаются не исследованными в полном объеме такие вопросы, как становление, организация, функции, место и значение Министерства юстиции в политической системе Российской империи, его взаимодействие с другими звеньями государственного аппарата, политика, им проводимая. Его практическая деятельность.

Эти слова и сегодня применимы к истории любого из имперских министерств.

Современные работы

На рубеже XX — XXI вв. появляются многочисленные журнальные материалы о государственном управлении. Статьи о министерствах Российской империи публикуют в энциклопедиях и справочниках энциклопедического характера.

Книга состоит из двух частей. В первой рассказывается об образовании и попытках совершенствования министерской системы государственных учреждений в период царствования Александра I и о деятельности секретного комитета, созданного Николаем I в 1826 г. Во второй части рассматривается устройство, направление деятельности и основные результаты работы каждого из министерств (ведомств) в течение первой половины XIX в. Вне рассмотрения осталось лишь три министерства: Министерство иностранных дел, Военное и Военно-морское, находившиеся на особом положении и имевшие оригинальную структуру. Впервые вводятся в научный оборот проекты крупных теоретиков-реформаторов государственного управления – М. М. Сперанского, П. В. Завадовского, Д. А. Гурьева, В. П. Кочубея и др.

Дополнительно почитать по теме:

Выставка работает
со 2 по 29 июля 2021 г.
в Информационно-библиографическом отделе (3-й этаж).

Читайте также: