Какие органы дыхания животных вы знаете биология 6 класс кратко

Обновлено: 06.07.2024

Дыхание – это процессы поглощения кислорода, использования его в организме в химических превращениях и вывода углекислого газа в окружающую среду.

Жабры – органы водного дыхания у ракообразных, рыб и личинок земноводных животных.

Трахеи – сеть дыхательных трубочек ветвящихся внутри тела у насекомых, пауков и клещей.

Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства взрослых земноводных.

*Воздушные мешки – воздухоносные полости, соединённые с дыхательными путями, ротовой полостью или пищеводом у многих наземных позвоночных.

Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях с вторичной покровной тканью – перидермой, заметны на поверхности молодых ветвей.

Устьица – поры в кожице листьев и зелёных стеблей, через которые происходит испарение воды и газообмен растений с окружающей средой.

*Межклетники – пространства между клетками в тканях организмов, заполненные межклеточным веществом.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. —М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Дыхание – это процесс, свойственный всем живым организмам. Оно представляет собой окислительный распад сложных органических соединений (в первую очередь углеводов), конечными продуктам которого являются углекислый газ и вода с выделением энергии. Дыхание как физиологический процесс может быть представлено следующей схемой: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 686 ккал. Однако процесс окисления не столь прост, как показано на схеме, а идет через ряд промежуточных этапов. Значение дыхания состоит не только в освобождении энергии, но и в том, что при постепенном распаде углеводов образуется ряд различных промежуточных соединений, которые могут служить для синтеза органических веществ, например, белков, жиров и других.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ. Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород. В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:

Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях. Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.

Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

  • прорастающие семена;
  • распускающиеся цветы;
  • растущие органы.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

С усложнением строения организма у разных групп животных появляются специальные органы дыхания: жабры (у большинства водных беспозвоночных, рыб, личинок земноводных); трахеи (у насекомых); лёгкие (у наземных моллюсков, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

Ещё по теме

Какие процессы жизнедеятельности вам известны?

Какие особенности кактуса дают ему преимущества в условиях засушливого климата? Предложи другие способы, какими растения могут приспосабливаться к засухе.

Сравни строение бактерий и грибов.

Рассмотри под микроскопом клетки листьев водных растений валлиснерии и элодеи. Чем они отличаются от клеток луковицы?

Вообрази растение, проводящее в темноте восемь месяцев в году. Подумай, какие ткани должны быть у него особенно развиты.

Какие существуют связи между растениями и животными?

Какие свойства облаков важнее для науки: высота их расположения в атмосфере или сходство с героями сказок? Почему?

Почему численность океанических водорослей вблизи берегов гораздо выше, чем в открытом океане за сотни километров от берега?

Чем отличается тундра от степи?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Дыхание является целой совокупностью процессов, которые обеспечивают поступление в живой организм достаточного количества кислорода и выведение из него углекислого газа. Дыхание – это то, что жизненно необходимо всем живым существам на нашей планете. Без него жизнь будет невозможной.

№ 2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?

В процессе дыхания из воздуха поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Стр. 137. Вопросы после параграфа

№ 1. Какой процесс называют дыханием?

Дыханием называют процесс поглощения живыми организмами из окружающей среды (воздуха) кислорода с постоянным выделением в нее углекислого газа.

№ 2. В чём состоит значение дыхания?

Прежде всего, дыхание является физиологическим процессом, который обеспечивает нормальное течение обмена веществ и энергии в живых организмах и способствует постоянству их внутренней среды путем поглощения из окружающей среды кислорода и выделения в нее углекислого газа. Без дыхания ни один организм не смог бы расти и развиваться, питаться, размножаться и просто жить на нашей планете.

№ 3. Как можно доказать, что растения дышат?

Нам известно, что все живые организмы на Земле могут дышать – потреблять кислород и выделять углекислый газ. Однако у растений данный процесс происходит немного иначе. Они поглощают углекислый газ и в процессе фотосинтеза выделяют кислород.

Чтобы убедиться в том, что растения все-таки дышат и потребляют небольшое количество кислорода, можно провести опыт. Для этого растение в горшке следует поместить в стеклянную банку, оставив на некоторое время в теплом и темном месте. Чуть позже в банку нужно опустить зажжённую спичку. Мы сразу увидим, что пламя спички погаснет. Это означает, что в банке уже не было кислорода – его использовало растение.

№ 4. Какие органы дыхания животных вы знаете?

У рыб и прочих водных животных основными органами дыхания служат жабры – специальные выросты, которые покрыты кровеносными сосудами. У насекомых дыхательная система отличается простым строением – трахеями, которые представляют собой тонкие воздухоносные трубки.

У некоторых животных, в частности у представителей ракообразных и земноводных рыб, для поглощения кислорода используется кожное дыхание. Также к такому типу дыхания относят и кишечное дыхание, при котором функцию газообмена выполняет оболочка кишечника, например, у кишечнополостных.

У птиц, млекопитающих и человека анатомические особенности дыхательной системы включают как дыхательные пути, так и легкие, и специальные мышцы для дыхания.

Стр. 137. Подумайте

Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания?

На свету в растениях процессы фотосинтеза и дыхания происходят достаточно активно, поэтому обнаружить именно поглощение ними кислорода затруднительно. С наступлением темноты процесс фотосинтеза замедляется, так как поступление солнечного света прекращается. Тогда и можно обнаружить процесс дыхания у растений более явственно.

Стр. 138. Моя лаборатория

Опыт 1. В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростком фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.

Так как второй сосуд был плотно закрыт, в него не поступал воздух, необходимый для растений. Когда растения старалось поглотить воду, то закупоренный в сосуде воздух просто создавал сопротивление. Из-за этого растения, не дополучавшие ни воды, ни воздуха, погибли.

Опыт 2. На дно банки налейте воду и насыпьте до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закройте крышкой. В другую банку насыпьте такое же количество сухих семян. Обе банки держите при температуре 20-25 °С.

Через сутки опустите в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.

В банке с сухими с сухими семенами лучинка будет гореть некоторое время, потому что семена все еще не проросли, а значит, тепло от ее горения поглощать нечему. В банке с прорастающими семенами лучинка гаснет сразу, так как они поглощают тепло от ее горения.

По итогу опыта можно сделать вывод, что растения способны поглощать тепло.

Усложните опыт: поставьте одну банку с прорастающими семенами в холодильник, а другую - в тёплое место. Через один-два дня внесите в банки с прорастающими семенами тлеющие лучинки. В какой банке лучинка погаснет и почему? Растения дышат более интенсивно в тёплом месте. Но главным условием дыхания является наличие кислорода в воздухе.

Сразу лучинка погаснет в банке с прорастающими семенами, которая находилась в теплом месте, потому что одним из условий для прорастания растений является наличие тепла. Кроме того, нам известно, что растения и их семена способны дышать, поглощая при этом кислород и выделяя углекислый газ. Углекислый газ, которого в результате дыхания семян выделилось достаточное количество, не поддерживает горение, а потому лучинка погасла.

Во второй банке, которая находилась в прохладном месте, лучинка будет гореть, потому что при низких температурах дыхание семян замедляется и может вовсе приостановиться.

Результаты опыта подтвердили, что прорастающие семена, как и само растение, могут поглощать кислород и выделять углекислый газ.

Стр. 138. Задание

Как и всем живым организмам, растениям для жизнедеятельности необходима энергия, которую они получают в процессе дыхания. Для них дыхание обеспечивает сполна потребности всех тканей и их клеток в кислороде. Наиболее активно дышат растущие органы у растений, а вот сухие семена дышат очень слабо. Каких-то специальных органов для дыхания у растений нет – дышат они всем телом. При этом у высших растений в газообмене ведущую роль играют устьица, расположенные в кожице зеленых стеблей и листьев, а также чечевички пробкового слоя коры. У некоторых крупных растений имеют воздушные пространства – межклетники между рыхло распложёнными клетками, из которых кислород поступает в клетки.

Хорошо зная физиологию растений, а также их способность к фотосинтезу и дыханию, человек уже давно научился использовать эти познания в своей деятельности. Например, давно установлено, что если концентрация углекислого газа в воздухе повышается, то у растений замедляется дыхание. Знание об этом позволяет людям использовать такую способность растений в целях долгосрочного хранения фруктов и овощей, в закладке сена и силоса. Достаточно всего лишь повысить содержание в воздухе углекислоты путем насыщения ею помещений, где хранятся плоды растений, и дыхание их станет менее активным. А значит, они на дольше сохранятся свежими, нежели при обычных условиях.

Также известно, что сухие семена дышат намного слабее. Но если их намочить, то дыхание становится активным. Эти знания помогают в хранении семян, когда нужно следить за влажностью в зернохранилищах, чтобы исключить их раннее нежелательное прорастание и порчу.

Еще одно знание о дыхании растений позволяет при необходимости снабжать их корни кислородом. Например, растение получает достаточно кислорода, так как растет на открытом грунте. Однако корням кислорода не хватает. Чтобы растение было крепким и дало хорошие плоды, грунт на открытых участках регулярно рыхлится, чем обеспечивается доступ кислорода к его корневой системе.

Не менее полезны знания о дыхании растений и в плане загрязнения воздуха и озеленения промышленных районов. Пыль, которая оседает на листьях растений, закрывает микроскопические устьица, тем самым затрудняя поступление воздуха в листья. Именно поэтому при озеленении городов, промышленных районов и т.д. используют только устойчивые к запылению растения – конский каштан, липу, тополь.


Органы|Органы дыхания животных


Губки – это фильтраторы. Через своё пористое тело они постоянно пропускают ток воды|воды. Всё|Все клетки губок так или иначе контактируют с внешней средой и получают кислород оттуда Губка на морском дне

Кишечнополостные имеют всего два клеточных слоя тела|тела. Наружный слой, эктодерма, напрямую контактирует с окружающей водой. Внутренний слой, энтодерма, контактирует с жидкостью кишечной полости, которая тоже, фактически, окружающая среда . И одни, и другие клетки получают кислород из жидкости путём простой диффузии.

Строение кожно-мускульного мешка гидры

Свободноживущие плоские черви специальных органов|органов дыхания не имеют. Они, подобно простейшим, также дышат всей поверхностью тела|тела. Поверхностью много не надышишь, всё|все клетки должны быть от неё недалеко|недалёко. Именно поэтому крупные свободноживущие плоские черви могут быть тонкими, как бумага. Транспорт кислорода осуществляется разветвлённым кишечником . Плоский червь на дне моря|моря

Свободноживущие круглые черви – очень небольшие животные. Дышат они также всей поверхностью тела|тела.Круглый червь

А что касается паразитов плоских и круглых червей, то они зачастую анаэробны . Аскарида

У многощетинковых червей-полихет имеются специальные органы|органы дыхания – перистые жабры. Перистые жабры представляют собой выросты из стенки тела|тела, располагающиеся на каждом сегменте по обеим сторонам тела|тела . Полихета с жабрами

Малощетинковые черви и пиявки (дышат через поверхность кожи . Пиявка

У всех кольчатых червей в дыхании участвует кровь, которая обильно притекает к жабрам или к поверхности кожи, где освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносит по всему организму . Земляной червь

У ракообразных и примитивных хелицеровых мечехвостов органами|органами дыхания также являются жабры . Жабры у них – это выросты конечностей. Транспорт кислорода осуществляется кровью. Жабры ракообразного

Органами|Органами дыхания паукообразных служат трахеи, как, например, у фаланг ложноскорпионов и сенокосцев, или лёгкие, как у скорпионов и жгутоногих, а иногда и те и другие вместе, как у пауков . Ложноскорпион . Скорпион

У некоторых особо мелких паукообразных, как, например, у некоторых клещей, вообще не имеется обособленных органов|органов дыхания. Они дышат через всю поверхность тела|тела . Жёлтый клещ

Органы|Органы дыхания насекомых – это трахеи, которые пронизывают всё|все тело. Трахеи ветвятся и как бы окутывают внутренние органы|органы. Концевые ветви трахеи заканчиваются трахейной клеткой, от которой отходят тончайшие трахейные трубочки. Трахейные трубочки доставляют кислород к каждой клетке тела|тела насекомого . Трахеи – органы|органы дыхания насекомых

Трахейная система насекомых открытая, т. е. она свободно сообщается с окружающим воздухом . Открытая трахейная система

Однако у некоторых личинок насекомых, живущих в воде, имеется закрытая трахейная система . В этом случае кислород диффундирует в трахеи через поверхность сальных трахейных жабр . Закрытая трахейная система

Пластинчатые и перистые жабры моллюсков, расположенные наружно или в мантийной полости, также служат органами|органами дыхания . Строение моллюска

У наземных брюхоногих моллюсков образуются лёгкие. Интересно, что кровь моллюсков часто имеет характерный|характерный голубоватый цвет. Этот цвет происходит от гематоцианина – пигмента крови, выполняющего функции, сходные с функциями гемоглобина в крови человека . Голожаберный моллюск

Иглокожие осуществляют газообмен через тонкие нежные участки кожных покровов|покровов. Важную роль в дыхании играет амбулакральная система . Строение иглокожих

Система органов|органов дыхания ланцетника представлена жаберными щелями, пронизывающими стенку переднего отдела кишечника – глотку|глотку. Жаберные щели открываются в особую полость с частой сменой воды|воды. Любопытно, что жаберные щели у ланцетника есть, а жабр, как таковых, нет. Газообмен идёт через покровы|покровы глотки|глотки . Строение ланцетника

У хрящевых рыб имеются жаберные щели, а жаберных крышек нет. Поэтому хрящевые рыбы не способны активно организовывать ток воды|воды через жабры. Именно поэтому акулы и скаты должны либо постоянно плыть, либо находиться на течении, которое омывало бы жабры, снабжая их кровь кислородом . Жабры хрящевой рыбы

У костных рыб под жаберными крышками располагаются жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками . Жабры костных рыб

Жаберные лепестки обильно пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, заглатываемая рыбой, попадает|попадает в ротовую полость и проходит через жаберные лепестки наружу. Вода омывает их и снабжает кровь кислородом. Жаберные лепестки

Органами|Органами дыхания четвероногих животных являются лёгкие. Лёгкие – это полые тонкостенные мешки, оплетённые густой сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Диффузия кислорода из воздуха в капилляры происходит на внутренней поверхности лёгких. Соответственно, чем это внутренняя поверхность больше, тем активнее идёт диффузия.

Земноводные дышат с помощью простых лёгких и слизистой кожи. Доля кожного дыхания у разных земноводных может быть различной . Саламандра .

Кровеносная система позвоночных

У пресмыкающихся кожа сухая, газообмен через неё практически не идёт. Внутренняя поверхность лёгкого пресмыкающихся имеет более сложное устройство, чем у амфибий . В лёгких появляются многочисленные выросты и лёгочные перегородки, всё|все это значительно увеличивает внутреннюю поверхность лёгких

Птицы во время активного полёта тратят кислород с огромной скоростью, и газообмен у них протекает в связи с этим наиболее сложно. Лёгкие птиц представляют собой плотные губчатые тела|тела, их внутренняя поверхность очень велика|велика, бронхи сильно разветвлены. Часть ответвлений доходит до множества мелких полостей, стенки которых пронизаны капиллярами кровеносной системы. Другая часть бронхов проходит через лёгкие и за их пределами образует большие|большие тонкостенные воздушные мешки. Они располагаются между внутренними органами|органами, проникают в полые кости|кости, между мышцами располагаются почти под кожей .

В покое дыхание птиц обеспечивается движениями грудной клетки. Опускаясь, грудина увеличивает её объем|объём и растягивает воздушные мешки. Устремляясь в них, воздух проходит через лёгкие, и происходит вдох, а при поднятии грудины происходит выдох. Частота дыхания в спокойном состоянии у птиц зависит от их размера – чем мельче птица, тем более часто она дышит. В полете|полёте движения грудной клетки исключены, а дыхание осуществляется за счёт движение крыльев.

Читайте также: