Какие общие принципы культуры поведения вы знаете ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культура поведения: правила этикета и нравственное воспитание

На культуру поведения человека в социуме воздействует ряд факторов, которые определяют взаимоотношения между людьми в разных сферах жизни. Это своеобразная форма поведения в быту, в общении, в трудовом процессе.


Особенности

Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения — это конечный результат процесса становления личности.

Постепенно с возрастом у человека формируются моральные качества, закладывается воспитание.

Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:

  • общение закреплено на человечном отношении друг к другу. Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
  • внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние. Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
  • бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей. Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.

Культура поведения зависима от правил этикета, устанавливаемых обществом. Этикет проявляется не только в словах, но и жестах. Все действия выражают отношение к другим людям. Это явление появилось достаточно давно, часто упоминается историей. Этикет подвержен изменению под влиянием времени и условий жизни.




Нравственность и мораль

На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:

  1. Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
  2. Нравственность — это выполнение собственных внутренних принципов.

Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.

Любой поступок оценивается со стороны норм поведения, установленных конкретной моралью, которая, тем не менее, способна к изменению в процессе жизни под влиянием различных факторов. Моральные ценности оказывают влияние на соблюдение правил этикета, на культурное развитие человека.

Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.

На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:

  • нравственность отражает духовное развитие человека; мораль носит социальный характер;
  • нравственное развитие закрепляется внутри с раннего возраста, отличается единством правил;
  • мораль имеет конкретные для каждой группы особенности.


Воспитание

Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.

Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.

Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.

Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.

Учреждение образование ставит задачу развивать личность с разных сторон. Школа должна способствовать не только умственному, но и эмоциональному развитию.

Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.


Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.


Выделяются следующие виды воспитательных направлений:

  • умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
  • физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
  • трудовое выступает в роли главного фактора развития;
  • нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
  • эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.


В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:

  • воздействие общества;
  • взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
  • индивидуальность в подходе.

Функции воспитания:

  • побудить человека к самовоспитанию;
  • профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
  • развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;

Целью воспитания традиционно принято считать окончательное формирование личности, которая развита в гармонии с внутренними и внешними факторами. Соотношение физической и духовной природы человека составляет античное понятие о гармоничном развитии.

Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:

  • через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
  • проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
  • практика рефлексии.



Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.

Дети повторяют поведение своих родителей, перенимают их некоторые взгляды, однако из-за общения с другими людьми происходит целостное образование собственного мировоззрения, создается своя модель поведения.

Профессиональная этика

Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.

В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.

Предметом профессиональной этики является следующее:

  • личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
  • взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
  • направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.


Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.

В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:

  • взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
  • отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.

Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:

  • для врача;
  • для педагога;
  • актерская;
  • адвокатская;
  • этика психолога.



Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.

Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.

Профессиональная этика формируется поколениями, она не может быть абсолютной и нуждается в постоянной разработке.

Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.


Ученые выделили основные принципы, на которых держится деловой этикет:

  • пунктуальность. Дела, сделанные вовремя, показывают не только профессионализм, но и характеризуют индивидуальные особенности личности;
  • соблюдение коммерческой тайны или другие виды конфиденциальной информации. От соблюдения этого принципа зависит работа всей организации, ее репутация и развитие;
  • приветливость. Это требование важно не только для служебной этики, но и для всей жизнедеятельности;
  • проявление внимания к коллегам. Здесь имеется в виду способность выслушать другого человека, высказать свое мнение, понять другую точку зрения, прислушаться к критике;
  • внешний вид играет немалую роль для создания благоприятного имиджа компании и для самого человека;
  • грамотность. Правильная устная и письменная речь без содержания вульгарных выражений имеют важное значение для работы;
  • коллегиальность. Работая в коллективе, общий результат зависит от совместной работы всех сотрудников. Важно учитывать мнение коллектива в принятии решений, объединять совместные усилия для достижения развития организации. Коллегиальность соблюдается не только в рабочем процессе. Она отражается в принятии участия работников в важных жизненных событиях.




Каждый человек должен правильно и культурно вести себя в любом месте. О правилах поведения на работе можно узнть из видеоматериала.

Как вести себя в обществе

Как говорят консультанты по этикету: всегда берите с собой хорошие манеры. Правила этикета нужно соблюдать везде, будь то поход в театр, кафе, ресторан, кино, поездка в общественном транспорте или даже просто прогулка по парку. Они нужны, чтобы обеспечить комфортное сосуществование и взаимодействие людей в обществе.

Нормы этикета – это унифицированные правила поведения для тех или иных ситуаций. Поведение, уместное в ночном клубе, недопустимо в театре, а общение с близкими друзьями всегда будет отличаться от общения при первом знакомстве с человеком.

Понимание этих норм для разных ситуаций и правильное их применение является неотъемлемой частью общей культуры человека. Итак, как должен вести себя культурный человек? Мы ответим на этот вопрос, но прежде предлагаем вам проверить себя: знаете ли вы сейчас, как правильно вести себя в разных ситуациях?

А теперь перейдем к статье. Начнем с общих правил поведения в общественных местах.

Этикет поведения в любом общественном месте

Будучи в общественных местах, помните о следующем:

  • Если возникла потребность остановиться в потоке людей, следует сначала отойти в сторонку.
  • Не расталкивайте людей, если вам нужно пройти.
  • Если вы случайно зацепили кого-то или наступили на ногу, следует извиниться.
  • Свои вещи – сумку, портфель, скейт, музыкальный инструмент – нужно нести таким образом, чтобы не зацепить окружающих.
  • Мусор следует бросать в урну или же забрать с собой до ближайшей урны.
  • Стоит воздержаться от продолжительных объятий и поцелуев, даже между близкими людьми, влюбленными или супругами.
  • Следует воздержаться от громких разговоров как по телефону, так и между собой, если вы с другом, супругом, супругой или в компании.
  • Нужно воздержаться от обсуждения домашних дел и нюансов своей личной жизни.
  • Во время общения стоит воздержаться от избыточной жестикуляции. Также не стоит чесаться, потирать руки, хрустеть костяшками пальцев.
  • По улице мужчина идет слева от женщины. Исключение – военные, которые выполняют воинское приветствие (отдают честь) правой рукой.
  • Не стоит показывать пальцем на людей и предметы.
  • Нужно постоянно следить за своими детьми, чтобы они не мешали окружающим.

Отдельным блоком следует выделить правила этикета в помещениях общего назначения.

Этикет поведения в помещениях общего назначения

Правила хорошего тона и этикета в помещениях общего назначения таковы:

А теперь стоит сказать несколько слов об этикете в транспорте.

Правила поведения в общественном транспорте

Даже если вы давно обзавелись личным авто, вам следует усвоить правила поведения в общественном транспорте. И даже если вы едете автобусом от выхода из здания аэровокзала к трапу самолета, вам следует их соблюдать:

  • Подождать, пока из транспорта выйдут все, кто собирался выйти на остановке, и только потом заходить в салон.
  • Подождать, пока свободные места займут пожилые люди, инвалиды, родители с маленькими детьми, беременные, и только потом занять одно из оставшихся свободным мест.
  • Следует занимать только одно сидячее место, если вы едете один. Не ставьте сумку на соседнее сиденье, не расставляйте широко ноги, мешая занять соседнее место.
  • Если увидели знакомых в другом конце салона, поприветствуйте кивком и улыбкой.
  • Мужчине следует выйти из общественного транспорта первым, затем подать руку и помочь выйти спутнице.

Не менее интересны нюансы этикета в заведениях, где можно перекусить и выпить кофе.

Правила поведения в кафе и ресторане

Оказавшись в кафе или ресторане, старайтесь не забывать о следующем:

  • За одежду спутницы отвечает мужчина – помогает снять шубу или пальто и сдает верхнюю одежды спутницы в гардероб.
  • В зале мужчина помогает сесть спутнице, отодвинув стул, и только после этого садится сам.
  • Во время трапезы или ожидания заказа не следует ставить локти на стол. Как исключение, локти на стол может ненадолго поставить дама, но не джентльмен.
  • Нельзя класть на стол посторонние предметы, не имеющие отношения к трапезе.
  • При необходимости показать какой-либо предмет – телефон, книгу, что-то еще – просто передайте его из рук в руки.
  • Пользоваться косметикой, причесываться, наводить прочий марафет следует исключительно в уборной.
  • Не разговаривать по телефону за столом.
  • При необходимости позвонить или принять звонок – извиниться и отлучиться из-за стола.
  • Откашляться или чихнуть допустимо в сгиб локтя.
  • Не следует брать прозрачный фужер или бокал жирными руками.

На самом деле, этикет за столом – это намного больший объем знаний, причем в разных странах он может отличаться. Будет лучше, если перед поездкой за рубеж вы ознакомитесь с правилами поведения в стране своего визита.

Если же объем сведений покажется слишком большим и сложным для запоминания, можно воспользоваться мнемоническими правилами или ассоциативными техниками запоминания. Например, известно, что хлеб должен быть слева, напитки – справа. Сложите пальцы в жест Ok, при этом комбинация на левой руке будет напоминать букву b (bread – хлеб), а на правой – d (drink – напиток).

Правила поведения в театре и кинотеатре

Следить за поведением важно и нужно, помимо прочего, и в местах досуга:

  • Приходить к началу спектакля и сеанса вовремя, без опозданий.
  • Воздержаться от употребления пищи и напитков в зрительном зале.
  • Выключить или перевести гаджеты в беззвучный режим на время киносеанса или спектакля.
  • Не снимать происходящее, если организаторы запретили съемку.
  • Сидеть спокойно, не наклоняться вправо-влево и вперед-назад, чтобы не мешать соседям и сидящим сзади вас.
  • Пришедшим вдвоем нельзя сидеть, положив голову на плечо спутника, или наклонив голову в направлении друг к другу, т.к. это мешает сидящим сзади зрителям.
  • Если на сеанс или спектакль пришли две пары М+Ж, в зрительном зале женщины сидят по центру, мужчины – с обеих сторон, каждый возле своей спутницы.
  • В антракте перемещаться на выход вдоль ряда лицом к сидящим, а не спиной.
  • Не стоит беседовать во время сеанса или спектакля – следует дождаться окончания или антракта.
  • Не следует жестикулировать, подпевать или отбивать такт ногой, если по ходу фильма или спектакля заиграла музыка.

Отдельной темой является этикет общения при знакомстве. Тут тоже есть свои правила.

Основные правила знакомства

Соблюдая эти правила, вы не только проявите вежливость, но и произведете на людей приятное первое впечатление:

И, наконец, еще одна важная тема – деловой этикет.

Основные правила делового этикета

По сути, это свод правил для коммуникаций в рабочей обстановке, обязательный для всех, будь то биг босс, топ-менеджер или рядовой сотрудник:

Это основные правила этикета. Мы не будем касаться всех правил деловой коммуникации – их много, и они несколько отличаются по ситуациям (общение с клиентом, начальником или деловым партнером). В принципе, хороший тон и деловой этикет – это не так сложно.

Также мы не будем останавливаться на правилах дресс-кода – они могут заметно отличаться для разных сфер. Требования к одежде сотрудников креативного агентства и коммерческого банка очень разные, и даже внутри отрасли стоит уточнять наличие или отсутствие ограничений. В любом случае, одежда должна быть чистой, смотреться гармонично и сочетаться с аксессуарами.

Это основные правила этикета, которые обязательны для соблюдения. Если ваши знания будут намного больше и шире, это исключительно плюс вам в карму. Более того, следует освоить специальные правила поведения для тех мест, которые вы посещаете часто. Например, правила этикета в спортзале или фитнес-центре. Это заметно облегчит вашу коммуникацию с окружающими.

Культура поведения

Для каждого человека предельно важно, как к нему относятся другие люди. Одним из основных факторов, влияющих на оценку человека, является культура поведения. Успех личности часто приравнивается к тому, насколько широко понятие этикета, правил общения и поведения в жизни человека.

Воспитание культуры поведения

Воспитание занимается тем, что направляет развитие человека в правильное русло, что основывается на общепринятых правилах. Этот процесс влияет на формирование личности, а потому так важно начать насаждение правил общения и поведения с самого маленького возраста. Первыми воспитателями становятся родители, а после воспитатели детского сада, школьные учителя.

С раннего детства говорят о воспитании, правилах культуры поведения. Что же должны знать дети для того чтобы вырасти порядочными, воспитанными людьми и уверенно чувствовать себя в обществе?

Культура поведения (2)

Основные правила

Правила культуры дошкольников и, само собой, взрослых, основные моменты:

1. В общественных местах не принято громко разговаривать. Однако, часто случается, что и взрослые, сидя в театре или кинозале, громко комментируют происходящее, обмениваются увиденным. Это недопустимо, такое упущение может сразу повлечь мнение о человеке, как о малообразованном и плохо воспитанном.

2. В общественных местах нужно уступать место пожилым людям, беременным женщинам или родителям с маленькими детьми. Если с дошкольного возраста ребёнок усвоит это правило, то все меньше мы будет встречать молодежь, сидящую на мягком сидении в то время, когда пенсионер или беременная женщина стоит.

Культура поведения в общественном транспорте

3. Ровная походка. Культура поведения не предусматривает то, что человек может идти, размахивая руками во все стороны или идти, переваливаясь с одной ноги на другую в час пик. Все движения должны быть спокойными и не притесняющими чужое личное пространство, не затрудняя путь других людей.

4. Зевать в людных местах не следует, если же это неизбежно, то прикрывать рот рукой.

5. Не принято проводить туалет носа в общественных местах, для этих дел необходима ванная комната.

6. В общественном транспорте нужно воздерживаться от принятия пищи и употребления напитков.

7. При разговоре не следует сильно жестикулировать, держать руки в карманах или на животе категорически неприемлемо.

правила культуры дошкольников

9. Внешность успешного человека – всегда чистый, опрятный внешний вид.

Правила культуры – то, что говорит о человеке больше, чем диплом, наличие машины или социального статуса. Именно потому воспитанию детей выделена большая роль в образовании и семейных отношениях. Обязанность родителей – подавать хороший пример своим детям, пояснять правила общения и поведения.

Правила этикета регулируют взаимодействие между людьми в разных жизненных ситуациях. Нормы поведения сформировались под влиянием традиций и постепенно эволюционировали до современного состояния.

Правила этикета

Что такое современный этикет

Современные правила этикета направлены на регулирование поведения человека в разных сферах общения, его внешний вид, соблюдение культуры устной и письменной речи. Они вырабатывались в течение многовековой истории человечества на основании обычаев и традиций многих народов.

При изменившемся темпе жизни и новых социально-бытовых условиях наблюдается тенденция к упрощению культурных условностей и этикетных норм.

Многое из того, что считалось важным соблюдать еще 100 или 50 лет назад, сейчас может показаться странным и даже абсурдным. Тем не менее, изменившись по форме, современный этикет сохранил свои основные черты.

К ним относятся:

  • естественность;
  • чувство такта;
  • умеренность;
  • непринужденность;
  • чувство собственного достоинства; ;
  • благожелательность.

Современный этикет

В результате активной коммуникации между народами правила этикета приобретают универсальный смысл: нельзя обижать кого-то ни словом, ни жестом. Общение должно быть направлено на установление дружеского контакта и недопущение конфликтных ситуаций.

Преимущества повседневного этикета

Человек — существо социальное. Невозможно представить его жизнь в отдельности от жизни других людей. Всем членам социума приходится вести себя, придерживаясь принятого этикета, чтобы каждый из них чувствовал себя в своем окружении комфортно. Манеры, речь, стиль одежды свидетельствуют об уровне культуры и нравственных качествах индивида, а впечатление, которое он производит на окружающих, влияет на его успешность как в личной, так и профессиональной сфере.

Не все ситуации требуют неукоснительного соблюдения правил, однако послабления в повседневных нормах поведения не означают, что об этикетке можно забыть совсем. Где бы кто ни находился: в магазине, на прогулке, в транспорте или туристической поездке, чтобы получить характеристику воспитанного человека, следует избирать соответствующий стиль поведения. Культурные люди ведут себя сообразно ситуации и в кругу близких, и на официальных приемах, поэтому не вызывают неловкости или стыда за себя у окружающих.

Некоторые считают вежливое обхождение старомодным, но почему бы не придерживаться этикета в быту, если это поможет избежать конфликтных ситуаций и сделает общение с родственниками и соседями более приятным.

Кроме того, поведение взрослых легко перенимают дети. В семьях, где приняты обходительные манеры, представители младшего поколения вырастают воспитанными и культурными людьми.

Коротко о видах этикета

Правила поведения в обществе маркируются местом, временем и уровнем общения. В зависимости от этого различают разные этикетные ситуации, подразумевающие особые поведенческие стереотипы, например: приветствие, прощание, хождение на выставки, в гости, в театр, на свидание, прием и переговоры с иностранной делегацией, презентации и т.п.

Дипломатический этикет

Нормы поведения в одной и той же этикетной ситуации могут отличаться, в связи с чем выделяют следующие виды этикета:

  1. Дипломатический. Регламентирует правила поведения официальных представителей государств на переговорах, дипломатических приемах, во время государственных визитов.
  2. Воинский. Представляет собой свод правил, обязательных для исполнения в среде военнослужащих.
  3. Общегражданский. Состоит из правил, принятых при общении людей в быту, на улице, в рабочие и праздничные дни, в телефонных разговорах и интерактивных дискуссиях, при приеме гостей и пр.
  4. Бизнес-этикет. Регламентирует нормы поведения в деловой сфере.

Степень этикетности определяется имеющимися социальными, возрастными, статусными, национальными, культурными и т.д. различиями между партнерами по коммуникации: чем их больше, тем более этикетной считается ситуация.

Разный менталитет, традиции, языковой барьер предполагают соблюдение более жестких рамок поведения, т.к. любая ошибка может быть воспринята как оскорбление. Например, нахождение в театре более ритуализировано, чем дружеская вечеринка, а международное сотрудничество требует соблюдения более строгих норм, чем в одной стране.

Общие правила

Этикет начинается с умения держать себя и владеть своим телом. Хорошие манеры нужно соблюдать и сидя, и при ходьбе. Движения должны быть спокойными и уверенными, ходить следует в умеренном темпе средними шагами. Сидеть — ровно, с сомкнутыми коленями или невысоко скрещенными ногами (в области щиколоток), руки должны свободно лежать на коленях. Нельзя раскачивать стул или садиться на него верхом.

Общие правила этикета

В культурном обществе принято начинать общение с установленных этикетом приветствий, знакомств, представлений и обращений, при этом отдается предпочтение одним лицам перед другими.

  • старшие перед младшими;
  • женщины перед мужчинами;
  • люди с ограниченными возможностями перед здоровыми;
  • вышестоящие по положению лица перед всеми остальными, в т.ч. начальники перед подчиненными.

Нередко возникают затруднительные ситуации, например, в отношении начальника-мужчины и нижестоящей по службе женщины. Для таких случаев точных правил не установлено, манеру поведения подскажет чувство такта.

Первыми входят в помещение, начинают разговор, задают общий тон и направление беседы пожилые или вышестоящие по положению лица. Но представление делают наоборот: старшим называют имена более молодых людей. В гостях приветствуют сперва хозяев, затем — женщин по старшинству и далее таким же образом мужчин. Опоздавшие первыми здороваются с ожидающими, как и входящие с присутствующими.

Сидящим молодым людям во время приветствия полагается встать. На улице идущие люди приветствуют стоящих, мужчины приподнимают кепку или шляпу перед женщиной (но не другие головные уборы).

Если у входа куда-либо 2 человека пытаются пропустить друг друга вперед, то первым пройти должен тот, кому это предложено сделать дважды.

При обращении с вопросом или просьбой, или после случайного столкновения следует использовать вежливые формы речи, за любую помощь — обязательно благодарить. Коллег и знакомых по этикету принято поздравлять с разными праздниками и семейными датами или выражать соболезнование по случаю утраты. Скверное настроение не демонстрируют на людях, доброжелательная улыбка и приветливый взгляд в глаза способствуют приятному общению.

Гендерный этикет

Нормы поведения отличаются в зависимости от гендерной принадлежности человека. Такое разделение сложилось исторически и было обусловлено разной ролью мужчины и женщины в социуме. В XXI в. гендерный этикет приобрел новые особенности: более свободные отношения требуют четких разграничений, чтобы простая вежливость не воспринималась как флирт.

Гендерный этикет

Основные правила хорошего тона для мужчин:

  1. При встрече в общественном месте следует здороваться первым. Допустимо и рукопожатие, если женщина подала для этого руку.
  2. Своей спутнице открывают двери, помогают сесть в машину, подают одежду, отодвигают стул.
  3. При входе/выходе в помещение или на лестнице женщину пропускают вперед. Подразумевается, что мужчина подстраховывает ее.
  4. На совместной прогулке занимают место слева от дамы, чтобы ей не мешали идущие навстречу люди.

Служебные отношения регламентируются правилами компании и одинаковы для представителей обоих полов. На свидании все расходы оплачивает мужчина, на деловом обеде/ужине — приглашающая сторона (возможна и совместная оплата). Женщина должна выглядеть соответственно событию, соблюдать дресс-код на работе, а косметикой пользоваться разумно.

Нормы этикета и практические примеры

Воспитанные люди знают, как вести в соответствии с правилами этикета в разных жизненных ситуациях. Тем не менее иногда возникает необходимость в уроках этикета, например, перед деловой поездкой в другую страну.

При устном разговоре

Правила при устном разговоре

Темы для разговоров выбирают интересные для всех собеседников и не вызывающие у них неприятия. В беседах с малознакомыми людьми затрагивают нейтральные события, с более близкими можно проявить интерес к обстоятельствам их жизни. Неприемлемым считается сплетничать, разглашать личные сведения и болтать ни о чем.

Во время устного общения следует прислушиваться к партнеру, а не акцентировать внимание на себе. Язык должен быть понятен собеседнику, специальных терминов и вычурных фраз лучше избегать. Речь у культурного человека отчетливая, в меру громкая, с небольшими паузами. Нельзя перебивать собеседника или повышать на него голос.

На работе и корпоративах

Деловой этикет регламентирует служебные отношения, дресс-код, правила проведения бизнес-встреч, конференций и других мероприятий, связанных с профессиональной деятельностью. Его нормы бывают более мягкими или строгими в зависимости от внутренней политики компании.

Чаще всего рабочие отношения строятся на четком следовании должностным обязанностям и взаимном уважении. Важное значение в деловом этикете придается своему и чужому времени: рабочие моменты обсуждают кратко и по делу, на работу и деловые встречи не опаздывают. При общении с клиентами или партнерами придерживаются общепринятых норм поведения.

Корпоративы — мероприятия неформальные, но опаздывать на них не рекомендуется. Отказываться от их посещения допускается только по убедительной причине, иначе можно понизить свою репутацию. На празднованиях с коллегами лучше не злоупотреблять алкоголем и не смешивать разные виды спиртного: это чревато неприятными последствиями. Также недопустимо панибратство как в отношении выше-, так и нижестоящих коллег.

Этикет на работе

Встреча с гостями

Этикет гостеприимства требует предупредительности и внимания к каждому человеку: никому нельзя дать почувствовать себя нежеланным гостем в доме. Например, даже если знакомый зашел просто повидаться, ему предлагают чай или кофе.

Время на подготовку к крупной вечеринке распределяют так, чтобы завершить все приготовления до ее начала. Первых гостей встречает хозяин с хозяйкой, остальных — кто-то один, второй занимается уже пришедшими.

Если это невозможно устроить, то ожидающих прихода всех приглашенных нужно занять чем-то интересным. Гостей рассаживают в гостиной или за столом, учитывая их интересы и круг знакомств. Последующее общение или застольная беседа регулируется хозяевами.

Телефонный этикет

Коммуникация при общении посредством связи сложнее, чем при личных встречах: собеседники не видят друг друга.

  • когда кто-то делает звонок;
  • когда вызов принимается;
  • переговоры секретаря;
  • связь с операторами call-центров.

Телефонный этикет

Кроме стандартных норм вежливости, телефонные переговоры требуют краткости и лаконичности. В беседах не следует допускать больших пауз и невнятного бормотания.

С появлением мобильной связи в телефонном этикете появились правила, не относящиеся непосредственно к разговорам. В общественных местах или на деловых совещаниях звук звонка по возможности снижают до минимума. На приеме у врача, в библиотеках, театрах и кинотеатрах его совсем отключают.

В кафе и ресторанах некультурно выкладывать на стол свой гаджет и отвлекаться на него без повода во время свидания или делового ужина. Запрещено использовать рингтоны, содержащие негатив в отношении людей по какому-либо признаку (национальности, цвета кожи) или нецензурную брань.

Этикет дарения подарков

Культура преподнесения подарков предполагает не только умение их выбирать, но и правильно дарить. Процесс дарения не должен происходить мимоходом. Ко Дню рождения выбирают такие вещи, которыми будет пользоваться только именинник, а не все члены семьи. Считается некультурным дарить слишком дорогие подарки — это как бы обязывает одариваемого перед дарителем.

Идя в гости, будет вежливо подарить небольшой презент хозяевам дома. Например, бутылку хорошего вина или конфеты. К тому же съедобные подарки принято подавать к столу. Дарить животных следует только с разрешения одариваемого и всех членов его семьи.

Общение между соседями

Воспитанные люди стараются поддерживать хорошие отношения со всеми окружающими, в т.ч. и соседями. По этикету их приветствуют при встрече, но не распространяются о своих достижениях или неудачах. В многоквартирных домах соблюдают звуковой режим, а если предстоит шумная вечеринка или ремонтные работы, живущих рядом предупреждают заранее.

Частые нарушения и ошибки

Некоторые распространенные правила, которые многие принимают за нормы этикета, являются их нарушением.

Также является ошибкой при просьбе передать соль подавать только солонку без перечницы.

Читайте также: