Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями 7 класс биология кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски

2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания

Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами

3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?

Считается, в раковине имеются минеральные вещества и кальций

4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков

А - 1, 6, 7, 8, 14, 15

Б - 3, 9, 11, 12, 13

В - 2, 4, 5

5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу

Передвижение моллюсков

Название моллюскаСреда обитанияКак передвигаетсяС помощью чего передвигается

Осьминог

Кальмар

Улитка

Море

Пресные водоемы

Суша

Щупальца

Ноги

Сокращение гладких мышц

Плавники

Лопасти

6. Используя рисунок 31 учебника,опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков

Кровеносная система незамкнута. У моллюсков многокамерное сердце

7. Изучив текст параграфа,заполните таблицу

МоллюскиЗначениеПримеры
В природе Естественные очистители воды. Они служат пищей животным Фильтруя воду очищают ее
В хозяйственной деятельности человека Изготовление украшений Они создаю жемчуг

8. Закончите предложения

Не имеющее раковину тело моллюска покрыт густой слизью .Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно ночной образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.

9. Изучив текст параграфа и рисунки,выполните лабораторную работу №4 "Особенности строения и жизни моллюсков". Зарисуйте раковины брюхоногих идвухстворчатых моллюсков и подпишите их названия


10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия

Брадибена Вайриха, прудовик обыкновенный, слизень голубой

11.Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу

Способ питанияПримеры моллюсков
Фильтраторы Мидии
Растительноядные Виноградная улитка
Хищные Кальмар
Паразиты Беззубки и перловицы
Трупоеды Креветки

12. Дайте определения понятий

Реактивное движение - движение, происходящее за счет отделения тела со скоростью его части

Чернильный мешок - орган головоногих моллюсков, в котором образуется черный пигмент

Пищеварительная железа - железа пищеварительной системы

Слюнная железа - железы ротовой полости

Мантийная полость - полость, снаружи которой мантия, внутри - тело животного

Терка - покрытый рядами зубчиков "язык"

13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития,чем черви

Моллюски более чевствительны, у них более развита дыхательная система

14. Заполните схему

Класс - брюхоногии

Класс - двустворчатые

Класс - Головоногие

15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков.


1. нервные узлы

2. нервы

3. легкое

4. сердце

5. кровеносные сосуды

6. кишка

7. желудок

8. терка

Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов.

Размеры зрелых моллюсков разных классов существенно отличаются — от пары миллиметров до 20м. Многие ведут сидячий или малоподвижный образ жизни, и лишь головоногие способны активно перемещаться в воде. Наука о моллюсках называется малакологией, она занимается изучением строения, развития мягкотелых, роли в окружающем мире.

Тип Моллюски

Особенности строения Моллюсков

Внешнее строение

Туловище с двусторонней симметрией у двустворчатых и головоногих, или несимметричное — у брюхоногих. Выделяют такие его отделы: головная часть с органами зрения и щупальцами, собственно тело и нога — мышечное образование, служит для перемещения. Для всех двустворчатых характерно наличие ноги, у головоногих же она преобразовалась в щупальца и сифон.

Тело моллюска окружено раковиной, служит местом крепления мышц. У брюхоногих моллюсков она имеет цельное строение в виде спирального завитка. У двустворчатых представлена двумя створками, которые связаны гибкими тяжами соединительной ткани. Большая часть головоногих лишены раковины.

От боковых частей туловища отходит мантия, высланная эпителиальными клетками. Она вместе с телом формирует полость, где находятся жаберные дуги, органы чувств, выводные протоки желез пищеварительного тракта, мочеполовой системы, анус.

Моллюски это целомические организмы, но вторичная полость у них сохранилась только возле сердца и половых органов. Основная же часть внутреннего пространства представлена гемоцелем.

Внешнее строение моллюсков

Внутреннее строение

Система пищеварения моллюсков разделена на три части: переднюю, среднюю и заднюю кишки. У многих представителей в глотке находится радула — язычок, предназначен для измельчения пищи. На нем есть хитиновые пластинки с зубцами. С помощью радулы они поглощают бактерий или еду растительной природы. В полость глотки выделяется слюна и склеивает пищевые частицы. Затем еда попадает в желудок, куда открывается пищеварительная железа (печень). После переваривания остатки выводятся наружу через анальное отверстие.

Система кровообращения незамкнутая, в сердце различают желудочек и обычно два (редко четыре) предсердия. Из кровеносного русла кровь поступает в синусы и лакуны, расположенные между органами, дальше опять переходит в сосуды и идет к органам дыхания.

Дыхание у водных видов осуществляется жабрами у обитателей суши — легкими. Лёгочная ткань оснащена густой сосудистой сетью, где идет обмен кислорода и СО2. Легкое сообщается с наружной средой дыхальцем.

Нервная система моллюсков состоит из пяти пар нервных узлов, объединенных волокнистыми тяжами. Неодинаковое развитие органов чувств у моллюсков свидетельствует о разном образе жизни представителей типа.

К примеру, головоногие имеют достаточно развитое зрение, строение глаза схожее со строением глаза позвоночных. Хищная природа вынудила их приспосабливаться к переменчивым условиям окружающей среды через усложнение зрительного аппарата. У них образовался своеобразный тип аккомодации, который осуществлялся посредством смены расстояния между сетчаткой и хрусталиком.

Размножаются моллюски половым путем. Встречаются как раздельнополые (с наружным оплодотворением), так и гермафродиты (с внутренним). У морских двустворчатых и брюхоногих моллюсков — развитие непрямое, есть стадия личинки, у остальных – прямое.

Внутреннее строение моллюсков

Внутреннее строение моллюсков

Особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями

ХарактеристикаМоллюскиКольчатые черви
Строение телаДеление на голову, туловище и ногуСегментарное
РаковинаЕстьНет
Опорная функцияНаружный скелет, представлен раковинойБлагодаря имеющейся полости, наполненной жидкостью
ПередвижениеСпециальные мышцыКожно-мышечный мешок

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?

Моллюски обладают специализированными органами. Это выделительная, пищеварительная система, которая включает ряд отделов, есть сердце, печень. Дыхательные органы — жабры или легочная ткань.

Кровеносная система незамкнутая, у кольчатых червей – замкнутая.

Нервная система моллюсков имеет вид нервных ганглиев, объединённых друг с другом нервными волокнами. У кольчатых червей есть только в брюшной области нервная цепь, которая разветвляется по сегментам.

Как моллюски приспо­соблены к своей среде обитания?

Представители типа населяют водные просторы и поверхность суши. Для существования вне водоема и дыхания атмосферным воздухом у мягкотелых появились легочная ткань. Жители водоемов получают О2 с помощью жаберных дуг.

Как моллюски защищаются от врагов?

Для перемещения в воде головоногие приспособились к реактивному передвижению, так они могут быстро убегать от врагов.

Защитой от хищников служат ядовитые и химические вещества (чернила). Некоторые способны за секунды закапываться в песчаное дно при наличии угрозы или скрыться, используя пружинящую ногу.

Какую функцию выполняет раковина моллюсков?

В первую очередь — это опорная функция, служит наружным скелетом. Также прочная раковина двустворчатых и брюхоногих моллюсков нужна для защиты от неблагоприятных факторов. Так, при приближении опасности они прячутся в них и становятся недоступными для большинства рыб.

Cходство и различие брюхоногих и двустворчатых моллюсков

СвойстваБрюхоногиеДвустворчатые
Внесистематическая категорияМногоклеточные организмы
Внешние покровыТело окружено раковиной (целиком или отчасти)
РаковинаСдельная, ассиметричная и закрученнаяИмеет две створки
Строение телаГолова, туловище и ногаТуловище, нога
АнализаторыТактильная, химическая рецепция, равновесие и зрение.Недостаточно развиты
Среда обитанияВода и сушаВодоемы

Значение моллюсков в природе и жизни человека

Они неотъемлемая составляющая пищевой цепочки. Мягкотелых употребляют лягушки, рыбы, птицы. Тюлени употребляют головоногих моллюсков, морские звезды – двустворчатых.

Через тело моллюска проходит вода и очищается от загрязняющих факторов. А моллюски в свою очередь получают частицы еды из отфильтрованной воды.

Створки мягкотелых принимают участие в формировании осадочных пород.

Широко применяются в кулинарии, считаются деликатесом во многих странах. Это мясо мидий, морские гребешки, устрицы, каракатицы и осьминоги. Из-за популярности блюд из экзотических животных, их стали выращивать на специально оборудованных фермах.

Между створками раковины образуется ценное ювелирное сырье — жемчуг. Жемчужина формируется после попадания внутрь инородного тела. Поскольку мышцы моллюсков недостаточно развиты, они не могут выбросить его наружу. Чтобы нейтрализовать чужеродный предмет, вокруг него формируется капсула и с новообразованной жемчужиной моллюск живет всю жизнь.

Сейчас жемчуг добывают в искусственно созданных условиях. Приоткрыв створки, под мантию кладут инородные объекты, а моллюска перемещают в водоем с благоприятными для жизни условиями и через три года получают жемчуг.

Каракатиц и осьминогов используют для добычи чернильного вещества, из которого изготавливают тушь.

Вредители сельского хозяйства — слизни, уничтожают зерновые культуры, огородные растения (картофель, капусту, томаты).

Плоские черви, вызывающие заболевания человека и животных, используют моллюсков как промежуточных хозяев.


Заказ сочинений

Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами.

3. Объясним, зачем раковины моллюсков добавляют в корм.

Считаеться, в ракушке есть мин.вещества и кальций.

4. Выберем нужные термины .

image3

5. Заполним таблицу.

image4

6. Опишем процесс кровообращения у моллюсков.

Кровяносная система не замкнута.

у малюсков многокамерное сердце.

7. Заполним таблицу.

image5

8. Закончим предложения.

Не имеющее раковину тело моллюска покрыт густой слизью . Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно ночной образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.

9. Выполним лабораторную работу №4 "Особенности строения и жизни моллюсков". Зарисуйте раковины брюхоногих и двух створчатых моллюсков и подпишите их названия.

image6

10. Напишем названия моллюсков.

Брадибену Вайриху, прудовика обыкновенного, слизень голубой.

11. Заполним таблицу.

image7

12. Дадим определения понятий.

Реактивное движение - движение, происходящее за счет отделения тела со скоростью его части.
Чернильный мешок - орган головоногих моллюсков, в котором образуется черный пигмент.
Пищеварительная железа - железа пищеварительной системы.
Слюнная железа - железы ротовой полости.
Мантийная полость - полость, снаружи которой мантия, а внутри - тело животного.
Терка - покрытый рядами зубчиков язык.

13. Ответим на вопрос об эволюционном развитии.

Моллюски более чувствительны,у нихболее развита дыхательная система.

14. Заполним схему.

image8

15. Напишем внутренние органы моллюсков.

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?

image9

Сердце, почки, ноги.

Кроссворд на тему "Моллюски"

1) Органы выделения у молюсков (почки).

2) Орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела (сердце)

3) Моллюск, способный в случае преследования пролетать над водой. (кальмар)

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?


Усложнилась кровеносная и пищеварительная система : появилось двухкамерное(в большинстве случаев) сердце(предсердие и желудочек), органом выделения стала почка.

Также появилась пищеварительная железа(аналог печени), которая располагается внутри особого органа именуемого висцеральной массой.


Сделайте вывод о том у каких животных моллюсков или червей органы чувств развиты лучше?

Сделайте вывод о том у каких животных моллюсков или червей органы чувств развиты лучше.


Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?

Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?


Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?

Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?


Кровеносная система впервые появилась у : 1)членистоногих 2)кольчатых червей 3)круглых червей 4)моллюсков?

Кровеносная система впервые появилась у : 1)членистоногих 2)кольчатых червей 3)круглых червей 4)моллюсков.


Кровеносная система впервые появилась у : 1)членистоногих 2)кольчатых червей 3)круглых червей 4)моллюсков?

Кровеносная система впервые появилась у : 1)членистоногих 2)кольчатых червей 3)круглых червей 4)моллюсков.


Впервые нервная система появилась у : а)кишечнополосатых б)червей в)моллюсков г)инстинктом?

Впервые нервная система появилась у : а)кишечнополосатых б)червей в)моллюсков г)инстинктом.


Почему у моллюсков есть орган дыхания, в отличии от кольчатых червей?

Почему у моллюсков есть орган дыхания, в отличии от кольчатых червей?


Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?

Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями.


Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?

Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатыми червями?


Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатымы червями ?

Каковы особенности строения моллюсков по сравнению с кольчатымы червями ?

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?, относящийся к категории Биология. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Читайте также: