Какие народы исповедуют буддизм кратко

Обновлено: 02.07.2024

На территории России можно встретить представителей самых разнообразных религий. Больше всего насчитывается христиан и мусульман по определенным историческим факторам. Но также есть и немало тех, кто представляет культуру буддизма. Сейчас поговорим именно о народах РФ, которые сохраняют традиции буддизма.

О буддизме в целом

Буддизм является одной из трех основных мировых религий. Главная цель буддизма - освободить истинное подсознание человека от кармы. Буддизм не похож на любую другую религию и является уникальным явлением.

Пришла религия из Индии, ее представителей у нас можно встретить только в некоторых регионах страны:

В Калмыкии численность буддистов самая большая. Здесь он устоялся и сохраняется довольно давно. Буряты же принесли такое вероисповедание с восточных берегов Байкала. Далее оно распространилось на всю территорию.

Тува – весьма своеобразный народ. Они приняли себе только одну единственную веру и проносят через века традиции Тибетского буддизма .

У народов Алтая с точки зрения религии довольно сложная ситуация. Жители также исповедуют буддизм. Но он прошел множество испытаний, перемешиваясь в некоторое время с христианством и шаманизмом.

Эти народы довольно спокойно чувствуют себя в, казалось бы, христианском государстве. С момента присоединения к Российской Федерации они продолжают отстаивать свои местные обычаи.

Интересный факт о жителях Тувы . Здесь буддистские монастыри начали строить с 1772 года. Тогда население восприняло это неоднозначно. Одна часть поддерживала классический буддизм, другая заинтересовалась культурой шаманизма.

Остальные территории России

Стоит заметить, что на остальной части России в наши дни буддизм также становится популярным. Не сказать, что представителей так много, но интерес ощутим. В крупных городах начинают открываться центры, где люди могут больше узнать о буддизме и присоединиться к сообществу.

Кроме классических буддистских школ, можно встретить общины корейского, китайского и японского дзен-буддизма .

За последнее время нашу страну посетили некоторые известные деятели буддизма из Индии, Китая и Кореи. Они проводят массовые консультации и организовывают встречи с буддистами России.

Безусловно, можно сказать, что в будущем буддистская культура может достичь своего максимума. Как бы то ни было, буддисты делают огромный вклад в современную культуру страны.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду признателен за лайк и подпись на мой канал.

Сегодня буддизм сближает людей самых разных культур. Буддизм органично сочетает в себе философское начало, этическую и религиозные стороны. Без анализа религиозных основ буддизма невозможно понять особенности культур Китая, Индии, стран Тибета.

ВложениеРазмер
referat_kakie_narody_mira_ispoveduyut_buddizm.docx 34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат по географии

Исполнитель: Памья Николай,учащийся 11класса

1. Территория распространения мирового буддизма 5

2. Народы мира и России, исповедующие буддизм 6

2.1 Народы других стран, исповедующие буддизм. 6

2.2 Буддизм среди народов России 8

Список использованной литературы 12

Буддизм – одна из важнейших мировых религий, которую в начале ХХI века исповедует около 460 млн. человек. Возникновение буддизма относится к I тысячелетию до нашей эры. Буддизм возник в северной Индии как течение, противопоставленное учению брахманов, и быстро распространился в государствах восточной Азии. [1]

Сегодня буддизм сближает людей самых разных культур. Буддизм органично сочетает в себе философское начало, этическую и религиозные стороны. Без анализа религиозных основ буддизма невозможно понять особенности культур Китая, Индии, стран Тибета.

Современный буддизм пользуется огромной популярностью среди народов самых разных регионов мира. Традиционными регионами буддистской культуры являются Лаос, Непал, Шри-Ланка, Вьетнам, Таиланд, Япония, Южная Корея, Бангладеш, Монголия, КНР, Камбоджа, Малайзия, Бутан, Индия.

Однако популярность буддизма, как учения и его лояльность по отношению к человеку способствуют тому, что приверженцами данной религии являются также жители США, стран Европы, Австралии и Океании. Буддизм в меньшей степени распространен в странах Африканского континента, буддисты проживают также в самой закрытой стране мира – КНДР.

Официальное признание буддизма как религии, которую исповедуют народы России, состоялось еще в 1764 году, когда Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы - главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. [2] С этого момента буддизм в России стал официально признанным. В настоящее время буддизм в нашей стране по традиции исповедуют калмыки, буряты, тувинцы. Есть приверженцы буддизма среди русского населения.

При этом у каждого народа присутствуют своя историческая интерпретация религии и свои национальные традиции, которые в настоящее время нуждаются в изучении.

Актуальность обращения к исследованию народов мира и России, в частности, географии распространения буддизма, обуславливается исторической значимостью этой религии, ее влиянием на судьбы людей, живущих на различных концах земного шара.

Цель работы – рассмотреть особенности распространения буддизма среди народов мира и России.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. Рассмотреть территориальные рамки распространения мирового буддизма,

2. Выявить особенности распространения буддизма среди культур народов различных стран, исповедующих данную религию,

3. Проанализировать особенности распространения буддизма среди народов России.

Структура работы включает в себя введение, две главы, содержание которых соответствует поставленным задачам, заключение и список использованной литературы.

1. Территория распространения мирового буддизма

Буддизм распадается на два основных пути: махаяну и хинаяну. Приверженцами махаяны или Большой колесницы, являются жители Монголии, Бутана, Южной Кореи и Вьетнама. Но следует отметить, что корейцы и вьетнамцы одновременно с буддизмом придерживаются традиционных верований. Параллельно с ними в рассмотренных государствах проживают христиане и сторонники языческих верований.

Буддизм исторически нашел свое место в Китае. Но в настоящее время сложно сказать, какой точный процент китайцев-буддистов. Во-первых, КНР – густо населенное государство, во-вторых, жители этой страны склонны к объединению основ буддизма, конфуцианства и даосизма. Многие люди исповедовали и исповедуют эти религии одновременно.

Отдельную ветвь составляет тибетский буддизм или ламаизм. Тибетский буддизм включил в себя традиции Махаяны и Ваджраяны. [3] Идеи школ тибетского буддизма развивались в монастырях. В настоящее время приверженцев тибетского буддизма много в Монголии, Непале, Бутане. В России ламаизм исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Ханаяну как путь Малой колесницы избрали для себя народы Таиланда, Лаоса, Камбоджи. Около 30% приверженцев хинаяны проживают в Сингапуре, Малайзии, а также Индии (менее 1 %). [4] В Индии существует особый штат Сикким, где основное население – буддисты. Он граничит с Непалом и Бутаном. Примечателен факт, что буддизм, изначально возникнув в Индии, не прижился в ней, и только в ХХ веке были возрождены отдельные буддистские традиции, распространенные на севере страны.

Начиная со второй половины прошлого столетия, буддизм стал обретать популярность на Западе, как экзотическое учение, способное дать ответы на многие вопросы. Буддистами являются примерно 1,5 млн американцев. Первый буддистский храм был построен в США в 1853 году в Сан-Франциско. В настоящее время количество буддистских общин достаточно много, и они имеют четкую привязку к национальным диаспорам.

Число буддистов в странах Евросоюза достигает 1,6 млн. человек. Наибольшее число буддистов проживает в Германии, Сербии, Норвегии, Франции и Эстонии.

В Великобритании буддизм обрел свою популярность в конце 90-х гг. В настоящее время в стране присутствуют около 800 буддистских общин и центров и 750 монастырей и храмов. [5]

В Австралии и Океании численность буддистов достигала в первом десятилетии ХХI века 200 тыс. человек, в государствах Африки - 38 тыс. человек. [6] Африканские буддисты проживают в Конго, ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д'Ивуаре, Мали, Сенегале, Замбии, Кении и Танзании.

Буддисты проживают на территории Японии, хотя традиционной религией этой страны является синтоизм. Число буддистов составляет примерно 25% от общего числа японцев.

Буддизм пользуется большой популярностью в начале ХХI века, сохранив в себе многовековое наследие, лишь несколько адаптированное под нормы современного общества. Большое число школ и направлений указывает, насколько популярны его идеи среди народов различных культур и национальных традиций. Буддизм объединяет и сплачивает людей, давая им возможность прикоснуться к наследию вечности.

2. Народы мира и России, исповедующие буддизм

2.1 Народы других стран, исповедующие буддизм

Традиции буддизма наиболее сильны у бутанцев, лаосцев, вьетнамцев, камбоджийцев, тайцев, среди которых присутствует порядка 150 различных племён и народностей. Буддизм является национальной религией Бутана, самой популярной школой продолжает оставаться Ньингма. Представители буддистских общин этой страны предпочитают жить семьями, знатные семьи оказывают поддержку и покровительство монастырям. Примером может служить поддержка монастыря Гангтей-гомпа. [7]

Народы Лаоса, исповедующие буддизм, представлены племенами лао-лунг, лао-сунг и лао-тенг. В современном Лаосе существует 2,5 тыс. монастырей и храмов, объединяющие порядка 10 тыс. монахов. Коммунистическое правительство Лаоса на протяжении всего ХХ века боролось с поддержкой буддизма среди населения, однако в 1976 году в религиозной политике страны произошли изменения, которые были связаны с попыткой сделать буддизм светским учением, объединив его с принципами марксизма. Примечательно, что произведения марксизма изучаются в монастырях. Однако внутренние традиции религии остались нерушимы.

Среди народов Вьетнама, исповедующих буддизм, присутствуют вьеты, тхай, нунги и др. Современные вьетнамцы, как правило, являются последователями Махаяны, однако различные этнические меньшинства, например, кхмеры, являются поклонниками школы Тхеравады.

Во Вьетнаме буддизм тесно связан с даосизмом, местными верованиями, поэтому в большинстве своем вьетнамские буддисты являются поклонниками ритуалов, но глубинный смысл медитаций и самосовершенствования их не интересует.

В Таиланде проживают тайцы, лаосцы, а также этнические китайцы. Буддистами являются 96% населения страны. Популярность имеет школа Тхеравада. Буддистские храмы сходны по архитектуре и убранству с лаосскими и камбоджийскими.

Популярность буддизма в начале ХХI века растет в Южной
Корее. Корейский буддизм исторически развивался по пути Махаяны. Современный буддизм в Южной Корее стал активно развиваться после 1945 года, благодаря мастеру дзен Сон Чоль Сыниму, который, став патриархом ордена Чоге, осуществил реформу структуры ордена и возрождение древних традиций и этических норм буддизма. [9] Своим примером он побуждал многих монахов к систематическим медитациям и практикам достижения духовного роста.

Как указывалось выше, буддистами являются многие другие народы мира: американцы, японцы, англичане, французы, немцы, индийцы, жители Скандинавии и стран – бывших республик СССР. Наибольшее влияние в настоящее время имеет буддизм имеет среди украинцев, казахов, эстонцев.

При этом где бы ни жил буддист, он признает доминирование Сангхи (в узком смысле – это община буддистов, в широком - все буддисты вообще). [11] Можно сделать вывод о том, что народы мира, исповедующие буддизм, помимо традиционных канонов религии придерживаются традиционных верований, обычаев, имеющих место в той или иной стране. Поэтому современный буддизм представлен многочисленными школами и направлениями, адаптированными под культуру тех или иных народов и этнических групп.

2.2 Буддизм среди народов России

Буддизм – одна из самых распространенных религий в России. Традиционными регионами, где исповедуется буддизм, являются Калмыкия, республики Тыва, Бурятия, Забайкальский край. Буддистские общины есть также в крупных городах страны, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге.

Расцвет буддизма в нашей стране пришелся с 1990 года. В это время началось строительство новых дацанов, а также восстановление разрушенных в годы советской власти. В 1993 г. в Россию прибывает религиозная делегация из Индии. В свою очередь в Индию едут обучаться российские религиозные деятели. В 1995 г. в РФ организуется Буддийская Традиционная Сангха. [12]

Буддистами традиционно являются калмыки, принявшие тибетский буддизм в ХVI веке. К особенностям традиционного калмыцкого буддизма относятся: связь монастырей с родовыми общинами, отсутствие школ буддизма в отличие от бурят и тувинцев, незначительное уделение внимания развитию буддийской философии.

Буддизм среди бурят и тувинцев стал распространяться с начала XVII века. Он также относится к тибетскому варианту.

Возрождение буддизма в СССР началось в 1945 г. в Улан-Удэ прошло Совещание буддистских деятелей Бурят-Монгольской АССР, которое приняло Устав Духовного Управления буддистов и положение о буддийском духовенстве в СССР. Верховным органом буддистов в СССР стало Центральное Духовное Управление буддистов СССР (ПДУБ) во главе с Пандидо Хамбо ламой. Первым открытым дацаном стал Иволгский, находящийся в 30 км от Улан-Удэ, после был открыт Агинский дацан. [13]

С 1963 года буддизм среди бурят и тувинцев начинает свое развитие, устанавливаются международные связи, проводятся фестивали. В 1970 г. в Улан-Баторе открывается Буддийский институт, который должен был готовить кадры священнослужителей для Монголии и Бурятии. Его открытие явилось важным шагом на пути развития буддизма в СССР, равно, как и в целом религиозного образования в стране.

Современный буддизм в Бурятии и Туве начал развиваться с 90-х гг. прошлого века. Особенности бурятско-тувинского буддизма проявляются в культовой системе, в обрядности, влиянием на культы языческих традиций прошлого, связанного с историей этих народов. Популярен культ обо, связанный с почитанием духов природы и предков.

Среди монахов – тувинцев и бурят распространено следование Ваджраяне, а также различные тантрические практики. Важную роль играют ламы- учителя наставники, без которых духовный путь верующих не может быть полноценным. Помимо тантрических практик у бурят и тувинцев распространены методы йоги и эзотерики, веры в карму и возможность достижения просветления. [14]

Среди приверженцев буддизма в России наравне с коренными народами, для которых эта религия является исторически основной, буддистами являются этнические русские, украинцы, казахи и другие народы, избравшие для себя именно этот путь духовного саморазвития.

Буддизм широко распространен в современном мире. Приверженцами данной религии являются многие народы, проживающие не только в странах, для которых данная религия является исторически традиционной, но и народы Европы, США, России, стран Африки. Российский буддизм исповедуют в большинстве своем калмыки, туринцы и буряты.

Буддизм располагает довольно большим числом различных школ. Каждая из них предполагает собственное осмысление учения великого Будды. Принцип Хинаяны заключается в успокоении ума, полного отказа от причинения вреда и неприятностей другим. Принцип Махаяны – желать всем счастья и оказывать помощь всем живым существам. Махаяна и ее традиции получили развитие в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме. В рамках Махаяны проводится сострадании и любви, которая, подобно солнцу, одинаково светит всем существам, не исключая никого.

В основу Ваджраяны или Алмазной колесницы была положена идея о том, что в каждом человеке находится часть Будды, просветленное отражение. Сторонники данного направления пытаются вести себя и действовать, как Будда. Ваджраяна получила развитие в Бутане, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Каждый буддист должен соблюдать принципы умеренности, отказа от роскоши и излишеств. Каждый имеет право в этой жизни искупить карму и стать чище и нравственнее. Буддизм - более демократичное и лояльное к человеку учение, сообразно которому человек - это часть природы, его духовное самосовершенствование должно стать неотъемлемой частью жизни. В быту доминируют принципы умеренности, отказа от роскоши и излишеств. Каждый имеет право в этой жизни искупить карму и стать чище и нравственнее. Махаяна и хинаяна - два пути буддизма, отличающиеся восприятием мира и особенностями отправления культа.

Буддизм пользуется большой популярностью у многих народов мира, которые придают этой религии свой особый колорит, нередко сочетая постулаты учения Будды с традиционными верованиями. Таким образом, в каждом регионе буддизм имеет свои характерные черты, связанные, во-первых, с культурой развития конкретного народа, а во-вторых, с тем или иным направлением буддизма, представленном различными школами.

буддизм в россии

Р оссия — страна огромная! На её территории преобладает христианское вероисповедание (православие). Однако это отнюдь не единственная религия, которую официально исповедуют в России. Одной из широко распространённых религий является также буддизм. В одних регионах страны эта религия распространена меньше, но есть и такие регионы, где буддизм является основной религией.

Стоит отметить, что в плане мировой распространённости буддизм занимает также одно из лидирующих мест (III–IV) в главном списке религий.

На территории Российской Федерации буддизм начал развиваться довольно давно. Эта восточная религия для русского человека вовсе не является диковинной и новой. Но стоит отметить, что популярность её с течением времени растёт. И, если можно так сказать, мода на буддизм в России действительно прочно закрепилась. И не без оснований. Буддизм интересен, многогранен, красочен. Узнать об этой религии будет любопытно даже тем, кто исповедует другое религиозное учение или придерживается атеистических взглядов.

Народы России, исповедующие буддизм

Особенно широко буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тыва. Народы, проживающие в этих субъектах РФ, в основном проповедуют эту религию. На территории республик есть буддийские храмы. Например, главный буддийский храм, расположенный в Элисте, является местом паломничества, к которому съезжаются люди со всех концов России и из других стран. В Бурятии имеется несколько священных дацанов. В Республике Тыва есть действующие буддийские монастыри.

Но эта религия распространена не только в указанных регионах. Храмы-пристанища буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Иркутской областях.

Конечно, в основном буддизм исповедуют такие народы России, как буряты, калмыки, тувинцы. Однако традиционные носители этой религиозной культуры в России не единственные приверженцы этого вероисповедания. Сегодня всё больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в средней полосе страны, южном регионе, центральной России. В основном это представители молодёжной прослойки, интеллигенции.

История буддизма в России

Если верить историческим справкам, буддизм в России зародился в далёком VII веке. Первые упоминания об этой религии на земле российской встречаются в исторических справках о государстве Бохайском. Располагалось это государство на землях, сегодня именуемых Приамурьем или Приморьем. Считается, что большая часть бохайского народа исповедовала шаманизм. Однако бохайская знать проповедовала Махаяну (одно из главных буддийских учений).

Например, знаменитый бохайский поэт Хайтэй нередко посвящал свои строки теме шести перерождений (Дхарме).

Археологические раскопки на землях, где раньше проживал бохайский народ, указывают на то, что буддизм был одной из основных религий, которую исповедовали на этих землях. При раскопках были найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисаттв и прочие предметы, имеющие прямое отношение к этой культуре.

храм будды

Немалую лепту в развитие буддизма на российской земле внесли калмыки. Считается, что калмыки — это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением. Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России. История гласит и об Уйгурском буддизме.

Бурятия также является прародительницей этой культуры на российской земле. В далёкие времена сотни духовников из Монголии и Тибета долгое время проживали в Бурятии. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях.

Давно исповедуют эту религию и народы Алтая. Но стоит отметить, что шаманизм и христианство внесли свою отметку в алтайский буддизм.

В 1964 году буддийское учение признали в России. В этот период была официально введена должность Пандито хамбо-ламы, который был призван главенствовать в забайкальской и восточносибирской областях.

С тех пор религия официально признана в стране. Буддизм исповедуют довольно высокий процент жителей современной России.

Распространение буддизма в России: наше время

Буквально в XIX веке была основана и получила развитие буддийская община в Санкт-Петербурге. По сути, Северная столица стала центром российского буддизма. Но XIX–XX век – — это период, когда религия то развивалась и процветала, то, напротив, развитие этого направления затихало из-за влияния политической сферы.

Только к концу XX века буддизм воспрянул в России с новой силой и начал динамично развиваться. Сегодня эта религия полноценно существует в нашей стране и приобретает всё больше последователей. Молодёжь активно интересуется буддийским учением. Много приверженцев этого учения и среди представителей средневозрастной категории людей (30–40 лет).

Кто-то приходит к этому вероисповеданию сознательно в зрелом возрасте, а для кого-то это основополагающая религия, которая изначально принята в семье.

Буддизм в России: основы, особенности

В основе этой религии стоит уникальное учение Будды, который, как и многие другие Святые, считается человеком, который некогда реально жил на земле.

В основе учения лежит четыре благородные истины. Следуя учению, человек должен исцелиться от душевной боли и сможет прожить счастливо и благодатно в этом мире.

Существует несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от того, к какой школе относится человек, исповедующий эту веру, у него преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и познаниях невелика. В центре этой религии всегда лежит добро, любовь и путь избавления от страданий.

буддисты

Особенности буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где распространён буддизм в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады, а может быть учение Махаяны. Школа Махаяны представлена в России двумя основными течениями: Дзэн и Сон.

Приверженцы Дзэн-буддизма изучают глубину человеческого сознания. Они хотят познать природу ума. Приверженцы учения Сон практикуют медитации, гипнотические практики, монашество, аскетизм.

Буддизм в России: где и какой

Больше всего представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы Гэлуг. Так же очень много в РФ представителей школы Карма Кагью.

В Центральной части России широко распространено учение Махаяны. Последователей Дзэн на территории страны значительно меньше. В основном Дзэн-буддизм на российской территории представлен корейской школой Кван Ум.

На территории Алтая, Калмыкии, Бурятии широко распространён тибетский буддизм. Немало последователей тибетской школы и в Москве, Санкт Петербурге, южной части РФ (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

Русские буддисты

Считается, что эту религию в нашей стране исповедует уже более 1 % населения. Среди приверженцев есть так называемые этнические буддисты. Это те люди, которые родились на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией. Также в нашей стране очень много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

Если каких-то сотню лет назад русские буддисты казались православным людям чудаками и были по-настоящему в диковинку в южных, центральных регионах страны, то сегодня такое вероисповедание никого не удивляет. Напротив, в наше время восстановлено множество некогда разрушенных буддийских храмов. Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске.

храм будды

В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин.

Основные идеи буддизма

Чем же так привлекательно это религиозное учение и почему всё больше приверженцев буддизма появляется на территории европейских стран? Всё просто! В основе этой религии лежит любовь к человеку, ко всему живому и к миру в целом. Прийти к этой любви и гармонии можно через самопознание и созерцание.

Четыре основные истины, изречённые Буддой, гласят:

  1. Каждый человек существует под влиянием страдания.
  2. У этих страданий всегда есть причина.
  3. От любых страданий можно и нужно избавиться.
  4. Освобождение от страданий – — это подлинный путь к Нирване.

Основные цели учения достигаются не через наказание или страх. Напротив, в основе буддизма лежит только любовь и доброта. Считается, что приблизиться к высшим истинам можно посредством избавления от страдания. А избавиться от страдания можно только познав его природу.

В буддийском учении существует восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые можно обрести знание и стать на путь освобождения.

  1. Правильное понимание: мир состоит из страданий и скорби.
  2. Верные намерения: важно осознать свой путь и научиться сдерживать страсти.
  3. Правильная речь: слово должно нести глубокий смысл и добро.
  4. Продуманные поступки: все дела должны быть добрыми, непустыми и незлыми.
  5. Достойные усилия: вся деятельность должна быть нацелена на добро.
  6. Благостные помыслы: только избавившись от дурных помыслов, можно избежать и обойти страдания.
  7. Сосредоточение: лишь умение сосредоточиться на важном; и отбросить второстепенное поможет достойно пройти восьмеричный путь избавления.
  8. Правильный образ жизни: только достойная жизнь приблизит человека к избавлению от груза страданий и боли.

Искренне соблюдая эти несложные правила, человек следует благостному пути очищения. Всё это происходит осознанно, а потому и даёт ожидаемые результаты. Однако для того чтобы пройти такой путь, человек должен пройти через осознание многих вещей, существующих в этом мире, сделать ряд удивительных открытий в себе и окружающих и изменить своё понимание и мироощущение.

У буддистов в России и других странах своё оригинальное мировоззрение. Обычно последователи этого учения интеллектуально развиты, имеют объёмный кругозор, миролюбивы и смиренны.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Нижний Тагил, 2017 г.

1. Когда и где зародился буддизм

3. Распространение буддизма

4. Народы, исповедующие буддизм

В разные периоды истории человечество стремилось выразить свое отношение к религии и религиозным верованиям. Сегодня важно признать, что религия в истории народов мира занимает важное место и это не просто вера или неверие в богов. Религия пронизывает жизнь народов всех континентов. С религиозными обрядами рождается и умирает человек. Этика, мораль, нравственность в большинстве стран носила религиозный характер. С религией связаны многие достижения культуры: иконопись, архитектура, скульптура, живопись и т.д.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их ни считали, принесёт только временное облегчение, но не окончательное спасение.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий.

1. Когда и где зародился буддизм.

2. Учение Будды.

В основе учения Будды лежат четыре истины.

Первая: жизнь полна страданий . Страданием проникнуто все существующее, и это страдание неизменно связано с самим фактом существования, потому что ни один блаженный, ни один брахман, ни боги, не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости, чтобы не болело то, что подлежит болезни, чтобы не умирало то, что подвержено смерти. Страдание и бытие синонимы.

Вторая: причиной страданий служат неосуществленные желания.

Третья: чтобы избежать страданий, надо подавлять в себе желания.

Следуя этим путем, человек достигает просветления, становится архатом – святым и погружается в нирвану – небытие, когда прекращается цепь перерождений (сансара) и смерть уже не ведет к новому рождению, а освобождает от всего – от всех желаний, а с ним и от страдания, от возвращения к какой-либо форме индивидуального существования.

Буддисты объясняли суть перерождения таким образом – смерть прекращает существование индивида, но совершенные им дела воздействуют на новые существования.

Основные догматы секты Махаяна – сострадание к близким и стремление к самоусовершенствованию. Путь к нирване, по верованиям секты Махаяна, лежит через бесконечный ряд перевоплощений.

Секта Хинаяна не проявляет интереса к будущему и прошедшему; весь мир, как земной, так и небесный, она рассматривает в настоящем времени. Идеалом этой секты является превращение человека в Будду. Секта Хинаяна не признает перевоплощений: жизнь вечна, смерть отсутствует, то есть, нет будущего, нет прошедшего, а настоящее бесконечно.

Последователи буддизма – вегетарианцы: они не употребляют в пищу мясные продукты. Эти этические номы оказывают непосредственное влияние на хозяйственную жизнь, особенно на специализацию сельского хозяйства.

Первая ступень - правильное понимание, под которым подразумевается усвоение четырех благородных истин.

Вторая ступень - правильное стремление, то есть намерение поступить в соответствии с этими истинами.

Третья ступень - правильная речь, предполагающая, что человек должен не лгать, не клеветать, не сквернословить.

Четвертая ступень - правильное действие: деятельность человека не должна приносить вреда живому (запрещается воровство, ранение или убийство любого живого существа)

Пятая ступень - правильный образ жизни: средства к существованию должны добываться честно.

Шестая ступень - правильная мысль, то есть преодоление дурных мыслей и влияний.

Седьмая ступень - правильное усилие, выражающееся в постоянном укреплении в себе решимости не принимать любые мирские радости.

Восьмая, последняя ступень - правильная концентрация, ведущая к достижению внутреннего спокойствия, полной невозмутимости.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. На вершине лестницы, ведущей к нирване, человек находит высшее просветление, состоя­ние самбо дхи (самадхи).

3. Распространение буддизма.

Распространение буддизма шло рука об руку с влиянием индийской культуры, с расширением индийской торговли. Из Индии буддизм проник на Цейлон. Оттуда буддистские проповедники принесли это учение в Бирму и Сиам, на острова Индонезии. В Индонезии буддизм вместе с брахманизмом продержался до XIV в., когда был вытеснен исламом. Следы буддизма сегодня сохранились только на острове Бали.

Во II веке буддизм проник в Китай и получил огромное распространение. Он просуществовал в Китае около двух тысячелетий, оказав огромное воздействие на китайскую культуру. Он не стал здесь господствующей религией в силу ряда причин, но занял прочное место в религиозной жизни, главную роль в которой играло конфуцианство.

В Китае в YII веке возник дзен-буддизмом. Дзен привил буддизму китайскую трезвость и рационализм: не пытаясь достичь нирваны или стать Буддой, а увидеть и понять Истину, которая вокруг тебя – в красоте природы, в радости труда и так далее.

Это учение оказало огромное влияние на развитие не только китайской, но и японской культуры, а так же культур ряда других стран Востока, а в ХХ веке – и Запада.

Из Китая буддизм проник в Корею в IV в., а оттуда в Японию в VI в. В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной религией – синтоизмом, в Корее с местными культами и конфуцианством.

В пограничном с Индией Непалом буддизм распространялся еще при Ашоке, а позже принял форму тибетского буддизма.

Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Будды, был Тибет. Сюда он был занесен в VII в. н.э. и долгое время оставался религией придворных кругов. С IX в. буддизм стал распространяться в народе. В XI - XII вв. Тибет покрылся сетью буддистских монастырей, где жило множество монахов – по тибетски лам (отсюда обычное название для тибетско-монгольского буддизма – ламаизм ).

Из Тибета буддизм проник в Монголию в XVI в., а с начала XVII в. стал распространяться среди калмыков, бурят, тувинцев.

3. Народы, исповедующие буддизм.

Культуры Востока уникальны тем, что являются основой социально-политических связей в обществе, воспитывают в молодом поколении уважение и почитание в большей степени, чем государственные законы и порядки. Многогранная религия, пришедшая из глубин мироздания, рисует верующему человеку идеальную модель поведения, проиллюстрированную в живописи, фольклоре и искусстве в целом. Широкая интерпретация философии буддизма сделала возможной ее проникновение в идеологию различных стран с их укладом и сферами жизни общества.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Буддизм отлично уживается с другими культурами благодаря гибкой пластичности своих учений, легко адаптирующихся под конкретную страну.

Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть), Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере - Южная Азия.

В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всех странах Индокитая (исключая Малаккский полуостров): Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме.

В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелен, хотя и сосуществует с другими религиями. В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух, относительно небольших странах - Шри-Ланке и Бутане. В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддистами являются относительно незначительное меньшинство населения.

В странах Индокитайского полуострова буддизм играет самую видную общественно-политическую и культурную роль. В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия. В Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто национальным синтоизмом, что сегодня трудно сказать, какая секта основана на синтоистском, а какая на буддистском вероучении. В основном они мирно сосуществуют.

С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.

Большинство буддистов Америки живет в США (китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и др.).

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы и Забайкалья, а с конца восьмидесятых годов буддийские общины русских буддистов стали возникать в значимых мегаполисах и культурных центрах – Москве, Питере, Самаре и Иркутске. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями.

Религия это инструмент для спокойной беззаботной жизни, работы, счастья. Великолепный инструмент, отлаженный тысячелетиями, который позволяет человеку отречься от атеистических взглядов на такие сложные и угнетающие понятие как, например, смерть. Веруя, человек лишает себя лишних сомнений и мучений неизвестностью будущего, тем самым получая возможность стать полноценным членом общества, т.е. имеющим соответствующие эстетические и нравственные принципы. Буддизм же, можно сказать, является одним из лучших инструментов для умиротворения человеческой души.

Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнения. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение, правда, часто иллюзорное. Проникая в отсталые страны – Тибет, Монголию, Бурятию – буддизм нес с собой элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии.

Возникновение буддизма и сложная его судьба – закономерный результат существования такого общества, в котором страдание действительно было для подавляющего большинства людей неизменным спутником жизни. Буддизм мистифицировал это страдание, превратил реальные человеческие несчастья в “иллюзию сознания” и тем самым направил усилия людей к освобождению от страданий по своему руслу. Более того, сам способ избавления от страданий, предложенный буддизмом, объективно оказался опорой того общества, в котором сострадания неизбежны.

Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Вместе с тем, буддизм - религия в России такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.

1. Буддизм – мировая религия. [Электронный ресурс]:

2. Буддизм в России Народы России, исповедующие буддизм.

3. Народы, исповедующие буддизм. [Электронный ресурс]:

4. Пучков П.П., Казьмина О.Е. Религии современного мира. – Москва, 1997. –284 с.

5. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.— 240с.

6. Холина В.Н. География. Профильный уровень. 10 кл.: учебник для общеобр. учреждений. В 2 кн. Кн. 1 / В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.

Читайте также: