Какие критерии школьной зрелости учитываются при подготовке детей к поступлению в школу

Обновлено: 18.05.2024

Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям.

О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания.

Наиболее важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие второй сигнальной системы.

Если у 3-4-х летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую, то у 6-7-летних усиливается активность второй сигнальной системы, которая оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Следовательно, к 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы, что благоприятно сказывается на восприятии нового учебного материала.

Функциональным проявлением морфологического созревания корковых структур мозга, а, следовательно, и умственного развития, является усиление взаимосвязи между теменными, затылочными и лобными областями коры.

Скачок в развитии этих связей наблюдается к 7 годам.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.

Хотя моя основная работа — это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь — они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное.

У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является тест Керна в модификации Ирасека.

Он заключается в том, что детям предлагают выполнить три задания: нарисовать человека, скопировать фразу из трех коротких слов и срисовать 10 точек, расположенных в форме пятиугольника. За каждое задание выставляется оценка.

Наивысшей оценкой считается 1, наихудшей – 5. Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 5-9 баллов, у незрелых – 10 баллов и более.

Использование этого теста позволяет оценить уровень психического развития ребенка, степень развития координации движений, мышления и способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, который определяется по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям, то есть, по показателям деятельности различных систем органов организма.

Согласно данному тесту существует три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые.

В возрасте 5 лет 90% детей относятся к незрелым, в 6 лет – 51%, в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – 13%, в 8 лет – 2%. В возрасте 5,5-6,5 лет большее количество незрелых детей отмечается среди мальчиков.

В 7 лет – количество незрелых детей делится поровну среди мальчиков и девочек. Незрелые дети хуже адаптируются к новым условиям, которые характерны для школьной жизни.

У них отмечается более низкая умственная работоспособность, большая утомляемость, более длительный период адаптации к учебной деятельности. Это требует особого внимания при обследовании детей за год до поступления в школу.

Вторым способом определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам является филиппинский тест: при вертикальном положении головы ребенка его правая рука кладется поперек середины темени.

Рука должна прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест считается положительным: организм ребенка готов к началу обучения в школе.

По результатам обследований необходимо проводить беседы с родителями, информировать их о необходимости улучшения быта детей и организации правильного воспитания, так как причиной школьной незрелости, могут быть такие факторы, как низкий культурный уровень родителей и плохие бытовые условия.

Раннее начало учебы в школе не сказывается отрицательно на формировании психических и физических функций развивающегося организма.

Но для шестилетних первоклассников необходима специальная организация режима дня: меньшая продолжительность урока, увеличение двигательной активности, дневной сон, рациональное питание, длительное пребывание на воздухе.

2.6. Школьная зрелость

Готовность детей к обучению в школе – школьная зрелость
определяется физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, уровнем умственной работоспособности Под готовностью ребенка к систематическому обучению понимают тот уровень морфологического, функционального и психического развития, при котором требования обучения не будут являться для него чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Определение степени готовности детей, поступающих в школу, является одной из мер сохранения здоровья и предупреждения неуспеваемости, оно должно проводиться в два этапа: первое – в октябре-ноябре года предшествующего поступлению ребенка в школу;
повторное – в апреле-мае перед поступлением в школу.

Он включает 3 задания:

1) рисование мужской фигуры (она должна иметь голову, на которой нарисованы волосы (возможны шапка или шляпа), шею, соединяющую голову с туловищем, на лице – глаза, нос, рот; конечности, руки должны заканчиваться пятью пальцами. Одежда должна иметь признаки мужской одежды);

2) графическое копирование фразы из трех коротких слов (ей дан чай);

3) срисовывание 10 точек, расположенных в форме пятиугольника.

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наивысшая оценка)
до 5 (наихудшая оценка).

Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей сумма составляет 3–5 баллов, у среднезрелых – 5–9 баллов, у незрелых детей – 10 и более баллов.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способности к подражанию, степени развития координационных движений, способности к целенаправленному действию.

Степень школьной зрелости, определяемая по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям. Установлено, что между физическим и умственным развитием детей существует определенная закономерность. Изменение пропорций тела служит относительным показателем биологической зрелости и физической готовности детей к обучению в школе, поэтому нередко используется тест Филиппинера (суть теста сводится к тому, что ребенок через голову кончиками пальцев должен коснуться мочки противоположного уха и закрыть ухо ладошкой).

К пяти годам пальчики ребенка только приближаются к уху, к семи годам он закрывает ухо (тест положителен).

Детям, не готовым к обучению в школе, рекомендуется комплекс коррекционных упражнений, которые должны проводить с ними
родители и воспитатели дошкольных учреждений.

Начальный период обучения в школе достаточно труден для всех детей.

Обычно адаптация достигается к середине первого полугодия, но могут быть исключения (укорочение или удлинение этого периода). Своевременная подготовка ребенка к школе облегчает период адаптации.

Школьная зрелость. Советы родителям


Как определить, отдавать шестилетку в 1 класс или нет?

Психофизиологическая и психолого-педагогическая оценка готовности ребенка.
Тест Керна-Йирасека.

Уровень школьной зрелости и интеллекта ребенка, имеет три задания.

  • рисование мужской фигуры по представлению,
  • графическое копирование фразы из письменных букв
  • срисовывание точек в определенном пространственном положении.

Задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций.

Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развития второй сигнальной системы и абстрактивного мышления и речи.
Задание № 1.

Дайте ребенку лист бумаги.

  • Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй.
  • Хорошенько посмотри, как это написано, и повтори то же самое.
  • Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Каждое задание оценивается от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).
  • Критерии по каждому из заданий.

Задание №1. Рисование мужской фигуры.
1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности.

Голову с туловищем должна соединять шея (она не должна быть больше туловища). На голове волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.
2 балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т.е.

отдельно рисуются голова, туловище, к нему прикрепляются руки и ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея. Волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть шея, туловище, конечности (руки, ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями). Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем.

Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание № 2. Срисовывание письменного текста.
Он ел суп.
1 балл – имитация, которую можно прочесть.

Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не более). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной линии не больше, чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Размер букв и отклонение от горизонтальной линии не учитываются.
3 балла – явная разбивка надписи минимум на 2 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают хотя бы 2 буквы.

Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов – каракули.
Задание № 3. Срисовывание группы точек.
. . .
. . .
. . .
.
1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить за рамки столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.
2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу.

Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла – рисунок в целом соответствует образцу.

Не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу. Но их не должно быть более 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.
4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но состоит из точек. Размеры образца и число точек
не учитываются. Иные формы, например линии, не допускаются.
5 баллов – каракули.
Оценка полученных данных в целом по тесту

  • Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию (если ему исполнилось шесть с половиной лет).
  • 3-5 баллов (высокая готовность к обучению) — школьно-зрелые дети,
  • 6-9 баллов (средний уровень готовности к обучению) – средне – зрелые дети,
  • 10 баллов и ниже (низкий уровень готовности к обучению) — незрелые дети

Готов ли ваш ребенок к школе?

Практические советы для родителей шестилеток.

  • Если вашему ребенку еще не исполнилось семь лет, и при обследовании он набрал 10 и более баллов, не отдавайте его в школу, позанимайтесь с ним дома.

Играйте, рисуйте, лепите из пластилина, учите стихи.

  • Он у вас прекрасный, самый лучший малыш на свете. Просто ему еще рано садиться за парту.

Пока для первоклашки это суть учебного процесса. Вместе выбирайте красивые карандаши, ластики и прочие принадлежности, не спеша и заранее.
3. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится.

Не обсуждайте при ребенке учителей и все трудности, с которыми он может столкнуться.
4. Сами следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто ваш ребенок уходит на фронт.
5. Не бросайте ребенка один на один с новой ответственностью.

Следите за домашними заданиями, выполняйте их вместе (но не за ребенка), будьте все время в курсе школьной жизни.
6. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него пока что-то не получается.
7. Выполняйте советы учителя, и вы не столкнетесь с огромным количеством школьных трудностей.

Умения читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе. Среди критериев школьной зрелости выделяют: физическое и психическое развитие, состояние здоровья, умственное и личностное развитие

На самом деле, самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 35-40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ.

Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы — внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, — успешен в школе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности (учебной) является формирование произвольного уровня регуляции деятельности – действий (учебных и реализующих отношения с окружающей действительностью) в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие волевой готовности с первых же дней обучения в школе значительно затрудняет процесс усвоения знаний. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, неусидчивы; плохо понимают объяснения учителя; допускают большое количество ошибок при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения, постоянно забывают дома учебные принадлежности, не успевают за темпом работы в классе.

Как это предотвратить?

  1. Постепенно и очень настойчиво приучайте ребенка к четкому распорядку дня. Придерживайтесь определенных правил организованного поведения. Ребенок должен: вставать, есть, гулять, ложиться спать в одно и тоже время;
  2. Уметь занять себя интересным делом;
  3. Чередовать подвижные, шумные игры с умственными занятиями;
  4. Находить время для общих семейных дел и труда;
  5. Стараться не тратить много времени на режимные моменты (умывание, одевание и т. д.).
  6. Выполнение детьми постоянных обязанностей в семье. Постоянными обязанностями ребенка 6-7 лет могут быть: полив комнатных растений; мытье посуды за собой; уборка в игровом уголке; поддержание порядка в своих вещах, своей комнате.
  7. Выполнение трудовых поручений (сходить в магазин, подмести, накрыть на стол, вымыть посуду и т. д.);
  8. Приучать к тому, чтобы любое начатое дело, ребенок доводил до конца;
  9. Учите ребенка организовывать свое рабочее пространство.
  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

  1. Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
  2. Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите

на прогулки по окрестностям, паркам.

  1. Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
  2. Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
  3. Хвалите за малые достижения.
  4. Создайте библиотеку познавательных книг.

Социальная зрелость – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе: умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.

Что же можно сделать, чтобы научить ребенка общаться?

  1. Не ограничивайте взаимоотношения ребенка со сверстниками, приглашайте чаще его друзей домой;
  2. Отмечайте совместные праздники, участвуйте в активных играх детей;
  3. Развивайте умение слушать собеседника, не перебивая его;
  4. Признавайте право ребенка на собственное мнение;
  5. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения;
  6. Не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться перед детьми;
  7. Развивайте навыки культурного поведения через личный пример, через игры;
  8. Учите ребенка переносить поражения. Учите тому, что неудача – это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выдранные средства;
  9. Создайте атмосферу доверия в общении с ребенком: пусть дети имеют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбоязненно
  10. 10.Способствуйте повышению реальной самооценки ребенка, через создание ситуаций успеха.

Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Обучение детей в массовых школах ставит новые задачи, связанные с диагностикой детей и оценкой их психологической зрелости.

ВложениеРазмер
shkola.docx 53.15 КБ

Предварительный просмотр:

К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Зачастую родители и воспитатели бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе, однако совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важна эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе. Именно она обеспечит ему успешность обучения.

Известно, что четырехмесячного младенца нельзя обучать речи, а двухлетнего ребенка - грамоте, потому что в этот период они еще не созрели для данного обучения, у них еще не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения.

Поэтому под психологической готовностью ребенка к обучению в школе (школьной зрелостью) понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная не зрелость коры и регуляторных структур головного мозга.

Учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с ЕГО (ребенка) возможностями!

Ребенок на пороге школы должен быть ЗРЕЛЫМ :

Таковы критерии школьной зрелости. Рассмотрим все, за одним исключением.

В медицине существуют понятия “паспортный и биологический возраст”. Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.

Биологический и паспортный возраст могут не совпадать. По нашим данным, разрыв между биологическим и паспортным возрастом у старших дошкольников и младших школьников может быть более полутора лет.

• Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки;

• Выносливость (утомляемость), работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Ну, а теперь, как говорится, вопросы для самопроверки :

Готов ли организм часто болеющего ребенка для школьных нагрузок ?

Готов ли ребенок с заиканием и другими невротическими проявлениями переживать тревожные ситуации: самостоятельные ответы, выход к доске, повышенный голос учителя, чтение вслух и отстаивание своего мнения среди сверстников с его речевыми или поведенческими проблемами?

Уютно ли будет в школе ребенку с нарушением речи или это может привести к замкнутости и заниженной самооценке, несмотря на то, что уровень интеллекта этих детей может быть намного выше сверстников?

Готовы ли эти дети каждый день сталкиваться с этими трудностями и как это отразится на их здоровье?

А ведь оказывается:

• 80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;

• около 60% - нарушения речевого развития;

• около 35% - несформированность зрительно-пространственного восприятия;

• более 30% - несформированность сложно координированных движений руки и графических движений;

• более 70% - несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсо-моторных координации);

• примерно у 13% отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;

• около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

Примечание для интересующихся:

Смена зубов – свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.

Кризис 7 лет: найти баланс между сотрудничеством и соперничеством, независимостью и послушанием.

• Мотивационное (игровой или познавательный мотив, внутренняя позиция)

• Социальное (отношение к чужому взрослому и сверстникам. Степень доброжелательности и эмоционального благополучия в коллективе и Собственная САМООЦЕНКА)

• Эмоционально-волевое (уточнение преобладающих видов страха, умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое дело до конца)

И снова вопросы для самопроверки:

У ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, преобладает игровой мотив, его сложно чему-то научить, объясняя:

- Если ты выучишь буквы, то научишься читать.

- Но я не хочу читать, я люблю, когда мне читает бабушка.

Кто-то постучал в дверь, что-то треснуло за окном, сзади неожиданно и громко захлопнули книгу, резко и громко зазвонил звонок – тревожное состояние и страхи поглотят ребенка раньше, чем он сможет узнать что-то новое. А вдруг это новое тоже будет страшным?

Чтобы определить внутреннюю позицию ребенка, спросите его:

Хотел бы ты перейти из детского сада в школу? Почему?

Что тебе нравится в школе? Что бы ты хотел делать в школе больше всего?

А может быть, лучше походить еще в детский сад? Почему?

Как ты думаешь, где лучше - в школе или в детском саду?

Если бы можно было выбирать, что бы ты предпочел: заниматься у себя дома вместе с учительницей или с ребятами в классе и этой же учительницей?

Чтобы узнать ведущий мотив (игровой или познавательный), в комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный на¬бор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игруш¬ка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, предлагаем послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. На самом ин¬тересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется по¬играть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред¬почитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой позна¬вательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к экспериментатору и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку поло¬жить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В слу¬чае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитыва¬ет сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Эмоциональную и социальную готовность ребенка к школе вы можете определить с помощью обычного наблюдения. Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх? Стремится ли он довести до конца начатое дело? Часто ли задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире? Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?

Это школьно-необходимые функции.

Корявые каракули огорчают до слез ребенка, доставляют немало невеселых минут их родителям: ну почему друге дети пишут ровно и красиво, а наш?… Из-за особенностей состояния их нервной системы . у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения. При одних и тех же симптомах, например при нарушении координации движений, -глубинные причины могут быть различными. Не разобравшись в них, практически невозможен ближайший прогноз эффективности и успешности обучения.

Вопросы для самопроверки:

Сможет ли ребенок, который не умеет копировать образец успешно повторить элемент письма в прописи (а пропись построена на копировании) или списать правильно с доски?

А всем ли легко удерживать в голове сразу несколько заданий: записать дом.задание и убрать дневник, а затем открыть букварь на 25 стр. и прочитать текст

Помните, ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению, счету.

Чтобы научить копировать давайте детям больше заданий типа: дорисовать пропущенную часть рисунка, сделать предметы одинаковыми и т.п.

Я просто хотела Вам рассказать, что в определении готовности ребенка к школе интеллект имеет значение, но отнюдь не решающее! И если умственно развитый ребенок , не имеет проблем по вышеописанным пунктам, т.е. зрел физиологически, здоров эмоционально и адаптирован социально, то это успешный ученик, здоровый ребенок и счастливые родители.

Вопросы эти требуют углубленного исследования, анализа, но уже теперь ясно - это процессы взаимосвязаны, взаимообусловлены, характеризуются индивидуальной динамикой функционального развития ребенка.

В заключение - цитата из книги Е.Н. Водовозовой, изданной в 1901 году.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасека

Дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе. Но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе тоже могут хорошо успевать! Это испытание для заключения о школьной зрелости, а .

Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление

Ориентационный тест школьной зрелости – вербальное мышление.


Статья. "Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению".

Готовность к школе (физическая готовность и физиологическая зрелость ребенка, специальная и психологическая готовность), школьная зрелость. Школьная зрелость как совокупность морфо-физиологических и п.


Готовимся к школе. Что такое "школьная зрелость" и "психическая готовность".

Информация для родителей, дети которых идут в первый класс.


"Школьная зрелость" или психологическая готовность к школе

Родительское собрание, в котором раскрыты 3 аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Также представлен тест для родителей "Готов ли ребенок к школе?".


Критерии социально-коммуникативной готовности к школьному обучению

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной социально-коммуникативной готовности р.


Статья: Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.


Такие составляющие школьной зрелости, как физиологическая и психологическая готовность малыша к смене статуса и среды, к успешному усвоению большого объема новых знаний, к своему новому положению школьника, очень важны для успешного обучения ребенка в школе.

Почему важна психологическая готовность ребенка к обучению?

К моменту, как у ребенка наступит школьный возраст, у него должны быть сформированы:

Уровни школьной готовности

Существует 4 уровня школьной готовности, от максимального до минимального.

Высокий уровень школьной готовности

Когда можно говорить о том, что ребенок всецело готов к тому, чтобы пойти в первый класс? Когда у дошкольника: хорошее физическое развитие, он активен и бодр, не страдает хроническими заболеваниями; рука малыша отлично подготовлена к письму; у него развит фонематический слух; в общении ребенок демонстрирует широкий кругозор; его словарный запас составляет не менее 3000 слов, и он активно ими пользуется; он понимает, что такое переносный смысл слова. Он обладает определенным запасом педагогических умений - пытается читать, считать, знает цифры и счет. Это не обязательно для поступления в школу, но такое заинтересованное поведение тоже говорит о психологической готовности малыша к обучению. Еще очень важный момент – умение регулировать свое поведение, то есть понимать правила, подчиняться им и иногда делать даже то, что не очень хочется, но надо. Если ко всему этому ребенок устойчиво стремится пойти в школу, причем не ради новых знакомств и новых игр, а именно ради обретения новых знаний – все это говорит о высоком уровне готовности дошкольника к обучению. Первый класс ждет его!

Даже детей с высоким уровнем школьной готовности в первом классе ждет период школьной адаптации. Но он пройдет гораздо спокойнее, чем у детей с низким уровнем школьной зрелости.

Средний уровень школьной готовности

Почти все то же самое отличает школьную зрелость среднего уровня. Но в данном случае у ребенка есть небольшие трудности (их можно определить, как локальные). Рука готова к письму, но мелкая моторика нуждается в улучшении. Слух у малыша отличный, он знает стихи и сказки, словарный запас достаточно большой. Показательно, что ребенок, услышав от взрослого историю или сказку, способен вести диалог о прочитанном, отвечать на вопросы мамы или папы. Он также неплохо знает цифры и некоторые буквы, произвольно регулирует свое поведение и вполне способен решать учебные задачи. Но в этом ему небольшая помощь взрослых – без внешней стимуляции учиться ему скучновато.

Уровень школьной готовности ниже среднего

Низкий уровень школьной готовности

При хорошем или удовлетворительном физическом развитии у ребенка, который демонстрирует такой уровень готовности узкий кругозор, маленький словарный запас. Прочитанную сказку или рассказ он может пересказать только при активной помощи взрослого: без наводящих вопросов не обойтись. Отсутствует готовность руки к письму. Без помощи взрослого ему не под силу справляться с заданиями по возрасту, да и мотивация к учебе слабая. Такому ребенку имеет смысл на год задержаться в дошкольниках.

Нужно всегда помнить, что есть множество объективных причин, которые могут задержать школьную зрелость и затруднить приобщение ребенка к овладению школьными навыками. Если это – определенная незрелость корковых и регуляторных структур головного мозга, то лучше дать ребенку еще один год для того, чтобы он догнал своих сверстников. Этот год лучше посвятить не обучению, а развитию и социализации малыша. Для здоровья ребенка будет лучше, если он чуть-чуть не будет дотягивать по уровню знаний, зато будет здоров физически, с нормальным неврологическим статусом, обладающий выраженной эмоциональной зрелостью – и с ярко выраженным желанием пойти в школу и научиться тому, чего он пока не знает. Ведь трудности в учебе преодолимы, а вот сложная социальная адаптация в первом классе может плохо сказаться на всех последующих образовательных успехах ребенка.

Читайте также: