Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли кратко

Обновлено: 06.07.2024

Основные особенности развития общественной мысли России при Николае I

Духовная сфера жизни российского общества при Николае I развивалась также под пристальным контролем государства. Однако, этот пристальный контроль и давление не только не ослабили прежних тенденций к развитию либеральных и даже радикальных воззрений, но усилили их, ведь, как известно, сила действия равна силе противодействия.

При Николае I российское общество начало фундаментально меняться, превращаясь из традиционного в индустриальное. Эта метаморфоза потребовала серьезного осмысления и переосмысления всех прежних и новых ценностей. В связи с этим в общественной мысли России того времени всё отчетливее стали проявляться различные направления, прежде всего такие как: консервативное, либеральное и радикальное.

Важно отметить, что общественная мысль в России второй четверти XIX века развивалась в условиях усиленного государственного контроля, ставшего результатом восстания декабристов. Всё больше усугубляются противоречия между реформаторскими устремлениями правительства и революционными протестами. Именно в этот период консервативное направление общественной мысли России оформляется впервые в целостную идеологию, однако, одновременно с этим, набирают популярность как либеральные, так и социалистические идеи. Одной из важнейшей особенностей развития общественной мысли России данного периода является также и тот факт, что представители тех или иных направлений общественной мысли фактически не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, а могли лишь влиять на общественное сознание в целом через агитацию и пропаганду, как бы подготавливая российское общество к переменам.

Консервативное направление

Под православием С.С. Уваров понимал особую религиозность русского человека, резко отличающуюся от той католической или протестантской религиозности, которую можно наблюдать в Европе. Православная религиозность всегда придавала особое значение коллективизму, отказу от материальных ценностей, страданиям как средствам очищения души и даже некоему мистицизму в осмыслении человеком своего места в мире в противоположность протестантско-католическому рационализму, стремлению к выгоде и индивидуализму.

Самодержавие , по мысли С.С. Уварова, это не только неограниченная власть российского монарха, но власть, основанная на единстве народа и монарха, защищающего и любящего свой народ подобно тому, как отец защищает и любит своих детей.

В целом, по закону жителям России разрешалось исповедовать любую религию, если она признавала власть императора и существующие в стане порядки. Однако, православие, безусловно, находилось в привилегированном положении. Поощрялся и переход из других религий в православие. Большим почетом и уважением пользовались православные старцы. Как раз именно на данный период пришлась жизнь и основная деятельность прославленного православного старца Серафима Саровского (1760-1833 гг.).

Помимо самого графа С.С. Уварова, яркими представителями российского консерватизма были и такие общественные деятели как историки Н.Г. Устрялов и М.П. Погодин , писатели Н.В. Кукольник , Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч , М.Н. Загоскин . Они не только развивали концепцию С.С. Уварова, но и доказывали исключительность и уникальность особого российского пути исторического развития, считая именно этот путь единственно правильным для России.

Либеральное направление

Так, П.Я. Чаадаев фактически дал начало дискуссии о том, должна ли Россия следовать за более прогрессивной Европой, или у России всегда был, есть и будет свой собственный, уникальный и единственно верный путь развития. Первой точки зрения и стали придерживаться западники , второй – славянофилы .

Яркими представителями западничества были такие историки как Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев , юрист К.Д. Кавелин , литераторы П.В. Анненков , В.П. Боткин, И.С. Тургенев . Западники в своих воззрениях исходили из идеи о единстве человеческой цивилизации. Выделение из этого единства какой-то одной страны ведет, по мысли западников, только к упадку и регрессу, но никак не к процветанию. В этой связи самую положительную оценку западники давали преобразованиям Петра Великого, благодаря реформам которого, Россия встала на путь подлинно цивилизованного, по мнению западников, развития. Западники настаивали на том, что Россия должна не отделяться от Европы мнимой уникальностью, а примкнуть к ней, образовав тем самым единую общечеловеческую культурную семью.

В противовес западникам, славянофилы отстаивали самобытность каждого народа, в том числе и русских. Славянофилы утверждали, что Россия не может примкнуть к Европе и составить вместе с ней некую единую семью, так как Россия и Европа слишком сильно отличаются по религии, быту, государственному устройству и, в конце концов, менталитету. В связи с этим, славянофилы крайне негативно оценивали деятельность Петра I, считая, что он своими ненужными реформами повел Россию по чуждому ей пути развития, что, в свою очередь и стало причиной многочисленных социальных проблем в стране. Таким образом теперь, в середине XIX века (когда жили сами славянофилы), Россия должна наконец вернуться в своё самобытное состояние, в котором только и возможно обретение общественной гармонии. Некоторые славянофилы были настроены столь решительно, что предлагали исключить из русского языка все иностранные заимствования. Яркими представителями славянофильского движения были такие публицисты как А.С. Хомяков , братья И.В. и П.В. Киреевские , братья К.С. и И.С. Аксаковы , Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев .

Несмотря на фундаментальные противоречия, и западники, и славянофилы всё же были представителями российского либерализма, так как их объединяли следующие общие черты: негативное отношение к крепостному праву, бюрократическому произволу, отсутствию в России демократических прав и свобод. И западники, и славянофилы были уверены в необходимости широкомасштабных преобразований в стране. Более того, и те, и другие надеялись, что необходимые преобразования начнутся без потрясений и будут исходить от самого правительства, и потому реформы будут постепенными, осторожными и мирными. И конечно же, как западники, так и славянофилы верили, что Россия обладает всеми необходимыми силами и ресурсами для осуществления таких важных преобразовании. Они искренне верили в лучшее будущее для России, которое вот вот должно настать.

Радикальное направление

Радикальное направление общественной мысли проявлялось в эти годы поначалу в формировании многочисленных тайных кружков, вынашивающих те или иные незаконные планы. Так, в 1827 г. властями был раскрыт кружок братьев Критских , в 1831 г. – кружок Н.П. Сунгурова . Оба кружка замышляли вооруженное восстание.

В знаменитый кружок Н.В. Станкевича (1833-1839 гг.) входили не только революционеры, но также представители западничества и славянофильства. С 1831 по 1834 гг. просуществовал кружок Герцена-Огарёва .

Однако, члены разгромленных кружков не прекращали свою общественную деятельность, а переходили в новые кружки, уезжали за границу и действовали оттуда или начинали заниматься публицистикой как средством донесения собственных идей.

Окончательно радикальное (или иначе говоря, революционное) движение в России оформилось лишь к середине XIX века. Очагами революционных движений порой становились не только крупные центральные города, но и национальные окраины, где революционные требования сливались с стремлением к национальной независимости. Так, в 1846-1847 гг. на Украине возникло Кирилло-Мефодиевское общество во главе с известным историком Н.И. Костомаровым . Еще одним известным лидером данного общества стал украинский поэт Т.Г. Шевченко . Кирилло-Мефодиевское общество требовало отмены крепостного права и сословных привилегий, но главной целью общество было создание федерации славянских республик. Н.И. Костомаров выступал за применение умеренных средств в борьбе за осуществление задач Общества, Т.Г. Шевченко был настроен гораздо более радикально. Уже в 1847 г. Общество было разгромлено властями.

Примерно в тот же период в Санкт-Петербурге существовал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского , куда входили М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский и многие другие поэты, писатели, деятели культуры и науки. Члены кружка изучали социалистические идеи и возможность их осуществления в России, в том числе революционным путем. В 1849 г. кружок был также раскрыт и ликвидирован правительством. Интересно отметить, что Ф.М. Достоевский разочаровался впоследствии в социалистических идеях.

Несмотря на все усилия государственной пропаганды и III отделения в борьбе с инакомыслием, в стране всё более и более распространялись как либеральные, так и более опасные для властей революционные настроения. Недостатки самодержавно-крепостнической системы стали абсолютно очевидными для наиболее передовой части российского общества.

В следующей статье начнем рассматривать внешнюю политику Николая I.

Обязательно вступайте в нашу группу в vk ! Там еще много интересного и полезного для подготовки к ЕГЭ по истории!

Спонсор данного выпуска - сайт stoneworkshop . Stoneworkshop - это мастерская изделий из искусственного камня для квартир, домов, офисов и приемных зон.

Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.

Консерваторы 19 века

Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.

Кратко и понятно о сущности консерватизма

Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.

Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.

Консерватизм, либерализм и социализм

Основные черты консерватизма:

недопущение вмешательства простых людей в политику государства;

большая роль церкви и семьи в обществе;

редкое проведение реформ;

высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;

уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;

Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:

удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;

метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.

Неоконсерватизм

Характеристика неоконсерваторов включает:

неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;

признание двойственности человеческой природы – агностицизм;

государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;

культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.

Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 - 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.

Ультраконсерватизм

Ультраконсерватизм

Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.

Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.

Консерватизм в России в XIX веке

В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.

Консерваторы

Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.

Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.

Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.

Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Представители консервативной мысли XIX века

Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.

Этапы развития консерватизма

В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.

Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:

Во Франции - Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).

В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.

В Германии – Отто фон Бисмарк.

В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.

Современный этап развития консерватизма

Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.

Современный консерватизм

Современный консерватизм подразделяется на три течения:

Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

Королева Елизавета 2

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.


Консервативное направление в эпоху Александра II

Михаил Катков

Безусловно консервативная идеология была в первую очередь идеологией дворянства. Несмотря на то, что среди дворян было немало сторонников либеральных преобразований, все-таки довольно значительная часть дворян считала реформы Александра 2 слишком радикальными.

Один из его сторонников сказал, что Катков стал государственным деятелем, не занимая никаких государственных должностей. Катков соперничал даже с сильными и влиятельными министрами. Когда уже при Александре 3 министром иностранных дел стал западник Николай Гирс, Катков резко обрушился на него с критикой считая, что западнические идеи слишком радикальны для России.

Роль Константина Победоносцева

Консерваторы нашли почти идеальный способ влиять на власть. В 1861 году воспитателем детей Александра 2, был назначен Константин Победоносцев. Победоносцев, который стал одним из апологетов консерватизма в 70-е и 90-е годы 19 века, преподавал и Александру 3, будущему русскому императору.

Многие считали, что именно действия Победоносцева спасли Россию в 1881 году от разгула анархии. Именно его решение, с точки зрения сторонников консервативной идеи, привели к тому, что монархия в России сохранилась. Начиная с 1880 года Победоносцев занимал малопочетную должность обер-прокурора Синода. Синодом называли организацию, которая управляла русской православной церковью, но даже на этой должности, в общем-то не самой значимой в стране, Победоносцев занимал очень важное положение.

Влияние Победоносцева на Александра 3 и как его бывшего учителя и как обер-прокурора Синода, было настолько сильным, что вся эпоха правления этого русского императора вошла в историю, как эпоха Победоносцева, эпоха торжества консерватизма и реакции.

«В те годы дальние, глухие,

В сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией

Простер совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи

А только — тень огромных крыл;

Он дивным кругом очертил Россию, заглянув ей в очи

Влияние на систему образования

Но влияние на одного императора, Победоносцеву и другим идеологам консерватизма, было явно недостаточно. Они выбрали для себя, пожалуй, одну из самых важных сфер деятельности Александра 2. Они стали оказывать очень большое влияние на систему образования. Как вы помните, в ходе реформ, Александр 2 попытался перестроить систему образования в России на европейский лад, но уже во второй половине 60-х годов консерваторы добились внесения изменений в программу этих реформ.

В 1866 году они добились отставки министра народного просвещения Александра Головнина, слишком, с их точкой зрения, либерального. Новым министром стал граф Дмитрий Толстой. Толстой и его сторонники провели свою реформу образования. Считалось, что в основу этого образования должна быть положена наука. Но вот понимали они эту науку довольно странно. В основном система преподавания в гимназиях, изменилась за счет того, что основными предметами там стали древние языки: латынь и древнегреческий.

Количество часов на них было увеличено в полтора раза. Не было бы в этом абсолютно ничего страшного. Наоборот, хорошо, — классические языки являются базой для изучения современных европейских языков. Но вот это увеличение часов, было проведено за счет уроков по другим предметам. В первую очередь по таким как: родной язык, история, литература.

Создание реальных гимназий

Одним из достижений образовательных реформ Александра 2, было создание реальных гимназий, прообразов современных технических лицеев. Но и здесь консерваторам удалось сыграть свою значимую роль. Реальные гимназии были преобразованы в 6 классные реальные училища. Но самое главное, их выпускникам, которые все-таки получали приличные знания по математике и физике, было запрещено поступать в высшие учебные заведения, в университеты.

Так, что и эта часть реформ Александра 2 консерваторами была существенно ослаблена.

Ограничение свободы печати

Под давлением консерваторов была серьезно ограничена и свобода печати. Законы, принятые в 1868 и 1872 годах, разрешали министру внутренних дел закрывать газеты и запрещать их продажу, даже особенно ни с кем не советуясь. Подавать в суд на министра было абсолютно бесполезно. Потому что, закон 1873 года, вообще выводил эти дела из-под юрисдикции судов. Министр внутренних дел, по сути, отвечал за свои действия только перед правительством, а правительство ближе к концу эпохи правления Александра II состояло, как правило, из консерваторов.

А законы в Российской Империи этого времени были настолько нечеткими, что невозможно было заранее понять, насколько тот или иной материал может понравится или не понравится представителем властей. Согласно закону 1873 года, редакторам издания вообще запрещалось касаться печати тех вопросов, которые правительство считает неудобными.

Но нередко бывало так: сначала статья набиралась, приносилась в цензуру, а потом выяснялось, что правительство считает этот вопрос тоже неудобным.

2.1. Крупнейшие представители консерватизма – государственные деятели, литераторы и философы – К. П. Победоносцев, Д. А Толстой, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев в своих работах развивали традиции М. П. Погодина, С. П. Шевырева и С. С. Уварова.

2.2. Основные положения консерватизма. В пореформенный период российский консерватизм переживал свой подлинный творческий расцвет, вызванный, в первую очередь, укреплением традиционалистских сил, происходившим под влиянием как негативных сторон процесса модернизации, так и реакции общества на взрыв революционного радикализма. При всех имевшихся различиях консерваторов объединял ряд общих идейных установок:

– во главу угла ставилась русская национальная идея, представления о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, российского общественного устройства;

– основным идеологическим принципом оставалась триединая формула – самодержавие, православие, народность, главной задачей – сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества и единственного выразителя интересов народа;

отрицалась необходимость идеологической европеизации России (под которой понималось проникновение либеральных и социалистических идей), поскольку считалось, что она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу. Буржуазная и католическо-протестантская Европа воспринималась как антипод и враг патриархальной и православной России;

подвергались острой критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России;

сохранялась вера в национальное превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России.

2.3. Основные направления в русском консерватизме. При общей приверженности традиционалистским ценностям в консервативном лагере сложилось несколько основных направлений.

– Его наиболее ярким представителем был К. П. Победоносцев. Исходя из идеи несовершенства человека, он отвергал любую перестройку социального бытия и полагал, что только освященное Творцом государство способно удержать общество от социальной катастрофы. Процветание России Победоносцев связывал с воспитанием высоких нравственных начал людей и укреплением православия и монархической власти.

– В то же время часть консерваторов-государственников осознавали неизбежность перемен. Так, П. А. Валуев, П. А Шувалов, И. И. Воронцов-Дашков и другие в 60—80-х гг. предлагали умеренные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа. Видными деятелями государственного консерватизма были также журналисты М. Н. Катков и князь В. П. Мещерский, историк Д. И. Иловайский.

• Для религиозно-философского консерватизма был характерен поиск новых методов решения старых вопросов, дух творчества. Его представителями являлись К. Н. Леонтьев и Л. Н. Тихомиров.

• В условиях пореформенной России определенное развитие получили идеи неославянофилов Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова и др. Однако в отличие от взглядов предшественников их концепция имела большую политическую направленность, предполагала, например, создание общеславянского государства во главе с русским самодержцем (панславизм).

2.4. Деятельность консерваторов. Русский консерватизм не получил в то время организационного оформления прежде всего потому, что это направление открыто поддерживалось самодержавием и не нуждалось в организации, к тому же нежелательной, с точки зрения властей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Консерватизм конца XX века

Консерватизм конца XX века Несмотря на заметное укрепление государства всеобщего благосостояния, в политическом мышлении американцев сохранялись сильные консервативные тенденции. Одно объяснение этого явления можно найти в давней джефферсоновской традиции, которая

Государственный консерватизм

1.2. Политический консерватизм как реакция на НЭП

1.2. Политический консерватизм как реакция на НЭП Однако и речи не было о политической демократической реформе. X съезд РКП(б) запретил фракционные группировки в партии. Хотя дискуссии среди коммунистов не отменялись, они неизбежно обретали жесткие и все более узкие

Экономический консерватизм 1960–1970 гг

Консерватизм во внешней политике СССР

Правый консерватизм

Правый консерватизм Если либеральный консерватизм есть бессмыслица, то правый консерватизм, напротив, вполне приемлем и естествен. Правым консерватором в современной России является тот, кто, стремясь к возрождению имперского мирового величия Отечества, к

Левый консерватизм

Левый консерватизм Для полноты картины рассмотрим и другую сторону, составляющую полную картину консерватизма как идеологии — левый консерватизм. Обычно понятие “левый” не ассоциируется с консерватизмом. Левые хотят изменений, правые — сохранения того, что есть.

Актуален ли консерватизм

Актуален ли консерватизм Миру нужен новый путь развития, не нужно идти назад, нужно идти вперед, но идти по новому пути. Никакого возврата назад, никакого консерватизма, нужно идти вперед, к новым победам.Если человек сбежал из плена и попал в яму, из которой не может

2. Шизо-консерватизм

§ 2. Неолиберализм и консерватизм

§ 2. Неолиберализм и консерватизм Как идейные движения неолиберализм и современный консерватизм зародились на исходе XIX в., в условиях кризиса классической либеральной идеологии, вызванного расширением государственной деятельности по регулированию экономики в

Левый консерватизм

Дехристианизация и русский консерватизм

Дехристианизация и русский консерватизм История политических идеологий Модерна – это история нуклонной секуляризации тех ценностей, на которых они были основаны. Поэтому сегодня можно констатировать, что если возможна какая-то новая христианская метаидеология,

Левый консерватизм

Читайте также: