Какие факультативные занятия бывают в школе

Обновлено: 07.07.2024

Экономическое развитие страны, появление высокотехнологических производств, расширение масштабов межкультурного взаимодействия, рост конкуренции на рынке труда, а также мировые финансовые вызовы последнего времени предполагают постоянное обновление содержания образования.

Образование, получаемое в школе, определяет дальнейший путь молодого человека, дает возможность развития гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала.

Обучение в школе – это не только получение качественного образования, но и подготовка учащихся к осознанному профессиональному выбору в современных социально-экономических условиях, свободное их ориентирование в многообразных информационных потоках, привитие гражданской позиции, а также развитие навыков непрерывного обновления знаний и умений в течение всей жизни.

Типовые учебные планы обеспечивают непрерывный режим изучения учебных предметов с периодической аттестацией (промежуточной – за четверть, итоговой – за год). Порядок и режимы согласованной деятельности учителя и учащихся могут быть коллективными, групповыми, парными и индивидуальными. Причем равноправными видами организации обучения могут выступать урок, факультатив, консультация, экскурсия, семинар, лекция, практикум.

Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности. Определено, что направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др. В соответствии с этим, а также на основе учёта опыта проведения факультативных занятий в нашей стране и за рубежом определили функции факультативных занятий:

  • предметно-повышающую: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;
  • мотивирующую: за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве. У многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;
  • общеобразовательную: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;
  • профориентационную: факультативные занятия могут предоставить учащимся большие возможности для “профессиональных проб”, что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению.

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь, при условии соблюдения руководством школы и учителями определенных управленческих и дидактических принципов. В нашем случае принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.

Управленческие и дидактические принципы, способствующие успешной реализации функций факультативных занятий: предметно-повышающей, мотивирующей, общеобразовательной, профориентационной.

1. Принцип самоопределения учащихся предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы.

2. Принцип учёта возрастных особенностей, познавательных интересов учащихся на выбор тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

3. Принцип ресурсной обеспеченности. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выборами учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

4. Принцип вариативности форм факультативного обучения. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

5. Принцип доступности – предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном уровне.

6. Принцип индивидуализации обучения. Требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент.

7. Принцип двойственного характера образовательного процесса.

Предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях.

8. Принцип занимательности. В организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т.п.

9. Принцип адаптивности педагогического процесса. Предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например, к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

10. Принцип преемственности обучения в диаде “уроки – факультативные занятия”. Преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, уровнями познавательного самоопределения, различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

Целями факультативных занятий могут быть:

  • подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;
  • подготовка одаренных школьников к олимпиадам;
  • формирование профориентационной компетентности учащихся;
  • общекультурное развитие учащихся;
  • приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

Факультативные занятия можно дифференцировать по содержанию: предметной направленности, общеразвивающей и общекультурной направленности, профориентационные.

Виды факультативных занятий

Факультативы профориентационной направленности Их предназначение – помочь выпускникам в образовательном и профессиональном самоопределении.

На факультативных занятиях предметной направленности приоритетом для учителя и учащихся является успех на выпускных экзаменах и централизованном тестировании.

Общекультурные и развивающие факультативы направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей

Цель методической работы состоит в информационном, научно-методическом и психологическом сопровождении педагогов. Предполагается, что результатом МР должны стать:

знание учителями:

– видов факультативных занятий, способов и средств обеспечения преемственности уроков и факультативов;

– особенностей факультативных занятий, оценочной деятельности учителя и учащихся

– разрабатывать вариативные авторские программы факультативных курсов в соответствии с запросами учащихся и рынка труда;

– выбирать технологии обучения для факультативных занятий;

– проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на уроках и на факультативных занятиях.

Актуальными критериями оценки эффективности МР будут являться:

– осведомленность учителей в нормативно-методическом обеспечении, касающемся нововведений в школьную практику;

– направленность МР на удовлетворение запросов учителей и на преодоление их профессиональных затруднений в организации факультативного обучения;

– свидетельства овладения учителями актуальными технологиями, методами и средствами обучения;

– удовлетворенность педагогов ходом и результативностью МР;

– удовлетворенность педагогов результативностью своей педагогической деятельности.

Интегральным критерием эффективности МР является повышение качества образования учащихся.

На факультативных занятиях должно быть очень много оценки, которая понимается как выражение отношения к явлениям, деятельности, поведению, к образовательным продуктам учащихся. Субъектами оценки на факультативном занятии является каждый ученик в отдельности, учащиеся всей группы, сам учитель.

Существуют дидактические средства, применение которых на факультативных занятиях позволяет обеспечить эффективную оценочную деятельность учащихся и учителя.

“Презентация учащимися образовательных продуктов”: проектов, исследований, идей, схем, таблиц, текстов, решённых задач и т.п. В процессе презентации учащимся предлагаются критерии, с помощью которых сам презентующий и его одноклассники оценивают данный продукт.

“Эталонный продукт”. Учитель предлагает учащимся познакомиться с превосходной работой их сверстника: исследованием, проектом, эссе и т.п. Данный эталон помогает учащемуся оценивать свои наработки, видеть, что требует усовершенствования.

Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся”. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Учитель и ученик обсуждают, что для этого нужно изменить ученику в способах его деятельности.

“Похвала”. Оцениваем мы не только баллами, но и словом, жестом, мимикой. Важно к месту похвалить и поддержать успех учащегося. Такая оценка выступает сильным средством стимулирования познания.

“Выставки и конференции”. Выступают как значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности и др.

Для разъяснения сущности и организационно-методических особенностей факультативных занятий удобно использовать мотивационно-технологическую логико-смысловую модель (ЛСМ) “Факультативные занятия”, которую предлагает Запрудский Н.И., заведующий кафедрой педагогики и философии образования ГУО “Академия последипломного образования г.Минска”, кандитат педагогических наук, доцент. В данной модели представлены 8 координатных осей (К), на каждой из которых в определённой последовательности расположены ключевые слова, выражающие основное содержание факультативного обучения в целом \приложение 1\.

К1 – сущность факультативного обучения:

К2 – виды факультативных занятий:

К3 – цель и задачи:

– удовлетворения индивидуальных образовательных запросов учащихся;

– углубления знаний; развития мышления и интеллектуальных умений;

– развития навыков самостоятельной и исследовательской работы; формирования опыта познавательной деятельности; личностного развития; подготовки к осознанному выбору профессии и др.

К5 – организационно-методические особенности факультативных занятий по предмету:

К7 – механизмы управления:

К8 – критерии эффективности факультативного обучения:

ЛСМ “Факультативные занятия” в каждом образовательном учреждении может быть составлена с учётом его специфики, миссии и программы развития.

Новые концептуальные и содержательные направления преобразований в образовании могут быть реализованы лишь общими усилиями всех субъектов образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и управленцев). Эти преобразования должны осуществляться последовательно, логически, поэтапно, при грамотном использовании нормативной правовой базы, всех потенциальных возможностей, основных и дополнительных ресурсов. Оптимальное включение каждого субъекта в инновационную деятельность обеспечивает управленческая команда школы.

Итак, основные условия эффективной организации в общеобразовательном учреждении факультативного обучения:

– занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Едиными типовыми учебными планами общеобразовательных учреждений для I-XI классов определено количество учебных часов на проведение факультативов. Однако и у руководителей школ, и у учителей возникают многочисленные вопросы по их содержанию, организации, учебно-методическому обеспечению:

- кто правомочен разрабатывать и утверждать программы факультативных занятий?

- как обеспечить преемственность изучения учебных предметов и факультативных курсов? В чём она должна заключаться?

- в чём состоит специфика факультативных занятий на разных ступенях обучения?

- какие технологии обучения наиболее приемлемы для факультативных занятий?

- как осуществлять контроль за учебной деятельностью учащихся и оценивать эффективность факультативных занятий?

- Каковы критерии их эффективности?

Факультативные занятия, как отмечено в пояснительной записке к Единым типовым учебным планам, - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Что такое факультативные занятия?

Направленность факультативов может быть весьма различной: естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военнно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и др.

Какие направленности факультативных занятий вы знаете?

В соответствии с этим, а также на основе учета опыта проведения факультативных занятий можно определить ФУНКЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ:

1) предметно-повышающая: учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам;

2) мотивирующая: за счёт удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у многих учащихся формируется устойчивая познавательная мотивация к предмету изучения;

3) общеобразовательная: на факультативных занятиях создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций;

Каковы функции факультативных занятий?

Успешная реализация перечисленных функций возможна лишь при условии соблюдения руководством школы и учителями определённых управленческих и дидактических принципов. (Принципы – это организующие требования, которые выступают в качестве правил, норм, регулирующих образовательный процесс на факультативных занятиях.)

ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ предполагает осознанный выбор учениками общеразвивающих, предметных и профориентационных факультативных занятий, предложенных педагогическим коллективом школы. Организационная, информационная, педагогическая, психологическая и валеологическая поддержка самоопределения учащихся является важным условием оптимизации их выбора.

ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ. Школа предлагает учащимся для выбора тематику факультативных занятий, которая соответствует возрасту детей и результатам предварительной диагностики их интересов и познавательных потребностей.

ПРИНЦИП РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. Факультативные занятия должны быть обеспечены необходимой учебно-материальной базой для организации обучения в соответствии с выбором учащихся; учителями, способными преподавать учебные предметы на повышенном уровне или владеющими тем или иным ремеслом.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ФОРМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. Школы работают в различных условиях, отличаются кадровым составом, уровнем учебно-методического обеспечения образовательного процесса, материальной базой, традициями, различными образовательными запросами учащихся и их родителей, спецификой рынка труда в данном регионе. В связи с этим факультативное обучение, в зависимости от характера индивидуальных выборов учащихся в условиях одной школы, не всегда может быть реализовано. Это предопределяет образовательную кооперацию с другими учреждениями социальной сферы или производства, организацию межшкольных факультативов.

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ. Принцип предполагает реализацию требования удовлетворить образовательные запросы учащихся на выбранном ими уровне.

ПРНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ требует педагогического управления процессом ученического самоопределения, проектирования учащимися собственного учебного плана, в котором наряду с инвариантной составляющей есть вариативный (факультативный) компонент. Процедура проектирования этого учебного плана обеспечивает повышение ответственности учащихся и их родителей за принятые ими решения, повышает их учебную мотивацию и субъективность в познавательной деятельности.

ПРИНЦИП ДВОЙСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА предполагает реализацию различных стратегий обучения на базовом уровне в рамках инвариантного компонента учебного плана школы и обучения на повышенном уровне на факультативных занятиях. При обучении на повышенном уровне педагог и учащиеся ориентируются на успешную подготовку к вступительным экзаменам в вуз. На базовом уровне, помимо обучающей функции, приоритетным является гармоническое развитие личности учащихся.

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ в организации факультативных занятий требует от учителя применения широкого спектра средств возбуждения и поддержания учебно-познавательной активности учащихся: парадоксов и противоречий, проблемных ситуаций, занимательных заданий, работы над проектами, связи с жизнью и т. п.

ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА предполагает следование при определении номенклатуры факультативных занятий постулату о том, что не все дети одинаково способны к различным учебным предметам, что есть учащиеся, более склонные, например к физическому труду, художественной деятельности, ремеслу и пр.

Какие принципы, на ваш взгляд, свойственны только факультативам?

Важно понимать, что следование перечисленным принципам не всегда возможно в полной мере. Это обусловлено рядом объективных факторов:

- установлением максимально допустимой недельной учебной нагрузки на учащегося;

- совместным изучением некоторых учебных предметов немотивированными и заинтересованными учащимися;

- недостаточной в ряде случаев ресурсной обеспеченностью образовательного процесса и, в частности, факультативного обучения;

- сложностями в составлении расписания факультативных занятий, вызванными занятостью учителей, недостаточностью в ряде школ классных комнат, занятиями многих учеников во второй половине дня в спортивных и музыкальных школах, центрах внешкольной работы и т. п.

Названные трудности должны быть приняты во внимание, их важно видеть и понимать, чтобы предпринимать меры по уменьшению отрицательных образовательных эффектов.

Известно, что учащиеся различаются интересами и потребностями, склонностями, профессиональными намерениями. Различны предпочтения школьников разных лет обучения. Сами учреждения образования различаются собственной миссией, кадровым составом, квалификацией учителей, учебно-материальной базой. В силу указанных факторов на различных ступенях обучения могут применяться факультативы, отличающиеся целевой направленностью, содержанием, формой проведения, продолжительностью, типом преемственности с основными курсами.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по целям

ЦЕЛЯМИ факультативных занятий могут быть:

- подготовка старшеклассников к централизованному тестированию;

- подготовка одарённых школьников к олимпиадам;

- формирование профориентационной компетентности учащихся базовой школы;

- общекультурное развитие учащихся;

- приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

- коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся и др.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию

- факультативы предметной направленности

- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

- факультативы профориентационной направленности

Факультативы предметной направленности :

Слова о добром и прекрасном

История географических открытий

Математика после уроков

Решение логических задач

Подготовка к олимпиадам по химии

Обучение орфографии на основе межуровневых отношений

Рациональные уравнения, неравенства и их системы. Задачи с параметром Количественные отношения в химии

Факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности применимы в основном в начальной и базовой школе. Они направлены на становление и развитие у учащихся социальных и учебных компетенций: мультикультурной, языковой, правовой, гражданской, исследовательской, проектной, информационной, финансовой, экологической, рефлексивной, здоровьесберегающей, учат ставить собственные цели, планировать работу, делать выбор и принимать решения, работать в команде, проводить самооценку и т. п.

Итак, Какие ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по содержанию?

- факультативы предметной направленности

- факультативы общекультурной и общеразвивающей направленности

- факультативы профориентационной направленности

Дифференциация факультативов по форме проведения обусловлена разнообразием их содержания, различием в условиях функционирования школ, квалификацией учителя. С одной стороны, на факультативных занятиях, как и на обязательных уроках, применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. С другой стороны – их содержание обусловливает необходимость широкого применения практических форм работы: тренингов, практикумов, лабораторных работ, исследований, экскурсий; образовательных проектов; ведения учениками дневников и тематических портфолио.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по продолжительности

Возможно и целесообразно организовывать факультативы различной продолжительности: в течение учебного года, полугодия, четверти. Выбор длительности проведения факультатива зависит от темы и содержания, от интереса учащихся и т.д. Например, факультативы профориентационной направленности рекомендуется делать непродолжительными.

ВИДЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ по типу преемственности с изучением учебного предмета

Можно различать факультативы по типу преемственности с изучением учебного предмета. Преемственность может быть целевой, содержательной, а также технологической. Обучение учебному предмету в связке с факультативом может вести как один учитель, так и разные педагоги.

Факультативные занятия 2019 – платно или бесплатно, предметы по выбору

Факультативные занятия – это дополнительное обучение, которое организовывает руководство школы с целью улучшить качество знаний школьников. Подразумевается, что это необязательные предметы, ходить на которые можно по желанию. Факультатив бывает платным и бесплатным – это зависит от того, какой предмет преподают – относится он к школьной программе, или нет.

Цель факультатива

В зависимости от направления деятельности школы определяется цель факультативных занятий. В школе с углубленным изучением какого-либо предмета дополнительные часы организованы с целью поднять общий уровень знаний. Скорее всего, они будут относиться к школьной программе. В некоторых учебных заведениях есть обязательные дополнительные уроки, на которые обязаны ходить все, без исключения, ученики.

Занятия, которые проводятся с целью расширить кругозор школьников, почти всегда не обязательны к посещению. Дети могут ходить туда, если им интересно.

Темы факультативов могут быть самыми разными. При ограниченном финансировании они касаются только школьной программы, если занятия платные или школа хорошо финансируется, учителя ведут какие-то свои дополнительные уроки, студии, школы.

Обязательные факультативные занятия

Чаще всего детей обязывают ходить на дополнительные занятия в специализированных школах, где углубленно изучается одна или несколько дисциплин. Программы в таких образовательных учреждениях обычно усиленные, поэтому обычной нагрузки учителя не хватает, чтобы пройти все темы. Для этого организовываются факультативы, куда нужно обязательно ходить, чтобы получить глубокие и полные знания.

Обязательные факультативы не могут быть платными, так как являются частью школьной программы.

При возникновении спорных ситуаций, например, когда учитель требует посещения необязательных факультативов, родители вправе обратиться к руководству школы и выяснить, почему нужно тратить на них время. Учитель может попробовать убедить ребенка посещать дополнительные занятия, но не требовать и угрожать плохими оценками.

Если ребенок записался на занятия, то должен их посещать, поэтому вопрос о факультативах необходимо решать серьезно. Возможно, даже подключать родителей.

Заочное обучение в школе – это относительно новая форма занятий, при которых дети прикреплены к данному учебному заведению, но посещают его в оговоренные дни или выбирают предметы по желанию. Факультативные занятия входят в число разрешенных к посещению предметов, если школьнику подходит стиль преподавания и качество информации.

Как выбрать предмет

Предметы выбирают, исходя из двух принципов:

  • Интерес к науке, даже если она напрямую не относится к школьным предметам.
  • Целенаправленная подготовка к поступлению в вуз или колледж, где необходимо более глубоко знать предметы.

По новым законам в некоторых экспериментальных школах введены новые правила. Ученики могут выбирать несколько предметов для углубленного изучения, остальные проходить на базовом уровне.

Парадокс заключается в том, что выбирать будущую специальность приходится уже в школе, а психологически человек созревает к выбору гораздо позже – в 21-22 года. Этим можно оправдать длительное обучение в школе в некоторых странах, где дети учатся 12 – 13 лет.

В России необходимо очень ответственно подходить к выбору профессии, учитывая все нюансы – финансовое положение семьи, склонности ребенка и его мнение, ситуацию на рынке труда, уровень заработной платы в определенной отрасли.

Сколько предметов по выбору можно посещать, зависит от той школы, где ребенок учится. Если факультативы бесплатные, можно ходить на все, лишь бы хватило времени и сил.

Самое неприятное, что может произойти при выборе обязательных предметов – это изменение планов абитуриента в последний момент перед поступлением. Если окажется, что он передумал идти в технический вуз, куда усиленно готовился последние два года, а для поступления в гуманитарный ему не хватает знаний, придется в срочном порядке искать репетиторов и наверстывать школьную программу по предметам.

Альтернатива факультативам

Альтернативой бесплатным школьным факультативам может быть заочное обучение в виртуальной школе или на заочных курсах. В большинстве случаев такие организации берут деньги за свои услуги, но хорошо контролируют процесс учебы и дают больше материала для изучения.

Планирование дополнительных занятий

Учитывая то, что дополнительные занятия требуют больше времени и сил, особенно, если ребенок отстает в данном предмете и его необходимо подтянуть в короткие сроки, следует правильно планировать подборку факультативных занятий.

Нагрузка у детей в общеобразовательной школе на данный момент крайне велика. Стать отличником можно лишь в том случае, если все свободное время посвящать учебе – в школе или за ее пределами.

В Министерстве образования уже обсуждают разные формы получения знаний, в том числе такие, при которых дети имеют право выбирать уровень программ. Понятно, что для этого формируются разные группы, учителей должно быть больше, не каждая школа может себе позволить такое финансирование.

При изучении углубленно какого-либо предмета можно дополнительно подключать факультативы, но если все школьные предметы будут изучаться на высоком уровне, ученик не будет иметь времени на отдых. С такими нагрузками нужно быть осторожными, так как дети иногда не замечают, что теряют силы, а вместе с ними и здоровье.

Платные или бесплатные факультативные уроки

В качестве факультативных занятий на базе общеобразовательной школы могут функционировать отдельные учебные заведения. Руководство арендует помещения в классах, оплачивает их, чтобы детям было удобнее посещать кружки. Поэтому такие занятия будут платными. То же самое касается спортивных секций – гимнастика, единоборства.

Если школьные учителя имеют дополнительное образование в какой-либо сфере, они могут получить разрешение организовать платный кружок на базе школы, заключить договор аренды и брать деньги за свои услуги.

Если часы официально оплачиваются Министерством образования и входят в школьную программу, то такие факультативы являются бесплатными – учителя не имеют права требовать оплаты занятий.

Дистанционные курсы по общеобразовательным предметам – это полноценный бизнес, открывают его педагоги, платят налоги государству, поэтому рассчитывать на бесплатное обучение не стоит. Хотя такие удаленные лекции могут стоить намного дешевле, чем занятия с репетитором.

Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.

Электив и факультатив: различия, опции выбора

В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.

Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.

Что такое электив?

Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.

Сдам ГИА: что нужно знать в 2021 году?

Для элективных курсов характерны следующие особенности:

  • на электив зачисляются все без исключения ученики;
  • на элективах не дублируется, а дополняется программа основных учебных курсов;
  • приоритет отдается практической, проектной, исследовательской, научной, лабораторной, игровой активностям;
  • ученик имеет право сменить электив после подачи заявления с указанием причины своего решения;
  • электив засчитывается по итогам сдачи зачетной работы, предусмотренной программой курса (это может быть реферат, творческая работа, конструкторское решение, проект и пр.);
  • итоговая отметка за электив не выставляется, а текущие оценки могут учитываться при выставлении итоговых оценок по смежным предметам.

Что такое факультатив

Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:

  • на факультатив зачисляются все желающие без проведения отборочных работ;
  • факультативы могут быть не связаны с основными учебными дисциплинами из учебного плана;
  • на факультативах могут проводиться лекции, лабораторные, практические, экскурсионные, семинарские занятия;
  • итоговая и текущие отметки на факультативах не выставляются, а деятельность учеников не учитывается при оценивании основных школьных предметов.

Правила проведения ВОШ: этапы, льготы, участники

Предпосылки для появления элективов и факультативов

Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.

Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.

Решу ЕГЭ обществознание в 2021 году: как отвечать на вопросы первой части?

Факультативы, элективы и нагрузка на учеников

Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.

Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:

Перевод ЕГЭ баллов в тестовые

В целом, на фоне высокой загруженности в школе от некоторых факультативов имеет смысл отказаться. К примеру, в 10 или 11 классах будет рациональнее пойти на курсы ЕГЭ , чтобы целенаправленно подготовиться к сдаче государственных экзаменов, не распыляясь на углубленное, но не особенно полезное с точки зрения поступления в ВУЗ изучение школьных предметов.

В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.

Читайте также: