Какая влажность должна быть в школе

Обновлено: 07.07.2024

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Под микроклиматом помещения понимается совокупность теплового, воздушного и влажностного режимов в их взаимосвязи. Основное требование к микроклимату – поддержание благоприятных условий для людей, находящихся в помещении.

В результате протекающих в организме процессов обмена веществ освобождается энергия в виде теплоты. Эта теплота путем конвекции, излучения, теплопроводности и испарения должна быть передана окружающей среде, поскольку организм человека стремится к сохранению постоянной температуры (36,6ºС). Поддержание постоянной температуры организма обеспечивает физиологическая система терморегуляции. Для нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия у человека должен быть тепловой баланс между теплотой, вырабатываемой организмом и теплотой, отдаваемой в окружающую среду. При обычных условиях более 90% вырабатываемой теплоты отдается окружающей среде (половина теплоты – излучением, четверть – конвекцией, четверть – испарением) и менее 10% теплоты теряется в результате обмена веществ.

Интенсивность теплоотдачи человека зависит от микроклимата помещения, характеризующегося температурой внутреннего воздуха, радиационной температурой помещения, скоростью движения и относительной влажностью воздуха. Сочетания этих параметров микроклимата, при которых сохраняется тепловое равновесие в организме человека и отсутствует напряжение в его системе терморегуляции, называют комфортными или оптимальными. Наиболее важно поддерживать в помещении в первую очередь благоприятные температурные условия, так как подвижность и относительная влажность воздуха имеют, как правило, несущественные колебания. Зоны комфортных сочетаний tВ и еR для гражданских зданий в холодный и теплый периоды года. Кроме оптимальных различают допустимые сочетания параметров микроклимата, при которых человек ощущает небольшой дискомфорт.

Часть помещения, в которой человек находится основное рабочее время, называют обслуживаемой или рабочей зоной. Комфорт должен быть обеспечен, прежде всего, в этой зоне.

Тепловые условия помещения зависят главным образом от его температурной обстановки, которую принято характеризовать двумя условиями комфортности. Первое условие комфортности температурной обстановки определяет такую область сочетаний температур, при которых человек, находясь в центре рабочей зоны, не испытывает перегрева, ни переохлаждения.

Для спокойного состояния человека tВ=21…23ºС, при легкой работе – 19…21ºС, при тяжелой – 14…16ºС.

Второе условие комфортности определяет допустимые температуры нагретых и охлажденных поверхностей при нахождении человека в непосредственной близости от них. Во избежание недопустимого перегрева или переохлаждения головы человека, поверхности потолка и стен могут быть нагреты до допустимой температуры. Температура холодного пола зимой может быть лишь на 2-2,5ºС ниже температуры воздуха помещения вследствие большой чувствительности ног человека к переохлаждению, но не выше 22-34ºС в зависимости от назначения помещений. Температура в жилых помещениях должна быть не ниже 18◦ С, а в угловых комнатах – не ниже 20◦С. Температура для учебных помещений не должна быть ниже 16-18 ◦С для спортивного зала – 16◦С; для рекреаций, коридоров, лестничных пролетов, столовых – 14◦С. Относительная влажность воздуха в комнатах и школьных помещениях должна составлять 40-60%, а его подвижность – от 0,1 до 0,15 м/с.

Для хорошего самочувствия и здоровья необходимо, чтобы относительная влажность была в пределах от 40 до 60%. Оптимальная влажность составляет 45%.Однако в наших домах и школах в зимние месяцы она часто не превышает 10 или 20%. С началом отопительного сезона влажность воздуха в помещениях значительно снижается. Такие условия вызывают быстрое испарение и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что приводит к простудным и другим заболеваниям. Для ее поддержания в это время в комнате площадью 15-18 кв.м должно испариться в сутки не менее 1 литра воды. Высокая влажность также при любой температуре плохо влияет на здоровье человека. Она может возникнуть из-за больших комнатных растений или нерегулярного проветривания. При более высокой температуре предпочтительна влажность около 20%.

Влажность воздуха

Воздух – неотъемлемая часть в жизни каждого человека – это один из источников жизни. Человек не может жить без воздуха. А что такое воздух, из чего он состоит и как влияет на человека? Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Важное значение для человека наряду с температурой и давлением атмосферы имеет количество в ней водяных паров. Влияние влажности воздуха на жизнедеятельность человека Какая влажность лучше?

Сухой воздух не на пользу. Сухой воздух действует на кожу как губка, вытягивая из нее влагу, то есть попросту сушит кожу, отсюда быстрее образуются морщины. Излишне сухой воздух с относительной влажностью менее 40% делает сухими слизистые оболочки легких и носоглотки, увеличивая риск инфекций и кровотечений. Возникают неприятные ощущения сухости во рту и в горле, образуются глубокие трещины губ, снижаются защитные функции верхних дыхательных путей.

Повышенная влажность (выше 70%) также отрицательно влияет на организм человека, как при высоких, так и при низких температурах. При высокой температуре воздуха и повышенной влажности человек сильно потеет, но испарения влаги с поверхности тела не происходит, что приводит к перегреву организма и “тепловому удару”. При низких температурах повышенная влажность воздуха, наоборот, приводит к сильному охлаждению организма, так как во влажном воздухе резко увеличиваются потери энергии путем конвекции и теплопроводности. Влажный воздух в помещении создает идеальные условия для роста плесени и размножения, так называемых пылевых клещей, что может вызывать аллергию у лиц, склонных к этим заболеваниям. Влажность воздуха, существенно влияя на теплообмен организма с окружающей средой, имеет большое значение для жизнедеятельности человека.

Люди весьма восприимчивы к влажности. От нее зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи. А испарение влаги имеет большое значение для поддержания температуры тела постоянной. При высокой влажности, особенно в жаркий день, испарение влаги с поверхности кожи уменьшается и поэтому затрудняется терморегуляция человеческого организма. В воздухе с большой относительной влажностью испарение замедляется и охлаждение незначительно. Жара труднее переносится при высокой влажности воздуха. В этих условиях затруднен отвод тепла за счет испарения влаги. Поэтому возможен перегрев тела, нарушающий жизнедеятельность организма. Для оптимального теплообмена человеческого организма при температуре 20-25 С наиболее благоприятна относительная влажность порядка 50%.

При низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению. При высокой температуре и высокой влажности воздуха теплоотдача резко сокращается, что ведёт к перегреванию организма, особенно при выполнении физической работы. Высокая температура легче переносится, когда влажность воздуха понижена. Так, при работе в горячих цехах оптимальное влияние на теплообмен и самочувствие оказывает относительная влажность воздуха 20%. Наиболее благоприятной для человека в средних климатических условиях является относительная влажность воздуха 40-60%. Такая влажности, например, поддерживается в космических кораблях.

Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др. Так как в течение учебного года ученикам приходится больше времени проводить в школе, то не маловажную роль играет состояние влажности в учебных кабинетах. Исходя из этого, мы решили узнать, отвечает ли санитарным нормам условия наших кабинетов. Измерения проводились в предметных кабинетах и в компьютерном классе.

Психрометр

Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остается сухим, и термометр показывает температуру воздуха. Резервуар другого окружен полоской ткани, конец которой опущен в воду. Вода испаряется, и благодаря этому термометр охлаждается. Чем больше относительная влажность, тем менее интенсивно идет испарение и тем меньше разность показаний термометра. При относительной влажности, равной 100%, вода вообще не будет испаряться и показания обоих термометров будут одинаковы. По разности температур термометров можно определить относительную влажность воздуха. Психрометрами обычно пользуются в тех случаях, когда требуется достаточно точное и быстрое определение влажности воздуха.

Для своих детей мы стараемся выбирать все самое лучшее, качественное и полезное, независимо от их возраста. Но помимо здорового питания, развивающих игрушек и достойного образования, необходимо обратить внимание и на окружающую их среду. И, если самые основные параметры — температура и качество воздуха практически всегда соблюдаются в школах, колледжах и детсадах, то влажность воздуха в учреждениях образования далеко не всегда может соответствовать нормам.

Но как узнать, какие показатели являются оптимальными, как проследить за их соблюдением и сохранить здоровое самочувствие ребенка в любом возрасте?

Мы расскажем об основных санитарных нормах, установленных на законодательном уровне и поделимся рекомендациями медицинских работников о том, как максимально защитить своих детей от дискомфортного микроклимата вне дома.

Нормы влажности в образовательных учреждениях

Если судить по таблице из этого документа, то помещения для отдыха и учебных занятий должны обладать оптимальной влажностью воздуха в 45-30%, однако допускается повышение заданных норм до 60%. Причем в любом заведении от дошкольного образовательного комплекса и до старшей школы.

Нормы влажности в детсадах

При соблюдении нормированного температурного режима, а также требований санитарных норм и контроля влажности, достигается комфортный микроклимат для воспитанников детских садов, школ, училищ и других образовательных учреждений

Однако, все не так просто. Параметры идеально комфортной среды выстраиваются в комплексе: влажность + температура воздуха + скорость движения воздуха. И только в едином ансамбле они создают необходимый микроклимат в помещении.

Но чтобы знать, о чем вообще идет речь и понимать, откуда берется влажность, разберем этот момент подробнее.

Понятие относительной влажности воздуха

Итак, из курса физики мы знаем, что предмет разговора может быть основан на абсолютной и относительной величине. Правда, мало кто помнит, что это такое и чем эти два понятия отличаются друг от друга.

Воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем представляет собой составной пазл из газов и водяного пара. Плотность водяного пара — это абсолютная влажность, содержащаяся в 1 куб. метре воздуха.

Рассчитывается плотность водяного пара по простой формуле:

p = m (пара):v (воздуха), где

m — масса, а v — объем воздуха в 1 куб. м.

Абсолютная влажность воздуха

То, что мы видим на окнах, в виде потеков жидкости называется конденсатом. Это место, где температура ниже точки росы и воздушные пары превращаются снова в жидкость

С одной стороны, абсолютной величины должно было бы хватить для общего представления о том, сколько воды содержится во вдыхаемом нами газе, но на самом деле, оказалось, что организмы воспринимают ее по-разному, то есть, относительно возможного значения насыщения воздуха.

Рассчитывается по формуле:

φ = (р: рн) х 100%, где

р — плотность водяного пара, а рн — плотность насыщенного пара при заданной температуре.

Влажность воздуха

Относительная влажность воздуха в помещении зависит от влажностного и температурного режима снаружи, а также внутри помещений. Современная вентиляция и требования к проветриванию должны быть осуществлены таким образом, чтобы в идеале, влажность в помещении не выходила за рамки 30-40%, в допустимом пределе 60%

Так и появилось знакомое всем на слух определение, которое, как мы видим, напрямую связано с температурой окружающей среды и именно относительная влажность воздуха в детсаду, школе и другом общеобразовательном заведении нормируется по стандарту.

Почему так важны нормы влажности?

В образовательном учреждении ребенок проводит от 4 до 8 часов в день, а иногда и больше. Этого хватает для того, чтобы воздух в помещении мог повлиять на здоровье.

Пониженная увлажненность способствует пересушиванию слизистых глаз и носа, а значит, создает мостик для вирусов и бактерий. Кроме того, в чрезмерно сухом воздухе летает больше пыли, провоцирующей астматические приступы и бронхоспазмы.

В тяжелых случаях проявляется сухость кожи, волос, обезвоживание организма, нарушение терморегуляции тела.

Повышенная влажность воздуха

Повышенная влажность не менее опасна, ведь это, в первую очередь, идеальная среда для развития микроорганизмов, плесени и грибка. А это прямой путь к возможным проявлениям респираторных и бактериальных заболеваний, дерматитов, астмы и так далее

Вследствие всех этих факторов и были разработаны санитарные нормы и ГОСТы параметров относительной влажности воздуха помещений различного назначения в общеобразовательных учреждениях, как часть комфортного микроклимата.

Способы измерения влажности воздуха

Для измерений показателей влажностного режима есть также определенные правила.

Замеры проводят специальными приборами, гигрометрами, в центре помещения на высоте 110 см от уровня пола. При этом, если они проводятся вручную, должно быть не менее 3 контрольных фиксаций показаний с интервальным разрывом от 5 минут.

Если происходит автоматическая регистрация — замеры проводят на протяжении 2 часов.

Визуально определить нарушения вы также можете. Например, можно обратить внимание на окна. При повышенной влажности на них выпадает конденсат, так как стеклопакеты являются мостиками холода. Соответственно, на избыток влаги укажут плесень и потеки.

Но вообще, даже без специальных указателей влажность или сухость ощущаются сразу.

Психометрический гигрометр

Любой используемый для замеров влажности прибор обязательно должен быть сертифицирован и прошедшим регистрацию. Сейчас все чаще используют специализированные гигрометры электронного типа высокой точности

Как вы видите, в приведенных выше таблицах указаны оптимальные и допустимые значения влажности. Оптимальные — 45-30%, допустимый предел — 60%. Почему такой разброс?

Оптимальные показатели влажности представляют собой самые комфортные для человека значения, способствующие наилучшей производительности умственного и физического характера, полностью безопасные для здоровья и жизнедеятельности.

Допустимые показатели — это так называемый предел, в состоянии которого может ощущаться небольшой дискомфорт и снижение работоспособности, но при этом, в силу каких-либо причин — инженерных либо финансовых, обеспечить оптимальный режим не представляется возможным в данный момент или длительное время.

Почему влажность не соответствует нормам?

В образовательных учреждениях обязаны строго следить за показателями микроклимата, особенно потому, что в них обучаются дети и соответственно, родительский присмотр под большим вопросом.

Взрослые несут ответственность за чужих детей — руководители, педагогический состав, воспитатели.

Ученик пишет на доске

Вентиляция в учебных заведениях еще на стадии проектирования должна проходить строжайших контроль. Кроме того, СанПин обеспечивает рекомендации по проветриванию учебных помещений. Однако влажностные нормы соблюдаются все равно далеко не всегда

Нарушения параметров влажности, как одной из важнейших частей микроклимата — явление достаточно частое.

Почему такое происходит? Рассмотрим стандартные причины:

    — в силу загрязнения вентиляции, неправильного построения воздухообменной системы или в силу ее непродуманности по количеству человек.
  • Система отопления не соответствует нормам, что провоцирует повышенную либо пониженную сухость.
  • Ненормированное количество людей в помещениях, превышающее установленное.
  • Плохое утепление здания, щели и прочие конструктивные дефекты.
  • Аварийные инженерные коммуникации.
  • Нарушение санитарных норм в столовой.
  • Проблемы с правильностью проветривания помещений.
  • Недобросовестность руководителей, где есть механическое побуждение в целях экономии

Эти и некоторые другие причины способствуют повышению или понижению влажностного режима.

Рассмотрим, каким образом в учебных заведениях спроектирована вентиляция и как с ее помощью достигают оптимального микроклимата.

Способы поддержания оптимальной влажности

Микроклимат, как уже было сказано, состоит из нескольких элементов и они тесно взаимосвязаны. Оптимальную влажность можно отрегулировать или испортить при помощи температурного режима и воздухообмена.

Рассмотрим, как обстоят дела с вентилированием школ и училищ.

Вентиляция в школьной столовой

Школьная столовая отличается повышенной влажностью из-за избытка теплых водяных паров и более высокими температурами из-за оборудования. Воздухообмен в столовых происходит с подачей через обеденный зал и вытяжкой через кухню и другие производственные помещения. При этом воздухообмен должен быть качественным, на каждое место в помещении для потребления пищи подается не менее 20 куб. м/ч воздуха

Итак, вентиляция в помещениях практически всегда приточно-вытяжная. Приточка оборудуется механическим побуждением в школах, где учащихся более 200 человек и при этом она комбинируется с естественной в однократном воздухообмене.

Естественная вентиляция предусматривается в каждом помещении и осуществляется за счет коридоров, проветривания.

При оборудовании воздушного отопления, совмещенного с вентиляционной системой, обязательно предусматривается автоматическое управление, позволяющее в учебное время поддерживать должные параметры температурного режима от 15 градусов и влажности — от 30 до 60%.

Вытяжные каналы, как правило, проектируют из тех помещений, где нет форточек. Практически во всех помещениях вентиляционные секции не совмещаются.

Как правило, подобная схема вентиляционной системы помогает контролировать и устранять избыток/дефицит влажностных параметров.

Разумеется очень важно следить за уровнем температурного режима и воздухообмена, вовремя проводить проветривание помещений и проверку оборудования, а также его обслуживание.

Что делать при нарушении влажности?

Если вы каким-либо образом заметили, что в образовательном учреждении параметры влажностного режима явно не соответствуют нормам, бороться с этим не только можно, но и необходимо.

Жалоба на учреждение образования

Разумеется, если у вас есть претензии, первым делом следует обратиться к администрации школы с просьбой провести проверку и устранить нарушения, если они имеются. Заявление подавайте в письменном виде, в 2 экземплярах — один останется у секретаря либо сразу директора, второй, после подписи о принятии — у вас.

Если нарушения не устранены и вы считаете, что здоровью учеников из-за повышенной/пониженной влажности наносится ущерб, следует обращаться с письменной жалобой (опять-же в 2-х экземплярах), в муниципальное учреждение, контролирующее деятельность школы в вашем районе или области.

Обратите внимание, что жалоба должна быть подписана лично вами или написана коллективно, с подписями и их расшифровками остальных родителей. Анонимные жалобы рассматриваться не будут.

Вот образец жалобы на школу в муниципальные органы или Роспотребнадзор.

Как правило, проверки проводятся в незамедлительном порядке и виновные наказываются штрафными санкциями.

Выводы и полезное видео по теме

Как защитить ребенка не только в школе, но и в домашних условиях от нарушений микроклимата. Советы доктора Комаровского:

Итак, мы рассмотрели нормативные параметры влажностного режима в образовательных учреждениях. К счастью, чаще всего они соблюдаются безукоризненно, что способствует формированию здорового учебно-воспитательного процесса.

Пишите свои комментарии, задавайте вопросы по теме статьи — блок для связи расположен ниже.

Поддержание нормального воздушно-теплового режима в классе осуществляется сменой воздуха через форточки, фрамуги, створки окон.


Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст. Совершенно недопустимо следующее: когда наказанного за плохое поведение ученика оставляют сидеть в классе – это вредно для его здоровья, т.к. он подвергается воздействию сквозняка.

Влажность воздуха в классе (относительная влажность), при указанных выше температурах может колебаться в пределах 40-60 % (зимой 30-50%), она зависит также от влажности климатической зоны. Повышение влажности увеличивает теплоотдачу организма. В теплом климате относительная влажность 30- 40%; в умеренном и холодном может доходить до 65%.

Действительно, с наступлением отопительного сезона, влажность воздуха понизилась, но в кабинете информатики отлична от оптимальных параметров. В кабинетах с большим количеством цветов, влажность имеет оптимальные значения (кабинет № 21), а значит, благоприятна для здоровья учащихся и педагогов.

Способы понижение влажности:


Понизить влажность до нормы можно, смешивая влажный воздух помещения с сухим уличным, т.е. путём проветривания помещения.

Способы повышения влажности:

  • Проветривать кабинеты после каждого занятия;
  • Для увеличения влажности и улучшения состава воздуха кабинетов увеличить число зеленых насаждений;
  • В зимнее время увлажнять воздух в жилых помещениях (открытые сосуды с водой, пористые увлажнители).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: при низкой температуре и высокой влажности воздуха повышается теплоотдача и человек подвергается большему охлаждению.

Высокая влажность также при любой температуре плохо влияет на здоровье человека.

Особенно вредно сочетание высокой влажности и высокой температуры воздуха, так как при этом значительно ухудшается тепловое состояние человека, снижается эффективность испарения пота и тем самым затрудняется теплоотдача.

Для устранения неблагоприятного влияния влажности воздуха в помещениях применяют вентиляцию, кондиционирование воздуха и др.


Задача 1 На улице идет холодный осенний дождь. В каком случае быстрее высохнет белье, развешенное на кухне: когда форточка открыта, или когда закрыта? Почему?

Задача 2 Влажность воздуха равна 78%, а показание сухого термометра равно 12 °С. Какую температуру показывает влажный термометр? (Ответ: 10 °С.)

Задача 3 Разность в показаниях сухого и влажного термометров равна 4 °С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра? (Ответ: tc-l9 °С, tm = 10 °С.)

Задача 4 Разность показаний сухого и влажного термометров равна 40С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометра. (Ответ tc=140C? tвл=100С). Задача 5 Определите абсолютную влажность воздуха, если парциальное давление пара в нем 14 кПа, а температура 333 К.

Задача 6 Для осушки воздуха, находящегося в баллоне вместимостью 10 л, туда внесли кусок хлористого кальция, который поглотил воду массой 0,13 г. Какова была относительная влажность воздуха в баллоне, если его температура равна 200С?

Задача 7 Температура воздуха 18° С, а его точка росы 10° С. Найти относительную влажность при 18° С. Плотность насыщенного водяного пара при 18° С равна 15,4 г/м3, а при 10° С — 9,4 г/м3. [60 %]

Задача 8 При температуре 25° С относительная влажность воздуха равна 70 %. Сколько влаги выделится из каждого м3 при понижении температуры до 16° С? Плотность насыщенного пара при 25° С равна 23 г/м3, при 16° С — 13,6 г/см3. [2,5 г/см3]

Задача 9 В помещение нужно подать V = 20000 м3 воздуха при температуре t1 = 18° С и относительной влажности φ1 = 50 %. Воздух забирается с улицы, где температура t2 = 10° С, а влажность φ2 = 60%. Сколько воды нужно дополнительно испарить? Плотность насыщенного пара при 18° С равна 15,4 г/м3, а при 10° С — 9,4 г/м3. [41,2 кг]

Что такое школа для ребёнка? Не только ГБОУ СОШ, говоря официальным языком аббревиатуры. Не только знания, не только общение со сверстниками. Это ещё и среда, в которой ребёнок вынужден проводить очень много времени, час за часом. И как хорошо, если эта среда комфортна и в психологическом смысле, и в климатическом.

Температура


Никольская школа, 1971 год. Ученица 7 класса. Автор: Ковалевский А. Stasenko+ / Flickr (CC BY 2.0)

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять не менее 18 и не более 24 С .

Для детей разного возраста эти значения не отличаются. А вот в спортивном зале и мастерских температурные значения пониже: от 17 до 20 С. При этом в раздевалке спортивного зала и медицинском кабинете температура должна быть не менее 20 — 22 С, а в душевых — 25 С. Но не будет говорить о том, что малоосуществимо. Поднять на два градуса температуру в раздевалке — это уж какое-то ювелирное значение.

А знаете ли вы, что занятия физкультурой на улице допустимо проводить практически при любой температуре? Главное, чтобы не было весной и осенью дождя, а зимой — сильного (более 10 м/сек) ветра.

Чтобы контролировать температуру, в каждом помещении школы рекомендовано устанавливать комнатный термометр. Да и сами школьники зачастую реагируют на изменение температуры не хуже термометра — болезнями, недомоганиями, рассеянным вниманием.

Не стоит сбрасывать со счетов и влажность – чрезвычайно важный фактор для комфорта. В высокой влажности температура ощущается как более низкая, дети начинают зябнуть, отвлекаться. И для здоровья сильная влажность не очень-то полезна. Во влажном воздухе с лёгкостью размножаются грибковые организмы и микробы, провоцируя заболевания дыхательного аппарата и особенно лёгких. Излишней влажностью грешат старые здания и помещения с нарушенной вентиляцией. Но и излишне сухой воздух тоже вреден. В начале отопительного сезона многие школьники жалуются на головную боль, повышенную утомляемость и сухость глаз, а высушивание слизистых носа приводит к развитию хронического насморка.


Кроме норм температуры и влажности СанПиН даёт рекомендации относительно возраста, оптимального для начала обучения. Согласно гигиеническим нормам, лучше всего, если ребёнку уже исполнилось семь лет. Крайний случай — 6 лет и 6 месяцев. Если же ребёнок младше, то и условия его обучения должны быть другими. Скажем, минимальная температура в помещении не должна опускаться ниже 20 градусов. В то время как для школьников этот показатель — 18. Ilya Sokolov / Flickr (CC BY 2.0)

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%. Регуляция влажности производится традиционных способом: проветриванием. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные, (то есть – коридоры) – наоборот, пока идут уроки. Кроме того, до начала занятий и после их окончания рекомендуется проводить сквозное, полное проветривание здания, длительность которого определяется температурой воздуха на улице, эффективностью работы отопительной системы и банальным здравым смыслом.

А знаете ли вы, что общая площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола?

Воздух и свет

Проветривание признано устранить и ещё одну важную проблему: духоту. Как известно, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Многие классы оборудованы пластиковыми окнами не самого высокого качества, превращающими помещение, где проводят час за часом около 30 детей, в безвоздушный карман. А ведь повышенние концентрации углекислого газа негативно влияет на активность человека, его способность обрабатывать информацию, инициативу, принятие решений вплоть до полной дисфункции мыслительной деятельности.

В смысле обогащения воздуха кислородом также хороши растения — в иной школе прямо-таки соревнование идет, чей класс обильнее озеленен. Но тут есть ловушка: горшки с полезной флорой расставляют на подоконниках, и листья застят дневной свет, который тоже весьма важен для обучающихся. Рекомендуется размещать растения в простенках между окнами, чтобы они кислород давали, а света не отбирали. Поднимите руку, кто хоть раз видел такое размещение.

Куда жаловаться на нарушения санитарных норм в школе?

Итак, что делать, если в классе слишком жарко или слишком холодно? Если температурный режим не соблюдается, родители вправе выступить с требованием об отмене или сокращении уроков до того времени, пока недостатки не будут устранены. Но следует помнить: просто прийти, бросить взгляд на термометр и установить, что температура на два градуса ниже нормы, недостаточно. Замеры температуры по правилам должны проводиться в течение как минимум трёх дней и в разное время суток, а при проверке выводить и учитывать средний показатель. С этими данными нужно обращаться к администрации, так как именно администрация школы несёт ответственность за создание благоприятных условий для обучения. Если попытки обратить внимание администрации школы не имеют успеха, имеет смысл обратиться в Роспотребнадзор. Можно позвонить туда или подать письменную жалобу — личную либо коллективную. Или написать обращение в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону. Некоторые вопросы регулируются также департаментами образования регионов. Обращения туда принимаются в аналогичных трёх видах.

Если и это не помогло – чиновники не хотят или не могут решить вопрос, то стоит задуматься об обращении в прокуратуру. Также помочь с решением серьёзной системной проблемы может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка. Наши дети заслуживают того, чтобы учиться в комфорте, разве не так?

Читайте также: