Какая страна дала руси образец храмового строительства 6 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

А. Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб
Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных работ в пользу господина
В. Общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, которую он отрабатывает на поле у человека, ссудившего его деньгами
Г. Сельский житель, выполняющий повинности в пользу князя
Д. Владелец вотчины, принадлежащий к высшему слою общества на Руси

  1. Главой Древнерусского государства был(а):
    1. Царь
    2. Великий князь киевский
    3. Воевода
    4. Боярская дума
    1. князья, мещане, служилые люди
    2. посадские люди, купцы, дворяне
    3. князья, дружинники, холопы
    4. дьяки, боярские дети, холопы
    1. Ярополк и Олег
    2. Владимир и Мстислав
    3. Святослав и Игорь
    4. Борис и Глеб
    1. Патриарх
    2. Епископ
    3. Митрополит
    4. Игумен
    1. Смерды
    2. Закупы
    3. Люди
    4. Холопы
    1. Поместьем
    2. Княжеством
    3. Монастырем
    4. Вотчиной

    Вопросы в тексте параграфа

    1. В чём состояли главные особенности древнерусской культуры?

    Древнерусская культура действительно была особенной. Основой культуры Руси являлось культурное наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции ремесленничества, искусство древних кузнецов, песни, сказки, былины. Благодаря богатому опыту взаимоотношений с соседскими народами, древнерусская культура впитывала в себя и перерабатывала культурные достижения и традиции соседей: западных и южных славян, балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев. Большое влияние на культуру Древней Руси оказывала Византия. Из Константинополя приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

    2. Что изучали в средневековых университетах?

    Средневековое образование в Европе базировалось на популярных в те времена направлениях культуры: христианском и античном. Так, в первых университетах Византии преподавали не только христианское учение, но и работы античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля и др.

    3. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси IX-XII вв.?

    Самое большое влияние на культуру Руси XI-XII веков на мой взгляд оказала Византия. Однако, из-за своего географического положения и богатому опыту взаимоотношений с соседними племенами и государствами Русь всегда была многокультурным государством. Русь перенимала и перерабатывала культуру и традиции многих народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, южных и западных славян. Кроме того, естественно, одним из самых важных факторов, влияющих на развитие русской культуры стало культурное наследие восточнославянских племен.

    В истории есть много примеров патриотического поведения русских людей. И это не только героизм и самопожертвование на поле боя. Возьмем, например, князя Ярослава или князя Владимира Мономаха. Они при всех своих недостатках проявили настоящий патриотизм и любовь к Родине своим правлением, своими решениями, стремясь улучшить жизнь русских людей и защитить их от внешней угрозы.

    5. Кто является создателем нашего алфавита?

    Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.

    6. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?

    Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая затем была преобразована в кириллицу. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

    7. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?

    8. Какие ещё былинные герои вам известны?

    В период становления Древнерусского государства и непрекращающейся борьбы с кочевниками появилось много произведений устного народного творчества: сказания, былины, сказки, песни. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга — сын Святослава Олег, Владимир Красное Солнышко — Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волх Всеславич — Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич — дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня, Апраксна-королевишна — сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило — Всеволод Ольгович. Также нам известны и другие герои былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.

    9. Используя интернет, сделайте подборку изображений древнерусских украшений.

    Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10

    Вопросы к тексту параграфа

    1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

    Принятие христианства обогатило древнерусскую культуру, открыв для нее искусство христианского мира.

    2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?

    Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Православие, в отличие от католичества, допускало проведение церковных служб на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности и практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения.

    3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.

    4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

    Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество. С принятием христианства начали появляться каменные постройки. Первая известная каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве. Первые храмы на Руси строились в византийской традиции. Однако затем стали появляться соборы, которые сочетали византийские и славянские традиции. Яркий пример — Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. В них уже начала проявляться так называемая многокупольная пирамида, характерная именно для Руси.

    У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.

    Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10

    1. Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.

    Автор описал храм Святой Софии в Киеве. Конечно, храм Святой Софии в Новгороде строился по образу киевского, но в тексте даны явные указания на местоположение описываемого храма.

    2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?

    3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе

    Зодчество — это вид искусства, оказывающий непосредственное влияние на духовное развитие общества, формирование эстетических взглядов человека.

    Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).

    Алтарь — самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма. В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.

    Мозаика – изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

    Паперть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором (входом) храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

    Думаем, сравниваем, размышляем

    1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX—XI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

    В IX—XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Европейская культура как единое целое лишь начинала формироваться. Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. Унаследовав многое из Античности, она сумела создать собственную своеобразную культуру. В 855 г. в Константинополе была открыта школа в Магнаврском дворце, которую многие учёные считают первым европейским университетом. Здесь на греческом языке и латыни преподавали крупнейшие деятели культуры. Образование основывалось не только на христианском учении, но и на трудах античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля и др. В XI—XII вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран — Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др. Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

    2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

    По моему мнению, главными темами древнерусского искусства были христианские ценности, патриотизм и единство Руси.

    3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

    Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Если в католических странах Европы языком богослужения, христианской литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было изучить именно латинский язык, то на Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Язык переведенной православной литературы был понятен каждому. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок для Средневековья. Интересно отметить, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I и ставшая королевой Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), а ее муж — французский король — ставил вместо подписи крест.

    • Десятинная церковь в Киеве — X в.
    • Софийский собор в Киеве — XI в.
    • Фрески Софии Киевской – XI в.
    • Софийский собор в Новгороде — XI в.
    • Остромирово Евангелие – XI в.
    • Слово о Законе и Благодати (Иларион) – XI в.
    • Успенский собор во Владимире — XII в.
    • Слово о полку Игореве – XII в.
    • Моление Даниила Заточника — XIII в.
    • Повесть временных лет (Нестор) — XII в.
    • Житие Бориса и Глеба (Нестор) — XII в.
    • Поучение Владимира Мономаха – XII в.
    • Георгиевский собор Юрьева монастыря – XII в.

    Возможные вопросы на уроке

    1. Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

    Считается, что в рассматриваемый период наблюдалось три этапа развития русской культуры:

    1. дохристианский период;
    2. принятие христианства, византийские культурные традиции (X-XI вв.);
    3. усиление раздробленности Руси — формирование местных стилевых особенностей в архитектуре, живописи, прикладном народном творчестве.

    Однако я считаю, что древние языческие традиции прошли через все времена и сохранились до настоящего времени — гадания, вера в приметы, духов, масленица, крашеные яйца на Пасху и т. д.

    2. Что повлияло на развитие русской культуры?

    На развитие русской культуры повлияло:

    • Культурное наследие восточнославянских племен
    • Культура Византии
    • Культура соседних стран и народов

    3. Как вы думаете, почему на Руси особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело?

    Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жен, дочерей, матерей

    4. Почему в центре Москвы установлен памятник двум византийцам — Кириллу и Мефодию?

    Кирилл и Мефодий считаются авторами славянской азбуки (глаголицы) и старославянского церковного языка.

    5. Где и как писались древние книги?

    Обычно древние книги писались и переписывались в монастырях и при соборах. Первые русские книги были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Стоили такие книги очень дорого, поэтому их заказчиками могли быть только богатые люди.

    6. Какими жанрами была представлена древнерусская литература?

    7. Как, на ваш взгляд, появились первые былины?

    Первые былины появились как героические песни, рассказывающие о подвигах воинов. До нас былины дошли в сильно переработанном виде. Зачастую герои былин – собирательные образы, говорящие о героизме, храбрости и единстве русского народа перед лицом врага.

    8. Чем летописание отличается от легенд, былин, современных исторических исследований?

    9. Какие жанры искусства были известны на Руси?

    • Литературные жанры (летопись, слово, житие, поучение)
    • Устное народное творчество (песни, сказания, былины, пословицы, сказки)
    • Зодчество, художественная резьба по дереву
    • Иконопись, мозаики, фрески, настенные росписи
    • Художественное ремесло (оружейное, кузнечное, ювелирное дело, кружевное плетение из проволоки, роспись по меди, эмаль)

    10. Какие храмы называют крестово-купольными?

    Крестово-купольный — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.

    11. Какие техники использовали русские ювелиры?

    • Литье (украшения создавались путем литья цельной фигуры),
    • Зернь (напаивались мельчайшие шарики металла в виде узора),
    • Скань (тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры),
    • Перегородчатая эмаль (на поверхность украшения напаивались тончайшие ленточки перегородки, составлявшие контур будущего рисунка, эти ячейки заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры, получалась яркая и прочная стекловидная масса),
    • Чернение (сложный сплав олова, меди, серебра, серы и др. наносился на серебряную поверхность и создавал фон для выпуклого изображения.

    Собор Святой Софии в Киеве – это символ Древней Руси и свидетель истории древнерусского государства. Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками. В центральном куполе изображен Христос Вседержитель. Поражают золотым сиянием и яркостью мозаики. Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена. Центральный купол киевского Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов.

    Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью. При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Древней Руси.

    Запоминаем новые слова

    Граффити — надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах.

    Житие — повествование о жизни святого.

    Миниатюра — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

    Мозаика — изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

    Патриотизм — любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

    Самобытный — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

    Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

    ГДЗ ответы к учебнику история России 6 класс Андреев, Федоров - ГДЗ к учебнику история России 6 класс Андреев, ответы к § 11-12 Древнерусская культура

    § 11-12. Древнерусская культура

    Вопросы к параграфу по пунктам, страница 81

    1. Как христианская церковь относилась к язычеству?

    Христианская церковь никак не поддерживала, а даже наоборот, боролась с альтернативной верой, - язычеством!

    2. Какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?

    Общие черты христианства Восточной и Западной Европы заключается в вере, но отличаются в некоторых ее проявлениях. Так есть разница в календарях дат, скажем у католиков и христиан. Кроме того есть есть и языческие даты, перешедшие и оставшиеся в культуре. Даже у нас до сих пор празднуется такой праздник как Масленица, который является языческим.

    1. Какова была потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства?

    Потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства возросла, ведь теперь необходимы были писания, чтобы следовать всем канонам (службы, обряды). Книги писались и переводились на русский.

    2. Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве?

    Само собой грамотность в Древнерусском государстве была доступна лишь весьма образованным людям. Как правило это были люди приближенные к церкви, так как именно вокруг них образовывались школы, именно там необходимо было знание, дабы читать святые писания.

    1. Каким требованиям должен следовать художник — иконописец?

    В зависимости от выбранного исполнения икон, сам иконописец должен был выбрать соответствующую технику написания. Так иконы писались на специально подготовленных деревянных досках. В церквях образы святых наносили красками прямо на стену, по сырой штукатурке, это были фрески. Написание фресок было делом весьма достойным и многие из мастеров старались получить именно подобные заказы. Если же изображения были выложены камнями разного цвета и стеклом (смальты), их называли мозаикой. Наиболее известные и популярные памятники древнерусского искусства — мозаичные изображения столице Руси в киевском храме Святой Софии, работа греческих мастеров.

    2. Почему иконописцы не ставили своих имён под созданной работой? (Ответьте на примере жития иконописца Алимпия.)

    Это был своеобразный жест скромности. Ведь что значит труды мастера, когда они призваны служить великой вере и богу, а не восхвалять его имя? Как завещала Библия и Евангелие, добро делалось бескорыстно от чистого сердца.

    1. Какая страна дала Руси образец храмового строительства?

    Так как христианство было перенято из Византии и так как именно с ней были наиболее развитые экономические и торговые связи, то и образец церквей пошел оттуда же!

    2. Где русские князья брали средства на строительство храмов?

    По указу Владимира десятую часть доходов отчислялась на строительство церквей. Отсюда собственно и пошло наименование церкви Успения Пресвятой Богородицы, которая была названа Десятинной.

    Вопросы и задания к параграфу 11-12

    1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Модно ли сегодня использовать совет древнерусских книжников по чтению и запоминанию содержания? 2) Согласны ли вы с тем, что книга сдерживает человека и управляет им?

    1. На счет медленно о вдумчивого чтения это весьма ценный и нужный совет. В наш век гаджетов не многие просто читают, а уж правильно читают еще меньше.

    2. Книга и сдерживает и подталкивает и направляет. Книга является учителем, наставником, другом. Можно привести много нарицательных и эпитетов, но верно то, что пища дает пищу для ума, а значит управляет, оказывает влияние, на мышление человека.

    1. На рисунке изображен Дмитрий Солунский в военной форме. В руках у него копье и щит, в ножнах меч. Все это говорит о том, что мозаика была сделана примерно в XI в., когда Дмитрия принято изображать в виде воина. При этом у него виден нимб святого. Этот факт характерен для лика святых на иконах.

    2. Мозаика – это выкладывание какого -либо изображения камнями и стеклом разного цвета. Само искусство мозаики пришло на Русь вместе с религией. Именно в храмах чаще всего можно было встретить мозаику и именно ее и переняли для изображений ликов святых. Первыми авторами мозаики на Руси были греческие мастера, они выложили в киевском храме Святой Софии образы святых. Постепенно и русские мастера переняли это искусство.

    3. Алимпий с детства любил рисовать и посвящал этому любую свободную минуту, когда вроде и время для этого не было, а надо было помогать родителям. И вот однажды, в один из прекрасных дней к нему с небес спустился ангел, посланник Божий. Он поцеловал Алимпия в лоб и у него открылся дар написания чудесных икон, которые будут украшать самые лучшие храмы и монастыри по всей Руси. Свои же основные навыки он отрабатывал с греческими мастерами, расписывающим Печерскую церковь. Именно в Печерской церкви Алимпий увидел и восхитился чудом — изображение иконы Пресвятой Богородицы. Тогда он и понял, что посвятит свою жизнь иконописи.

    4. Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?

    Христианство по сравнению с язычеством было более совершенно. Можно сказать оно имело более высокий уровень преподнесения информации о религии, качества религии. Христианство было более гармоничным, так как имело более четкие каноны, имело образовательные книги по религии. У Христианство элементарно был выше авторитет, из за всего этого. И замена язычества новой религией было делом времени. Так вот, в итоге язычество и отступило, но это происходило постепенно.

    С приходом христианства пришли и другие особенности. Строительства храмов, монастырей, образование школ для изучения религиозных книг.

    Работа с источниками, страница 87 — 88

    1. Рассмотрите изображения четырех храмов Святой Софии в разных городах. Используя информацию учебника и ресурсы Интернета, сравните эти соборы. Три из четырех храмов Святой Софии были заложены при князе Ярославе Мудром. Какой государственный и религиозный смысл скрыт в географическом местонахождение этих храмов.

    Храм Святой Софии Константинопольской: собор представляет собой параллелепипед (75,6 м длина и 68,4 м ширина), образующий три основных площади, за счет форм крыши. Средняя — широкая, боковые — узкие. По центру расположен большой купол. В то время храм был весьма амбициозен, как по архитектуре, так и по реализации конструкции.

    София Киевская: здесь уже можно наблюдать здание с 5 явными объемами здания. Это купольный храм с 13 главами, а с 3 сторон окружён двухъярусными галереями. Сам храм сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей. Размеры храма без галерей 29,5 м - длина, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6 соответственно. Высота до вершины центрального купола 28,6 м, площадь под куполом представляет собой квадрат со сторонами 7,6 м.

    Храм Софии Новгородской: пятисекционный, крест ан крест скомпонованный храм. Такие храмы строились на Руси только в XI веке. Аналогичные храмы находятся в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три выступа — центральная пятигранная, и боковые — полукруглые. С трёх сторон центральное строение храма окружают широкие двухэтажные галереи. Сам храм имеет пять башен, а шестая расположена в западной галерее. Крыши башен, купола, выполнены в форме древнерусских военных шлемов.

    Храм Софии Полоцкой: храм возведённый в середине XI века. Один из первых и явный храм с византийской архитектурой. Освящён во имя Святой Софии. Собор претерпел значительные изменения, так как был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко. а вообще все храмы заложенные при Ярославе Мудром, строились по византийскому образцу. О чем уже не раз было сказано.

    3. Почему Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?

    Здесь есть переплетение разных религий. Так Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием теми именами, которые они получили при крещении и при обращении в православную веру, а вот имена Владимир и Ярослав являются их языческими именами.

    4. Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что сделало Древнюю Русь неотделимой частью Европы – постоянно растущее военное и политическое могущество или принятие христианства, появление письменного законодательства, строительство городов, рост торговли?

    Принятие христианства и надежные экономические связи позволили Древней Руси занять новое место в мире. Из за религиозного сближения, перенимания этой культуры, Русь было легче воспринимать как партнера и союзника. Ярослав Мудрый при этом выдал своих дочерей замуж за наследников европейских престолов. Развивалось и образование, а вместе с письменностью и выходили новые законы, Русская правда, Устав Владимира Мономаха. Кроме того возможность противостоять половцам также позволило уже считаться с интересами Руси. Русь стала большим, сильным и важным государством.

    Какая страна дала руси образец храмового строительства?


    Скорее всего Византия.


    Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью изВизантии.


    Что из перечисленного относиться к периоду политической раздробленности руси?

    Что из перечисленного относиться к периоду политической раздробленности руси?

    1 написание "Слова о законе и благодати" 2 строительство софийского собора в Киеве 3 строительство храма Покрова на Нерли 4 строительство Десятинной церкви в Киеве.


    Что дало монгольское нашествие на Руси?

    Что дало монгольское нашествие на Руси?


    Искуство, не получившее развития в храмовом зодчестве в Древней Руси?

    Искуство, не получившее развития в храмовом зодчестве в Древней Руси.


    1. Какая страна дала Руси образец храмового строительства 2?

    1. Какая страна дала Руси образец храмового строительства 2.

    Где русские князья брали средства на строительства храмов главное правило (писать подробно)!


    Что мне дало изучение истории древней руси и средних веков?

    Что мне дало изучение истории древней руси и средних веков.


    Значение крещение руси?

    Значение крещение руси?

    Что плохого дало крещение?


    Значение крещение руси?

    Значение крещение руси?

    Что плохого дало крещение?


    Чем можно объяснить бурный рост жилищного строительства в стране?

    Чем можно объяснить бурный рост жилищного строительства в стране?


    Как вы поняли что такое храмовый комплекс?

    Как вы поняли что такое храмовый комплекс.


    Что дало Руси принятие христианства?

    Что дало Руси принятие христианства?


    Нормы ислама соблюдались во всех сферах жизни мусульман, будь то брачные отношение, питание или одежда. В Халифате процветало производство предметов роскоши : тончайших тканей, керамики, стеклянных ваз и кубков. В искусстве украшать дворцы и развод..


    Завершение промышленного переворота связано с переходом от аграрного общества к индустриальному. В России промышленный переворот начался в 30— 40 - е гг. XIX в. И имел ряд особенностей : К концу царствования Николая I в России насчитывалось уже бо..


    Ответ : В период 20 в возникают существенный сдвиг в социальной структуре Российского общества, а в государственных документах все жители страны так же разделялись по сословному, то есть юридическому признаку на : дворян, духовенство, крестьянство, к..


    В начале октября 1524 г. Восстали крестьяне Хегау. Вскоре к ним присоединись штюлингенцы. В ноябре смута охватила и Клеттгау. «Тяжело смотреть на все, что тут происходит, — доносили габсбургским властям, — и можно опасаться, что дело дойдет до ве..

    А. Человек, находящийся в полной зависимости от господина, раб
    Б. Человек, заключивший договор о выполнении определенных работ в пользу господина
    В. Общинник, попавший в долговую кабалу за ссуду, которую он отрабатывает на поле у человека, ссудившего его деньгами
    Г. Сельский житель, выполняющий повинности в пользу князя
    Д. Владелец вотчины, принадлежащий к высшему слою общества на Руси

    1. Главой Древнерусского государства был(а):
      1. Царь
      2. Великий князь киевский
      3. Воевода
      4. Боярская дума
      1. князья, мещане, служилые люди
      2. посадские люди, купцы, дворяне
      3. князья, дружинники, холопы
      4. дьяки, боярские дети, холопы
      1. Ярополк и Олег
      2. Владимир и Мстислав
      3. Святослав и Игорь
      4. Борис и Глеб
      1. Патриарх
      2. Епископ
      3. Митрополит
      4. Игумен
      1. Смерды
      2. Закупы
      3. Люди
      4. Холопы
      1. Поместьем
      2. Княжеством
      3. Монастырем
      4. Вотчиной

      Вопросы в тексте параграфа

      1. В чём состояли главные особенности древнерусской культуры?

      Древнерусская культура действительно была особенной. Основой культуры Руси являлось культурное наследие восточных славян: мифы, сказания, традиции ремесленничества, искусство древних кузнецов, песни, сказки, былины. Благодаря богатому опыту взаимоотношений с соседскими народами, древнерусская культура впитывала в себя и перерабатывала культурные достижения и традиции соседей: западных и южных славян, балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев. Большое влияние на культуру Древней Руси оказывала Византия. Из Константинополя приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

      2. Что изучали в средневековых университетах?

      Средневековое образование в Европе базировалось на популярных в те времена направлениях культуры: христианском и античном. Так, в первых университетах Византии преподавали не только христианское учение, но и работы античных авторов: Гомера, Платона, Аристотеля и др.

      3. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси IX-XII вв.?

      Самое большое влияние на культуру Руси XI-XII веков на мой взгляд оказала Византия. Однако, из-за своего географического положения и богатому опыту взаимоотношений с соседними племенами и государствами Русь всегда была многокультурным государством. Русь перенимала и перерабатывала культуру и традиции многих народов – балтов, финно-угров, хазар, булгар, печенегов, половцев, южных и западных славян. Кроме того, естественно, одним из самых важных факторов, влияющих на развитие русской культуры стало культурное наследие восточнославянских племен.

      В истории есть много примеров патриотического поведения русских людей. И это не только героизм и самопожертвование на поле боя. Возьмем, например, князя Ярослава или князя Владимира Мономаха. Они при всех своих недостатках проявили настоящий патриотизм и любовь к Родине своим правлением, своими решениями, стремясь улучшить жизнь русских людей и защитить их от внешней угрозы.

      5. Кто является создателем нашего алфавита?

      Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий. По мнению ученых, в основе азбуки Кирилла и Мефодия лежала азбука, существовавшая у славян еще до их крещения. Некоторые исследователи считают, что более поздний и более привычный нам алфавит создал ученик Кирилла и Мефодия Климент Охридский в первом Болгарском царстве.

      6. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?

      Славянская азбука была создана во второй половине IX века. Кирилл и Мефодий создали глаголицу, которая затем была преобразована в кириллицу. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

      7. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?

      8. Какие ещё былинные герои вам известны?

      В период становления Древнерусского государства и непрекращающейся борьбы с кочевниками появилось много произведений устного народного творчества: сказания, былины, сказки, песни. Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Русские былинные персонажи и их прообразы: Вольга — сын Святослава Олег, Владимир Красное Солнышко — Владимир Святой и его правнук Владимир Мономах, Волх Всеславич — Всеслав Полоцкий, Добрыня Никитич — дядя Владимира Святого новгородский посадник Добрыня, Апраксна-королевишна — сестра Владимира Мономаха Евпраксия, Чурило — Всеволод Ольгович. Также нам известны и другие герои былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Святогор, Микула Селянинович.

      9. Используя интернет, сделайте подборку изображений древнерусских украшений.

      Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10

      Вопросы к тексту параграфа

      1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

      Принятие христианства обогатило древнерусскую культуру, открыв для нее искусство христианского мира.

      2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?

      Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Православие, в отличие от католичества, допускало проведение церковных служб на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Развитие письменности и практика образования школ при соборах и монастырях, где людей обучали чтению и письму, в свою очередь привело к распространению грамотности среди городского населения.

      3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.

      4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

      Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. С древнейших времен на Руси преобладало деревянное зодчество. С принятием христианства начали появляться каменные постройки. Первая известная каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве. Первые храмы на Руси строились в византийской традиции. Однако затем стали появляться соборы, которые сочетали византийские и славянские традиции. Яркий пример — Софийские соборы в Киеве и в Новгороде. В них уже начала проявляться так называемая многокупольная пирамида, характерная именно для Руси.

      У византийских художников русские мастера научились работать с разноцветной непрозрачной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Потом была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Древнерусские эмали по цвету существенно отличались от греческих. Русские предпочитали теплую цветовую гамму: коричневый, бордовый, красный, зеленый. Основными произведениями древнерусской живописи являются храмовые фрески и иконопись. На фресках изображались сцены из жизни, а на иконах – изображения святых по строго определенным канонам. Очень известна мозаика Георгиевского собора Юрьевского монастыря. На ней камешки вдавливались в сырую штукатурку под разными углами. Под лучами света изображение искрилось, переливаясь разными цветами.

      Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Параграф 10

      1. Выясните, где находится описанный Н. И. Костомаровым храм — в Киеве или в Новгороде.

      Автор описал храм Святой Софии в Киеве. Конечно, храм Святой Софии в Новгороде строился по образу киевского, но в тексте даны явные указания на местоположение описываемого храма.

      2. Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества?

      3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе

      Зодчество — это вид искусства, оказывающий непосредственное влияние на духовное развитие общества, формирование эстетических взглядов человека.

      Хоры — в архитектуре верхняя открытая галерея или балкон внутри церкви (обычно на уровне второго этажа).

      Алтарь — самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма. В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.

      Мозаика – изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

      Паперть – непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором (входом) храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся.

      Думаем, сравниваем, размышляем

      1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX—XI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

      В IX—XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Европейская культура как единое целое лишь начинала формироваться. Страной с наиболее развитой культурой долго оставалась Византия. Унаследовав многое из Античности, она сумела создать собственную своеобразную культуру. В 855 г. в Константинополе была открыта школа в Магнаврском дворце, которую многие учёные считают первым европейским университетом. Здесь на греческом языке и латыни преподавали крупнейшие деятели культуры. Образование основывалось не только на христианском учении, но и на трудах античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля и др. В XI—XII вв. византийская культура достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры многих стран — Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др. Из Константинополя на Русь приглашали мастеров для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства. Сначала русские мастера копировали изделия византийских учителей, но со временем они стали создавать собственные произведения, воплощая в них свои мысли, надежды, настроения. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов. Древнерусская культура стала отражением национального самосознания и определила мировоззренческие и эстетические идеалы русского народа на несколько веков.

      2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

      По моему мнению, главными темами древнерусского искусства были христианские ценности, патриотизм и единство Руси.

      3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

      Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Если в католических странах Европы языком богослужения, христианской литературы и культуры в целом был латинский, и там, чтобы стать грамотным, нужно было изучить именно латинский язык, то на Руси все эти функции выполнял древнерусский язык. Язык переведенной православной литературы был понятен каждому. Поэтому если в Западной Европе грамотность была уделом лишь незначительной части населения, то ее уровень на Руси был чрезвычайно высок для Средневековья. Интересно отметить, что одна из дочерей Ярослава Мудрого, Анна, вышедшая замуж за французского короля Генриха I и ставшая королевой Франции, умела читать и писать (сохранилась ее подпись), а ее муж — французский король — ставил вместо подписи крест.

      • Десятинная церковь в Киеве — X в.
      • Софийский собор в Киеве — XI в.
      • Фрески Софии Киевской – XI в.
      • Софийский собор в Новгороде — XI в.
      • Остромирово Евангелие – XI в.
      • Слово о Законе и Благодати (Иларион) – XI в.
      • Успенский собор во Владимире — XII в.
      • Слово о полку Игореве – XII в.
      • Моление Даниила Заточника — XIII в.
      • Повесть временных лет (Нестор) — XII в.
      • Житие Бориса и Глеба (Нестор) — XII в.
      • Поучение Владимира Мономаха – XII в.
      • Георгиевский собор Юрьева монастыря – XII в.

      Возможные вопросы на уроке

      1. Как вы думаете, продолжали ли воздействовать языческие традиции на развитие русской культуры после принятия христианства?

      Считается, что в рассматриваемый период наблюдалось три этапа развития русской культуры:

      1. дохристианский период;
      2. принятие христианства, византийские культурные традиции (X-XI вв.);
      3. усиление раздробленности Руси — формирование местных стилевых особенностей в архитектуре, живописи, прикладном народном творчестве.

      Однако я считаю, что древние языческие традиции прошли через все времена и сохранились до настоящего времени — гадания, вера в приметы, духов, масленица, крашеные яйца на Пасху и т. д.

      2. Что повлияло на развитие русской культуры?

      На развитие русской культуры повлияло:

      • Культурное наследие восточнославянских племен
      • Культура Византии
      • Культура соседних стран и народов

      3. Как вы думаете, почему на Руси особенное развитие получили оружейное и ювелирное дело?

      Развитие оружейного дела связанно с тем, что жителям Древней Руси приходилось много воевать. Победоносные войны всегда сопряжены с захватом добычи, в том числе драгоценных металлов, которые шли на изготовление украшений. Воины одаривали ими своих жен, дочерей, матерей

      4. Почему в центре Москвы установлен памятник двум византийцам — Кириллу и Мефодию?

      Кирилл и Мефодий считаются авторами славянской азбуки (глаголицы) и старославянского церковного языка.

      5. Где и как писались древние книги?

      Обычно древние книги писались и переписывались в монастырях и при соборах. Первые русские книги были рукописными. Каждая буква была тщательно выписана по строгим правилам – уставу. Листы книг изготавливались из специально выделанной телячьей кожи. Книги украшались небольшими изящными картинками – миниатюрами. Стоили такие книги очень дорого, поэтому их заказчиками могли быть только богатые люди.

      6. Какими жанрами была представлена древнерусская литература?

      7. Как, на ваш взгляд, появились первые былины?

      Первые былины появились как героические песни, рассказывающие о подвигах воинов. До нас былины дошли в сильно переработанном виде. Зачастую герои былин – собирательные образы, говорящие о героизме, храбрости и единстве русского народа перед лицом врага.

      8. Чем летописание отличается от легенд, былин, современных исторических исследований?

      9. Какие жанры искусства были известны на Руси?

      • Литературные жанры (летопись, слово, житие, поучение)
      • Устное народное творчество (песни, сказания, былины, пословицы, сказки)
      • Зодчество, художественная резьба по дереву
      • Иконопись, мозаики, фрески, настенные росписи
      • Художественное ремесло (оружейное, кузнечное, ювелирное дело, кружевное плетение из проволоки, роспись по меди, эмаль)

      10. Какие храмы называют крестово-купольными?

      Крестово-купольный — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест.

      11. Какие техники использовали русские ювелиры?

      • Литье (украшения создавались путем литья цельной фигуры),
      • Зернь (напаивались мельчайшие шарики металла в виде узора),
      • Скань (тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры),
      • Перегородчатая эмаль (на поверхность украшения напаивались тончайшие ленточки перегородки, составлявшие контур будущего рисунка, эти ячейки заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры, получалась яркая и прочная стекловидная масса),
      • Чернение (сложный сплав олова, меди, серебра, серы и др. наносился на серебряную поверхность и создавал фон для выпуклого изображения.

      Собор Святой Софии в Киеве – это символ Древней Руси и свидетель истории древнерусского государства. Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками. В центральном куполе изображен Христос Вседержитель. Поражают золотым сиянием и яркостью мозаики. Самая известная мозаика собора – Богородица Нерушимая Стена. Центральный купол киевского Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов.

      Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью. При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Древней Руси.

      Запоминаем новые слова

      Граффити — надписи или рисунки, нацарапанные на стенах зданий, сосудах.

      Житие — повествование о жизни святого.

      Миниатюра — художественное произведение, обычно живописное, малых размеров.

      Мозаика — изображение, составленное из скреплённых между собой цветных камушков или стекла.

      Патриотизм — любовь к родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

      Самобытный — своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии.

      Читайте также: