Какая из перечисленных школ древнеиндийской философии не входит в систему астика

Обновлено: 05.07.2024

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции.

4. Диалектический и метафизический методы философского познания.

5. Эмпирический и рационалистический методы философского познания.

З а д а н и е 3. Заполните табл. 1

Дисциплинарная структура философского знания

1. История философии1

7. Социальная философия

8. Философия права

9. Философия экономики

10. Философия природы

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).

Ø Прокомментируйте.

2. Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы обозначить свой род занятий?

3. В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?

И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

Ø Прокомментируйте.

1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.

2. Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими.

б) Бертран Рассел

3. Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.

а) гносеология 1) учение о деятельности

б) онтология 2) учение о познании

в) аксиология 3) учение о бытии

г) праксиология 4) учение о ценностях

4. К методам философского познания относятся

в) линейного программирования,

5. Методологический подход, согласно которому опыт является единственным источником достоверного знания, называется

6. Сопоставьте методологические подходы с противоположными им.

а) рационализм 1) метафизика

б) диалектика 2) эмпиризм

в) идеализм 3) материализм

8. Назовите, какие из перечисленных ниже параметров относятся к числу базовых критериев философского знания.

а) рациональный способ аргументации

9. Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией.

а) гносеология 1) прекрасное

б) этика 2) человек

в) эстетика 3) истина

г) антропология 4) благо

10. Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются?

б) социальная философия

в) философия права

г) нравственная философия

Тема 2. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину), – …

2) Система устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, – …

3) Сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место в определённое время, на заре истории (времени) – …

4) Образ, взятый в аспекте своей знаковости; знак, наделённый всей органичностью мифа и неисчерпаемой многозначностью образа, – …

5) Сфера человеческой познавательной деятельности, направленная на получение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении, – …

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. Понятие мировоззрения.

2. Мифологическое мировоззрение.

3. Религиозное мировоззрение.

4. Мировоззренческая сущность философского знания. Отличие философии от иных форм мировоззрения.

З а д а н и е 3. Заполните табл. 2

Функции философского познания

Примеры вопросов (на которые отвечает философия в

рамках данной функции)

З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии

Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии. нисколько не доказывает верности её, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idее-fiхе2, нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи.

Ø Прокомментируйте.

2. Каковы в приведенной цитате признаваемые и ставимые под сомнение Ницше функции философии?

Философия, и притом каждая отдельная философия, имеет собственный язык. Язык философии отличен как от поэтического языка, так и от языка обыденной жизни. На языке поэзии бесконечное только намечается, не обозначается определённо, как это происходит в языке обыденной жизни с её предметами. Философский же язык должен определённо обозначать бесконечное, как это делает обычный язык с предметами обыденной жизни, как механические искусства обращаются с полезными предметами. Поэтому философия должна создать собственный язык из обоих других. Но, как и сама философия, он находится в вечном устремлении, и подобно тому как не существует ещё однойединственной философии, не существует ещё и одного-единственного философского языка, но каждый философ имеет свой собственный.

Следовательно, философский язык вообще очень изменчив, вполне своеобразен, весьма труден, понятен только для самого философа. Это своеобразие и отличие его от других языков, делающие его трудным для понимания, в чём философов часто упрекает обычный человек, и составляют достоинство философского языка. Ибо форма должна соответствовать своей материи. Философская же материя умозрения пригодна не для всех, а только для немногих людей, и лишь немногие могут понимать её. Нужно философствовать самому, если хочешь понять язык философии, тогда как для понимания поэтического языка нужно обладать лишь обычными, естественными способностями и некоторым развитием.

Ø Прокомментируйте.

2. Поясните, почему Шлегель, определяя философию, считает нужным поставить в центр обсуждения вопрос о языке. Как соотносится знание и выражение знания; возможен ли тип знания, не имеющий соответствующего выражения в языке; каковы формы и границы такового выражения?

З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, что из перечисленного является однокатегориальными формами мировоззрения.

а) религиозное б) адекватное в) научное г) статистическое д) мифологическое

2. Какие из приведенных ниже признаков являются характеристиками философских проблем?

а) разрешимость б) предельность в) практичность г) всеобщность д) обыденность

3. Сопоставьте формы мировоззрения и категории.

а) религиозное 1) истина

б) философское 2) цельность

в) научное 3) вера

4. Укажите, кто из перечисленных лиц является персонажем мифа.

г) Иисус Христос

5. Расположите формы мировоззрения по порядку возрастания их рациональной сложности.

6. Сопоставьте формы мировоззрения и их частные случаи.

а) мифологическое 1) общая теория поля

б) религиозное 2) объективный идеализм

в) научное 3) индуизм

г) философское 4) сказания о возникновении мира

7. Укажите, какие из перечисленных функций являются общими для философии и науки.

8. Какие из перечисленных форм мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии?

а) эстетическое (художественное) б) обыденное в) научное г) религиозное д) мифологическое

9. Укажите, какие из перечисленных функций являются общими для философии и религии.

а) прогностическая б) познавательная в) мировоззренческая г) методологическая д) критическая е) эвристическая ж) ценностно-практическая з) социальная

10. Сопоставьте, в какие эпохи философия ориентировалась и наиболее активно взаимодействовала с иными формами мировоззрения.

а) философское и мифологическое 1) Средние века

б) философское и научное 2) Античность

в) философское и религиозное 3) Новое время

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) В древнеиндийской религиозной и философской традиции духовный Абсолют, безличное духовное начало – …

2) Закон нравственного воздаяния, по которому сумма совершённых поступков предопределяет характер нового рождения и дальнейшего существования, – …

3) В индийской религиозно-философской традиции освобождение от колеса перерождений, преодоление сансары – …

4) Концепция древнеиндийской философии, означающая безначальную и бесконечную цепь перерождений живых существ, – …

5) Понятие в древнеиндийской философии, означающее всепроникающее субъективное духовное начало, – …

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Возникновение, особенности и значение философии в Древней Индии.

2. Философские идеи Вед и Упанишад. Основные положения ортодоксальных школ древнеиндийской философии (астика).

3. Неортодоксальные философские школы Древней Индии (настика). Учение об освобождении в джайнизме. Четыре благородные истины – основа буддистского учения. Материалистическое учение чарвака-локаята.

Индийская философия берет свое начало в богатой культурной традиции многочисленных народностей великой Бхарата-Варши — древней Индии. По самым скромным оценкам, индийская цивилизация возникла за несколько тысяч лет до пашийского периода. Некоторые исследователи, придерживающиеся эзотерической традиции познания, склонны значительно расширять эти временные рамки — до десятков и даже сотен тысяч лет. Истоки духовной культуры Индии, представленные многочисленными мифами, эпическими произведениями, религиозными и дофилософскими учениями, уходят в безграничные исторические глубины. М.,2002. С.29…

Непосредственной основой философских систем древней Индии был корпус ведической литературы и связанная с ней древняя религия брахманизма.

Фундаментальные представления о мире и человеке, характерные для ведической религии и брахманизма, позднее стали предметом дальнейшего развития или критики философских школ.

В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:

Точное количество Упанишад определить невозможно, так как их написание продолжалось вплоть до XIX века. Но наиболее авторитетными являются древние Упанишады, среди которых Чхандогья Упанишад, Айтарея Упанишад, Каушитаки Упанишад, Кена Упанишад, Тайттирия Упанишад и другие. Упанишады являются завершением первого этапа индийской философии — ведического. Буддизм Веданта Индия Философия

Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (с III века н.э. по VII век н.э.). К этому времени накопилось огромное количество философской литературы, и возникла острая необходимость ее систематизации и обобщения, что и было сделано в Сутрах — кратких сводных трактатах Маппельмана В.М. История философии. МОСКВА, 1997. С. 14-15.

Древнеиндийская философия - Общие черты философии Древней Индии

Общие черты философии Древней Индии

Долгое время индийская философия оставалась практически неизвестной в западном мире. Даже в 20 веке не все системы восточной философии были достаточно изучены. В то же время стиль или форма выражения индийской и даже китайской мысли часто подвергались необоснованной критике и пренебрежению — говорили, что это не философия, а смесь мифологии, религии и мистицизма. Даже сегодня можно встретить учебники, в которых восточная мысль рассматривается лишь поверхностно и бегло, или вообще не рассматривается. Все это является логическим следствием предвзятых представлений многих западных, в том числе и российских, философов об истории, особенностях и проблемах восточных учений. Аблеев С.Р. История мировой философии. МОСКВА. 2002. С. 33.

Философская традиция Индии очень своеобразна и во многих отношениях существенно отличается от европейской философии. Отметим его общие, наиболее существенные черты:

В большинстве случаев существование рассматривается в терминах идеалистического монизма. Крайний материализм, подобный учению чарваков, очень редко встречается в индийской философии. Несмотря на значительное развитие различных научных дисциплин (математики, механики, астрономии, химии, медицины и т.д.), связанных с изучением объективной реальности, многие философские доктрины склонялись к субъективному опыту и поэтому не были свободны от некоторой степени спекуляции. Вся индийская культура, включая философию, характеризуется приверженностью традициям. В крайних случаях это приводило к исторической инерции и тормозило развитие прогрессивных культурных тенденций.

Философские школы Древней Индии

Традиционно школы индийской философии делятся на две группы:

  • …ортодоксальный (asthika)….
  • Неправославные (настика).

Принципом разделения является отношение той или иной школы к Ведам и ведической религиозно-философской традиции.

Ортодоксальные школы признают авторитет Вед, а значит, существование Бога, бессмертие души, жизнь после смерти, реинкарнацию души, высшие миры. Это: санкхья (Капила), йога (Патапджали), ньяя (Готама), вайшешика (Канада, он же Улука), миманса (Джаймипи), веданта (Бадараяпа). Последние две школы основываются непосредственно на текстах Вед. Первые четыре формируются на независимых основаниях. Все эти школы идеалистичны или склонны к идеализму.

Неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед или, по крайней мере, критически относились к основанному на них брахманизму, который к тому времени принял формально-ритуальный, догматический характер. К ним относятся: Адживика (Маккхали Госала), джайнизм (Махавира), Чарвака, или Локаята (Брихас-пати), и буддизм (Гаутама Будда).

Рассмотрим неортодоксальные школы индийской философии.

Джайнистская доктрина долгое время существовала только в устной традиции, дополнялась и интерпретировалась. Согласно джайнизму, природа человека дуалистична. Его материальная и духовная составляющие связаны кармой. Объединение тела и души через узы кармы приводит к появлению конкретного человека. Продолжая жить, этот человек может контролировать и управлять состоянием материальной составляющей своей сущности.

Позже джайнизм развился в две школы мысли, отличающиеся степенью аскетизма. Самыми ортодоксальными джайнистами были дигамбары (облаченные в воздух, т.е. отвергающие всякую одежду). Более умеренный аскетизм соблюдали шветамбары (одетые в белое). С появлением буддизма влияние джайнизма стало ослабевать, хотя он и сохранился в современной Индии.

Школа Тхеравады

Буддизм — это религиозно-философское учение о достижении нирваны (состояния полного избавления от страданий). Одна из современных религий мира. Противоречит Веданте в утверждении способности человека достичь самоопределяющегося освобождения. История философии в схемах и комментариях. СПб, 2010. 11.

Этический взгляд на буддизм заключается в том, что буддисты отказываются обсуждать что-либо, выходящее за рамки этики. Согласно им, следующие вопросы бессмысленны: мир вечен или не вечен? мир конечен или бесконечен? душа едина или не едина с телом?

Пока человек обременен земными заботами, он находится в состоянии неведения относительно того, что он должен делать, чтобы достичь совершенства. Главная проблема для него — найти истинный путь к спасению.

В своих доказательствах существования мира вайбхашики апеллировали к опыту, который дает неопровержимые свидетельства о природе вещей. Под опытом они подразумевали знания, полученные в результате непосредственного контакта с объектом. Мир открыт для восприятия. Ошибочно думать, что нет восприятия внешнего мира, так как без восприятия не может быть умозаключений. Говорить об умозаключении, которое совершенно не зависит от воспринимаемого объекта, противоречит здравому смыслу. Путем дедукции можно узнать, что внешние объекты есть везде, но что их существование обычно обозначается восприятием. Воспринимаемые объекты существуют только в течение очень короткого времени, как вспышка света. Атомы разделяются мгновенно, а их агрегаты существуют лишь короткое время. Вайбхашики считали, что постоянными сущностями являются не преходящие явления, а элементы, лежащие в их основе, то есть дхармы, и представили подробную классификацию типов дхарм. Согласно учению этой школы, Будда — это обычный человек, который перестал существовать после достижения просветления (бодхи) и перехода в окончательную нирвану через смерть. Единственным божественным элементом в жизни Будды было его интуитивное постижение истины, которого он достиг без помощи других.

Ортодоксальные школы древнеиндийской философии

Ньяя и Вайшашика — это две школы, которые возникли как отдельные школы и позже слились в одну.

Их сторонники считали, что атомы, хотя и не различаются по размеру и форме, обладают свойствами, которые их отличают: Температура, вкус, цвет и т.д. Однако их учение существенно отличалось от атомистических доктрин, возникших в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики считали, что не атомы составляют материальный мир, а дхарма, то есть нравственный закон, управляющий миром.

Школа Ньяя также известна тем, что создала сложную логическую систему. Он был основан на выделении 7 категорий: Субстанция, качества, активность, отношение всеобщности, отношение частностей, отношение внутренности и небытие. Хотя количество категорий не совпадает с системой Аристотеля, между ними можно найти интересные соответствия. Однако главной целью логического учения была формулировка рекомендаций по правилам умозаключения.

Санкхья и йога — две другие родственные ветви индийской мысли. Основное различие между ними заключается в том, что школа Санкхья в основном занимается онтологическими вопросами и разработала очень специфическое мировоззрение, в то время как школа Йоги больше занимается практическими вопросами. Взгляды этих школ практически идентичны; единственное существенное различие заключается в том, что йоги признают существование высшего персонифицированного существа, в то время как школа санкхья отрицает его существование.

Санкхья — дуалистическое учение, основанное на противопоставлении духа (пуруша) и материи (пракрити). Пурушу можно приравнять к сознанию, а пракрити — к телу; но такое отождествление не совсем корректно, поскольку сторонники этой школы относят все психические процессы к деятельности пракрити и материи. Пуруша полностью пассивен и не может действовать самостоятельно, а Пракрити активна, но не имеет сознания. Так, на ранних этапах развития учения пуруша мыслился как нечто единое, общее для всего мира; позднее представление об этом начале трансформировалось: пуруша стал рассматриваться как индивидуальное начало, то есть человеческая душа, и, следовательно, из единого он стал множественным.

Последователи школы Санкхья описывали происхождение мира как взаимодействие между двумя началами. Перед началом космического цикла три гуны Пуруши — радостная, страстная и невежественная — находятся в состоянии покоя. Затем эти энергии вступают в игру и создают 24 основных элемента мира. Но и здесь особое понимание психических процессов как проявлений Пракрити, а не Пуруши, выражается в признании не только материальных субстанций, но и сознания, самосознания и чувства в качестве основных элементов. (рис. 1)

Школа йоги попыталась разработать практические принципы поведения человека на основе идей, сформированных в школе Санкхья. Спасение человека с точки зрения этих двух философских школ заключается в признании того факта, что Пуруша полностью независим от Пракрити. И для того, чтобы достичь спасения, представители школы йоги разработали специальные практики, основанные на аскетизме и медитации. С помощью этих практик человек становился совершенно спокойным, впускал свое индивидуальное существо во вселенский разум и таким образом достигал свободы от материального.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Философия Древней Индии

Религия

Различные школы философии рождались на основе разных точек зрения на извечные вопросы бытия. Каждый основатель своего учения, пытаясь доказать правоту своих мировоззрений, окружал себя учениками и последователями, которые поддерживали и развивали философию именно этой школы. Порой учения разных школ буквально противоречили друг другу, но, опираясь на законы той же философии и логики, каждая точка зрения имела право на существование.

Зарождение философии в Древней Индии

Самые древние из изученных на сегодняшний день — это философские изыскания Древней Индии. Их зарождение относят ко II тысячелетию до н.э. Основаны эти учения были на изучении окружающего мира, человеческих отношений, всего того, что связано с природой существования человеческого тела и его души. Но изыскания не имели твердой научной базы, скорее они относились к логическим выводам из увиденного и прочувствованного. Это были первые шаги к научным учениям и объяснениям различных явлений в жизни человека.

Смотрите обзор достопримечательностей Гоа. Ведь даже на пляжном курорте Индии есть на что посмотреть.

При всем многообразии дешевого съема жилья в виде хижин и бунгал, рекомендуем ознакомиться с отелями Северного Гоа.

Можно сказать, что вся мировая философия своими корнями уходит вглубь веков и опирается на изыскания Древней Индии. Рассмотрим важные особенности философии Древней Индии подробнее.

К знаниям имели доступ только мужчины трех первых каст, четвертая каста, равно, как и все женщины, от знаний были отстранены. Их достоинство ценилось наравне с животными.

Основные школы философии Древней Индии

Рассмотрим кратко, чем отличаются две школы разных философских убеждений.

  1. Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.
  2. Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.
  3. Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

Брахманизм

Арии принесли в культуру Индии новый мир философских учений и представлений. У них были свои боги, которые требовали жертвоприношений.

В процессе общественного развития происходило переосмысление философских течений, основы которых были заложены в глубине веков. Далее они стали основами возникновения новых религий, таких как индуизм (продолжение брахманизма перемешанного с ведической философией и местными религиями) и буддизм.

Как мы сейчас знаем, буддизм из философской школы вырос до таких высот, что стал одной из трех мировых религий и распространился в странах востока и Юго-Восточной и Центральной Азии.

Санхья — эта школа учит признанию материального и духовного начал. Материальные ценности находятся в постоянном развитии, духовное начало — вечно. Материальное уходит вместе со смертью человека, духовное же начало продолжает жизнь.

Ньяя — школа, высшим духовным наставником которой является бог Ишвара.Учение школы — это вывод из ощущения, аналогии и свидетельства окружающих.

Миманса — школа основана на принципах логики, разумного объяснения, оно признает духовное и материальное существование.

Вайшешика — эта школа основывает свои принципы на знании того, что все окружающие человека, как и он сам, состоит из неделимых частиц, которые имеют вечное существование и управляются мировой душой, т.е. богом.

Йога — это самое известное направление из всех школ. Она основана на принципах бесстрастия, созерцания и отрешенности от материального. К достижению гармоничного освобождения от страданий и воссоединения с богом, ведут медитации. Йога лояльно относится ко всем существующим школам и к их учениям.

Буддизм — философия этой школы провозглашена официальной религией. Основатель — Сиддхартха, которого прозвали Буддой, т.е. просветленный. В основе философии школы лежит путь просветления, достижение нирваны. Это состояние полного покоя и невозмутимости, освобождение от причин возникновения страданий и боли, от внешнего мира и мыслей, с ним связанных.

Чарвака (Локаята) — школа основана на мудрости учений о том, что все сущее состоит из воздуха, воды, огня и земли, т.е. четырех стихий, в различном сочетании. После смерти, при распадении этих элементов, они присоединяются к своим собратья в природе. Школа отрицает существование любого другого мира, кроме материального.

Джайнизм — название школа получила по прозвищу своего основателя — Джина, жившего в IVв до н.э. Главный тезис заключается в вере в Таттва. Это сущность, материал для создания всего строения мира — душа (джива) и все, что ей не является (аджива) — материальное окружающее человека. Душа вечна, и у нее нет создателя, она существовала всегда и она всемогуща. Цель учения — образ жизни человека, отказавшегося от низменных страстей — полный аскетизм и послушание учителю, победившему собственные страсти и способному научить этому других.

5. Основные черты, проблемы, категории и школы философии Древнего Китая.

6. Космоцентрический характер античной философии: поиск первоначала.

Космоцентризм – это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии и философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единственного начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

Вместе с тем это принципиально важный этап становления философиикак сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Началоевропейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории. Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.

7. Становление диалектических идей: онтология Гераклита, Парменида, Демокрита, гносеология Сократа.

Онтология- учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда онтологию отожествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.

Бытие – последнее , о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть определено традиционным образом. В любой проблеме, особенно это касается понятий духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что само не может быть определено. Бытие – это чистое существование, не имеющее причины, оно причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность как таковая. Поскольку бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия – попытка приобщится к истинному существованию, обретение самобытности, свободы.

ГЕРАКЛИТ. Вопрос о природе изменчивости мира. Изменение — постоянный переход в новое состояние. Изменение постоянно хар-ет мир. Изменчивость — постоянство мира. Следовательно, идёт постоянное изменение — переход в противоположное состояние. Изменчивость — состояние действия, где противоположные начала меняются местами. Всё это идея о том, что движение — есть связь противоположностей, т.е. ДИАЛЕКТИКИ. Олицетворением диалектики яв-ся огонь — вечно движущееся начало. Само начало огня — яв-ся исходным началом мира. Мир — это разгорающийся и затухающий огонь. Ритм (логос) нах-ся в постоянном движении. Гераклит осмыслил со всех сторон идею изменчивости.

· Путь мнений — много разных способов жить, но этот путь не дает опр-ти.

· Путь истины — есть только 1 истина, и она постоянна, есть БЫТИЕ — то, что есть и не может не быть, и что есть всегда. БЫТИЕ вечно, неподвижно, неделимо, неизменно, постоянно. Бытие требует мысли. След-но, ч-к д/ жить по мысли, а не по мнению. Бытие открывается в МЕТАФИЗИЧЕСКОМ мышлении.

Парменид первый метафизик (мир постоянен). У Парменида появ-ся идея теоретического мышления. Он основатель элейской школы - становление идеи движения.

Гераклит утверждал, что все находится в состоянии постоянного изменения или движения (“Все течет и изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды”.). В то же время Парменид считал, что ничто не находится в состоянии изменения!

Гераклит говорит, что:

1. все находится в состоянии непрерывного изменения, однако

2. изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и

3. этот закон включает взаимодействие противоположностей,

4. причем это взаимодействие противоположностей как целое порождает гармонию.

Мы можем интерпретировать Гераклита и так: все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил.

След. Шаг попытка соединения двух начал бытия: постоянства и изменчивости. Отсюда, классические концепции античной Ф. Появ-ся 2 варианта решения этого вопроса.

8. Философия софизма, скептицизма, гедонизма, кинизма, стоицизма.

Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — философско-этическое учение (в античной философии главный представитель — Эпикур), согласно к-рому движущей силой, мотивом и целью поступков человека является получение наслаждения, удовольствия. Так, для Эпикура наслаждение — основа и принцип счастья, первоначальное и естественное добро. Однако наслаждением, приносящим счастье, может стать лишь такое, за к-рым не следуют страдание и боль. Поэтому нельзя быть счастливым без мудрости, справедливости и умеренности. Христианская этика целиком отбросила Г., в частности эпикурейский, как стремление к земному счастью. В новое время, в кон.18 — нач. 19 в., Г. пытались возродить английские утилитаристы (Утилитаризм). В их учении, однако, Г. превратился в принцип буржуазной индивидуалистической этики. Утилитаризм связал наслаждение с пользой, выгодой, к к-рой должен стремиться любой ценой человек буржуазного общества.

Киники (греч. kynikуi, от Kynуsarges — Киносарг, холм и гимназий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками; лат. cynici—циники), одна из так называемых сократических философских школ Древней Греции. Её представители (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет и др. ) стремились не столько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определённого образа жизни. Главное, что от них осталось в сознании последующих поколений, —это не трактаты, которые они писали, а преимущественно анекдоты: бочка Диогена, его просьба к царю Александру Македонскому: “Отойди и не засти мне солнца”; брак Кратета, осуществляемый прямо на площади, и т. п. Примитивность кинического философствования, поражающая при сравнении с виртуозной диалектикой платонизма и аристотелизма, —лишь оборотная сторона стремления всецело сосредоточиться на одной и притом, возможно, более простой идее. Мыслить по-кинически— только средство; цель — жить по-кинически. Учение кинизма, созданное в условиях кризиса античного полиса людьми, не имевшими своей доли в гражданском укладе жизни (основатель кинизма Антисфен был незаконнорождённым), обобщает опыт индивида, который может духовно опереться лишь на самого себя, и предлагает этому индивиду осознать свою извергнутость из патриархальных связей как возможность достичь высочайшего из благ: духовной свободы. Последовав примеру Сократа, киники довели его установки до небывалого радикализма и окружили атмосферой парадокса, сенсации, уличного скандала; недаром Платон назвал Диогена“Сократом, сошедшим с ума”. Если Сократ еще демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то киники с вызовом именовали себя“гражданами мира” (термин “космополит”был создан ими) и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее: Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия— “без общины, без дома, без отечества”. Киники хотели быть “нагими и одинокими”; социальные связи и культурные навыки казались им мнимостью, “дымом”(в порядке умственного провоцирования они отрицали все требования стыда, настаивали на допустимости кровосмесительства и антропофагии и т. п. ). “Дым”нужно развеять, обнажив человеческую сущность, в которой человек должен свернуться и замкнуться, чтобы стать абсолютно защищенным от всякого удара извне. Все виды физической и духовной бедности для киников предпочтительнее богатства: лучше быть варваром, чем эллином, лучше быть животным, чем человеком. Житейское опрощение дополнялось интеллектуальным: в той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, “идеи”Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету. Философия кинизма послужила непосредственным источником стоицизма, смягчившего кинические парадоксы и внёсшего гораздо более конструктивное отношение к политической жизни и к умственной культуре, но удержавшего характерный для кинизма перевес этики над другими философскими дисциплинами. Образ жизни киников оказал влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма (особенно в таких его формах, как юродство и странничество). Типологически школа киников стоит в ряду разнообразных духовных движений, сводящихся к тому, что внутренне разорванное общество восполняет социальную несвободу асоциальной свободой (от йогов и дервишей до современных хиппи). Наиболее ярким представителем школы киников по праву считается Диоген Синопский.

Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с 3 века до н.э. до 3 века н.э.Стоицизм - наименее греческое из всех философских школ. Ранние стоики в большинстве своем Сирийцы: Зенон Китеонский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам относится Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий - римляне. Стоики в своих воззрениях выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней свободы - от страстей. Согласно Хрисиппу существует мировая душа - это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно нежный, как бы тончайший вид материи. Марк Аврелий - римский император был убежден, что бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя. Для него вселенная - тесно связанное целое - это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли: учение было построено на самообладании, терпении и т.д. Они считали, что все в мире предопределено, бог не отделен от мира - он душа мира. Стоики исходили из принципа всеобщей целесообразности. Все имеет свой смысл. Сенека: свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями, ничто не может ее изменить. Отсюда покорность и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоический мудрец не сопротивляется злу: он его понимает и стойко пребывает в его смысловой текучести. Стоики исходили из того, что тело мира происходит из огня, воздуха, земли и воды. Все бытие мыслилось только как разная степень напряжения божественно материального первоогня.Этот огонь превращается во все прочие стихии. По утверждению стоиков, судьба есть космос. Зенон говорил, что судьба - это власть, двигающая материю. Он определял бога, как пламенный разум мира: бог наполняет собой весь мир, как мед наполняет пчелиные соты. Стоики считали, что все человеческие существа равны. Философское начало коренится в человеческом субъекте. Язык тоже субъективен. Стоики окончательно разделили философию на логику, физику и этику. Этика стоиков призывала скорее к терпению, чем к надежде.

9. Философия Платона: онтология, гносеология, социально-политические и этические взгляды.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями. Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

10. Философия Аристотеля: онтология, гносеология, социально-политические и этические взгляды.

11. Теоцентрический характер средневековой философии. Этапы развития: патристика, схоластика, апологетика.

В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

Патристика (от лат. pater – отец) – общее название литературы, написанной так называемыми отцами церкви. В теологии патристика является частью догматики, с которой она по преимуществу отождествляется. В истории философии это понятие используется для обозначения христианской теологии и философии I-VIII вв., когда ее представители защищали христианскую доктрину от "язычников", евреев, государственной власти и античной философии. Начиная с III столетия патристика, наоборот, стремится приспособиться к неоплатонизму и использовать его философские основы для обоснования христианства. Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства могли рассчитывать на известность и признание. Этим четко определенным содержанием и направленностью средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

В повседневном общении схоластикой часто называют представления, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Апологетика – ранняя патристика. Время средневековой философии заканчивается к XV в., когда философия освобождается от власти церковных канонов.Истоки философии Средневековья находятся в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства.Характерные черты средневековой философии: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, принцип откровения.

12. Проблема веры и знания, проблема универсалий в средневековой философии.

Читайте также: