Какая бывает речь 3 класс русский язык школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Так говорят, когда по речи человека определяют его образованность, воспитанность, эмоциональное состояние, его профессию, характер, потому что всё это отражается на человеческой речи.

Спишите. Приведите примеры для подтверждения этой мысли.

Если у человека красивая, грамотно построенная речь без слов-паразитов, то такой человек кажется нам хорошо образованным, начитанным.

2

Прочитайте.

Слушать , читать, разговаривать , писать, думать, говорить , вспомнить, объяснить .

Какие слова вы отнесёте к устной речи? Подчеркните их. К каким видам речи вы отнесёте другие слова?

Письменная речь — читать, писать.
Внутренняя речь — думать, вспомнить.

Какие из данных слов имеют следующие значения:

а) пользоваться, владеть устной речью — говорить;
б) вести разговор, беседовать — разговаривать.

3

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1. Слово — что воробей, вылетит — не поймаешь.

То, что уже сказано, нельзя вернуть обратно.

2. Что написано пером, того не вырубишь топором.

3. Сначала подумай, а потом скажи.

Прежде чем сказать что-то, важно обдумать это и осознать ценность слов.

Спишите ту пословицу, в которой говорится о письменной речи.

Что написано пером, того не вырубишь топором.


Цель: использование приемов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся. Задачи: - прививать любовь к родному языку; - закреплять знания и умения, полученные на уроках; - воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; - развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время; - расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке; - развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность; - повышать общую языковую культуру.

Содержимое разработки

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Неклюдова Е.А. учитель начальных классов

Предмет: Русский язык.

Класс: 3 класс

Тема: Язык и речь

Цель: использование приемов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.
Задачи:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
- повышать общую языковую культуру.
УУД:
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы, контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: высказывания писателей о русском языке, карточки с заданиями, словарь русского языка С. И. Ожегова, компьютер, проектор, экран, электронная физкультминутка

Организационный момент.

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

Самоопределение к деятельности

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли

Л. Успенский

- Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей)

- На уроках русского языка, мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов. Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

- Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь? Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды: ~ слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

Работа по теме урока

- Какие виды речи иллюстрируют рисунки?

Упр. 2, с. 6 (учебник Русский язык 3 класс. Школа России. Авт.: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Подберите к рисунку нужную подпись.

Чистописание

Я яя яг ял ям ся ня тя

язык, язычок, русский язык

(Работа над многозначностью слова язык)

- Говорят: Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.

- Докажите, что это предложение.

- Сколько в нём слов?

- Запишите это предложение. Какая мысль заключена в предложении? Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?

Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.

Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют ~ многозначными. Слово язык – многозначное слово.

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова

- Посмотрите в толковом словаре значение слова язык.

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе

Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе

3. ед. Речь, с. ЯЗЫК 3 , а, мн. и, ов, м. (стар.). Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.).

Объяснение нового материала (1).

УСТНАЯ РЕЧЬ - это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.

О каких знаках идёт речь? ~ (Буквы).

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - речь, это способность человека писать и читать. Для письма мы используем буквы, разные знаки.

В древней Руси писали на бересте - березовой коре. Бумаги тогда еще не было.

А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)

Физкультминутка

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

- Объясните их смысл.

- Выполните письменное задание к упражнению.

Для чего же нужна речь?

(Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.)

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Подведение итогов урока.

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Домашнее задание: вариативное 1) найти и записать 3-4 пословицы о речи и языке;

2) выучить стихотворение о языке


-75%

Виды речи:

  • устная речь - звучащая речь. Устную речь мы произносим и слышим.
  • письменная речь - это речь записанная с помощью букв или других знаков. Письменную речь мы пишем и читаем.

Эти виды речи относятся к внешней речи. Внешняя речь - это речь, адресованная другим людям.

Есть еще внутренняя речь - речь, которую мы адресуем самому себе, когда думаем, мечтаем или размышляем о чем-то.

Внешняя речь (устная и письменная) может быть в форме монолога, диалога или полилога:

Монолог - это речь одного лица.

Диалог - речь двух лиц, где они поочередно слушают и говорят друг с другом.

Полилог - речь нескольких лиц.

В диалоге и полилоге начало каждой фразы на письме отображается с помощью тире. Очень часто используются обращения.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Наша речь. Виды речи"

Здравствуйте, друзья мои! Разрешите представиться. Я – профессор Грамматейкин.


Я очень счастливый человек, потому что занимаюсь любимым делом – изучением русского языка. Ведь он такой богатый, великий и загадочный. Можно всю жизнь изучать его и при этом постоянно узнавать что-то новое и неизведанное.

Сегодня я хочу предложить вам поговорить о нашей речи и её видах.

Посмотрите на эту девочку.


Видите, чем она занята? Вот она что-то пишет, говорит, о чём-то задумалась или мечтает.

Когда человек о чём-то думает, он как бы разговаривает сам с собой. Только эта речь не слышна окружающим, она внутри человека. И называется такая речь внутренней.

Как только мы начинаем вслух произносить наши мысли, речь из внутренней превращается в устную. Ну а если мы запишем какие-то мысли, то тогда уже эта речь становится письменной.

К письменной речи, конечно, относится не только то, что написано ручкой на бумаге, но и то, что напечатано и можно прочитать.


Я думаю, вы догадались, что все эти три вида речи тесно связаны друг с другом.

Но потом в моей голове как будто сама по себе родилась маленькая история. Я её записал в тетради, а теперь хочу рассказать вам. Вот послушайте.


На празднике надо веселиться: играть, смеяться, петь и танцевать! Зато над нашим праздником от души посмеялись мои одноклассники.

Ребята, как вы думаете, какой вид речи мне понадобился для создания рассказа – внутренняя, письменная или устная речь? Конечно, все три! Ведь сначала я придумал рассказ, потом записал его, и затем рассказал!

Ребята, в моём рассказе есть ещё одно мудрёное слово – ВМЕСТЕ.

Вме-сте, вме-сте – в этом слове две гласные Е.


Но вернёмся к теме нашего урока – видам речи. Друзья мои, я хочу вам посоветовать: прежде, чем что-то сказать, обязательно надо продумать, о чём вы будете говорить. Иначе получится так, как у моего соседа Васи. Как-то раз он решил рассказать мне о том, какой интересный фильм недавно посмотрел. И вот что я услышал от Васи:

Честно говоря, я ничего не понял из рассказа Васи. А вы?


А всё потому, что Вася не продумал, о чём и как ему надо говорить. И речь его получилась бессвязной – одни эмоции и никакого смысла.

О том, как построить свою речь красиво и правильно, так, чтобы окружающие хорошо понимали, о чём вы хотите рассказать, мы обязательно поговорим на одном из следующих уроков. А теперь пришло время подвести итоги этого урока.

Я надеюсь, вы не забудете:

Речь бывает внутренняя, устная и письменная.

И закончить нашу встречу сегодня я хочу мудрыми русскими пословицами:

Хорош праздник после трудов праведных.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Мне бы хотелось, чтобы вы применили все три вида речи – записали эти пословицы и подумали, а потом рассказали, какой смысл в них заключается.

Читайте также: