Как земфира стала популярной кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 16 лет Земфира Рамазанова выбирала между баскетболом и музыкой. Она была чемпионкой России, капитаном юниорской сборной и одной из лучших в своем возрасте. Но выбрала музыку. Поступила в училище искусств и пошла играть в переходы.

Дальше – выступления в ресторанах, работа на радио, первые песни. В 1998 году (Земфире 22) − запись альбома. Через год – взрыв.

Этот текст – попытка разобрать Земфиру: характер, культурный феномен, механику написания песен, творческие темы, путь наверх и причины такой массовой любви.

Как она шла к популярности

Земфира с детства знала, что станет звездой. И шла к этому. С пяти лет училась в музыкальной школе. В семь лет написала песню. Окончила музыкальную школу с отличием. Потом − с красным дипломом училище.

«С самого начала она выделялась из всех. Остротой ума, ответами. Это природа просто, это божий дар. Она была такая независимая. Но в профессиональном отношении впереди всех. Ее отличала железная воля. Она всегда добивалась своего.


Почему ее образ понравился стране

Сама Земфира говорит, что не считает свою музыку выдающейся. И что ее успех – в труде и тщательном подходе:

И вне жанров. Попсовая для рока − слишком жесткая для попсы. Рок в России был мужским и каноничным, попса – карамельной и улыбающейся. Земфира заняла позицию между. Ее называли прорвавшимся голосом поколения.


«Банально, но на старте карьеры Земфира взорвала хорошими песнями, прямо по-настоящему хорошими: с яркими мелодиями, с эффектными динамическими арками (громко-тихо), с хуками в припевах, с драйвом. Плюс очень узнаваемая авторская подача и интонация – не по лекалам, а изнутри. И никого похожего в русской музыке на нее не было. Хотя певицы с яркой органикой бывали, в том числе и в рок-контексте – например, Янка Дягилева.

Журналист Александр Кушнир, работавший с певицей еще до выхода первого альбома:

Почему она такая закрытая


Любовь к уединению, но публичная профессия – одна из драм Земфиры. Она считает себя общительной, но только с теми, с кем интересно и с кем может.

«Я раньше была веселым, открытым, общительным человеком. Популярность ломает сильно. Не нужно знакомиться с автором. Потому что в этом нет смысла. Его работа – это лучшее, максимум, на что он способен. И при знакомстве вряд ли получишь что-то больше. Мне особо нечего говорить людям, кроме своей музыки. Моя жизнь ничем не отличается от вашей.


Какая она

Перфекционистка, которая всегда стоит на своем. Все, кто работал с Земфирой, рассказывают о ее желании все доводить до идеала.


Независимая. «Я никого ни о чем не прошу. Просто прошу не мешать. Я боец. Я никому ничего не должна. Я выбрала сама себе эту профессию. Хочу – делаю, не хочу – не делаю. Меня не заставят. Я для себя так решила, и не сдвинет меня никто и ничто.


Как менялись ее альбомы, ее звук и она сама

Земфира тоже говорит, что песни – ее максимально точные портреты. Получается, альбомы тоже.

«Мне удалось избавиться от лишнего в аранжировках. Пластинка довольно минималистичная.

В описании альбома Земфира прокомментировала каждую песню.


За что ее так любят. Монолог фанатки

Рассказывает Юлия Выдрина – она слушает Земфиру все эти 20 лет:

Практически сразу я начала от нее фанатеть. У меня был первый альбом на кассете, слушала его в плеере на батарейках. Я ездила в институт на электричке и бесконечно ее слушала. Собирала газетные вырезки, где она была. По четвергам приходила свежая пресса в киоски, и мы ее караулили. Нас знали продавщицы, оставляли нам, если там было про Земфиру.

После концерта я очень долго была в состоянии шока. Мне казалось, что я перестала быть собой, стала другой. Я наполнилась любовью к ней.

Отношение дополнялось, конечно, с каждым концертом. Сначала это были ближайшие города: Челябинск, Екатеринбург. Повзрослев, стала ездить везде за ней. Навскидку, я была на 50-60 ее концертах. В последнем туре в 2016-м я была на 14 концертах из 20.

Так получалось, что каждый ее альбом был круче и ближе мне. Как будто она росла, и я вместе с ней. Каждый альбом отвечал мне на жизненные вопросы на то время.


И я очень много людей приобрела благодаря ее концертам. Мы каждый день общаемся в соцсетях. Можно сказать, что мои самые близкие друзья – это фанаты Земфиры. Хоть мы все с разных городов и даже стран. И вообще мы все разные.

Нас объединяет не только любовь к Земфире. Еще любовь к искусству и музыке в целом. Наверное, повышенная человеческая чувствительность. И все мы какие-то творческие: кто-то рисует, кто делает музыку, кто-то пишет. Среди нас нет угрюмых.

Недавно мы пришли к тому, что мы все достаточно интровертные. То есть мы много общаемся, вместе живем в турах, ездим друг к другу в гости. Но подробности личной жизни мы узнаем только спустя долгие годы или вообще не узнаем. Даже можем не знать, кто из нас кем работает. Хотя мы пережили вместе столько трудностей и моментов. Никто никогда не лез в чужую жизнь. Мне кажется, мы друг к другу относимся так, как Земфире бы хотелось, чтобы к ней относились.

Были моменты, когда мы с ней встречались вне концертов. Она сама подходила, молча жала руку, высказывая этим почтение. Чаще всего это были случайные встречи. И из нашей компании фанатов ни один человек не подойдет к ней сам, не станет ей что-то говорить, спрашивать.

Я сама летала с ней в одном самолете. Она проходила мимо моего кресла. Но истинный фанат не покажет ей: смотри, я здесь. Поэтому это глубочайшее почтение с ее стороны, когда она делает к нам шаг, сама подходит. Чаще всего это одно-два предложение или совсем молча. Именно разговора у меня с ней не было. Но и без этого все контакты с ней – большое наполнение энергией.

С ней комфортно стоять рядом. Нет никакого страха. Мне казалось, что она суровый, жесткий человек. Но это прошло, когда я увидела ее. Когда жала руку – она была теплая и мягкая. Энергетика у нее очень мощная, даже молча постояв минуту рядом, это ощущаешь. Это словами не объяснить – ты как будто наполняешься, становишься выше ростом. Чувствуется, что она необычный человек. Даже вот это взгляд, когда у нас случался – глаза в глаза – сразу ощущаешь, что это космический человек.


Наверное, ее сила в том, что она ни на кого не похожа. И она такая очень хрупкая, девчоночка. Боишься ее даже как-то обидеть, тронуть. Но внутренне очень сильная. Все пытаются разгадать феномен Земфиры, но ни у кого это еще не получилось. Секрет, наверное, в том, что для каждого он свой.

Мы каждый год как-то поздравляем ее с днем рождения. Мне больше всего понравилось, как мы сделали в 2016 году. Это было в поселке Подосинки, мы снимали ее портрет из людей с коптера. Это было самое массовое поздравление. Нас было около 400-500 человек. И все стали как единое целое. На улице было градусов 35 жары, люди падали в обморок. И все равно стояли до конца, не жалуясь. Падали в обморок и вставали. Съемки шли два дня, мы ночевали в этом поле. Сперва геодезисты выставляли приборы с лентами. На второй день приезжали люди, мы их расставляли, долго репетировали. Были отдельные секторы, кураторы.

Рената и Земфира

Личная жизнь Земфиры всегда на замке: она никогда не рассказывала об отношениях ни одной детали – даже маме. Но всем интересно, поэтому вокруг много тайн и сплетен.

Главная – Рената Литвинова. Они познакомились в 2004 году и близки с тех пор. Земфира пишет песни для ее фильмов, а Рената снимает ей клипы. Они отрицают романтические отношения, но не человеческую любовь друг к другу.

Земфира:


Рената:

С Ренатой они до сих пор вместе – близко дружат, делают фильмы, летают на концерты и с трепетом говорят друг о друге.


10 правил Земфиры по тому, как писать песни

Но ее часто спрашивали о механике создания и особенно написания текста. Она рассказывала немного, но за столько лет накопилось достаточно.

Вот основные правила:

1. Земфира пишет тексты от руки на бумаге.

5. Как рождается песня: «Из мелодии, из какой-то фразы, из какой-то мысли. Это может быть одна строчка, может быть четыре. У меня возникают одновременно мелодическая строчка и текстовая. Достаточно часто я сразу слышу готовый вариант песни.


В том числе поэтому Земфира не любит рассказывать о своих текстах. Она не может объяснить, о чем ее музыка. Не нужно понимать, что она имела в виду. Нужно просто слушать.

8. Земфира ощущается грустной и депрессивной певицей, потому что эти эмоции самые сильные внутри нее: «Минорных песен больше, чем мажорных. Мне больше нравится грустная эмоция. Печаль – мое любимое состояние. Она меня сильнее цепляет. Я очень люблю радоваться, я много улыбаюсь. Но как эмоция грусть мне более симпатична.

Мне кажется, что нашим людям, и мне в их числе, страдать нравится больше, чем радоваться. Радость вообще быстротечна, а страдание крепче цепляет. Крючки у него поострее.



Он самый культовый, и о нем Земфира рассказала больше всего – в начале карьеры еще не чувствовала такой сакральности песен.

Земфира лежала в двухместной палате с двумя кроватями: на одной – она, на другой – гитара. Персонал больницы хорошо относился к Земфире и знал, что она пишет музыку.


О чем она поет − разбирают научные исследования

Магистранты департамента социологии московского НИУ ВШЭ в 2016 году проводили исследование текстов Земфиры. Выборка: 44 песни с 7 альбомов (каждая вторая песня). Здесь его можно прочитать полностью. Мы сжато пересказываем:

  • В 50% главный герой песен Земфиры не определен. Женский – в 40%. Повествование от мужского лица – 10%.
  • Основная эмоция – печаль (30%), второе место у стыда (18%), третье – у страдания (16%).
  • Время чаще всего настоящее (57%), у будущего 23%, у прошедшего – 20%. При этом в начале карьеры прошедшее время у Земфиры проскакивало чаще.
  • Самое популярное время суток – ночь (28%), вечер (15%), день (4%).
  • Основное время года – зима (67%), дальше осень (22%).
  • Чаще всего в песнях Земфиры идет снег (33%) или дождь (27%), реже всего светит солнце (13%).
  • Самые популярные стихии – вода (29%) и воздух (21%).
  • Часто упоминается транспорт, особенно самолеты (31%) и корабли (30%).
  • Популярные части тела – голова (31%) и руки (21%).

«Лирический герой, созданный в песнях Земфиры, является не только носителем сознания, но также предметом изображения, что приближает ее лирику к традиции Серебряного века, где присутствие субъекта высказывания – одна из важнейших особенностей поэзии таких лириков, как Андрей Белый, Есенин, Ахматова, Цветаева. Влияние последней на Земфиру особо ощутимо.


У нее есть способность, присущая настоящему поэту: передавать словами, незаконченными предложениями, неправильными формами – незаконченность жизни, эмоции. Она очень серьезно относится к поэзии. И у нее много строчек, которые посвящены тому, как она сочиняет стихи.


Она поет всегда про смерть. Не значит, что стремится к ней. Просто учитывает. Серьезная культура всегда работает на грани смерти.

P.S.

Главная задача этого текста – максимально широко объяснить и понять Земфиру. Редактор постоянно напоминал: будь объективен. Я старался.

Но, когда закончил и перечитал, понял: текст все равно очень субъективный. Может, это не проявляется явно, но сам угол освещения, акценты и междустрочье – они все равно разоблачают автора.

Сила Земфиры в том, что она не рисует конкретные истории. Она набрасывает образы и передает настроения. И слушатель сам ими распоряжается. Сам себя в них вписывает.

Поэтому неважно, о чем ее песни − часто она сама не может объяснить. Важно, что они вызывают. Она нажимает на чувства. Играет на них, как на клавишах.

И чем у человека тоньше кожа, тем сильнее и чаще под пальцами Земфиры сжимаются его чувства. И без разницы, кто он: матерый мужик с завода, ученица средней школы, пенсионерка или молодой журналист.

Рамазанова Земфира Талгантовна (Земфира) – популярная певица, композитор и автор своих песен. Музыкальный стиль: рок, поп-рок.

Родилась в Уфе 26 августа в 1976 году, в башкиро-татарской семье. Отец – учитель истории, а мать – врач-специалист. Старший брат погиб.

С пяти лет Земфира занималась фортепиано в музыкальной школе.
Уже в 7 лет написала свою первую песню. В школьном возрасте начала учиться играть на гитаре. Даже потом исполняла известные песни прямо на улице.

С 1999 года – всего было выпущено шесть студийных альбомов, которые получили колоссальное внимание публики и прессы. Содержанием своих песен Земфира смогла выразить и выявить проблемы современного поколения, а также оказала значительное влияние на молодые рок-группы 2000-х.

Внешний имидж певицы и манера поведения на сцене и в разговорах с прессой, постоянно претерпевали изменения. Многие ее ответы журналистам были резкими, грубыми и опрометчивыми. С музыкальными продюсерами часто обходилась также. Не раз сама выступая в роли продюсера.

А ведь начиналось всё так:

С этой детской песенкой Земфира Рамазанова, пятилетняя девочка из татарской семьи, в 1981 году дебютировала на уфимском телевидении. Естественно, тогда никто и предположить не мог, что это будущая звезда.

Хотя уже в то время любимым занятиями маленькой Земфиры было пение песенок и извлечение упорядоченных звуков из музыкальных инструментов.

Но не ленивый

Дальше в песенке червячок назывался ленивым, но ленивым ребёнком Земфира не была. Порой доходило до того, что она занималась сразу в семи кружках и спортивных секциях. Однако в итоге это распутье привело к развилке – музыка или баскетбол.

Земфира настолько здорово играла в баскетбол, настолько отдавалась этой игре, что доигралась до того, что попала в состав юношеской сборной России. Команда уфимских девушек выигрывала первенство тогда ещё СССР два года подряд (1990, 1991). Поэтому лучшего её игрока и капитана не могли не заметить тренеры сборной.

Земфира — российская рок-исполнительница, автор текстов, композитор и музыкальный продюсер. Она заложила направление в русской музыке, которое журналисты определили как женский рок. Популярность певицы, стремительно взлетевшей в топы всех радиостанций, за многие годы не идет на спад.

Детство и юность

Земфира Рамазанова родилась в Уфе в интеллигентной семье. Ее отец Талгат Талхович преподавал историю, а мать Флорида Хакиевна работала специалистом по лечебной физкультуре. У девочки был старший брат по имени Рамиль, с которым у нее сложились доверительные отношения. Долгое время считалось, что Земфира только наполовину татарка, но позднее в интервью она призналась, что у ее бабушки в паспорте национальность башкирка была указана ошибочно.

Талант Земфиры к музыке раскрылся рано, уже с 5-летнего возраста будущая певица училась в специализированной музыкальной школе.

В молодости Рамазанова серьезно занималась баскетболом. Несмотря на то что девочка была в команде ниже всех (впоследствии ее рост составил 173 см при весе 58 кг), она стала капитаном юниорской сборной России. Таким образом, в последних классах перед ней встала дилемма: спорт или музыка. Земфира выбрала последнее и поступила в Уфимское училище искусств на отделение эстрадно-джазового вокала.

Дебютные альбомы

Музыка

Пауза и возвращение

Читайте также: