Как закрыть детский сад

Обновлено: 02.07.2024

Проблемы, связанные с работой мини-садов, преимущественно нелегальных и не соответствующих всем необходимым санитарным нормам, нарастают во всех регионах как снежный ком.

О причинах появления нелегальных детских садов и способах борьбы с ними рассказал адвокат Олег Сухов.

По официальным оценкам, сегодня в стране открыто более 4 тысяч мини-садов, которые посещают 16 тысяч детей. Однако на самом деле таких заведений в разы больше — просто они не попадают в поле зрения официальной статистики по той простой причине, что не являются легальными. При этом проблемы, связанные с работой мини-садов, преимущественно нелегальных и не соответствующих всем необходимым санитарным нормам, нарастают.

Из благого дела мини-сады становятся ощутимым фактором дискомфорта и дополнительных издержек для жителей многоквартирных домов, в которых чаще всего и располагаются стихийные дошкольные учреждения.

Откуда берутся нелегальные детские сады?

По закону для открытия полноценного детского сада нужна лицензия на ведение образовательной деятельности. Чтобы получить такой документ, необходимо выполнить ряд весьма строгих предписаний. Так, помещение для детсада должно быть отдельно стоящим зданием или располагаться только на первом этаже, иметь запасные выходы, отдельную огороженную территорию для прогулок и место для въезда автотранспорта.

Разумеется, большинство детсадов, расположенных в квартирах панельных многоэтажек, таким требованиям не соответствует. Очевидно, что получить лицензию на открытие детского сада в своей или арендованной квартире невозможно.

Однако организаторы детсадовского бизнеса элегантно обходят требования закона. Они регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП), арендуют обычную многокомнатную квартиру, размещают рекламу об открытии детского сада, формируют группу временного пребывания детей из 5–10 человек.

Предприниматель, решивший оказывать услуги по уходу и присмотру за детьми, не обязан уведомлять госорганы (например, управление образования либо Роспотребнадзор) о начале такой деятельности.

Детские сады — источник дискомфорта?

Во-первых, мини-сады становятся фактором дискомфорта и дополнительных издержек для жителей многоквартирного дома. Прыгающие, бегающие, кричащие и рыдающие дети особенно раздражают пожилых жильцов. Возрастают затраты собственников недвижимости на эксплуатацию общего имущества (уборку подъезда, ремонт и пр.). Поток посетителей мини-сада приводит к ускоренному износу внутридомового оборудования (в частности, лифтов).

В-третьих, жители обеспокоены безопасностью детей. Как правило, на прогулку воспитанников мини-садов выводят в необорудованные и не изолированные от проезжей части улицы дворы, парки, скверы. Также детсады размещаются на верхних этажах жилых домов, что создает риск для жизни и здоровья детей, поскольку окна и балконы квартир зачастую не оборудованы специальными защитными ограждениями.

Действующее законодательство не запрещает гражданам, проживающим в жилых помещениях на законном основании, использовать квартиры для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности (ст. 17 ЖК РФ).

Статус индивидуального предпринимателя является для организаторов детских садов надежной защитой: выселить из многоквартирного дома мини-сады, нарушающие права и покой соседей, не так-то просто, хотя и возможно. Вопрос о размещении детсада в жилом доме не требует согласования с собственниками помещений в многоквартирном доме, с управляющей организацией или ТСЖ.

В единичных случаях владельцы мини-садов идут возмущенным соседям навстречу — оборудуют помещения специальным звукопоглощающим покрытием, соглашаются встречать детей и родителей на крыльце подъезда, вкладывают средства в оборудование детских площадок, ремонт подъезда и пр.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут установить ограничения на пользование общим имуществом (лифтами и подъездами) для третьих лиц, которые не являются законными пользователями жилых помещений дома (например, для родителей детсадовских детей). При участии представителей управляющей компании и собственников квартир необходимо составить акт о фактическом использовании жилого помещения, в котором разместился мини-сад, документально зафиксировав число лиц, которые преимущественно и регулярно пользуются квартирой, потребляют коммунальные ресурсы.


Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2020 г. № 33 – 3208/2020 (33 – 33101/2019)

Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.
Ответчик не согласился с вынесенным решением и подал апелляционную жалобу.

Апелляционный суд изучил материалы дела и установил:

  • жилые помещения предназначены для проживания граждан (п. 2 ст. 288 ГК РФ, ч. 1 ст. 17 ЖК РФ);
  • разместить в жилом помещении предприятие, учреждение или организацию можно только после его перевода в нежилое помещение (абз. 2 ст. 288 ГК РФ);
  • пользование жилым помещением осуществляется с учетом прав и законных интересов проживающих в нем граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями (п. 4 ст. 17 ЖК РФ);
  • использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается только проживающими в этом жилом помещении лицами на законных основаниях и если такая деятельность не нарушает права и законные интересы других граждан (ст. 17 ЖК РФ).

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2021 г. по делу N А56 – 24814/2020

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 апреля 2019 г. N 33 – 9598/2019

Суд первой инстанции назначил судебную строительно-техническую экспертизу. По результатам ее проведения выяснилось:

Суд первой инстанции удовлетворил требования частично: взыскал компенсацию морального вреда — 20 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя —15 000 руб., расходы по судебной экспертизе —17500 руб., расходы по уплате государственной пошлины — 150 руб.

Ответчик остался недоволен решением суда первой инстанции и подал апелляционную жалобу.
Апелляционный суд изучил материалы дела и оставил ранее вынесенное решение без изменений.

Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями:
➜ в Telegram,
➜ в Instagram,
➜ во ВКонтакте.

Особенности ликвидации образовательного учреждения определяются их особым правовым статусом. Такие учреждения образуются в формате некоммерческой организации и обладают высокой социальной значимостью. Поэтому их закрытие должно быть мотивировано и предварительно оценено, с точки зрения последствий для общества.

Правовое регулирование

Ликвидация образовательной организации предполагает ее полное закрытие без правопреемства и реорганизации в другое учреждение. Государственные или частные образовательные учреждения могут быть ликвидированы на основании:

Согласно п. 1 ст. 22 273-ФЗ, образовательное учреждение имеет форму НКО. Организация может иметь государственную, муниципальную или частную формы собственности. Согласно ст. 10 273-ФЗ, образовательная организация подлежит ликвидации в порядке, установленном гражданским правом с учетом некоторых особенностей данного типа учреждения.

Основания

Образовательная организация может быть ликвидирована по причине истечения срока ее создания или достижения целевого ориентира ее учреждения.

Решение о ликвидации образовательного учреждения принимает ее учредитель или тот орган, который наделен полномочиями на это. Именно письменное официальное решение о ликвидации будет являться основанием для закрытия образовательного учреждения.

Если принимается решение о ликвидации государственного образовательного учреждения, то должен быть издан специальный акт органа федеральной власти или органа субъекта РФ, который являлся учредителем бюджетной организации. Когда закрывается муниципальное образовательное учреждение, то решение о ликвидации принимает уполномоченный орган муниципального района или городского округа.

Решение об упразднении федерального органа исполнительной власти обычно сопровождается подготовкой пояснительной записки. В ней приводится обоснование целесообразности ликвидационных действий.

В случае если ликвидируется частная образовательная организация, то решение принимается собственниками.

Выше перечислены основания для добровольной ликвидации учреждения именно по решению собственников. Тогда как, помимо такой формы закрытия учреждения, различают еще принудительный формат прекращения деятельности по решению судебной инстанции. Основания для принудительной ликвидации содержатся в ст. 61 Гражданского кодекса. Такое решение может быть принято при обнаружении противоправной деятельности в работе образовательной организации, при неисполнении ею законных предписаний контролирующих инстанций, при несоответствии целей создания некоммерческой организации ее реальным действиям, при отзыве лицензии на осуществление образовательной деятельности и пр.

Наиболее частой причиной для закрытия образовательного учреждения в принудительном порядке по иску контролирующих инстанций является отсутствие у него лицензии на занятие подобного рода деятельностью.

Исковое заявление в суд о ликвидации может поступить от органа государственного или местного самоуправления.

Порядок ликвидации

Порядок упразднения образовательной организации предполагает прохождение следующих этапов:

Необходимые документы

Помимо общего комплекта документов, которые требуется подготовить всеми организациями перед закрытием, при ликвидации образовательного учреждения нужно составить:

  1. Положительное заключение комиссии о последствиях решения о закрытии учреждения, принятого федеральными или региональными органами власти.
  2. Документ, подтверждающий учет мнения жителей сельского поселения при ликвидации сельской школы или иного муниципального учреждения. Также при закрытии сельского учреждения требуется обосновать необходимость закрытия. Например, из-за отсутствия педагогического состава, учеников или недостаточности финансирования.

Критерии для оценки последствий от закрытия образовательного учреждения должны определяться Правительством. Обычно оцениваются социальные, экономические и педагогические риски закрытия и возможные пути для минимизации негативных последствий. В комиссию, которая выносит свой вердикт, входят представители заинтересованных инстанций, в частности, представители Министерства образования.

Особые правила ликвидации муниципальной школы или иного сельского учреждения образования связаны с государственным приоритетом по сохранению малокомплектных школ в селах и созданию благоприятных условий для проживания в российских селах.

  • местного референдума;
  • схода граждан;
  • собрания граждан;
  • опроса граждан;
  • обращения граждан;
  • в иных формах непосредственного обращения граждан к местным властям.

Муниципальные органы власти вправе принимать локальные нормативно-правовые акты, которые регламентируют порядок учета мнения граждан по вопросу ликвидации местных школ.

При закрытии частного образовательного учреждения никакие дополнительные документы в виде обоснования, экспертного заключения не требуются. Достаточно только решения владельца.

Сроки проведения

Сроки ликвидации образовательного учреждения определяются в индивидуальном порядке.

Если у организации были долги, то процедура может занять до года, тогда как при их отсутствии она проводится в течение полугода. Минимальные сроки для ликвидации образовательного учреждения составляют 2 месяца: именно столько отводится на учет требований кредиторов к учреждению.

Таким образом, как и любая НКО, образовательное учреждение может быть закрыто на добровольной и принудительной основе. Ликвидация образовательного учреждения означает его полное закрытие без передачи прав и обязанностей к другой организации, после чего оно полностью прекращает существование. Инициаторами ликвидации могут стать Правительство или муниципальные власти для федеральных и муниципальных бюджетных организаций или собственник – для частного учреждения. Особенностью процедуры ликвидации образовательного учреждения бюджетного типа является необходимость экспертизы социальных последствий принятия решения о закрытии учреждений. Обязательным элементом закрытия сельской образовательной организации является учет мнения всех жителей поселения.

Здравствуйте! При каких условиях администрация дошкольного образования может закрыть дет.сад? У нас дет сад маленький по площади и посещают детишек в младшей группе 13 человек и в старшей- 16 человек.С лицензиями всё в порядке, но администрация предупредила, будите что нибудь добиваться или жаловаться, закроем сад на совсем. подскажите пожалуйста как быть?

Не наблюдаю оснований для закрытия детского сада в случае, если условия содержания в нем соответствуют законодательно установленным, если не закрывается на капитальный ремонт, если нет предписаний соответствующих органов о приостановке деятельности детского сада, если количество детей в группах соответствует оптимально предусмотренному (п. 1.10.2. СанПиН 2.4.1.2660-10). Максимум, что возможно, введение неполного рабочего времени, исходя из п. 1.5. и п. 1.6. указанного СанПин.

Полагаю, что Вам следует обратиться в прокуратуру с жалобой на действия администрации, в которой также указать на угрозы о том, что закроют в случае если будете жаловаться.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/29.0.1547.2 Safari/537.36

Читайте также: