Как взаимосвязаны бытие и сознание в чем состоит различие взглядов идеалистов и материалистов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Данный афоризм, если кто забыл, принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. Учение его строится вокруг идеи, что на мировоззрение человека, его мысли и чувства влияет общественная среда. Соответственно, чтобы изменить способ мышления, нужно поменять среду обитания.

Споры по этому поводу не утихают по сей день, так как в основе утверждения лежит извечный философский вопрос - что первично: материя или сознание.

Какой конец выберешь – тот и будет Началом.

Но есть ещё один очень важный момент, на который не принято обращать внимания.

Маркс - материалист, и в своей теории о классовой борьбе рассматривает общественное бытие и общественное сознание.

Идеалисты же всегда говорят о личном, индивидуальном. И они абсолютно правы в том, что сознание отдельно взятого человека может не зависеть от его бытия. Более того, он способен изменять среду обитания вокруг себя.

  • Идеи представляют собой качество, но они всегда единичны.
  • А вот материя - это общее, масса, количество, которая образуется из отдельных элементов разного качества.

Поэтому в неоднородном обществе на отдельно взятую личность всегда будет оказывать влияние социум, навязывая свои правила и нравственные ценности. И как бы человек не старался идти своим путём, сознание его будет отталкиваться от образа того бытия, в котором он сформировался как личность.

Становится очевидно, что для изменения мышления, необходимо сформировать другую среду обитания.

Совершенствование среды обитания. Зачем это нужно?

Для материалистов этого вопроса не существует вовсе, ведь они живут зримым, ощутимым, плотным. Для достижения счастья в их понимании, нужен комфорт, создать который можно теми же видимыми средствами.

В итоге, у материальных не возникает в душе противоречий и они находят себе место в системе.

Гораздо труднее приспособиться идеалистам. Так как для них внутреннее важнее внешнего. У них более тонкая душевная организация и потому личный жизненный ритм, как правило, не соответствует общественному. Они постоянно отстают от стремительных материалистов, которые изменяют всегда лишь внешнюю сторону, обходя стороной тонкоматериальную.

Но несмотря на различия в мышлении, и тем и другим необходимы благоприятные условия для творчества и созидания. Идеалистам даже в большей мере, у них запросы выше.

Тут то мы и подходим к самому главному: КТО должен предоставить нам всё необходимое для гармоничной жизни?

Материалисты производят то, на что способна их мысль и воображение. Цивилизация, в которой мы живём, создали они.

А что же идеалисты? Где их Творение? Почему образы, ими представляемые, не воплощаются в жизни?

Ответ на поверхности. Идеалисты по своей сути индивидуалисты и живут личным. Для того чтобы объединить свои образы в один Единый Образ, в них должно родиться чувство коллективизма, умение подчинять свои интересы общему делу.

Но даже этого будет мало, так как придётся воплощать рождённый Образ в жизнь, производя усилия в плотном мире. И, поскольку внешние действия для них затруднительны, то осуществить задуманный проект можно лишь в сотрудничестве с материалистами, осознавшими необходимость перемен.

Однако, человечество, как никогда, разрозненно и сотрудничество не стоит на повестке дня. Разные языки, верования, нравственные ценности. Жажда наживы и власти. Власти слишком далеки от чаяний народа.

И в таком вот состоянии мир замер в ожидании квантового перехода. В надежде, что кто-то или что-то со стороны изменят наши чувства, мысли, интеллект, взаимоотношения. Предоставит нам условия для гармоничного развития и счастья.

Люди мечтают перенестись в пятое измерение, где нас с распростёртыми объятиями встретит новое Бытие.

Но к его созданию мы не приложили никакого усилия, а подаяние Природой не предусмотрено. Придётся ещё потрудиться, чтобы сформировать прекрасное Бытие коллективным Сознанием.

Сознание - неосязаемый продукт Мозга, неотделимый от него (материализм) и вооружающий Мыслителя-носителя способностью селекции информации, с отбором выгодных преимуществ.

Материализм отражает в своих понятиях достоаерную картину мира, в свойствах которой заложена возможноть правильной ориентации в Настоящем, прогноз Будущего и познаваемость мира (спираль эврлюции). Для идеалиста Природа и внеший мир, как набор чувственных ощущений, механически повторяющийся в своих свойствах и в целом не- познаваемый (вращение по кругу без поступатель. Читать далее

Ну да, особенно у нас в стране, где господствовал материализм была достоверна картина мира))). И у нас. Читать дальше

Классическое разделение материализма и идеализма выглядит как противопоставление института науки отрицающей существование биологического интернета и виртуального существования личности во сне, с религиозно образованными гражданами верящими в биоинтернет.

Материализм и идеализм в философии

Есть не так много вопросов в философии, которые столь же фундаментальны и извечны, как вопрос о том, что первично – материя или сознание. Этот вопрос является одним из основных во всей философской науке, и он в значительной мере повлиял на ее развитие и углубление. Мыслители давно пытаются выяснить, что же произошло в самом начале и породило все многообразие жизни и мира. Другими словами, бытие ли определяет сознание или же наоборот? Последователей первой точки зрения называют материалистами, а тех, кто придерживается противоположных воззрений, – идеалистами.

Если суть этих двух философских направлений понять не так уж сложно, то разобраться во всех их нюансах, деталях и подтипах гораздо сложнее. Ориентироваться в теории как идеализма, так и материализма – дело не из легких, и обилие имен представителей обеих позиций, равно как и разнообразие терминов, может сбить с толку. В этой статье мы предлагаем вам вместе с нами попробовать разобраться в главных направлениях философской науки.

Давайте разберем суть обоих подходов к вопросу первичности сущего, их положения и предпосылки, а также познакомимся с их разновидностями и основными представителями. Начнем, пожалуй, с определений и прояснения сути отношения материи к сознанию.

В чем суть материализма и идеализма

Как было указано выше, материализм в корне отличается от идеализма в вопросе о том, что первично: бытие или сознание, материя или мышление. Поясним.

Материалисты убеждены, что материальное первично и объективно, в то время как сознание, мышление, духовное – суть производное этой формы бытия.Сознание зависит от материального и подчинено ему.

В противовес этому, идеалистическая направленность признает первичность мышления, сознания, идеи. Все материальное, все существующее явилось порождением, продуктом сознания, и, таким образом, внешний мир – суть отражение внутреннего. Единственно верным и существующим является то, что мы ощущаем, чувствуем, осознаем, а внешний мир и предметы – это проекция наших внутренних процессов, комбинации наших сенсорных ощущений. В обоих направлениях вопрос отношения мышления к бытию отличается в ряде моментов, и о них стоит поговорить отдельно.

Поскольку к данной теме неприменим строго научный принцип опровергаемости (фальсифицируемости), т.е. невозможно однозначно доказать или подтвердить одну из теорий и опровергнуть противоположную, сам вопрос тоже остается открытым. Споры о том, что было раньше, курица или яйцо, продолжаются по сей день и двигают познание вперед.

Теперь давайте познакомимся с основными представителями идеализма и его формами.

Идеализм

Внутри идеализма выделяют объективный и субъективный идеализм.Различаются эти две точки зрения своим взглядом на существующую материю. Объективный идеализм признает реальный, существующий мир, а наряду с ним и мир идей,некое мировое сознание. Последнее и является формирующим и определяющим все сущее. Те же, кто придерживается субъективного идеализма, считают, что реальность представляет собой лишь наши ощущения и восприятие, и все, что действительно есть, – это наш чувственный опыт, мысли и сознание. Таким образом, внешний мир существует лишь как отражение наших субъективных сенсорных восприятий и переживаний.

Идеализм уходит своими началами вглубь веков, в античную философию. Одним из первых апологетов такого подхода можно назвать Платона (V-IV вв. до н.э.), а среди философов Нового Времени — Лейбница (1646–1716) и Гегеля (1770–1831). Они представляли направление объективного идеализма и признавали наличие некоей души, которая все породила и господствует над всем материальным. Именно благодаря этому идеальному (= нематериалистическому), бестелесному, психическому началу человек способен понимать абстрактные и нематериальные явления, руководствоваться этикой и моралью, испытывать высокие чувства и переживать духовный опыт.

Те философы, которые стояли на позициях субъективного идеализма, настаивали на том, что окружающие нас предметы и мир являются не более чем производными от наших ощущений. К этим философам относились Джордж Беркли (1685–1753), Дэвид Юм (1711–1786), Иммануил Кант (1724–1804) и другие.

Многое в теории идеализма роднит его с религией, и за это он часто подвергался критике. Религиозные и схоластические авторы Средневековья много писали о божественном происхождении всего сущего как творении мышления Бога. Так, идеалистические выкладки в очень большой степени использовались средневековыми схоластами и философами для подтверждения существования бога и религиозных догматов.

Кроме того, другим поводом для критики идеализма становился тот факт, что в нем можно найти продолжение примитивных воззрений мифологического общества. Так, тяготение к анимизму и антропоцентризму высмеивалось противниками идеализма как пережиток первобытного сознания. Напомним, что анимизмом называют представление о том, что все предметы и явления обладают душой, в то время как антропоцентризм – это мировоззренческая позиция о том, что человек является центром мироздания, и мир рассматривается как существующий, в первую очередь, для человеческого блага.

Материализм

Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.

Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.

Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.

Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.

Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.

Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.

Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.

Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.

Как совместить материализм и идеализм?

В стремлении примирить две противоречащие друг другу точки зрения на материю и сознание философская мысль рождала новые установки и направления познания. К примеру, такое философское учение как пантеизм объединяет все сущее с Богом. Таким образом, материя неотделима от сознания, и противоречие снимается.

Далее стоит упомянуть гилозоизм, согласно которому вся материя тем или иным образом одушевлена. Все тела в мире, природа и космос представляют собой живые организмы, в которых проявляется Мировая душа.

Однако же наибольшей степени гармоничности идея совмещения материализма и идеализма достигла в учении о дуализме. Суть его заключается в том, что оба начала – материальное и идеальное, бытие и сознание – признаются как равноправные и независимые друг от друга. К дуалистам относились такие мыслители как Рене Декарт (1596–1650), Вольтер (1694–1778), Исаак Ньютон (1642–1727) и другие.

Таким образом, философская мысль с древних времен стремилась найти точки соприкосновения идеализма и материализма и даже совместить их. В то же самое время однозначного ответа на основной вопрос философии о соотношении духа к материи, мышления к бытию по сей день нет. Философы продолжают искать ответы и на другую сторону вопроса: а познаваем ли мир вообще? Но это отдельная дискуссия, о которой мы, вполне возможно, поговорим в будущем.

А сейчас предлагаем проверить, насколько вам удалось разобраться в материале статьи, с помощью небольшого теста.

Теперь подведем итоги всему вышесказанному.

Резюме

Итак, главный вопрос, на который философия пытается ответить уже много веков, – это вопрос о том, что первично: материя или дух, бытие или сознание. Здесь существует две диаметрально противоположные точки зрения – материализм и идеализм.

Первый утверждает, что материальное начало первично и доминантно по отношению к идеальному, духовному, психическому. Сознание порождено бытием, которое отражает и стремится осмыслить. Три основные разновидности материализма включают:

  • стихийный материализм Античности;
  • механистический материализм Нового времени;
  • диалектический материализм отцов коммунистической мысли.

Идеализм же в свою очередь признает первенство за сознанием. Первичны и реальны именно наши субъективные ощущения и мышление, с помощью которых мы осваиваем мир, а предметы и прочее – лишь проявления этих ощущений, утверждают идеалисты. Это направление философии подразделяется на объективный и субъективный идеализм.

Оба мировоззрения резко противопоставлены друг другу и несовместимы. Тем не менее дуализм стремился примирить обе эти точки зрения, признавая равнозначность и равноправность обоих начал. Одно остается неизменным – тема, которой сотни лет, и поныне остается актуальной. Таков один из главных вопросов философского знания, который в своей диалектике способствовал развитию и углублению этой дисциплины.

Главное, продолжайте задаваться вопросами и искать на них ответы, углубляя свое понимание.

Разница в мере: у кого, что стоит на первом месте, что важнее, сознание или материя. Идеализм производное от идеи, т.е. мысли, сознания. Мы ничего не сможем сделать, не подумав. Свмое главное, у каждого человека, счастье, у материалистов заключается, в приобретении иатериальных благ, которых постоянно хочется все больше и больше, чтобы чаще испытывать радость. Создается зависимость, как у наркомана. И если происходит сбой, то он влечет за собой стрессовые переживания. Истинное счастье – постоянный, внутренний, психический комфорт, достигаемый свободным от материи, сознанием.

Деньги, вещи, разумеется, нужны, но они не должны станоаиться целью, а быть средством для достижения благих целей.

Материалист старается, работает. А идеалист философствует лёжа на диване.:)

Идеалисты всегда в поиске идеалов, а не найдя, впадают в депрессию. а материалисты счастливы от того, что достигли своей цели и обогатились не смотря на несовершенный мир.

Спасибо за единомыслие, мне приятно что я не одинока в своём понимании.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

— целеполагающая (ставит перед собой цели);

— управленческая (управляет своим поведением).

Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.




При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

Читайте также: