Как выражается в поэзии ахматовой гражданская позиция поэта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 1942

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922 В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. 1961

Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Она — и поэт, и женщина. Воображение художника и чувства жены, матери. Пусть трубят газеты о Героизме, Подвиге, Славе -кто лучше ее поймет чувства той, чей муж или сын не вернулся домой? И что такое героизм перед горечью потери?

Для того лъ тебя носила Я когда-то на руках… …Без недели двадцать лет Он глядел на божий свет. После революции встал вопрос об эмиграции. Уехало так много близких! Но слишком дороги оказались родная земля, родная речь.

С 75-го года ее печатают очень редко. К этому времени она уже сделала свой выбор — неучастие. Нет возможности печататься — есть возможность писать, называя вещи своими именами. Она изучает Библию, древних авторов, Шекспира, Пушкина. И — никакой конъюнктуры.

— А Вы это можете описать? И я сказала: — Могу.

Каким бесстрашием надо было обладать, чтобы в те годы сочинять такие стихи — и читать их знакомым, когда посадить и расстрелять могли за то, что слушал — и не донес. Но ни один из многочисленных слушателей не выдал ее.

Началась Великая Отечественная война. Ахматову она настигла в Ленинграде. Когда-то, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для нее так же немыслимо представить, что можно отдать ее врагу.

  • Не страшно под пулями мертвыми лечь,
  • Не горько остаться без крова, —
  • И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово,
  • Свободным и чистым тебя пронесем,
  • И внукам дадим, и от плена спасем
  • Навеки.
  • Я была тогда с моим народом
  • Там, где мой народ, к несчастью, был.

Этим она заслужила истинное звание народного поэта и тем, что, в отличие от многих и многих, не изменила ни своему таланту, ни друзьям, ни взглядам. Хотя иногда это было неимоверно трудно.

  • Из-под каких развалин говорю,
  • Из-под какого я кричу обвала,
  • Как в негашеной извести горю
  • Под сводами зловонного подвала,
  • пишет она в 1959 году.

Ее судьба — образец достоинства, силы и мужества. Маленькая хрупкая женщина, которую не смогла сломить вся государственная машина.

Гражданская лирика А. Ахматовой

Гражданская лирика А. Ахматовой

Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…

А. Ахматова, поэт огромного поэтического дара, возвышенного и трагического, вошла в русскую литературу прежде всего как певец любви. Однако с течением времени времени бурь и потрясений в судьбе России ее лирика, поначалу камерная, интимно-исповедальная, обретает высокое гражданское звучание. Уже в годы первой мировой войны в ее творчество вошли мотивы гражданственности, самопожертвования, любви к Родине. Ахматова сразу определила для себя главное: быть вместе с Россией на всех ее путях и перепутьях.

Программным в этом отношении следует считать строки: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…” Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Блок сказал об этом стихотворении: “Ахматова права. Это недостойная речь”. “Глухой и грешный” край, Россия всегда остается для поэтессы единственной обителью. Хранить верность Родине вот главный гражданский долг.

В одном из стихотворений 1922 года Ахматова пишет: “Не с теми я, кто бросил землю на растерзание врагам”. Участь изгнанника представляется ей не только недостойной, но и жалкой. Она предпочитает, оставаясь на Родине, принять вместе с ней удары судьбы и отказывается от сомнительной чести петь отступникам: Им песен я своих не дам.

Вместе со своей страной она переживает все бедствия, выпавшие на долго России В стихотворении, написанном к годовщине первой мировой войны, Ахматова пишет: Мы на сто лет состарились, и это Тогда случилось в час один.

Отныне она видит свою задачу в ином: страсть и песни должны уйти из ее поэзии, так как Ей, опустевшей, приказал Всевышний Стать книгой грозовых вестей.

О том, насколько близко воспринимает поэтесса судьбу своей Родины, о силе ее любви и самопожертвования ярче всего говорят строки стихотворения “Молитва”, написанного в 1915 году: Дай мне горькие годы, недуга, Задыханъе, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар…

Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

“В года мытарств, во времена немыслимого быта”, когда “все расхищено, предано, продано”, Ахматова хранит веру в свет и тепло грядущих дней России.

На протяжении всего своего творчества Ахматова освещает “страшный путь” своего поколения поколения, вкусившего “мало меду”, но много горестей. Современники ее люди, “бесслезнее, надменнее и проще” которых в мире нет. Для них родная земля не храм, не талисман, не рай, а “грязь на калошах” и “хруст на зубах”, однако: ..ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно своею.

В одной из “Северных элегий” Ахматова размышляет о своей судьбе, на которую наложило свой отпечаток беспощадное время: Меня, как реку, Суровая эпоха повернула.

Ее путь отныне иной. Но она не жалеет об этом: Но если бы оттуда посмотрела Я на свою теперешнюю жизнь, Узнала бы я зависть наконец.

Да, в ее жизни многое было пропущено, вспоминает героиня элегии, многие зрелища прошли стороной: “И занавес вздымался без меня и также падал”. Но она разделила своей поэзией, своей судьбой участь миллионов современников. И их жизнь оказалась запечатленной в ее стихах.

В 30-е годы Ахматова пишет свою знаменитую поэму “Реквием”. Реквием, по определению, есть произведение траурного характера, заупокойная служба. Это выдающееся творение ахматовского гения молитва за упокой душ тысяч невинно убиенных. Их судьбы должны избежать забвения: вечная память жертвам террора чтобы трагедия не могла повториться.

Ахматова, разделившая судьбу многих матерей таким было ее приобщение к бедствиям страны, стоявших вместе с ней у тюремной стены, создает памятник великому народному горю который Для них соткала я Из бедных, у них же подслушанных слов.

Она, эта, по словам Жданова, “барынька, мечущаяся между будуаром и молельней”, пишет о том, как безвинная корчилась Русь Под колесами черных “марусъ”.

Стихи Ахматовой в период второй мировой войны своеобразная формула гневного, воинственного патриотизма. Цикл стихов о ленинградской блокаде, которую поэтесса пережила вместе с тысячами других жителей города, нельзя читать равнодушно. Боль пронизывает каждую строчку: Принеси же мне горсточку чистой, Нашей невской студеной воды, И с головки твоей золотистой Я кровавые смою следы.

Однако за этой болью неистребимая вера в победу, бесконечное мужество: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова…

Автор не мыслит себя вне страданий своего народа; дети блокадного Ленинграда это и ее дети: Щели в саду вырыты, Не горят огни.

Пи-терские сироты, Детонъки мои! Высокую задачу своей поэзии Ахматова видит в том, чтобы оплакивать погибших, хранить память о них: “Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена”. В 1950 году она пишет: Прошло пять лет и залечила раны, Жестокой нанесенные войной, Страна моя… Автор рисует картины мирной жизни, пришедшей на смену “ужасам войны”, и вместе со всеми радуется силе и свободе своей страны.

Судьба не была милостива к поэтессе. Она пережила немало бед, видела смерть самых близких людей, испытала на себе силу террора: Так много камней брошено в меня…

Долгие годы после революции она находилась на положении не то изгоя, не то заключенного: Одна на скамье подсудимых Я скоро полвека сижу.

Но стих Ахматовой всегда был честен и мужествен. “В тот час, как рушатся миры”, она не осталась спокойным созерцателем. Испытания придали мощь и силу ее стихам, помогли осознать свой гражданский долг быть со своим народом, быть его голосом.

Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть легким для великой трагической поэтессы, родившейся на рубеже, на изломе эпох, двух веков, жившей в период тяжелейших общественных потрясений: революций, мировых войн, репрессий.
Ахматова гордилась тем, что застала краешек столетия, в котором жил Пушкин, ее поэзия возникла в лоне талантливого "серебряного века", поэтому неудивительно, что ранняя лирика Ахматовой — почти исключительно лирика о любви. Но постепенно в ее стихах появляется ощущение конца эпохи. "Здесь все мертво и немо, как будто мира, наступил конец", — напишет она в "Первом возращении" после посещения Царского Села. Все чаще в стихах звучит предчувствие катастрофы, которую несет "не календарный — настоящий Двадцатый Век". Для Ахматовой он начался осенью 1914 года. Тема Родины все более властно звучит в поэзии в годы первой мировой войны. Поэтесса, понимая, что война — величайшее зло, потому что она убивает, пишет стихи-плач:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над рябинами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Родина корчится от боли, и Ахматова молит судьбу, "чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей". Но тучи сгущались, и не славу, а страдание, боль и муку принес России 1917 год. И все это разделит со своей страной Ахматова, решив остаться навсегда именно здесь. Наверное, были минуты сомнения:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. "
Но любовь к Родине была сильнее, ощущение неразделимости своей судьбы с судьбой народа окажется той силой, которая поможет принять существенное для нее решение:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Пройдя пять лет скорбного пути с окровавленной, разоренной гражданской войной Россией, пережив личную трагедию (в 1921 году расстрелян муж — поэт Николай Гумилев) , Ахматова уверенно скажет:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Ахматова, обладая пророческим даром, предчувствовала приближение новой войны, которая станет трагедией для многих народов, и эту "двадцать четвертую драму Шекспира", которую пишет страшное время, "уже мы не в силах читать! " Не в силах потому, что позади тридцатые годы: изломанные судьбы, миллионы безвинных жертв, звон тюремных ключей, отступничество от общечеловеческих норм, личное горе (арест сына) . Ахматова сама удивлялась, почему стих не замолчал, ведь "перед этим горем гнутся горы, не течет великая река".
К началу новых испытаний, ждавших народ в годы войны, она подошла с выстраданным опытом гражданской поэзии. Война застала Ахматову в Ленинграде, городе, который стал ее духовной родиной. Опять трагедия народа совпадает с личной трагедией (арест сына во второй раз) . И опять звучит "мы" в военной лирике:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Во всех военных стихах звучит мужественная скорбь, величайшее чувство сострадания, безмерная любовь к своему многострадальному народу. И победа в стихах Ахматовой — это образ Победы-вдовы. Всю боль своей Родины поэтесса вобрала в себя, и только будучи гражданином и патриотом, можно сказать:
Как в первый раз я на нее,
На Родину, глядела.
Я знала, это все мое —
Душа мое и тело.
Это взгляд с высоты самолета, но это взгляд Поэта, поднявшегося на эту высоту любовью к Родине и народу. Ахматова всегда была "там, где мой народ, к несчастью, был". И мы должны быть вечно благодарны великой поэтессе, что она, к счастью, была, есть и будет со своим народом.

Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, – И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 1942

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922 В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. 1961

Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.

Гражданская поэзия Ахматовой

Анну Андреевну Ахматову многие воспринимали, да и сейчас еще воспринимают только как лирическую поэтессу, автора лирических сборников-романов, заключающих в себе историю любви. Но это не так. Да, конечно, любовная лирика Ахматовой — вершинна для поэзии XX века. Но исследованием глубоко личного, интересом к нему творчество поэтессы далеко не исчерпывается.

К тридцатым годам поэзия Ахматовой становится отчетливо и осознанно трагической. И эта трагедия уже не любовная, как в ранней лирике. А началось все сразу после революции.

Сочинение Пушкин мой любимый писатель

Мой любимый писатель из детства – это Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения Пушкина я знаю, а некоторые и люблю, с детства. Он любил свой дар, стихотворения были его жизнью. Все свои чувства и мысли он выражал именно в них. Самая обыкновенная история в его стихотворениях звучит словно песня, мечта.

Наверное, каждый ребенок знает такие известные сказки, как: “Сказка о золотой рыбке” и “Сказка о золотом петушке”. В детские годы его сказки заставляли меня мечтать и задумываться. Пушкин – талантливый поэт и в его стихотворениях мы можем увидеть отражение наших жизней.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Учился в Царскосельском лицее, с 1811 по 1817 г. Уже в эти годы им было написано больше 100 стихотворений в самых разных жанрах.

Анна Андреевна Ахматова вошла в русскую литературу как представительница яркого и во многом самобытного направления Серебряного века – акмеизм. Она вместе с мужем Николаем Гумилёвым стояла у истоков создания этого литературного течения.

Анна Ахматова выделялась и отделялась строгой простотой и ясностью стиха, при общем и для акмеистов и для их предшественников стремлении отгородить поэзию от больших животрепещущих тем времени, ограничить творчество узким кругом личных переживаний и душевных движений.

Началом исторического крушения стали для Ахматовой, как и для многих её современников, первая мировая война и Октябрьская революция, которая сделала невозможным прошлым всё, что с детства окружало поэтессу, входило в её духовный мир, было источником пафоса её лирики. Еще в 1917 Ахматова пишет:

Не ласки жду я, не любовной лести, В предчувствии неотвратимой тьмы…

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный Оставь Россию навсегда Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Важнейшим рубежом на творческом пути Ахматовой стал 1941 год – начало Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В Ленинграде осенью 1941 года Анна Ахматова всем сердцем ощутила испепеляющий зной дыхания большой войны. Любовь к России спасла поэтессу в 1917 году от соблазна уехать за границу, в эмиграцию. Любовь к родной земле, попираемой пятой чужеземца, любовь укрепленная опытом и мудростью прожитых трудных лет, ввела русскую поэтессу Анну Ахматову в круг русских советских поэтов.

Замкнутая отрешенность интимно-лирической темы, свойственная всем этапам творческого пути Ахматовой в довоенные годы, отступает перед горячей патриотической, общественной взволнованностью, уступает место благородному гуманизму человека, потрясенного судьбой родины, участью своих сограждан, их страданиями и болью. Образ России, страдающей, вынужденной отступить на восток, но непобежденной и непобедимой, встает перед читателем в строках, обдуманных и прочувствованных в тяжелые дни осени 1941 года:

От того, что сделалось прахом, Не сраженная смертным страхом И отмщенная зная срок, Опустивши глаза сухие И сжимая уста, Россия В это время шла на восток. И себе же самой навстречу, Непреклонно, в грозную сечу, Как из зеркала наяву, Ураганом с Урала, Алтая, Долгу верная, молодая, Шла Россия спасать Москву.

Много глубокой скорби в стихах, написанных Ахматовой в дни ташкентской эвакуации. Много материнской печали о загубленных детях, о согражданах-ленинградцах, сраженных холодом и голодом блокадных дней.

Горькие, терпкие строки! Но нет в них ни безнадежности, ни отчаянья. В них звучит гнев и уверенность в неизбежном, неотвратимом возмездии. И вера в будущее, олицетворенное в детях, спасенных от смерти:

Победа у наших стоит дверей… Как гостью желанную встретим? Пусть женщины выше поднимут детей, Спасенных от тысячи тысяч смертей, Так мы долгожданной ответим.

Невиданные испытания, перенесенные народом, обострили духовное зрение Ахматовой, безгранично расширили круг её видения. И может быть, впервые в своей жизни она ощутила во всей полноте свою слиянность с землей, на которой родилась, на которой вкусила и от радости и от горестей бытия.

На сотни верст, на сотни миль, На сотни километров Лежала соль, шумел ковыль, Чернели рощи кедров. Как в первый раз я на неё. На Родину, глядела. Я знала: это все моё — Душа моя и тело.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

  • Анна Ахматова о назначении поэта и поэзии
  • Лирика Анны Ахматовой
  • Лирический герой в творчестве Анны Ахматовой. Сочинение

Новые материалы раздела:

Патриотизм в творчестве Анны Ахматовой: по стихотворению “Мне голос был. Он звал утешно…”

Патриотизм — важный нравственный принцип, присущий каждому народу нашего мира, планеты Земля. Он есть в каждом из нас. Но у всех людей он проявляется по-разному: у кого-то больше, у кого-то меньше. Это зависит от воспитания, окружения, образования, наконец, духовности, от отношения человека к жизни, к миру, к любви. И Анна Ахматова — человек, который точно может представлять величайший пример патриотизма. Эта самоотверженная женщина не предала свою страну в трудный момент, поддержала её и показала, на что способна русская душа.

Я считаю, и, думаю, многие современники меня поддержат, что на таких людей нужно равняться. Важнейшее и ценнейшее в нашей жизни — это наша семья и наша Родина. Не уважать и не любить их — неприемлемо. Ведь с самого детства они растили и воспитывали в тебе того, кем ты являешься сейчас. И мы должны за это быть благодарны.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О Великой Отечественной и не только…

Анна Андреевна Ахматова – один из замечательных поэтов России. Ее творчество – это поэзия высокого строя и отточенного словесного мастерства. Она по праву занимает одно из самых достойных мест в русской поэзии. А. Ахматова вошла в литературу как поэт любви. Талантливость ее стихов была очевидна: в них сочетание женственности и твердости духа, хрупкости и властнос­ти. Даже простые на вид стихотворения поражали своей драматичностью.

Пахнет гарью, горит торф, и да­же птицы не поют, предчувствуя приближение трагедии. Дождя не было с самой. Пасхи. И в это время по деревне проходит одноногий прохожий. Кто он? Раненый солдат или просто искалеченный нищий? В его словах тоже предчувствие скорой трагедии: он обещает голод, свежие могилы, мор и затмение небесных светил. Но он произносит и глубоко патриотиче­ские слова:

Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями великими плат.

Верит этот неизвестный человек в покровительство Богородицы и в силу русского народа, его способность за­щитить свою землю.

Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в свете лучей.

Всё согласна она вытерпеть, лишь бы Россия была счастлива.

Эпоха, в которую творила Ахматова, стала перелом­ной для нашего государства, и очень многие современники поэтессы оказались в положении выбора: уехать из страны, поступиться принципами или остаться, продол­жать писать, отстаивать свои взгляды, жить и умереть на Родине.

В лирике предреволюционного периода и 20-х годов появляются гражданские мотивы, отличающие настоя­щего поэта. Родина, время требовали от Ахматовой слу­жения высшим идеалам. Как бы ни было сильно для Ахматовой ощущение надвигающейся трагедии, никогда для нее не стояло вопроса: уехать или остаться.

Гумилев Н.С., Лев Гумилев, Ахматова А.А., Царское Село, 3 апреля 1915 г.

Страх, во тьме перебирая вещи, Лунный луч наводит на топор. За стеною слышен стук зловещий – Что там, крысы, призрак или вор?

Боже, мир душе моей верни!

Она твердо знала, что в эти дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом. В 1922 году после того, как многие из ее друзей, знакомых уехали за пределы Родины, Ахматова жалеет тех, кто покинул Родину, говоря, что они обречены на вечные муки, спасаясь от грядущих перемен. Анна Андреевна пишет: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их мести я не внемлю. Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой…

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.

Отсюда вытекает и отношение русского человека к родной земле:

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Нам горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем.

Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под крышами черных марусь.

И бабочку с плеча на землю ссадит, И первый одуванчик распушит.

Поэзия Ахматовой – одно из тех явлений, которое связано с жизнью не одного поколения, прошедшего путь от Первой мировой войны до Великой Отечествен­ной. Ее голос – это голос эпохи. Ознакомившись с творчеством Анны Андреевны Ахматовой, я убедился, что своими произведениями поэтесса создала себе памятник, и он надолго останется в сердцах людей, читавших ее произведения.

Сочинение по Толстому. Русский характер

В тексте говорится о том, что на войне, рядом со смертью, обнажается суть человека, его “ядро”. Автор рассказывает историю Егора Дремова, который во время Курского побоища горел в танке и чудом остался жив. После восьми месяцев госпиталей, множества пластических операций на его лицо все равно нельзя было смотреть без слез. Однако лейтенант Дремов подал прошение вернуться в полк, объясняя, что его уродство не помешает восстановлению бое­способности. Писателя восхищает поступок бойца. Он считает это проявлением русского характера.
А. Н. Толстой делает вывод: “Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом и в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота”.

Сочинение по повести Достоевского Белые ночи

Молодой человек двадцати шести лет – мелкий чиновник, живущий уже восемь лет в Петербурге 1840-х гг. в одном из доходных домов вдоль Екатерининского канала, в комнате с паутиной и закоптелыми стенами. После службы его любимое занятие – прогулки по городу. Он замечает прохожих и дома, некоторые из них становятся его “друзьями”. Однако среди людей у него почти нет знакомых. Он беден и одинок. С грустью он следит за тем, как жители Петербурга собираются на дачу. Ему же ехать некуда. Выйдя за город, он наслаждается северной весенней природой, которая похожа на “чахлую и хворую” девушку, на один миг делающуюся “чудно прекрасною”.

Возвращаясь домой в десять вечера, герой видит у решетки канала женскую фигурку и слышит рыдание. Сочувствие побуждает его к знакомству, но девушка пугливо убегает. К ней пытается пристать пьяный, и только “сучковая палка”, оказавшаяся в руке героя, спасает хорошенькую незнакомку.

Сочинение “Любимые строки лирики Пушкина”

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум.

Я обратил внимание на то, что непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пушкина, в отличие от громоздких строф Державина, обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 12 № 2531

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

12.5. Как русская литература повлияла на другие виды искусства? (На материале одного или двух произведений).

Комментарии к сочинениям

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

Муза! Ты видишь, как счастливы все –

Девушки, женщины, вдовы …

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы…

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

12.5. Как русская литература повлияла на другие виды искусства? (На материале одного или двух произведений).

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью.

Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате — трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Читайте также: