Как вы можете использовать голос ребенка в поддержку его интересов в доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Рулёва Анастасия Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Филиал МБОУ
Населённый пункт: с. Матигоры, Архангельская область
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Голос ребёнка" и пространство детской реализации"
Раздел: дошкольное образование

Консультация для педагогов

Рулёва Анастасия Анатольевна

все достоинства предыдущих изданий и учтены новейшие достижения науки и

практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа

обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе,

безусловно, сохраняет свою актуальность.

компоненты оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса.

В шестом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и

содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения,

связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим).

Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое,

общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Важно, что инновации, предлагаемые в шестом издании Программы, не

требуют резкой перестройки. Инновации могут вводиться постепенно, в том

объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени

введения инноваций также нет ограничений— можно начинать изменения с любой

возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует

отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие

варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему

необходимы все ранее изданные пособия.

слайд. Руководители

Семёновна Комарова – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный

деятель науки РФ, Дорофеева Эльфия Минимулловна— генеральный директор

Возглавляет авторский коллектив Николай Евгеньевич Веракса – доктор

психологических наук, профессор, почётный работник Гётеборского университета.

Является автором нового понятия Пространство детской реализации.

3 слайд. Основные инновации шестого издания Программы:

Внесены изменения в распорядок дня, позволяющие больше времени

отводить на свободные игры и самостоятельные занятия детей, проектную и

событийную деятельность, на дополнительные занятия и пр.

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.

образовательного

сочетаются развитие способностей, воспитание ценностных представлений и

освоение знаний, умений, навыков.

образовательные

технологии: пространство

реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий

создания детского сообщества и др.

Осуществляется

детско-взрослого

на развитие детской инициативы.

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и

Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-

пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и

возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.

Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения,

навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых

формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное

событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители

общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал,

занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя

и содействует ему по мере сил.

Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента

развития личности ребенка.

слайд. Новый

пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний

Образовательное событие – это захватывающая игра, в которой участвуют и

проблемную ситуацию, которая заинтересует детей. Дать им возможность

содействие, избегая прямых указаний.

Про утренний круг нам сегодня подробнее сегодня расскажет Надежда

Главное нововведение инновационного издания Программы «От

творчества, инициативы. Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный

понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым,

копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности;

если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в

пространстве детской реализации создается новый продукт, не вписанный в

культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР

развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком

ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее

решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой.

ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на

ПДР не исчерпывается предметно - пространственной средой, а определяется

результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта,

автором которого выступает ребёнок. Пространство реализации – особая часть

пространстве, в системе социальных отношений. В качестве одного из вариантов

построения пространства детской реализации выступает проектная деятельность

Роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать

процесс реализации ребёнком собственных идей, замыслов, переживаний. «Голос

детскую идею, направлен на её реализацию и получил оформление в продукте.

Таким образом, структура образовательного процесса в дошкольном возрасте

приобретает вид (Схема №1 стр. 14). В этом и заключается НОВЫЙ формат

6 слайд. Особенностью шестого издания Программы является то, что новая

организация образовательного процесса позволяет существенно сместить акцент в

сторону развития детской инициативы и самостоятельности.

По форме участия взрослого все виды детской активности можно условно

классифицировать следующим образом:

Взрослый организует (занятия, кружки, секции)

Взрослый помогает (обогащенные игры в центрах активности)

самореализации

Взрослый участвует в процессе наравне с детьми (событийная

деятельность, образовательное событие)

Взрослый не вмешивается (самостоятельная игра)

7 слайд. Занятия организованные взрослым, необходимы для оптимального

развития детей. Только целенаправленная образовательная деятельность позволяет

реализовать системный подход с учетом возрастных психофизиологических

особенностей детей, а также синзетивных периодов развития (периоды в жизни

ребёнка, создающие наиболее благоприятные условия для формирования у него

наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных свойств

и видов поведения). Далее См. Программу

8 слайд. Дополнительное образование

Одно из важнейших условий развития личности ребёнка это возможность

выбора занятий по интересам, возможность самореализации. Этому помогает

наличие разнообразных кружков, секций, студий, мастерских – ребенок должен

иметь возможность выбирать, чем ему заниматься, в какие игры играть, в какие

кружки ходить. В таблице №7 (стр. 81) дан пример расписания детских

активностей для младшей группы. Перечень кружков должен быть максимально

разнообразным. (В таблице время, отведенное на различные виды деятельности,

включает перерывы между ними. Временные ограничения не касаются проектной

и событийной деятельности, развивающих игр)

9 слайд. Таблица №8 (стр. 95). Новый формат праздников, также предлагают

проводить с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Праздники,

праздника. Любой праздник должен быть эмоционально значимым событием для

ребенка. Существует несколько условий проведения мероприятия:

Разнообразие форматов (концерт, квест, соревнования, выставка, спектакль,

Участие родителей. Дети сидят не отдельно, а вместе с родителями, педагоги

просят родителей подготовить детско-родительские выступления, устраивают

конкурсы для родителей.

Поддержка детской инициативы. Необходимо, чтобы основная инициатива

исходила от детей, и дети сами с помощью воспитателя планировали и

продумывали праздник (во что наряжаться, кто будет выступать). Взрослый

должен только помочь детям реализовать задуманное. Но при этом такие

праздники как Новый год и День победы должны быть организованы взрослыми.

10 слайд. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит

в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления

самостоятельности и инициативы. Для реализации требований программы и

ФГОС ДО пространства группы следует организовывать в виде хорошо

разграниченных зон. В программе дается приблизительный перечень центров

активности. Таблица №4 стр. 48. Очень подробно описываются принципы

организации центров и перечень материалов для их наполнения.

11 слайд. По всем предлагаемым инновациям изданы, либо готовятся

методические пособия, но это не означает, что существующие пособия уже не

нужны. Классические конспекты занятий будут всегда востребованы.

12 слайд. Специфика дошкольного возраста (гибкость, пластичность развития

ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и

непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка – дошкольника достижения

конкретных результатов, поэтому в ФГОС ДО употребляется более конкретный

промежуточные и классифицируются следующим образом:

Мотивационные образовательные

интересы. Потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к

себе, другим людям, инициативность, критическое мышление.

Универсальные образовательные

способности взаимодействовать, регуляторных – способности к саморегуляции

Предметные образовательные

элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих

предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.

Такой подход во главу угла ставит не ЗУН а формирование личности ребёнка,

через развитие общих способностей. С опорой на сформированные ценностные

представления и полученные знания, умения и навыки.

ЗУН являются не целью, а материалом для развития ребёнка.

Инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и

труднореализуемым, однако на практике он, в конечном счете, более удобен и

Личностное развитие ребенка оказывается успешным, если социальная среда предоставляет пространство для детского голоса.

На современном этапе наметилась трансформация образования, заключающаяся в следующем: глобальная общедоступная образовательная среда; технологический уклад образования; приоритет безопасности и здоровья; рост запросов к системе образования; включение родителей в управление системой образования детей; кризис традиционной модели детства.

В таких условиях возрастает роль информационной компетентности педагога которая подразумевает качество действий, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям ПП, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами.

Современные позиции педагога приобретают новое звучание, а именно: обучающиеся теперь - активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности; высокий уровень информационной компетентности педагога; образовательный процесс на основе субъект - субъектных подходов; диалог с детьми, родителями, коллегами и обществом в целом.

Выдвигается новый термин – ПДР, противоположный понятию ЗБР. Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в ПДР взрослый следует за ребенком, помогает его активности; если в ЗБР продуктом является освоение уже известного образца, то в пространстве реализации создается новый продукт, не вписанный в культурные нормы. Более того, в ЗБР ребёнок осваивает прошлое культуры, в ПДР развитие ребёнка происходит за счёт создание будущей культуры. Перед ребенком ставится какая-либо проблема, и он старается самостоятельно найти пути ее решения. Фактически мы имеем два пути развития, взаимосвязанные между собой. ЗБР – развитие, базирующееся на прошлом, ПДР – развитие, ориентированное на будущее.

Где и через какие образовательные практики ребёнок может реализовать себя

1. Развивающаяся предметно-пространственная среда :

-центры детской активности в группах

-образовательные пространства на территории ДОУ

2. Новые образовательные практики :

-голос ребёнка

-технологии эффективной социализации.

1) Особая роль взрослого, направленная на совместное исследование.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.

2) Детская документация.

К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы.

Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!

Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.

3) Развивающая среда – это третий педагог.

Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

Часто педагоги спрашивают: "С чего начать? Где можно услышать голос ребёнка?"

Вот вопросы, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. Спросите детей :

- Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)

- Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)

- Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)

- Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)

- Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если. (Выдвижение гипотез)

- Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)

Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.

Использование информационных технологий в дошкольном образовании

Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Коллеги из США подчеркивают необходимость социально-эмоционального обучения дошкольников, которое направлено на развитие навыков социального взаимодействия. Чтобы предъявить себя социуму, ребенку необходимо умение понимать себя и других, т.е. точно оценивать собственные чувства для того, чтобы управлять ими. Понимание собственных чувств позволяет развивать у детей эмпатию, т.е. умение переживать такие же чувства, как и другой человек. Подчеркнем, что эмпатия возникает из личного опыта, основанного на собственных чувствах – чем больше человек осознает свои эмоции, тем ему проще распознать чувства другого человека. Благодаря социально-эмоциональному обучению ребенок оказывается способным выражать собственное отношение к различным ситуациям. Это становится основой для умения ставить социально полезные и реалистичные цели, сотрудничать с другими, мирно решая конфликты, проявляя гибкость, положительные установки и ценности, способствовать социальному единству и не нарушать права других людей.

Ярким примером позитивного влияния проектной деятельности на познавательное развитие является работа с детьми с особенностями развития. Оказывается, что включение таких дошкольников в проектную деятельность ведет к развитию их речи и позволяет ребенку успешно подготовиться к поступлению в школу.

То, в какой мере дошкольное образование ориентировано на голос ребенка, выступает его критерием оценки. Задача, которая стоит перед современными педагогами, заключается в том, чтобы перейти от логики фронтального занятия к логике вслушивания в голоса детей.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Для цитаты

Веракса Н.Е. Голос ребенка // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. №5. – С.2

В последнее время особенно активно обсуждается юное поколение и его отличие от поколений предыдущих. Спектр суждений широк: от ужаса (не читают, не мотивированы, пассивны и т.д.) до уважения (читают, но другое; мотивированы, но другим, более существенным; активны, но иначе). Все чаще вспоминают пророческую классификацию культур американского антрополога Маргарет Мид. Именно она впервые сказала о том, что на смену традиционной культуре (где младшие учатся у старших) идут новые типы культур: где знания получают от сверстников и даже где взрослые учатся у детей. В пример чаще всего приводится та легкость, с которой дети и подростки осваивают сетевое пространство и разного рода гаджеты. А имеет ли это отношение к дошкольнику, который явно так многого еще не знает?


У дошкольников есть ценнейшие качества, которые взрослым приходится восстанавливать иногда ценой огромных усилий:

– готовность экспериментировать и пробовать, в том числе пробовать свои собственные силы и границы в отношениях с другими людьми;

Как относиться к этому богатству?

Как услышать голос ребенка?

Если мы зададим себе вопрос, как дошкольник может выразить свое отношение к миру и его понимание, мы обнаружим, что дети делают это постоянно!

– задают вопросы (и будут задавать их чаще, если взрослый запишет вопросы, предложит всем подумать над заданным вопросом),

– отвечают на вопросы на понимание, у которых возможны разные ответы (и ответы будут становиться все менее стереотипными, если взрослый поддержит их разнообразие),

– рисуют решение задачи – выражают свою идею в рисунке, который для дошкольника не всегда художественное изображение, часто – это схематическое изображение, предтеча письменной речи. И они будут делать это чаще, если взрослый с любопытством будет выслушивать и рассматривать,

– воплощают свой замысел – придумывая танец или играя с рифмами, рисунок или даже мелодию,

– пытаются планировать (и будут в восторге если взрослый предложит совместное планирование),

– рисуют карты и чертежи, пытаясь отразить свое представление о пространстве,

– делают фото-и видеосъемку, выбирая, что именно попадет в кадр (если в руки попадает камера),

– сочиняют истории (и они будут становиться все более структурированными и оригинальными, если взрослый запишет их, поможет сделать собственную книжку и пр.),

– и, конечно, играют (и игра будет становиться все более богатой, если у детей будет для нее достаточно времени и всяких штук, которые в игре могут превращаться во что угодно)

Зачем слышать голос ребенка?

Но все это требует времени: и историю записать, и версию выслушать. Есть ли возможность у педагога тратить на это время?

Будем исходить из того, что время всегда находится для того, что считается необходимым. А услышать голос ребенка действительно необходимо, и вот три веские причины.

1. Это дает ребенку возможность понять и почувствовать, что его уважают. Да, уважение проявляется в действиях: в том, делает ли взрослый паузу, чтобы выслушать или спешит ответить сам; задает ли вопрос, на который ему самому интересно услышать ответ, или такой, ответ на который ему самому уже известен заранее; интересуется ли детским рисунком или считает его каракулями; ценит ли детский замысел или все время предлагает образец и т.д. Тони Бертрам, один из ведущих мировых специалистов по дошкольному образованию, пишет, что все это нужно не просто для того, чтобы дети в будущем стали полноценными гражданами демократического мира, а потому что дети – уже граждане и должны обладать правом высказывания, должны получить этот опыт уже в детском саду.

2. Так можно сделать обучение осмысленным! Как известно, только с той самой ступени, на которой стоишь, возможно шагнуть на следующую. Поняв, как ребенок видит мир, мы можем построить действительно индивидуальное образование: оттолкнувшись от его вопроса, от его ответа, схемы, плана.

И именно поэтому дети должны быть окружены своими работами – свидетельствами своей состоятельности. Фотографии, записи текстов, хроники событий, в том числе видео нужны ребенку, чтобы он видел свою продуктивность и свой рост. Тогда он быстрее обнаруживает свое действие, осознает его. Это важно, чтобы уметь ставить цели (в том числе по своему развитию – хочу научиться) и оценивать (я научился, а тут почти уже научился). Именно для этого нужны (в доступе у детей!) свои папки, которые можно перебирать – листать – вспоминать. Именно для этого нужны \”говорящие стены\”, где вывешиваются в том числе и детские работы: маленькому человеку важно видеть свою продуктивность немедленно! Тогда произведения сразу начинают \”работать\” – призывать и самого автора, и других детей. А иначе – лежат мертвыми бумагами.

Отдельный важный момент – это необходимость создать ситуации, в которых можно услышать и голос тех детей, которым по разным причинам высказываться трудно – например, детей, которые в детском саду говорят на неродном языке. Это отдельная острая проблема, как показывают проведенные исследования.

3. И наконец, \”голос ребенка\” принципиально важно услышать самим взрослым! То, что есть у дошкольников – воображение, игра и креативность – востребовано в современном мире, но часто оказывается в дефиците у взрослых (в том числе воспитателей). Дети играли (хоть и по-разному) всегда, но только сейчас человечество доросло до понимания ценности игры. Мы доросли до дошкольников! И в этом огромный ресурс для педагогов: если ты задашь правильный вопрос, ты услышишь много неожиданного; если ты запишешь детскую историю, ты поразишься неожиданным разворотам, если ты попробуешь включиться в игру, ты обнаружишь, как непросто придумать поворот сюжета. Можно смело сказать, что работа \”по конспекту\”, где взрослый ожидает строго определенного детского ответа, это и есть путь к выгоранию, а умение слышать \”голос ребенка\” может от него спасти.

Где найти время?

И все же вопрос остается: как найти время для того, чтобы прислушиваться к детским высказываниям?

Так что один из секретов состоит в том, чтобы максимально то, что нужно для детей, делать вместе с детьми (а не в свободное время, как это часто бывает).

Недавно я была в детском саду, где все окна и стены были украшены дивно вырезанными фигурками из белой бумаги. Воспитатель в тихий час с гордостью поделилась: \”Вырезала целый месяц!\” \”С детьми? \” \”Ну что вы – это же обойный нож, тонкая работа, детям такое опасно давать\”.

Конечно, речь не о том, чтобы давать детям опасный нож. Речь о том, что участие в украшении своей группы – в самом замысливании , придумывании способов и т.д. – это и есть образование. И если бы у детей была такая возможность, это имело бы для них гораздо большее значение, чем любые распрекрасно вырезанные взрослым фигурки.

Настоящее и будущее

Конечно, \”солирующая педагогика\” (очень точный термин, предложен Н.И. Титовой Титовой, ученицей Е.Е. Шулешко) пока позиций в наших детских садах не сдает и оправдывает себя тем, что ребенку надо \”много дать\”. Может быть, действительно, сначала ребенку надо побольше узнать, а уже потом учиться высказывать свое суждение? (Кстати, такую точку зрения часто озвучивают и первокурсники, которым предлагается высказать возражение авторитетному автору).

Так что нам надо ответить на вопрос: к какому миру мы хотим готовить детей: вчерашнему или сегодняшнему?

Ольга Александровна Шиян – ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, международный эксперт ECERS

Фото сделаны в группах воспитателей \”Ресурсного центра\” Курчатовской школы Анастасии Кислициной, Анастасии Гостевой, Светланы Журавлевой, Юлии Оськиной, Марии Перфиловой и Галины Цюпко


То есть, голос ребёнка – это про детские идеи, детские смыслы, детскую субкультуру, детскую картину мира.

  • Особая роль взрослого, направленная на совместное исследование.

Чтобы спланировать свою работу, взрослые внимательно слушают детей, наблюдают за ними. Они задают уточняющие вопросы, фиксируют детские идеи, гипотезы и теории, замечают ситуации, которые могут привести детей к новым открытиям и знаниям. То есть образование идёт от ситуаций, вопросов и тем, которые заинтересовали детей.

К документации относится запись детской речи – печатными буквами: комментарии, диалоги, обсуждения, подписи рисунков, интересные фразы, истории, гипотезы, а так же фотографии, видео, детские работы.

Документация показывает детям, что их слова, идеи, задумки и проекты действительно имеют ценность! А значит и он сам очень ценен для мира!

Запись "слово-в-слово" за ребенком важна, потому что часто взрослые подменяют детские ответы своим содержанием, додумывают их, искажают. Им кажется, что они знают ребёнка и знают, что он думает или может думать. Но только не привнося своего и задавая массу уточняющих вопросов, мы можем увидеть настоящую детскую картину мира.

Приветствуется большое количество разнообразных материалов для творчества и самовыражения ребёнка на полках в открытом доступе. Материалы детской документации также появляются в среде: заботливо собираются и хранятся в папках или на стендах, чтобы и дети, и взрослые всегда могли вернуться к интересной им теме.

  • Часто педагоги спрашивают: "С чего начать? Где можно услышать голос ребёнка?"

Вот вопросы, которые не так часто задают детям, документируя дословно их ответы, но которые показывают, что детям есть, что сказать, и что детская картина мира порой сильно отличается от взрослых представлений о ней. Спросите детей:

- Какой я? Что я люблю? (Выражение себя и своего представления о себе)

- Чему я хочу научиться? Что я умею? (Цели и достижения)

- Как ребёнок воспринимает пространство и время, видит события (Представления о мире)

- Что мне нравится, что не нравится, что делает меня грустным, что делает меня радостным? (Выражение чувств и переживаний)

- Как я представляю себе явления? Почему это происходит так? Что будет, если. (Выдвижение гипотез)

- Решение творческих задач (в творчестве мы особенно проявляем свое Я)

Дети способны нас удивить и приоткрыть свой удивительный мир детства) Нужно лишь услышать тот самый Голос ребенка.

Читайте также: