Как вы думаете почему идеи з фрейда имеют довольно широкое распространение в наше время кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сейчас мы привыкли относиться к психоанализу как к некоторой истории, которая была актуальна лет этак 100 назад, но сейчас, в связи с развитием нейронаук, медицины и когнитивной психологии потерявшему свою актуальность, а основатель этого направления, Зигмунд Фрейд, по большей части ассоциируется с шуточками про сексуальность, бессознательное и эдипов комплекс. Несомненно, в этом есть свой смысл, ведь В мире рационализма нет места бессознательному в фрейдовском его понимании, пусть даже и в виде метафоры.

Современная психиатрия, если честно, вызывает у меня ужас — по-моему, её давно пора переименовать в карательную фармакологию. Воистину, гораздо проще поверить во всемогущество таблеточек, нежели попытаться разобраться в каждой ситуации индивидуально, как того и требует истина. Вкупе с когнитивно-поведенческой терапией результат улучшается, но вот вопрос: а что, собственно, действительно исправляется? Ошибки мышления? А являются ли они причинами неврозов и психозов? Или же всего лишь следствиями? И не получим ли мы Лернейскую гидру?

В 50-60-е годы XX века Виктор Франкл сформулировал идею смысла в психотерапии, назвав её логотерапией . Пережив ужасы Освенцима и наблюдая за выжившими, он сформулировал основной тезис своей теории о необходимости смысла в жизни личности. К чему я это привёл? К тому, что современная психология очень любит этот пример (который действительно по-своему красив), но абсолютно не использует никакие из положений этого психолога в своей практике.

Я не стремлюсь утверждать, что всякая психология, не учитывающая глубинный аспект, плоха. Наоборот, мне кажется, что с учётом накопленных знаний можно выстроить вполне стройную схему, базирующуюся на текущем уровне развития человека.

Первичное формирование эго

Здесь хорошо работают теории Фрейда и Адлера, так как на первый план выходят приоритеты расширения собственного эго за пределы сферы своей семьи. Мотивирующими факторами становятся стремление к наслаждению (Фрейд) и стремление к власти для борьбы с комплексом неполноценности (Адлер).

Глубинный аспект этого вопроса, как мне кажется, превалирует над рациональным, ведь выход из сферы родительского дома символизирует инициацию во взрослую жизнь, ценность которой с рациональной точки зрения весьма сомнительна, но, как показывает практика, весьма актуальна практически.

Вторая часть, связанная со стремлением к власти, фактически указывает на необходимость достижений: человек ушёл из дома, но зачем? Ставятся цели, в том числе и весьма амбициозные, и эго начинает направлять свои силы на их достижение. Об этом как раз и писал Адлер, обозначая это комплексом власти. Опять же, термин здесь, как мне кажется, немного запутывает: речь не идёт об императоре Палпатине, который хочет получить бесконечную власть над людьми, а о стремление эго показать себя миру и достичь некоторых высот.

Рациональный анализ

На следующем этапе весьма актуальным становится умение применять современный аппарат для достижения целей. На одном стремление свернуть горы невозможно: нужна не только мотивация, но и способы достижения, знания, навыки, упорство и пр. Важен и социальный аспект, так как редко цели достижимы без взаимодействия с социумом. И тут стремления к наслаждению и власти могут быть плохими помощниками, так как они фокусируются на внутренней стороны личности, в то время как достижение материальных успехов непосредственно связано с внешней стороной, которая подчинена в нашем мире великому рацио.

Смыслы

К середине жизни вполне может сложиться ситуация, когда человеку перестаёт хватать объяснений, которые ему способен предоставить разум или предыдущие работающие схемы. Конечно, может быть ситуация, когда какие-то ранние гештальты не закрыты: например, человек не оценивает адекватно свои достижения, из-за чего активным остаётся комплекс власти. Или не принимает полной ответственности за свою жизнь, оставляя открытым историю с эдиповым комплексом. Или его эго всё ещё требует новых целей и достижений, продолжения подъёма по лестнице Иакова наверх. В общем, не всё то, что выглядит как кризис среднего возраста, таковым является.

В чём актуальность этого деления сейчас?

К чему конкретно это приводит? Из очевидных примеров, которые отмечают многие — инфантильность миллиеналов. Этап жизни, который проживает практически каждый человек, должен завершиться, однако этого не происходит. Это приводит людей к выгоранию, которое современный человек решает с помощью фармакологии. В итоге, ОК, следствия подавлены, но причины остались, что автоматически закрывает возможность полноценного переживания следующих этапов.

И да, использовать те инструменты, которые для этого предназначены. В данном конкретном случае психоанализ Фрейда и Адлера вполне актуальны.

Я думаю, что Вам помощь не требуется! А идеи З. Фрейда имеют довольно широкое распространение в наше время т. к. существует "естественный отбор" идей, как и у животных. В свое время мысли Фрейда были равными среди себе подобных, а с течением врмени, более слабые идеи перестали сущестовать (вымерли) или уступили первенство фрейдовским, хотя я не отрицаю существование иных. удачи!

Неужели? А других учёных забыли совсем значит )))
А Павлова и Сеченова - кто физиологией занимался, а Менделеева, который изобрёл водку? Фрейд лечил истерию и только )))

Не совсем верно.
На них не опираются: смешно доказывать, что стекло - стекло.
Они в скомпилированном (свёрнутом, с дроблением и добавлением) виде распылены по всему полю психологии.
В суггестивном же виде (сжатом и более близком к источнику) их активно эксплуатирует масс-культура.
Это объяснимо: из открытого им явления Фрейд акцентировал одну из составляющих, наиболее доступную восприятию дилетанта, эпатирующую и удовлетворяющую его. Тем более, что, несмотря на сексуальную и прочие культур-революции, в массовом сознании (да и во многом на юридическом уровне: "порнография" или "эротика"?) эти темы общественно запретны, "открыто аморальны", но "тайно нравственны" (на бликовании этих различий и паразитирует профанация фрейдовских высказываний) .

(Только по публикации заметил примечание насчёт учебника.. . Ну, может, если то же, но другими словами. ) .
Сорри.

Роль идей Зигмунда Фрейда в современной культуре.

Учение Фрейда оказало существенное влияние на развитие современной культуры - без его идей трудно представить себе художественную литературу, живопись, кинематограф и пр.

Эротика полагается в качестве неотъемлемой стороны бытия людей. Это стало активно применяться в художественной культуре, в рекламе. Возьмем для примера телерекламу. Что бы ни рекламировалось, часто на экране обязательно показывают полуобнаженное тело, разные эротические символы: расширенные зрачки, ярко накрашенные губы и пр. Эрос выступает частью современной культуры.

Мощный рычаг развитию современной массовой культуры дает фрейдистская идея о компенсаторных функциях искусства[2]. Отсюда многочисленные повести, романы, телесериалы, фильмы о супергероях наподобие Джеймса Бонда, с удачливыми ребятами, лихими ковбоями в вестернах и полицейскими в сериалах, которые владеют всеми приемами западных и восточных единоборств, с современнейшими амуницией и вооружением. По Фрейду, при восприятии таких произведений средний обыватель, сопереживающий героям, отождествляет с ними себя, изживает свои многие комплексы, как бы воплощает собственные сокровенные мечты, т. е. компенсирует то вещи, которые не может воплотить в реальной жизнедеятельности, и от всего этого получает удовольствие.

Не меньшее влияние фрейдистские идеи оказали и на область наук об искусстве. Тут взят на вооружение метод психоанализа. Сам Фрейд представил начальную парадигму его использования к сфере литературы и искусства, рассматривая с психоаналитической точки зрения творчество У. Шекспира, Б. Микеланджело, Л. да Винчи. У него появилось много талантливых последователей среди философов, филологов, искусствоведов. Вся обозримая история литературы, искусства, культуры была пересмотрена и переписана с позиции психоанализа либо методов, опирающихся на него, а именно, постфрейдизма. В силу особенностей методологии фрейдизма, авторы данных исследований серьезное внимание стали уделять биографиям (начиная с самого раннего детства, если это представляется возможным) писателей и художников, их сексуальной стороне жизни, психическим расстройствам, прочим заболеваниям и эротическим символам в их работах.

Таким образом, подводя итоги, можно отметить, что идеи Зигмунда Фрейда - один из фундаментов современной культуры. Основное влияние фрейдизма на современную культуру состоит в применении его идей бессознательного, инстинктов секса, страха, агрессивности.

[1] Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. - М.: Ренессанс, 2012. - С. 87.

[2] Антология культурологической мысли / Авт. - сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. - М.: Издательство РОУ, 2015. - С. 264.


Многие не понимают, чем теория психоанализа может помочь современному человеку. Сейчас же есть другие методы, которые приносят быстрый результат! Кому нужен этот Фрейд с его идеями? Давай поговорим о том, почему психоанализ не теряет своей актуальности?

Что такое психоанализ

Психоанализ – это независимая дисциплина гуманитарных наук, основанная Зигмундом Фрейдом в Вене в конце 19 века и с тех пор непрерывно развивающаяся. Это уже заметно в работах самого Фрейда, который на протяжении всей своей жизни продвигал, расширял и, при необходимости, пересматривал свои концепции и теории.

арт девушки

Эта часть психологической науки имеет свой собственный специальный метод исследования: дифференцированную психологию личности и развития (метапсихология), исчерпывающую патологию, вытекающую из этого, и, наконец, метод лечения, который используется в различных формах психоаналитической психотерапии.

Глубинная психология интересуется личностью, социально сформированным, бессознательным в людях. По сути, она определяет восприятие, интерпретацию и взаимодействие человека с самим собой и его окружением.

В этом отношении психоанализ – это форма непрекращающегося поиска истины, как выразился Фрейд. Сегодня мы больше говорим о постоянном стремлении к знаниям и о значении опыта и поведения. В этом заключается освободительная функция психоанализа.

Зигмунд Фрейд и психоанализ

Зигмунд Фрейд и психоанализ

Метод Фрейда

Режимы работы бессознательного называются первичными процессными. Это означает, что обычно действительные ориентации в пространстве и времени неприменимы, противоречия могут внезапно сосуществовать, части могут обозначать целое, могут происходить сдвиги или могут конденсироваться комплексы. Вся рациональная логика выключена. Сны, например, формируются посредством таких первичных мыслительных процессов.

Динамическая или экономическая модель фиксирует, что в душе действуют силы и импульсы (потребности, желания, аффекты, ощущения, энергии), которые подвержены определенным закономерностям. Прежде всего, она подчеркивает формирование опыта и поведения через влечения или мотивационные системы (например, сексуальность, агрессию, нарциссизм). Фрейд противопоставил принцип удовольствия (стремление к удовольствию и избегание дискомфорта) принципу реальности (способность откладывать удовлетворение).

Идентификатор, эго и супер-эго

В модели структуры или экземпляра три ментальных области отделены друг от друга и исследуются в их динамическом взаимодействии:

  • эго,
  • идентификатор (ид),
  • суперэго.

Что такое эго

Эго, которое было исследовано и описано дифференцированно в психологии, с его механизмами регулирования, адаптации и защиты служит организации, контролю, а также посредничеству и координации случаев (внутренней реальности) с окружающим миром (внешняя реальность).


Что такое ид

В ид, помимо врожденных компонентов, локализованы инстинкты, потребности и основные аффекты, а также то, что вытесняется из сознания. Идентификатор иногда отождествляют с бессознательным.

Что такое супер-эго

Супер-эго включает в себя, прежде всего, моральные требования, правила и запреты окружающего их мира, усвоенные во время развития, в то время как заповеди и ценности находятся в идеале эго. Супер-эго выполняет, среди прочего, функции совести и самонаблюдения, поддерживает и удерживает эго, но также является судьей, критиком и цензором. И эго, и супер-эго частично состоят из бессознательных областей.

Что изучает психоанализ Фрейда

С генетической точки зрения (как психология развития) психоанализ изучает, как специфические для каждой фазы психосоциальные вызовы и проблемы в отношениях между собой и объектами на различных этапах развития (например, пренатальный период, рождение, младенчество, детство, латентный период, пубертатный период, юность, зрелость, старость).


Методы психоанализа уходят корнями в основное предположение о том, что психическая жизнь по существу основана на интернализации переживаний и сцен, которые субъект с самого начала создает в связи со своими значимыми объектами. Восприятие и влияние внешних переживаний с самого начала связаны с внутренними переживаниями (настроениями, чувствами, ранними фантазиями).

Теория Фрейда – фундамент для новых исследований

Поскольку психоаналитическая точка зрения больше фокусируется на развитии личности, теория нарциссизма или психологии самости приобретает фундаментальное значение. Самопсихология дает нарциссизму собственную значительную линию развития. Например, знания, юмор и творчество считаются более зрелыми выражениями здорового нарциссизма. Однако и в самопсихологии субъект всегда рассматривается по отношению к его самобъектам и объектам.


В современном психоанализе все большее распространение получает идея неразрывной связи между интрасубъективным психологическим развитием и динамикой.

Психоаналитическое лечение – это сложная психотерапевтическая процедура, которая в отдельных случаях может занять годы. Он также лечит патологические структуры, которые формировались годами, а часто и десятилетиями, и поэтому для изменения каждой требуется свое время.

Нынешняя идея о фундаментальном сокращении психотерапевтических процедур, похоже, не соответствует пониманию длительного развития психических заболеваний. Если на первый план поставить только краткосрочную эффективность психотерапевтического процесса, это может быть основано на фантазии об обширной терапевтической власти над пациентом и психотехнической возможности процессов психологического изменения.

Созревание собственного Я во время психоаналитического лечения ведёт к большей способности работать, получать удовольствие и любить. Это достигается через изменения в структуре личности. Но психоанализ не стремится побудить или обучить людей вести себя каким-либо определенным образом и не занимается прежде всего устранением симптомов.

В этом смысле мы говорим о безответственности психоанализа. Изменение симптомов, конечно, часто является следствием аналитического процесса. Психоанализ стремится помочь пациенту стать самим собой, иными словами, расширять свободу его действий. Но при этом аналитик следует за человеком, а не наоборот.

Возможно, каждый психоаналитик своей работой также немного напоминает Моисея, который произвел такое впечатление на Фрейда. Моисей мог только привести свой народ к краю обетованной земли. После этого люди должны были решить сами – идти им туда или нет.

Читайте также: