Как в советском союзе боролись с исламом приведите примеры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ислам в России имеет многовековую историю. Но непосредственно в сегодняшний день он пришел из недавнего советского прошлого, когда в стране господствовала лишь одна - коммунистическая идеология, и нормой отношения к любой религии считался атеизм. Однако это вовсе не означает, что "в СССР Ислама не было" - скорее, наоборот, - считает историк Владимир Ардаев.

В середине 80-х автору этих строк довелось работать в тогдашней Туркменской ССР. Согласно отчетам партийной верхушки, с Исламом в республике было полностью покончено.

В столице - Ашхабаде - не оставалось ни одной легально действующей мечети, хотя действовала православная церковь. Однако все без исключений коренное население продолжало жить по нормам и традициям Ислама, в чем приходилось убеждаться практически каждый день.

Известный исследователь Ислама - заместитель директора Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко вспоминает, что в кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и "красные уголки" (позднее - "Ленинские комнаты") в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

Так было в самый расцвет "периода застоя" - вплоть до падения коммунистического режима и распада СССР. А начиналось все - как это ни удивительно звучит сегодня - со вполне мирного сосуществования Ислама и пришедшего к власти большевизма.

24 ноября 1917 года - меньше, чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота - Совнарком РСФСР распространил обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока".

". Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. ", - говорилось в документе, который подписали предсовнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин.

Довольно скоро лозунг "свободу мусульманам" разделил судьбу всех других революционных лозунгов, обещавших рабочим заводы, крестьянам землю, народам мир, а голодным - хлеб. Заводы и земля остались государственными, войн и голода было немало.

Но вначале большевики делали серьезную ставку на мусульманскую часть населения бывшей империи, старательно показывая ему свою лояльность и покровительство - в отличие, скажем, от всех христианских конфессий, в которых революционеры видели только своих врагов.

В шифрованной телеграмме, отправленной 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе, Ленин предписывал "действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее".

Полгода спустя, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Сталин говорил о необходимости управления Дагестаном "согласно его особенностям", выделяя "серьезное значение Шариата": "Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию", - подчеркивал Сталин. Алексей Малашенко в своей книге "Исламские ориентиры Северного Кавказа" отмечает, что в начале 20-х годов советская администрация даже финансировала деятельность шариатских судов.

Так было не только на Северном Кавказе, но практически и во всех других регионах компактного проживания мусульман: в Средней Азии, Закавказье, в Поволжье и в Сибири.

Исследователь Л.Малицкая утверждает, что "вплоть до 1923 года мусульманское духовенство в Тюменской губернии помимо изъятия из его ведения школ никакого вмешательства со стороны советских органов не испытывало".

Но союз советской власти с Исламом продолжался недолго. Во второй половине 20-х в СССР стартовал "крестовый поход" против религий и культов, который возглавил "Союз воинствующих безбожников" под предводительством Е.Ярославского.

"Опиум для народа"

Главной мишенью "безбожников" была Русская православная церковь. Ислам не казался столь опасным воинствующим атеистам, но и он, как и любой другой "опиум для народа", подлежал искоренению.

"Большевизм как идеология, как социокультурная система претендовал на столь же абсолютную роль (как и религия), и уже в силу этого не мог терпеть присутствия могущественного конкурента, обладающего вековыми навыками влияния на человека и общество", - пишет Малашенко.

В разных регионах с Исламом боролись по-разному. На Северном Кавказе, где сопротивление было наиболее активным, большевики и чекисты использовали противоречия между разными направлениями религии, в итоге ослабляя влияние и тех, и других, уничтожая затем наиболее авторитетных служителей культа. Тем не менее, продолжали работать многие закрытые мечети, действовали подпольные кружки по изучению Корана и арабского языка.

В Поволжье, на Урале и Сибири, где "безбожники" не встречали столь активного сопротивления, процесс проходил более мирно. Вместо религиозных обрядов пытались внедрять светские - точнее, советские.

Еще в 1923 году среди татаро-башкирской молодежи был впервые организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды - "комсомольский Байрам", проведение которого было приурочено к мусульманскому празднику жертвоприношения - Курбан-Байраму.

Система религиозного исламского образования также перешла под контроль государства.

Может быть, самый сокрушительный удар по Исламу Советская власть нанесла, когда был произведен повсеместный переход с арабской графики на латинскую, позже замененную кириллицей. В ходе "революции алфавитов" была уничтожена масса книг на арабском - прежде всего, религиозных.

По утверждению живущего в Германии узбекского исследователя Боймирзы Хайита, Ислам в СССР лишился всех своих основ. Так, запрет религиозной собственности лишил его экономического базиса. Уничтожение религиозной литературы выбило из-под него духовную основу. Запрет на выезд из страны и въезд в нее, невозможность совершать паломничество прекратил связи с другими исламскими народами. А закрытие мечетей, борьба с религиозными праздниками и постами оставили ислам в СССР и без его социального основания.

По разные стороны линии фронта

В годы Второй мировой войны "исламский фактор" в СССР использовали в своих интересах обе воюющие стороны.

Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири опубликовало "Обращение ко всем мусульманам Советского Союза", в котором призвало верующих подняться на борьбу с агрессором. Среди советских мусульман тысячи Героев Советского Союза, сотни тысяч награжденных боевыми орденами и медалями.

В свою очередь, германское командование имело на советских мусульман свои виды, о чем, к примеру, говорит известная "Зеленая папка" - "Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях", подготовленные Берлином осенью 1942 года. Там прямо говорилось о важности использования для закрепления оккупационных сил на Кавказе исламского фактора.

Гитлеровцы "педантично подчеркивали свое уважение к Исламу, - описывает Алексей Малашенко. За относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе, в период его оккупации здесь даже имело место своего рода возрождение Ислама.

Эффект маятника

После войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление. Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж - паломничество в Мекку и Медину. Но снова это продолжалось недолго.

Вскоре после смерти Сталина в СССР начался новый поход против религий. Директивой к нему стало постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов.

С конца 70-х роль Ислама в СССР начала меняться. Это было связано с исламской революцией в Иране и с войной в Афганистане. В страну стали проникать идеи радикализма под исламскими лозунгами, и власти, опасаясь их распространения в нелегальных кружках и организациях, то шли по пути их легализации, регистрации новых общин и даже открытия новых мечетей, то вновь "закручивали гайки".

В 80-е годы власти предпринимали еще ряд попыток решительного наступления на религии, в том числе - и конкретно на Ислам. Но становившаяся все более ожесточенной идеологическая война звезды с полумесяцем завершилась с падением СССР.

Так был ли Ислам в СССР?

Многолетние и многократные запреты и гонения, конечно же, оказали влияние на эволюцию Ислама в СССР, однако они неспособны были полностью нейтрализовать его развитие. Более того, даже запрещенный официально, Ислам продолжал жить, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу.

Если во многих семьях, где старшие поколения традиционно исповедовали православие, в советские годы практически совсем отошли от совершения обрядов крещения детей, венчания супружеских пар, отпевания усопших и других церковных церемоний, то в регионах компактного проживания традиционно исламского населения часто все было иначе.

Советская Россия и ислам: от союзничества к подавлению. После победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе советская власть пыталась привлечь мусульман на свою сторону, использовать их для пропаганды идей большевизма и социализма в странах Востока и в борьбе с другими социальными группами немусульманского общества.

Для реализации этих планов в 1917 г. в составе Наркомнаца был создан комиссариат по делам мусульман. Но по мере реализации религиозной политики советского государства в регионах традиционного распространения ислама возрастало недовольство среди верующих-мусульман. Даже коммунисты высказывались в пользу сохранения устоявшихся традиций и образа жизни своих народов, основанных на исламских принципах. Подобное понимание проблемы присутствовало и у прагматически настроенных коммунистических и военных лидеров. Иной точки зрения придерживались Сталин и его окружение.

В 1922 г. политика властей уже была чётко ориентирована на жёсткий контроль над духовенством и религией. Экономические свободы, данные в период нэпа, не должны были сопровождаться политическими свободами. Вооружённое антисоветское сопротивление в Средней Азии и на Северном Кавказе, боязнь политического альянса мусульманских народов даже под коммунистическими лозунгами неизбежно вели к стремлению центра поставить под свой контроль Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и не допустить превращения мусульманских съездов в форумы своих политических оппонентов.

К тому же мусульманское духовенство не собиралось сдавать свои позиции. В октябре-ноябре 1926 г. состоялся съезд духовенства в Уфе, который выступил с предложением расширения прав в области вероучения. Несмотря на внешнюю лояльность руководства ЦДУМ, было ясно, что его не устраивала политика советского государства. Тем более что за этой организацией стояла довольно мощная сила: в 1927 г. ЦДУМ объединял 14 825 приходов, что само по себе не могло не настораживать власти, рассматривавшие каждую из общин как центр сопротивления политике партии.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в 1920–1930-е гг. руководство партии проводило в жизнь целенаправленную политику ограничения гражданских прав служителей культа. Это выражалось в дискриминационной налоговой политике, ограничении и запрете религиозного образования, лишении избирательных прав, запрещении распространения религиозной литературы. Кроме того, к мусульманским священнослужителям применялись меры административного и уголовного преследования. В период коллективизации многие из них попали в число раскулачиваемых.

После смерти в апреле 1936 г. муфтия Ризаэтдина Фахретдинова встал вопрос об избрании нового муфтия. В соответствии суставом ЦДУМ это должно было произойти на съезде организации. Но муфтием был назначен Габдрахман Расулев, что фактически означало полное подчинение мусульманского духовенства властям.

Ислам в годы Великой Отечественной войны. К началу Великой Отечественной войны в результате массированной атеистической пропаганды и нескольких общесоюзных кампаний по закрытию молитвенных зданий позиции ислама в СССР еще больше ослабли. К тому времени по всей стране были закрыты шариатские суды, не осталось и сети религиозных образовательных учреждений.

Однако реалии военного времени вынудили руководство партии отчасти пересмотреть свою политику в сфере религии. С одной стороны, это было связано с патриотической позицией, занятой религиозными организациями в годы Великой Отечественной войны. Верующие принимали самое активное участие в военных действиях и в сборе материальных средств для нужд Красной Армии. С другой стороны, жёсткий контроль, установленный сталинским режимом над всеми формами общественной активности, и подавление любых проявлений несоответствия с советским образом жизни в условиях войны были невозможны. В результате многие верующие начали открыто высказывать свои религиозные взгляды, посещать молитвенные здания и отправлять обряды, игнорируя многие запреты и ограничения.

Одной из причин корректировки религиозной политики стала международная ситуация. Перед Советским Союзом стояла важная задача — открытие второго фронта. В этих условиях демократизация некоторых сторон жизни советского общества могла благоприятно сказаться на ходе переговоров с союзниками. Черчилль и Рузвельт дали Сталину понять, что настроить общественное мнение их стран в пользу Советского Союза могут сведения о религиозной свободе в СССР. Не случайно официальное признание властями заслуг религиозных организаций и верующих произошло накануне переговоров на высшем уровне в Тегеране.

В мае 1944 г. был учреждён Совет по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров. Новый орган был призван осуществлять связь между правительством и религиозными объединениями. В его функции входило своевременное информирование партийных и государственных структур о состоянии и деятельности конфессиональных организаций, составление статистических сводок об уровне религиозной активности населения.

В 1948 г., впервые за 22 года, был созван меджлис Центрального духовного управления мусульман (переименованного на съезде в Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири — ДУМЕС). Однако принятые на съезде решения лишь подтвердили ограниченность прав верующих и духовенства в тот период. Из ведения Духовного управления были изъяты такие полномочия, как право организовывать конфессиональные школы и курсы для подготовки служителей культа и составлять метрические книги. В его компетенции оставались функции богословского характера, а также отныне ему предписывалось вести учёт мечетей и молитвенных домов.

Завершение краткосрочной разрешительной политики Советского государства в отношении религии совпало по времени с окончанием послевоенного периода. В 1948 г. Совет по делам религиозных культов разослал своим уполномоченным циркуляр, предписывавший прекратить вынесение положительных решений по ходатайствам о регистрации религиозных общин. В 1949 г. в СССР осталось всего 415 мечетей, в 1952 г. — 351, в 1965 г. — 305.

Сохранению мусульманских традиций на бытовом уровне способствовали правила исполнения мусульманских обрядов, которые можно было отправлять в домах и квартирах. Едва ли не самым важным обстоятельством выживания ислама были традиции, связанные с бракосочетанием и рождением ребенка, похоронные и поминальные обряды, объединявшие мусульманские общества и облегчавшие приобщение молодёжи к исламу на примере старшего поколения.

Середина 1970-х годов ознаменовалась разрядкой напряжённости международных отношений, одним из проявлений которой стало вступление в силу в 1976 г. на территории СССР Международного пакта о гражданских и политических правах. В статьях пакта, имевших отношение к духовной сфере, декларировалась свобода принимать религию по своему выбору, исповедовать ее как единолично, так и сообща с другими. В действительности же, как и прежде, всё свелось к декларации свободы вероисповедания.

Рубеж 1970–1980-х годов ознаменовался усилением роли ислама в международных отношениях. Вторжение советских войск в Афганистан и борьба с его мусульманской оппозицией не могли способствовать улучшению отношений между властью и мусульманами. В этот период государство чётко разделило ислам на две категории. К первой был отнесен прогрессивный ислам, то есть миротворческое мусульманское духовенство Советского Союза, ко второй — реакционное духовенство за рубежом. Наличие последнего позволяло власти поддерживать в советском обществе определённый страх перед исламом в целом, создавая у людей заведомо предвзятое отношение к нему как к одной из причин дестабилизации за рубежом и потенциальной опасности внутри страны.

Соединяться в союзе любви

Соединяться в союзе любви От всего этого вы все должны освободиться. Приобретайте же себе и собирайте в своих драгоценных душах богатства и сокровища из того, что похвально и что лучше, для того чтобы достигнуть Царства Небесного. Ведь все, что каждый из вас делает

Степень 30. О союзе трех добродетелей

Степень 30. О союзе трех добродетелей Еще один шаг, и лествица восхождения к совершенству пройдена. Подвижник уже близ предела своего многотрудного пути. Скорби, сомнения, труды, искушения, борьба, падения, слезы, восстания — все это позади.Еще один шаг, и многотрудная глава

О СОЮЗЕ ТРОИЦЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ТО ЕСТЬ О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБВИ

О СОЮЗЕ ТРОИЦЫ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ, ТО ЕСТЬ О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБВИ Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: вера, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13:13). [30, 1]По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а

Блаженное бесстрастие восставляет убогий ум от земли на небо, и воздвигает сего нищего от гноища страстей (1 Цар. 2, 8); всехвальная же любовь посаждает его со князи, с Ангелами святыми, с князи людей, Господних (Пс. 112, 8). Cлово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви. Крат

Блаженное бесстрастие восставляет убогий ум от земли на небо, и воздвигает сего нищего от гноища страстей (1 Цар. 2, 8); всехвальная же любовь посаждает его со князи, с Ангелами святыми, с князи людей, Господних (Пс. 112, 8). Cлово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере,

СЛОВО 30 О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви

СЛОВО 30 О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви 1. Ныне же, после всего сказанного, пребывают три сия, все связующие и содержащие: веры, надежда и любы, больше же всех любы, ибо ею именуется Бог (1 Кор. 13, 13).2. По моему разумению, вера подобна лучу, надежда —

Православная церковь в Советском Союзе в условиях военного времени

Православная церковь в Советском Союзе в условиях военного времени Великая Отечественная война потребовала мобилизации не только всех организационных, финансовых, материальных ресурсов, но и ресурсов моральных, духовных, патриотических. Для партийно-советского

4.2. Ислам

4.2. Ислам Если бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем

Первые успехи культа Кришны в бывшем Советском Союзе

Первые успехи культа Кришны в бывшем Советском Союзе Прабхупада посетил Советский Союз в 1971 г. По прибытии в Москву он познакомился с молодым человеком Анатолием Пиняевым, которого обратил в свою веру. После отъезда Прабхупады Пиняев начал ревностно и довольно успешно

Ламы в союзе с семеновцами

Ламы в союзе с семеновцами Во время гражданской войны в Сибири духовенство ламаистской религии в Забайкалье превратило свои дацаны (монастыри) в очаги контрреволюции.В декабре 1919 г. геген Минаев, голова Хараганатской управы Батанай и матерой кулак Дулзын Цыденов

§ 58. Ислам в Советском Союзе

§ 58. Ислам в Советском Союзе Советская Россия и Ислам: от союзничества к подавлению. После победы Октябрьской революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе Советская власть пыталась привлечь мусульман на свою

в) Как должен христианин самого себя держать и образовывать, чтобы быть в живом союзе с Церковию, а через нее с Богом

в) Как должен христианин самого себя держать и образовывать, чтобы быть в живом союзе с Церковию, а через нее с Богом Из понятия о союзе христиан между собою живом, подобном тому, какой есть между членами тела, можно приходить к мысли, что тому, кто вступил в сей союз, не о чем

Ислам

7 Письмо Г. А. Косткевича А. П. Вельмину по поводу отношения заграничных церковных деятелей к сообщаемым им фактам о положении Церкви в Советском Союзе

7 Письмо Г. А. Косткевича А. П. Вельмину по поводу отношения заграничных церковных деятелей к сообщаемым им фактам о положении Церкви в Советском Союзе Дорогой Друг, я не сержусь на вас потому только, что таков уж закон дружбы, но не могу скрыть от вас того крайнего


Ислам в России имеет многовековую историю. Но непосредственно в сегодняшний день он пришел из недавнего советского прошлого, когда в стране господствовала лишь одна - коммунистическая идеология, и нормой отношения к любой религии считался атеизм. Однако это вовсе не означает, что "в СССР ислама не было" - скорее, наоборот.

В СССР ислам продолжал жить в традициях народов.

В середине 80-х автору этих строк довелось работать в тогдашней Туркменской ССР. Согласно отчетам партийной верхушки, с исламом в республике было полностью покончено. В столице - Ашхабаде - не оставалось ни одной легально действующей мечети, хотя действовала православная церковь. Однако все без исключений коренное население продолжало жить по нормам и традициям ислама, в чем приходилось убеждаться практически каждый день.

Периодически партийные власти устраивали облавы на членов КПСС с намерением выявить тех, кто соблюдает обряды ислама. С этой целью устраивались, например, медицинские осмотры детей руководителей, чтобы определить, кому из мальчиков было сделано обрезание. Однако правоверные коммунисты заблаговременно запасались справками от врачей, подтверждающими, что детям якобы была сделана хирургическая операция - в соответствии с медицинскими показаниями.

Известный исследователь ислама - заместитель директора Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко вспоминает, что в кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и "красные уголки" (позднее - "Ленинские комнаты") в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

В кишлаках и аулах советских республик Средней Азии клубы и "красные уголки" в реальности использовались как мечети или молельные помещения.

Так было в самый расцвет "периода застоя" - вплоть до падения коммунистического режима и распада СССР. А начиналось все - как это ни удивительно звучит сегодня - со вполне мирного сосуществования ислама и пришедшего к власти большевизма.

Союз звезды и полумесяца

24 ноября 1917 года - меньше, чем через месяц после состоявшегося октябрьского переворота - Совнарком РСФСР распространил обращение "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока".

". Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются всей мощью революции и ее органов, Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. ", - говорилось в документе, который подписали предсовнаркома Владимир Ленин и нарком по национальным делам Иосиф Сталин.

Довольно скоро лозунг "свободу мусульманам" разделил судьбу всех других революционных лозунгов, обещавших рабочим заводы, крестьянам землю, народам мир, а голодным - хлеб. Заводы и земля остались государственными, войн и голода было немало. Но вначале большевики делали серьезную ставку на мусульманскую часть населения бывшей империи, старательно показывая ему свою лояльность и покровительство - в отличие, скажем, от всех христианских конфессий, в которых революционеры видели только своих врагов.

Ленин надеялся на то, что мусульмане поддержат пришедших к власти большевиков.

В шифрованной телеграмме, отправленной 2 апреля 1920 года в Реввоенсовет Кавказского фронта Григорию Орджоникидзе, Ленин предписывал "действовать осторожно и проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан. Всячески демонстрируйте и притом самым торжественным образом симпатии к мусульманам, их автономию, независимость и прочее".

Полгода спустя, на Чрезвычайном съезде народов Дагестана Сталин говорил о необходимости управления Дагестаном "согласно его особенностям", выделяя "серьезное значение шариата": "Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию", - подчеркивал Сталин. Алексей Малашенко в своей книге "Исламские ориентиры Северного Кавказа" отмечает, что в начале 20-х годов советская администрация даже финансировала деятельность шариатских судов.

Так было не только на Северном Кавказе, но практически и во всех других регионах компактного проживания мусульман: в Средней Азии, Закавказье, в Поволжье и в Сибири.

Исследователь Л.Малицкая утверждает, что "вплоть до 1923 года мусульманское духовенство в Тюменской губернии помимо изъятия из его ведения школ никакого вмешательства со стороны советских органов не испытывало".

Союз советской власти с исламом продолжался недолго. Во второй половине 20-х в СССР стартовал "крестовый поход" против религий и культов, который возглавил "Союз воинствующих безбожников" под предводительством Е.Ярославского.

"Опиум для народа"

Главной мишенью "безбожников" была Русская православная церковь.

Ислам не казался столь опасным воинствующим атеистам, но и он, как и любой другой "опиум для народа", подлежал искоренению. "Большевизм как идеология, как социокультурная система претендовал на столь же абсолютную роль [как и религия], и уже в силу этого не мог терпеть присутствия могущественного конкурента, обладающего вековыми навыками влияния на человека и общество", - пишет Малашенко.

Вначале Сталин опирался на ислам, потом объявил ему войну.

В разных регионах с исламом боролись по-разному. На Северном Кавказе, где сопротивление было наиболее активным, большевики и чекисты использовали противоречия между разными направлениями религии, в итоге ослабляя влияние и тех, и других, уничтожая затем наиболее авторитетных служителей культа. Тем не менее, продолжали работать многие закрытые мечети, действовали подпольные кружки по изучению Корана и арабского языка.

В Поволжье, на Урале и Сибири, где "безбожники" не встречали столь активного сопротивления, процесс проходил более мирно. Вместо религиозных обрядов пытались внедрять светские - точнее, советские. Еще в 1923 году среди татаро-башкирской молодежи был впервые организован Всероссийский месячник антирелигиозной пропаганды - "комсомольский Байрам", проведение которого было приурочено к мусульманскому празднику жертвоприношения - Курбан-Байраму.

Система религиозного исламского образования также перешла под контроль государства.

Может быть, самый сокрушительный удар по исламу Советская власть нанесла, когда был произведен повсеместный переход с арабской графики на латинскую, позже замененную кириллицей. В ходе "революции алфавитов" была уничтожена масса книг на арабском - прежде всего, религиозных.

По утверждению живущего в Германии узбекского исследователя Боймирзы Хайита, ислам в СССР лишился всех своих основ. Так, запрет религиозной собственности лишил его экономического базиса. Уничтожение религиозной литературы выбило из-под него духовную основу. Запрет на выезд из страны и въезд в нее, невозможность совершать паломничество прекратил связи с другими исламскими народами. А закрытие мечетей, борьба с религиозными праздниками и постами оставили ислам в СССР и без его социального основания.

По разные стороны линии фронта

В годы Второй мировой войны "исламский фактор" в СССР использовали в своих интересах обе воюющие стороны.

Духовное управление мусульман Европейской части России и Сибири опубликовало "Обращение ко всем мусульманам Советского Союза", в котором призвало верующих подняться на борьбу с агрессором. Среди советских мусульман тысячи Героев Советского Союза, сотни тысяч награжденных боевыми орденами и медалями.

В свою очередь, германское командование имело на советских мусульман свои виды, о чем, к примеру, говорит известная "Зеленая папка" - "Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных областях", подготовленные Берлином осенью 1942 года. Там прямо говорилось о важности использования для закрепления оккупационных сил на Кавказе исламского фактора.


Сотни тысяч мусульман СССР награждены боевыми орденами и медалями (Фото: Юлия Балалаина)

Гитлеровцы "педантично подчеркивали свое уважение к исламу, - описывает Алексей Малашенко. - На захваченных территориях открывались отобранные у мусульман большевиками мечети, священнослужители призывали молиться за Гитлера. Муллы-коллаборационисты провозгласили Гитлера "великим имамом Кавказа". При немцах на Северном Кавказе печаталось пять газет, одна из которых носила символическое название "Газават" и вела эффективную пропаганду среди бойцов мусульманских вооруженных формирований. Эпиграфом "Газавата" было "Аллах - над нами, Гитлер рядом с нами". Немцам удалось наладить переправку на не оккупированные ими территории, в частности в Дагестан, религиозной литературы, в том числе издания Корана в позолоченном переплете".

За относительно короткое время военных действий на Северном Кавказе, в период его оккупации здесь имело место своего рода возрождение ислама.

Эффект маятника

После войны верующие мусульмане почувствовали некоторое послабление. Власти менее строго, чем прежде, относились к деятельности религиозных общин, иногда удовлетворяли просьбы об открытии новых мечетей и даже разрешали хадж - паломничество в Мекку и Медину. Но снова это продолжалось недолго.

После смерти Сталина к власти в СССР пришел Никита Хрущев, и давление на ислам вновь усилилось.

Вскоре после смерти Сталина в СССР начался новый поход против религий. Директивой к нему стало постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" от 7 июня 1954 года. В нем, в частности, были даны указания о противодействии исламской пропаганде, запрещалось открытие новых мечетей и возвращение верующим отобранных у них культовых зданий, выросло налогообложение отправления обрядов.

С конца 70-х роль ислама в СССР начала меняться. Это было связано с исламской революцией в Иране и с войной в Афганистане. В страну стали проникать идеи исламского радикализма, и власти, опасаясь их распространения в нелегальных исламских кружках и организациях, то шли по пути их легализации, регистрации новых общин и даже открытия новых мечетей, то вновь "закручивали гайки".

В 80-е годы власти предпринимали еще ряд попыток решительного наступления на религии, в том числе - и конкретно на ислам. Но становившаяся все более ожесточенной идеологическая война звезды с полумесяцем завершилась с падением СССР.

Так был ли ислам в СССР?

Многолетние и многократные запреты и гонения, конечно же, оказали влияние на эволюцию ислама в СССР, однако они неспособны были полностью нейтрализовать его развитие. Более того, даже запрещенный официально, ислам продолжал жить, глубоко проникнув в социально-бытовую сферу.

В "годы застоя" между звездой и полумесяцем шла непрерывная идеологическая война.

Если во многих семьях, где старшие поколения традиционно исповедовали православие, в советские годы практически совсем отошли от совершения обрядов крещения детей, венчания супружеских пар, отпевания усопших и других церковных церемоний, то в регионах компактного проживания традиционно исламского населения часто все было иначе. Даже партийные функционеры, с трибун произносившие пропагандистские речи, в кругу близких организовывали обряд обрезания мальчиков, приглашали мулл на свадьбы детей и хоронили умерших в полном соответствии с мусульманскими традициями.

После победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе советская власть пыталась привлечь мусульман на свою сторону, использовать их для пропаганды идей большевизма и социализма в странах Востока и в борьбе с другими социальными группами немусульманского общества.

Для реализации этих планов в 1917 г. в составе Наркомнаца был создан комиссариат по делам мусульман. Но по мере реализации религиозной политики советского государства в регионах традиционного распространения ислама возрастало недовольство среди верующих-мусульман. Даже коммунисты высказывались в пользу сохранения устоявшихся традиций и образа жизни своих народов, основанных на исламских принципах. Подобное понимание проблемы присутствовало и у прагматически настроенных коммунистических и военных лидеров. Иной точки зрения придерживались Сталин и его окружение.

В 1922 г. политика властей уже была чётко ориентирована на жёсткий контроль над духовенством и религией. Экономические свободы, данные в период нэпа, не должны были сопровождаться политическими свободами. Вооружённое антисоветское сопротивление в Средней Азии и на Северном Кавказе, боязнь политического альянса мусульманских народов даже под коммунистическими лозунгами неизбежно вели к стремлению центра поставить под свой контроль Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и не допустить превращения мусульманских съездов в форумы своих политических оппонентов.

К тому же мусульманское духовенство не собиралось сдавать свои позиции. В октябре-ноябре 1926 г. состоялся съезд духовенства в Уфе, который выступил с предложением расширения прав в области вероучения. Несмотря на внешнюю лояльность руководства ЦДУМ, было ясно, что его не устраивала политика советского государства. Тем более что за этой организацией стояла довольно мощная сила: в 1927 г. ЦДУМ объединял 14 825 приходов, что само по себе не могло не настораживать власти, рассматривавшие каждую из общин как центр сопротивления политике партии.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в 1920–1930-е гг. руководство партии проводило в жизнь целенаправленную политику ограничения гражданских прав служителей культа. Это выражалось в дискриминационной налоговой политике, ограничении и запрете религиозного образования, лишении избирательных прав, запрещении распространения религиозной литературы. Кроме того, к мусульманским священнослужителям применялись меры административного и уголовного преследования. В период коллективизации многие из них попали в число раскулачиваемых.

После смерти в апреле 1936 г. муфтия Ризаэтдина Фахретдинова встал вопрос об избрании нового муфтия. В соответствии с уставом ЦДУМ это должно было произойти на съезде организации. Но муфтием был назначен Габдрахман Расулев, что фактически означало полное подчинение мусульманского духовенства властям.

Читайте также: