Как в преданиях отразились народные мечты и чаяния кратко

Обновлено: 17.05.2024

В наш век—век радио и телевидения, газет, журналов и книг, выходящих сотнями тысяч названий и нередко миллионными тиражами, устное народное творчество продолжает жить, волнует не только детей, но и взрослых, питает современную художественную литературу и искусство. К примеру, народная мудрость, фольклорные темы и сюжеты, преображенные талантом Расула Гамзатова и Чингиза Айтматова в замечательные творения, вошли в золотой фонд мировой литературы. Сколько фольклорных тем только за последние десятилетия послужили сюжетной основой опер, балетов и кинофильмов! Фольклорная тематика привлекает художников.

Велико научно-познавательное значение произведений устного народного творчества. В фольклоре отразились разные этапы истории народных масс. А. М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. У него свое мнение о деятельности Людовика XI, Ивана Грозного, и это мнение резко различно с оценками истории, написанной специалистами, которые не очень интересовались вопросом о том, что именно вносила в жизнь трудового народа борьба монархов с феодалами. Когда-то, в древности, устное художественное творчество трудящихся служило единственным организатором их опыта, воплощением идей в образах и возбудителем трудовой энергии коллектива. Нам следует понять это.

Фольклористы и историки, этнографы и литературоведы, изучая различные жанры фольклорных произведений, воссоздают жизнь, деяния, борьбу, содержание духовного мира, представления, думы и чаяния народных масс в те или иные эпохи, их оценку исторических событий и выдающихся личностей.

Многие историки успешно используют фольклорный материал в исследованиях социально-политических и культурно-идеологических проблем прошлого. Фольклор справедливо считается одним из типов исторических источников. Замечательные образцы глубоко научного использования фольклорных материалов в исторических исследованиях показал академик Б. А. Рыбаков в своих фундаментальных трудах о русском историческом фольклоре и язычестве.

Историческую информацию несут в себе все жанры фольклора. В большинстве жанров (в эпосах, мифах, легендах, былинах, сказках, заговорах и других языческих поверьях, детских прибаутках, в значительной части песен, пословиц и поговорок) она преимущественно выступает не открыто, а содержится в потенции. Такие жанры, как предания, сказания, песни исторические, социального протеста, трудовые, рекрутские и другие, а также некоторые пословицы и поговорки, непосредственно сообщают исторические сведения. Литературоведы, фольклористы, этнографы и историки проявляют огромный интерес к историческим преданиям народов нашей страны.

В прошлом, особенно у бесписьменных народов, исторические знания передавались из поколения в поколение главным образом путем пересказа преданий. Большая их часть базируется на воспоминаниях и рассказах очевидцев о былой жизни и борьбе, на переживаниях участников событий. Со временем предания постепенно теряли факто-графичность, приобретали черты художественного обобщения пережитой действительности. Происходила анахронизация преданий. С одной стороны, типизированные предания вторично прикреплялись к местным объектам, обычно поздние события и личности увязывались с древними курганами, могильниками, городищами, селищами и другими объектами. Как известно, курганы на территории Чувашии остались от бронзового века (II — начало I тысячелетия до нашей эры), городища — остатки укрепленных поселений I тысячелетия до пашей эры -середины II тысячелетия нашей эры. Однако многие предания связывают возникновение курганов с болгарским и монголо-татарским временем, а появление и курганов, и городищ — с действиями Ивана Грозного, Степана Разина, Емельяна Пугачева и даже Петра Первого. В 1948 году мне довелось участвовать в раскопках Большетаябинского городища, расположенного в Яльчиковском районе (здесь и далее при приведении названий районов Чувашской Республики последнюю не указываем). Хотя городище относится к XIII—XIV векам, некоторые сказители преданий сообщали, что оно было разгромлено или построено Иваном Грозным во время его похода на Казань, сооружено Петром Первым или Емельяном Пугачевым.

В современной фольклористике представлено несколько вариантов классификации исторических преданий, Нам представляется наиболее удачным выделение трех групп преданий по содержанию:

1) об исторических событиях;

2) об исторических лицах;

3) о местностях, связанных с историческими событиями и лицами (историко-топонимические).

Для значительной части исторической народной прозы характерен средний эстетический уровень. Многие предания — простая констатация событий и фактов, лишенная художественных достоинств. По степени фактографичное различаются:

1) предания с ясно выраженной исторической основой, не утерявшие признаков воспоминаний;

2) предания с преобладающим легендарным признаком;

3) сказочные предания об исторических деятелях и событиях.

Предания принято группировать и по мотивам, причем одни и те же мотивы часто совпадают в устном творчестве разных, особенно родственных и соседних, народов.
Следует отметить, что некоторые предания превращались в повествования, неверно, искаженно отражающие историческую действительность. Такие предания являются нереальными, требующими к себе критического подхода. Фактическое и идейное содержание большинства преданий — преданий реальных — соответствует исторической правде, жизненной истине.

Обстоятельно изучив вопрос о соотношении факта и вымысла в исторических преданиях реального типа, В. К. Соколова справедливо указывает, что народное предание исторично в своей основе, поскольку толчком к его созданию всегда служили действительные события (войны, восстания и пр.) и лица. Иногда в преданиях реальные факты передаются достаточно точно, но нередко фактичны в них лишь упоминание действительного события и имя центрального персонажа, с которым связывается описываемый случай. Сам же эпизод, о котором рассказывается, часто оказывается вымышленным или значительно дополненным творческой фантазией. В фабульных преданиях подавляющая часть сюжетов — вымысел. Но сюжетный вымысел не лишает предания их подлинного историзма.

Вымысел, точнее домысел, в большинстве случаев не противореча исторической правде, способствует обобщению действительности, выявлению в ней наиболее существенного, типического, дает возможность раскрыть на конкретных примерах и художественных образах основные социальные противоречия, классовые и национальные отношения и конфликты эпохи.

Преданиям были присущи познавательная, информационная и воспитательная функции. Этим определяются их художественные, стилевые, жанровые особенности. В большинстве это — небольшие повествования, освещающие какой-то один законченный эпизод. В некоторых преданиях художественное обобщение социальных явлений, типизация и образность стоят на довольно высоком эстетическом уровне; присущие им художественные особенности приближают их к коротким очеркам и новеллам-миниатюрам. Это качество делает их запоминающимися, впечатляющими, популярными и долговечными.

Важнейшим требованием фольклористики при анализе н оценке преданий является определение содержащейся в них исторической правды на основе принципов социального подхода, объективности и историзма. Только при учете того, что предание возникло в определенной исторической обстановке и определенной социальной среде, что оно выражает точку зрения того или иного класса или социальной группы, что на архетипе предания сказалось воздействие последующих исторических этапов и разных социальных слоев, мы можем правильно понять и истолковать истинную суть каждого произведения этого жанра фольклора. Очень плодотворен анализ содержания преданий в сравнении с достоверными свидетельствами письменных исторических источников. Все это позволяет нам правильно выяснить идеологию трудовых классов, оценку ими важнейших исторических событий и деятелей, их борьбу, условия жизни, мечты и чаяния, этические нормы. Важно изучение художественных форм, жанровых и стилевых особенностей преданий, вопросов мастерства типизации, силы образности, меткости и отточенности языка произведений этого жанра народной прозы.

К чувашским историческим преданиям проявляли интерес отдельные русские ученые конца XVIII—XIX веков: К. С. Милькович, В. И. Лебедев, В. А. Сбоев, Н. И. Золотницкий, С. М. Шпилевский, В. К. Магницкий.

Уместно заметить, что утверждения С. М. Михайлова и Н. В. Никольского о борьбе чувашских масс против ига монголо-татарских феодалов, мирном вхождении чувашей в состав России, об активном участии их в народных движениях во главе с С. Т. Разиным и Е. И. Пугачевым, основанные на народных преданиях, звучали диссонансом общему тону дореволюционной официальной великодержавной историографии, считавшей угнетенные национальности России неисторической категорией и отрицавшей роль народных масс в истории.
В 30—40-х годах значительную работу по изучению исторических, главным образом топонимических, преданий выполнил историк К- В. Элле. В его неопубликованной рукописи имеются разделы о фольклорных и топонимических свидетельствах о монголо-татарском иге, совместной борьбе чувашей с войсками Ивана Грозного против Казанского ханства, о Крестьянских войнах под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева.

Профессором М. Я. Сироткиным рассмотрен ряд исторических преданий чувашей. И. И. Одюковым исследованы предания о древних и волжских болгарах (I—XV века), определен тематический состав всех чувашских преданий и дан их обобщающий обзор. Историки — академик М. Н. Тихомиров, профессора И. Д. Кузнецов, В. Ф. Каховский, П. В. Денисов, литературовед доцент В. Я- Канюков и другие в своих исследованиях использовали некоторые из чувашских преданий в качестве источника.

До 1930-х годов предания большей частью записывались от неграмотных или малограмотных чувашей, поэтому они свободны от влияния официальной исторической литературы того времени и в основном народны по содержанию и форме. В дальнейшем, когда была достигнута всеобщая грамотность населения, многие рассказчики пли фиксаторы преданий — это люди с хорошими историческими знаниями. Это обстоятельство отразилось па некоторых записях последних десятилетий. Рассказывающие или записывающие невольно вставляли в предания те знания по истории, которые они получили в школе, что должно быть учтено при использовании таких записей.

В настоящей работе рассматриваются чувашские исторические предания о событиях и лицах (личностях), а также историко-топонимические предания, отражающие период с древних времен до середины XIX века. Привлечены и некоторые предания легендарного и сказочного характера, имеющие отношение к истории, небольшое количество этнографических преданий (о материальной и духовной культуре чувашей). Не охвачены изучением фольклорные повествования о событиях второй половины XIX— XX веков, по существу близкие к воспоминаниям.

Мы не сводим изучение чувашских преданий к получившему в современной фольклористике распространение формалистическому классификационному анализу типологии сюжетов, мотивов и художественных приемов, что зачастую приводит к схоластике и схематизму, омертвлению живых произведений несказочной прозы, отрыву их от истории народа, исторической действительности. Главное для нас — воссоздание картин исторического прошлого и созидательной деятельности народа, отраженных в преданиях, выяснение содержащейся в них исторической правды.

Живой отклик читателей на первое издание книги, положительные отзывы и добрые пожелания, высказанные письменно и устно, вдохновили автора на подготовку переиздания. В настоящее издание книги внесены дополнения, в нем изменен порядок частей.

Владимир Железняков "Чучело".(цитаты из текста)
1) Миронова.
— Кто она такая — Миронова. Кнопка. — Железная, — наставительно вставил Рыжий.
— Я. Тряпок не терплю. — Миронова с высокомерием посмотрела на своих друзей. — Извините, Маргарита Ивановна, мы опаздываем.
2)Шмакова и Попов.
Шмакова была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху. Попов рядом с нею был неказистым и неловким, потому что Шмакова нарядилась в новое белое платье, в новые белые туфли и повязала волосы белой лентой. Не по погоде, конечно, зато она блистала во всем своем великолепии.
3)Валька.
А в это время веселый шестиклассник Валька мчался по берегу реки, никак не рассчитывая на то, что вечером ему приклеят позорную кличку Живодер. Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал пустые консервные банки, разбросанные еще с лета там и сям нахальными туристами. Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. И если ему удавалось поразить какую-нибудь цель, то собственная ловкость вызывала в нем прилив бурной радости.
4)Васильев.
И тут они увидели Васильева — худенького мальчишку в очках. — А меня ждать не надо, — сказал Васильев. — Я к Сомову не пойду.
— На хозяйство брошен, — неуверенно ответил Васильев и поднял над головой авоську с продуктами.
Васильев встал на четвереньки и начал шарить рукой в поисках очков. Ему было трудно, но никто ему не помогал — его презирали за измену идеалам. А Валька наступил тяжелым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло. Васильев услышал этот хруст, дополз до Валькиной ноги, оттолкнул ее, поднял очки, встал, надел их и посмотрел на ребят: теперь у него один глаз был круглый и большой под стеклом, а второй сверкал маленькой беспомощной голубой точкой. — Озверели вы! — с неожиданной силой закричал Васильев.

Ідея: єднання краси навколишнього світу й маленького хлопчика.
Основна думка: дитинство — вік, коли формується майбутня людина, і тому так важливо навчити її любити, розуміти та цінувати природу.

Казалось не слова а жемчужины нанизывала она на длинную нить что это эпитет, сравнение, олицетворение

Помогите. Напишите сочинение на тему : Мой выходной с семьёй в боулинге. или Мой выходной с семьёй на даче. ( шашлыки и т.д) про

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные. Существует две группы преданий по типу сюжета: исторические и топонимические.

Из-за отсутствия грамотности и книг до XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. В цен­тре со­бы­тий в них - яркая ис­то­ри­че­ская лич­ность – царь (Иван Грозный, Петр Первый), князь, ге­не­рал, ата­ман, раз­бой­ник, народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев). Из преданий можно узнать о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях: о взя­тии Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни, о по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри.

Предание - рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но имеются и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. На­род­ные герои на­де­ля­ют­ся вол­шеб­ны­ми ка­че­ства­ми, на­при­мер, Ермак счи­тал­ся неуяз­ви­мым, Сте­пан Разин был кол­ду­ном.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. В преданиях Пугачев показан добрым молодцем, народным заступником, родным батюшкой, красным солнышком. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.




Ос­нов­ная за­да­ча пре­да­ния – рас­ска­зать об ис­то­рии осво­е­ния си­бир­ских зе­мель. Но со­бы­тия при­укра­ше­ны, ни­че­го не го­во­рит­ся о враж­деб­ном от­но­ше­нии Ивана Гроз­но­го к Ер­ма­ку. Для Ивана Гроз­но­го цель по­хо­да – осво­е­ние Си­би­ри, для Ер­ма­ка – по­лу­че­ние сво­бо­ды. В пре­да­нии про­ти­во­по­став­ле­ны бояре и бед­ный слу­га-кре­стья­нин, бо­яр­ские со­ве­ты бес­тол­ко­вы, а со­ве­ты кре­стья­ни­на – дель­ные для царя. Дан­ное пре­да­ние во­пло­ща­ет мечту на­ро­да о том, чтобы царь оце­нил на­род­ную муд­рость и пре­дан­ность. Главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.

В данных преданиях излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала. Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.

Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря вымыслу предание напоминает по жанру легенду, былину, сказку.

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные. Существует две группы преданий по типу сюжета: исторические и топонимические.

Из-за отсутствия грамотности и книг до XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. В цен­тре со­бы­тий в них - яркая ис­то­ри­че­ская лич­ность – царь (Иван Грозный, Петр Первый), князь, ге­не­рал, ата­ман, раз­бой­ник, народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев). Из преданий можно узнать о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях: о взя­тии Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни, о по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри.

Предание - рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но имеются и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. На­род­ные герои на­де­ля­ют­ся вол­шеб­ны­ми ка­че­ства­ми, на­при­мер, Ермак счи­тал­ся неуяз­ви­мым, Сте­пан Разин был кол­ду­ном.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. В преданиях Пугачев показан добрым молодцем, народным заступником, родным батюшкой, красным солнышком. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.

Ос­нов­ная за­да­ча пре­да­ния – рас­ска­зать об ис­то­рии осво­е­ния си­бир­ских зе­мель. Но со­бы­тия при­укра­ше­ны, ни­че­го не го­во­рит­ся о враж­деб­ном от­но­ше­нии Ивана Гроз­но­го к Ер­ма­ку. Для Ивана Гроз­но­го цель по­хо­да – осво­е­ние Си­би­ри, для Ер­ма­ка – по­лу­че­ние сво­бо­ды. В пре­да­нии про­ти­во­по­став­ле­ны бояре и бед­ный слу­га-кре­стья­нин, бо­яр­ские со­ве­ты бес­тол­ко­вы, а со­ве­ты кре­стья­ни­на – дель­ные для царя. Дан­ное пре­да­ние во­пло­ща­ет мечту на­ро­да о том, чтобы царь оце­нил на­род­ную муд­рость и пре­дан­ность. Главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.

В данных преданиях излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала. Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.

Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря вымыслу предание напоминает по жанру легенду, былину, сказку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предание — жанр устного народного творчества, рассказы исторического содержания, народная историческая проза. Предания дошли до наших дней из глубины веков и сохранили дух того времени.

До XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. Но предания не отображают весь ход событий, они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто рассказывают о происхождении того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Например, в средневековых европейских исторических сочинениях было распространено предание о происхождении славянских племен. Оно гласило, что когда-то жили три брата: Чех, Лех и Мех, или Медведь. От первого произошли чехи, от второго – поляки, от третьего – русские.

Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Например, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны. Поэтому человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной.

Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин – колдун.

Нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства, но после многократных пересказов что-то, казавшееся неинтересным, забывалось, недостающие подробности домысливались, герои приобретали новые черты, а события – новые детали. В итоге факты в рассказе могли исказиться до неузнаваемости.

Почти во всех преданиях в центре любого события, от самого крупного до мелкого, всегда стоит одна яркая личность: царь, князь, разбойник, атаман, генерал. Эта личность и определяет всё происходящее. Внимание сосредотачивается именно на этом человеке, и описываемые события происходят по его воле.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные. Например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, восстание в Москве против поляков во время правления Лжедмитрия…Множество преданий посвящено основанию городов и освоению новых территорий. Эти сюжеты часто связаны с деятельностью какого-либо выдающегося человека.

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи. Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады. Однако не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных разбойниках, раздававших награбленное бедным людям. Среди них упоминаются Степан Разин и Емельян Пугачев.

Силачи в преданиях — всегда простые люди. Среди казаков – это казак, в бурлацких рассказах – бурлак. Силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника. Иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами.

Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.

Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря ему народный эпос актуален и ценен и в наши дни.

Читайте также: