Как управляют регистрами органа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Орган - самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.

Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

Высота органа - 15 метров, вес 30 тонн. Стоимость - два с половиной миллиона евро.

О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.

У органа пять клавиатур - четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева - ручки включения регистров.

Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты - наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.

Пресеты сохраняются на обычной дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.

Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.

Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.

Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.

Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.

Для равномерной его подачи используются . обычные кирпичи. Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.

Воздух подаётся в орган по деревянным трубам.

Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически - тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления - ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган - чисто аналоговый инструмент, с усилением - цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.

Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.

Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой "пожарной" лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.

Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.

Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.

Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.

У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.

Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие - ультразвук.

Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.

Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.

Небольшое количество труб имеет только электропривод.

А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или "спецэффекта". Это "колокольчики" - звон семи колокольчиков подряд и "птички" - чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают "колокольчики".

Удивительный и очень сложный инструмент!

Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.

Спасибо пресс-службе Московского Международного Дома Музыки и Ирине Черкасовой за возможность увидеть "короля инструментов" изнутри.

Поделитесь статьёй:

Continental и Sennheiser представили автомобильную аудиосистему без колонок

Усилитель Marantz PM7000N со встроенным сетевым плеером

Инсталляция с невидимой акустикой в

Хороший обзор такого масштабного инструмента. Был в этом зале но не на органном концерте. Очень понравился весь ММДМ.

ВКонтакте
Habr
Instagram
YouTube
Telegram
Яндекс Дзен

Copyright © 2001-2022 Аудиомания, все права защищены.

Сайт предназначен для лиц, достигших 18 лет. Условия использования сайта Оферта

Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры.

Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Над исполнительской кафедрой располагаются жалюзи, или по-другому швеллер, которые скрывают от зрителя второй этаж органных труб. С помощью специальной педали органист управляет положением жалюзи и тем самым влияет на силу звука.

Устройство

В связи с масштабными размерами инструмента он имеет очень сложную структуру с различными элементами: пульт, мануалы, педальная клавиатура, регистры с переключателями, трубы и др.

Пульт

Пульт, или органная кафедра, - место, оснащенное всеми необходимыми для исполнителя средствами: игровые мануалы, педаль и включатели регистров. Также могут иметься швеллеры, рычаги для ног, кнопки активации копул и др.

  • Копула - приспособление, позволяющее воспроизводить регистры одной ручной клавиатуры во время игры на другой.
  • Швеллер - механизм, суть которого заключается в регулировке динамики с помощью открывания или закрывания дверцы ящика, хранящего в себе трубы ручной клавиатуры.

Мануалы

Мануалами называется клавиатура, на которой играют руками, что делает орган схожим с фортепиано и роялем внешне. Их количество может доходит до семи единиц, но в среднем число варьируется от двух до четырех.

Располагаются они друг над другом, и их нумерация в виде латинских цифр идет по принципу снизу вверх.

Каждый из мануалов имеет ряд собственных регистров.

  • Регистр - строй труб одинакового тембра, находящихся в духовой части органа.

Клавиатура в виде педалей

Клавиатура, или педаль, - еще одно очень интересное устройство в органе. Набор клавиш варьируется от 5 до 32 единиц, включающих в себя собственные ряды труб (регистры) преимущественно низких тембров (от до большой октавы до соль или фа первой).

Игра на педали осуществляется с помощью нажатия клавиш каблуком или носком (способ зависит от аппликатуры, указанной в нотах).

Регистры

Данная деталь устройства органа носит в себе очень важную миссию: при выключенных регистрах клавиши инструмента звучать не будут.

Активация труб происходит благодаря электронным выключателям (регистровым рукояткам). Они располагаются над клавиатурой или по бокам от подставки для нот (пюпитр).

По устройству труб регистры можно разделить на два вида: лабиальные и язычковые.

Первый тип включает в себя закрытые или открытые трубы с отсутствием язычков. К нему принадлежат флейты, принципалы, микстуры и аликвоты.

Второй тип включает в себя наличие язычка, который при воздействии воздушных масс рождает интересный звук, схожий с тембрами духовых инструментов: гобоем, кларнетом, трубой, фаготом, тромбоном и многими другими. Окраска звука будет зависеть от наименования и конструкции регистра.

Язычковые регистры могут иметь не только вертикальное строение, но и горизонтальное.

Трубы

Трубы в устройстве органа бывают деревянными, металлическими и деревянно-металлическими разной длины, формы и диаметра.

Инструмент может включать в себя до 10 тысяч труб.

Больше всего места из них занимают басовые, высота которых достигает 10 метров.

Трактура

Благодаря трактуре механизмы управления на пульте соединяются с воздухозапорными деталями инструмента.

Проще говоря, трактура переносит движение клавиш органа на клапаны одной трубы или целой группы.

Данный механизм бывает нескольких видов:

  • механическая;
  • электрическая;
  • электропневматическая;
  • пневматическая;
  • смешанная.

Применение

Этот массивный инструмент ранее использовался только для богослужения католической и протестантской церквями.

Позднее органные залы начали строить и в советских зданиях (например, в Московской консерватории или Государственной капелле Санкт-Петербурга).

Орган - универсальный инструмент, так как подходит как для сольного исполнения произведений, заменяя весь оркестр, так и для аккомпанемента в сочетании с другими: ансамблями, вокалистами и хором.


Оглавление

Зарегистрируйтесь и зарегистрируйтесь

В принципе, каждый регистр можно извлечь индивидуально, но не каждый регистр предназначен для воспроизведения в одиночку (например, аликвоты ). Поэтому органист должен соблюдать несколько правил при регистрации , чтобы создать приемлемый звуковой образ. Тембры, которые содержит орган, являются результатом композиции регистров. Таким образом, регистры составляют важную часть распоряжения векселем. Изготовитель органа обсуждает его с клиентом при проектировании инструмента, чтобы приспособить орган к использованию и соответствующей акустике помещения.

Правильный выбор реестра - это искусство, подобное инструментарию . В зависимости от характера произведения, акустики помещения, контекста соответствующего события, аудитории и возможностей инструмента органист определяет регистрацию и отмечает в партитуре, когда должна звучать остановка. На концерте он может быть оказана помощь по регистранта , особенно , если есть частые изменения регистра в пределах произведения на органе с механической остановки действия . Затем это вытягивает регистры в назначенных местах или отталкивает их. На современных органах можно заранее сохранить бесчисленные комбинации . Одна кнопка (для руки или как ножная кнопка ) может затем использоваться для переключения между различными регистрациями, что в настоящее время часто делает излишнюю помощь регистранта.

В дополнение к собственно регистрам существуют также так называемые вторичные регистры и регистры эффектов , которые также включаются с помощью остановок, но не содержат собственного ряда каналов.

Типы регистров

Дифференциация по высоте

Регистры органа могут иметь разную высоту. Со времен барокко так называемый номер тона стопы, шаг стопы или положение стопы утвердились в качестве обозначения . Это явно было получено из длины самой большой трубы (на клавише C) открытых лабиальных регистров , измеренной в исторической единице длины фут (приблизительно 32 см). Фактически, это примерно половина длины волны тона самого нижнего регистра.

По физическим причинам фактическая длина губных трубок несколько отличается от номинальных значений числа тонов стопы. В случае язычковых регистров нет такой четкой связи с указанным количеством футовых нот, поскольку высота звука зависит в первую очередь от язычка и в меньшей степени от длины воздушного столба в трубе.


Соотношение между количеством футов, октавным положением и размером открытой лабиальной трубы (1 ′ = 1 фут = приблизительно 32 см)


Различные высоты тона образуют ряд обертонов . Комбинируя основной регистр (обычно 8'-позицию) с одним или несколькими регистрами или аликвотами обертонов (например, 2 2 ⁄ 3 'или 1 3 ⁄ 5 '), определенные обертоны основного регистра усиливаются или добавляются дополнительные обертоны. Таким образом, орган предлагает нечто вроде аддитивного синтеза звука .

Кроме того, существуют соответствующие субоктавы, которые также могут образовывать серию обертонов . Поскольку большинство из них уже содержится в 8'-обертонной серии из 4-й партии, полезны только несколько регистров:

Положение стопы Частичный тон
64 ' на три октавы ниже, чем указано.
32 ′ на две октавы ниже нотной (достигает нижнего предела слышимости около 16 Гц ), редко в меньших органах, часто в больших органах также 2-я часть 64 '
16 ′ на октаву ниже, чем указано также 2-я часть 32 ′
10 2 ⁄ 3 пятая между 16 и 8 минутами 3-я часть 32 '
5 1 ⁄ 3 пятая между 8 'и 4' 3-я часть 16 '
3 1 ⁄ 5 третий между 4 'и 2' 5-я часть 16 '

Реестры можно разделить на сноски.

  • Базовые регистры (64 ', 32', 16 ', 8', 4 'и т. Д.) И
  • Регистр аликвот (оставшиеся частичные).

Чтобы изобразить гармонические отношения, положение стопы иногда отображается как действительная дробь, то есть около 8 ⁄ 3 'вместо 2 2 ⁄ 3 '. Эта дробь обозначает третью часть, основанную на 8 'базовом регистре.

  1. ↑ Чрезвычайно редко, поскольку самая низкая октава находится в инфразвуковом диапазоне, поэтому ее больше нельзя услышать, но можно почувствовать как вибрацию. Во всем мире известны два органа, каждый с регистром 64 ' до суб-субконтра C (C 3 ) ( орган конференц-зала Атлантик-Сити и Сиднейской ратуши ), до суб-субконтра G- диез (G- диез 3 ) до суб-субконтра G- диез (G- диез 3 ) до двух 64 «Известные регистры в органе и с регистром 64 ', расширенным до субубконтра-А (A 3 ), известны три органа с регистром 64' каждый.

Обозначение поля

Информация 12 'и 24' имеет несколько значений.

  • В Италии 12 'означает 8', которая начинается с клавиши Kontra-F (F 1 ), 24 'означает соответствующие 16'. В старых итальянских органах диапазон мануала и педали иногда простирается глубже, чем у обычного C, например Б. до Contra-F (F 1 ) или даже до Contra-C (C 1 ).
  • В старых органах к северу от Альп 12 'означает 16', которое начинается только с клавиши F, 24 'соответствует 32' от клавиши F. Ручное управление и диапазон педали здесь обычно распространяется только на клавишу F. Кроме того, 12 'иногда обозначает пятая 10 2 ⁄ 3 ′.

Дифференциация по конструкции

Различные регистры органа различаются не только высотой тона (положение стопы), но и своей конструкцией и, следовательно, тональным подходом (адресом), содержанием обертонов (тембр) и объемом. Две основные группы:

  • Губные свистки (также губные свистки): генерация звука, как на магнитофоне : воздушная лента ударяется о верхнюю губу с острыми краями и издает звук.
  • Рид-свистки (также языковые свистки): звук, создаваемый вибрирующим металлическим языком, усиление и формирование звука с помощью прикрепленной резонансной чашки.

Кроме того, на звук влияет форма трубы: открытая, наполовину закрытая (также покрытая тростником) или закрытая конструкция, размеры трубы (соотношение длины и диаметра трубы, ширина половых губ и т. Д.) И уровень давления ветра. .

Дифференциация по функциям

Лабиальные регистры можно разделить на следующие функциональные группы:

  • Главный хор . Регистры основного семейства звучат крепко, терпко, чисто и сбалансировано. Они встречаются во всех регистрах и представляют собой тональное ядро ​​органа. Типичные для органа звуковые короны, миксы, тарелки и т. Д. Состоят из основных труб.
  • Дальний хор , а также хор роя или регистр флейты. У них мягкий, темный и часто немного более тихий звук. Их длина шире, чем у главных. Концертные флейты и переливные флейты (джубальная флейта) могут быть использованы в качестве солистов.
  • Близкий хор . Так называемые струны имеют плотную шкалу и чистое и яркое звучание. Они могут быть очень прочными и острыми, но также очень мягкими и мягкими. Они особенно подходят для игры аккордами и сопровождающими голосами, потому что вы можете четко видеть ноты даже в нижнем регистре. Они также могут появляться как звуковая корона ( смесь струн) под названием Harmonia aetheria .

Языковые регистры настолько разнообразны по конструкции и звучанию, что классифицируются по функциям, а не по тембру:

Однако и это разделение неясно, многие герконовые регистры могут использоваться в обеих функциях.

репетиция

Повторяющиеся регистры прерываются с определенной высотой тона по причинам, связанным с конструкцией инструмента (трубы слишком малы для работы с ними) и тональными причинами (достижение предела слышимости), и начинаются снова с более низкого тона. Если хор прыгает в нижнюю октаву в регистрах с несколькими хорами , говорят об октавном репитере , чередующем пятый и октавный хоры , это называется четвертым-пятым повторением или также мягким повторением . Количество повторов зависит от размера хоров и желаемого звукового эффекта всего регистра. Особое искусство органного строительства - сделать незаметными вставки нижних хоров. Со звуковыми коронами хор, расположенный ниже, часто начинается без прерывания самого высокого хора. Затем количество хоров увеличивается по ходу игры на клавиатуре. Затем это дается, например, как смесь 1 1 ⁄ 3 ′ 4–6 раз . Повторяющиеся широкие хоры также строились частями с 20 века . Если повторения достаточно незаметны, создается эффект, подобный шкале Шепарда .

Октавный ретранслятор иногда можно найти в отдельных голосах ( 1 1 ⁄ 3 ′ и выше), если они превышают указанный предел тона в верхнем регистре. Эта конструкция типична для органов итальянского барокко, в которых высокие аликвотные ряды повторяются, когда они достигают длины c 5 или 1 ⁄ 8 '. Кимвал 1f. однако обычно это выполняется в четвертом-пятом повторении.

И одиночные, и смешанные голоса иногда начинаются в самом низком регистре (самая низкая четвертая, пятая или октава) на октаву выше и только затем перескакивают в их фактическое положение ног. Этот тип октавного повторения также называется редукцией и относительно часто встречается в полуторных звуках .

Смешанные голоса

Помимо регистров, которые состоят ровно из одного ряда труб, есть также смешанные голоса , состоящие из нескольких трубных хоров. С ними одновременно на каждую клавишу звучат две и более трубы. Смешанные регистры включают звуковые коронки (также называемые смесями ) и смешанные регистры цветов.

Звуковые короны

Звуковые короны или смеси принадлежат регистрам по принципу построения и обычно содержат только октавные и пятые хоры, но иногда и трети. В зависимости от того, содержат ли они также трети, их характеризуют как:

Последние также называют третьей тарелкой или третьей тарелкой . В современных органах также есть звуковые коронки, которые z. Б. также содержат седьмой хор (третья седьмая тарелка).

Большинство звуковых корон - это повторяющиеся голоса. Звуковые короны включают регистры Mixtur , Scharff , Zimbel и Hintsatz . Как правило, звуковые коронки в педали не повторяются.

Пример смеси 1 1 ⁄ 3 ′ 3–4 раза с легким повторением и его графическое изображение:

33 тысячи труб: как устроен орган

Орган в Большом зале Московской консерватории

Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.


На старинном корабле


Свистковые и язычковые

Мы поднимаемся на верхний ярус органа, откуда открывается недоступный простому посетителю консерватории вид на Большой зал с верхней точки. На сцене внизу, где только что окончилась репетиция струнного ансамбля, ходят маленькие человечки со скрипками и альтами. Наталья Владимировна показывает мне вблизи трубы испанских регистров. В отличие от прочих труб, они расположены не вертикально, а горизонтально. Образуя своего рода козырек над органом, они трубят прямо в зал. Создатель органа Большого зала Аристид Кавайе-Коль происходил из франко-испанского рода органных мастеров. Отсюда и пиренейские традиции в инструменте на Большой Никитской улице в Москве.


В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Сколько рук у органиста?

Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров. звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста. Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках. Зачем все это?


Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura). А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов. Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

Мощное дуновение

Финальная часть нашей экскурсии посвящена воздуху. Тому самому воздуху, который заставляет орган звучать. Вместе с Натальей Владимировной мы спускаемся на этаж ниже и оказываемся в просторном техническом помещении, где нет ничего от торжественного настроя Большого зала. Бетонный пол, белые стены, уходящие вверх опорные конструкции из старинного бруса, воздуховоды и электродвигатель. В первое десятилетие существования органа здесь в поте лица трудились качальщики-кальканты. Четыре здоровых мужика вставали в ряд, хватались обеими руками за палку, продетую в стальное кольцо на стойке, и попеременно, то одной, то другой ногой давили на рычаги, надувающие мех. Смена была рассчитана на два часа. Если концерт или репетиция длились дольше, уставших качальщиков сменяло свежее подкрепление.

Правдива эта легенда или нет, но в 1913 году мускульную силу окончательно заменил электродвигатель. С помощью шкива он раскручивал вал, который в свою очередь через кривошипно-шатунный механизм приводил в движение мехи. Впоследствии и от этой схемы отказались, и сегодня воздух в орган закачивает электровентилятор.


В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи.

Читайте также: