Как ты думаешь почему краткий пересказ является самым сложным для передачи содержания данной сказки

Обновлено: 05.07.2024

Почему в начальной школе не учат правильно пересказывать тексты

К сожалению, как показывает опыт, большинство будущих первоклассников очень плохо владеет связной речью. Они, если и отвечают на вопрос педагога, то короткими предложениями. С трудом составляют рассказ по картинкам. Не всегда могут пересказать текст, или даже знакомую сказку.

В школе идёт большая работа над развитием речи. Начиная уже с 1-ого класса, детям часто дают задание пересказать какой-то текст. При чём чётких указаний, как надо пересказывать, нет. Однако, несмотря на это, большинство первоклассников и второклассников легко пересказывают тексты и получают хорошие оценки.

Казалось, нет никаких проблем! Но это только так кажется. Дети младшего школьного возраста обладают хорошей механической памятью. Им не составляет труда запомнить практически наизусть небольшой текст, а затем пересказать его.

И пока все радуются тому, что ребёнок так подробно передаёт содержание текста, время идёт. А ребёнок по-прежнему не умеет пересказывать тексты.

Проблемы начинаются в классе 3-ем, 4-ом. На смену простым текстам приходят более длинные произведения, рассказы научного характера. Такие тексты уже так просто не запомнишь. А ещё в это время дети начинают писать изложения. И чем сложнее текст, тем труднее ребёнку передать его содержание кратко и чётко.

Вывод очень простой. Хотите избежать проблем в обучении в будущем? Учите уже сейчас ребёнка правильно готовиться к пересказу текста. Не заниматься зубрёжкой, а учить ребёнка осмысленному пересказу! И чем раньше вы начнёте это делать, тем быстрее ребёнок освоит алгоритм такого пересказа. И тем легче ему будет понять и пересказать любой текст.

Сколько раз надо читать текст, чтобы его не забыть

Можно несколько раз прочитать текст, и всё равно не запомнить то, о чём там написано. Но это если речь идёт о механическом запоминании. Мы договорились учить детей осмысленному пересказу. Значит, и подход к чтению текста должен быть другой.

Сразу скажу, что при таком подходе одного раза прочтения текста будет недостаточно.

Читаем первый раз. Получаем общее представление о теме текста. То есть о чём говорится в тексте: о динозаврах, или о полёте в космос.

Читаем второй раз. Но уже с карандашом в руках. Карандашом мы в каждом абзаце подчёркиваем 2-5 ключевых слова. Это слова, которые говорят, о чём идёт речь именно в этом абзаце.

Читаем третий раз. Третий раз нужен для того, чтобы понять те эмоции, которые вызывает у ребёнка прочтение данного текста (понятно, что речь идёт о художественном тексте).

После прочтения (как минимум 2 раза) можем начинать готовиться к пересказу текста.

Как мотивировать ребёнка на составление плана текста

Один из этапов подготовки к пересказу – составление плана текста. И тут надо принять во внимание, что ни один ребёнок не любит составлять план. Почему?

Во-первых, это сложно, ведь надо придумать краткое название к каждой части.

Во-вторых, каждый пункт плана надо записать. А писать дети тоже не любят.

Ну, а в-третьих, для ребёнка составление плана – абсолютно не нужное действие.

Короче, просто запомнить текст легче, чем тратить время на составление плана. Но мы уже знаем, что эта лёгкость временная.

Тем не менее составление плана – очень важный этап в подготовке к пересказу текста. Только опираясь на план (а не на свою память), ребёнок сможет осмысленно пересказать текст. Осмысленно – значит, точно передать последовательность действий в тексте, логические цепочки между событиями, происходящими в тексте, главную мысль текста. Но ребёнку объяснять это бесполезно.

Как же нам уговорить ребёнка составить план? Предлагаю вам несколько интересных подходов к составлению плана любого текста.

Способ 1. План текста – это как лестница. Поднимаясь по ступенькам (это пункты плана), мы последовательно передаём содержание текста от начала до конца. При этом нельзя перескакивать через ступеньки или нарушать их последовательность.

Нарисуйте лестницу, количество ступенек должно соответствовать количеству пунктов в плане. Можно составить план в виде пирамиды из нужного количества колечек. Или в виде нитки бус, где каждый пункт плана – это отдельная бусинка.

А уже на ступеньках, в колечках и бусинках писать пункты плана текста.

Способ 3. Как озаглавить пункты плана? Это могут быть короткие предложения. Например: Дровосеки убивают волка. Это могут быть словосочетания. Например: гибель волка. Но можно обойтись и без мучительно долгого размышления, как назвать пункт плана. Возьмите готовую подходящую фразу из самого текста. Например: Дровосеки услышали шум, вбежали в дом и убили волка.

Виды плана: какой лучше

Есть несколько типов планов. Самый распространённый – это текстовый план. В таком плане каждый пункт представлен в виде предложения или словосочетания.

В дошкольном и младшем школьном возрасте очень востребован картинный план . В таком плане каждый его пункт – это картинка, соответствующая содержанию данной части. Есть ещё один вид плана – тезисный, но его используют в старшей школе.

Какой вид плана лучше? Решать вам. На мой взгляд, детей младшего школьного возраста надо научить составлять и картинный план (можно схематический), и словесный. Дети дошкольного возраста самостоятельно составить план не смогут. Тут нужны подходящие пособия. Вы можете сами заранее составить картинный план текста, а ребёнок по этому плану попробует этот текст пересказать.

Сколько пунктов должно быть в плане? Сначала лучше составлять план подлиннее. Такой план поможет ребёнку более точно и последовательно пересказать текст. К сожалению, на составление такого плана уйдёт немало времени. Однако, вы можете воспользоваться вышеперечисленными способами составления плана. И тогда данная работа станет более увлекательной.

Кроме того, со временем у ребёнка разовьются речь, мышление. Он научится читать текст с карандашом. Ему станут не нужны такие большие и подробные планы. И планы будут становиться всё короче и короче.

1. Расскажи последовательно, что происходит в этом рассказе.

2. Назови черты характера главного героя.

3. Какова главная мысль произведения?

4. Как автор описывает лес (полянку или какой-то другой объект природы)? Найди и прочитай.

5. Как ты относишься с герою?

Такие вопросы и задания в дальнейшем раздражают детей и формируют негативное отношение к чтению произведений.

Давайте попробуем перефразировать эти вопросы и задания:

1. Могла ли ситуация, описанная в тексте, случится в жизни?

2. На кого похож главный герой: на доброго волшебника, Карабаса Барабаса, лисичку-сестричку, Илью Муромца?

3. Этот текст - засекреченное послание от автора. Попробуй отгадать это послание. Напиши его и положи в коробочку.

4. Давай составим карту путешествия по рассказу.

5. Ты готов принять героя к себе в друзья?

Согласитесь, что такое обсуждение текста гораздо интереснее. В результате ребёнок учится:

- эмоционально пропускать текст через себя;

- глубже понимать события в тесте и сравнивать их с жизненными ситуациями;

- соглашаться или не соглашаться с автором, опираясь на свой жизненный опыт;

- проникать в самую суть текста и находить скрытый смысл.

Всё это в целом облегчит ребёнку работу над пересказом текста.

Если эту статью читают педагоги, то, я думаю, они возьмут этот приём себе на заметку.

ТОП-10 приёмов для улучшения пересказа текста

Ну вот, вроде и текст понятен, и в памяти отложились все события, а вот пересказать связно, красиво, понятно не всегда получается. Это происходит потому, что при пересказе дети допускают ошибки. Эти ошибки на первый взгляд не очень существенны. Но в то же время они не позволяют воспринимать пересказ как целостное повествование. Создаётся впечатление, что ребёнок не помнит или не понимает того, что происходит в тексте.

Для того, чтобы избежать этих ошибок и выстроить красивый и связный пересказ текста, используйте следующие приёмы:

1. Начните со вступления. Оно поможет собрать свои мысли и плавно выстроить свой рассказ.

Вот примеры разных вступлений:

2. Не стройте длинных предложений. Иначе есть опасность потерять нить повествования. К тому же длинные предложения плохо воспринимаются на слух.

3. Старайтесь избегать слов-паразитов: ну, вот, короче, в общем-то, типа и др.

4. Включите в свой рассказ имена прилагательные. Они украшают нашу речь, делают её выразительнее.

5. Добавьте к пересказу заключительную часть. В ней можно открыть главную мысль произведения (то, о чём хотел сказать нам автор), выразить своё отношение к событиям или к герою. Это придаст больше ценности вашему пересказу.

6. Используйте слова-связки между абзацами и частями повествования: кроме того, а также, наконец-то, в результате, таким образом, тем временем, неподалёку, итак и др.

8. Выбрасывайте из своего повествования диалоги. Слушать их долго и скучно. Лучше кратко скажите, между кем происходил диалог, о чём говорили и к чему пришли.

9. Исключите из своего пересказа мелкие подробности. Например, как герой шёл через лес, как он разжигал костёр и т. п. То есть те подробности, которые не влияют на смысл рассказа.

10. При пересказе используйте жесты, меняйте тембр и темп голоса. Выразительное рассказывание поможет захватить и удерживать внимание аудитории с самого начала и до конца. А ведь именно это и есть конечная цель, ради которой мы учим ребёнка пересказывать тексты.

План подготовки к пересказу, или 5 шагов к успеху

Итак, мы подошли к самому главному – к алгоритму подготовки пересказа текста. Это проверенный алгоритм. Следуйте ему, и тогда ваш ребёнок научиться быстро и качественно готовить пересказ любого текста. Как следствие, повыситься уровень развития его способностей и улучшится успеваемость.

Алгоритм включает в себя 5 шагов.

Шаг 2. Составляем план-карту по тексту. На этом этапе мы выстраиваем ход событий, рассуждений, происходящих в тексте. Не надо планировать заранее количество пунктов в плане. Но создавая каждый пункт, сразу давайте ему название, рисуйте картинку или схему. Вы можете выбрать любой вид построения плана из рассказанных мною выше.

Шаг 3. Прочитайте каждый абзац текста и подчеркните ключевые слова.

Шаг 4. Попробуйте связно пересказать текст по своему плану. Если нужно, уменьшите план или перефразируйте название некоторых частей. План должен быть вашим помощником при пересказе. Иначе зачем он нужен?

Шаг 5. Вспомните приёмы, улучшающие ваш пересказ. Используйте их при генеральной репетиции пересказа текста.


Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
– А вы бы как думали? Эх, вы, трусы.
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Баю-баю-баю…
(Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Я думаю, что писатель дал такое название сборнику не просто так. Скорее всего, все произведения этого сборника адресованы девочке по имени Алёнушка.

Каким изображён Заяц в начале сказки?

В начале сказки Заяц изображается трусливым, он боялся всего вокруг.

Заяц хвастался своей храбростью, ему начинало казаться, что он действительно очень храбрый. Его хвастливые слова придавали ему силы и уверенности в себе. Но остальные зайцы смеялись над ним, потому что они знали, что не может заяц не бояться волка или медведя. Они считали зайца смешным и глупым.
Язык примёрз – так говорят о человеке, который не может сказать ни слова от сильного испуга.

Заяц увидел волка, залез на пенёк, но потом от страха упал волку на лоб. Заяц принялся бежать, но быстро устал и прилёг под кустом. Волк подумал, что кто-то в него выстрелил и убежал в другую сторону. Другие зайцы решили, что хвастун настоящий герой и храбрец.

Эту поговорку можно применить к Волку, потому что он не столкнулся с реальной опасностью, а придумал её.

Расскажи о Зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным, храбрым?

Заяц был маленьким и всего боялся. Но ему надоело бояться, поэтому он начал хвастаться, что больше никого и ничего не боится. Другие зайцы смеялись, слушая его хвастливые речи. В этот момент заяц кажется смешным и глупым.
Несчастным заяц стал, когда убегал от волка. Хвастовство не помогло ему, он так и остался трусом, поэтому назван несчастным.
Бесстрашным его посчитали другие зайцы, когда волк тоже убежал. Они подумали, что волка напугал заяц, а значит он действительно никого не боится. Но волк испугался сам.

Зачем писатель придумал сказку про храброго Зайца и рассказал её Алёнушке?

Писатель придумал и рассказал эту сказку Алёнушке для того, чтобы показать, что хвастовство до добра не доводит. На примере Зайца он показал, что и бояться всего подряд тоже не стоит. Нужно быть смелым, но при этом здраво оценивать свои силы.

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

Сказка сама по себе сложная в ней много событий и кратким пересказом будет труднее высказать всё происходящие

Ответ

был однажды житель звали его ширкин у него были друзья кеша, гоша, и паша лучший другом был кеша, паша был завидным и зотел занять место кеши. паша подошёл к кеши и сказал пошли на . спустя 2 часа кеша наловил 3 чибака, одного налима, и 2 карасика, паша ничего, у кеши рыба была в ведре, паша разозлился и схватил его ведро и унёс, через день паша встретил ширкина и дал ему ведро сказав: смотри сколько я наловил.

Ответ

ответ: весенним днем в совхозной библиотеке тихо и безлюдно. среди книг да полированных столов стоит на коленках светленькая, курносенькая девчонка-библиотекарша и, раскатав по полу большой лист бумаги, рисует. видно, похожей на себя получается толстая тетка с великой ложкой в руке, девчонка весело хмыкает, а потом, сдвинув брови, старательно пишет под карикатурой стихи:

когда ее просят совхозу —

становится сразу несчастной невмочь.

а только участки делить под картошку —

стукнуло в коридоре, отворилась дверь: это по дороге в хранилище заехал главный агроном — водицы попить. вчерашний смешливый комбайнер васька аверин сегодня серьезен. василий сергеевич напился, утерся широкой ладонью и наклонился над рисунком.

— тетка нашего бабкина? похожа. прихожу сейчас к ней: в субботу картошку перебрать, а — и, передразнивая, василий сергеевич сердитым, напористым голосом заговорил: — нет уж, граждане! будет с меня! у меня и так целых два мужика в совхозе вашем вкалывают!

— верно, верно! так она и шумит! а участок ей лучший подавай, и семена отборные, и лошадь сильную!

— энергичная женщина, — закончил главный. он подумал, выпил еще стакан, крякнул и, уходя, посмотрел в окно: — а вон и ее мужики топают. важные, страсть!

библиотекарша быстро скатала рисунок и поднялась с колен.

— уже прочитал? — весело удивилась девчонка, обеими руками поднимая бабкинские тома и недоверчиво покачивая головой.

парень кивнул и насупился.

— еще подобрать? потолще?

— некогда, — ответил коренастый, широкоплечий бабкин. — весна.

— весна, — тихо поддакнул из-за его спины тощий, длинный павлуня. — пахать нам, вкалывать.

девчонка посмотрела на чумазого бабкина, пощурилась и востреньким голоском протянула:

— ой, мамочки, пахарь! а трактор-то у тебя есть?

— а вот увидишь, — слегка улыбнулся бабкин.

— посмотришь, — хмыкнул павлуня и, не удержавшись, похвалился: — нам новый трактор обещан. тот,

— да ладно тебе! — небрежно бросил бабкин, и степенно пошли к двери.

девчонка в спину им вдруг сказала:

— нет же! — перебил ее павлуня. — он как раз нам предназначен! бабкину!

— да? — девчонка едва удерживалась от смеха.

— да! — твердо сказал бабкин. — до свидания!

библиотекарше в окно видно, как братья свернули за угол, остановились и начали махать руками. потом, оглянувшись на библиотеку, припустились к мастерской.

в мастерской было тихо и холодно, а на дворе вовсю дымилась земля. поэтому слесари распахнули настежь ворота и работали поближе к солнцу и теплу.

во дворе особняком на виду у всех стоял замечательный чистенький трактор апельсинового цвета.

— наш! — сказал бабкин, похлопывая машину по мотору.

павлуня тоже похлопал и тоже сказал:

— скоростной, надежный, — прохаживался бабкин возле своего трактора. — кабина просторная, пыли нет.

— с зеркальцем, — заметил павлуня и почему-то засмущался. — тут только в белом халате, потому — павлуня, как обычно, не дотянул до конца фразу и замолчал, тараща на апельсиновый трактор ласковые синие глаза.

— вы что думали, такую машину да соплякам? тут и позаслуженней найдутся. брысь!

бабкин набычился и засопел, стал надвигаться плечом.

— тише, тише, теткин племянник! — остановил его иван петров. — ты лучше погляди, что возле конторы вывешено!

и принялся за дело: вытащил новенькие серебряные гаечные ключи, запрятал их в свой шкафчик. туда же, под телогрейку, запихал апельсиновое ведерко, аптечку, а зеркальце, поцарапав масленым ногтем, протянул павлуне:

— возьми, кавалер, пригодится!

бабкин повернулся и побежал к директору. павлуня постоял, подумал, потом бросился вдогонку за братом.

1. Как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных?

Кроме того, изображая голосом животное, следует воссоздать его характер, т. е. говорить то низким тоном, то высоким, переходить на шёпот, свист или писк и т. п. Однообразное торжественное сказывание тут поэтому также неуместно.

2. Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей?

У каждого сказителя есть свои секреты, как сделать сказку необычной и интересной. Например,

Д. С. Асламов подходил к сказыванию сказок очень ответственно и репетировал свои выступления заранее. Ф. И. Зыков уделяет особое внимание передаче диалогов, потому что считает их самой сложной для сказывания частью сказки. А. К. Новопольцев старается дополнить сказку различными стихотворными элементами, рифмами, потешками и т.д. А. К. Барышникова вводит в сказку множество различных элементов типа присказки, зачина, устойчивых эпитетов, рифмовок и т. д. Всякий раз она стремится сотворить уникальный вариант сказки. Н. О. Винокурова дополняет сказку активной жестикуляцией, пейзажными зарисовками.

3. Какими приёмами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки?

Готовясь к сказыванию сказки, я бы, прежде всего, многократно повторил текст, чтобы не упустить никаких важных деталей сюжета. Также я бы постарался украсить своё сказывание рифмами и пословицами. И, конечно же, я бы потренировался в прочтении текста разными голосами, чтобы правильно воссоздать речь разных героев.

4. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.

Настала очередь Ивана-царевича стрелу пускать. Натянул он тетиву, и взвилась стрела высоко-высоко, полетев в сторону леса тёмного.

Отправился Иван искать стрелу. Шёл-шёл он, по сторонам во все глаза смотрел, а стрелы всё не видать. А повсюду лес дремучий, лес высокий, лес страшный! Но вот набрёл Иван на болото. Было то болото невелико размером, но так глубоко, что дна-то и не достать!

И тут увидал Иван, что на большом болотном листе лягушка-квакушка сидит да стрелу его в пасти держит.

5. Рассмотрите несколько слов-синонимов. Есть ли среди них сленг, разговорные слова?

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: